Научная статья на тему 'Оптимизация деятельности регионального аграрного вуза'

Оптимизация деятельности регионального аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация деятельности регионального аграрного вуза»

в) систематизация разрозненной и противоречивой управленческой информации для комплексного решения возникших стыковых проблем;

г) выявление зазеркальных явлений и процессов деловой организации;

д) рекомендации и помощь руководству фирмы в решении отдельных и комплексных проблем;

е) продолжение консалтинговой деятельности в разработках управленческих проектов.

В контексте описания научных школ консалтинговые школы являются примером развития прикладных методов и методик в четырех позициях: а) диагностические; б) режиссерские; в) проективные и прогностические технологии. Учебные пособия и учебники, подготовленные на основе консалтингового опыта преподавателя, становятся высшим достижением вузовской научно-педагогической школы.

Библиографический список

1. Положение о методических и педагогических школах Алтайского Государственного университета ГТУ СК ОПД-112-01-2012. - С. 1-12.

2. Трубина И.О., Забелина И.Н. Формирование позитивной мотивации персонала вузов в процессе образования и развития научных школ [Электронный ресурс] // Креативная экономика. - 2011. -№ 1 (49). - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/3353/

3. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. - М.: Государственный университет управления. - 2000. - 366 с.

Е.В. Кузнецова Ю.Ю. Рассыпнова

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО

АГРАРНОГО ВУЗА

В 2012 г. в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен мониторинг деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. По результатам мониторинга были определены вузы, подведомственные министерству сельского хозяйства, имеющие признаки неэффективности по следующим показателям: средний балл ЕГЭ (не менее 60), финансирование научных исследований (не менее 50 тыс. руб. на одного преподавателя), число иностранных студентов среди выпускников (не менее 0,7 %), финансирование из всех источников (не менее 1 тыс. 100 руб. на одного преподавателя), площадь учебных корпусов на одного студента (не менее 11 кв. м.) [4]. К категории «имеющих признаки неэффективности» было отнесено 46 % аграрных вузов. Однако, рассматривая показатели, по которым сравнивались все образовательные учреждения независимо от профильности, министерство сельского хозяйства указало на ряд особенностей, обусловленных отраслевой спецификой:

- все аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их неэффективностью, а низкой престижностью сельскохозяйственных профессий, так как уро-

© Кузнецова Е.В., Рассыпнова Ю.Ю., 2013

вень заработной платы в сельском хозяйстве составляет 50 % от средней по экономике страны и сельские территории социально не обустроены. Поэтому в аграрные вузы поступают выпускники сельских школ (более 60 %), у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у выпускников городских школ;

- аграрные вузы имеют более низкие показатели по двум финансовым критериям, что связано с исторически сложившимся недофинансированием (в среднем на одного студента в аграрном вузе затрачивается финансовых средств из федерального бюджета на 25-30 % меньше, чем в других вузах). Низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований.

Министерство сельского хозяйства России в целях повышения эффективности деятельности вузов поручило руководству подведомственных вузов совместно с субъектами РФ разработать программы развития образовательных учреждений до 2020 г. и краткосрочные программы оптимизации их деятельности. ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» как вузом, имеющим признаки неэффективности, была разработана соответствующая программа. Одним из направлений оптимизации деятельности вуза является совершенствование профориентаци-онной работы.

Основной целью профориентационной работы является формирование у молодых людей установки на необходимость профессионального самоопределения, побуждение к активному поиску, выбору и самостоятельному решению задач, связанных с трудоустройством, а также формирование устойчивого интереса к аграрным профессиям, развитию региона, агропромышленного комплекса, сельской территории. Для того чтобы обеспечить качественное комплектование студенческого контингента, необходимо позаботиться о создании развитой системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи. Анализ региональной системы довузовской подготовки свидетельствует об отсутствии системного подхода к проблеме профориентации выпускников сельских школ и их подготовки к поступлению в вузы. В период обострения конкурентных взаимоотношений на всех типах рынков чрезвычайно актуальным является совершенствование системы профориентационной работы в вузе с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории и традиции сельских территорий области.

