Научная статья на тему 'Оптимизация электронного портфолио студента многопрофильного вуза'

Оптимизация электронного портфолио студента многопрофильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / индивидуальная образовательная траектория / компетенции / многопрофильный вуз / мотивация / трудоустройство / электронное портфолио / higher education / individual educational trajectory / competencies / multidisciplinary university / motivation / employment / e-portfolio

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Вадимовна Аликина, Дмитрий Викторович Мальцев

Рассматривается проблема создания электронного портфолио, интегрированного в образовательную деятельность современного многопрофильного вуза и обеспечивающего стратегическую коммуникацию между обучающимися, выпускниками, преподавателями и работодателями. Разработан новый принцип формирования электронного портфолио в виде иерархии достижений за выполнение заданий по разным видам учебно-познавательной деятельности. Представлена многоуровневая модель электронного портфолио. Предложены механизмы повышения эффективности работы с портфолио в образовательной деятельности многопрофильного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Вадимовна Аликина, Дмитрий Викторович Мальцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the e-portfolio of multidisciplinary university students

The article considers the student’s electronic portfolio as an integral part of the educational activities of a modern multidisciplinary university providing strategic communication between students, graduates, teachers and potential employers. The importance of the e-portfolio as an effective means of a comprehensive monitoring of students’ achievements and the formation of positive students’ motivation to acquire professional competencies necessary for successful employment and demanded in the labor market is substantiated. The aim of the article is to present ways to optimize work with the e-portfolio that reflects the totality of the results of the student’s educational and cognitive activities in accordance with the individual educational trajectory and career expectations. The reliability of the research is justified by a suite of methods of scientometric analysis, content analysis and pedagogical modeling. The material of the research was scientific publications presented in the Scopus and RSCI citation databases, open data posted on 45 Russian multidisciplinary university websites, instructions for electronic portfolios of students, as well as texts of vacancies of the two largest online recruiting portals. The authors identified the main trends in scientific and pedagogical research on the problems of e-portfolios, analyzed the experience of using e-portfolios in multidisciplinary universities, determined the significance of e-portfolios in employment. The authors developed a new principle of forming e-portfolios; it involves the organization of a portfolio as a hierarchy of achievements in different types of educational and cognitive activities, considering university, profile and regional specifics. The authors present a multilevel model of the e-portfolio, whose implementation includes gamification elements and allows visualizing an individual educational trajectory, and propose mechanisms of improving the efficiency of the e-portfolio in the educational activities of a multidisciplinary university. The authors conclude that there is a need for pedagogical support of students in creating, filling and editing their eportfolios. The authors express the idea that professional self-presentation in the form of a public presentation of an eportfolio should become an integral part of the state final certification. The practical significance of the study consists in the possibility to apply the proposed structure of an e-portfolio to track the dynamics of the student’s personal and professional development, to correct an educational trajectory and consciously build a professional career.

Текст научной работы на тему «Оптимизация электронного портфолио студента многопрофильного вуза»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 14-22 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 488. рр. 14-22

Научная статья УДК 378.14

аог 10.17223/15617793/488/2

Оптимизация электронного портфолио студента многопрофильного вуза

Елена Вадимовна Аликина1, Дмитрий Викторович Мальцев2

1 2 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

1 elenaalikina@yandex.ru 2 mdv@pstu.ru

Аннотация. Рассматривается проблема создания электронного портфолио, интегрированного в образовательную деятельность современного многопрофильного вуза и обеспечивающего стратегическую коммуникацию между обучающимися, выпускниками, преподавателями и работодателями. Разработан новый принцип формирования электронного портфолио в виде иерархии достижений за выполнение заданий по разным видам учебно-познавательной деятельности. Представлена многоуровневая модель электронного портфолио. Предложены механизмы повышения эффективности работы с портфолио в образовательной деятельности многопрофильного вуза.

Ключевые слова: высшее образование, индивидуальная образовательная траектория, компетенции, многопрофильный вуз, мотивация, трудоустройство, электронное портфолио

Для цитирования: Аликина Е.В., Мальцев Д.В. Оптимизация электронного портфолио студента многопрофильного вуза // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 14-22. (М: 10.17223/15617793/488/2

Original article

doi: 10.17223/15617793/488/2

Optimization of the e-portfolio of multidisciplinary university students

Elena V. Alikina1, Dmitriy V. Maltsev2

1 2 Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation 1 elenaalikina@yandex.ru 2 mdv@pstu.ru

Abstract. The article considers the student's electronic portfolio as an integral part of the educational activities of a modern multidisciplinary university providing strategic communication between students, graduates, teachers and potential employers. The importance of the e-portfolio as an effective means of a comprehensive monitoring of students' achievements and the formation of positive students' motivation to acquire professional competencies necessary for successful employment and demanded in the labor market is substantiated. The aim of the article is to present ways to optimize work with the e-portfolio that reflects the totality of the results of the student's educational and cognitive activities in accordance with the individual educational trajectory and career expectations. The reliability of the research is justified by a suite of methods of scientometric analysis, content analysis and pedagogical modeling. The material of the research was scientific publications presented in the Scopus and RSCI citation databases, open data posted on 45 Russian multidisciplinary university websites, instructions for electronic portfolios of students, as well as texts of vacancies of the two largest online recruiting portals. The authors identified the main trends in scientific and pedagogical research on the problems of e-portfolios, analyzed the experience of using e-portfolios in multidisciplinary universities, determined the significance of e-portfolios in employment. The authors developed a new principle of forming e-portfolios; it involves the organization of a portfolio as a hierarchy of achievements in different types of educational and cognitive activities, considering university, profile and regional specifics. The authors present a multilevel model of the e-portfolio, whose implementation includes gamification elements and allows visualizing an individual educational trajectory, and propose mechanisms of improving the efficiency of the e-portfolio in the educational activities of a multidisciplinary university. The authors conclude that there is a need for pedagogical support of students in creating, filling and editing their e-portfolios. The authors express the idea that professional self-presentation in the form of a public presentation of an e-portfolio should become an integral part of the state final certification. The practical significance of the study consists in the possibility to apply the proposed structure of an e-portfolio to track the dynamics of the student's personal and professional development, to correct an educational trajectory and consciously build a professional career.

