Научная статья на тему 'Проблемы развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка республики Дагестан'

Проблемы развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА БЫТОВЫХ УСЛУГ / SPHERE OF HOUSEHOLD SERVICES / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / BRANCH MARKET / СТРУКТУРА БЫТОВЫХ УСЛУГ / STRUCTURE OF HOUSEHOLD SERVICES / ПОКАЗАТЕЛИ БЫТОВЫХ УСЛУГ / INDICATORS OF HOUSEHOLD SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казибекова Наида Аликулиевна, Моллаева Наврияханум Герейхановна

Проблемы эффективного функционирования и развития сферы бытовых услуг являются актуальными в экономике, так как предприятия бытовых услуг в современных условиях хозяйствования претерпевают влияние кризисных явлений. В статье рассматриваются состояние и тенденции развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка Республики Дагестан. В статье выделены этапы формирования и развития сферы бытовых услуг в регионе, определены темпы роста платежеспособного спроса и объемов предоставленных платных услуг на отраслевом рынке в Республике Дагестан, оценены колебания значений видов услуг и определена закономерность тренда. Методические разработки и расчеты могут быть использованы при совершенствовании механизмов управления сферой бытовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казибекова Наида Аликулиевна, Моллаева Наврияханум Герейхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development of the sphere of household services at the level of the branch market of the Republic of Dagestan

The problems of effective functioning and development of the sphere of household services are relevant in the economy, as the enterprises of household services in the current conditions of management are under the influence of crisis phenomena. The article examines the state and trends of the development of the sphere of household services at the level of the industrial market of the Republic of Dagestan. The article highlights the stages in the formation and development of the sphere of household services in the region, the growth rates of solvent demand and the volumes of paid services provided in the spectral market in the Republic of Dagestan are determined, the fluctuations in the values of services are estimated, and the trend is determined. Methodical developments and calculations can be used to improve the management mechanisms of the sphere of public services.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка республики Дагестан»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Г,

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

проблемы развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка Республики дагестан

Казибекова Н.А.1, Моллаева Н.Г. 1

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Проблемы эффективного функционирования и развития сферы бытовых услуг являются актуальными в экономике, так как предприятия бытовых услуг в современных условиях хозяйствования претерпевают влияние кризисных явлений. В статье рассматриваются состояние и тенденции развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка Республики Дагестан. В статье выделены этапы формирования и развития сферы бытовых услуг в регионе, определены темпы роста платежеспособного спроса и объемов предоставленных платных услуг на отраслевом рынке в Республике Дагестан, оценены колебания значений видов услуг и определена закономерность тренда. Методические разработки и расчеты могут быть использованы при совершенствовании механизмов управления сферой бытовых услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера бытовых услуг, отраслевой рынок, структура бытовых услуг, показатели бытовых услуг.

The problems of development of the sphere of household services at the level of the branch market of the Republic of Dagestan

Kazibekova N.A.1, Mollaeva N.G. 1

1 Dagestan State Pedagogical University, Russia

введение

Проблемы эффективного функционирования и развития сферы бытовых услуг являются актуальными в экономике, т.к. предприятия бытового обслуживания в современных условиях хозяйствования претерпевают влияние кризисных явлений. Отраслевой рынок услуг как связующее звено производителей с потребителями является неотъемлемой частью предприятий бытового обслуживания. Основными задачами развития предприятий бытового обслуживания являются совершенствование структуры рынка и внедрение новых, необходимых для населения видов бытовых услуг, приведение в соответствие предложения и спроса услуг на рынке, повышение прироста услуг в сельской местности и труднодоступных местах.

Проблемы рынка платных услуг в сферах бытового обслуживания региона обсуждались в трудах исследователей - Б.И. Герасимова,

В.В. Герасимовой, Л.Г. Гуровой, Г.Н. Дробышева, З.Г. Зайнашевой, Г.В. Мирошника, О.Ю. Патласова, Е.С. Погребовой, Е.А. Разомасовой, В.Ф. Сакаевой, Г.И. Хотинской и других.

Цель данного исследования - анализ результатов предпринимательской деятельности и выявление проблем развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка республики для совершенствования механизмов управления.

