I/I.M. Савельева, A.B. Полетаев ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО MHEH/Я B США:
ЧТО ДУМАЮТ АМЕР/КАНЦЫ О РЕЛ/Г//, ПОЛ/Т/КЕ, МОРАЛ/, ПРАВАХ / СВОБОДАХ, ТЕХН/ЧЕСК/Х НОВШЕСТВАХ...
Для изучения ценностей и установок, разделяемых рядовыми американцами, мы использовали результаты нескольких специальных обследований, проводившихся в 1990-е годы, а также отдельные вопросы, включавшиеся в американские социологические исследования в последние 15 лет. Естественно, что у опросов много очевидных минусов и ограничений, но, к сожалению, это практически единственный источник сведений об обыденных представлениях.
Главный недостаток опросов состоит в том, что в них в лучшем случае выявляются только конечные результаты, но механизм формирования тех или иных представлений с их помощью не обнаруживается. Критический настрой часто вызывают уже сами формулировки вопросов, задаваемых респондентам. Обычно, как бы ни старались быть объективными организаторы опроса, респондентам все равно навязывается некоторое мнение как в формулировке вопроса, так и в наборе предлагаемых вариантов ответа. Наконец, существует проблема надежности результатов. В США уже примерно 20 лет опросы проводятся в основном по телефону (ранее они проводились путем личного интервью). Между тем около 10% населения США проживают в домохозяйствах, в которых нет домашнего (стационарного) телефона, а в некоторых социальных группах (прежде всего малообеспеченных) этот показатель гораздо выше.
В последние годы получают распространение опросы по Интернету в режиме online (например, в социологической службе Хэрриса создано соответствующее специальное подразделение — Harris Interactive). Хотя при проведении интернет-опросов применяется ряд технических приемов, призванных уменьшить возможные смещения результатов (вплоть до предоставления компьютеров и подключения к сети респондентов, попавших в выборку, но не пользующихся Интернетом), полностью избежать смещений здесь пока не удается, и мы старались минимизировать использование данных, полученных в режиме online.
Естественно, мы вообще не используем результаты, полученные путем свободного голосования, будь то телефонные звонки на радио и телевидение или электронное голосование на интернет-сайтах (хотя тематика таких нерепрезентативных опросов бывает порой весьма интересной).
Репрезентативные общенациональные выборки в США в последние 10-15 лет обычно составляют 1200, 800 или 600 человек при численности взрослого населения (18 лет и старше) около 200 млн. человек. Ошибка выборки (при 95% вероятности) оценивается, соответственно, в 3, 4 и 5 процентных пунктов.
САВЕЛЬЕВА Ирина Максимовна — доктор исторических наук, ординарный профессор, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ.
ПОЛЕТАЕВ Андрей Владимирович — доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ, заведующий сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН.
"Мы верим в Бога"
(In God We Trust)
Путешествовавший по Новому Свету в начале 1830-х годов Алексис де Токвиль в хрестоматийной работе "Демократия в Америке" (эта работа, кстати, включена в американские образовательные программы) писал: "Америка остается той частью света, где христианская религия в наибольшей степени сохранила подлинную власть над душами людей. И эта страна, где религия оказывает в наши дни наибольшее влияние, является в то же время самой просвещенной и свободной" [1].
Как и многие другие наблюдения Токвиля, его рассуждения о роли религии в США по-прежнему актуальны и на уровне констатаций, и в свете предложенных им объяснений. Религиозность по сей день остается важнейшей составляющей американского образа жизни. Так, подавляющее большинство современных американцев (92%) заявляют, что верят в Бога. Впрочем, американцы вообще много во что верят — в ангелов (78%), чудеса (82%), рай (85%) и ад (74%), дьявола (71%), НЛО (34%), реинкарнацию (25%), ведьм (24%) и прочее. На эту тему проводится множество опросов, но они не имеют прямого отношения к нашему исследованию. Существенно подчеркнуть, однако, широкое распространение верований прежде всего в христианские символы (Бог, ангелы, дьявол, рай, ад, чудеса), в 2-3 раза превышающее степень распространения нехристианских верований (НЛО, астрология, реинкарнация, привидения, ведьмы).
Согласно опросам Гэллапа за 1980-2006 гг., 82-86% американцев утверждают, что религия занимает важное место в их жизни (в том числе 55-58% американцев заявляют, что религия играет в их жизни очень важную роль). Не более 15% респондентов говорят, что религия не очень важна для них, или затрудняются с ответом.
