Научная статья на тему 'Сравнительная оценка работоспособности пар трения с твердосмазочными покрытиями зарубежного производства при скользящем и реверсивном движениях'

Сравнительная оценка работоспособности пар трения с твердосмазочными покрытиями зарубежного производства при скользящем и реверсивном движениях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДОСМАЗОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ОЦЕНКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ / РЕВЕРСИВНОЕ ТРЕНИЕ / ТРЕНИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ / SOLID LUBRICANT COATINGS / DURABILITY ASSESSMENT / REVERSE FRICTION / SLIDING FRICTION

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Хопин П. Н., Трунова Е. А.

Проанализированы результаты испытаний фрикционных сопряжений с твердосмазочными покрытиями Molykote для условий реверсивного движения. Предложена методика оценки долговечности таких пар трения. По данным 2008 г., долговечность сопряжений с твердосмазочными покрытиями компании Molykote при реверсе оказалась меньше, чем при трении скольжения для различных нагрузочно-скоростных условий трения согласно ASTM 2714 (тест LFW-1). По данным исследований 2014 г., для ряда таких пар трения указанный параметр при реверсе оказался больше в 2,2 раза, чем при трении скольжения. Исходя из предложенной автором термофлуктуационной теории трения пар с твердосмазочными покрытиями, рекомендовано оценивать ресурс работы таких пар для реверсивного движения с использованием заранее вычисленных коэффициентов снижения долговечности по отношению к трению скольжения для одинаковых температурных режимов трения при реверсе и скольжении. Проведенный расчет для сопряжения с твердосмазочными покрытиями на основе MoS2 с эпоксидным связующим позволил оценить коэффициент снижения долговечности, составивший 1,72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Comparative Assessment of Efficiency of Foreign-Made Friction Pairs with Solid Lubricant Coating when in Sliding and Reverse Motion

This paper presents an analysis of testing friction pairs with Molykote solid lubricant coatings for the conditions of reverse motion. A technique for assessing the durability of such friction pairs is proposed. Based on the 2008 data, the durability of couplings with Molykote solid lubricant coatings turned out to be lower in the reverse motion compared to the sliding motion for various load and speed conditions of friction according to ASTM 2714 (test LFW-1). According to the 2014 studies, for a number of such coupling, the specified parameter turned out to be 2.2 higher in reverse than in sliding motion. Based on the thermo-fluctuation theory developed by the authors for friction pairs with solid lubricant coatings, it is recommended to estimate operational life of such pairs in reverse motion using pre-calculated coefficients of durability reduction with regards to sliding friction for identical temperature conditions of the reverse and sliding motion. The calculation of conjugation with solid lubricant coatings based on MoS2 with epoxy binding allowed the authors to estimate the coefficient of durability reduction as 1.72.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка работоспособности пар трения с твердосмазочными покрытиями зарубежного производства при скользящем и реверсивном движениях»

УДК 621.891:519.28 DOI: 10.18698/0536-1044-2018-10-47-55

Сравнительная оценка работоспособности пар трения с твердосмазочными покрытиями зарубежного производства при скользящем и реверсивном движениях

П.Н. Хопин, Е.А. Трунова

МАИ, 125993, Москва, A-80, ГСП-3, Российская Федерация, Волоколамское шоссе, д. 4

A Comparative Assessment of Efficiency of Foreign-Made Friction Pairs with Solid Lubricant Coating when in Sliding and Reverse Motion

P.N. Khopin, E.A. Trunova

Moscow Aviation Institute, 125993, Moscow, Russian Federation, A-80, GSP-3, Volokolamskoe Shosse, Bldg. 4 e-mail: [email protected], [email protected]

Проанализированы результаты испытаний фрикционных сопряжений с твердосмазочными покрытиями Molykote для условий реверсивного движения. Предложена методика оценки долговечности таких пар трения. По данным 2008 г., долговечность сопряжений с твердосмазочными покрытиями компании Molykote при реверсе оказалась меньше, чем при трении скольжения для различных нагрузочно-скоростных условий трения согласно ASTM 2714 (тест LFW-1). По данным исследований 2014 г., для ряда таких пар трения указанный параметр при реверсе оказался в 2,2 раза больше, чем при трении скольжения. Исходя из предложенной автором термофлуктуаци-онной теории трения пар с твердосмазочными покрытиями, рекомендовано оценивать ресурс работы таких пар для реверсивного движения с использованием заранее вычисленных коэффициентов снижения долговечности по отношению к трению скольжения для одинаковых температурных режимов трения при реверсе и скольжении. Проведенный расчет для сопряжения с твердосмазочными покрытиями на основе MoS2 с эпоксидным связующим позволил оценить коэффициент снижения долговечности, составивший 1,72.

