Научная статья на тему 'Оптимизация деятельности учреждения здравоохранения на основе применения ключевых показателей эффективности'

Оптимизация деятельности учреждения здравоохранения на основе применения ключевых показателей эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
579
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTHCARE INSTITUTION / NON-GOVERNMENTAL HEALTHCARE INSTITUTION / ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OPTIMIZATION OF ACTIVITIES / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMIC APPROACH / СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONCORDANCE OF STRATEGIC DEVELOPMENT OBJECTIVES AND KEY PERFORMANCE INDICATORS / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ / DISTRIBUTION OF POWERS AND RESPONSIBILITIES / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / CENTRALIZATION / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ / MANAGEMENT BY OBJECTIVES / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / KEY PERFORMANCE INDICATORS / PEST-АНАЛИЗ / PEST-ANALYSIS / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT ANALYSIS / МЕТОДИКА SMART / SMART METHOD / ПЛАН СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ / PLAN OF STRATEGIC INITIATIVES / МАТРИЦА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ / GOALS AND OBJECTIVES MATRIX / УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ / PROFITS INCREASE / РОСТ ДОХОДОВ / INCOME GROWTH / СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ / COST REDUCTION / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ / ENSURING TRAFFIC SAFETY / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ РАБОТНИКОВ / MAINTAINING HEALTH AND PROFESSIONAL LONGEVITY OF EMPLOYEES / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF MEDICAL CARE / УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинов Сергей Валерьевич, Блинова Виктория Юрьевна

Изменения макро-, мезои микроэкономической ситуаций требуют применения новых инструментов управления и способов эффективной адаптации учреждения здравоохранения к происходящим изменениям. Формирование перечня ключевых показателей эффективности деятельности (Кey performance indicators KPI (КПЭ)), построенного с учетом принципов стратегического менеджмента, программно-целевого управления (Management by Objectives (MBO) Управление по целям) и SMART-технологии, обеспечит качественное планирование, всесторонний анализ, мониторинг и контроль результатов медицинской и финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения. Достижение стратегических целей и качественных показателей, определенных Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации и Стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 г., возможно только при наличии единого подхода к построению эффективной системы управления в каждом учреждении здравоохранения холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинов Сергей Валерьевич, Блинова Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ACTIVITIES IN HEALTHCARE INSTITUTIONS USING THE CONCEPT OF KEY PERFORMANCE INDICATORS

Current changes in the economic situation require the use of new management tools and methods to ensure effective adaptation of healthcare institutions. Generating a list of key performance indicators (KPI) in accordance with the principles of strategic management, management by objectives (MBO), and SMART technology will allow effective planning, comprehensive analysis, monitoring, and control of medical and financial-economic activities of the healthcare institutions. Achievement of strategic goals, specified in the Development Program for the Healthcare in the Russian federation and the Development Strategy of the Russian Railways Corporation by 2030, is possible only with a unified approach to the construction of effective management system in every healthcare institution in the holding.

Текст научной работы на тему «Оптимизация деятельности учреждения здравоохранения на основе применения ключевых показателей эффективности»

УДК 614.2

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© 2017 С В. Блинов1, В.Ю. Блинова2

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара 2НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Самара» ОАО общества «Российские железные дороги»

Изменения макро-, мезо- и микроэкономической ситуаций требуют применения новых инструментов управления и способов эффективной адаптации учреждения здравоохранения к происходящим изменениям. Формирование перечня ключевых показателей эффективности деятельности (Кеу performance indicators - KPI (КПЭ)), построенного с учетом принципов стратегического менеджмента, программно-целевого управления (Management by Objectives (MBO) - Управление по целям) и SMART-технологии, обеспечит качественное планирование, всесторонний анализ, мониторинг и контроль результатов медицинской и финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения. Достижение стратегических целей и качественных показателей, определенных Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации и Стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 г., возможно только при наличии единого подхода к построению эффективной системы управления в каждом учреждении здравоохранения холдинга.