Keywords: higher education, individual educational trajectory, competencies, multidisciplinary university, motivation, employment, e-portfolio

For citation: Alikina, E.V. & Maltsev, D.V. (2023) Optimization of the e-portfolio of multidisciplinary university students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 488. рр. 14-22. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/488/2

© Аликина Е.В., Мальцев Д.В., 2023

Введение

Компетентностная парадигма, сформулированная в середине 90-х гг. ХХ в. в директивных документах ЮНЕСКО [1] и определившая логику развития современного образования, соотносит глобальные образовательные цели с обеспечением вхождения человека в социальный мир и его продуктивной адаптацией в нем [2]. Это находит отражение в содержании стандартов, в требованиях к результатам образования и в процедурах их оценки.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) постулируется целенаправленность основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) на формирование у выпускников компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в соответствии со сферой профессиональной деятельности. Основным итогом освоения ОПОП являются результаты обучения, мониторинг которых осуществляется разными способами - от традиционной фиксации оценок до выстраивания рейтингов и накопления артефактов достижений студента в виде портфолио. Наличие портфолио в электронной информационно-образовательной среде организации и обязательный доступ к нему закреплены ФГОС ВО 3++ в качестве одного из общесистемных требований к реализации ОПОП. В условиях цифровой трансформации неотъемлемым атрибутом образовательной деятельности становится электронное портфолио (e-portfolio), демонстрирующее не только индивидуальные достижения обучающегося, но и уровень его цифровой грамотности, способности самопредставления и самоидентификации в цифровой среде [3].

Идея портфолио зародилась в эпоху Ренессанса в кругах архитекторов и художников, которые представляли потенциальным заказчикам собранные в папки примеры своих работ [4]. В ХХ в. портфолио стало популярно среди артистов, дизайнеров, модельеров. В середине 1960-х гг. педагоги перенесли портфолио в школы США, после чего оно бурно развивалось в западноевропейской и японской школьных системах, став к середине 1990-х гг. одним из ведущих образовательных трендов. В настоящее время разработка электронного портфолио в целях профессиональной интеграции и мобильности расценивается в Северной Америке и в Европе в качестве обычной практики на протяжении всех этапов трудовой деятельности [5]. В России портфолио начали внедрять в общеобразовательной школе, особенно применительно к обучению иностранным языкам, с 2000-х гг. [6], далее технология была адаптирована к подготовке и аттестации педагогических работников [6], а затем и к оцениванию профессиональных компетенций студентов вузов [7-9].

Как показывает сложившаяся практика, на сегодняшний день со стороны российских вузов часто проявляется формальный подход к наполнению портфолио, а студенты слабо представляют его цель и правила составления, что не способствует повышению мотивации к обучению и тем более к допол-

нительной, внеучебной работе. Анализ российских и зарубежных источников свидетельствует, что проблема носит интернациональный характер. Так, например, согласно испанским исследователям, ряд студентов выражают скептицизм, не знакомы со всем потенциалом портфолио, им требуется техническое консультирование, помощь в планировании и структурировании документов [3]. По результатам анкетирования китайских обучающихся выявлено, что многие считают данный инструмент проявлением глобализации и желанием преподавателей следовать «модным» мировым образовательным трендам. Некоторые студенты испытывают тревогу и даже стресс, стараясь наилучшим образом сформировать портфолио, тратя много времени не на содержание, а на форму подачи информации [10]. Представители канадских университетов установили, что студенты, которые плотно работают с портфолио, испытывают проблемы, связанные с техническими сложностями, непонятными инструкциями, отсутствием заинтересованности, непониманием важности, прокрастина-цией и др. [11]. Тем не менее как преподаватели вузов, так и студенты многих стран высказывают позитивное отношение к портфолио и оценивают данную практику как значимую поддержку при трудоустройстве [12].

Со стороны работодателей несомненный интерес имеет информация об уровне освоения выпускником профессиональных компетенций, но кроме этого чрезвычайно важно получить комплексное представление о личностных качествах претендента на вакантную должность: от soft skills (коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность и т.д.) до способности к самообразованию, самооценке, рефлексии, инновациям и пр. [13]. Выявить наличие этих качеств на этапе собеседования при приеме на работу достаточно сложно в силу ограниченности по времени. Помимо этого, в большинстве российских многопрофильных вузов студентов не обучают самопрезентации, «саморекламе», в результате чего многие выпускники испытывают трудности при трудоустройстве [14], не могут убедительно рассказать о своих сильных сторонах, им сложно конкурировать с возможно менее талантливыми, но более опытными соискателями.

Предметом нашего исследования выступает электронное портфолио, которое определяется как созданная с использованием средств ИКТ совокупность результатов учебно-познавательной деятельности обучающегося, предназначенная для комплексного анализа и оценивания личностного и профессионального развития [6, 15].

Проблема исследования заключается в том, что несмотря плодотворность научно-педагогического осмысления и возрастающую востребованность при трудоустройстве потенциал электронного портфолио как эффективного средства комплексного мониторинга достижений обучающихся и стратегической коммуникации между выпускниками, преподавателями и работодателями не в полной мере реализован в образовательной деятельности многопрофильного вуза.