В условиях переходной экономики отраслевой рынок бытовых услуг в России проходит путь своего развития поэтапно. В основном первый этап развития рынка бытовых услуг формировался в период до приватизации, когда бытовое обслуживание населения полностью находилось в государственной системе. В экономической литературе отмечается, что в данный период планирование в отрасли бытового обслуживания населения строилось по принципу «государственного заказа», а не с учетом спроса и потребностей населения. Это привело к экономической обособленности, что, в свою очередь, ускорило формирование рыночных отношений в сфере бытовых услуг. Бытовые услуги, которые были недостаточно направлены на индивидуальные запросы потребителя, получили благоприятную почву для «теневого» частного сектора. Объемы реализации бытовых услуг частного сектора в рамках такой экономики составляли примерно 50% от общего объема услуг. В состав бытовых услуг входили услуги парикмахерских и ателье пошива, химчисток и прачечных, ремонта бытовой техники и радиоаппаратуры и другие.

ABSTRACT:_

The problems of effective functioning and development of the sphere of household services are relevant in the economy, as the enterprises of household services in the current conditions of management are under the influence of crisis phenomena. The article examines the state and trends of the development of the sphere of household services at the level of the industrial market of the Republic of Dagestan. The article highlights the stages in the formation and development of the sphere of household services in the region, the growth rates of solvent demand and the volumes of paid services provided in the spectral market in the Republic of Dagestan are determined, the fluctuations in the values of services are estimated, and the trend is determined. Methodical developments and calculations can be used to improve the management mechanisms of the sphere of public services.

KEYWORDS: sphere of household services, branch market, structure of household services, indicators of household services

JEL Classification: L84, L90, L97, L99 Received: 24.01.2018 / Published: 31.05.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kazibekova N.A. (naida_econom0mail.ru)

CITATION:_

Kazibekova N.A., Mollaeva N.G. (2018) Problemy razvitiya sfery bytovyh uslug na urovne otraslevogo rynka Respubliki Dagestan [The problems of development of the sphere of household services at the level of the branch market of the Republic of Dagestan]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (5). - 16511662. doi: 10.18334/rp.19.5.39093

Активизация развития отраслевых рынков в России наблюдалась в период реформирования - начало 90-х г. ХХ века и перехода к рыночным отношениям. Ориентация непосредственно на исполнение запросов потребителей привела к переломному периоду и созданию различных кооперативов, с деятельностью которых связывают второй этап развития сферы бытовых услуг. Так как отечественные кооперативы в зависимости от запросов потребителей в кратчайшие сроки не смогли обеспечить качественный уровень товаров и услуг, перевес предпринимательской деятельности в сфере коммерции произошел в сторону завоза импортных товаров, что привело к разрушению кооперирования. Разрушению кооперативов способствовала также структурная ситуация и слабая правовая база в экономике. В сфере бытовых услуг в 1990-2000 гг. были «востребованными такие элементы инфраструктуры, как:

• бухгалтерский учет и аудиторское обслуживание;

• правовая поддержка;

• маркетинговое обслуживание;

• консультационное обслуживание в специфичных областях» [1] (КкоНткауа, 2002).

Рынок услуг в Республике Дагестан поддерживался в основном за счет функционирования многочисленных малых предприятий. Многие предприятия частной собственности имели непродолжительный жизненный цикл и закрывались на начальных стадиях развития, основной причиной являлась низкая адаптация в быстроизменяю-щихся условиях рынка услуг.

Третий этап сферы бытовых услуг, связанный с инновационно-ориентированным типом развития экономики, переживает эпоху новых цифровых технологий. В связи с развитием рыночных процессов при ускоренном внедрении новых организационных технологий в стране происходили значимые «изменения в пропорциях производства товаров и платных услуг в сторону увеличения доли сервисного сектора» [2] (Яаготавоуа, 2011). Ключевым признаком современного этапа развития новых цифровых технологий в Республике Дагестан является переход от производства товаров к производству услуг. Потребительские цены на товары и услуги в 2016 году выросли на 4,4%, в том числе продовольственные товары на 3,5%, непродовольственные товары на 6,1%, услуги на 4,6%. Уровень инфляции показывает 9,6 процентного пункта ниже, чем

ОБ АВТОРАХ:_

Казибекова Наида Аликулиевна, заведующий кафедрой социогуманитарных дисциплин, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель (naida_econom0mai1.ru) Моллаева Наврияханум Герейхановна, аспирант (nawrija@yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Казибекова Н.А., Моллаева Н.Г. Проблемы развития сферы бытовых услуг на уровне отраслевого рынка Республики Дагестан // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 5. - С. 1651-1662. doi: 10.18334/гр.19.5.39093