Ключевые слова: твердосмазочные покрытия, оценка долговечности, реверсивное трение, трение скольжения

This paper presents an analysis of testing friction pairs with Molykote solid lubricant coatings for the conditions of reverse motion. A technique for assessing the durability of such friction pairs is proposed. Based on the 2008 data, the durability of couplings with Molykote solid lubricant coatings turned out to be lower in the reverse motion compared to the sliding motion for various load and speed conditions of friction according to ASTM 2714 (test LFW-1). According to the 2014 studies, for a number of such coupling, the specified parameter turned out to be 2.2 higher in reverse than in sliding motion. Based on the thermofluctuation theory developed by the authors for friction pairs with solid lubricant coatings, it is recommended to estimate operational life of such pairs in reverse motion using pre-calculated coefficients of durability reduction with regards to sliding friction for identical

temperature conditions of the reverse and sliding motion. The calculation of conjugation with solid lubricant coatings based on MoS2 with epoxy binding allowed the authors to estimate the coefficient of durability reduction as 1.72.

Keywords: solid lubricant coatings, durability assessment, reverse friction, sliding friction

Большинство узлов трения с применением твердосмазочных покрытий (ТСП) функционирует в условиях возвратно-вращательного (реверсивного) и возвратно-поступательного движений [1-8], поэтому прогнозирование ресурса работы таких сопряжений является актуальной задачей.

Цель работы — разработка методики оценки долговечности сопряжений с ТСП, функционирующими в условиях реверсивного движения (РД).

Методы исследований. Анализ литературных источников показал, что в число основных три-бологических характеристик пар трения с ТСП, приведенных на сайте компании Мо1уко1е [9], входит долговечность пар трения с ТСП, полученная согласно Л8ТМ Б-2714 (тест LFW-1) при однонаправленном скользящем движении (СД) и РД. Для оценки влияния реверсивности движения фрикционных сопряжений на долговечность пар трения проведено сравнение указанных параметров, представленных на сайте компании Мо1уко1е [9, 10].

на машине трения LFW-1 (согласно ASTM D-2714) при СД и РД

Схема испытаний для обоих типов движения приведена на рис. 1, где N — нагрузка; V — скорость скольжения или скорость РД.

Основные характеристики пары трения с ТСП при СД и РД для испытаний на машине трения LFW-1 (согласно Л8ТМ Б-2714) приведены в табл. 1, где Мж и ^ев — нагрузка при СД и РД; Юск — частота вращения кольца при СД; Шрев — частота колебаний пары трения при РД.

С учетом геометрических параметров контактирующих элементов схемы трения брусок — кольцо (см. табл. 1) расчетные значения скорости скольжения при СД составили 0,132 м/с, при РД — 0,082 м/с.

Результаты. Анализ долговечности пар трения с ТСП Molykote при СД и РД. Значения долговечности пар трения с ТСП Мо1уко1е различных составов, полученные в результате испытаний по схеме брусок — кольцо на машине трения LFW-1 (согласно Л8ТМ Б-2714) при СД N = 2860 Н, ^к = 0,132 м/с) и РД (Мрев = 900 Н, Vрев = 0,082 м/с), приведены в табл. 2, где значения числа оборотов при СД и циклов при РД пересчитаны и представлены в виде долговечности т (мин) [10].

С использованием данных табл. 2 построена диаграмма (рис. 2), где значения долговечности пар трения с ТСП 3402-С взяты для предварительной обработки пескоструйным методом, а значения числа циклов для ТСП Б-7409 не учтены (так как в таблице приведены результаты только для РД).

