Научная статья на тему 'К вопросу эффективного функционирования МТС на основе инновационной политики'

К вопросу эффективного функционирования МТС на основе инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
245
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / МТС / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FARM MACHINERY / MTS / INNOVATIONS / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Огородников Пётр Иванович, Крючкова Ирина Владимировна, Коровин Вячеслав Юрьевич

В статье рассмотрены проблемы современного состояния машинно-тракторного парка сельхозпредприятий и МТС. Предложены меры по повышению эффективности деятельности МТС, снижению себестоимости выполняемых ими работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Огородников Пётр Иванович, Крючкова Ирина Владимировна, Коровин Вячеслав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF EFFICIENT FUNCTIONING OF MACHINERY AND TRACTOR STATIONS ON THE BASIS OF INNOVATION POLICY

The article deals with the problems of today's situation with the machine and tractor fleet of farm enterprises and MTS. Measures for the MTS activities efficiency and self-cost reduction of operations performed by these machines are suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу эффективного функционирования МТС на основе инновационной политики»

К вопросу эффективного функционирования МТС на основе инновационной политики

П.И. Огородников, д.т.н., профессор, Оренбургский филиал Института экономики Уральского отделения РАН; И.В. Крючкова, соискатель, В.Ю. Коровин, аспирант, Оренбургский ГАУ

Аграрная реформа страны развивается на фоне мировой экономической нестабильности, недостатка бюджетного финансирования, вступления РФ в ВТО, увеличения диспаритета цен между энергетическими ресурсами и продукцией сельского хозяйства.

Покупательные способности сельхозтоваропроизводителей неуклонно снижаются, что является причиной кризиса сельхозмашиностроения, разорения инженерной службы агросервиса и его технической базы.

Фактическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК РФ характеризуется сокращением фондовооружённости и энерговооружённости, физическим сокращением парка, старением машин, ростом простоев техники по причинам технических неисправностей.

Негативные процессы, происходящие в последние годы в инженерно-технической сфере сельскохозяйственного производства, стали одним из главных факторов снижения обеспеченности продуктами питания населения страны. Валовая продукция села уменьшилась в среднем на 25%. По сравнению с 1990 г. число зерноуборочных комбайнов сократились в 30 раз, грузовых автомобилей — в 80 раз и т.п. Уменьшение количества сельскохозяйственной техники до настоящего времени во много превышает объёмы её поставки.

Значительно возросли технологические нагрузки на все виды сельскохозяйственных машин. В отдельных регионах страны на один зерноуборочный комбайн приходится 450—500 га уборочных площадей вместо 150 га, предусмотренных нормативами. Из-за недостатка техники хозяйства вынуждены сокращать посевные площади. В настоящее время объём механизированных работ в целом по сельскому хозяйству РФ снизился по сравнению с уровнем 1990 г. (1300 млн у. эт. га при плотности тракторных работ около 11—12 у. эт. га на 1 га пашни). При такой сложившейся ситуации в оснащении сельского хозяйства техникой к 2015 г. все товаропроизводители сельскохозяйственной продукции смогут обработать не более 50 млн га пашни, если не будут приняты соответствующие меры на федеральном уровне.

Показатель снижения плотности механизированных работ свидетельствует не только о

выбытии пахотных площадей из производства (ориентировочная оценка выбытия в 2010 г. — 25 млн га), но и о применении упрощённой технологии производства сельскохозяйственной продукции, что приводит к значительному снижению урожайности культур, особенно в зонах рискованного земледелия (регион Южного Урала). Наиболее экономичными мерами выхода из кризисного состояния на перспективу являются следующие:

— создание высоконадёжной и высокопроизводительной техники нового поколения;

— освоение высоких, интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции;

— эффективное использование имеющейся и новой техники путём её концентрации в немногочисленных структурах для освоения и распределения эффективных процессов выращивания сельскохозяйственных культур, адаптации технологических процессов к ландшафтным особенностям зоны деятельности МТС.

Основной и практически безальтернативный путь формирования эффективных структур сельскохозяйственного назначения заключается в создании систем машинно-технологических станций.

На конец 2011 г. их количество в РФ превысило 900 предприятий [1].

В этой связи имеется настоятельная необходимость провести исследования и разработать практические рекомендации по развитию, улучшению организации и функционирования МТС, повышению производственно-технологической деятельности станции.

В подавляющем большинстве функционирующих полнокомплектных МТС техника используется более эффективно. Средняя сезонная выработка тракторов в МТС оказалась в 1,6 раза и зерноуборочных в 2 раза выше, чем в сельскохозяйственных организациях [1].

Наиболее перспективными, как показал опыт многих регионов страны, являются МТС двух моделей, работающие:

— на подряде, выполняющие работы по заказам сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— в составе агропромышленных организаций (агрофирм, агрокомбинатов и т.д.), выполняющие полный цикл производства продукции.

Вторая модель в настоящее время получает всё большее распространение.