за соответствующий период предыдущего года [3]. Вместе с тем проблемы инфраструктуры отрасли бытовых услуг продолжают оставаться нерешенными. В современное время на отраслевом рынке Республики Дагестан сфера бытовых услуг функционирует на основе предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют официальные статистические данные о деятельности сектора услуг по Республике Дагестан, основной перечень показателей которых составляют платные услуги. Анализ результатов деятельности сферы бытовых услуг является важной характеристикой в оценке ситуации на отраслевом рынке. Так, оценить возможности платежеспособного спроса населения позволяют аналитические показатели объема бытовых услуг в расчете на душу населения. Для этого нами были рассчитаны важные статистические показатели динамики социально-экономических процессов, такие как абсолютный прирост, темпы прироста, темпы роста, абсолютное значение 1% прироста, темп наращения (табл. 1).

Как показывают аналитические данные таблицы, объем бытовых услуг на душу населения в 2016 г., по сравнению с 2015 г., повысился на 448,3 млн рублей, или на 9%. Наибольший прирост, наблюдаемый в 2008 г., составил 1 130,1 млн рублей. Наименьший прирост наблюдался в 2011 г. и составил всего 216,7 млн рублей. Данные темпа наращения за период с 2005-2016 гг. показали возрастающую тенденцию, что позволяет свидетельствовать об ускорении объемов бытовых услуг на душу населения. В 2016 г., по сравнению с 2005 г., наблюдалось повышение объема бытовых услуг на душу населения на 4879,6 млн рублей, или на 873,5% (табл. 2).

Общие данные, отражающие абсолютный прирост, темп роста и объем бытовых услуг на душу населения, включены в сводные показатели (табл. 3).

Таблица 1

Цепные показатели объема бытовых услуг на душу населения

Период Объем быто- Абсолютный Темп приро- темпы ро- Абсолютное темпы нара-

вых услуг на прирост ста.% ста,% содержание щения,%

душу населения (млн руб.) 1% прироста

2005 558,6 - - 100 - 0

2008 1 688,7 1 130,1 202,31 302,31 5,586 202,31

2009 1 927 238,3 14,11 114,11 16,887 42,66

2010 2 235,4 308,4 16 116 19,27 55,21

2011 2 452,1 216,7 9,69 109,69 22,354 38,79

2012 2 929,6 477,5 19,47 119,47 24,521 85,48

2013 3 624,2 694,6 23,71 123,71 29,296 124,35

2014 4 303,3 679,1 18,74 118,74 36,242 121,57

2015 4 989,9 686,6 15,96 115,96 43,033 122,91

2016 5 438,2 448,3 8,98 108,98 49,899 80,25

Источник: рассчитано авторами в сервисе прикладных программ: показатели динамики; Дагестанстат

Таблица 2

Базисные показатели объема бытовых услуг на душу населения

период (год) объем бытовых услуг на душу населения (млн руб.) Абсолютный прирост темп прироста,% темпы роста,%

2005 558,6 - - 100

2008 1 688,7 1 130,1 202,31 302,31

2009 1 927 1 368,4 244,97 344,97

2010 2 235,4 1 676,8 300,18 400,18

2011 2 452,1 1 893,5 338,97 438,97

2012 2 929,6 2 371 424,45 524,45

2013 3 624,2 3 065,6 548,8 648,8

2014 4 303,3 3 744,7 670,37 770,37

2015 4 989,9 4 431,3 793,29 893,29

2016 5 438,2 4 879,6 873,54 973,54

Источник: рассчитано авторами в сервисе прикладных программ: показатели динамики; Дагестанстат

Таблица 3

сводные показатели объема бытовых услуг на душу населения

период (год) объем бытовых услуг на душу населения абсолютный прирост темп роста темп прироста