Подавляющее большинство американцев (81-83%) считают себя христианами. По данным опросов Гэллапа за 2005 г., о другой религиозной принадлежности заявляют только 5%, и всего 10% называют себя атеистами или агностиками.
Ответы на вопросы о религиозности подтверждаются и данными о посещении церкви. Согласно регулярно проводимым опросам Гэллапа, около 60% американцев посещают церковь или синагогу не реже одного раза в месяц (в том числе примерно 33% — не реже одного раза в неделю), еще 27% ходят в церковь изредка и только 13% — никогда.
Опрос службы Хэрриса (2000 г.) показывает, что в спасение (survival) души после смерти верят примерно 85% американцев, в том числе 64% верят, что после смерти попадут на небеса, т.е. по сути считают себя праведниками, 5% рассчитывают на чистилище, и лишь 1% относит себя к закоренелым грешникам, которых ждет ад. Впрочем, 16% все-таки полагают, что их спасенная душа окажется "где-то еще" (somewhere else).
Согласно опросу Time/CNN (2002 г.), 59% американцев верят в конец света, предсказанный в Откровении Иоанна Богослова, причем 17% респондентов думают, что станут очевидцами этого события. По данным опроса Newsweek (1999 г.), 40% полагают, что конец света произойдет в соответствии с библейским описанием Армагеддона — битвы между Иисусом и Антихристом, в том числе 18% думают, что это случится при их жизни.
Столь высокий уровень религиозности, возможно, объясняет неудовлетворенность американцев значением религии в стране (им хотелось бы, чтобы присутствие религии было еще более ощутимым). По данным опросов FOX News/ Opinion Dynamics, проводившихся в 1996-2003 гг., примерно 70% респондентов устойчиво считают, что роль религии в жизни большинства населения "слишком мала".
Уверенность большинства американцев в недостаточной роли религии в жизни нации сочетается с убежденностью в сохранности христианских устоев в США. По опросам журнала Newsweek в 1998 г., 59% респондентов были убеждены, что американское общество в целом воплощает христианские ценности и дух Христа, в том числе 10% считают, что общество "очень близко" к ним и 49% — что "достаточно близко" (24% ответили "не слишком близко"; 9% — "совсем не близко" и 8% затруднились с ответом). В 2002 г. 45% респондентов заявили, что США является христианской или библейской страной/государством (nation). Столько же — 45% — называют Америку светским государством, 10% затрудняются с ответом. И это при том, что по Конституции, которую американцы очень чтят, США — светское государство!
Согласно опросам CNN/ USA Today/ Gallup, большинство американцев, уверены, что религия в целом теряет свои позиции в обществе. Оставляя в стороне краткосрочные колебания, в течение последних 10 лет в среднем 57-58% респондентов устойчиво отвечают, что влияние религии на американскую жизнь уменьшается, и только 36-39% полагают, что оно возрастает.
Высокий уровень религиозности (прежде всего христианской) предопределяет важность моральных ценностей, в основном консервативно-традиционного характера. В одном из опросов Гэллапа, проведенном в 1986 г., респондентам предложили оценить свои установки в вопросах, касающихся секса, морали, семейной жизни и религии по шкале, градуирующей 7 степеней — от "очень традиционных, старомодных" ценностей до "очень либеральных, современных". К приверженцам "очень традиционных, старомодных" принципов отнесли себя 24% ответивших, на другом полюсе оказалось только 5%. Примечательно, что подавляющее большинство — 54% респондентов — сосредоточились в верхней, условно говоря, более консервативной, части шкалы (рис. 1).
Рисунок 1.
«Некоторые люди являются приверженцами очень традиционных ценностей в таких вопросах, как секс, нравственность, семейная жизнь и религия. Если 1-й характеризует носителя очень традиционных, старомодных ценностей, а 7-й характеризует приверженца очень либеральных, современных взглядов на эти проблемы, где Вы поместили бы себя на этой шкале?», 1986 г.
"Десять заповедей" (The Ten Commandments)
25 -
20 -
10 -
15 -
0
5 -
7
6
5
4
3
2
Очень
либеральные,
современные
Нейтрал ьные/НЗ
Очень
традиционные,
старомодные
После короткого всплеска либеральных настроений в 1960-1970-е годы в последние десятилетия приверженность консервативным взглядам усиливается, что хорошо видно, например, по данным ежегодно проводимых опросов первокурсников университетов и 4-летних колледжей (табл. 1).
