Научная статья на тему 'Полифункциональная регуляция психических состояний студентов эмоциогенными способами'

Полифункциональная регуляция психических состояний студентов эмоциогенными способами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЗВУКОЦВЕТОВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ / КРИТЕРИИ ОПИСАНИЯ ЭМОЦИОГЕННЫХ СПОСОБОВ РЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волженцева Ирина Викторовна

Предложена технология полифункциональной регуляции психических состояний личности. Представлены модель, схема, программа регуляции с помощью звукоцветовых комплексов. Раскрыт психологический профиль студентов пассивно и активно реагирующих на стресс. Рассмотрена организация сеансов звукоцветовой регуляции, требования к ее применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волженцева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полифункциональная регуляция психических состояний студентов эмоциогенными способами»

SCIENCE TIME

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

Волженцева Ирина Викторовна, Макеевский экономико-гуманитарный институт, г. Макеевка

E-mail: iv.volzhentseva@yandex.ru

Аннотация. Предложена технология полифункциональной регуляции психических состояний личности. Представлены модель, схема, программа регуляции с помощью звукоцветовых комплексов. Раскрыт психологический профиль студентов пассивно и активно реагирующих на стресс. Рассмотрена о организация сеансов звукоцветовой регуляции, требования к ее применению.

Ключевые слова: полифункциональная регуляция, психические состояния, звукоцветовые программы, психологический профиль студентов, критерии описания эмоциогенных способов регуляции.

Растущие тенденции модернизации системы образования связанны с повышением требований к уровню не только интеллектуальных способностей студентов, но и к возможностям регуляции психических состояний, которые выступают как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - единства его духовной, психической и телесной организации. В то же время отсутствуют программы и технологии в отношении понимания регуляции психического состояния как сложной, целостной, многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы.

В связи с этим особую значимость приобретает вопрос об исследовании комплексного воздействия разных функций на психические состояния человека, то есть полифункциональную регуляцию, когда осуществляется одновременно воздействие на различные анализаторы, на разные уровни сознания, задействуя разные системы организма.

Целью данной статьи явилось рассмотрение сущности технологии полифункциональной регуляции психических состояний.

Модель полифункциональной регуляции психических состояний

89

эмоциогенными способами включает звукоцветовую регуляцию, представленную двумя интегрированными блоками перцептивной психотерапии: блоком звукотерапии (музыка, биозвуки и бинауральные звуки) и блоком цветотерапии (цвета (хроматические и ахроматические), объекты (природные и созданные человеком), графические способы (четкое и расплывчатое изображение) (см. рис 1).

Цель звукоцветовой регуляции - добиться оптимального реагирования на стресс студентов в эмоционально-окрашенный период учебной деятельности. Перейдем к рассмотрению сущности некоторых компонентов технологии полифункциональной регуляции психических состояний личности.

Рис. 1 Модель полифункциональной регуляции психических состояний

эмоциогенными способам

При разработке содержания программных комплексов учитывались: предпочтения респондентов; период обучения; временные особенности регуляции по типу «Релаксация»/«Активизация»; специфика их влияния; структурные и функциональные качества компонентов; полное погружение в регулирующий комплекс, а также семь критериев описания эмоциогенных способов регуляции: 4 объективных и 3 субъективных, обеспечивающих максимальную эффективность влияния.

Объективные: дост иж ение кат арсиса (характ еризуют ся гармоническим

резонансом, уравновешенностью, знаком и постепенной модуляцией в выбранную сферу регуляции); феномен инерции (неспособность без содействия внешних сил изменить имеющееся состояние); совпадение критериев влияния (реалистичность, ассоциативность, степень осознанности, аудиовизуализация); временные закономерности в создании программных комплексов с учетом дифференциации (кластерный иерархический анализ, типы программ «Релаксация»/«Активизация», устойчивые личностные черты, нервные процессы и характер психических состояний).

Субъективные: экспрессивность (характеризуется интенсивностью:

эмоциональные впечатления, физиологические сдвиги); активность (характеризуется производительностью: скорость, качество и точность

выполняемых операций познавательного характера); динамичность

(характеризуется влиянием на поведение и деятельность: стимулирующее/ тормозящее в зависимости от типа предложенной программы «Активизация»/ «Релаксация»).

Раскроем сущность предложенных типов программных комплексов и особенности их влияния (см. рис. 2).

Так, специфика первого основного программного комплекса

«Релаксация» направлена на снижение мышечного напряжения, устранение психологических зажимов, восстановление сил, способствует отдыху. Данный тип программы включает трофотропную музыку, направленную на успокоение, расслабление, например, Ф. Лист «Грезы любви»; биозвуки живой и неживой природы, такие как легкий плеск воды, журчание ручья, голоса птиц; бинауральные звуки: Тета-ритм (0-ритм); дезинтегрирующую группу

хроматических цветов: голубой, синий, фиолетовый.

