Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУГГЕСТИВНО-МУЗЫКАЛЬНО-БИОЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУГГЕСТИВНО-МУЗЫКАЛЬНО-БИОЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУГГЕСТИВНО-МУЗЫКАЛЬНО-БИОЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ»

ветствующий токсический эффект существенно зависят от различных добавок к основе материала. Причем эти добавки не только сами являются источником выделений, но и влияют на химизм деструкции материала.

Литература

1. Беляков В. К-, Кособуцкая А. А. и др. // Выеокомоле-кул. соединения: Б-14.— 1972. — №9. — С. 653—657.

2. Блюменфельд А. Б., Пузырев А. И. и др. // Там же: А-15. — № 10.— С. 2340—2348.

3. Цейтлин Р. М., Атрушкевич А. А. // Менделеевский съезд по общей и прикладной химии, 12-й: Реф. докладов и сообщение № 2. — М„ 1981, —С. 213—214.

4. Эйтингон А. И., Поддубная Л. Т. и др. // Всесоюзная учредительная конф. по токсикологии: Тезисы докладов. — М„ 1980, —С. 84—85.

Поступила 09.01.89

<§> Ю. Н. ЛЫСЕНКО. И. Д. НИКОЛЬСКИИ, 1989 УДК 61G.89-057-085.85l

Ю. Н. Лысенко, И. Д. Никольский

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния ОРГАНИЗМА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУГГЕСТИВНО-МУЗЫКАЛЬНО-БИОЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ

Педагогический институт, г. Куйбышев; МГУ им. М. В. Ломоносова

В настоящее время работа во многих профессиях связана с большими затратами нервно-психической энергии, напряжением мышечной системы. Общая напряженность, скованность, ухудшение координации движений могут также сочетаться с повышением неконтролируемой агрессивности, нежеланием общаться, склонностью к уединению, сонливостью.

В рабочих ситуациях человек постоянно нуждается в координации своего состояния, управления им. В ряде мест такая работа ведется [1, 7]. Однако во многих случаях люди не знают путей и способов устранения мышечной скованности и сопутствующей ей нервно-психической напряженности. Оказать существенную помощь в таких случаях может методика психомышечного восстановления (ПМВ), разработанная сотрудниками лаборатории «Здоровье» Куйбышевского педагогического института и применяемая для решения практических задач в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Методика имеет 3 составные части: психологическую, музыкальную и биозвуковую, которые комбинируются в разных вариантах. Программа ПМВ была опробована на студентах Куйбышевского пединститута и борцах общества «Динамо» (всего 101 человек). В дальнейшем она будет применяться также в кабинетах психологической разгрузки на ряде промышленных предприятий г. Куйбышева.

Психологическое воздействие применяемой методики на состояние человека осуществляется через яркое и образное представление формул самовнушения, направленных на расслабление главных групп мышц: рук, ног, туловища, шеи, головы. В результате этого происходят расширение периферических сосудов, прилив тепла к ним, перераспределение ,крови. Все это обеспечивает нормальное функционирование мозга, успокоение, которое затем переходит в дремотное, сноподобное состояние, появление чувства отдыха.

Применение психологической части программы в условиях аудитории показало, что она выполняет свое назначение и обеспечивает реализацию поставленных задач. Занятия дали следующие результаты. Общее успокоение наступало у всех участников эксперимента. У некоторых девушек на первом занятии возникали ультрапарадоксальные реакции. Успокоение и расслабление, возникшие в течение 15-минутной программы, сопровождались потеплением конечностей (быстрее оно возникало в кончиках пальцев), тяжестью рук и ног, погружением в сноподобное состояние и сон, широкой амплитудой движения влево и вправо, значительными вегетативными сдвигами.

Опрос после пробуждения и выхода из сноподобного состояния дал такую информацию. У большинства занятия прошли результативно. Лучше всего получилось расслабление рук, несколько хуже — ног и туловища. Ощущалось тепло в кончиках пальцев, затем руки совсем «отключа-

лись», многие их не чувствовали. Плечевой пояс также хорошо подвергался расслаблению. Значительно труднее было с мышцами шеи. Видимо, для их расслабления нужная многократная тренировка. Хорошо ощущалось тепло бЯ-мышцах. За время сеанса многие испытывали глубокое погружение в сон, они не слышали голоса психолога и вообще никаких звуков. После пробуждения участники эксперимента чувствовали себя хорошо отдохнувшими.

