Научная статья на тему 'Адаптивные свойства качественной и ускоренной приработки червячной передачи'

Адаптивные свойства качественной и ускоренной приработки червячной передачи Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
219
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ADAPTIVE TECHNOLOGY / ПРИРАБОТКА / СМАЗКА / LUBRICATION / ТРЕНИЕ / FRICTION / ПРИСАДКА / ADDITIVE / ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА / РЕДУКТОР / REDUCER / EXTRA EARNINGS / WORM-GEAR

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бойцова Вера Вячеславовна, Замятина Надежда Ивановна, Киселев Борис Ростиславович

В статье рассматривается технология применения комплексного смазочного материала на основе минерального масла, который имеет адаптивные свойства качественной и ускоренной приработки червячной передачи. Характеризуется высокими триботехническими показателями в установившемся равновесном режиме трения при эксплуатации редуктора. Исследуемый материал состоит из масла, с высоко эффективной металлоплакирующей присадкой, в виде смеси маслорастворимых солей и натриевых мыл, высших жирных предельных и непредельных кислот. В его состав входит также композитный модификатор трения, в виде коллоидного графита, с осажденным на него искусственным серпентином, полученный по золь-гель технологии. Данный комплексный смазочный материал является современным наукоемким технологическим продуктом с конкурентно высокими триботехническими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бойцова Вера Вячеславовна, Замятина Надежда Ивановна, Киселев Борис Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PROPERTIES OF QUALITATIVE AND ACCELERATED EXTRA EARNINGS OF THE WORM GEAR

In article technology of application of complex lubricant on the basis of mineral oil, which has adaptive properties qualitative and accelerated extra earnings of the worm gear is considered. It is characterised high tribotechnical by indicators in the established equilibrium mode of a friction at reducer operation. The investigated material consists of oil, with highly effective metalloplakirujushhej an additive, in the form of a mix of oil-soluble salts and sodium soaps of the higher fat limiting and nonlimiting acids. Its structure includes also the composit modifier of a friction. in a kind of сolloidal graphite, with the artificial serpentine besieged on it, received on technology zol-gel. The given complex lubricant is a modern high technology technological product with competitive high tribotechnical indicators.

Текст научной работы на тему «Адаптивные свойства качественной и ускоренной приработки червячной передачи»

УДК 621.9

АДАПТИВНЫЕ СВОЙСТВА КАЧЕСТВЕННОЙ И УСКОРЕННОЙ ПРИРАБОТКИ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ

В.В. Бойцова, Н.И. Замятина, Б.Р. Киселев

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматривается технология применения комплексного смазочного материала на основе минерального масла, который имеет адаптивные свойства качественной и ускоренной приработки червячной передачи. Характеризуется высокими триботехническими показателями в установившемся равновесном режиме трения при эксплуатации редуктора. Исследуемый материал состоит из масла, с высоко эффективной металлоплакирующей присадкой, в виде смеси маслорастворимых солей и натриевых мыл, высших жирных предельных и непредельных кислот. В его состав входит также композитный модификатор трения, в виде коллоидного графита, с осажденным на него искусственным серпентином, полученный по золь-гель технологии. Данный комплексный смазочный материал является современным наукоемким технологическим продуктом с конкурентно высокими триботехническими показателями.

Ключевые слова: адаптивная технология, приработка, смазка, трение, присадка, червячная передача, редуктор.

шением для обеспечения надежной работы червячного редуктора является точно шлифованный червяк с модифицированным червячным колесом [1]. Отметим, что при шлифовании в поверхностном слое детали (толщина 3060 мкм) происходят фазовые превращения (текстурирование) под действием пластической деформации и температуры.

