Научная статья на тему 'Оптимизация функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса'

Оптимизация функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / OPTIMIZATION MACROPLANNING / REGIONAL INVESTMENT-CONSTRUCTION COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каверзина Людмила Александровна

Рассматриваются вопросы выработки единого методологического подхода к решению проблем оптимизации функционирования инвестиционно-строительного комплекса. Выявлены основные факторы, влияющие на деятельность предприятий инвестиционно-строительного комплекса. Дано понятие регионального инвестиционно-строительного комплекса. Разработан алгоритм оптимизации макропланирования регионального инвестиционно-строительного комплекса, сформулирована оптимизационная задача разработки эффективной программы его функционирования и представлена в виде модели с рядом ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of functioning of a regional investment building complex

A uniform methodological approach to optimization of performance of the investmentconstruction complex is discussed. Major factors affecting the performance of enterprises in the investment-construction complex are identified. The concept of regional investment-construction complex is defined. The algorithm for optimization of macroplanning of the regional investmentconstruction complex is developed; the task of effective performance programming for the regional investment-construction complex is formulated and described as a partially constrained model.

Текст научной работы на тему «Оптимизация функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса»

- комплексный анализ функционирования регионального ИСК;

- стратегический анализ региональных рынков, а также определение направлений развития ИСК;

- разработка плана распределения ответственности и ресурсов между субъектами регионального ИСК;

- разработка плана мероприятий по совершенствованию взаимодействий между субъектами регионального ИСК;

- внедрение и последующий контроль мероприятий.

Говоря о реструктуризации регионального ИСК, необходимо сказать несколько слов об управлении персоналом, поскольку именно конкретные люди будут заниматься реструктуризацией и реорганизацией ИСК. На основе анализа состояния сферы управления персоналом был сделан вывод о том, что кадровое обеспечение процесса реструктуризации любой структуры следует развивать в трех направлениях:

- системное (заключается в создании концепции работы с кадрами в каждом субъекте ИСК, разработке кадровой политики и т.д.);

- структурное (включает развитие кадровых служб субъектов ИСК);

- функциональное (предполагает создание подсистемы повышения квалификации персонала в рамках системы управления каждым субъектом в отдельности и ИСК в целом).

Исходя из анализа практики проведения реструктуризации в разного рода структурах нами сделан вывод, что успешность процесса реструктуризации во многом тесно связана с выполнением следующих условий:

- ясное видение всеми участниками целей и задач реструктуризации;

- реальная заинтересованность каждого участника в конечных результатах;

- сопричастность субъектов к результатам деятельности ИСК в целом, а также наличие у каждого субъекта стратегического ориентира работать эффективнее.

В конечном итоге результаты реструктуризации даже такой крупной системы, как региональный ИСК, зависят от степени подготовленности персонала на всех уровнях управления.

Другой важной задачей, решаемой в ходе разработки механизма реструктуризации, является распределение ресурсов внутри регионального ИСК. Решить все указанные выше задачи позволит реализация разработанного механизма реструктуризации ИСК.

Л.А. КАВЕРЗИНА

кандидат экономических наук, доцент Братского государственного университета

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Сегодня в России важнейшей задачей является сохранение стабильных темпов роста экономики при изменении как внешних, так и внутренних условий функционирования субъектов хозяйствования. Разработка методологических основ оптимизации функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) требует прежде всего нахождения единого методологического подхода к данному вопросу, в связи с чем необходимо определить место и роль инвестиционно-строительной сферы в экономике страны. Следует отметить, что инвестиционно-строительный сектор функ-

ционирует в определенных экономических условиях, которые могут способствовать развитию инвестиционно-строительной деятельности, но могут его и сдерживать.

Основные факторы, влияющие на деятельность инвестиционно-строительного комплекса, представлены на рис. 1.

Под региональным ИСК следует понимать связанную едиными организационно-экономическими взаимоотношениями совокупность отраслей, производств и организаций (включая органы территориально-отраслевого управления), создающих материально-вещественную базу народного хозяйства

путем вовлечения денежных и неденежных инвестиций в создание конкретных объектов производственного и непроизводственного назначения в региональных границах.

Другими словами, региональный ИСК представляет собой определенным образом организованную территориальную совокупность инвестиционных институтов,

Политическая стабильность в стране и мире

Финансовая, кредитная, налоговая, антимонопольная политика государства и местных органов самоуправления

Федеральные и местные законы, нормативные акты в области ценообразования, налогообложения, кредитования,' землепользования, инвестиционной деятельности,

таможенной и антимонопольной политики

Демография, занятость населения и уровень его доходов

Темпы инфляции, колебания рыночной конъюнктуры

Рыночная конкуренция

Финансовое'состояние' предприятий — партнеров по'бизнесу

Курсы валют, уровень мировых'цен

Соглашение по тарифам и торговле между странами, условия работы зарубежных фирм'