Для успокоения и восстановления использовали также музыкальные программы и звуки неживой природы. Психотерапевтическое воздействие музыки и некоторых шумов природы на эмоциональное состояние, моторные и вегетативные функции человека давно привлекало внимание врачей и методистов [4, 6]. На основе эмпирических догадок и наблюдений врачи различных школ и традиций рекомендовали прослушивание музыки для терапии невротических состояний пациентов. С появлением оперативных средств воспроизведения звуков (граммофоны и магнитофоны) последовали обоснованные предложения по использованию специально подобранных музыкальных фрагментов в целях реабилитации неврологических Сольных [5].

В настоящее время функциональная музыка применяется в различных сферах производственной и социальной® деятельности. Например, за рубежом — в США, ЯпонннГ Англии, Франции и других странах — она давно используется в промышленности и сельском хозяйстве. Экономисты США подсчитали, что правильно подобранная и примененная музыка может дать прирост производительности труда до 20 %.

В нашей стране в начале 70-х годов инициаторами применения музыки на производстве стали Рижский радиозавод ВЭФ, Пермский телефонный завод, некоторые предприятия Киева. В настоящее время музыка шагнула в космос, где космонавты применяют ее для улучшения психического состояния в своих длительных полетах.

Функциональная музыка, вызывая положительные эмоции, снимает симптомы утомления, активизирует процессы памяти, внимания, мышления, воображения, снимает нервно-мышечное папряжение, повышает работоспособность. Воздействие музыки происходит за счет переключения внимания н вовлечения в работу различных эмоциональ-ч ных центров. ф

В музыкальные успокоительные программы включаются" лирические произведения, задушевные и грустные мелодии, напевные и плавные сочинения с мягким ритмическим рисунком, негромким звучанием, спокойным темпом исполнения. Темп музыки плавный, медленный, с тихим мягким звучанием, успокаивающим воздействием.

Продолжительность отдельных музыкальных программ 17—20 мин, громкость звучания 30—40 дБ. Уровень посторонних шумов во время сеанса должен быть ниже этих показателей. Устанавливать звуковые источники желатель-

Изменение показателей состояния студентов после прохождения курса ПМВ

Показатель До сеанса После сеанса

степень проявления

средняя хорошая отличная средняя хорошая отличная

Самочувствие 36,2 33,7 5,0 13,7 50,0 26,2

Активность 35,0 21,2 5,0 25,0 42,5 16,2

Настроение 33,7 32,5 7,5 21,2 41,2 31,2

Работоспособность 35,0 27,5 3,7 22,5 38,7 27,5

Примечание. Дано количество ответов обследуемых в процентах: всего обследовано 80 человек.

но из расчета 1 звуковая установка мощностью 2 Вт на 15—20 м2 площади на высоте 2—2,5 м.

В настоящее время функциональная музыка нашла широкое применение также в учебной и спортивной деятельности [3, 8].

В последние годы значительно раздвинулся круг потребителей средств восстановительного воздействия. Помимо ^ реабилитационных учреждений традиционного типа (сана-тории и курорты), возникли многочисленные кабинеты психологической разгрузки, аутотренинга, рефлексотерапии на промышленных предприятиях и в учебных заведениях. Появилась необходимость в расширении диапазонов стимулов сенсорного воздействия для создания благоприятного эмоционального фона при осуществлении основной терапии. В связи с этим все чаще обращаются к звукам биологического происхождения — голосам животных [2, 9]. Для прослушивания отбирают тщательно скомпонованные фрагменты записей голосов птиц, животных, утренних хоров различных биотопов и ландшафтов, звуков деревенского подворья, которые у многих людей вызывают благоприятные ассоциативные воспоминания, образы природы.

Звуки бестиального происхождения и неживой природы хотя и стимулируют эмоциональные реакции человека, но их качественная основа и вызванные ими психофизические компоненты имеют свои особенности. В отличие от музыки восприятие некоторых голосов животных, также являясь ^ процессом слухомоторным, может изменить деятельность * сердца в сторону снижения числа сокращений, способствовать угашению мышечной активности. В основе успокаивающего действия звуков, издаваемых животными, лежат монотонность, повторяемость отдельных элементов, звуковых фраз. Хотя пение многих лесных птиц мелодически и интонационно разнообразно, оно в отличие от многих музыкальных произведений не растормаживает моторные центры. Его психофизиологическое воздействие на человека основано на стимуляции ассоциативных представлений созерцательного плана.