С целью оптимизации системы профориентационной деятельности, направленной на формирование активной, социально ответственной, всесторонне развитой личности, специалиста, востребованного на рынке труда, в ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» было проведено социологическое исследование с целью выявления основных предпочтений городских и сельских школьников в отношении профессий аграрного профиля. В условиях снижения числа абитуриентов, поступающих в аграрный вуз, считаем перспективным направлением активизацию работы с выпускниками школ города. Традиционно считалось, что основным контингентом аграрного вуза являлись выпускники сельских школ. Однако, как показывает статистика, жителей в возрасте до 15 лет в Пензенской области на протяжении последних пяти лет не более 15-16 % [1] от общей численности сельского населения. Такая тенденция может существенно осложнить положение высшего учебного заведения в обеспечении набора абитуриентов, учитывая, что из этого числа только треть изъявит желание обучаться в аграрном вузе. Опрос был проведен среди школьников 9-10-х классов. В исследовании приняли участие 146 человек, из них 57 % уже определились с выбором профессии, а 43 % пока не определились. Школьникам было предложено назвать мотивы выбора своей будущей профессии. На первом месте по числу выборов оказался интерес к содержанию профессии, на втором месте - возможность удовлетворить свои материальные потребности и уверенность, что избранная профессия соответствует способностям, а на третьем месте оказался мотив,

связанный с убеждением, что выбранная профессия имеет высокий престиж в обществе. В ходе проведенного опроса было выяснено, что только 6 % опрошенных школьников рассматривают как вариант работу в сельском хозяйстве, что говорит о низкой привлекательности сельского хозяйства по сравнению с другими сферами экономики.

В одном из предложенных вопросов были перечислены имеющиеся в ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» направления подготовки и предложено школьникам выбрать те направления, которые могли бы их заинтересовать. В результате 54 % опрошенных школьников заинтересовались экономическими направлениями, 24 % - агрономическими, 18 % - инженерными, 4 % - технологическими и зооинженерными. Кроме этого, были перечислены перспективные направления подготовки, которые в настоящее время отсутствуют в академии, но могут быть открыты в перспективе. Самый большой интерес вызвало направление подготовки «Управление персоналом» (33 %). Кроме этого школьники заинтересовались такими направлениями подготовки, как «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (21 %) и «Ландшафтный дизайн и архитектура» (20 %). Вызвали интерес и такие направления, как «Управление качеством» (10 %), «Садоводство» (8 %) и «Биотехнология» (7 %).

На вопрос о родных или знакомых, живущих в сельской местности, более 70 % опрошенных школьников ответили утвердительно. Косвенно это может стать мотивом, побуждающим молодых людей связать свою жизнь с селом. Однако чтобы утвердить их в этом желании, необходима кропотливая работа по формированию образа сельского хозяйства как высокоэффективного сектора экономики, привлекательного для инноваций и инвестиций.

Таким образом, важными направлениями в повышении эффективности профориен-тационной работы должны стать:

- совершенствование довузовской подготовки. Здесь возможны следующие направления по активизации разъяснительной работы среди населения о переходе вуза на уровне-вое высшее профессиональное образование. Требуется создать электронный банк профес-сиограмм, описание профессий и обеспечить свободный доступ учащихся и студентов к информационным профориентационным ресурсам. Для повышения эффективности профориен-тационной работы с учащимися предстоит использовать, наряду с традиционными формами и методами (встречами, беседами и др.), интерактивные и проективные методики, тренинги, профориентационные игры. Особое внимание следует уделить работе не только со школьниками, но и с их родителями, которые в решающей степени оказывают влияние на выбор профессии. Необходимо разработать электронный учебный модуль «Путь в профессию», который позволит учащимся профессионально определиться, понять сущность выбранной специальности, узнать больше о профессии и о сфере будущей деятельности;