Состояние и перспективы развития науки и техники

Технический прогресс в проектно-строительных решениях, технологиях производства строительных материалов и строительно-монтажных работ, информационных технологиях

Влияние метеорологических условий на строительное производство

Прогнозы'чрезвычайных природных ситуаций

ФАКТОРЫ

Основные группы факторов

Политические' факторы

Законодательные факторы

Социально-экономические факторы

Организационно-управленческие' факторы

Внешнеэкономические' факторы

Научно-технические факторы

Производственно-технологические' факторы

Природно-климатические' факторы

Экологическая политика правительства

И

Экологические' факторы

Внутренней среды

Ценовая, маркетинговая, сбытовая и прочая политика руководства предприятия

Цели деятельности предприятия

Имидж предприятия, его финансовое состояние и кредитная история

Формы стимулирования работников

Уровень издержек и рентабельность производства

Организационно-правовая форма предприятия и его управленческий потенциал

Организация планирования и'маркетинга

Организация производства и сбыта

Наличие внешнеэкономических связей, опыт работы с зарубежными партнерами

Привлечение иностранных инвесторов

Развитие рационализаторства, новаторства

Производственный' потенциал

Владение современными технологиями производства строительно-монтажных работ в сложных природно-климатических условиях

Использование безотходных технологий'

Применение экологически чистых строительных материалов и технологий

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на деятельность предприятий ИСК

строительных производств и результатов их финансово-хозяйственной деятельности с регионально-отраслевым управлением. Региональный инвестиционно-строительный комплекс — это социально-экономическая система, в которой субъекты реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства.

Очевидно, что развитие ИСК региона определяется условиями хозяйствования и проживания населения, наличием собственного производственно-экономического потенциала и региональной инвестиционной политикой.

Как известно, функционирование любой макроэкономической системы базируется на множестве ресурсов, которые можно условно разделить на долговременные и возобновляемые. К долговременным ресурсам можно отнести такие звенья ИСК, как инвестиционное, строительное, промышленное, научно-проектное.

Направления оптимизации функционирования регионального ИСК, очевидно, должны быть обусловлены спецификой регионального строительства, влиянием региональных инвестиционных факторов. Состав задач оптимизации, их масштабность и очередность решения для каждого региона различны. Поэтому для выбора конкретных направлений оптимизации на перспективу необходимы тщательные предварительные исследования и анализ состояния и уровня развития всех производственных элементов. Для этого в регионе необходимо организовать постоянно действующую систему сбора и обработки данных об уровне развития производственных элементов ИСК, включающую информационно-математическую модель оптимизации.

Такая система позволит формировать экономически целесообразные варианты и выбирать из них оптимальный вариант. Информационной базой для формирования вариантов может служить картотека паспортов строительных организаций и промышленных предприятий, создаваемая силами администрации региона. На основе данных картотеки организуются локальные массивы информации для проведения автоматизиро-

ванных расчетов оптимизационных задач на экономико-математических моделях.

Формирование системы координации и регулирования инвестиционного процесса в регионе, по нашему мнению, должно осуществляться путем разработки модели, отражающей совместное влияние определенных территориальных факторов на конечные результаты вложения инвестиций, т.е. влияние мощностей строительных организаций, технологической и отраслевой специализации этих организаций, состояния материально-технической базы строительства, ресурсного обеспечения. Вариантная проработка и последующие изменения в производственной структуре строительства являются важными вопросами совершенствования региональной схемы управления инвестиционным процессом.

Алгоритм оптимизации макропланирования регионального ИСК представлен на рис. 2. Каждая итерация начинается с составления и согласования друг с другом оптимальных планов субъектов инвестиционно-строительной деятельности и центра, т.е. с выполнения цикла малых итераций. Каждый субъект ИСК разрабатывает вариант оптимального плана, включающий план развития входящих в ИСК предприятий и фиксирующий оптимальные значения объемов производства и затрат в экономически допустимых лимитах. Процесс оптимизации функционирования регионального ИСК начинается с определения параметров его развития. Такие параметры индивидуальны для каждого региона и определяются в зависимости от специфики, уровня и динамики развития экономики региона.

В оптимальном плане регионального ИСК определяется интенсивность выполнения отдельных проектов-заказов на проведение строительных работ, выбираются варианты осуществления различных строительных работ (монтаж бетонных и железобетонных конструкций, земляные, бетонные, отделочные работы и т.п.). При этом по годам планового периода соблюдается баланс производства (наличия) и потребностей в строительных работах, строительных материалах и продукции предприятий строительной индустрии, услугах предприятий смежных отраслей, трудовых ресурсах и т.д.

Отдельно необходимо сказать про моделирование социально-экономического развития региона. Критерием оптимальности социально-экономического развития региона является максимизируемая величина реальных доходов населения за плановый период в целом, обеспеченных товарным покрытием и услугами, в соответствии с функцией предпочтения, учитывающей также склонность к сбережениям.