Ключевые слова: учреждение здравоохранения, негосударственное учреждение здравоохранения, оптимизация деятельности, системный подход, согласование целей стратегического развития и ключевых показателей эффективности деятельности, распределение полномочий и ответственности, централизация, стандартизация, управление по целям, система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности деятельности, PEST-анализ, SWOT-анализ, методика SMART, план стратегических инициатив, матрица целей и задач, увеличение прибыли, рост доходов, сокращение расходов, обеспечение безопасности движения, поддержание здоровья и профессионального долголетия работников, качество медицинской помощи.

Введение. Изменения макро-, мезо- и микроэкономической ситуаций требуют применения новых инструментов управления и способов эффективной адаптации учреждения здравоохранения в целом и сотрудников к происходящим изменениям. Необходимо обеспечить не только качество медицинских услуг - диагностических, лечебных, реабилитационных, профилактических; социальную и экономическую эффективность деятельности лечебных учреждений, их конкурентоспособность и финансовую устойчивость; но и в долгосрочной перспективе - укрепление здоровья нации. Руководители негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ) ОАО «РЖД» выполняют дополнительно корпоративный заказ -обеспечение безопасности процесса перевозок; улучшение качества оказания медицинской помощи сотрудникам ОАО «РЖД» и членам их семей, пенсионерам компании, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма сотрудников, обеспечению профессионального долголетия работников компании.

Достижение плановых значений показателей медицинской и немедицинской деятельности, заданных учредителем и централизованными распоряжениями; внедрение принципов «бережливого производства» и процессного подхода ориентируют руководителей НУЗ на применение инновационных инструментов ведения медицинской и немедицинской деятельности, оптимизации штатного расписания и структуры управления учреждением, в том числе современных методов стратегического и оперативного планирования, бюджетирования и

контроллинга, мотивации и поощрения сотрудников, анализа результатов лечебно-профилактической и административно-хозяйственной деятельности.

Формирование перечня ключевых показателей эффективности деятельности (Кеу performance indicators - KPI (КПЭ)), построенного с учетом принципов стратегического менеджмента, программно-целевого управления (Management by Objectives (MBO) - Управление по целям) и SMART-технологии, обеспечит качественное планирование, всесторонний анализ, мониторинг и контроль результатов медицинской и финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения холдинга в целом, каждого учреждения, структурных подразделений и сотрудников.

В основу исследования были положены концептуальные подходы к разрешению проблем эффективного управления таких всемирно известных ученых и практиков, как М. Армстронг, Г. Десслер, Р. Каплан и Д. Нортон, Л. Портер, А.А. Томпсон, Ф. Тейлор, А. Дж. Стрикленд и др.

Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования послужили концептуальные положения фундаментальных работ зарубежных и отечественных ученых в сфере менеджмента и управления сотрудниками; монографии, статьи в ведущих научных журналах; федеральные и региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие развитие здравоохранения России; локальные акты ОАО «РЖД»; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций.

В основу авторского исследования положен системный подход. Для решения поставленных задач применялись методы и инструменты формального, логического, процессного, функционального исследования; стратегического, статистического и сравнительного анализов; экспертного оценивания, прогнозирования и нормативного планирования.

В качестве информационной базы исследования выступили материалы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области; текущая документация и данные статистической отчетности негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Самара открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД»); нормативные и методические материалы; официальные информационные и справочные данные, размещенные на интернет-сайтах.

Эмпирической базой исследования стали результаты наблюдений и исследований, проведенных лично авторами.

Результаты. Перечень основных задач развития учреждений здравоохранения холдинга -медицинское обеспечение безопасности процесса перевозок, оказание медицинской помощи работникам ОАО «РЖД», членам их семей, неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта, экспертиза профпригодности, предупреждение профессиональных заболеваний (отравлений) и производственного травматизма работников, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, обеспечение профессионального долголетия работников компании определяются Центральной дирекцией здравоохранения (ранее - Департамент здравоохранения) и корректируются ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов.

