Научная статья на тему 'Оптимальное управление качеством строительной продукции в процессе производства'

Оптимальное управление качеством строительной продукции в процессе производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОПТИМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / OPTIMUM QUALITY / SEGMENTS MARKET / MODEL OF QUALITY MANAGEMENT / BUILDING PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магдиев Абакар Шихабудинович

Предлагается методика управления качеством строительной продукции в процессе производства, обеспечивающая оптимальное соотношение ее цены и уровня качества на различных сегментах рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магдиев Абакар Шихабудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMUM MANAGEMENT QUALITY TO BUILDING PRODUCT IN PROCESS PRODUCTION

It Is offered methods of quality management to building product in process production, providing optimum correlation of her(its) price and level quality on different segment market.

Текст научной работы на тему «Оптимальное управление качеством строительной продукции в процессе производства»

МАГДИЕВ А.Ш.,

ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА

Предлагается методика управления качеством строительной продукции в процессе производства, обеспечивающая оптимальное соотношение ее цены и уровня качества на различных сегментах рынка.

MAGDIEV A.SH.,

OPTIMUM MANAGEMENT QUALITY TO BUILDING PRODUCT IN

PROCESS PRODUCTION

It Is offered methods of quality management to building product in process production, providing optimum correlation of her(its) price and level quality on different segment market.

Ключевые слова: строительная продукция, оптимальное качество, сегменты рынка, модель управления качеством.

Keywords: building product, optimum quality, segments market, model of quality management.

Современный уровень строительных технологий и соответствующее качество строительных материалов позволяют решать одну и ту же задачу качества строительной продукции с различными характеристиками вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений. Однако в связи с тем, что изменение качества в сторону улучшения, как правило, требует дополнительных затрат различного вида производственных ресурсов, возникает проблема экономической оценки, определяющей целесообразность дальнейшего повышения качества строительной продукции на заданном сегменте рынка. Правильная оценка эффективности качества строительной продукции, в первую очередь, зависит от обоснованности используемых критериев оптимальности. Такой критерий должен обеспечивать получение максимально возможной прибыли и повышение конкурентоспособности потенциала строительного предприятия в соответствии с принятыми требованиями к качеству производимой продукции. Достижение указанных целей, в первую очередь, определяется удовлетворением спроса потребителей на предлагаемую товарную продукцию и обеспечением устойчивости этого спроса.

Рассматривая получение максимально возможной прибыли в виде критерия эффективности функционирования строительного предприятия важно правильно учитывать факторы, оказывающие влияние на уровень качества производимой товарной продукции. К основным таким факторам можно от-нести[1]:

❖ качество технической документации по реализуемому подрядному проекту;

❖ качество применяемых стройматериалов;

❖ численность работников материального производства и их квалификация;

❖ производительность труда;

❖ качество используемой строительной техники.

При этом главным источником увеличения прибыли за счет повышения качества работ является квалификация рабочих основных профессий и повышение производительности труда. Рост производительности труда при этом может быть обеспечен, как за счет капитальных вложений, так и за счет улучшения организации производства.

Причем под оптимальным качеством производимой строительной продукции следует понимать такое качество, которое обеспечивает максимальную прибыль при производстве и потреблении этой продукции. Следовательно, для достижения оптимального качества продукции необходимо проведение высококачественных маркетинговых исследований для выявления спроса, возможностей потребителей и прогнозирования процессов их развития, как в ближайшем будущем, так и на длительный период. При этом в процессе оптимизации качества строительной продукции по критерию максимизации прибыли, конкретная потребность в строительной продукции, имеющей определенную стоимость, должна выступать в виде плановых ограничений функционального вида.

В общем случае оптимальное качество нельзя отделить от оптимального количества новой товарной продукции. Однако понятие оптимального качества гораздо шире понятия оптимального количества продукции. Последнее связано со степенью удовлетворения конкретной потребности единицей потребительской стоимости. Первое же связано со всей массой продукции, предназначенной для удовлетворения всего планового объема конкретных потребителей. Определение оптимального качества требует построения соответствующих балансовых моделей оптимизации производства и распределения продукции с учетом спроса и различной покупательской способности по-требителей[2].

Таким образом, на основании вышеизложенного, методику для определения оптимального уровня качества с учетом потребностей рынка можно представить следующим образом:

1. Выбрать сегмент рынка, на котором строительное предприятие может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества, опираясь на соотношение цены и качество производимой продукции. Сформировать на данном сегменте 4 классов потребителей с одинаковой покупательской способностью в нутрии каждого класса. Для этого шкала уровня качества производимой продукции для выбранного сегмента, на основе внутреннего разбиения потенциальных потребителей на четыре множества по покупательской способности, разбивается на следующие четыре интервала:

❖ «приемлемое качество» - в основном определяется удовлетворением нормативных требований к качеству продукции и ему соответствует

наименее платежеспособное множество потребителей выбранного сегмента рынка;

❖ «среднее качество», данный интервал определяется по средним значениям платежеспособности потенциальных потребителей и, по-видимому, представляет наибольшее их число со средним достатком для соответствующего сегмента рынка;

❖ «высокое качество», которое определяется покупательской способностью потенциальных потребителей имеющих достаток выше среднего, но ниже максимального для данного сегмента рынка;

❖ «очень высокое качество», которое характеризуется потребительскими возможностями наиболее доходных слоев потребителей для рассматриваемого сегмента рынка.