Очень важно использовать такую финишную обработку, которая бы обеспечила окончательную шероховатость деталей пары трения как можно ближе к равновесной структуре, получаемой в процессе приработки. В основе правильного выбора способа обработки и шероховатости поверхности лежит создание фрикционных поверхностей контактируемых деталей с заданными свойствами, которые уменьшали бы склонность к схватыванию и износу. Исходя из функциональных свойств зацепления и надежности работы червячной передачи при граничном трении, на основании экспериментальных исследований, в соответствии с ГОСТ 2989-73, рекомендуется поверхность витков червяка выполнять с шероховатостью Яа = 0,32 мкм [2]. Однако, независимо от исходной шерохова-

Сегодня промышленная Россия остро нуждается в передовых технологиях, связанных с повышением надежности и долговечности работы машин и механизмов. Работа любой машины обеспечивается приводом, основным узлом которого является редуктор. При этом речь идет о качественном изготовлении редукторов, создании передач с особыми конструкционно-эксплуатационными свойствами, применении эффективных смазочных материалов (СМ). Для того чтобы получить высокую надежность работы редуктора с высоким КПД, необходимы научные передовые разработки, исследования для принятия наукоемких технических решений. Надо констатировать, что на сегодняшний день ре-дукторостроение успешно развивается. Таким примером может служить НТЦ «Редуктор» (генеральный директор Па-рубец В.И.), который, за счет разработок и внедрения в производство современных технологий, стал лидером мирового уровня в изготовлении червячных передач со степенью точности 6-7 класса, высоким КПД (на 10-15% больше номинального), увеличенным ресурсом эксплуатации. Лучшим ре-

тости, которая может меняться в широких пределах (от Яа<0,63 мкм ГОСТ 31592-2012), к концу приработки за счет самоорганизации пары трения устанавливается определенная равновесная шероховатость, сохраняющаяся в течение длительного времени. Если бы удалось обработать контактируемые поверхности таким образом, чтобы их исходная шероховатость соответствовала равновесной, то исчезла бы необходимость в приработке деталей. Однако добиться этого чрезвычайно сложно. Чрезмерно чистые и грубые поверхности отрицательно влияют на износостойкость. Грубо шероховатые поверхности контактируют по малым площадкам, что приводит к высоким фактическим давлениям, следовательно, к большому износу. Гладкие поверхности склонны к заеданию, они хуже удерживают смазку. Необходимо отметить, что сущность процесса приработки контактирующих между собой поверхностей деталей состоит в изменении под нагрузкой их микро- и макрогеометрии и физико-механических свойств поверхностного слоя (твердости, пластичности, напряженного состояния и др.). Процесс приработки сопровождается снижением силы трения, стабилизацией температуры в зоне контакта и интенсивности изнашивания, формированием пятна контакта в червячных передачах, зависящего от погрешностей изготовления деталей и сборки механизма. Процесс приработки должен заканчиваться образованием на поверхностях трения тонких слоев вторичных структур, предохраняющих материал от схватывания и задиров, а также равновесной шероховатости, необходимой для обеспечения стабильного коэффициента трения. Вторичные структуры представляют фазу, образующуюся в процессе трения в результате адсорбционного и химического взаимодействия поверхности твердого тела, смазки и активных элементов

среды. Основными факторами, определяющими это взаимодействие, являются: степень активации тонких поверхностных слоев металла в процессе деформирования; поверхностная и химическая активность смазки; состав газовой среды [3]. В связи с этим все новые машины и механизмы перед вводом в эксплуатацию в соответствии с нормативно-технической документацией ГОСТ 30858-2003 должны пройти приработку.

Приработка червячных передач является специфичным процессом, так как в паре трения: червяк - колесо возникает повышенная скорость скольжения. В связи с этим комплекс условий трения скольжения в червячной передаче является решающим фактором, определяющим КПД и нагрузочную способность в зацеплении, которые в полной мере зависят от способа приработки. Способы приработки совершенствуются, однако для различных узлов трения они специфичны и различаются применяемыми материалами, методами и режимами процесса приработки. Для червячных передач обкаточные материалы различаются составом присадок (ПАВы, ХАВы) и добавок [4]. Приработка червячных редукторов производится разными способами и режимами нагружения (в один цикл с полной нагрузкой или несколькими: холостым -без нагрузки, с номинальной нагрузкой, полной нагрузкой, с ступенчато изменяющейся нагрузкой и др. комбинациями) и временем обкатки до 250 и более часов, с возможным применением дополнительных механо-физических воздействий (ударное, электромагнитное, импульсное, эрозионное, и т.д.) непосредственно на стендах с замкнутыми и разомкнутыми контурами [5, 6] и др. Передовое предприятие НТЦ «Редуктор» обеспечило производимым червячным редукторам такие эксплуатационные показатели, которые существенно превосходят ана-