Решение этих задач требует соответствующей подготовки на уровне каждого учреждения. Во втором полугодии 2015 года в НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» были определены основы формирования системы ключевых показателей эффективности и цель их внедрения - перевод стратегических целей и долгосрочной программы развития учреждения в фор-

му конкретных показателей управления. Показатели должны быть пригодны для трансляции и продвижения сетевых управленческих решений по всей вертикали, включая трудовые коллективы НУЗ, для оценки текущего состояния их достижения и принятия актуальных управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Фактические результаты деятельности каждого учреждения позволяют определить динамику интеграции в региональное здравоохранение, оценить активность руководителей, участие в сетевом строительстве и формировании кадрового резерва. Дополнительно были разработаны специальные организационные документы, регламентирующие процесс установления и применения ключевых показателей эффективности деятельности КПЭ (КР1) [1]:

- проект Положения о комиссии/подкомиссии по стратегическому планированию;

- методические рекомендации по установлению целевых значений КПЭ (КР1) в больнице;

- процедура утверждения плановых значений КПЭ (КР1);

- алгоритм мониторинга и контроля достижения плановых значений КПЭ (КР1);

- регламент формирования планов «стратегических инициатив»;

- матрицы распределения полномочий и ответственности на уровне больницы, УСП/СП, должностных лиц и сотрудников;

- примерные индивидуальные планы сотрудников;

- порядок мониторинга фактически достигнутых значений КПЭ (КР1) и возможных отклонений;

- проект календарного планирования.

В документах указаны: предназначение системы КПЭ и предъявляемые к ней требования; задачи и перечень основных КПЭ и особенности их применения; алгоритм утверждения, алгоритм мониторинга и контроля их исполнения.

Предназначение системы КПЭ:

- определение результативности деятельности хозяйствующего субъекта любого уровня организационной иерархии (учреждения в целом, укрупненных структурных подразделений (УСП)/структурных подразделений (СП), сотрудников);

- повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта (учреждения в целом, УСП/СП, сотрудников);

- обеспечение достоверной оценки результата и эффективности деятельности;

- мотивация хозяйствующего субъекта (учреждения в целом, УСП/СП, сотрудников).

Основные задачи системы КПЭ:

- оценка достижения стратегических целей;

- мониторинг и контроль реализации стратегии;

- создание соответствующей мотивации с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей развития.

Основными задачами при разработке и внедрении системы КПЭ являются:

- разработка перечня КПЭ (КР1) в соответствии со стратегическими целями развития;

- определение методики расчета значений КПЭ;

- определение механизма установления целевых значений КПЭ;

- разработка процедур, обеспечивающих реализацию процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей («план стратегических инициатив»);

- формирование матрицы целей и КПЭ, отражающей согласование целей стратегического развития и ключевых показателей эффективности деятельности (КР1) по различным

горизонтам планирования и уровням организационной иерархии - больница, УСП/СП, сотрудники;

- разработка матрицы полномочий и ответственности в рамках реализации стратегии развития и выполнение КПЭ на уровне учреждения, УСП/СП и должностных лиц;

- разработка процедур, обеспечивающих мониторинг фактических значений КПЭ (KPI).

В декабре 2015 года в НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» НУЗ «ДКБ на ст. Самара

ОАО «РЖД» была проведена деловая игра по формированию перечня ключевых показателей эффективности деятельности на 2016 г. учреждения, структурных подразделений и сотрудников. В игре приняли участие заместители главного врача, руководители структурных подразделений всех уровней и сотрудники, вошедшие в категорию кадрового резерва, всего 38 человек.

При определении значимых КПЭ участники проанализировали внешнюю и внутреннюю среды (PEST/SWOT) ОАО «РЖД», сети негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ) холдинга и больницы; особенности мотивации сотрудников и проблемы взаимодействия медицинских и немедицинских структурных подразделений.