Специфика второго основного программного комплекса «Активизация» направлена на повышение общего тонуса, подъем сил, имеет наибольшую силу эмоционального воздействия, повышения познавательной мотивации,

активизации работы познавательных процессов. Данный тип программы включает эрготропную музыку, стимулирующую, активизирующую, например, И. Брамс «Венгерский танец» №2 fis-moll [3]; биозвуки живой и неживой природы, такие как раскаты грома, свист ветра, звуки деревенского подворья; бинауральные звуки: Бета-ритм ф-ритм); дезинтегрирующую группу

хроматических цветов: красный, оранжевый, желтый.

91

а

Типы программных комплексов РЕЛАКСАЦИЯ (I основной комплекс) НЕЙТРАЛ И 3 А Ц И Я (вспомогательный комплекс) АКТИВИЗАЦИЯ (И основной комплекс)

Специфика программных комплексов Снижение мышечного напряжения, устранение психологических зажимов, восстановление сил, способствует отдыху Нейтральное, противостоит действию релаксации и активизации: уравновешенность, стабильность, гармонизация внутренних процессов Повышение общего тонуса, подъем сил, наибольшая сила эмоционального воздействия, повышение познавательной мотивации, активизации работы познавательных процессов

Вилы психо* тера- пии Эмоциогснмые способы (группы nepuem. психотерапии)

я С а 1! С 5 £ = р 1 О в > | со §■ m с £ Я S' музыкальная ТРОФОТРОПНАЯ - успокаивающая - расслабляющая Например, Ф.Лист «Грезы любви» НЕЙТРАЛЬНАЯ - светлая, - легкая - воздушная Например, Ф.Шопен Вальс №2 ЭРГОТРОП И А Я - стимулирующая - активизирующая Например, И.Брамс «Венгерский танец» №5 fis-moll

биозвуковая легкий плеск воды журчание ручья, голоса птиц шум морского прибоя, шелест листвы, утренние хоры различных уголков природы раскаты грома, свист ветра, звуки деревенского подворья

бинауральная Тета-ритм (0-ритм) Альфа-ритм (а-ритм) Бета-ритм (Р-ритм)

а — о IS ш = f— к о s (— -о ш й « & U £ S хроматическая ДЕЗИНТЕГРИРУЮЩАЯ - голубой - синий - фиолетовый СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ - розовый - коричневый - зеленый СТИМУЛИРУЮЩАЯ - красный - оранжевый - желтый

Рис. 2 Программный комплекс звукоцветовой регуляции психических состояний студентов

Специфика вспомогательного программного комплекса

«Нейтрализация» противостоит действию релаксации и активизации, имеет нейтральное воздействие: уравновешенность, стабильность, гармонизация внутренних процессов. Данный тип программы включает использование нейтральной музыки: светлой, легкой, воздушной: например, Ф. Шопен Вальс №7; биозвуки живой и неживой природы, такие как шум морского прибоя, шелест листвы, утренние хоры различных уголков природы; бинауральные звуки: Альфа-ритм (a-ритм); из дезинтегрирующей группы хроматических цветов такие цвета как: розовый, коричневый, зеленый. Подробное описание предложенных компонентов программных комплексов и особенностей их проявления и влияния рассмотрено ранее [2].

На основании выделенных программных комплексов «Релаксация», «Активизация», «Нейтрализация», особенностей их влияния, нами была предложена схема полифункциональной регуляции психических состояний с помощью звукоцветовых программ. Предложенная схема состоит из трех блоков: двух диагностических (первый и третий) и одном регулирующем (второй блок) (см. рис. 3.).

Задачей первого блока (диагностического) является получение информации, необходимой для целенаправленного подбора эмоциогенных средств регуляции.

Задачей второго блока (регулирующего) является изменение психических состояний звукоцветовой регуляцией, состоящей из четырех компонентов: музыкального, биозвукового, бинаурального и цветового, которые интегрировано комбинируясь в разных вариантах представлены двумя основными программными комплексами: «Релаксация», «Активизация» и одним

вспомогательным - «Нейтрализация» (см. рис.2).

Задачей третьего блока (диагностического) является изучение проявления психических состояний после полифункциональной регуляции с помощью звукоцветовых программных комплексов, выявление изменений, происходящих под ее воздействием на выше поданных уровнях.

Важными данными для реализации критерия «временные закономерности в создании программных комплексов» явились результаты кластерного иерархического анализа по методу Варда, кот орые раскрыли реакцию на стресс и обусловили формирование двух групп респондентов: «Пассивно реагирующих на стресс» и «Активно реагирующих на стресс», психологический профиль которых представлен на рисунке 4.

Для студентов первой группы, отличающихся низкой скоростью изменения психических процессов (инертных), имеющих высокие значения фактора G по методике Р.Б. Кеттелла, характерно интрапсихическое, пассивное реагирование на стрессовые ситуации при эмоциональной дисциплинированности, собранности, совестливости, ответственности, обязательности,

добросовестности, стойкости моральных принципов, всего, что согласно авторской концепции входит в понятие «сила Супер-Эго», создавался тип программы «Активизация».