Целью настоящей статьи является представление путей оптимизации работы с электронным портфо-лио, что способствовало бы повышению мотивации студентов к приобретению компетенций, необходимых для успешного трудоустройства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- описать основные научно-педагогические тренды в исследовании технологии портфолио;

- изучить практику российских вузов по внедрению электронных портфолио;

- определить востребованность портфолио при трудоустройстве;

- сформулировать условия системной организации работы с портфолио в вузе;

- предложить новый принцип формирования портфолио и разработать его структуру.

В исследовании использованы методы наукометрического анализа, контент-анализа, а также метод педагогического моделирования. Материалом наукометрического анализа послужили зарубежные и российские научные публикации в периодических изданиях. Контент-анализ проводился по открытым данным, размещенным на сайтах 45 российских вузов и двух платформах онлайн-рекрутинга. В частности, изучалась информация о наличии в электронно-образовательной среде портфолио обучающихся. Помимо этого, были проанализированы инструкции по созданию и наполнению портфолио, выделены основные структурные элементы и определены те из них, которые могли быть стать релевантными для многопрофильного вуза. На основе контент-анализа текстов вакансий определялась востребованность портфолио на рынке труда. Наконец, метод моделирования применялся для создания модели оптимизированной структуры электронного портфолио обучающегося многопрофильного вуза.

Результаты исследования

Как показывают результаты проведенного нами наукометрического анализа, научно-педагогический интерес к проблеме портфолио остается высоким на протяжении многих лет. На 2022 г. в базе Scopus насчитывалось 5 943 статьи по тематике портфолио, при этом самый ранний источник датируется 1959 г. Начиная с 1994 г., ежегодно публикуется в среднем 200 статей, а с 2004 - 300 статей. Больше всего публикаций (34%) представлено исследователями из США, на втором месте - Великобритания (10%), на третьем - Австралия (6%). При этом хронологически всплеск интереса к проблеме фиксируется в период пандемии Covid-19 2019-2021 гг.

Зарубежные исследования последних пяти лет сосредоточены на анализе педагогического потенциала портфолио [16], психологического настроя студентов по отношению к нему [17], а также на описании опыта внедрения определенных цифровых решений, например мобильных приложений [18]. В связи с этим авторские дефиниции портфолио можно разделить на две группы:

1) педагогические: личное пространство; инструмент самооценки; дидактическая стратегия; набор работ обучающихся или преподавателей, собранных с целью документирования опыта; набор доказательств, свидетельствующих о развитии навыков; активный процесс обучения; средство оценки профессиональных компетенций и т. д.;

2) технологические: коллекция цифровых документов; цифровая идентификация человека; инструментальное средство оценки компетенций; электронное рабочее пространство; электронный/онлайн-ресурс; мультимедийное резюме и т. д.

Наиболее частотно упоминание платформы Mahara, позволяющей создавать полнофункциональное электронное портфолио, интегрировать его в бло-ги, конструктор резюме, социальные сети, а также вести совместную работу с документами. Англоязычный сервис имеет несколько переводных версий. Одно из наиболее полных описаний университетской системы портфолио представлено в статье канадских исследователей [11] с ссылкой на открытую демовер-сию портфолио Passages (https://epassages.ca/), созданного по принципу трансдисциплинарности.

В российском педагогическом дискурсе научные публикации, посвященные портфолио, как свидетельствует анализ данных базы РИНЦ, появляются с начала 2000-х гг. и касаются преимущественно школьного образования. В них речь идет о фиксации учебных достижений (успехов) школьников и абитуриентов, но уже, как правило, в электронной форме. Термин «портфолио» передается через синонимы «папка», «портфель», «досье», «свидетельство», «документированный набор работ», «карта успешности», «дневник социальной успешности», «цифровой след», «процессфолио», «резюме» и т.п. С 2005 г. обсуждается распространение портфолио в системе аттестации учителей, позже в педагогическом образовании и, наконец, с 2007 г. на уровне общевузовской практики.

Всего в период с 2001 по 2022 г. в базе РИНЦ размещено около 4 200 статей по педагогическим наукам, рассматривающим вопросы портфолио: от нескольких в год в первое десятилетие до сотен - во второе (рис. 1).

Несмотря на наше предположение, что пик научного интереса к проблеме пришелся на пандемийные события в связи с более глубокими осмыслениями возможностей дистанционных технологий, наукометрическая статистика показывает наибольшую активность в период с 2014 по 2019 г. (400-500 статей в год), что коррелирует с началом цифровой трансформации образования и введением соответствующих регламентирующих требований во ФГОС.

По числу цитируемости ядро авторов формируют публикации В. А. Девисилова (77 ссылок на статью [9]), В.К. Загвоздкина (63 ссылки на статью [19]), Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова, Е.Е. Федотова (55 ссылок на совместную статью [20]), К.Э. Безукладникова (54 ссылки на статью [7]). Данные статьи посвящены осмыслению роли портфолио в профессиональном образовании и анализу зарубежного опыта его применения.

Рис. 1. Количество публикаций по годам в базе РИНЦ

Наибольшая публикационная активность по проблемам портфолио отмечена у следующих исследователей: О.Г. Смоляниновой (44 публикации), О.А. Има-новой (25 публикаций), Т.Г. Новиковой и Ф.Д. Пирако-ва (по 19 публикаций). Работы О.Г. Смоляниновой имеют наиболее протяженную хронологическую историю (с 2008 по 2018 г.) и посвящены использованию технологии электронного портфолио в высшем образовании, в частности, для социализации и профессионального развития выпускников [6, 15, 21].