На первом этапе командной работы были согласованы:

- иерархия стратегических целей и КПЭ для НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД»;

- перечень и градация укрупненных структурных подразделений (УСП)/структурных подразделений (СП) НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД»;

- стратегические цели НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» (1 уровень иерархии), УСП/СП (2 уровень), руководителей УСП/СП и сотрудников (3 уровень);

- стратегические карты развития НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» с учетом принципов MBO, KPI, BSC;

- матрица целей и КПЭ с учетом принципов MBO и методики SMART.

При согласовании иерархии и перечня показателей были учтены:

- стратегические цели развития холдинга ОАО «РЖД» на период до 2030 г.;

- иерархия стратегических целей холдинга, НУЗ ОАО «РЖД», НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД», УСП, СП, руководителей;

- возможности и перспективы развития НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» на принципах MBO, BSC, KPI;

- специфика деятельности, цели и задачи больницы, УСП/СП и сотрудников;

- наличие прогнозных стратегических показателей развития КПЭ (перечень долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей);

- наличие плановых показателей оперативной деятельности КПЭ.

При определении конкретных перечней КПЭ (KPI) НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД», УСП/СП, руководителей УСП/СП и сотрудников учитывались методологические требования к показателям эффективности деятельности:

- прозрачность;

- измеримость;

- минимальная достаточность;

- возможность комплексной характеристики деятельности;

- согласованность оперативных показателей деятельности и стратегических целей развития учреждения;

- непротиворечивость КПЭ;

- ориентация на улучшение показателей медицинской и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со стратегией развития холдинга ОАО «РЖД»;

- укрепление конкурентоспособности учреждения в целом, УСП/СП, сотрудников;

- возможность трансляции стратегических целей и показателей от высшего организационного уровня к низшему.

Для определения перечня КПЭ учреждения в целом, УСП/СП и сотрудников были применены основные принципы Balanced Score Сагё (BSC) [4], инструменты программно-целевого управления - Management by Objectives (MBO) и методика SMART. Все показатели определялись с учетом следующих качественных характеристик:

- S - specific - специфичность и конкретность с ориентацией на специфику деятельности организации в целом, УСП/СП;

- M - measurable - измеримость - наличие прогнозных стратегических показателей развития и показателей оперативной деятельности, поддающихся оценке;

- A - attractive - achieved - agreed - привлекательность - достижимость -согласованность показателей;

- R - resoursed - ресурсообеспеченность;

- T - time - установленные прогнозные и плановые сроки достижения КПЭ.

Разработанная система КПЭ НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» учитывала долгосрочные (5-10 лет и более), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (1-3 года) планы медицинской и финансово-хозяйственной деятельности НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» [3].

В соответствии с предложенными документами плановые значения целевых КПЭ учреждения, УСП/СП и их вес должны устанавливаться Комиссией по стратегическому планированию с учетом стратегии и программы развития и утверждаться председателем Комиссии или главным врачом.

Комиссия обеспечивает формирование перечня КПЭ, методику их расчета, целевые значения КПЭ с разбивкой по годам действия утвержденной стратегии при первичном формировании КПЭ, а также в помесячной и поквартальной разбивке целевых значений. Утверждение перечня КПЭ НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» и УСП/СП осуществляется на заседании Комиссии по стратегическому планированию, результаты выполнения оцениваются ежемесячно, ежеквартально и по итогам года. Основу расчета фактических значений показателей, характеризующих результат финансово-хозяйственной деятельности, должна составлять консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, или сводная отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ.

При формировании перечня КПЭ на 2016 г. в рамках деловой игры на совещаниях рабочих групп были учтены централизованные указания по итогам деятельности НУЗ предыдущего года - сокращение целевого финансирования, увеличение прибыли за счет роста доходов и сокращения расходов, привлечение дополнительных источников финансирования при сохранении стратегических задач 2020 - обеспечение безопасности движения, поддержание здоровья и профессионального долголетия работников ОАО «РЖД»:

- централизация управления;

- развитие планирования - стратегического, тактического и операционного;

- применение конкретных показателей эффективности деятельности;

- оптимизация штатной численности;

- развитие мотивационных программ.