базисный цепной базисный цепной базисный цепной

2005 558,6 - - 100 100 - -

2008 1 688,7 1 130,1 1 130,1 302,31 302,31 202,31 202,31

2009 1 927 238,3 1 368,4 114,11 344,97 14,11 244,97

2010 2 235,4 308,4 1 676,8 116 400,18 16 300,18

2011 2 452,1 216,7 1 893,5 109,69 438,97 9,69 338,97

2012 2 929,6 477,5 2 371 119,47 524,45 19,47 424,45

2013 3 624,2 694,6 3 065,6 123,71 648,8 23,71 548,8

2014 4303,3 679,1 3744,7 118,74 18,74 670,37 36,242

2015 14 984,6 2 173,3 14 426 116,96 2 682,53 16,96 2 582,53

2016 16 471,2 1 486,6 15 912,6 109,92 2 948,66 9,92 2 848,66

Источник: рассчитано авторами в сервисе прикладных программ: показатели динамики; Дагестанстат

Для определения уровня платежеспособного спроса на рынке платных услуг в Республике Дагестан рассчитаны средние характеристики объема бытовых услуг на душу населения. Среднее значение объема бытовых услуг на душу населения за период с 2005-2016 гг. составило 3 016,51 млн рублей. Средний темп роста составил 1,2877. Средний темп прироста составил 0,288. В среднем объем бытовых услуг на душу населения с каждым периодом повышался на 28,8%. Среднее значение абсолютного при-

роста составило 542,18. С каждым среднесрочным периодом объем бытовых услуг на душу населения в среднем повышался на 542,18 млн рублей. С учетом среднего значения абсолютного прироста к 2018-2020 гг. предполагается повышение платежеспособного уровня спроса населения на рынке бытовых услуг, при этом прогнозные показатели будут варьироваться примерно в пределах с 6522,56 - 7606,92 млн рублей. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в Республике Дагестан за период 2005-2016 гг. наблюдается положительный уровень платежеспособного спроса на рынке платных услуг. Тенденция возрастания потребления бытовых услуг подтверждает степень социальной значимости услуг для населения.

Один из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса страны - уровень развития сферы услуг, отражающий совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы [4] (Volkova, 2014). Общий объем услуг является выручкой, валовым доходом производителей услуг в стоимостном размере. В состав бытовых услуг входят услуги производственного и непроизводственного характера. Объем платных бытовых услуг населению представляет собой денежный эквивалент оказанных населению различных видов услуг бытового характера [5]. Анализ данных за период 2005-2016 гг. показал, что «объем бытовых услуг ежегодно изменялся по нарастанию» [6] (Mollaeva, Kazibekova, 2017). Однако темп наращения объема бытовых услуг за данный период показал убывающую тенденцию ряда, что характеризует замедление роста объема бытовых услуг (табл. 4).

Данные таблицы показывают увеличение объема бытовых услуг на 1 486,6 млн рублей, или на 9,02%, в 2016 году, сравнительно с 2015 годом. Наибольшее значение

Таблица 4

Цепные показатели объема бытовых услуг

период (год) объем бытовых услуг, млн руб. Абсолютный прирост темп приро-ста,% темпы ро-ста,% Абсолютное содержание 1% прироста темп нараще-ния,%

2005 1 493 - - 100 - 0

2008 4 741,3 3 248,3 217,57 317,57 14,93 217,57

2009 5 487,4 746,1 15,74 115,74 47,413 49,97

2010 6 463,6 976,2 17,79 117,79 54,874 65,39

2011 7 165,9 702,3 10,87 110,87 64,636 47,04

2012 8 607,8 1 441,9 20,12 120,12 71,659 96,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 10 709,61 2 101,81 24,42 124,42 86,078 140,78

2014 12 811,3 2 101,69 19,62 119,62 107,0961 140,77

2015 14 984,6 2 173,3 16,96 116,96 128,113 145,57

2016 16 471,2 1 486,6 9,92 109,92 149,846 99,57

0 -16 471,2 -100 0 164,712 -1 103,23

Источник: рассчитано авторами в сервисе прикладных программ: показатели динамики; Россия в цифрах, 2017

Таблица 5

структура бытовых услуг населению

Бытовые услуги в% к итогу

1 ремонт и индивидуальный пошив обуви 1,8

2 ремонт и индивидуальный пошив одежды, пошив и вязка трикотажных изделий 7,1

3 ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлических изделий 15,6

4 ремонт и изготовление мебели 3,8

5 химическая чистка и крашение 0,1

6 ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств 26

7 услуги прачечных 0,5

8 ремонт и строительство жилья и других построек 15,9

9 услуги фотографий 0,8

10 услуги бань и душевых 0,4

11 услуги парикмахерских 14,3

12 услуги предприятий по прокату 4,5

13 ритуальные услуги 1,2

14 прочие услуги 8

Источник: Дагестанстат

прироста наблюдалось в 2008 году, который составил 3 248,3 млн рублей. Наименьшее значение прироста наблюдалось в 2016 году и составило - 16 471,2 млн рублей.