При определении портфолио наблюдается таксономическое смешение категорий «метод», «технология», «система», «форма», «способ», «инструмент», «механизм». Наиболее частотно его отнесение к категории «средство» применительно к оцениванию, мониторингу, самооцениванию, рефлексии, развитию, обучению и т.д. Среди видов авторы выделяют «профессиональное», «профессионально-образователь-ное», «исследовательское», «имиджевое», «рефлексивное», «процессное», «личное», «языковое» портфолио, на технологическом уровне - «электронное» или «цифровое», на аксиологическом уровне - «аутентичное», «неформальное», «мотивационное», «универсальное», «кон-курентоспос обное».

В собранном корпусе публикаций наиболее широко освещена проблема применения портфолио как средства оценивания (21%). Интересно, что на протяжении 20 лет оценивание с помощью портфолио сопровождается в названиях статей российских авторов эпитетами «инновационное», «альтернативное», «современное». В последние годы портфолио все чаще фигурирует в контексте формативного оценивания и, начиная с 2016 г., позиционируется как условие успешного трудоустройства. Что касается технологических решений, авторы публикаций обращаются к таким специализированным российским платформам, предназначенным для создания портфолио, как Netfolio, Portfolios, 4portfolio, Skillometer и др. Появляются публикации, посвященные применению искусственного интеллекта для анализа данных и принятия решений на основе загруженных портфолио материалов [22].

Практическая реализация портфолио изучалась нами на материале открытых данных, представленных на сайтах образовательных организаций. Всего было проанализировано 45 сайтов многопрофильных (фе-

деральных, политехнических и технических) вузов. Анализ показал, что 69% сайтов имеют вкладки «Личный кабинет» или «Кабинет обучающегося» с выходом из раздела «Студентам» на главной странице. Вероятно, у 31% вузов вход в личный кабинет осуществляется не через официальный сайт, а через закрытый корпоративный портал. Ведение портфолио чаще всего упоминается именно как одна из опций: «в личном кабинете вы можете вести личное портфолио», «личный кабинет предоставляет возможность формирования портфолио», «в личном кабинете предоставляется возможность работы с индивидуальными ресурсами, среди которых материалы портфолио, в т.ч. работы обучающихся, а также рецензии и оценки этих работ».

Примечателен пример Уральского федерального университета, на сайте которого личный кабинет и портфолио представлены отдельно. В личный кабинет включены такие сервисы, как информация о расписании занятий, в том числе ссылки на виртуальные комнаты и трансляции из аудиторий, запись на секции физкультуры и модуль иностранного языка, портал электронного обучения и др. В портфолио представлены рейтинги (в том числе по внеучебной деятельности), зачетная книжка, отчеты по практикам, темы курсового проектирования и ВКР, результаты участия в проектах.

В Томском политехническом университете разработана профессиональная социальная сеть Flamingo, предоставляющая возможность студентам и аспирантам создавать портфолио научного специалиста. В нем указываются достижения в четырёх видах деятельности: научной, учебной, спортивной, культурной, которые автоматически попадают в открытый рейтинг.

Доступ к личному кабинету на сайтах вузов, как правило, закрытый (97%), имеется упоминание, что он «является защищенным персональным сервисом», вход осуществляется по индивидуальному паролю, часто по номеру зачетной книжки. На сайте одного университета был открыт доступ к текстам ВКР.

В 20% случаев на сайтах размещена краткая инструкция по работе с портфолио, например: «вы можете вести личное портфолио, добавляя сведения о достижениях, наградах, публикациях и проектах». Все инструкции представлены на русском языке,

адаптированных вариантов для иностранных студентов или переводных версий не имеется. В 7% проанализированных сайтов подробная инструкция прикреплена в виде отдельного файла. Например, в инструкции Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого указаны разделы порт-фолио («Достижения» и «Документы»), перечислены возможные варианты наполнения по каждому виду деятельности, описаны сопровождаемые скриншотами окон действия по загрузке и верификации документов. Такого рода расширенные инструкции позволяют получить стороннему наблюдателю общее представление о структуре портфолио.

Как правило, в типовое портфолио входят результаты промежуточных аттестаций по дисциплинам, тексты курсовых, проектных, выпускных квалификационных работ и оценки за них. Фактически вся эта информация (кроме текстов работ) указывается в приложении к диплому. Расширенные варианты портфолио могут включать информацию о достижениях в учебной, научно-исследовательской, спортивной, культурно-творческой и общественной деятельности. При этом к учебной деятельности могут относиться не только результаты аттестаций, но и факты участия в профильных конкурсах, мастер-классах, стажировках, сертификация владения иностранным языком и др. Среди документных артефактов предлагается сохранять рецензии, отчеты и отзывы по практикам, рефераты, эссе, контрольные работы. Ни в одной из проанализированных инструкций мы не нашли информации о том, как, кем и когда оценивается качество самого портфолио, каким образом и в каком виде портфолио попадает к работодателю.

Несмотря на то, что наличие портфолио включено в перечень требований к образовательной организации («электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать <...> формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы»), его наполнение полностью возложено на обучающихся. В ряде инструкций прописано: «обучающийся самостоятельно определяет вводимую информацию о себе», «обучающийся несет ответственность за достоверность представленной им информации», «ведение электронного портфолио осуществляется лично самим обучающимся». В связи с этим остаются открытыми вопросы о механизмах управления процессом формирования портфолио, о мотивации, технической и содержательной поддержке студентов, о способах интеграции портфолио в коммуникацию с работодателем.