логичные показатели работы червячных редукторов других производителей, поэтому имеется возможность ввода редуктора в эксплуатацию на полную нагрузку при ускоренной приработке, качество которой во многом зависит от специальных приработоч-ных материалов. В этой связи для обеспечения процесса ускоренной и качественной приработки червячной передачи (в шаговом режиме непрерывного повышения нагрузки) актуальной задачей является разработка комплексного смазочного материала (КСМ), который имеет адаптивные свойства применения его в установившемся равновесном режиме при эксплуатации редуктора с высокими три-ботехническими показателями. В рамках данной задачи, на основании результатов ранее проведенных исследований, рассматривались в составе КСМ применение химически активных ме-таллоплакирующих присадок и модификаторов трения [7, 8, 9].

Методы исследований и материалы. Методологической основой получения КСМ с заданными свойствами являются принципы синергетики, в соответствии с которыми эффективное управление свойствами материалов и их оптимизация возможны только в условиях самоорганизации трибоси-стемы. Экспериментальные исследования выполнены в соответствии с известными методиками трибологиче-ских испытаний по измерению трения и износа на машине трения СМТ-1, на натурном испытательном стенде. Исследование поверхностных слоев трущихся деталей производили методами оптической микроскопии на стереоскопическом микроскопе МБС-10, фотомикроскопе отраженного света NEOPHOT 30, профилометрии на атомно-силовом микроскопе SOLVER 47PRO и путем измерения микротвердости на твердомере ПМТ-3. Определение гранулометрического состава

серпентиноподобных материалов проводилось с помощью программного комплекса обработки и анализа изображений «Аи1о8сап». С его помощью осуществлялась визуальная полуавтоматическая и автоматическая обработка и анализ информации. Для оценки результатов исследований применяли методы математической статистики. Экспериментальные зависимости обрабатывали с использованием регрессионного анализа. Исследуемый материал -КСМ состоит из масла МС-20 с высокоэффективной металлоплакирующей присадкой в виде смеси маслораство-римых солей и натриевых мыл высших жирных предельных и непредельных кислот ЯСООКа с общей формулой (ЯСОО^Ме, где Ме - Си, 8п, N1, Со (МСМ) [10, 11] и композитного модификатора трения в виде коллоидного графита с осажденным на него искусственным серпентином, полученного по золь-гель технологии [9]. Оценку влияния металлоплакирующих присадок на прирабатываемость трибосоп-ряжений сталь-бронза и сталь-сталь производили по безразмерному критерию задиростойкости [12], а оценку работоспособности модификатора трения по гранулометрическому анализу и результатам триботехнических испытаний [13]. Отметим, что основная доля частиц модификатора трения (91,5%) находится в диапазоне до 5 мкм.

В работе исследуется КСМ следующего состава: металлоплакирую-щая присадка - 1,5 % масс Си81, 1,5% масс 8п81, 3 % масс N181, 1% масс Со81 [14]; композитный модификатор трения - 0,75% масс, остальное масло МС-20. Исследования КСМ проводились в два этапа: первый на машине трения СМТ-1 с испытуемыми образцами: диск - сталь 45 (НВ1 400-425, улучшение) и вкладышем - сталь 40Х (НВ2 365-380, закалка - низкий отпуск для образования мелкоструктурного мартенсита), бронза БрОЦС 5-5-5; вто-Региональное приложение» №2 (50) 2017

рой на специальном стенде натурной червячной передачи: червяк - сталь 45 (НВ1 400-425) и червячное колесо -сталь 40Х (НВ2 365-380 ), бронза БрОЦС 5-5-5 (НВ2 60).