Анализ данных, приведенных в табл. 2 и на рис. 2, позволяет заключить следующее:

• наибольшую долговечность при РД имеют ТСП Мо1уко1е 106 с эпоксидным связующим (т = = 4570 мин) и Б-32Ш с полибутил-титанатным неорганическим связующим (т = 4470 мин);

Таблица 1

Основные характеристики пары трения с ТСП при СД и РД для испытаний на машине трения LFW-1

Элемент Пара трения Материал Размеры, мм Нагрузка, Н Nck Мрев Юск, мин 1 Частота Юрев, циклов/мин

Брусок SAE 01, HRC 27-33 15,75x10,26x6,35

2860 900 72,0 89,5

Кольцо SAE 4620, HRC 58-63 034,9x8,15

Таблица 2

Значения долговечности пар трения с ТСП Molykote различных типов при СД и РД по данным 2014 г.

Тип ТСП Наполнитель Связка Долговечность, мин после после фосфа- пескоструйной тирования обработки

106 Мо82 (18 %) + графит (6 %) Эпоксидная смола 2600,0/4570,0 -

D-106 Мо82 (16 %) + графит (4,9 %) Эпоксидная смола 403,0/994,0 -

3402-С Мо82 (10 %) Специальная (органическая) - 625,0/279,0

3402-С (без Pb) Мо82 Органическая 1500,0/1460,0 -

7405 Синтетическая твердая смазка Органическая 875,0/44,7 -

D-7405 Синтетическая твердая смазка Полиамид-имидная 1215,0/95,0 -

3400А Мо82 (12 %) Эпоксидная смола 1181,0/470,0 -

3400А (без Pb) Мо82 (12 %) Эпоксидная смола 667,0/559,0 -

7409 Мо82 (15 %) + графит (1,5 %) Полиамид-имидная 5056,0/2391,0 -

D-3484 Мо82 (20 %) + графит (5,1 %) Фенольная 1750,0/2737,0 -

7400 Мо82 (13 %) + графит (6,4 %) Акриловая 4764,0/849,0 -

7620 Мо82 (17 %) + графит (1,8 %) Полиамид-имидная 181,0/223,0 -

D-7620 Мо82 (18 %) + графит (2 %) Полиамид-имидная 278,0/637,0 -

D-10 Графит (15 %) Полиамид-имидная 76,4/11,2 -

D-321R Мо82 (19 %) + графит (4,9 %) Полибутил-титанат - 2028,0/4470,0

Примечание. В числителе дроби указаны значения для СД, в знаменателе — для РД.

причем долговечность этих ТСП при РД существенно выше, чем при СД (соответственно в 1,76 и 2,2 раза);

• у ТСП D-106 (с эпоксидным связующим), D-3484 (с фенольным связующим), 7620 и D-7620 (с полиамид-имидным связующим) и D-321R (с полибутил-титанатным неорганическим связующим) также долговечность при РД больше, чем при СД;

• у остальных ТСП долговечность при РД меньше, чем при СД.

Для проверки указанных результатов проведено их сравнение с данными 2008 г. [11]. Значения долговечности пар трения с ТСП Molykote, полученные по данным 2008 г. [11] в результате испытаний по схеме брусок — кольцо на машине трения LFW-1 (согласно ASTM D-2714) при СД (Ыск = 2860 Н, Уск = 0,132 м/с) и РД (^рев = 900 Н, Урев = 0,082 м/с), приведены в табл. 3.

С использованием данных табл. 3 построена диаграмма (рис. 3), где значения долговечности

пар трения с ТСП Molykote 3402-C и D-321R взяты для предварительной обработки пескоструйным методом.

т -10 3, мин

.ill II

Ь

л

Тип ТСП

Рис. 2. Значения долговечности пар трения для различных типов ТСП Ыо1уко1е при СД (■) и РД (□) по данным 2014 г.

Таблица 3

Значения долговечности пар трения с ТСП Molykote различных типов при СД и РД по данным 2008 г.

Тип ТСП Наполнитель Связка Долговечность, мин после после фосфа- пескоструйной тирования обработки

106 Мо82 (18 %) + графит (6 %) Эпоксидная смола 5278,0/3130,0 -

Б-106 Мо82 (16 %) + графит (4,9 %) Эпоксидная смола 4167,0/2011,0 -

3402-С Мо82 (10 %) Специальная (органическая) - 2083,0/168,0

7405 Синтетическая твердая смазка Органическая 2083,0/1117,0 -

3400А (без РЬ) Мо82 (12 %) Эпоксидная смола 1389,0/559,0 -

7409 Мо82 (15 %) + графит (1,5 %) Полиамид-имидная 4861,0/1117,0 -

Б-3484 Мо82 (20 %) + графит (5,1 %) Фенольная 4167,0/3911,0 -

7400 Мо82 (13 %) + графит (6,4 %) Акриловая 2778,0/1117,0 -

7620 Мо82 (17 %) + графит (1,8 %) Полиамид-имидная 5556,0/1117,0 -

Б-10 Графит (15 %) Полиамид-имидная 83,3/11,1 -

Б-321К. Мо82 (19 %) + графит (4,9 %) Полибутил-титанат - 6667,0/2346,0

Примечание. В числителе дроби указаны значения для СД, в знаменателе — для РД.