Как показывает проведенный контент-анализ текстов вакансий, размещенных на платформах онлайн-рекрутинга SuperJob и HeadHunter, понятие портфо-лио активно входит в дискурс работодателей. Так, например, в вакансиях инженерно-технического профиля портфолио сформулировано как требование («наличие портфолио обязательно», «резюме рассматриваются только с портфолио», «в сопроводительном письме высылать ссылки на портфолио с примерами релевантных работ» и др.) или пожелание

(«ждем ваше резюме/портфолио», «дополнительным плюсом будут являться наличие портфолио», «на собеседовании желательно иметь портфолио с примерами выполненных проектов», «наличие портфолио как преимущество» и др.). Среднее соотношение де-битивной и оптативной модальности - 40%/60%. Обязательным портфолио является преимущественно в таких специализациях, как «Дизайн», «ИТ, Интернет, связь, телеком», «Услуги, ремонт, сервисное обслуживание». На портале ИеаЖиШег частотность слова «портфолио» достаточно высока, оно упоминается в описании 7 290 вакансий, из них 448 по инженерно-техническому профилю.

Таким образом, можно констатировать, что портфолио является востребованным источником информации при трудоустройстве. В большинстве случаев, работодатели запрашивают портфолио уже реализованных проектов, что предполагает наличие определенного опыта работы. В связи с этим для выпускников вузов представляется возможным включать в портфолио примеры конкретных практических наработок, выполненных за годы учебы (чертежи, расчеты, фото, скриншоты, тезаурусы, фрагменты ВКР и т.п.).

Обсуждение результатов и предложения

Полученные в ходе исследования результаты дают основания согласиться с мнением авторов [4, 16, 21] о том, что основное предназначение портфолио заключается не в контроле образовательной деятельности студента со стороны вуза или вуза со стороны надзорных органов, а в аккумулировании сведений, позволяющих обучающемуся и потенциальному работодателю спрогнозировать успешность трудоустройства. Это предполагает выполнение совокупности условий, среди которых основными нам представляются следующие:

- структура портфолио должна быть оптимально сбалансирована, интерфейс интуитивно понятен, процесс наполнения - мотивирующим и увлекательным;

- в вузе должна быть организована система педагогического сопровождения, направленного на обучение студентов отбору, обработке и представлению информации о личностном и профессиональном развитии;

- портфолио необходимо рассматривать как средство стратегической коммуникации между обучающимися, выпускниками, вузовским и профессиональным сообществами.

Предлагаемый нами принцип формирования портфолио заключается в его представлении в виде иерархии достижений за выполнение заданий по разным видам учебной и внеучебной деятельности. Система должна иметь различные уровни как по качеству достижений, так и по их количеству с учетом вузовской, профильной и региональной специфики.

Считаем возможным выделить четыре уровня достижений, иерархия которых представляет собой пирамиду, где на низшем уровне предусмотрено наибольшее количество заданий, на высшем -наименьшее:

- первый уровень - успешное завершение части этапа, например, освоение части цикла дисциплин;

- второй уровень - успешное завершение этапа в освоении вида деятельности, например, полное изучение цикла дисциплин (гуманитарного, естественнонаучного, математического, профессионального);

- третий уровень - успешное освоение отдельного вида деятельности (учебной, творческой, спортивной и т.д.), доступного в данном вузе;

- четвертый уровень - особые достижения в освоении какой-либо деятельности с правом специальной сертификации (диплом с отличием, спортивный разряд, международные награды в области искусства, волонтёрства, спорта и пр.).

В качестве ближайших аналогов уровневой системы достижений можно рассматривать компьютерные игры, которые интересны и интуитивно понятны для молодого поколения. Следует подчеркнуть, что использование элементов геймификации является одним из глобальных трендов современного образования [23-25]. В соответствии с логикой геймификации и игровыми механиками за каждое полученное достижение обучающийся получает баллы, влияющие на

рейтинг, а также виртуальный значок [26], отображаемый в аккаунте. Рейтинг студентов можно публиковать в специальных разделах сайта образовательной организации, стимулируя индивидуальную, групповую, кафедральную или межфакультетскую конкуренцию [27].

Внутри каждого уровня предполагается деление достижений на степени: низкая (аналог оценки «удовлетворительно», или бронзовое достижение в игровой механике), средняя (оценка «хорошо», или серебряное достижение), высокая (оценка «отлично», или золотое достижение). Степень может задаваться средним баллом в сессию для учебной работы, местом в конкурсе, соревновании - для внеучебной (спортивной или творческой). Кроме того, достижения необходимо классифицировать на обязательные, обеспечивающий переход на следующий уровень, и дополнительные, влияющие на общий рейтинг студента. Поддержкой в этом могла бы стать визуализация системы в виде наглядной аналитики: значков, схем, таблиц с подробным описанием требований и полученных результатов. Модель предлагаемой структуры портфолио представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель уровневого портфолио студента

Важно, чтобы информация обо всех возможных видах достижений, их уровнях и степенях была доступна студенту с момента поступления в вуз. Это позволило бы обучающимся более осознанно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирая не только элективные дисциплины, но и направления научного исследования, спортивные секции, творческие объединения, курсы дополнительного образования, места практик и стажировок, темы курсовых работ и т. п. Этому может способствовать интеграция в портфолио модулей искусственного интеллекта [22]. Однако, как полагаем, необходимо не только демонстрировать студен-

там возможности портфолио, но и рассматривать вместе с ними варианты, кейсы, образцы оформления, наполнения и редактирования текстовой, графической, видеодокументации. Например, это возможно организовать на первом курсе в рамках модуля дисциплины «Учебно-исследовательская работа студентов», где результатом освоения могла бы стать презентация каждым обучающимся канвы своего будущего портфолио. В дальнейшем отслеживать динамику личностного и профессионального развития, выявлять потенциальные риски и точки роста, корректировать образовательные траектории могли бы помогать кураторы.