Результаты работы и их обсуждение. В качестве объекта исследования приработки принята трибосистема, представляющая собой образцы работающих в КСМ при граничном режиме трения. Образцы подготавливали притиркой поверхностей до 8 кл. точности в соответствии ГОСТ 2789-73. Средняя величина шероховатости поверхностей образцов до испытания составила Яа = 0,63 мкм. Испытуемые образцы устанавливали на машину трения так, чтобы диск окунался в ванну комплексного смазочного материала. Затем производили приработку стальных образцов при скорости вращения диска п = 478 об/мин (Уз = 1 м/с), прикладывая нагрузку с увеличением на Б = 0,1 кН в шаговом режиме через каждые 15 мин и фиксировали величины коэффициен-

79

тов трения /. В этом режиме производили приработку образцов до момента уменьшения и стабилизации коэффициентов трения /. Стабилизацию / определяли по 4 последующим нагрузкам, где отклонения от /ср составляет < 8 %. На рис. 1 представлена полученная закономерность изменения коэффициента трения скольжения / в стальной паре при использовании КСМ.

Испытаниями установлено, что при нагрузке Б > 0,7кН на образцы коэффициент трения стабилизируется и составляет в среднем /ср=0,0073 (отклонения < 8%). Снижение коэффициента трения в КСМ (в 1,64 раза по отношению к МСМ, рис. 2) за время -1,25 часа является показателем ускоренной и качественной приработки испытуемых образцов. Из рис. 2 видно, что коэффициент трения образцов в базовом масле МС-20 только с метал-лоплакирующими присадками (МСМ) при нагрузке Б > 0,7 кН равен

/ср=0,012.

Рис. 1. Зависимость коэффициента трения стальной пары: сталь 45 - сталь 40Х от нагрузки в КСМ (▲) при скорости скольжения У8=1м/с

0,6

Нагрузка, Р кН

Рис. 2. Зависимости коэффициентов трения от нагрузки при У8=1м/с:

■ - стальная пара: сталь 45 - сталь 40Х в масле МС-20;

♦ - антифрикционная пара: сталь 45 - бронза БрОЦС 5-5-5 в МСМ;

• - стальная пара: сталь 45 - сталь 40Х в МСМ.

Отметим, что металлоплаки-рующие присадки более эффективно влияют на показатели коэффициентов трения, в стальной паре трения, в сравнении с антифрикционной парой, так как металлы стеаратов содержатся в бронзе БрОЦС 5-5-5. Приработка характеризуется результатами трансформации и разрушения трущихся поверхностей, поэтому исследованы образцы на изнашивание. При пути трения равным 50 км в КСМ и контактным напряжением Р=24 МПа изнашивание вкладыша (сталь 40Х) равно ^=0,00039 г/км, у диска (сталь 45) привес 1ь= 0,0006 г/км. Привес подвижного диска является эквивалентной массой струк-

тур приработки испытуемых образцов. Микротвердость образцов после испытания составляет: вкладыш -Н=1435 кг/мм2, диск - Н= 1283-1984 кг/мм2 (до испытания: вкладыш - Н= 1021 кг/мм2, диск - Н= 572-1508 кг/мм . Микротвердость стальных образцов при трении в КСМ повышается с увеличением нагрузки, за счет образования вторичных структур в виде сложных дисперсно-упрочненных поверхностных композиций (ДСК), рис. 3. На фотографиях видны четко граничные переходы от одной структуры к другой, а также модифицированные участки на поверхностях трения, рис. 4.