K = (1)

трев

Значения коэффициентов снижения долговечности для ТСП Мо1уко1е при СД (^к = = 2860 Н, Vск = 0,132 м/с) относительно трев при РД (^ев = 900 Н, Vрев = 0,082 м/с), рассчитанные с использованием данных компании Мо1уко1е 2014 г. [10] и 2008 г. [11], приведены в табл. 4.

Анализ коэффициентов снижения долговечности, приведенных в табл. 4, показывает, что их значения по данным 2014 г. и 2008 г. существенно различаются. Если по данным 2014 г. у ТСП Мо1уко1е 106, Б-106, Б-3484, 7620 и Б-32Ш долговечность при РД была больше, чем при СД, то по данным 2008 г. наоборот. Значения K изменялись в диапазоне 1,07... 19,6.

Оценка долговечности пар трения с ТСП при реверсивном и скользящем трении. Исходя из предложенной автором термофлуктуационной теории разрушения ТСП вследствие деструкции связующих составляющих рассматриваемых покрытий [12], целесообразно оценивать долговечность пар трения с ТСП для различных видов трения (в данном случае для скользящего и реверсивного) в одинаковом температурном состоянии контактирующих поверхностей.

Анализ данных, приведенных в табл. 3 и на рис. 3, свидетельствует о следующем:

• у всех типов ТСП Мо1уко1е долговечность при РД меньше, чем при СД;

• наибольшую долговечность при РД имеют ТСП Б-3484 с фенольным связующим (т = = 3911 мин) и ТСП 106 с эпоксидным связующим (т = 3130 мин).

Для оценки степени снижения долговечности при РД трев по сравнению с таковой при СД тск использован коэффициент снижения долговечности

т • 10_3, мин

6 -5 -4 "

з Ь

Рис. 3. Значения долговечности пар трения с ТСП Мо1уко1е при СД (■) и РД (□) по данным 2008 г.

Таблица 4

Значения коэффициентов снижения долговечности для ТСП Molykote, рассчитанные с использованием данных 2014 г. и 2008 г.

Тип ТСП K 2014 г. 2008 г. Тип ТСП K 2014 г. 2008 г. Тип ТСП K 2014 г. 2008 г.

106 0,568 1,690 D-7405 12,80 - 7400 5,610 2,490

D-106 0,405 2,070 3400А 2,520 - 7620 0,808 4,970

3402-С 2,240 12,400 3400А (без Pb) 1,190 2,490 D-7620 0,436 -

3402-С (без Pb) 1,030 - 7409 2,110 4,350 D-10 6,840 7,460

7405 19,60 1,860 D-3484 0,639 1,070 D-321R 0,454 2,340

В связи с этим решали задачу оценки температурного режима трения для схемы брусок — кольцо, используемой в машине трения LFW-1 (см. рис. 1). Температуру трения Ттр для произвольного сочетания нагрузочно-скоростных параметров работы узла — контактного давления р и скорости скольжения v — можно определить по зависимости Ттр = f(p, v), предложенной автором в работе [12].

Расчет температуры трения при СД для условий испытаний, соответствующих машине трения LFW-1 (ASTM D-2714), выполнили в следующей последовательности. Для зависимости Ттр = f(p,v), представленной в работе [7], определили контактное давление р по формуле, приведенной автором в работе [13]. Кон-

т, МИН

Рис. 4. Термокорреляционная зависимость долговечности тск пары трения с ТСП на основе Ыо82 с эпоксидным связующим ЭП-5 от температуры Т^:

----исходный полином четвертого порядка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для температуры Ттр = 40...350 °С; ■ — экспериментальные данные; А — расчетные данные

для Ттр = 200.350 °С;-— логарифмическая

зависимость (3) для Ттр = 200.350 °С

тактное давление, полученное для условий трения на машине LFW-1 (N = 2860 Н и v = = 0,132 м/с), составило 262,1 МПа.