При вычислении этого критерия используются розничные цены и относящиеся к распределению доходов и потреблению экзогенные коэффициенты — параметры, значения которых устанавливаются либо на стадии обеспечения социальной сбалансированности плана, либо в рамках преимущественно неформализованной подсистемы управления.

В общем виде задачу разработки эффективной программы функционирования регионального ИСК можно сформулировать следующим образом. В течение заданного периода заказчику (в качестве которого могут выступать администрация региона, объединение инвесторов, отдельные инвесторы и т.д.) нужно ввести в действие некоторое количество производственных мощностей и основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Для этого

необходимо построить определенное число объектов и сооружений (предприятия, дороги, жилые дома, объекты соцкультбыта и т.п.). Для каждого объекта известна проектная мощность; норма продолжительности строительства; очередность строительства, освоения мощности и ввода основных фондов; объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ (СМР) с коэффициентами распределения по годам строительства. Требуется на основании возможных, но реальных капитальных вложений и других ресурсов составить стратегическую программу капитального строительства, которая была бы реализована с наибольшей эффективностью (в данном случае с минимальными затратами).

Кроме того, удовлетворению подлежат следующие требования. В любой год заданного периода нужно: располагать действующими мощностями, основными фондами, необходимыми для устойчивого развития; сократить (в технически допустимых пределах для данного периода) объемы незавершенного строительства; создать необходимые комплексные заделы; обеспечить увязку намеченных в программе заданий с наличием финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Рис. 2. Алгоритм оптимизации макропланирования регионального ИСК

Как уже отмечалось, критерием оптимальности модели выступает максимизация объема условно-чистой продукции ИСК региона.

С учетом вышесказанного оптимизационная задача функционирования ИСК может быть сформулирована как модель

п т Т

ЕЕЕ с^х^ ^ тах

I = 11 = и = 1

при ограничениях:

п т

ЕЕ х¥ < а,, , = 1, 2,..., Т,

• = 11 = 1

т Т

ЕЕ d¡x¡t < Ь, I = 1,2,..., п,

I = и = 1

> 0,

где i — номер района производства СМР (/' = 1, 2, ..., л); — номер типа выполняе-

мых CMP (j = 1, 2, ..., m); t — номер этапа строительства (t = 1, 2, ..., T); at — объем CMP, запланированный на t-й этап развития региона, м2 вводимой площади; b — территория /-го района выполнения CMP, м2; dj — норматив использования территории при застройке ее зданиями j-го типа, м2 территории / м2 зданий j-го типа; Cjt — условно-чистая продукция инвестиционно-строительного комплекса j-го типа в /-м районе на t-м этапе (с учетом приведения во времени), р. / м2; Xjf — площадь зданий j-го типа, размещаемая в /-м районе на t-м этапе развития региона, м2 (неизвестные величины).

Внедрение в практику управления этой модели позволяет рационально использовать основные виды ресурсов, которыми располагают предприятия ИСК региона в каждом периоде.

A.C. ЗУДИН

аспирант Байкальского государственного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономики и права, г. Иркутск

ПОСТРОЕНИЕ ДВУХФАКТОРНОИ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Потребительский выбор транспортных услуг давно представляет интерес для исследований в экономической науке. Попытки приблизиться к адекватной модели, описывающей процесс принятия решения потребителем в сфере транспортных услуг, предпринимались Н.С. Шильняковым, Т.С. Хачатуровым, Б.М. Парахонским, Д.К. Зотовым, Б.И. Шафиркиным, И. Тарс-ким и др. Опираясь на основной принцип построения подобных моделей — классическое в экономической литературе представление о взаимозаменяемости потребительских наборов, предложим свою модификацию модели, отражающую потребительский выбор на рынке междугородных транспортных услуг. Она исходит из представления о взаимозаменяемости ресурсов пассажира — времени и денег. Основополагающими для построения модели явились две гипотезы. Первая гипотеза: пассажир считает время поездки таким обременительным, что готов заплатить за сокращение ее продолжительности. Вторая гипотеза: стоимость

и продолжительность поездки являются единственными факторами, определяющими выбор пассажира. Опираясь на эти гипотезы, назовем предлагаемую модель двухфакторной моделью потребительского выбора транспортных услуг.

Поскольку окончательный потребительский выбор в условиях рынка предполагает обмен, основным условием которого является наличие как минимум двух сторон, то при построении модели выбора транспортных услуг необходимо учесть все значимые характеристики пассажира и транспортных организаций.

Характеристиками, задающими содержание, объем и продолжительность взаимоотношений на стадии выбора и во время обмена, являются ресурсы пассажира и предложения организаций, которые графически выражаются кривой ресурсов и кривой предложения.

Кривая ресурсов пассажира как потребителя представляет собой набор приемлемых для него комбинаций ресурсов, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.