УДК 69.003.658.152:658.62
Мелехин Владимир Борисович
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
Россия, Махачкала1 Заведующий кафедрой вычислительной техники Доктор технических наук, профессор Почетный работник науки и техники Российской Федерации
E-Mail: pashka1602@Rambler.ru
Магдиев Абакар Шихабудинович
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
Россия, Махачкала Докторант Кандидат экономических наук E-Mail: pashka1602@Rambler.ru
Оптимальное планирование объемов производства строительной продукции с различным уровнем качества
на заданном сегменте рынка
1 367009, г. Махачкала, ул. Загородная, дом 26
Аннотация. В статье рассматривается один из подходов организации планирования оптимальных объемов строительного производств различной по уровню качества строительной продукции в соответствии с различными требованиями потребительского рынка.
Показано, что одним из основных факторов, сдерживающих эффективное планирование качества строительной продукции, является отсутствие показателей, позволяющих учитывать при планировании полезные свойства возводимых объектов и объективно оценивать эти свойства с позиций требований потребителя. Для устранения данного недостатка выбор показателей качества продукции рекомендовано проводить с их ориентацией на конечную цель строительного производства.
Далее отмечено, что объемы используемой информации и ее качество определяют достоверность планирования и реалистичность выполнения сформированных планов в будущем. Поэтому в работе большое внимание уделяется содержанию информационного обеспечения различных этапов процесса планирования.
На основании полученных в работе методические положений сформулированы две экономико-математической модели оптимального планирования. Первая модель позволяет оптимизировать планируемые объемы различных видов строительной продукции. Вторая модель позволяет определить такие объемы производства продукции, имеющей различное соотношение между ценой и качеством, которые позволяют минимизировать затраты и риски.
Ключевые слова: строительное производство; качество продукции; оптимальное соотношение цены и качества; оптимальные объемы производства; планирование качества; управление качеством.
Идентификационный номер статьи в журнале 68БУЫ414
К одной из основных функций эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства следует отнести планирование, которое требует разработки и совершенствования методологических и методических основ реализации, с учетом изменений происходящих в экономической среде строительного предприятия.
Необходимость постоянного совершенствования процесса планирования с целью обеспечения требуемого уровня качества строительной продукции объективно вызвана следующими отрицательными последствиями ее низкого значения[1,2]:
• дополнительными затратами, связанными с перерасходом строительных материалов, дополнительной загрузкой строительной техники и общественного труда в процессе устранения брака;
• потерей конкурентоспособности продукции, следовательно, и конкурентоспособности всего предприятия в целом, что, в свою очередь, приводит к потере заказчиков и объемов производства;
• дополнительными затратами на послепродажное обслуживание строительной продукции с низким качеством.
Рассмотрим общие проблемы оптимального планирования объемов строительного производства [3] с позиции обеспечения требуемого уровня качества промежуточной и конечной строительной продукции.
Одним из основных факторов, сдерживающих эффективное планирование качества строительной продукции, является отсутствие показателей, позволяющих учитывать при планировании полезные свойства объектов и объективно оценивать эти свойства с позиций требований потребителя[4]. Для устранения данного недостатка выбор показателей качества продукции следует проводить с их ориентацией на конечную цель строительного производства, которая сводится к определению сроков своевременного ввода в эксплуатацию объектов с запланированным уровнем качества при минимальных затратах. Это требует установки на каждом сегменте рынка требуемого уровня качества в соответствии с покупательской способностью потребителей [5] и порядка его отражения в деятельности всех участников процесса управления качеством производимой продукции. Следует отметить, что значения показателей качества производимой продукции обычно привязывается к производственному плану строительного предприятия.
Учитывая достаточно длительный период возведения объектов, планирование требуемого уровня качества продукции должно учитывать следующие основные факторы: ограничения на стоимость ресурсов, меняющуюся во времени; спонтанности и неопределенности закономерностей экономической среды и тенденций ее развития. Следовательно, для учета отмеченных выше факторов планирование должно быть адаптивным, т.е. предусматривать возможность корректировки принятых в плане показателей, проводимой в соответствии с изменениями, происходящими в экономической среде[6]. При этом важным становится наличие информации необходимой для планирования и корректировки сформированных планов, а также наличие альтернативных путей изменения плановых заданий связанных с корректировкой исходного плана.
