Научная статья на тему 'Оптимизация функционирования машинно-технологических станций основа успешной модернизации экономики сельскохозяйственных организаций'

Оптимизация функционирования машинно-технологических станций основа успешной модернизации экономики сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
112
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / MACHINE-TECHNOLOGICAL STATION / INTENSIVE TECHNOLOGIES / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Крючкова Ирина Викторовна, Матвеева Ольга Борисовна, Коровин Вячеслав Юрьевич

В статье рассматриваются факторы повышения рентабельности МТС (машиннотехнологических станций) в сельскохозяйственном производстве. В работе также выявлены факторы, определяющие уровень повышения продуктивности работы сельских товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Крючкова Ирина Викторовна, Матвеева Ольга Борисовна, Коровин Вячеслав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF MACHINE-TECHNOLOGICAL STATIONS AS THE BASIS OF SUCCESSFUL MODERNIZATION OF ECONOMICS OF FARM ENTERPRISES

The article is concerned with the factors of enhancement the MTS (machine-technological stations) profitability in agricultural production. The factors determining the level of increasing labor productivity of farm commodity producers have been revealed.

Текст научной работы на тему «Оптимизация функционирования машинно-технологических станций основа успешной модернизации экономики сельскохозяйственных организаций»

Оптимизация функционирования машинно-технологических станций -основа успешной модернизации экономики сельскохозяйственных организаций

И.В. Крючкова, к.т.н, Оренбургский ГУ, О.Б. Матвеева,

к.э.н, ОФ ИЭ УрО РАН; В.Ю. Коровин, аспирант, Оренбургский ГАУ

Развитие сельскохозяйственного производства и устранение последствий его спада за последние

годы в значительной мере определяются уровнем технического потенциала, оснащённостью сельскохозяйственных товаропроизводителей высокопроизводительными машинами и рациональным их использованием. Так, удельный вес затрат на эксплуатацию машинно-тракторного

парка (МТП) в структуре себестоимости производства отдельных культур в растениеводстве составляет 30—50%, в животноводстве — 35% и более [11-

Одним из важнейших факторов успешного выполнения технологических операций в строго ограниченные (технологические) сроки является тесная кооперация сельскохозяйственных организаций с машинно-технологическими станциями.

Машинно-технологические станции (МТС), с одной стороны, должны помочь сельскохозяйственным товаропроизводителям освоить высокие и интенсивные технологии, а с другой — удовлетворить их в многочисленных услугах, в первую очередь в растениеводстве.

В целом по стране и в Оренбуржье эти задачи пока не решены на практике. Для освоения высоких и интенсивных технологий требуются высокопроизводительные машины, что на данном этапе практически невозможно из-за тяжёлого финансового положения многих хозяйств. Не решена также и вторая задача — оказание многочисленных услуг товаропроизводителям по той причине, что не выявлено, какие в первую очередь оказывать услуги, чтобы получить наибольший эффект от функционирования МТС.

Как показывает практика, МТС различных форм собственности и организации по-разному планируют свою деятельность, но их объединяет отсутствие рекомендаций по выявлению основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на интенсивность и эффективность эксплуатации машинно-тракторного парка. При этом МТС, созданные на основе частной собственности, своей главной целью, как правило, ставят получение максимальной прибыли от использования техники у сельскохозяйственного товаропроизводителя, а внутрихозяйственные (внутриагрофирменные) МТС — повышение производительности труда и получаемой прибыли от работы сельскохозяйственной техники как для МТС, так и для хозяйства. Внутрихозяйственные МТС стремятся стабилизировать и обеспечить эффективный рост объёмов отечественной сельскохозяйственной продукции. В связи с этим количество внутрихозяйственных МТС должно увеличиваться, чтобы повысить объёмы производства отечественной сельскохозяйственной продукции. В первую очередь необходимо повышать урожайность зерновых культур, так как уровень развития зернового производства определяет степень продовольственной безопасности страны. Зерновые культуры занимают в Российской Федерации и Оренбургской области 50—60% площади пашни. При этом главным фактором интенсификации зернового производства является развитие системы технологического и технического обеспечения сельскохозяйственных

товаропроизводителей, что и должны обеспечивать машинно-технологические станции.