<2

X .0

Б

о

4 а си ш н о а

х

5

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Достове рностьаппроксимации Р2 = 0,912

А

0,2 0,3 0,4

Нагрузка, Р кН

0,5

0,6

Рис. 3. Закономерность изменения микротвердости стальных поверхностей в зависимости от контактной нагрузки при трении в КСМ

Рис. 4. Морфология стальных поверхностей трения (увеличение х5000)

Модификатор трения, попадая в зону контакта трущихся поверхностей, под действием давления и высокой температуры разрушается, и частицы вступают в химические реакции. Графит является донором серпентина, и в тоже время, адсорбатом на металл, заполняя впадины шероховатости трущихся поверхностей. Искусственный серпентин, вступая в реакцию с окис-ными пленками железа, образует желе-зомагниевые силикаты, твердость которых превышает твердость закаленной стали [9]. Образующиеся силикаты обладают свойствами абразивных частиц, которые производят тонкую механическую обработку поверхностей трения. В процессе приработки мягкие металлы

Си и Бп , имеющие высокую разницу потенциалов по отношению к железу: соответственно -0,78 В и -0,3 В, за счет электрохимического взаимодействия, в первую очередь, образуют на ювениль-ных поверхностях трения антифрикционные пленки, предохраняющие от схватывания. Стеараты N1 и Со, за счет механохимического синтеза, образуют структуры в виде оксидных ферромагнетиков Бе304, СоБе204, №Бе204, СиБе204, которые внедряются в первичные антифрикционные пленки, образуя «сэндвич» ДСК. Магнитная энергия ферромагнетиков эффективно влияет на образование ДСК на стальных поверхностях трения [15]. Исследованиями установлено, что противо-

износные показатели стеарата никеля повышаются, при добавлении стеарата кобальта [16].

Ускоренное и качественное повышение приработки пары трения при использовании в КСМ графита, покрытого искусственным серпентином, предпочтительнее, по сравнению с раздельным введением того же количественного состава графита и серпентина. Это объясняется тем, что коллоидный графит с покрытием искусственного серпентина увеличивает поверхност-

ную энергию частицы модификатора трения, так как композитная система обладает дополнительной межфазной энергией. Отметим, что коллоидный графит, в совокупности присадок, влияет не только на антифрикционные свойства, но и на износостойкость стальной пары в стационарном режиме трения. Экспериментально обнаружено, что толщина ДСК на поверхностях образцов при трении с Б=0,7 кН и У8=1 м/с равна в среднем 8=132 нм, рис. 5.

Рис. 5. Поверхность трения (увеличение х5000)

Второй этап исследований проводился на стенде для испытаний натурной червячной передачи редуктора Ч-80-20 с межосевым расстоянием, равным а=80 мм, передаточным отношением и=20 и числом заходов червяка

21=2 [17]. Испытания червячного редуктора на стенде проводились в шаговом режиме нагружения моментом ведомого вала передачи на М2=10 Нм через каждые 15 мин, при скорости электродвигателя АИР80В4: п=1500

об/мин. В этом режиме производили приработку червячной передачи до стабилизации КПД и /. Стабилизация этих параметров определялась тоже по 4 последующим нагрузкам, но отклонения от среднего КПД и /ср принимались < 5 %. В данном червячном редук-

торе при нагрузке М2 > 60 Нм / уменьшается и стабилизируется, т. е. с этого момента приработка перешла в равновесный стационарный режим трения, при котором проявляются адаптивные свойства КСМ, рис. 6.

к

S I

о

I- к

I- s

X х

ш ш

S X

3 J

S ц fro

frS

о о

0,18 0,16 0,14 0,12 0,1 0,08 0,06 0,04 0,02 0

Достоверность аппроксимации R2 = 0 905

10 15 20 25 30 40 50 60 70 80 90 100 Момент на ведомом валу, М2, Нм

Рис. 6. Изменение коэффициента трения скольжения в червячной паре сталь 45 - сталь 40Х при использовании КСМ в зависимости от изменения крутящего момента на ведомом валу передачи

КПД червячной передачи зависит от коэффициента трения скольжения /. На данном этапе исследования КПД червячного редуктора проводились со стальными и антифрикционными парами трения, при одних и тех же условиях нагружения в КСМ. Закономерность изменения КПД червячного редуктора - Пр, в зависимости от величины передаваемого момента М2 в КСМ, приведена на рис. 7.