2. Провести маркетинговые исследования с целью определения объемов неудовлетворенного спроса потребителей на предлагаемую продукцию для каждого сформированного класса потребителей с примерно одинаковыми покупательскими способностями.

3. Определить для каждого сформированного класса потребителей множество допустимых по качеству и стоимости подрядных проектов, т.е проектов, имеющих оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции для заданного класса потребителей на рассматриваемом сегменте рынка.

Оптимальное соотношение уровня качества и соответствующей ему цены на каждом сегменте рынка можно определить исходя из следующих соображений. Обозначим через С* максимальную цену, которую может заплатить потребитель за товарную строительную продукцию при соответствующем ее качестве, а через СНК цену продукции, которую производит строительное предприятие на данном сегменте при соответствующем ее качестве. Тогда упущенные возможности или потери (ПНК) строительного предприятия из-за низкого качества продукции будут определяться следующим образом:

П = С * - С

11НК ^ К ^НК ■

Обозначим затраты связанные с производством продукции с максимально возможным качеством и фактическим качеством соответственно через зК и Знк.

Тогда внешний экономический эффект ЭКВН от повышения качества производимой продукции можно представить следующим образом:

С * - С

э _ к ^нк

Э 7.

УКВН ^

зК — зНК

Из полученного выражения видно, что если затраты на повышение качества производимой продукции ЗНК растут быстрее чем рост ее рыночной стоимости, то внешний экономический эффект снижается и наоборот в противном случае. Таким образом, учитывая, что на различных этапах затраты на повышение уровня качества производимой продукции и сам уровень качества растут с различными темпами, то можно говорить оп оптимальном соотношении цены и уровня качества производимой продукции на различных

сегментах рынка. Графически, вышеизложенное можно представить следующим образом (Рисунок 1).

Таким образом, минимальную цену требуемого уровня качества на заданном сегменте рынка можно определить следующим образом:

Ц - к = ((С* - Ск) + Знк) ^ min. (1) Следовательно, задаваясь значением желаемой рентабельности и рассматривая его как ограничение на издержки производства, ограниченные сверху качеством вводимых в производство факторов можно определить оптимальное соотношение между качеством и стоимостью производимой продукции для различных сегментов рынка с учетом покупательской способности потребителей товарной строительной продукции.

Уровень каче-

Рис. 1. Графическое отображение соотношения цены и уровня качества производимой продукции

4. Вычислить объемы требуемых ресурсов для реализации подрядных проектов для каждого класса потребителей и сопоставить их с потенциальными возможностями предприятия.

5. Решить оптимизационную задачу в следующей постановке: с учетом ограничений на имеющиеся у предприятия ресурсы и потенциальные возможности найти такое количество проектов ki в каждом i-том классе в соответствии с выявленными ограничениями на спрос ki№D , которое позволяет предприятию получить максимально возможную прибыль при заданных ограничениях на имеющиеся потенциальные возможности и материальные ресурсы:

П = £ Пk ^ max, (2)

i=1

4 4

Е PiA £ РРЗА , Е vijki £ VЗАД кг £ kССП ,

i=1 i=1

где П - прибыль, получаемая предприятием при производстве одного объекта в i-том классе потребителей; Ру- потребности в j-том виде материальных ресурсах в денежном выражении, необходимые для производства одного объекта в i-том классе потребителей; р]ЗАД - имеющийся в распоряжении

предприятия ]-й вид материальных ресурсов в денежном выражении; Уу и узад - соответственно, трудоемкость производства одного объекта в ьтом классе потребителей в денежном выражении (себестоимость за минусом материальных затрат) и производственные возможности строительного предприятия в денежном выражении.

6. Принять полученные таким образом данные в качестве плановых показателей по объемам каждого вида товарной строительной продукции на выбранном сегменте рынка.

После определения различных требований к качеству каждого класса подрядных проектов в соответствии с рыночным спросом и финансовыми возможностями потребителей, возникает необходимость в создании условий, обеспечивающих заданное качество реализации подрядных проектов.

После определения различных требований к качеству каждого класса подрядных проектов в соответствии с рыночным спросом и финансовыми возможностями потребителей, возникает необходимость в создании условий, обеспечивающих заданное качество реализации подрядных проектов.

При этом все факторы, определяющие качество производства подрядного проекта, подразделяются на функциональные, конструктивные, экономические и эстетические [1, 3].