Наконец, сущностным аспектом считаем экстери-оризацию сформированного за годы обучения в вузе портфолио. Это касается как публичного представления своих достижений самим выпускником, так и получение им готового цифрового продукта, который мог бы использоваться в реальном процессе трудоустройства [28].

Для решения первой задачи представляется возможным включение защиты портфолио в структуру государственного экзамена, что позволило бы в присутствии работодателей оценить не только его объем, качество, но и результаты освоения целого комплекса универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Как показывает анализ программ государственной итоговой аттестации (ГИА), а также опыт работы авторов статьи в государственных экзаменационных комиссиях, защита портфолио широко и успешно практикуется по направлению подготовки «Педагогическое образование», однако отсутствует во многих образовательных программах многопрофильных вузов. При условии интеграции в учебный план на старших курсах дисциплины или модуля с примерным названием «Основы профессиональной самопрезентации» считаем целесообразным расширить программу ГИА заданием такого рода: «Представьте свое портфолио. Расскажите о достижениях, профессионально значимых качествах, приобретенном практическом опыте, направлениях исследовательской или проектной работы, профессиональных планах на будущее». Вопросы комиссии в данном случае могли бы моделировать ситуацию собеседования при трудоустройстве. Менее официальным и стандартизированным вариантом защиты портфолио могло бы стать проведение деловой игры, например, в рамках преддипломной практики.

Вторая задача, связанная с подготовкой цифрового продукта в виде резюме на основе портфолио, по нашему предположению, реализуема за счет автоматизации документирования в электронно-образова-

тельной системе вуза. Брендированное, грамотно отредактированное, хорошо структурированное резюме, предоставляемое выпускнику вместе с дипломом и по его желанию размещаемое на сайте университета, способствовало бы укреплению репутационного статуса вуза, развитию корпоративного и социального партнерства.

Заключение

На основе изучения научно-педагогических трендов, опыта работы российских вузов с электронным портфолио и его востребованности в практике трудоустройства в соответствии с поставленной целью исследования была предложена оптимизированная структура портфолио, предполагающая уровневную систему достижений по аналогии с игровыми механиками и позволяющая решать следующие задачи:

1) доказывать уровень знаний по дисциплине или блокам дисциплин;

2) демонстрировать наличие и уровень компетенций, имеющих значение для выполнения трудовых функций;

3) проявлять индивидуальность каждого студента, его сильные стороны, динамику развития на протяжении всего процесса обучения;

4) способствовать осознанному формированию индивидуальной образовательной траектории;

5) развивать критическую саморефлексию, адекватную самооценку, прагматичное целеполагание и умения самопрезентации.

Внедрение предложенной структуры в профориен-тационную образовательную деятельность многопрофильного вуза представляется возможным при целенаправленном обучении студентов техническому оформлению, структурно-содержательному составлению и публичной презентации портфолио как неотъемлемого компонента стратегической коммуникации в профессиональной среде.

Список источников

1. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-

operation (CDCC). A Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. 72 p.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

3. Gutiérrez-Braojos C., Daniela L., Montejo-Gámez J. & Aliaga F. Developing and comparing indices to evaluate community knowledge building in

an educational research course // Sustainability (Switzerland). 2022. Vol. 14 (17). doi: 10.3390/su141710603

4. Alajmi M.M. The impact of E-portfolio use on the development of professional standards and life skills of students: A case study

// Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. Vol. 6 (4). P. 1714-1735. doi: 10.9770/jesi.2019.6.4 (12)

5. Poirier T. I., Santanello C. R., & Gupchup G. V. A student orientation program to build a community of learners // American Journal of Pharma-

ceutical Education. 2007. № 71(1). doi: 10.5688/aj710113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Смолянинова О.Г., Шилина Н.Г., Геращенко С.М. Электронный портфолио как инструмент профессионального развития и аттестации

преподавателей // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 58-68.

7. Безукладников К.Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя

иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 66-70.

8. Гостин А.М., Панюкова С.В. Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента // Высшее образование в России. 2014. № 4.

С. 126-130.

9. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в выс-

шей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2. С. 29-34.

10. Mei D. What does students' experience of e-portfolios suggest // Applied Mathematics and Nonlinear Sciences. 2022. Vol. 7 (2). P. 15-20. doi:

10.2478/amns.2021.2.00166

11. De Champlain Y. Les compétences du 21e siècle: associer la pensée à la pratique // Revue hybride de l'éducation. 2022. Vol. 5 (2). P. 78-105. doi: 10.1522/rhe.v5i2.1236

12. Koraneekij P., Khlaisang J. Students' beliefs regarding the use of e-portfolio to enhance cognitive skills in a blended learning environment // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Vol. 14 (2). P. 85-104. doi: 10.3991/ijet.v14i02.8288

13. Van der Gulden J., Jansen I., Tromp F. Online education is no longer a thing of the past! corona crisis stimulates educational innovation // Tijdschrif Voor Bedrijfs- En Verzekeringsgeneeskunde. 2019. Vol. 29 (1-2). P. 10-13. doi: 10.1007/s12498-020-1307-9

14. Мальцев Д.В. Актуализация образовательных программ по результатам независимой оценки уровня подготовки выпускников университета // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 530-543. doi: 10.32744/pse.2021.5.36.

15. Smolyaninova O.G., Bezyzvestnykh E.A. Professional Training of Teacher 4.0: Developing Digital Competency By Means of ePortfolio // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 12, № 9. P. 1714-1732. doi: 10.17516/1997-1370-0478. EDN CLGBSX.

