Труды БГТУ, 2017, серия 5, № 1, с. 171-174
171
УДК 338:65:332
Л. К. Климович
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
ОПТИМИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ РЕГИОНА
В статье рассматриваются направления инновационного развития сферы услуг, проблемы формирования интегрированных структур управления в сфере услуг региона; изменения в мировом хозяйстве и национальной экономике; диверсификация на основе высоких технологий как индикатор развития экономики региона и возможности развития экономического потенциала регионов.
В процессе оптимизации организационной структуры создан холдинг бытового обслуживания «Гомельоблбыт», обеспечивающий реализацию стандартов бытового обслуживания населения.
Научная новизна состоит в рассмотрении концепций развития сферы услуг во взаимосвязи с глобализацией мировой экономики, интеграционным развитием и оптимизацией структур управления. Результаты могут быть использованы при принятии управленческих решений в процессе государственного прогнозирования инновационного развития сферы услуг.
Ключевые слова: оптимизация структур управления, регулирование развития региона, инновации, влияние высоких технологий.
L. K. Klimovich
Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives
OPTIMIZATION OF INTEGRATED GOVERNANCE STRUCTURES OF SERVICES OF THE REGION
The article considers the directions of innovative development of services, problems of formation of integrated governance structures of services of the region; changes in world and national economics, diversification based on high technologies, as a development indicator of economics and region and possibilities of development of regions' economic strength.
A holding of everyday services "Gomeloblsbyt" was established during the optimization process of organizational structure. It provides realization of standards of population's everyday services.
Scientific novelty is in consideration of concepts of services development in conjunction with globalization of world economics, integrative development and optimization of governance structures. The result can be used during administrative decision making in the process of the state prognostics of innovative development of services.
Key words: optimization of governance structures, regulation of region's development, innovations, impact of high technologies.
Введение. Объективной закономерностью развития мировой цивилизации является приоритетность социальных аспектов. Для жизни общества в целом значима совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере. Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, отражала преимущественно материально-вещественные аспекты проблемы, при этом им отводилась роль доминант общественного развития.
При выборе концепции развития на современном этапе следует учитывать, как будут развиваться организации сферы услуг - благодаря внутриорганизационному развитию (как в системе потребительской кооперации и в малом бизнесе) или благодаря поглощениям и слияниям (образование холдингов, ТНК и др.).
В период формирования рыночной экономики одна из основных задач заключается в
разработке интегрированной структуры сферы услуг с учетом взаимодействия с Белорусским республиканским союзом потребительских обществ и предпринимательским сектором.
Основная часть. В современных концепциях развития сферы услуг актуализировано развитие региональной рыночной инфраструктуры, региональной политики. Сложившаяся специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг вынуждена изменяться под воздействием кризисов с внедрением высоких технологий. Практика деятельности организаций свидетельствует о том, что потребность в технологической и структурной модернизации производства товаров и услуг остается высокой. Необходимо внедрение инноваций в технологические и коммуникационные процессы, в управление кадрами, что невозможно без участия менеджеров, обладающих специальными знаниями и навыками.
Сфера услуг способствует формированию важнейших составляющих экономического роста: научных знаний, нематериальных форм накопления, информационных технологий, инноваций.
Для создания условий развития инноваций и обновления технологий принимаются следующие меры: мониторинг и формирование инфраструктуры, технопарков, инновационных центров, сетей и агентств по распространению технологий; развитие имиджа и инфраструктурного обеспечения территорий для привлекательности бизнеса и размещения высокотехнологичных объектов; стимулирование малых высоко-технологичных фирм, являющихся одновременно гибкими и высоко рисковыми и т. д. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь
Наименование объектов инновационной инфраструктуры Количество на начало года
2007 2008 2009 2011 2015
Научно -технологичес -кие парки 10 11 14 17 20
Инновационные центры 5 5 6 7 8
Центры трансфера технологий 24 26 28 30 30
Информационные и маркетинговые центры 10 12 18 24 30
Бизнес-инкубаторы 9 9 10 10 10
Научно- технические библиотеки 476 478 482 486 490
Инновационно-активные предприятия 476 490 512 540 581
Научно-производственные центры 56 58 64 67 71
Примечание. Источник: составлено автором на основе данных [1, 2].
Учитывая значение ускоренного доступа к интернет-технологиям и электронной торговле, необходимо обеспечить расширение сети Интернет на территории страны, предстоит осуществить модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развивать информационные, телекоммуникационные технологии, привлекать отечественный и иностранный капитал, обеспечить государственную поддержку приоритетных информационных технологий. Повышению конкурентоспособности сферы услуг способствует рост индустрии электронной коммерции.
Процессы дифференциации мировых и региональных рынков услуг сочетаются с тенденцией территориальных концентраций и усиления ее степени в центре; изменения структуры соб-
ственности в сфере обслуживания создают принципиально новую экономическую основу для развития рыночных процессов в экономике. С ростом их конкурентоспособности постепенно ослабляются барьеры для внедрения на национальный рынок иностранных корпораций.