Затем провели корректировку контактного давления с учетом изменения схемы трения с роликовой на схему ролик — плоскость. Для этого случая коэффициент снижения контактного давления K = 1,41. С учетом этого коэффициента контактное давление для машины трения LFW-1 было снижено в K раз и приняло значение 185,4 МПа. Вследствие выхода контактного давления за пределы варьирования при расчете температуры трения по формуле Ттр = f(p,v) выполнили расчет Ттр для р = = 185,4 МПа и v = 0,132 м/с. Температура трения составила 97,4 °С.

В результате сравнения составов ТСП Molykote (см. табл. 2, 3) и ТСП, для которых автор получил термокорреляционные зависимости [14], установлено, что их полное совпадение имеет место для ТСП Molykote 3400А (МоS2

Таблица 5

Результаты оценки долговечности пары трения с ТСП на основе MoS2 с эпоксидным связующим при переходе от СД с Ттр = 97,4 °С к РД с ТТр = 74,1 °С

Литературный Долговечность, мин Коэффициент снижения

источник Тск Трев долговечности K

MoS2 с эпоксидным связующим ЭП-5

[15] 1189 990 1,2

Molykote 3400А

[10] 1181 983 1,2

Molykote 3400А (без Pb)

[10] 667 555 1,2

[11] 1389 1157 1,2

Таблица 6

Результаты оценки долговечности пары трения с ТСП на основе MoS2 с эпоксидным связующим при переходе от СД к РД для Ттр = 74,1 °С

Литературный Тип ТСП Долговечность, мин Коэффициент снижения

источник Тск Трев долговечности K

[10] Мо1уЫе 3400А 983 470 2,09

[10] Мо1уЫе 3400А (без РЬ), 2014 г. 555 559 0,99

[11] Мо1уЫе 3400А (без РЬ), 2008 г. 1157 559 2,07

(12 %) со связующим в виде эпоксидной смолы) и отечественного ТСП, состоящего из того же наполнителя и эпоксидной смолы.

В связи с тем что температура трения при РД Ттр = 74,1 °С не вошла в ранее исследованный автором температурный диапазон (более 100 °С), в качестве исходной термокорреляционной зависимости использовали данные исследований пар с ТСП, приведенные в работе [15].

Термокорреляционную зависимость Тск = =ДТтр) для ТСП указанного состава определяли по результатам испытаний для ТСП на основе М082 с эпоксидным связующим ЭП-5. Интерполяция экспериментальных данных с помощью программы МА^АВ позволила получить следующую зависимость (рис. 4):

тСк = -1,398 -106 Хтр + 0,001334^3, -

-0,45671^ + 60,82^ -1509. (2)

Описание долговечности полиномом четвертого порядка оказалось адекватным для диапазона температур Ттр = 40... 200 °С. В интервале Ттр = 200.350 °С долговечность вычисляется как

Тск = -13661^ + 8069.

(3)

Зависимость (3) представлена на рис. 4 логарифмической расчетной кривой для диапазона температур Ттр = 200.350 °С.

Затем определяли температуру трения при РД, для чего по указанной методике [13] вычислили контактное давление р = 64,6 МПа. С учетом средней скорости скольжения v = = 0,082 м/с для РД при угле поворота ±90° температура трения по формуле Tтp = f(pv) [12] составила 74,1 °С. Значение р = 64,6 МПа для РД вошло в диапазон контактных давлений, при которых была получена зависимость (Др = = 23,1. 133,7 МПа). Скорость скольжения не-

существенно вышла за нижнюю границу указанного диапазона (Дv = 0,096.1,224 м/с).

С использованием формул (2) и (1) для ТСП отечественного производства (М082 с эпоксидным связующим ЭП-5) проведен расчет изменения долговечности при скольжении в случае перехода от СД с температурой трения Ттр = = 97,4 °С к РД с Ттр = 74,1 °С:

K =

Т97,4 Т74,1

где Т97,4 и х741 — долговечность пары с ТСП при Ттр = 97,4 и 74,1 °С.

С помощью коэффициента K также пересчитана долговечность для ТСП Мо1уко1е 3400А и 3400А (без РЬ). Результаты оценки долговечности Тск пары трения с ТСП на основе Мо82 с эпоксидным связующим при переходе от СД с температурой трения Ттр = 97,4 °С к РД с Ттр = 74,1 °С приведены в табл. 5.