КПД червячной передачи - пч равно КПД редуктора - пр (см. рис. 6) деленному на потери в подшипниковых узлах (подшипники, уплотнения) и взбалтывания масла, которые в целом составляют Пп=0,9. Тогда, например, в антифрикционной паре редуктора при нагружении М2=100 Нм - пр=0,8, поэтому пч=Пр/Пп - Пч=0,89. Можно отметить, что КПД исследуемого червячного редуктора с антифрикционной парой

трения при смазывании КСМ имеет конкурентные показатели c редукторами нового поколения: NRV, NMRV, VF, W (Motovario, BONFIGLIOLI), разработанных с использованием самых современных технологий, материалов и СМ (пч=0,9). В этих редукторах применяются синтетические масла с пакетом присадок: Shell Omala HD 220, Shell Tivela Oil S 320, Fully Synthetic, Voll Synthetic [18]. Необходимо отметить важное достоинство КСМ, которое заключается в относительно высоких триботехнических показателях, при использовании стальной пары трения. КПД редуктора, где червяк - сталь 45, а колесо - сталь 40Х при передаваемом моменте М2 > 100 Нм составляет Пр=0,77 и соответственно пч=0,855.

Достоверность аппроксимации R2 - 0,8341

о

X у

к m а

ф у

et с

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

« '

А ^ у А i - V

i V i L A i

/ . у ____ к i

/ S А

- А/ г А к

20 40 60 80 100 Момент на ведомом валу М2, Нм

120

0

Рис. 7. Закономерности изменения КПД от величины крутящего момента на ведомом валу червячного редуктора с парами трения: — - сталь 45 - сталь 40Х; — — - сталь 45 - бронза БрОЦС 5-5-5 при использовании КСМ

Выводы:

1. Создан комплексный смазочный материал для ускоренной и качественной приработки червячной передачи с соответствующими механо-термическими обработками.

2. Лабораторные и стендовые испытания показали адаптивные свойства КСМ, которые дают возможность применения его не только для приработки червячной передачи, но и для дальнейшего использования в установившемся равновесном режиме при эксплуатации редуктора.

3. Данный комплексный смазочный материал является современным наукоемким технологическим продуктом с конкурентно высокими трибо-техническими показателями.

ЛИТЕРАТУРА 1. Гроссман А.А. Редукторы и мотор-редукторы // Редукторы и приводы. 2005. №1. С. 20.

2. Суслов А.Г. Нормирование параметров шероховатости поверхностей деталей машин по ГОСТ 2789-73 // Вестник машиностроения. 1984. № 8. С. 3-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Костецкий Б.И., Натансон М.Э., Бершадский Л.И Механо-химические процессы при граничном трении М.: Наука, 1972. 170 с.

4. Киселев Б.Р. Триботехническая эффективность работы червячной передачи Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т. , 2015. 290 с.

5. Авторское свидетельство 1454633 СССР, МКИ В 23 Р 9/00, в 01 N 3/56. Способ приработки узла трения/ Камолс А.Я. и др.; заявитель и патентообладатель Рижский политехнический инст.-т им. А.Я. Пельпе. -4146396/25-28; заявл. 01.09.1986; опубл. 30.01.1989, Бюл. № 4 2 с.

6. Патент 2032120 Российская Федерация, МПК Б16Н1/ 16. Способ приработки червячных передач/ Тихомиров В.П. и др.; заявитель и патентообладатель Брянский инт-т транспортного маш-ния. - № 5024141; заявл. 27.01.1992; опубл. 27.03.1995.

7. Сергеичев А. В. Обеспечение долговечности зубчатых передач путем совершенствования технологии приработки: автореф. дис.:. канд. тех. наук Пенз. гос. ун-т. Пенза, 2007. 22 с.