Объемы используемой информации и ее качество определяют достоверность планирования и реалистичность выполнения сформированных планов в будущем. Следовательно, необходимо иметь в виду, что различные показатели имеют разную достоверность и могут прогнозироваться с разной степенью точности. Необходимо учитывать и то, что с увеличением длительности планового периода достоверность знаний, как
относительно ресурсов, которыми предприятию необходимо обладать в будущем, так и относительно результатов их использования, существенно снижается[7].
Для построения эффективных планов, обеспечивающих требуемый уровень качества производимой строительной продукции необходимо иметь типовую методику адаптивного планирования, определяющую порядок формирования планов каждого этапа и всего строительного производства в целом. В общем случае такая методика должна предусматривать следующие организационные и методические аспекты[2]:
• планирование должно быть многоцелевым и оптимальным (эффективным). В качестве основных целей (критериев оптимальности) можно принять увеличение получаемой прибыли, рост объемов производства строительной продукции без снижения требуемого качества и минимизацию издержек производства с учетом потенциальных возможностей строительного предприятия и ограниченном спросе на различные по стоимости и виды строительной продукции на выбранном сегменте рынка;
• формируемые планы должны быть восприимчивы к различным корректировкам, т.е. предусматривать возможность перестраиваться в случае необратимых изменений экономической среды строительного предприятия;
• иметь органическое единство и сбалансированность с производственными планами, планами повышения качества строительной продукции и планами развития строительного предприятия;
• совершенствование организации управления строительным производством путем сетевой организации связей между функциональными и производственными подразделениями на базе корпоративной вычислительной сети и путем создания проблемно-целевых групп управления качеством для расшивки узких мест[8];
• комплексное планирование, обеспечивающее требуемый уровень качества строительной продукции в соответствии с требованиями и возможностями потребителей;
• непротиворечивость, взаимосвязь и сбалансированность плановых показателей производства и обеспечения требуемого уровня качества производимой строительной продукции на всех этапах производственного процесса;
• классификацию и аттестацию строительной продукции по категориям качества и соответствующей стоимости на выбранном сегменте рынка.
Особое внимание в процессе планирования необходимо уделять вопросам балансированности краткосрочных и среднесрочных планов строительства с имеющимися у строительного предприятия возможностями. Сбалансированности планов требует размещение заказов на закупку всех требуемых для их реализации ресурсов на весь период строительства. При этом важно, чтобы необходимые по качеству материальные ресурсы, приобретались и выделялись на основе данных проектно-сметной документации принятых к производству подрядных проектов. Особое значение в этом случае приобретает также стандартизация качества выполнения подрядных работ и унификация элементов возводимых объектов, которые должны обеспечиваться еще на стадии проектирования строительных объектов.
Планирование необходимого уровня качества товарной продукции и стандартизация строительного производства требует проведения ее эффективной аттестации для обеспечения обязательных нормативных требований качества (минимально-необходимого уровня качества, не учитывающего рыночные требования). При этом порядок и способ аттестации каждого этапа строительного производства целесообразно выделить отдельно и назначить ответственных лиц, принимающих решения по их оценке.
Следующим направлением, позволяющим улучшить планирование качества строительства и обоснованность его планов, является введение отчетности по качеству и затратам, связанным с переделками и доведением продукции строительства до соответствия утвержденным в договоре на подряд нормативам и дополнительным к ним требованиям заказчика. Необходимо в этом случае обеспечить и ответственность на всех уровнях управления производством за отклонение от установленных норм и образование брака.
Оптимизация же конкретных требований выполняется в основном за счет производства продукции оптимальной по цене и качеству для каждого сегмента рынка. Для решения данной задачи используются следующие данные: оценка требования потребителей, объем платежеспособного спроса на продукцию заданного качества, экономический эффект, оптимальные значения показателей качества промежуточной и конечной строительной продукции.
При решении задачи оптимального планирования объемов производства с требуемым уровнем качества возводимых объектов необходимо также установить и обосновать экономические, производственно-технические и социально-экономические ограничения, вытекающие из условий экономической среды и возможностей строительного предприятия. Исходными данными для решения данной задачи являются:
• имеющиеся у строительного предприятия технические возможности, обеспечивающие эффективную реализацию конкретных требований потребителей;
• ограничения, вытекающие из материальных и финансовых возможностей предприятия и его производственного плана;
• ограничения на платежеспособный спрос потребителей;
• риски, связанные с изменением спроса на товарную продукцию определенной цены и качества;
• специальные и социальные требования, предъявляемые к качеству продукции.