Применение конкретных показателей эффективности деятельности позволило в 2016 г. существенно улучшить финансовый результат работы ДКБ, показав рост по отношению к 2015 г. - 1420 % (52 230 тыс. руб.). Рост численности прикрепленного территориального населения составил 20,2 % по сравнению с 2015 г. Численность прикрепленного взрослого населения составила 47 888 человек, в т.ч. работников ОАО «РЖД» - 17 848 (37,3 % контингента), пенсионеров отрасли - 5 492 (11,5 % контингента). В 2016 г. было проведено 29 792 медицинских осмотра, что на 16,3 % больше, чем в 2015 г.; было освидетельствовано 25 009 чел., что на 19,2 % больше, чем в 2015 г. Внекорпоративные доходы по сравнению с предыдущим годом возросли на 18 % и составили 811 821 тыс. руб.

Перечень показателей КПЭ на 2017 г. формировался по итогам деятельности 2016 года с учетом определенных Центральной дирекцией здравоохранения (ЦДЗ) направлений развития сети НУЗ холдинга:

- гармонизация деятельности учреждений ОАО «РЖД» и регионального здравоохранения;

- сокращение целевого финансирования;

- увеличение доходов;

- оптимизация структуры учреждений здравоохранения;

- стандартизация деятельности на всех уровнях и по всем направлениям;

- повышение эффективности деятельности НУЗ;

- внедрение системы мотивации;

- развитие кадрового потенциала.

Решения Медицинского совета «Интеграция учреждений системы здравоохранения ОАО «РЖД» в национальную систему здравоохранения Российской Федерации» ЦДЗ № - 2 - 1, Суздаль 24-26 мая 2017 г., обозначили корпоративный заказ и определили точки роста учреждений здравоохранения холдинга.

Корпоративный заказ - это медицинское обеспечение безопасности движения поездов, социальные программы, диспансеризация, медицинские осмотры, врачебно-экспертные комиссии, медицинская помощь пенсионерам ОАО «РЖД» и высокотехнологичная медицинская помощь. Взаимоотношения на корпоративном уровне выстраиваются на договорной основе в целях проведения освидетельствований по договорам медицинского обеспечения безопасности движения поездов, добровольного медицинского страхования работников компании и обеспечения работников ОАО «РЖД» путевками в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения холдинга.

В качестве точек роста учреждений системы здравоохранения ОАО «РЖД» были обозначены:

- взаимодействие с регионами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производственная медицина;

- телемедицина;

- единые сетевые стандарты;

- медицинский туризм.

В основу региональной политики ОАО «РЖД» в сфере здравоохранения и охраны здоровья заложен принцип оказания медицинских услуг территориальному населению на основе возмещения затрат за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг. Развитие отношений с местными органами вла-

сти предполагает интеграцию с региональными системами здравоохранения РФ и заключение договоров о совместном содержании отраслевых учреждений здравоохранения.

Централизованное управление процессами на всех уровнях РЖД МЕДИЦИНА с применением системы КПЭ будет способствовать эффективному медицинскому обеспечению безопасности процесса перевозок; повышению качества оказания медицинской помощи работникам ОАО «РЖД», членам их семей, неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта, прикрепленному населению; предупреждению профессиональных заболеваний и производственного травматизма, обеспечению профессионального долголетия работников компании.

Применение ключевых показателей эффективности деятельности КПЭ (KPI) в негосударственном учреждении здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Самара открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» обеспечит оптимизацию деятельности больницы в целом и отдельных структурных подразделений, увеличение прибыли и объемов оказания платных медицинских услуг, интеграцию в региональную систему здравоохранения; единый подход к планированию, организации, контролю и мотивации на основе целостной иерархии КПЭ, выстроенной с учетом принципов MBO, BSC и SMART; а также премированию главных врачей и сотрудников НУЗ по итогам достижения плановых показателей.