Республика Беларусь в своей социально-экономической политике на 2016-2020 годы реализует стратегию на основе преемственности целей и приоритетов, которые реализовы-вались в предыдущие годы.
Согласно Докладу ПРООН о человеческом развитии Республика Беларусь по индексу человеческого развития среди 188 стран мира переместилась с 68-го места в 2000 году на 50-е место в 2015 году.
Повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченного населения с 7,3% в 2011 году до 5,1% в 2015 году. С 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси начала расти, в 2015 году родилось 119 тыс. детей, что на 494 ребенка больше, чем в 2014 году. Более половины рожденных детей (57,2%) - это вторые, третьи и последующие дети в семьях.
Следует отметить взаимосвязь развития сферы услуг и ее влияния на социально-экономические отношения. Динамика социальных индикаторов Республики Беларусь за 1959-2015 годы представлена в табл. 2 и позволяет сделать следующие выводы:
- среднемесячная заработная плата (СЗП) увеличивалась, а ее отношение к МПБ в 2015 году - 277,8%, в 1995 году - 106,8%, при этом темпы роста реальных денежных доходов снижаются, что свидетельствует о необходимости повышения доходов и качества жизни;
- потребительские расходы на продовольствие составили 28,0% в 1990 году, 59,6% в 2000 году, в 2015 году - 39,1%;
- при сокращении численности населения с 2000 до 2015 года отмечается рост экономически активного населения и продолжительности жизни;
- увеличение количества легковых автомобилей более чем в три раза привело к росту услуг по их техническому обслуживанию и ремонту, что проиллюстрировано в табл. 3.
Оптимизация хозяйственных процессов и структур управления бытового обслуживания населения включает следующие действия: установление и распределение комплекса задач; исключение или эффективную координацию критически важнейших точек пересечения интересов; использование адекватной информационной технологии и коммуникаций [4, 5].
В прогнозном периоде в регионах предстоит освоить наиболее перспективные формы ведения бизнеса, связанного с организацией бытового об-
Л. К. Климович
173
служивания населения: сопутствующая и сетевая формы. В первом случае развиваются компании, для которых бытовые услуги - это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество основного (активно используется в потребительской кооперации республики). Во втором случае - сетевая структура, по ней организации создают свои сети благодаря собственным или иностранным инвестициям. Эти сетевые
компании развиваются по принципу строительства филиалов, либо используя франчайзинг.
В процессе исследования генезиса образования крупных корпоративных структур в сфере бытовых услуг в переходный период обоснована необходимость финансовой реструктуризации или создания новых корпоративных образований путем интеграции организаций бытового обслуживания регионов и сферы предпринимательства.
Таблица 2
Динамика основных показателей уровня жизни населения Республики Беларусь
Показатель Год
1959 1970 1990 1991 1995 2000 2005 2010 2015
Численность населения, тыс. чел. 8055,7 8992,2 10 188,9 10 189,8 10 210,4 10 002,5 9697,5 9481,2 9498,4
Экономически активное население, тыс. чел. - 4321 5151 - 4524,2 4539,6 4490,6 4742,2 4537,3
Соотношение СЗП к МПБ, % - - 215,2 219,0 106,8 126 202,2 272,8 277,8
Реальные денежные доходы (к предыдущему году), % 112,0 100,0 73 112 120,9 115, 97,7
Ожидаемая продолжительность жизни, лет: мужчины 66,2 68,1 66,3 63,5 62,1 63,4 62,9 64,6 68,5
женщины 73,5 76,0 75,6 74,3 73,1 74,7 75,1 76,5 78,9
Рождаемость (на 1000 жителей), %о 25,3 16,2 13,9 12,9 9,3 9,4 9,4 11,4 12,5
Смертность (на 1000 жителей), % 7,7 7,6 10,7 11,2 13,0 13,5 14,5 14,4 12,6
Младенческая смертность (на 1000 родившихся), % 46,9 18,8 11,9 12,1 12,5 9,3 7,1 4,0 3,0
Потребительские расходы на продовольствие, (%) от общих 28,0 44,0 58,0 59,6 42,4 36,8 39,1
Количество легковых автомобилей (на 1000 жителей), ед. 18,0 61,9 32 141,4 177,8 264 307
Примечания. 1. Источник: составлено автором на основе данных [1, 2, 3]. - 2. Стоимостные показатели за 2000 год приведены с учетом деноминации (уменьшены в 1000 раз).