Функциональные факторы предусматривают обеспечение протекания технологического процесса, исключая загрязнение окружающей среды. Конструктивные признаки предусматривают надежность работы, как отдельных узлов, так и объекта в целом. Под надежностью понимается неизменность несущей способности, устойчивости конструкций внешнего вида, безотказная работа отдельных узлов и оборудования в течение запланированного их срока службы. По функциональным признакам определяется минимальный уровень требований к качеству производимой продукции, т.е. нормативный уровень требований.

Экономические признаки обеспечивают получение высококачественной продукции с наименьшими материальными затратами. Эстетические признаки определяются социально - экономическим уровнем общества, его идеологическими и культурными запросами. К ним относятся: архитектурная композиция, решение ансамбля, отделка зданий, промышленная эстетика, благоустройство и озеленение территории.

При этом качество выполнения строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений в значительной степени определяется требованиями проекта и квалификацией рабочих и производителей работ, занятых его реализацией, строительных норм, правил, специальных требований и инструкций по оценке качества строительно-монтажных работ.

К факторам, влияющим на качество производства строительно-монтажных работ, относятся: стабильность технологических процессов, уровень их автоматизации и механизации; соблюдение правильной технологической последовательности выполнения работ и согласованные действия всех функциональных и проектных подразделений строительного предприятия; ритмичность производства. Фактором, влияющим на качество, является так-

же хорошее качество применяемых машин, механизмов и инструментов, строительных материалов, конструкций, деталей и изделий, поступающих на строительные площадки.

Качество выполнения строительно-монтажных работ в значительной степени определяется квалификацией рабочих, поэтому выполнение любого строительного процесса следует поручать бригадам рабочих, имеющих квалификацию, не ниже указанной в соответствующем параграфе ЕНиР.

Ответственность за качество выполняемых строительно-монтажных работ несет производственно - технический персонал строительного предприятия: главный инженер, производители работ, мастера, бригадиры, а также непосредственные исполнители работ, осуществляющие так называемый самоконтроль.

Важным при этом является достижение требуемого качества конечной строительной продукции, которая по сравнению с другими видами продукции имеет ряд специфических свойств [2]. Она многообразна по своему назначению, создается на месте потребления, сложна, многодетальна, неподвижна, имеет значительный вес, сооружается в основном на открытом воздухе и в течение сравнительно длительного периода времени. Поэтому она в значительной степени подвержена влиянию природно-климатических условий. Каждый из построенных объектов подлежит обязательной приемке его непосредственным потребителем, относится к продукции длительного потребления и может находиться в эксплуатации 50 лет и более.

Производственные процессы в строительстве также имеют свои особенности. Они подвижны, различны по срокам и своему содержанию. Средства труда в процессе производства строительно-монтажных и специальных работ непрерывно перемещаются при одновременном изменении состава и количества, как рабочей силы, так и разнообразных видов работ. После завершения формирования конечной строительной продукции строительный цикл в данном месте прерывается, и создание следующей продукции начинается с перемещения рабочей силы, средств и предметов труда на новую территорию.

Учитывая общие и специфические свойства качества строительных проектов как экономического объекта управления, их можно представить следующим образом (Рисунок 2).

На контролируемом входе объекта управления показаны основные факторы, определяющие требуемое качество проектов. Это: соотношение между ценой и качеством, зависящее от характера спроса потребителей; производственные возможности предприятия и, в первую очередь, квалификация рабочих и менеджеров; обязательные технические характеристики, которые необходимо выдержать исходя из требований Госнадзора.

На неконтролируемых входах приводятся случайно действующие факторы, появление которых априори предсказать невозможно. Это возмущения внутренней и внешней экономической среды строительного предприятия. К числу основных внешних возмущений можно отнести поставку строительному предприятию некачественных стройматериалов и технической доку-

ментации проекта, а также различные проявления окружающей среды финансового, природного и социального характера. К числу основных внутренних факторов можно отнести уход с предприятий высококвалифицированных рабочих и служащих, выход из строя строительной техники и т.п.

Рис. 2. Модель управления качеством строительной продукции в процессе производства

На управляющий вход объекта подаются организационно-технические мероприятия и управляющие воздействия, формируемые комплексной системой управления качеством на основании отклонений фактических оценок качества продукции от запланированных их значений (требуемых показателей качества), тем самым реализуется управление качеством продукции по отклонению.

Обратная связь по возмущениям позволяет также организовать управление качеством производимой продукции по возмущению. Это обеспечивает возможность регулирования качества производимой продукции на ранней стадии обнаружения возмущающих факторов.

Таким образом, управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс воздействий на строительное производство, осуществляемый для установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества производимой продукции в соответствии с выбранным сегментом рынка для максимально возможного удовлетворения потребностей заказчиков в соответствии с заданным уровнем качества для определенного их класса.

_Литература_

1. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства. -М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

2. Брячихин А.М. Управление качеством продукции строительства. - М.: Стройиздат, 1989.

3. Мишин В.М. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.