Бытовые услуги в общей структуре платных услуг населению за 2016 год составили 15,1%. Структура бытовых услуг Республики Дагестан на отраслевом рынке 2016 года состоит всего лишь из 13-ти и более видов услуг (табл. 5).

Ключевые позиции структуры бытовых услуг 2016 года принадлежат: ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, ремонту и строительству жилья и других построек, ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлических изделий. Данными видами бытовых услуг население республики пользуется в наибольшей степени по сравнению с другими. В дургих регионах РФ: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, изготовление и ремонт мебели, ритуальные услуги.

Анализ структуры бытовых услуг по видам является необходимым инструментом в оптимизации стратегии диверсификации портфеля услуг. Анализ структуры бытовых услуг по видам рассматривается сведением информации в табличные формы, «отражающие рейтинги отдельных видов услуг по занимаемой доле в структуре бытовых услуг » [7] (Pogrebova, 2014). Нами проведен анализ структуры услуг по видам методом распределения, оценива-

Таблица 6

Расчет показателей структуры бытовых услуг в республике за 2016 г.

х |х-хср| (х-Хср)2

8,8 1 167,7 1 363 573,3

69 1 107,5 1 226 603,7

76,6 1 099,9 1 209 827,1

139,1 1 037,4 1 076 243,2

198,7 977,8 956 134,7

297,4 879,1 772 854,5

628,4 548,1 300 437,1

737,5 439 192 739,8

1 164,4 12,1 146,9

1 317,3 140,8 19 818,6

2 353,9 1 177,4 1 386 220,3

2 562,4 1 385,9 1 920 659,4

2612 1 435,5 2 060 598,7

4 305,8 3 129,3 9 792 384,4

16 471,3 14 537,6 22 278 241,9

Источник: рассчитано авторами в сервисе прикладных программ: показатели вариации; Дагестанстат

ющий колебания значений видов услуг и определяющий закономерность тренда. Анализ, определяющий закономерность тренда на практике, позволяет регулировать точки входа и выхода услуг на рынке. Распределение получено на основе расчетов «Показатели вариации» по дискретному виду. Показатели структуры бытовых услуг населению Республики за 2016 год приведены в порядке возрастания (табл. 6).

Для оценки распределения рассчитаны следующие показатели: Среднее значение признака ряда как показателя центра распределения рассчитано по формуле:

16 471,3 1 1 „, с

(1)

11 14

Размах вариации - разность между наибольшим и наименьшим значениями признака:

Я=хтах-хт1п=4305,8-8,8=4297. (2)

Показатель дисперсии, характеризующий меру рассеивания, вычислен по формуле:

с = = = 1 591 303. О)

п 14

Показатель среднеквадратического отклонения вычислен по формуле:

а = у Б = у'1 591302,995 = 1 261,469. (4)

Таким образом, в структуре бытовых услуг в Республике Дагестан за 2016 год наблюдается отличие каждого значения вида услуг в среднем на 1261,469, при среднем значении, равном 1176,5. В данном случае, согласно расчетам показателей структуры бытовых услуг, предполагается близость данной выборки к трендовой модели нормального распределения. По трендовой модели распределения можно изучить изменения в структуре видов услуг. Нормальное распределение предполагает равномерное пользование различными категориями населения всего спектра видов услуг. На наш взгляд, состояние отраслевого рынка Республики Дагестан в данное время является наиболее подходящим для увеличения объемов бытовых услуг путем расширения и внедрения новых видов.

заключение

Анализ результатов деятельности сферы бытовых услуг позволил определить основные проблемы рынка бытовых услуг в Республике Дагестан:

• замедление роста объема напротив возрастающей среднедушевой потребности в услугах;

• недостаточное развитие процессов диверсификации портфеля услуг в расширении ассортимента, недостаточное использование инновационных методов маркетинга;

• медленная адаптация многих предприятий в инновационных условиях хозяйствования не способствует росту темпов развития сферы бытовых услуг.