16. Gutiérrez-Santiuste E., García-Segura S., Olivares-García M.Á., González-Alfaya E. Higher education students' perception of the E-portfolio as a tool for improving their employability: Weaknesses and strengths // Education Sciences. 2022. Vol. 12 (5). doi: 10.3390/educsci12050321

17. Sultana F., Lim C.P., Liang M. E-portfolios and the development of students' reflective thinking at a hong kong university // Journal of Computers in Education. 2020. Vol. 7 (3). P. 277-294. doi: 10.1007/s40692-020-00157-6

18. Martínez J. F., Kloser M., Srinivasan J., Stecher B., Edelman A. Developing situated measures of science instruction through an innovative electronic portfolio app for mobile devices: Reliability, validity, and feasibility // Educational and Psychological Measurement. 2022. Vol. 82 (6). P 1180-1202.

19. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) // Психологическая наука и образование. 2004. № 4. С. 5-10.

20. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Место портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005. № 3. С. 45-56.

21. Смолянинова О.Г., Смолянинов А.А. Обучение медиации в условиях открытого образования: потенциал электронного портфолио в профессиональном развитии // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы III Международной конференции; электронное издание. Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2022. С. 56-62.

22. Пираков Ф.Д. Создание модуля искусственного интеллекта для системы «электронное портфолио» // Перспективы развития фундаментальных наук: сб. научных тр. XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2021. С. 83-85.

23. Barbosa M.W., de Ávila Rodrigues C. Project portfolio management teaching: Contributions of a gamified approach // International Journal of Management Education. 2020. Vol. 18 (2). doi: 10.1016/j.ijme.2020.100388

24. Fernandez-Rio J., de las Heras E., González T., Trillo V., Palomares J. Gamification and physical education. viability and preliminary views from students and teachers // Physical Education and Sport Pedagogy. 2020. Vol. 25 (5). P. 509-524. doi: 10.1080/17408989.2020.1743253

25. Villagrasa S., Fonseca D., Romo M., Redondo E. GLABS: Gamification for learning management systems // Iberian Conference on Information Systems and Technologies, CISTI. 2014. doi: 10.1109/CISTI.2014.6876878

26. Fajiculay J.R., Parikh B.T., Wright C.V., Sheehan A.H. Student perceptions of digital badges in a drug information and literature evaluation course // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2017. Vol. 9 (5). P. 881-886. doi: 10.1016/j.cptl.2017.05.013

27. Diniz G.C., Silva M.A.G., Gerosa M.A., Steinmacher I. Using gamification to orient and motivate students to contribute to oss projects // 2017 IEEE/ACM 10th International Workshop on Cooperative and Human Aspects of Software Engineering, CHASE. 2017. P. 36-42. doi: 10.1109/CHASE.2017.7

28. Goldman G., Ockey J., Tehbelian S., Zavitsanos E., & Rodriguez F. J. R. Preparing students to take the next step school to work transition (demo reels and beyond) // ACM SIGGRAPH 2019. Educators Forum, SIGGRAPH 2019. doi: 10.1145/3326542.3338830

References

1. Hutmacher, W. (1997) [Key competencies for Europe]. Council for Cultural Co-operation (CDCC). A Secondary Education for Europe. Report of

the Symposium. Berne, Switzerland 27-30 March 1996. Strasburg: Council of Europe.

2. Zimnyaya, I.A. (2009) Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of

education]. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2. pp. 7-14.

3. Gutiérrez-Braojos, C. et al. (2022) Developing and comparing indices to evaluate community knowledge building in an educational research

course. Sustainability (Switzerland). 17 (14). doi: 10.3390/su141710603

4. Alajmi, M.M. (2019) The impact of E-portfolio use on the development of professional standards and life skills of students: A case study.

Entrepreneurship and Sustainability Issues. 4 (6). pp. 1714-1735. doi: 10.9770/jesi.2019.6.4 (12)

5. Poirier, T.I., Santanello, C.R., & Gupchup, G.V. (2007) A student orientation program to build a community of learners. American Journal of

Pharmaceutical Education. 71 (1). doi: 10.5688/aj710113

6. Smolyaninova, O.G., Shilina, N.G. & Gerashchenko, S.M. (2010) Elektronnyy portfolio kak instrument professional'nogo razvitiya i attestatsii

prepodavateley [Electronic portfolio as a tool for professional development and certification of teachers]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 11. pp. 58-68.

7. Bezukladnikov, K.E. (2008) Professional'nyy portfolio kak sredstvo formirovaniya professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya

inostrannogo yazyka [Professional Portfolio as a Means of Forming the Professional Competence of a Future Foreign Language Teacher]. Inostrannye yazyki v shkole. 8. pp. 66-70.

8. Gostin, A.M. & Panyukova, S.V. (2014) Sozdanie i vedenie kar'ernogo veb-portfolio studenta [Creation and maintenance of a student's career web

portfolio]. Vysshee obrazovanie vRossii. 4. pp. 126-130.

9. Devisilov, V.A. (2009) Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tekhnologiya motivatsii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v

vysshey shkole [Portfolio and project method as a pedagogical technology of motivation and student-centered learning in higher education]. Vysshee obrazovanie segodnya. 2. pp. 29-34.