Результаты оценки долговечности пар трения с ТСП на основе Мо82 с эпоксидным связующим при переходе от СД к РД для одной температуры трения Ттр = 74,1 °С приведены в табл. 6.

Среднее значение коэффициента снижения долговечности составило 1,72.

Выводы

1. Анализ результатов испытаний фрикционных сопряжений с ТСП компании Мо1уко1е различных составов для условий РД позволил выявить следующее:

• согласно данным компании Мо1уко1е 2014 г., наибольшую долговечность при РД имеют ТСП 106 с эпоксидным связующим (т = = 4570 мин) и Б-32Ш с полибутил-титанатным неорганическим связующим (т = 4470 мин), причем их долговечность при РД существенно выше, чем при СД (соответственно в 1,76 и

2,2 раза). У ТСП Б-106 (с эпоксидным связующим), Б-3484 (с фенольным связующим), 7620 и Б-7620 (с полиамид-имидным связующим) и Б-32Ш (с полибутил-титанатным неорганическим связующим) долговечность при РД также больше, чем при СД. У остальных ТСП долговечность при РД меньше, чем при СД;

• согласно данным 2008 г., у всех типов ТСП Мо1уко1е долговечность при РД меньше, чем при СД. Наибольшую долговечность при РД имеют ТСП Б-3484 с фенольным связующим (т = 3911 мин) и ТСП 106 с эпоксидным связующим (т = 3130 мин).

2. Установлено, что при переходе от СД к РД значения коэффициентов снижения долговечности для 2014 г. и 2008 г., существенно различаются. Если по данным 2014 г. у ТСП Мо1уко1е 106, Б-106, Б-3484, 7620 и Б-32Ш долговечность при РД была больше, чем при СД, то по данным 2008 г. наоборот. Коэффициент снижения долговечности K = 1,07...19,6.

Литература

3. Предложена методика оценки долговечности реверсивного узла трения, которую можно реализовать в следующей последовательности:

• оценка температуры трения реверсивно работающего сопряжения с ТСП при контактном давлении р и скорости скольжения v с использованием термокорреляционной зависимости Хтр = f (pv);

• расчет долговечности пары трения с ТСП для скользящего сопряжения по термокорреляционной зависимости тск = f (Хтр);

• оценка долговечности реверсивного узла трения с помощью коэффициента снижения долговечности К с применением зависимости

трев = тск /К.

4. По данным отечественных и зарубежных исследований, для пары трения с ТСП на основе Мо82 с эпоксидным связующим среднее значение коэффициента снижения долговечности при переходе от СД к РД составляет 1,72.

[1] Дроздов Ю.Н., Юдин Е.Г., Белов А.И. Прикладная трибология (трение, износ и смазка).

Москва, ЭкоПресс, 2010. 604 с.

[2] Ковалев Е.П., Игнатьев М.Б., Семенов А.П., Смирнов Н.И., Неволин В.Н., Фомин-

ский В.Ю. Твердосмазочные покрытия для машин и механизмов, работающих в экстремальных условиях (обзор). Трение и износ, 2004, т. 25, № 3, с. 316-336.

[3] Брейтуэйт Е.Р. Твердые смазочные материалы и антифрикционные покрытия.

Москва, Химия, 1967. 320 с.

[4] Miyoshi K. Solid Lubrication. Fundamentals and Applications Characterization of Solid Sur-

faces. NASA Glenn Research Center, Cleveland, Ohio, New York, Basel, Marcel Dekker Inc., 2001. 400 p.

[5] Маленков М.И., Каратушин С.И., Тарасов В.М. Конструкционные и смазочные мате-

риалы космических механизмов. Санкт-Петербург, Балт. гос. техн. ун-т, 2007. 54 с.

[6] Хопин П.Н. Оценка антифрикционных характеристик пар трения с твердосмазочными

покрытиями для различных условий функционирования. Трение и износ, 2015, т. 36, № 5, с. 491-498.

[7] Хопин П.Н. Оценка работоспособности пар трения с твердосмазочными покрытиями

в различных условиях функционирования. Авиационная промышленность, 2010, № 2, с. 49-52.

[8] Евдокимов В.Д. Реверсивность трения и качество машин. Киев, Техника, 1977. 148 с.

