6/2Q11 мвВЕСТНИК
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ QUALITY CONTROL OF CONSTRUCTION PRODUCTS
И.Г.Лукманов, Е.В.Нежникова I.G. Lukmanova, E.V. Nezhnikova
ФГБОУ ВПО "МГСУ"
Качество строительной продукции - основной фактор, влияющий на стоимость строительства, экономичность и долговечность объектов. Обеспечение качества строительства достигается разработкой и осуществлением комплекса взаимосвязанных мероприятий.
Accidents of buildings and structures which have occurred in recent years have caused a lot of controversy about the causes of their origin. Ensuring construction quality achieved through the development and implementation of a complex of interrelated activities.
Контроль качества строительства и соблюдения обязательных требований нормативных документов существовал в нашей стране всегда, но имел различные формы. В дореформенный период существенное влияние на систему контроля качества строительства оказывало явное превалирование спроса над предложением в этой отрасли. В условиях острого дефицита строительной продукции проблемы "освоения" капиталовложений и своевременного ввода объектов в эксплуатацию часто оттесняли на второй план проблемы качества строительства, особенно отделочных работ.
В связи с переходом на рыночную систему строительные организации оказались в совершенно иных условиях, когда вместо проблем дефицита строительной продукции пришли проблемы поиска заказчика и выживания в конкурентной борьбе. Это повлияло на систему контроля качества строительной продукции, которая приняла формы, характерные для рыночных условий.
В 2010 началось восстановление отрасли после первого за десять лет спада в строительной индустрии России, прежде всего за счет проектов, реализуемых при поддержке или за счет государства. Наиболее подающим надежды в ближайшее время аналитики называют жилой сегмент. В IV квартале 2010г. руководители 74% строительных организаций оценили экономическую ситуацию в строительстве как "удовлетворительную", а доля организаций, у которых производственная программа соответствовала "нормальному" уровню, составила 70%.
Комплексная система управления качеством строительной продукции предусматривает выполнение на разных этапах обеспечения качества следующих основных функций: планирования, организации, координации, контроля, стимулирования, учета, анализа, оценки и аттестации. Каждую из перечисленных функций управления можно рассматривать как процесс, который должен привести к заданному результату независимо от условий функционирования строительного предприятия.
В общем случае можно также согласиться с мнением о том, что качество продукции является мерой удовлетворения конкретной потребности тем или видом товара. Под качеством продукции следует понимать степень удовлетворения этой продукцией конкретной потребности, или ее конкурентоспособности в условиях рынка. Основным моментом в данном определении является требование, чтобы качество оценивалось только в связи с заданной конкретной потребностью.
Для определения целей планирования уровня качества строительной продукции и прогнозирования направлений развития строительного производства чрезвычайно важно иметь механизм установления баланса между требованиями и возможностями технического и экономического аспектов качества. Это следует из того, что с экономической точки зрения не всякий высокий технический уровень продукции является благом. Производство строительной продукции более высокого технического уровня, а, следовательно, и большей сложности, чем это необходимо потребителю, имеет для строительного предприятия тот же отрицательный результат, что и производство излишних объемов продукции прежнего качества и сложности. Производство продукции высокого технического уровня там, где в этом нет прямой необходимости, приводит к омертвлению средств, сокращая фонды накопления, а также сдерживает рост производительности труда. По своим экономическим последствиям такая ситуация тождественна процессу экономического обесценивания новой продукции из-за отсутствия на нее спроса. Экономическое обесценивание новой продукции, имеющей более высокий относительный технический уровень, целиком определяется условиями ее использования или конкретной потребностью. Его размер может быть определен как разность между уцененной и начисленной стоимостью строительной продукции.
Из вышеизложенного вытекает объективная необходимость сбалансирования инженерного и экономического аспектов повышения качества в соответствии со спросом потребителей и их различной покупательской способностью. При оценке целесообразности повышения качества строительной продукции необходимо исходить не только из ее технического уровня, но и из конкретных условий использования этой продукции потребителем. Таким образом, фактическое значение уровня качества строительной продукции должно соответствовать определенным финансовым возможностям потребителей.
Рассматривая получение максимально возможной прибыли в виде критерия оптимальности функционирования строительного предприятия важно правильно учитывать факторы, оказывающие влияние на уровень качества выпускаемой продукции. К основным таким факторам можно отнести:
- качество используемой технической документации по реализуемому подрядному проекту;
- качество применяемых стройматериалов;
- численность работников материального производства и их квалификацию;
- производительность труда;
- качество используемой строительной техники.
