Научная статья на тему 'Оптимальные нагрузочно-скоростные режимы трения антифрикционных покрытий'

Оптимальные нагрузочно-скоростные режимы трения антифрикционных покрытий Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРВЯЧНАЯ ПАРА / АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ / РЕЖИМЫ ТРЕНИЯ / A PAIR OF WORM / ANTIFRICTION COATING / FRICTION MODES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Захарова Н.В.

Представлен алгоритм нахождения предельных и оптимальных режимов трения червячной пары с применением антифрикционного покрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Захарова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMAL LOADING-SPEED MODES OF FRICTION ANTI-FRICTION COATINGS

An algorithm for finding limit and optimal modes of friction of the worm pair with the use of antifriction coating is presented.

Текст научной работы на тему «Оптимальные нагрузочно-скоростные режимы трения антифрикционных покрытий»

Решетневскуе чтения. 2018

УДК 621.891

ОПТИМАЛЬНЫЕ НАГРУЗОЧНО-СКОРОСТНЫЕ РЕЖИМЫ ТРЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Н. В. Захарова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sibgau-uks@mail.ru

Представлен алгоритм нахождения предельных и оптимальных режимов трения червячной пары с применением антифрикционного покрытия.

Ключевые слова: червячная пара, антифрикционное покрытие, режимы трения.

OPTIMAL LOADING-SPEED MODES OF FRICTION ANTI-FRICTION COATINGS

N. V. Zakharova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sibgau-uks@mail.ru

An algorithm for finding limit and optimal modes of friction of the worm pair with the use of antifriction coating is presented.

Keywords: a pair of worm, anti-friction coating, the friction modes.

Выход из строя червячной пары, работающей с применением смазочных материалов в критических условиях на предельных по нагрузочным скоростям параметрам режимам трения обусловливается разрушением смазочной пленки вследствие высокой контактной температуры трения. Оптимальные нагрузоч-но-скоростные режимы червячной пары по долговечности, коэффициенту трения или другим факторам, определяющим работоспособность сопряжения, объясняются благоприятным температурным состоянием контактной поверхности трения. Для твердосмазоч-ных покрытий температура размягчения связующего около 100 С [1]. Температура трения (Тр) является функцией от двух эксплуатационных факторов - контактного давления (рконт) и скорости скольжения (и), следовательно, для смазочных материалов, образующих на поверхности трения смазочную пленку, должны существовать комплексные зависимости, определяющие предельные и оптимальные сочетания указанных факторов.

Применение математических методов планирования эксперимента позволяют построить матрицу в которой варьируемыми факторами являются значения контактного давления и скорости скольжения, а параметром оптимизации - температура трения. После приработки червячной пары с нанесенными антифрикционными покрытиями на основном уровне факторов в процессе одного испытания факторы рконт и и измеряются по заданному закону и непрерывно регистрируется соответствующая им Т^ на стацио-

нарном уровне. После математической обработки полученных данных рассчитывается уравнение поверхности отклика Ттр = / (рконт , и), вводя в которое оптимальную по долговечности, коэффициенту трения или другому фактору, определяющему процесс трения, температуру смазочного материала, получают соответствующие зависимости вида ропт = / (иопт), позволяющие определить для каждой и реальной пары трения предельные и оптимальные нагрузки, или по известной нагрузке рассчитать предельную и оптимальную скорости (см. рисунок).

Для нахождения предельных режимов трения целесообразно использовать следующий алгоритм [2]:

- проведение экспериментов для определения Тразр на предельных режимах трения при различных р1пред,

и1пред; р2пред, и2пред и т. д.;

- оценка и расчет диапазонов проведения планируемых экспериментов и определение зависимости

Ттр = Ар, и);

- построение «изотермы» ртах = / (итах) для наибольшей в эксперименте температуры Ттах;

- определение направления максимального градиента Ттр на поверхности Тр = /р, и) и расчета зависимости рпр = / (ипр) с учетом смещения по градиенту

от Ттах к Тразр.

Данный способ позволяет экспериментально определить предельные эксплуатационные режимы трения для любого сочетания контактного давления и скорости скольжения червячной пары с применением антифрикционного покрытия.

Технология и мехатроника в машиностроении

Предельные и оптимальные нагрузочно-скоростные режимы трения антифрикционных покрытий: 1 - температурная характеристика исследуемой червячной пары

по факторам рконт и и; 2 - кривая предельных значений рпред = Л (ипред); 3 - кривая оптимальных значений ропт = /2 (иопт)

Библиографические ссылки

1. Сентюрихина Л. Н., Опарина Е. М. Твердые дисульфид-молибденовые смазки. М. : Химия, 1966. 152 с.

2. Хопин П. Н. Способ определения предельных и оптимальных режимов трения твердосмазочных покрытий // Ресурсосберегающие технологии машиностроения : сб. науч. трудов межвуз. науч.-техн. прог. М. : МГААТМ, 1995. С. 300-303.

References

1. Sentyurikhina L. N., Oparina E. M. [Solid disulfide-molybdenum lubricants]. M. : Khimiya, 1966. 152 p.

2. Khopin P. N. [The method of determining the maximum and optimal modes of friction of hard lubricant coatings]. Sb. nauch. trudov mezhvuz. nauch.-tekhn. prog. "Resursosberegayushchie tekhnologii mashinostroeniya". M. : MGAATM, 1995. Р. 300-303.

© Захарова Н. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.