Для студентов второй группы «Активно реагирующих на стресс», отличающихся выраженным изменением психологических показателей, высокой скоростью протекания психических процессов (подвижных) и высокой эмоциональностью, агрессией, тревогой, интенсивным ощущением радости, гнева, имеющих высокие значения фактора Е по выше указанной методике, характерно игнорирование социальных условностей и авторитетов, склонность действовать смело, энергично и активно, агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность, властность, независимость, игнорирование социальных условностей и авторитетов; смелые, энергичные, активные, живут по собственным законам и соображениям, требуют проявления самостоятельности от окружающих, стремятся к лидерству, с чрезмерным напряжением симпатической регуляции кровообращения со стороны сердечно-сосудистой системы, рекомендован тип программы «Релаксация» с учетом их психических

93

а

состояний, вегетативных проявлений и перечисленных индивидуальноличностных характеристик [1].

о

о

Рис. 3 Схема полифункциональной регуляции психических состояний с помощью звукоцветовых программных комплексов

94

Практическое использование представлено звукоцветовыми

программными комплексами по типу «Релаксация» и «Активизация» во временном диапазоне 15-21 мин. каждый, с аннотацией, техническими и гигиеническими требованиями к их использованию, а научная ценность и новизна защищены авторскими правами (Свидетельство о регистрации авторского права № 42861 от 20.03.2012 по заявлению №43079 от 20.01.2012). На диске подан новый метод решения проблем, связанных с эмоциональными переживаниями в учебной деятельности.

Организация сеансов звукоцветовой регуляции психических состояний включает наличие компьютеров/ноутбуков или других устройств для воспроизведения дисков с программными комплексами для возможности регуляции и саморегуляции психических состояний человека, самостоятельного регулирования силы звука. Прослушивание программных комплексов осуществляется с помощью стереонаушников с целью полного погружения в их содержание, глубокой релаксации, аудиовизуализации, активизации образного мышления. Использование наушников также обусловлено техническими требованиями (механизм действия использованных бинауральных ритмов _ основан на низкочастотных звуковых колебаниях (4-30Гц) - эмбиентых звуках, соответствующих частотам мозговых волн, слышать их можно только в стереонаушниках, так как это не реальный внешний звук, а «фантом», который рождается в головном мозге человека при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга), оптимальной активации респондента (отсутствие посторонних раздражителей,

отвлекаемости), что способствует эффективному проведению сеансов регуляции и саморегуляции психических состояний студентов в процессе учебной деятельности.

Требованием к применению звукоцветовой регуляции являет ся индивидуальный контроль за силой (громкостью) звучания воспринимаемых звуков: воздействие звуков не должно превышать 55 - 65 децибел (обычный разговор проходит на 50 децибелах) и выполнение гигиены использования наушников на сеансах звукоцветовой регуляции (после часового воздействия звуков силой в 60 децибел независимо от т ипа и содерж ания программы необходим 45-минутный отдых)[2].

Таким образом, технология полифункциональной регуляции психических состояний студентов эмоциогенными способами обеспечит оптимальное реагирование на стресс студентов в эмоционально-окрашенный период учебной деятельности в целях ее эффективности.

Перспективами дальнейших разработ ок полифункциональной регуляции эмоциогенными способами с помощью звукоцветовых и других программных комплексов является: создание программ для представителей разных категорий,

в зависимости от места проживания, от метеорологических условий с учетом возрастных, гендерных особенностей; рассмотрение проблемы

полифункциональной регуляции в медицинском направлении.

о

i

интрапсихическое: эмоциональная дисциплини- игнорирование социальных условностей и автори-

рованность, собранность, совестливость, ответ- тетов, склонность действовать смело, энергично и

ственность, обязательность, добросовестность, Проявление активно, агрессивно отстаивать свои права на само-

стойкость моральных принципов, всего, что индивидуально- стоятельность, властность, независимость, игнори-

согласно авторской концепции входит в понятие личностных —► рование социальных условностей и авторитетов;

«сила Супер-Эго», высокие значения фактора G по характеристик смелые, энергичные, активные, живут по собствен-

методике Р.Б. Кеттелла ным законам и соображениям, требуют проявления

самостоятельности от окружающих, стремятся к лидерству, «личность типа А», высокие значения фактора Е

пассивное реагирование на стрессовые Изменение эмоционального высокая эмоциональность, агрессия, тревога,

ситуации, тревога, печаль фона интенсивное ощущение радости, гнев

о

Рис. 4 Психологический профиль студентов, пассивно и активно реагирующих на стресс

Литература:

1. Волженцева И.В. Методологические и теоретико-эмпирические исследования полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными способами: монография / И.В. Волженцева; Макеевский экономиико-гуманитарный институт. - Макеевка : МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2012. - 536 с.

2. Волженцева И.В. Психология музыкального воздействия: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений спец. "Психология» / И.В. Волженцева. - Макеевка : МЭГИ, Донецк : Норд-Пресс, 2011. - 348 с.

3. Волженцева И.В. Теория и практика оптимизации психических состояний студентов в учебной деятельности средствами музыкального воздействия :

96

монография / И.В. Волженцева; Макеевский экономико-гуманитарный институт. - Макеевка : МЭГИ, Донецк : Донбасс, 2011. - 227 с.

о

о

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.