Увеличению потребностей и индивидуализации запросов в услугах способствуют темпы современной жизни. Предприниматель в сфере сервисного обслуживания имеет возможность «оказывать уникальные услуги, ориентируясь на конкретного клиента» [8] (Balaganina, Kuzmin, Shipshova, 2014). Поведение малых и средних коммерческих структур эластично в отношении к индивидуальным запросам потребителей. Мы считаем, что для гармоничного и эффективного развития отрасли, внедрения новых видов услуг необходимы меры и государственная поддержка для развития предпринимательства в республике.

На основе проведенных расчетов авторами сделаны следующие выводы:

• уточнены этапы формирования и развития рынка платных услуг в регионе;

• определены темпы роста платежеспособного спроса и объемов предложения платных услуг на отраслевом рынке в Республике Дагестан;

• оценены колебания значений видов услуг и определена закономерность тренда.

Предложения авторов могут быть использованы в качестве методической базы при

совершенствовании механизмов управления сферой бытовых услуг. Методические разработки и расчеты могут быть использованы органами региональной власти и другими структурами республики Дагестан, которые занимаются проблемами развития данной отрасли.

ИСТОЧНИКИ:

1. Хотинская Г.И. Инфраструктурные проблемы развития отраслей бытового обслу-

живания населения и пути их решения на региональном уровне // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 6. - с. 49-55.

2. Разомасова Е.А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие. / Монография. -Новосибирск: СибУПК, 2011. - 131 с.

3. О некоторых показателях социально-экономического развития республики Дагестан за январь-декабрь 2016 года, 2017 год. Официальная статистика ТОГС. [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru ( дата обращения: 18.11.2017 ).

4. Волкова А.А. Сфера услуг в современном обществе: экономическое, социальное

и управленческое осмысление // Управленческое консультирование. - 2014. -№ 9(69). - с. 92.

5. Методические пояснения, 2017 год. Официальная статистика ТО ФСГС по РД.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru ( дата обращения: 18.11.2017 ).

6. Моллаева Н.Г., Казибекова Н.А. Сфера бытовых услуг в республике Дагестан: ана-

лиз состояния и тенденции развития // Современные проблемы инновационной экономики: материалы 7 Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2017. - с. 121.

7. Погребова Е.С. Методические рекомендации по предварительной оценке и анали-

зу состояния сферы бытового обслуживания населения в субъектах Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5(52). - с. 47-48. - doi: 10.12737/5363 .

8. Балаганина Я.А., Кузьмин М.С., Шипшова О.А. Развитие сферы услуг в современной

экономике. - Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2014. - 55 с.

REFERENCES:

Balaganina Ya.A., Kuzmin M.S., Shipshova O.A. (2014). Razvitie sfery uslug v sovremennoy ekonomike[Development of services in the modern economy] Kazan: Respublikanskiy tsentr monitoringa kachestva obrazovaniya. (in Russian).

Khotinskaya G.I. (2002). Infrastrukturnye problemy razvitiya otrasley bytovogo obsluzhivaniya naseleniya i puti ikh resheniya na regionalnom urovne [Infrastructure problems of development of consumer services industries and ways to solve them at the regional level]. Management in Russia and abroad. (6). 49-55. (in Russian).

Mollaeva N.G., Kazibekova N.A. (2017). Sfera bytovyh uslug v respublike Dagestan: analiz sostoyaniya i tendentsii razvitiya [The sphere of consumer services in the Republic of Dagestan: analysis of the state and development trends] [Современные проблемы инновационной экономики] . 121. (in Russian).

Pogrebova E.S. (2014). Metodicheskie rekomendatsii po predvaritelnoy otsenke i analizu sostoyaniya sfery bytovogo obsluzhivaniya naseleniya v subektakh Rossiyskoy Federatsii [Preliminary assessment and analysis of public amenities capacity and status in the constituent entities of the russian federation: methodological recommendations]. Service in Russia and abroad. (5(52)). 47-48. (in Russian). doi: 10.12737/5363 .

Razomasova E.A. (2011). Sfera uslug: teoriya, sostoyanie i razvitie [Service sector: theory, status and development] Novosibirsk: SibUPK. (in Russian).

Volkova A.A. (2014). Sfera uslug v sovremennom obschestve: ekonomicheskoe, sotsialnoe i upravlencheskoe osmyslenie [The sphere of consumer services in the Republic of Dagestan: analysis of the state and development trends]. Management consulting. (9(69)). 92. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.