Обсуждения. Отмечая многообразие фундаментальных исследований, позволивших решить многие методологические и прикладные проблемы эффективного менеджмента, следует сказать, что специфические вопросы, касающиеся повышения экономической эффективности деятельности системы здравоохранения холдинга ОАО «РЖД» с применением актуальных инструментов стратегического менеджмента, программно-целевого управления, системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности деятельности практически не затронуты в отечественных исследованиях.

Более того, вопросы целесообразности применения системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности деятельности при планировании и принятии управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе продолжают оставаться дискуссионными не только для учреждений здравоохранения, но и многих других отечественных организаций.

Современный этап развития системы и технологий управления ОАО «РЖД» определяет необходимость применения плановых значений целевых показателей эффективности деятельности, которые позволят выстроить целостную централизованную систему показателей оперативного и стратегического управления, пригодных для оценки текущего состояния их достижения, принятия управленческих решений, определения фонда премирования главных врачей и сотрудников НУЗ по указанным показателям.

Заключение. Достижение стратегических целей и качественных показателей, определенных Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации и Стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 г., возможно только при наличии единого подхода к построению эффективной системы управления в каждом учреждении здравоохранения холдинга. Применение в повседневной медицинской и финансово-хозяйственной деятельности предложенных авторами алгоритма разработки и внедрения показателей эффективности деятельности, матрицы распределения полномочий и ответственности и других документов может обеспечить достижение запланированных целевых показателей развития в ближайшее время.

Рекомендации. Авторский вариант системы ключевых показателей эффективности деятельности КПЭ апробирован в НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД» и может быть использован в других учреждениях здравоохранения холдинга. Кроме того, практические рекомендации могут быть полезными для руководителей других организаций здравоохранения, в первую очередь, негосударственных/частных, поскольку в процессе реформирования системы здравоохранения РФ будут способствовать повышению результативности деятельности и материальной заинтересованности работников всех структурных подразделений в оказании качественной медицинской помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ревина С.Н., Кузьмина Н.М., Блинов С.В. Экономико-правовые аспекты совершенствования системы мотивации // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 4. - С. 14-19.

2 Ревина С.Н., Кузьмина Н.М., Блинов С.В. Формирование и внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности и оценки качества медицинских услуг НУЗ ОАО «РЖД» (на примере НУЗ «ДКБ на станции Самара ОАО «РЖД») // Экономические науки. - 2016. - № 6. - С. 20-25.

3 Ревина С.Н., Кузьмина Н.М., Блинов С.В. Развитие системы мотивации сотрудников на основе применения ключевых показателей эффективности деятельности (на примере НУЗ «ДКБ на ст. Самара ОАО «РЖД») // Экономические науки. - 2016. - № 6. - С. 29-34.

4 Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Каплан Роберт, Нортон Дейвид. -2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 320 с.

5 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 928 с.

6 Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.07.2014 «О расширении внедрения программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД».

7 Распоряжение ОАО «РЖД» от 12.09.2014 № 2174р «Об утверждении программ мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД».

8 Решение Медицинского совета «Интеграция учреждений системы здравоохранения ОАО «РЖД» в национальную систему здравоохранения Российской Федерации» ЦДЗ № - 2 - 1, Суздаль 24-26 мая 2017 г.

9 Решение Медицинского совета Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» № ЦУВС -7-3 от 18-19.11.2015) «Актуальные вопросы медицинского обеспечения безопасности движения поездов и организации оказания медицинской помощи прикрепленному контингенту».

10 Решение Медицинского совета Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» № ЦУВС - 2 - 1 от 14-15.04.2016) «Об итогах деятельности НУЗ ОАО «РЖД» в 2015 году и основных задачах на 2016 год».

Рукопись получена: 12 сентября 2017 г. Принята к публикации: 18 сентября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.