В настоящее время не обоснованы потенциальные объёмы механизированных работ, хотя бы с учётом норматива годовой наработки условного эталонного трактора, который, согласно данным ВИМа, в среднем по России составлял около 1200 у. эт. га. Разработана, но пока не используется такая нормативная рекомендация эффективной работы, которая состоит в том, что МТС должна выполнять до 30% объёма механизированных полевых работ в зоне обслуживания. В Оренбургской области эта рекомендация не выполняется по двум причинам: а) слабая техническая оснащённость отдельных МТС; б) отсутствие долговременных договоров с заказчиками в данной зоне обслуживания. Не выполняется также и оптимальная загрузка, которая должна быть такой, чтобы обеспечить получение прибыли около 25%, что достаточно для погашения кредита в течение 3—4 лет.

Однако положительным результатом, достигнутым в области от функционирования МТС различных форм собственности и организации, является повышение интенсивности производственной эксплуатации МТП МТС в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (табл. 1).

По данным исследований Н. Краснощеко-ва [2], использование техники в МТС в 1,5—2 раза повышает сезонную наработку машин. Так, годовая наработка на пахотный агрегат с трактором К-744 в Мордовии составила 2200 га, на один зерноуборочный комбайн Дон-1500 — 400—700 га. В омской МТС сезонная наработка на 1 комбайн составила 1280 га, расход ТСМ-4 кг/га, потери зерна — 30 кг/га, в то время как в хозяйствах приведённые показатели были соответственно: наработка — 403, расход топлива — 10 и потери зерна — 150—400 кг/га.

Практически все учёные, занимающиеся исследованиями в области МТС, утверждают, что интенсивность использования техники в МТС значительно возрастает по сравнению с её использованием в хозяйствах.

По данным ГОСНИТИ [3], годовая загрузка трактора должна составлять 2500, а комбайнов — 800 моточасов (работа комбайнов в 2 смены по 8—9 часов в течение 1,5—2 месяцев).

Таким образом, одним из основных факторов, характеризующих работу МТС, является выработка на трактор, комбайн (сменная, сезонная, годовая). Опыт показывает, что повышение годовой загрузки машин в два раза обеспечивает снижение себестоимости работ на 30% и более. Это связано с тем, что наиболее значимые статьи затрат: амортизационные отчисления, кредит, лизинговая ставка, накладные расходы обратно пропорциональны годовой загрузке машин.

Анализ за 2010 г. показал, что из 8 МТС три (37,5%) станции работали с прибылью.

Убыточных МТС оказалось 3, или 37,5%. Количество МТС, закончивших год с нулевой прибылью, — 2 ед., или 25%.

Анализ за 2011 г. показал, что из 6 МТС 5 (83,3%) станций работали с прибылью. Убыточных МТС не оказалось. Количество МТС, закончивших год с нулевой прибылью, — 1, или 16,7%.

Академик В. И. Черноиванов считает повышение рентабельности МТС центральной проблемой сельскохозяйственного производства. По его мнению, она зависит от интенсивного и умелого использования техники, применения высоких и интенсивных технологий сельскохозяйственного производства, рационального комплектования МТА, оптимального выбора режима их работы, сокращения простоев и др. Для примера: в Татарстане техника в МТС имеет годовую выработку на трактор в 3—4 раза больше, чем в хозяйствах.

В то же время, как отмечает В.И. Черноиванов [3], повышение рентабельности МТС не должно осуществляться за счёт увеличения цен на выполняемые работы. Стоимость работ в МТС должна быть ниже, чем в хозяйствах.

Безусловно, следует согласиться с таким высказыванием. Рентабельность, как и прибыль, урожайность, относится к итоговым показателям, зависимым от многих факторов, в том числе от выработки, себестоимости, качества выполнения сельскохозяйственных работ, срока их выполнения и др.

К сожалению, на практике стоимость работ в МТС зачастую выше, чем в хозяйствах. Так, по опыту Оренбургской области, где используется зарубежная техника, её нормы выработки в 1,3—1,5 раза выше, а стоимость значительно больше, чем отечественной (табл. 2). Увеличение стоимости связано с затратами на амортизацию техники и зарплату работникам МТС.

В настоящее время производство продукции растениеводства зачастую является низкорентабельным. Так, по данным В.Г. Лозовского, величина затрат на получение зерна озимой пшеницы и подсолнечника соответственно составила 3216 и 3210 тыс. руб. на 1 га без учёта НДС и налога на землю. Стоимость же полученной при этом продукции — соответственно 2275 и 760 тыс. руб., то есть компенсируется только 57,5% и 25,3% прямых эксплуатационных затрат. Такое же положение по ряду других сельскохозяйствен-

1. Сравнительные показатели деятельности МТС на 01.01.2012 по Оренбургской области