[9] Материалы: Molykote. Антифрикционные покрытия. URL: http://atf.ru/production/

category249/ (дата обращения 8 апреля 2018).

[10] Технические описания АФП (ТСП) от 03.10.2016 (для ТСП MOLYKOTE® D-7409) от 04.03.2014 (для остальных ТСП). URL: http://atf.ru/production/category268/ (дата обращения 8 апреля 2018).

[11] Руководство по выбору антифрикционных покрытий Molykote. URL: http://atf.ru/pdf/ manual_choice_AF.pdf (дата обращения 8 апреля 2018).

[12] Хопин П.Н. Методика и результаты оценки эксплуатационных характеристик пар трения с твердосмазочными покрытиями для различных условий функционирования. Трение и износ, 2012, т. 33, № 1, с. 23-31.

[13] Хопин П.Н., Попов О.В., Комаров В.А. Экспериментальная оценка работоспособно-

сти пар трения с твердосмазочным покрытием в зависимости от температурного фактора. Трение и износ, 1985, т. 6, № 6, с. 1109-1116.

[14] Хопин П.Н. Термокорреляционная оценка работоспособности пар трения с твердо-

смазочными покрытиями для нормальных атмосферных условий. Сборка в машиностроении, приборостроении, 2017, № 5, с. 225-229.

[15] Сентюрихина Л.Н., Опарина Е.М. Твердые дисульфид-молибденовые смазки. Москва, Химия, 1966. 152 с.

References

[1] Drozdov Yu.N., Yudin E.G., Belov A.I. Prikladnaya tribologiya (trenie, iznos i smazka)

[Applied tribology (friction, wear and lubrication)]. Moscow, EkoPress publ., 2010. 604 p.

[2] Kovalev E.P., Ignat'ev M.B., Semenov A.P., Smirnov N.I., Nevolin V.N., Fominskiy V.Yu.

Tverdosmazochnye pokrytiya dlya mashin i mekhanizmov, rabotayushchih v ekstremal'nyh usloviyah (obzor) [Solid lubricating coatings for machines and mechanisms operating in extreme conditions summary]. Trenie i iznos [Journal of Friction and Wear]. 2004, vol. 25, no. 3, pp. 316-336.

[3] Breytueyt E.R. Tverdye smazochnye materialy i antifriktsionnye pokrytiya [Solid lubricants

and anti-friction coatings]. Moscow, Himiya publ., 1967. 320 p.

[4] Miyoshi K. Solid Lubrication. Fundamentals and Applications Characterization of Solid

Surfaces. NASA Glenn Research Center, Cleveland, Ohio, New York, Basel, Marcel Dekker Inc., 2001. 400 p.

[5] Malenkov M.I., Karatushin S.I., Tarasov V.M. Konstruktsionnye i smazochnye materialy kos-

micheskih mekhanizmov [Structural and lubricants for space mechanisms]. Sankt-Peters-burg, Balt. gos. tekhn. un-t publ., 2007. 54 p.

[6] Khopin P.N. Assessment of antifriction characteristics of friction pairs with solid-lubricating

coatings under various operating conditions. Journal of Friction and Wear, 2015, vol. 36, no. 5, pp. 374-379.

[7] Hopin P.N. Otsenka rabotosposobnosti par treniya s tverdosmazochnymi pokrytiyami v

razlichnyh usloviyah funktsionirovaniya [Evaluation of the performance of friction pairs with solid-lubricant coatings in different operating conditions]. Aviatsionnaya promyshlen-nost' [Aviation industry]. 2010, no. 2, pp. 49-52.

[8] Evdokimov V.D. Reversivnost' treniya i kachestvo mashin [Reversibility of friction and

the quality of the machines]. Kiev, Tekhnika publ., 1977. 148 p.

[9] Materialy: Molykote. Antifriktsionnye pokrytiya [Materials: Molykote. Antifriction coating].

Available at: http://atf.ru/production/category249/ (accessed 8 April 2018).

[10] Tekhnicheskie opisaniya AFP (TSP) ot 03.10.2016 (dlya TSP MOLYKOTE® D-7409) ot 04.03.2014 (dlya ostal'nyh TSP) [Technical description of AFP (TSP) from 03.10.2016 (TSP MOLYKOTE® D-7409) from 04.03.2014 (for the rest of TSP)]. Available at: http://atf.ru/ production/category268/ (accessed 8 April 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Rukovodstvo po vyboru antifriktsionnyh pokrytiy Molykote [Selection guide anti-friction coatings Molykote]. Available at: http://atf.ru/pdf/manual_choice_AF.pdf (accessed 8 April 2018).