- совершенствование подготовки в системе «техникум, колледж - вуз» в контексте введения уровневого высшего профессионального образования. Должны быть усилены аспекты сотрудничества по научно-исследовательской работе, предполагающие проведение совместных научно-практических конференций, разработку инновационных проектов и др. В профориентационных целях среди студентов учреждений среднего профессионального образования необходимо проводить предметные олимпиады, конкурсы «Моя карьера», «Профессия», «Мой выбор - академия» по отбору студентов для обучения в вузе по сокращенным основным образовательным программам. Инновационным средством профориентационной работы среди школьников и учащихся учреждений профессионального образования является проведение электронных олимпиад. Электронная олимпиада - это интеллектуальное состязание, которое проходит в режиме реального времени через Интернет. Такая форма олимпиады позволяет школьникам не только проявить знания, полученные в школе, но и исполь-

зовать их в нестандартных ситуациях. К тому же такая интерактивная форма проверки знаний позволяет значительно расширить круг потенциальных абитуриентов вуза;

- совершенствование рекламной деятельности академии в профориентационных целях, повышение качества презентационных материалов о факультетах ПГСХА, усиление внимания промоушену (активному продвижению образовательных услуг вуза, формирование положительного образа академии), ежегодное проведение промоакций во всех учреждениях профессионального образования города, а также профильных техникумах и колледжах;

- более успешное развитие взаимодействия по схеме «образовательное учреждение -предприятие АПК». Укрепление связей с организациями АПК необходимо в целях лучшей реализации компетентностного подхода основных образовательных программ вуза. Для этого необходимо принять следующие меры: включить представителей организаций АПК в состав консультативных, координационных и попечительских советов; учитывать мнение представителей организаций АПК при формировании учебных программ и планов; расширить приглашение ведущих специалистов организаций АПК, НИИ, органов управления к проведению занятий, руководству производственной стажировкой, курсовым и дипломным проектированием; формировать совместно с организациями АПК общие творческие коллективы для развития научных исследований, учебного и производственного процесса. Реализация данных мер возможна в рамках интенсивного развития договорных отношений между Пензенской государственной сельскохозяйственной академией и эффективно функционирующими хозяйствующими субъектами на селе, предприятиями первой и третьей сфер АПК.

Расширение перечня направлений подготовки бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить круг потенциальных абитуриентов. Такими перспективными направлениями подготовки должны стать:

- ветеринария. Сегодня Правительством Пензенской области совместно с региональным Министерством сельского хозяйства разрабатывается программа по профилактике заразных и иных болезней животных и птиц в Пензенской области на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г., а также ведомственная целевая программа «Развитие ветеринарной сети Пензенской области» [2; 3]. Однако в регионе по данному направлению готовятся специалисты только со средним профессиональным образованием. Одновременно и в городской местности активно развивается такая услуга, как ветеринарное сопровождение животных. В области функционируют крупный кинологический центр, множество клубов любителей кошек и собак, открываются зоологические магазины. Таким образом, выпускники Пензенской ГСХА будут обеспечены работой по специальности;

- управление качеством. Перспективы востребованности выпускников данной специальности очень хорошие, так как в условиях вступлении России в ВТО большое внимание будет уделяться конкурентоспособности отечественных товаров, что невозможно добиться без совершенствования качества предлагаемых товаров;

- биотехнология. Также перспективная специальность в свете развития законодательства Российской Федерации о ГМО. Сегодня в России нельзя возделывать генно-модифицированные организмы, но их можно импортировать. Таким образом, проводимая политика ставит отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в неравные условия с зарубежными конкурентами. В этой связи в недрах различных организаций готовятся аналитические материалы, которые позволят фермерам и сельхозорганизациям самостоятельно решать вопрос о необходимости выращивания ГМО. Тем более что это может в дальнейшем благоприятно сказаться на экономике предприятия.