8. Березин К.Г. Повышение задиро-стойкости фрикционного контакта червячной пары трения: автореф. дис.: канд. тех. наук. Иван. гос. ун.-т. Иваново, 2012. 23 с.

9. Киселев Б.Р., Зарубин В.П., Филатова Н.В., Н.И. Замятина Н.И. Влияние порошков искусственного серпентина на работоспособность смазочной композиции в стальной паре трения // Известия вузов. Химия и хими-

ческая. технология. 2011. Т.32. № 11. С. 136139.

10. Патент № 2233866 Ш, МПК С10М 159/18. Смазочная композиция / В.Г. Мельников, В.В. Киселев, Н.И. Замятина, Е.А. Бельцо-ва; опубл. 10.08.2004. Бюл. № 22. 2 с.

11. Патент № 2393206 Ш, МПК С10М 129/40. Смазочная композиция / Б.Р. Киселев, Н.И. Замятина, В.В. Киселев, К.Г. Березин, А.О. Магницкий; опубл. 27.06.2010. Бюл. № 18. 2 с.

12. Патент № 2487350 Ш, МПК в0Ш 33/30. Способ определения критерия задиро-стойкости масел и смазочных материалов / Б.Р. Киселев, В.А. Годлевский, К.Г. Березин; опубл. 10.07.2013. Бюл. № 19.2 с.

13. Киселев Б.Р., Замятина Н.И. Влияние зернового состава гидросиликата магния в качестве модификатора смазочного материала на трение стальной пары // Известия вузов. Химия и химическая технология. 2013. Т. 56. № 11. С. 104-106.

14. Киселев Б.Р., Березин К.Г Оптимизация смазочного материала // Физика, химия и механика трибосистем: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. № 8. С. 125136.

15. Киселев Б.Р., Замятина Н.И., Березин К.Г., Егоров С.А., Комарова Т.Г. Влияние процессов деструкции на работоспособность смазочной композиции // Известия вузов. Химия и химическая технология. 2010. Т.53. № 9. С. 116-119.

16. Киселев Б.Р., Березин К.Г. Трибо-активные металлоплакирующие присадки к маслам для трения стальных поверхностей //Сборник научных трудов: Материаловедение и надежность триботехнических систем. Под ред. В.А. Годлевского, Б.Р. Киселева. Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т; Иван. гос. ун-т, 2009. С. 29-34.

17. Киселев Б.Р., Березин К.Г., Ковалев М.С. Ресурсосберегающие смазочные композиции для червячных передач // Сб. труд. IX междунар. науч. конф. Теоретические основы энерго-ресурсосберегающих процессов, оборудования и экологически безопасных производств Иван. гос. хим.-технол. ун.-т. Иваново: ИГХТУ, 2010. С. 97-102.

18. BONFIGLIOLI RIDUTORI. Каталог, cod. 1731 RO. 2008. 402 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.bonfiglioli.com.

Рукопись поступила в редакцию 29.03.2017

ADAPTIVE PROPERTIES OF QUALITATIVE AND ACCELERATED EXTRA EARNINGS OF

THE WORM GEAR

V. Boitsova, N. Zamyatina, B. Kiselev

In article technology of application of complex lubricant on the basis of mineral oil, which has adaptive properties qualitative and accelerated extra earnings of the worm gear is considered. It is characterised high tribotechnical by indicators in the established equilibrium mode of a friction at reducer operation. The investigated material consists of oil, with highly effective metalloplakirujushhej an additive, in the form of a mix of oil-soluble salts and sodium soaps of the higher fat limiting and nonlimiting acids. Its structure includes also the composit modifier of a friction. in a kind of colloidal graphite, with the artificial serpentine besieged on it, received on technology zol-gel. The given complex lubricant is a modern high technology technological product with competitive high tribotechnical indicators.

Key words: adaptive technology, extra earnings , lubrication, friction, additive, worm-gear, reducer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.