10. Mei, D. (2022) What does students' experience of e-portfolios suggest. Applied Mathematics and Nonlinear Sciences. 2 (7). pp. 15-20. doi:

10.2478/amns.2021.2.00166

11. De Champlain, Y. (2022) Les compétences du 21e siècle: associer la pensée à la pratique. Revue hybride de l'éducation. 2 (5). pp. 78-105. doi:

10.1522/rhe.v5i2.1236

12. Koraneekij, P. & Khlaisang, J. (2019) Students' beliefs regarding the use of e-portfolio to enhance cognitive skills in a blended learning environment. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2 (14). pp. 85-104. doi: 10.3991/ijet.v14i02.8288

13. Van der Gulden, J., Jansen, I. & Tromp, F. (2019) Online education is no longer a thing of the past! Corona crisis stimulates educational innovation. Tijdschrift Voor Bedrijfs- En Verzekeringsgeneeskunde. 1-2 (29). pp. 10-13. doi: 10.1007/s12498-020-1307-9

14. Mal'tsev, D.V. (2021) Aktualizatsiya obrazovatel'nykh programm po rezul'tatam nezavisimoy otsenki urovnya podgotovki vypusknikov universiteta [Actualization of educational programs based on the results of an independent assessment of the level of training of university graduates]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 5 (53). pp. 530-543. doi: 10.32744/pse.2021.5.36

15. Smolyaninova, O.G. & Bezyzvestnykh, E.A. (2019) Professional Training of Teacher 4.0: Developing Digital Competency By Means of ePortfolio. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 9 (12). pp. 1714-1732. doi: 10.17516/1997-1370-0478

16. Gutiérrez-Santiuste, E. et al. (2022) Higher education students' perception of the E-portfolio as a tool for improving their employability: Weaknesses and strengths. Education Sciences. 12 (5). doi: 10.3390/educsci12050321

17. Sultana, F., Lim, C.P. & Liang, M. (2020) E-portfolios and the development of students' reflective thinking at a hong kong university. Journal of Computers in Education. 3 (7). pp. 277-294. doi: 10.1007/s40692-020-00157-6

18. Martinez, J. et al. (2022) Developing situated measures of science instruction through an innovative electronic portfolio app for mobile devices: Reliability, validity, and feasibility. Educational and Psychological Measurement. 6 (82). pp 1180-1202.

19. Zagvozdkin, V.K. (2004) Rol' portfolio v uchebnom protsesse. nekotorye psikhologo-pedagogicheskie aspekty (na osnove materialov zarubezhnykh istochnikov) [The role of the portfolio in the educational process. Some Psychological and Pedagogical Aspects (Based on Materials from Foreign Sources)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 4. pp. 5-10.

20. Novikova, T.G. et al. (2005) Mesto portfolio v profil'nom obuchenii (analiz zarubezhnogo opyta) [Portfolio place in profile education (analysis of foreign experience)]. Profil'naya shkola. 3. pp. 45-56.

21. Smolyaninova, O.G. & Smolyaninov, A.A. (2022) [Teaching mediation in open education: the potential of an electronic portfolio in professional development]. Mediatsiya v obrazovanii: polikul'turnyy kontekst [Mediation in Education: a Multicultural context]. Proceedings of the 3rd International Conference. Krasnoyarsk. 27-29 September 2021. Krasnoyarsk: Siberian Federal University. pp. 56-62. (In Russian).

22. Pirakov, F.D. (2021) [Creation of an artificial intelligence module for the "electronic portfolio" system]. Perspektivy razvitiya fundamental'nykh nauk [Prospects for the Development of Fundamental Sciences]. Proceedings of the 18th International Conference. Tomsk. 27-30 April 2021. Tomsk: Tomsk Polytechnic University. pp. 83-85. (In Russian).

23. Barbosa, M.W. & de Avila Rodrigues, C. (2020) Project portfolio management teaching: Contributions of a gamified approach. International Journal of Management Education. 2 (18). doi: 10.1016/j.ijme.2020.100388

24. Fernandez-Rio, J. et al. (2020) Gamification and physical education. viability and preliminary views from students and teachers. Physical Education and Sport Pedagogy. 5 (25). pp. 509-524. doi: 10.1080/17408989.2020.1743253

25. Villagrasa, S. et al. (2014) [GLABS: Gamification for learning management systems]. Iberian Conference on Information Systems and Technologies, CISTI. Proceedings of the Conference. Barcelona. 18-21 June 2014. Barcelona: IEEE Computer Society. doi: 10.1109/CISTI.2014.6876878

26. Fajiculay, J.R. et al. (2017) Student perceptions of digital badges in a drug information and literature evaluation course. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 5 (9). pp. 881-886. doi: 10.1016/j.cptl.2017.05.013

27. Diniz, G.C. et al. (2017) [Using gamification to orient and motivate students to contribute to oss projects]. Proceedings of the 2017 IEEE/ACM 10th International Workshop on Cooperative and Human Aspects of Software Engineering, CHASE. Buenos Aires. 23 May 2017. Buenos Aires: IEEE Computer Society. pp. 36-42. doi: 10.1109/CHASE.2017.7

28. Goldman, G. et al. (2019) [Preparing students to take the next step school to work transition (demo reels and beyond)]. SIGGRAPH'19. Proceedings of the ACM SIGGRAPH 2019 Educators Forum. Los Angeles. 28 July 2019. New York: Association for Computing Machinery. doi: 10.1145/3326542.3338830

Информация об авторах:

Аликина Е.В. - д-р пед. наук, зав. кафедрой иностранных языков, лингвистики и перевода Пермского национального исследовательского политехнического университета (Пермь, Россия). E-mail: elenaalikina@yandex.ru

Мальцев Д.В. - канд. техн. наук, доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального

исследовательского политехнического университета (Пермь, Россия). E-mail: mdv@pstu.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

E.V. Alikina, Dr. Sci. (Pedagogics), head of the Department of Foreign Languages, Linguistics and Translation, Perm National

Research Polytechnic University (Perm, Russian Federation). E-mail: elenaalikina@yandex.ru

D.V. Maltsev, Cand. Sci. (Engineering), associate professor, Perm National Research Polytechnic University (Perm, Russian

Federation). E-mail: mdv@pstu.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 31.03.2023.

The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 14.03.2023; accepted for publication 31.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.