Таким образом, при решении оптимизационных задач планирования необходимо учитывать, что на спрос строительной продукции оказывают влияние такие факторы, как уровень жизни населения, предпочтительная очередность в строительстве тех или иных проектов, мода, конъюнктура рынка и т.д. Под воздействием указанных факторов изменяется объемы спроса на тот или иной вид строительной продукции, что, в свою очередь, оказывает влияние на выбор технических способов реализации конкретных требований ее потребителей.
Основной экономической задачей обеспечения требуемого качества является также оценка получения возможных экономических результатов в зависимости от стоимости выбранных способов удовлетворения конкретных потребностей. Для решения этой задачи требуется следующая информация:
• о наличии альтернативных технических способах, позволяющих обеспечить конкретные требования потребителей;
• затраты, связанные с реализацией различных технических способов удовлетворения потребностей;
• экономический эффект, с которым реализуются сравниваемые альтернативные варианты решения задачи.
Необходима также оценка результатов реализации сформированных планов, с оптимальным уровнем качества строительной продукции, предназначенная для отражения реальных экономических результатов, получаемых при выпуске продукции требуемого качества в конкретных условиях (конкретный класс потребителей на выбранном сегменте рынка) ее потребления с учетом допустимой их корректировки . Входная информация, используемая для решения этой задачи включает: данные о дополнительных затратах, связанных с выпуском продукции с повышением требуемого качества, соотношение прироста рыночной стоимости к затратам на производство продукции выше требуемого качества.
Таким образом, чтобы достичь наиболее значительных результатов в управлении качеством строительной продукции планирование должно быть адаптивным и оптимальным, а также опираться на проведение и результаты глубоких маркетинговых исследований с целью определения и удовлетворения спроса различных классов потребителей на выбранном сегменте рынка.
Приведенные выше методические положения позволяет сформулировать в постановочном разрезе экономико-математическую модель оптимального планирования объемов производства с заданным уровнем качества на выбранном сегменте рынка в следующей редакции:
1. Допустим на заданном сегменте рынка, имеется n классов потребителей, для которых установлено оптимальное соотношение цены и качества востребованной им строительной продукции. Требуется с учетом ограничений на имеющиеся у предприятия ресурсы и потенциальные производственные возможности найти такое количество проектов k для каждого i-го класса потребителей, i=1,n, в соответствии с выявленными ограничениями на объемы спроса k , которое позволяет предприятию получить максимально возможную прибыль (П) при заданных ограничениях:
n
П = Z ciki ^ max, (1)
i=1
n n
Z Рукг < P ЗАД , k ^ k,NiD , Z Pj ^ Р-ЗАД , j = 1 d , i=1 i=1
где Ci - прибыль, получаемая предприятием при производстве одного объекта для i-го класса потребителей; p-- потребности в j-том виде материальных ресурсах (в денежном выражении), необходимые для производства одного объекта для i-го класса потребителей; Р-зад - имеющийся в распоряжении предприятия j -й вид материальных ресурсов (в денежном выражении).
2. В более общей постановке задача (1) может быть сформулирована следующим образом. Пусть строительное предприятие способно на выбранном сегменте рынка производить m= n типов строительных проектов Xi, i = 1,n, имеющих различное соотношение
цена аи качества я ,1 = 1,п. Другими словами предприятие может спланировать производство продукцию для различных к1-х классов потребителей на выбранном сегменте рынка.
Необходимо найти такое количество объектов V* , 1=1,п для каждого 1-го класса потребителей, чтобы получить максимальную прибыль при минимальном риске, связанном со снижением спроса в период ее производства. Для решения этой задачи необходимо спрогнозировать и определить спрос на рынке по каждому типу проектов V** , 1=1,т и ограничить согласно этому спросу количество планируемых в производство объектов данного типа, т.е. должно выполняться граничное условие VI < V**. Необходимо также определить объемы ресурсов, требуемых для реализации каждого типа проектов по всем основным позициям и ограничить их сверху с учетом имеющихся у предприятия средств. Установить и минимизировать риски Ъ*, связанные со снижением спроса для каждого типа проектов.