Ритмические структуры, которые лежат в основе музыкальных композиций, также характерны для брачных и тревожных сигналов у многих видов животных. Обычно такие крики состоят из серии сходных по форме гомотопических звуковых компонентов. В нормальных ситуациях звуки токования производятся животными в неизменном темпе, что способствует усилению ощущения монотонности.

Как показали радиотелеметрические измерения на пти-^ цах и млекопитающих, звуковые сигналы коммуникатив-™ ного свойства воздействуют на некоторые физиологические функции организма. Так, сигналы предупреждения об опасности вызывают у сусликов сердечную синусовую аритмию или брадикардию как показатель возрастающего эмоционального состояния страха у животных. При предъявлении черным дроздам различных звуков наибольшее увеличение частоты сердцебиений вызывала у них видовая песня [4, 10]. Однако у людей восприятие звуков, издавае-

мых животными, не связано с биологически значимой коммуникацией. В зависимости от личного опыта голоса животных, равно как и шумы неживой природы, стимулируют у слушателя эмоционально положительный, а иногда и отрицательный настрой. Разнокачественность индивидуального восприятия следует учитывать при подборе формул внушения и подкрепляющих их звуковых образов.

Помимо звуков солирующих животных, эффективно и применение шумовых ансамблей, хоров. У слушателей они связываются с представлением о ландшафте, времени года и суток. Насыщенные по видовому разнообразию исполнителей утренние хоры птиц лесных урочищ, шумы околоводных обитателей, голоса домашних животных деревенского двора вызывают у слушателей благоприятный настрой, быстрое наступление эмоциональной адаптации, затормаживание центров двигательной активности.

Опробование комбинированного влияния внушения, музыкальных произведений и биозвуков на восстановление работоспособности студентов и спортсменов показало, что это воздействие дает положительные результаты. В отчетах отмечалось благотворное влияние прослушанной программы, возникновение эффекта присутствия на природе, успокоение.

Для определения эффективности работы программы ПМВ фиксировали объективные и субъективные показатели состояния студентов. Так, зарегистрировано уменьшение частоты пульса после проведения сеансов (от 2 до 14 ударов в минуту). По результатам анкетирования, проведенного в конце курса обучения (10 занятий), отмечено изменение показателей состояния в сторону их оптимизации (см. таблицу).

Показатели общего утомления снизились с 2,06 до 1,47 балла. На итоговый вопрос «Заинтересованы ли Вы в дальнейшем проведении сеансов по восстановлению работоспособности?» 80 % студентов ответили «да», 20 % — «трудно сказать»; ответов «нет» не было.

Таким образом, суггестивно-музыкально-биозвуковые программы могут с успехом использоваться в кабинетах психологической разгрузки, при организации и проведении реабилитационных мероприятий. Средства внушения, музыка, биозвуки воздействуют на состояние человека, снимают излишнюю напряженность, служат действенным фактором оптимизации и восстановления.

Литература

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! — М„ 1985. — С. 66— 106.

2. Гриценко А. К- // Психотерапия в курортологии. — Кисловодск, 1974. — С. 52—54.

3. Коджаспиров Ю. Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. — М„ 1987.

4. Мовчан В. Н., Коробкова А. М. 11 Вестн. Ленинг. гос. ун-та. — 1985. — № 17. — С. 53—59.

5. Панченко В. К- // Граммофон и фонограф.— 1902. — № 1, —С. 5.

6. Полякова В. Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: к проблеме музыкальной стимуляции работоспособности: Автореф. дис.... мед. наук. — Пермь, 1968.— С. 3—28.

7. Работа с кадрами: Комплекс психической саморегуляции в условиях автоматизированного производства. — М., 1986.

8. Цагарелли Ю. А. // Психологическая служба вуза. — Казань, 1981. — С. 189—214.

9. Чибисов П. М. // Психотерапия и деонтология в комплексе лечения и реабилитации больных на курорте. — Харьков, 1979. — Сб 62.

10. Hosking D. /'/ New. Sei. — 1986. — Vol. 109, N 1501. — Р. 18.

Поступила 20.12.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.