Показатель Значения показателей МТС

прибыльных с нулевой прибылью убыточных

2010 2011 2010 2011 2010 2011

Количество МТС 3 5 2 1 3 0

Объём механизированных работ в у.эт.га 55135,0 77820,0 6538,0 2730,0 4224,0 -

Выручка от реализации работ и услуг всего, млн руб. 703900,0 452587,0 6346,0 9007,0 67154,0 -

в том числе на 1 МТС 234633,3 90517,4 3170,0 9007,0 22384,7 -

Численность работающих, всего чел. 889 924 36 29,0 289 -

в том числе на 1 МТС 269,0 185 18 29,0 96,3 -

Прибыль (убыток) всего, тыс. руб. 17929,9 15744 267,0 1,0 22763,0 -

в том числе на 1 МТС 5976,6 3148,8 133,5 1,0 7587,7 -

Себестоимость работ и услуг 385980,0 437443,0 6079 9006,0 89927 -

Рентабельность (убыточность) средняя, % 61,68 3,6 8,16 0 71,45 -

2. Показатели работы импортной и отечественной техники

Вид работ Нормы выработки, га Стоимость выполнения работы техникой, руб/га

импортной отечественной импортной отечественной

1. Вспашка 8,5 5 311 120

2. Дискование стерни 41,5 40 87 15

3. Посев:

кукурузы 60 32 67 16

сахарной свёклы 40 25 68 20

озимых зерновых и сои 58 40 45 12

4. Междурядная обработка:

кукурузы 55 45 57 10

сахарной свёклы 40 25 44 11

5. Химическая обработка посевов 90 70 32 6

6. Уборка (нормы в т):

зерновых колосовых 110 100 126 (руб/т) 5 (руб/т)

кукурузы 68 50 87 8

подсолнечника 25 18 159 29

сахарной свёклы 17 15 62 25

ных культур. На производство указанной продукции расходуется 61—62 кг топлива в расчёте на 1 га.

Выход из такого положения может быть найден за счёт более интенсивного использования техники через организацию МТС и частично за счёт дотаций государства. Поданным В.Г. Лозовского, П.И. Огородникова [4], развитые страны вкладывают безвозмездно ежегодно в среднем до 1000 долларов на 1 га пашни.

Концентрация техники в МТС позволяет резко увеличить годовую нагрузку на один агрегат и за счёт этого снизить на 20—30% затраты на выполнение наиболее энергоёмких (пахота) и дорогостоящих (уборка) сельскохозяйственных работ. При этом косвенно обеспечивается за счёт качественного и своевременного их выполнения прибавка урожая на 10—15%. Однако этой экономии также недостаточно для рентабельной и бездотационной работы МТС при существующем диспаритете цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Весьма важное значение придаётся оптимальному составу машинно-тракторного парка МТС, что обусловливается двумя основными факторами: объёмом, структурой заказываемых работ и уровнем загрузки технических средств. В свою очередь они зависят от природно-производственных условий, технологических свойств угодий и др. Оптимальный состав МТП обычно рассчитывают по критерию минимума издержек с учётом технологических требований возделывания и технологических свойств угодий на основании общепринятых

методических положений. Потенциал сформированного таким образом парка МТС может обеспечить его оптимальную загрузку. При этом как следствие интенсивной производственной эксплуатации МТП реализуется задача снижения себестоимости работ и улучшения финансового положения хозяйств.

Вместе с тем нам представляется, что не только названные факторы влияют на уровень повышения эффективности эксплуатации МТП. Требуется дополнительное исследование по выявлению других основных факторов. Уже сейчас перечень факторов можно дополнить такими, как обеспечение высоких показателей надёжности машин при их эксплуатации за счёт качественного ТО и ремонта по результатам диагностирования. Сокращение накладных расходов также снижает стоимость механизированных работ МТС за счёт экономии топлива и др., увеличение годовой загрузки и срока службы машин до 18—20 лет уменьшает амортизационные отчисления в два раза. Требует также обоснования МТС различных форм организации и собственности.

Литература

1. Шпилько А.В., Драгайцев В.И..Морозов Н.М. и др. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства. М., 2001. 346 с.

2. Краснощеков H., Михалев А. Концепция технологической модернизации сельскохозяйственного производства России // АПК: экономика, управление. 2005. № 4.

3. Черноиванов В.И. Машинно-технологическая станция. Организация, структура, виды работ, техники, нормативы; передовой опыт. М.: ГОСНИИТИ, 1999. 22 с.

4. Огородников П.И. Научно-технический прогресс — основа эффективной реализации инновационных проектов в АПК / отв. ред. А.И. Татаркин. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.