При этом главным источником увеличения прибыли за счет повышения качества работ является квалификация строительных рабочих и повышение производительности труда. Рост производительности труда при этом может быть обеспечен как за счет капитальных вложений, так и за счет улучшения организации производства.
6/2П11 ВЕСТНИК
_6/2011_МГСУ
Причем под оптимальным качеством строительной продукции следует понимать такое качество, которое обеспечивает максимальную прибыль при производстве и потреблении этой продукции. Следовательно, для достижения оптимального качества продукции необходимо проведение маркетинговых исследований для выявления спроса, возможностей потребителей, прогнозирования процесса и его изменения, как в ближайшем будущем, так и на длительный период. При этом в процессе оптимизации качества строительной продукции по критерию максимизации прибыли, конкретная потребность в строительной продукции, имеющей определенную стоимость, должна выступать в виде плановых ограничений функционального вида.
Учитывая вышеизложенное, процесс определения оптимального уровня качества с учетом потребностей рынка можно свести к реализации следующих этапов (рис.1).
После определения различных требований к качеству каждого класса подрядных проектов в соответствии с рыночным спросом и финансовыми возможностями потребителей, возникает необходимость в создании условий, обеспечивающих заданное качество реализации подрядных проектов.
/-N
1 этап Сформировать пять классов потребителей с различной покупательской способностью. Определить объемы спроса потребителей на предлагаемую продукцию с различными покупательскими способностями
2 этап Поставить в соответствие каждому такому классу множество допустимых по качеству и стоимости подрядных проектов.
3 этап Вычислить объемы требуемых ресурсов для каждого вида проектов и сопоставить их с потенциальными возможностями предприятия.
т
4 этап Решить оптимизационную задачу в следующей постановке. С учетом ограничений на имеющиеся у предприятия ресурсы найти такое количество проектов в соответствии с выявленным спросом, которое позволяет предприятию получить максимальную прибыль при заданных ограничениях. Принять полученные данные в качестве плановых показателей по объему выпуска товарной строительной продукции.
5 этап Провести маркетинговые исследования и выявить фактический спрос на предлагаемые к реализации подрядные проекты
6 этап Если условие «фактический спрос превышает плановые показатели»выполняется, то следует приступить к заключению договоров для выполнения принятого плана выпуска. В противном случае провести перерасчет плановых показателей, приняв объем фактического спроса в качестве ограничений на объемы планируемой к выпуску продукции по каждому классу проектов.
Рис.1 Процесс определения оптимального уровня качества
В общем случае качество каждого возводимого здания и сооружения закладывается при проектировании, обеспечивается при изготовлении стройматериалов и в процессе выполнения строительно-монтажных работ, а реализуется в процессе их эксплуатации.
В практике управления качеством используются, в основном, экономические, организационно - распорядительские (административные) и социально -психологические методы управления качеством. Следовательно, одной из важнейших проблем управления качеством является выбор менеджером того или иного метода в соответствии с текущей ситуацией проблемной среды, т.е. в основе принятия решений в процессе управления качеством лежит информация о состоянии объекта и качестве выполняемых подрядных работ.
При этом процесс управления качеством продукции можно представить следующим образом (рис.2). База данных это структурированная модель знаний экспертов по управлению качеством в различных ситуациях. Цель определяется моделью качества (эталоном), который необходимо получить в результате качественного строительства объекта. Обычно в такую модель входят характеристики и показатели качества выполняемых строительно-монтажных работ. На основании модели качества и внешних условий среды (спрос потребителей и т.д.) формируется план по повышению качества продукции и реализации, связанных с этим мероприятий. Оценка ситуации проводится на основании отклонения фактических и целевых значений показателей качества строящегося объекта.
Рис.1. Схема процесса управления качеством строительной продукции.
6/2011 ВЕСТНИК
Выбор метода управления происходит на основе оценки ситуации в соответствии с характером факторов, влияющих на качество строительной продукции.