Таблица 3
Структура бытовых услуг населению Гомельской области по видам (в процентах к итогу)
2005 2010 2011 2012 2013 2014
Бытовые услуги населению 100 100 100 100 100 100
В том числе: ремонт и пошив обуви 5,2 3,0 2,8 0,9 0,9 0,7
ремонт и пошив одежды 7,6 4,8 4,0 4,4 3,5 1,0
ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 0,0
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 5,7 4,2 5,3 5,3 4,5 6,4
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 13,5 15,1 16,5 12,7 13,4 9,8
изготовление и ремонт мебели 5,1 3,4 5,1 4,3 4,6 5,5
химическая чистка и крашение 1,1 0,6 0,7 0,6 0,6 0,5
услуги прачечных 4,3 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1
ремонт и строительство жилья и других построек 19,9 33,8 32,4 46,0 38,0 47,7
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий 2,7 2,1 1,4 1,5 1,2 1,1
услуги бань и душевых 2,1 1,8 1,4 1,1 1,2 1,8
услуги парикмахерских 10,9 10,5 10,6 8,0 8,6 7,8
услуги организаций по прокату 1,1 0,6 0,5 0,3 0,2 0,9
ритуальные услуги 11,8 11,3 11,3 8,7 9,6 7,4
прочие 8,7 8,4 7,6 5,9 13,5 9,3
Примечание. Источник: составлено автором на основе данных [1, 2].
В Современном экономическом словаре под редакцией Б. А. Райзберга дана более широкая трактовка реструктуризации - комплексное преобразование деятельности организации (предприятия, компании), состоящее в изменении структуры производства, активов, пассивов, а также системы управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности, преодоления убыточности, угрозы банкротства.
В результате реструктуризации ГУ «Управление бытового обслуживания Гомельской области» в 2014 году создан холдинг бытового обслуживания «Гомельоблбыт». В состав холдинга входит 18 открытых акционерных обществ, акции которых переданы в доверительное управление ОАО «Гомель-облсервис», два коммунальных унитарных предприятия районной собственности, одно открытое акционерное общество с долей районной собственности в уставном фонде и закрытое акционерное общество без государственной доли в уставном фонде организаций - участников холдинга.
Однако если проследить, как изменялась структура услуг за последние годы, то можно заметить, что в распределении бытовых услуг в Гомельской области наблюдается такая же тен-
денция, как и в целом по республике. Значительное влияние на эффективность сферы услуг оказали социально-экономические проблемы посткризисного развития экономики. В качестве основного условия выживаемости и сохранения конкурентных позиций в этих условиях стала выступать гибкость структуры управления, постоянный инжиниринг бизнеса.
Заключение. В процессе реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года становление и развитие экономики возможно при эффективном функционировании среды генерации знаний - основы перехода на инновационный путь развития. Внедрение новых стандартов и высоких технологий приводит к изменению структуры и объема услуг населению региона. На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что стратегически сфера услуг будет развиваться в направлении повышения качества жизни населения на основе организации взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления для повышения эффективности использования социального эффекта, создаваемого организациями сферы услуг.
Литература
1. Доклады о развитии человека [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: www.un.org/ru/development/hdr/global.shtml (дата обращения: 12.01.2017).
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: www.belstat.gov.by (дата обращения: 16.02.2017).
3. Климович Л. К. Регулирование развития сферы услуг экологически дестабилизированного региона: монография. Гомель: ЦИИР, 2008. 310 с.
4. Климович Л. К. Постиндустриальная концепция сферы услуг экологически дестабилизированного региона // Труды БГТУ. 2012. № 7: Экономика и управление. С. 71-74.
5. Климович Л. К. Мировые, региональные и отраслевые аспекты реинжиниринга сферы услуг // Экономический вестник университета: сб. науч. тр. Переяслав-Хмельницкий, 2016. Вып. 29/2. С. 198-208.
References
1. Doklady o razvitii cheloveka [Human development reports]. Available at: http://www.un.org/ru/deve-lopment/hdr/global.shtml (accessed 12.01.2017).
2. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. Available at: http://www.belstat.gov.by (accessed 16.01.2017).
3. Klimovich L. K. Regulirovanie razvitiya sfery uslug ekologicheski destabilizirovannogo regiona: monografya [Regulation of service development of ecological destabilized region: monograph]. Gomel, CIIR Publ., 2008. 310 p.
4. Klimovich L. K. Postindustrial conception of services in ecological destabilized region. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2012, no. 7, Economics and Management, pp. 71-74 (In Russian).
5. Klimovich L. K. World, regional and sectorial aspects of services re-engineering. Ekonomicheskiy vestnik universiteta [Economic bulletin of the University], 2016, issue 29/2, pp. 198-208 (In Russian).
Информация об авторе
Климович Любовь Константиновна - кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой мировой и национальной экономики. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (246029, г. Гомель, пр-т Октября, 50, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Klimovich Lubov Konstantinovna - PhD (Economics), deputy Head of the Department of World and National Economics. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives (50, Octyabrya Ave., 246029, Gomel, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 25.03.2017