Для обеспечения свойства адаптивности формируемого таким образом плана необходимо периодически или по мере изменения условий функционирования определять изменения спроса V* на рынке по каждому типу проектов и проводить перерасчет сформированного плана производства строительной продукции с учетом полученных значений спроса и рисков, связанных с реализацией различных проектов.
При этом в качестве основных критериев оптимальности при планировании объемов производства для различного класса потребителей можно использовать следующие критерии:
п
Ё1 =Х агУг ^ т[п ;
г=1
п
Ё 2 =Х ЬгУг ^ т[п ; (2)
г=1
п
Кз =Х С*¥ * ^ тах
г=1
где К1 - суммарные затраты, связанные с производством различных по качеству проектов;
К2 - суммарные риски, связанные со снижение покупательской способности клиентов в заданном классе потребителей;
Кз - суммарная прибыль, получаемая от реализации различных по качеству проектов;
Ь - риски, связанные со строительством проекта 1 типа.
Следует отметить, что совместное решение оптимизационных задач (1) и (2) позволяет получить оптимальные объемы производства каждого вида подрядных проектов с учетом потенциальных возможностей строительного предприятия и спроса потребителей.
Таким образом, необходимо спланировать такие объемы производства по каждому типу проектов V*, *= 1,п при заданных ограничениях, при которых минимизируются затраты и риски, а прибыль принимает максимально возможное значение. При этом результаты полученных расчетов основных плановых показателей могут пересматриваться по мере изменения условий экономической среды с учетом еще не начатых объемов производства и возможностей перевода строящихся объектов из одного класса потребления в другой, например, при снижении спроса на рынке на различные типы проектов. Это придает сформированному плану свойство адаптивности, т.е. возможности приспосабливаться к нестабильным условиям рынка.
Учитывая финансовые возможности С строительного предприятия и определяя значением средних суммарных рисков Ъг [9], задачу (2) можно свести к следующей задаче линейного программирования:
п
К3 = X РгУг ^ ^ ;
г=1
п п
Е! = XагУг < N; Е2 = X< Вд; у < у*,
1=1 1=1
В заключение следует отметить, что следующей основной проблемой, на которую следует обратить внимание при создании системы управления качеством строительной продукции, является проведение эффективных маркетинговых исследований, обеспечивающих службу планирования всей необходимой для принятия решений информацией о состоянии окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брячихин А.М. Управление качеством продукции строительства /[текст] А.М. Брячихин. - М.: Стройиздат, 1989. - 230 с.
2. Мишин В.М. Управление качеством /[Текст] В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005. - 463 с.
3. Магдиев А,Ш. Совершенствование процессов планирования и регулирования качества строительной продукции /[Текст] А.Ш. Магдиев // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. №1. С.187-191.
4. Магдиев А.Ш. Разработка методики оперативной оценки и регулирования качества строительно-монтажных работ /[Текст] А.Ш. Магдиев, З.Ш. Абдулова // РИСК. - 2012. -№1. С.589-593.
6. Магдиев А.Ш. Разработка методических основ адаптивного управления качеством строительной продукции /[Текст] А.Ш. Магдиев // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. №4. С.273-280.
5. Магдиев А.Ш. Оптимальное управление качеством строительной продукции в процессе производства/[Текст] А.Ш. Магдиев // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. №1. С.204-290.
7. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства/ [Текст] В.З. Черняк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 623 с.
8. Азаев М.Г. Формирование виртуальной системы управления ассоциацией малых строительных предприятий/[Текст] М.Г. Азаев, М.Э. Эрцалов, В.Б. Мелехин // Экономика строительства. 2006. №5. С. 43-52.
9. Абдурахманов Д.Б. Методика интегральной оценки инвестиционных рисков строительного предприятия с нечеткой логикой обработки экспертных данных/[Текст] Д.Б. Абдурахманов, Р.М. Дуллуева, В.Б. Мелехин В.Б. // Экономика строительства. 2014. №4. С.34-39.
10. Мелехин В.Б. Организационно-экономические аспекты эффективного управления качеством строительной продукции в процессе производства // Науковедение (электронный научный журнал). 2014. №2 (21). [Электронный ресурс] В.Б. Мелехин, А.Ш.Магдиев. Режим доступа: http: // naukovedenie. ru, / PDF/81tvn514pdf, свободный. Загл. с экрана. - 12 с.