Особо следует иметь в виду, что в условиях рынка необходимо преимущественное использование экономических методов управления, остальные же методы выполняют функцию регуляторов в достижении поставленных перед строительными организациями экономических целей и нормативного уровня качества готовой строительной продукции. Другими словами, для каждого сегмента рынка, в соответствии с покупательской способностью относящихся к нему потребителей строительной продукции, целесообразно устанавливать соответствующий ему уровень качества, удовлетворяющий заданным требованиям стоимости строительной продукции на данном сегменте. Таким образом, в системе показателей оценки качества строительной продукции целесообразно различать:
- нормативные уровни технических показателей качества (в основном определяющие прочность используемых конструкций и материалов), выполнение которых является обязательным для всех сегментов рынка, т.к. они обеспечивают требуемую надежность строительной продукции;
-нормативные уровни экономических показателей или рекомендуемые для данного сегмента рынка уровни качества продукции в основном ограничиваются стоимостью производимой строительной продукции и отражают ее эстетические свойства и архитектурные особенности. Другими словами, экономические уровни качества фактически обеспечивают равновесие спроса и предложения строительной продукции на соответствующем сегменте рынка и определяются в основном дополнительной стоимостью используемых при строительстве стройматериалов.
Обеспечение качества конечной продукции строительства достигается разработкой и осуществлением комплекса взаимосвязанных мероприятий, разрабатываемых на основе изучения условий и факторов для достижения стабильного выполнения требований нормативной документации на этапе формирования фактически достигнутого уровня качества этой продукции.
Поддержание достигнутого уровня качества конечной продукции строительства (послепроизводственная стадия) заключается в разработке и реализации мероприятий, позволяющих сохранить фактически достигнутый уровень качества при эксплуатации объектов в течение заданного периода в определенных условиях.
При этом комплексная система управления качеством строительной продукции должна строиться на следующих основных принципах: системного подхода, стандартизации, комплексного решения задач рационального ограничения, прямой и обратной связи, динамичности, оптимальности, адаптивности к изменяющимся требованиям рынка, интеграции и модульного построения, автоматизации и новых задач.
Таким образом, задачу управления качеством следует сформулировать в следующем виде. Системе управления необходимо обеспечить качество строительной продукции полностью удовлетворяющей требованиям технических норм (устанавливаемых в соответствии с требованиями региона, например, требованиями на повышенную сейсмостойкость) при минимальных затратах на ее реализацию, а также обеспечить экономические нормы качества в соответствии с требованиями потребителей на каждом сегменте рынка. Следовательно, для решения поставленной таким образом задачи необходимо сформулировать критерий качества, определяющий достижение общих для всех сегментов рынка обязательных технических норм качества в заданном регионе при минимальных затратах, а также
критерии, отражающие экономические нормы, обеспечивающие качество в соответствии с требованиями потребителей на каждом сегменте рынка строительной продукции.
При этом для объективной оценки качества строительной продукции необходимо на каждом предприятии создать службу контроля качества, к функциям которой относятся осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного контроля. На основе этой информации можно управлять процессом обеспечения нормативных значений показателей качества в соответствии с ситуацией, сложившейся в проблемной среде и отражающей состояние всех участников строительного производства (заказчика, подрядчика, поставщиков, финансовых структур и т.д.). Для этого, прежде всего, следует установить нормативы обеспечения качества в соответствии с требованиями потребителя, определить причину возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения и выявить конкретных виновников появления дефектов. Поле этого сформировать программу мероприятий, направленных на устранение выявленных отклонений.
Литература:
1. Сергеев С.К., Теличенко В.И., Колчунов В.И. и др. Менеджмент систем безопасности и качества в строительстве. М.: Издательство АСВ, 2000. - 570 стр.
2. Лукманова И.Г. Менеджмент систем качества в строительстве. М.: МГСУ, 2001. - 263
3. Проблемы и задачи геоэкологической безопасности строительства / Теличенко В.И. / / Пром. и гражд. стр-во. 2008. № 11.
Literature:
1. Sergeev S.K., Telichenko V.I., Kolchunov V.I. and others. Management of the systems of safety and quality in construction. M.: Publishing house of the DIA 2000. - 570 p.
2. Lukmanova I.G. Management of quality systems in construction. M.: MGSU, 2001. - 263 p.
3. Problems and tasks of geo-ecological safety of construction / Telichenko V.I. / / Industrial
and civil construction. 2008. no.11.
Ключевые слова: качество продукции, система управления качеством строительной продукции, факторы качества, оптимальное качество, процесс управления качеством, методы управления качеством.
Keywords: product quality, the quality management system of the construction products, quality factors, optimum quality, quality management process, methods of quality control.
129347 Москва Ярославское ш.26 каб.315 УЛК (495)287-49-19 доб.3088 katnej@mail.ru
Рецензент Горшков Р.К., д.э.н., профессор, зав.кафедрой «Коммерция» МИКХиС.