Около 40% МТС РФ выполняют в обслуживаемых районах от 12 до 30% сельскохозяйственных работ (в Оренбургской области 7%). Даже в таких крупных регионах, как Краснодарский край,

Мероприятия по снижению себестоимости работ, выполняемых МТС

Статьи затрат Перечень мероприятий Результаты внедрения мероприятий

Балансовая стоимость с.-х. машины Приобретение машин непосредственно на заводе-изготовителе без участия посредников Сокращение затрат на приобретение машин на 10-15%

Стоимость работы Применение интенсивных и ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, рациональное комплектование МТА и оптимальный выбор режима его работы, в частности оптимальной продолжительности работы при дефиците техники. Организация работ в составе механизированных отрядов в 2-3 смены, принятие мер по сокращению простоев машин. Организация производства непрофильных видов продукции и услуг, обеспечивающих быстрый оборот капитала (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, ремонт и техническое обслуживание машин, выполнение дорожных работ и др.) Снижение стоимости работ в 1,5-2,0 раза. Значительное увеличение урожайности сельскохозяйственных культур

Амортизационные отчисления на с.-х. машины Увеличение годовой загрузки и срока службы машин Снижение амортизационных отчислений и накладных расходов пропорционально увеличению годовой загрузки

Заработная плата с отчислениями на социальные нужды Правильное соотношение между АУП и другими работниками МТС, особенно в первоначальный период организации МТС, когда имеется небольшое количество машин и механизаторов. Использование персональных компьютеров при управлении МТС Уменьшение затрат на зарплату на 10-30%

Затраты на переезд техники Организация филиала, дочернего предприятия МТС, выполнение работ несколькими заказчиками в одном месте Снижение затрат на переезд техники в 1,3-1,4 раза

Стоимость топлива Выбор оптимальных скоростей движения МТА, технологическое регулирование рабочих органов, регулярное диагностирование и регулирование топливной аппаратуры Уменьшение расхода топлива на 10-20%

Стоимость масла Регулярная индивидуальная очистка масла в машине с помощью установки и повторное использование масла Увеличение срока службы масла в 2 и более раза

Стоимость ТО и ремонта машин Диагностирование и предупреждение отказов, повышение качества ТО и ремонта Повышение наработки на отказ диагностируемых механизмов и агрегатов в 1,5 раза. Сокращение затрат на ТО и ремонт машин на 30-35%

Накладные расходы Правильное соотношение между АУП и другими работниками МТС, экономия электроэнергии, теплоэнергии, твёрдого топлива, расхода воды и других ресурсов, повышение годовой наработки. Снижение стоимости основных производственных фондов путём переоценки стоимости имущества. Консервация, сдача в аренду или продажа используемого имущества Снижение накладных расходов на 25-35%

Налоги Организация МТС в составе агрофирмы, заключение договоров о хозяйственной совместной деятельности с определённым разделом прибыли, работа МТС как потребительского кооператива, простого товарищества и др. Уменьшение налогов на 20-25%

Убытки Планирование в бюджете района средств для компенсации убытков МТС в связи с обслуживанием по указанию районной администрации хозяйств, которые не в состоянии оплатить выполненные работы Снижение убытков, дебиторской задолженности МТС на 15-30%

МТС за предыдущие годы убрали 15,6% площади зерновых. Причём выработка на комбайн у них была в 1,5—2 раза выше по сравнению с выработкой комбайнов в сельскохозяйственных организациях [1].

Несмотря на очевидные достоинства, положительные стороны деятельности машиннотехнологических станций, в их работе наблюдается ряд недостатков:

— отсутствие у МТС льгот, в отличие от сельхозтоваропроизводителей;

— недостаточная финансовая поддержка программ создания сети МТС;

— уровень затрат на заработную плату составляет 6—8%, тогда как в промышленности он превышает 15%. Это является одной из основных причин оттока кадров;

— недостаточное количество в МТС высо-

копроизводительных современных машин, что резко тормозит освоение ими интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур;

— использование в большинстве МТС устаревшей техники, прошедшей амортизационный срок службы, что снижает её показатели надёжности и увеличивает стоимость ТО и ремонта;

— высокие ставки банковских кредитов при приобретении сельскохозяйственной техники;

— значительная кредиторская задолженность со стороны сельскохозяйственных организаций;

— наличие значительного количества «карликовых» МТС, неспособных производительно и с высоким качеством выполнить заказы сельскохозяйственных организаций;

— недостаток обоснованных и апробированных рекомендаций по улучшению деятельности МТС с учётом зональных особенностей;

— погоня в ряде случаев за высокими тарифами выполнения сельскохозяйственных работ, что ведёт к отказу хозяйств от услуг МТС;

— отсутствие системы прямых поставок ресурсов и услуг.

Всё это приводит к тому, что часть МТС не выдерживает конкуренции со стороны МТП

сельскохозяйственных организаций и расформировывается (в Оренбургской области на 2000 г. было 48 МТС, сейчас только 8) [1].

В настоящее время всё большее внимание уделяется эффективной работе машиннотехнологических станций, так как только они могут обеспечить оптимальные сроки проведения технологических операций на производстве сельскохозяйственной продукции и снизить затраты.

Обоснование и обобщение материалов исследования различных научных институтов, работающих по тематике производственной и технической эксплуатации сельскохозяйственных машин, позволили определить мероприятия по снижению себестоимости работ, выполняемых МТС (табл.).

Исходя их этого назрела насущная необходимость целенаправленного научно обоснованного эффективного функционирования МТС, что в конечном итоге положительно скажется на экономиках как МТС, так и сельскохозяйственных организаций.

Литература

1. Огородников П.И. Научно-технический прогресс — основа эффективной реализации инновационных проектов в АПК. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.