- ландшафтная архитектура. Сегодня очень востребованная специальность, так как в городе растет число построенных коттеджей и частных домов. Стало большое внимание уделяться озеленению города и населенных пунктов районов области.

В 2007 г. в вузе было организовано структурное подразделение, ответственное за проведение профориентационной работы и трудоустройство выпускников, - Центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников, главной целью которого является содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования сельскохозяйственного профиля для решения проблемы кадрового обеспечения отрасли. Основными функциями Центра являются:

- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

- организация временной занятости студентов;

- взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, Министерством сельского хозяйства Пензенской области, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда;

- сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям.

Важным направлением в совершенствовании работы данного подразделения станет разработка и внедрение критериев оценки деятельности центра по профориентационной работе. Основными показателями эффективности работы центра считаются следующие:

1) доля прошедших довузовскую подготовку от всех поступивших в вуз в текущем году - не менее 40 %;

2) процент поступивших в вуз от прошедших обучение на разных формах довузовской подготовки в текущем году - не менее 90 %;

3) доля прошедших довузовскую подготовку среди студентов, поступивших по целевым направлениям - не менее 60 %;

4) доля слушателей Центра довузовской подготовки, занимающихся различными видами научно-исследовательской деятельности, - не менее 15 %;

5) показатель качества успеваемости студентов, прошедших довузовскую подготовку, в сравнении с другими группами студентов;

6) доля лиц профессорско-преподавательского состава, участвующих в профориента-ционной работе, к общему числу профессорско-преподавательского состава - не менее 20 %.

Однако перечисленные меры более эффективно будут реализовываться в рамках концепции профориентационной работы вуза. Данная концепция должна содержать характеристику системы профориентационной работы, организационной структуры управления, методы и технологию профессионального самоопределения будущего бакалавра, характеристику модели личности бакалавра - выпускника ПГСХА. Актуальность создания целостной системы профориентационной работы с обучающимися разных уровней системы образования (школа, СПО, ВПО), слушателями курсов дополнительного образования в условиях учебных заведений непрерывного аграрного образования диктуется следующими причинами:

- психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности;

- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий этнокультурный потенциал;

- демографической, определяющей снижение приема в общеобразовательные школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.

Таким образом, реализация перечисленных мер позволит региональному аграрному вузу повысить качество профориентационной деятельности, уровень которой будет закладывать основу комплексной оптимизации деятельности учреждения высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Демографический ежегодник Пензенской области - 2012. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. -Пенза, 2012. - 252 с.

2. Постановление Правительства Пензенской области № 658-п о долгосрочной целевой программе «Профилактика карантинных и особо опасных инфекционных болезней животных и птиц в Пензенской области на 2009-2013 годы» от 15.10.2008.

3. Приказ Министерства сельского хозяйства Пензенской области № 1348 об утверждении ВЦП «Развитие ветеринарной сети Пензенской области на 2011-2013 годы» от 29.12.2010.

4. Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года.

Л.В. Мартынова В.В. Баранова

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Ключевые слова: общекультурные и профессиональные компетенции, компетентно-стная модель выпускника, фонд оценочных средств, модульный принцип построения образовательной программы.

Современные потребности в квалифицированных специалистах, способных продуктивно выполнять свои обязанности в условиях быстроизменяющегося, насыщенного информацией и возникающими нестандартными ситуациями мира, потребовали корректив в образовательном процессе. Выпускникам высших учебных заведений стало недостаточно знаний, умений и навыков: им необходимы готовность, способность к самостоятельным действиям, умение анализировать ситуацию, принимать наиболее эффективные решения в постоянно изменяющихся, порой нестандартных условиях. Эту задачу нужно решить с помощью формирования соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций. Понятие компетенции включает в себя готовность применять полученные во время обучения знания, умения и навыки в практической деятельности, способность преодолевать стереотипы, проявлять гибкость мышления, целеустремленность.

© Мартынова Л.В., Баранова В.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.