[12] Khopin P.N. Method and results of assessment of the performance of friction pairs with solid lubricating coatings under various operating conditions. Journal of Friction and Wear, 2012, vol. 33, no. 1, pp. 14-21.

[13] Khopin P.N., Popov O.V., Komarov V.A. Eksperimental'naya otsenka ra-botosposobnosti par treniya s tverdosmazochnym pokrytiem v zavisimosti ot temperaturnogo faktora [Experimental evaluation of efficiency of friction pairs with hard lubricant coating depending on the temperature factor]. Trenie i iznos [Journal of Friction and Wear]. 1985, vol. 6, no. 6, pp. 1109-1116.

[14] Hopin P.N. Termokorrelyatsionnaya otsenka rabotosposobnosti par treniya tverdosma-zochnymi pokrytiyami dlya normal'nyh atmosfernyh usloviy [Thermocorrelation assess-

ment of operability of couples of friction with solid lubricating coatings for conditions of the normal atmospheric conditions]. Sborka v mashinostroenii, priborostroenii [Assembling in Mechanical Engineering and Instrument-Making]. 2017, no. 5, pp. 225-229.

[15] Sentyurihina L.N., Oparina E.M. Tverdye disul'fidmolibdenovye smazki [A rigid disulfide-molybdenum grease]. Moscow, Himiya publ., 1966. 152 p.

Информация об авторах

ХОПИН Петр Николаевич (Москва) — кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Технология производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов». МАИ (125993, Москва, A-80, ГСП-3, Российская Федерация, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: [email protected]).

ТРУНОВА Елена Анатольевна (Москва) — старший преподаватель кафедры «Технология испытаний и эксплуатации». МАИ (125993, Москва, А-80, ГСП-3, Российская Федерация, Волоколамское шоссе, д. 4, e-mail: [email protected]).

Статья поступила в редакцию 19.06.2018 Information about the authors

KHOPIN Petr Nikolaevich (Moscow) — Candidate of Science (Eng.), Associate Professor, Professor, Department of Technology of Manufacturing and Operation of Aircraft Engines. Moscow Aviation Institute (125993, Moscow, Russian Federation, A-80, GSP-3, Volokolamskoe Shosse, Bldg. 4, e-mail: [email protected]).

TRUNOVA Elena Anatolievna (Moscow) — Senior Lecturer, Department of Technology of Manufacturing and Operation of Aircraft Engines. Moscow Aviation Institute (125993, Moscow, Russian Federation, A-80, GSP-3, Volokolamskoe Shosse, Bldg. 4, e-mail: [email protected]).

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Хопин П.Н., Трунова Е.А. Сравнительная оценка работоспособности пар трения с твердосмазочными покрытиями зарубежного производства при скользящем и реверсивном движениях. Известия высших учебных заведений. Машиностроение, 2018, № 10, с. 47-55, doi: 10.18698/0536-1044-2018-10-47-55.

Please cite this article in English as: Khopin P.N., Trunova E.A. A Comparative Assessment of Efficiency of Foreign-Made Friction Pairs with Solid Lubricant Coating when in Sliding and Reverse Motion. Proceedings of Higher Educational Institutions. МаМт Building, 2018, no. 10, pp. 47-55, doi: 10.18698/0536-1044-2018-10-47-55.

СТАТИСТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ И ТЕОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

В Издательстве МГТУ им. Н.Э. Баумана вышло в свет учебное пособие Н.И. Сидняева

«Статистический анализ и теория планирования эксперимента»

Изложены краткие теоретические сведения по курсу «Теория планирования эксперимента». Представлено введение в статистический анализ и теорию планирования эксперимента. Основные понятия иллюстрируются примерами практического содержания, рассмотренными с позиций регрессионного анализа. Издание носит справочный характер и поможет студентам старших курсов овладеть методами теории планирования эксперимента, которые широко используются при решении прикладных задач.

Для студентов 4-6-го курсов инженерных специальностей технических университетов.

По вопросам приобретения обращайтесь:

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1. Тел.: +7 499 263-60-45, факс: +7 499 261-45-97; [email protected]; www.baumanpress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.