Рецензент: Кобзаренко Дмитрий Николаевич, зав. лаб. информационных систем в энергетике, доктор технических наук, ФГБНУ «Институт проблем геотермии» ДНЦ РАН.
Vladimir Melekhin
«Dagestanskiy state technical university» Russia, Makhachkala. E-Mail: pashka1602@Rambler.ru
Abakar Magdiev
«Dagestanskiy state technical university» Russia, Makhachkala E-Mail: pashka1602@Rambler.ru
Optimum planning of construction products output with different levels of quality on the given market segment
Abstract. The article considers one approach on planning organization of the economic volumes of building output with construction products having the various levels of quality in accordance with the different requirements of the consumer market.
It is shown that the lack of indices which allow one to consider when planning the useful properties of works and objectively evaluate these properties from the standpoint of customer requirements is one of the main factors hindering the effective planning of construction products quality. To overcome this problem, the choice of products quality indices is recommended to perform with their orientation to the ultimate objective of building production.
Further it is noted that volumes of information used and its quality determine the accuracy of the planning and feasibility of the generated plans realization in the future. Therefore, in the course of the work a lot of attention is paid to the content of information support for the various stages of planning process.
On the basis of methodological provisions obtained in the course of work there were formulated two economic-mathematical models of the optimal planning. The first model permits one to optimize the planned volumes for the various types of construction products. The second model allows us to determine the outputs of these products, having a different price - quality ratio which minimize expenses and risks.
Keywords: construction production; product quality; optimum price - quality ratio; economic volume of output; quality planning; quality management.
Identification number of article 68EVN414
REFERENCES
1. Brjachihin A.M. Upravlenie kachestvom produkcii stroitel'stva /[tekst] A.M. Brjachihin. - M.: Strojizdat, 1989. - 230 s.
2. Mishin V.M. Upravlenie kachestvom /[Tekst] V.M. Mishin. - M.: JuNITI - DANA, 2005. - 463 s.
3. Magdiev A,Sh. Sovershenstvovanie processov planirovanija i regulirovanija kachestva stroitel'noj produkcii /[Tekst] A.Sh. Magdiev // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2013. №1. S.187-191.
4. Magdiev A.Sh. Razrabotka metodiki operativnoj ocenki i regulirovanija kachestva stroitel'no-montazhnyh rabot /[Tekst] A.Sh. Magdiev, Z.Sh. Abdulova // RISK. -2012. -№1. S.589-593.
6. Magdiev A.Sh. Razrabotka metodicheskih osnov adaptivnogo upravlenija kachestvom stroitel'noj produkcii /[Tekst] A.Sh. Magdiev // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2012. №4. S.273-280.
5. Magdiev A.Sh. Optimal'noe upravlenie kachestvom stroitel'noj produkcii v processe proizvodstva/[Tekst] A.Sh. Magdiev // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2013. №1. S.204-290.
7. Chernjak V.Z. Jekonomika stroitel'stva i kommunal'nogo hozjajstva/ [Tekst] V.Z. Chernjak. - M.: JuNITI-DANA, 2003. - 623 s.
8. Azaev M.G. Formirovanie virtual'noj sistemy upravlenija associaciej malyh stroitel'nyh predprijatij/[Tekst] M.G. Azaev, M.Je. Jercalov, V.B. Melehin // Jekonomika stroitel'stva. 2006. №5. S. 43-52.
9. Abdurahmanov D.B. Metodika integral'noj ocenki investicionnyh riskov stroitel'nogo predprijatija s nechetkoj logikoj obrabotki jekspertnyh dannyh/[Tekst] D.B. Abdurahmanov, R.M. Dullueva, V.B. Melehin V.B. // Jekonomika stroitel'stva. 2014. №4. S.34-39.
10. Melehin V.B. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty jeffektivnogo upravlenija kachestvom stroitel'noj produkcii v processe proizvodstva // Naukovedenie (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). 2014. №2 (21). [Jelektronnyj resurs] V.B. Melehin, A.Sh.Magdiev. Rezhim dostupa: http: // naukovedenie. ru, / PDF/81tvn514pdf, svobodnyj. Zagl. s jekrana. - 12 s.