Если в 1970 г. 79% первокурсников видели свою цель в поисках смысла жизни, то к 2004 г. их доля плавно снизилась до 42%, да и интерес к политике упал с 57% до 34% респондентов. Зато в жизненных ориентациях этой категории молодежи на первое место с 1990 г. выходит материальное преуспевание — к этой цели стремятся уже 73% против 36% в 1970 г. Таким образом, соотношение озабоченных собственным финансовым благополучием и занятых постижением смысла жизни становится прямо противоположным. Интересно, что в политических ориентациях молодежи столь радикальных сдвигов не произошло: подавляющая часть первокурсников заявляют о центристских (или, скорее, нейтральных) позициях. Но все-таки доля тех, кто относит себя к либералам, с 1980-х годов понизилась на 10 и более процентных пунктов по сравнению с 1970 годами, а доля консерваторов немного повысилась. Этот сдвиг в жизненных и политических ориентациях сказался, в частности, на отношении к правовым нормам, которые традиционно служат индикатором "либеральности" (легализация абортов, марихуаны и отмена смертной казни). Из таблицы видно, что доля сторонников этих норм заметно сократилась, причем перелом в позициях зафиксирован уже в 1980 г. Тогда же резко увеличилась и доля озабоченных финансовым благополучием, правда, для части из них такой "материализм" еще не означает утраты идеализма.
Материалы опросов позволяют констатировать конфликт между "традиционными" и "новыми" ("политкорректными") ценностными установками и расклад сил в этом конфликте. В 1999 г., по опросу NBC News/Wall Street Journal, соотношение сторонников "старых" и "новых" установок составляло 2:1 (60% против 29%), но оно, видимо, медленно меняется в пользу последних. Естественно, что какая-то часть американцев пытается примирить "консервативные" и "либеральные" ориентации между собой.
В результате активного утверждения ряда новых ценностей, связанных с повышением уровня толерантности, признанием прав "других" или "меньшинств" в
Таблица 1.
Характеристики установок первокурсников американских университетов и 4-летних колледжей, %
Характеристики 1970 19B0 1990 2000 2004
Политическая ориентация Либерал З6 21 2б 2б 26
Центрист 4З б7 б2 б2 46
Консерватор 17 19 21 19 22
Личные цели (% «очень важная» или «первоочередная») Добиться хорошего финансового положения З6 6З 72 7З 74
Обрести осмысленную жизненную философию 79 6З 46 42 42
Идти в ногу с политическими событиями б7 4б 47 28 З4
Установки %% «одобряю» или «решительно одобряю») Отменить смертную казнь б9 Зб 2З З1 ЗЗ
Легализовать марихуану 41 З7 19 З4 З7
Узаконить аборты 86 б4 66 б4 б4
Political orientation [list]. Personal objectives [list]. Attitudes [list]. Annual surveys of first-time full-time freshmen in 4-year colleges and universities (The American Freshman: National Norms (Annual). TheHigher Education Research Institute, University of California, Los Angeles, CA). ^t. no: Statistical Abstract 2006, Table 272.
самых разных областях (религиозной, культурной, сексуальной и т.д.), представления о морали у американцев оказываются довольно специфическими. Например, по данным опроса Гэллапа (2006 г.), только 15% ответивших считают морально приемлемым самоубийство, но при этом 50% признают моральность самоубийства, осуществляемого с помощью врача. Только 4% считают морально допустимыми сексуальные связи между женатыми мужчинами и замужними женщинами, но при этом 44% не находят аморальными гомосексуальные отношения.
Хотя для американцев характерны высокие нравственные стандарты, они не думают, что в стране с моралью все замечательно. Это напоминает ситуацию с оценкой религии и может свидетельствовать как о зазоре между оценкой собственной и "общественной" морали, так и о неустанном стремлении к идеалу.
По данным опроса Гэллапа, общее положение дел с нравственностью в стране американцы ранжировали в 2006 г. следующим образом: "отличное или хорошее" — 14%, "удовлетворительное" — 45%, "плохое" — 42%. (В принципе, такие оценки можно интерпретировать и как показатель высокого уровня нетерпимости значительной части американцев к либеральным нравам своих сограждан.)
Интересно, что в области нравственности у американцев не наблюдается чувства "национального" превосходства, по крайней мере это не просматривается в опросах. В опросе 1999 г., организованном Shell Oil Company, был задан вопрос: "Что вы думаете в целом об американских моральных стандартах в сравнении с другими странами? Относятся ли американские моральные стандарты к самым высоким, выше средних, средним, ниже средних или самым низким?". В итоге 55% ответивших оценили моральные стандарты американцев как средние, а к самым высоким и самым низким их отнесли, соответственно, 6% и 7% (рис. 2).
Если говорить об оценке американцами тенденций в области морали и нравственности, то подавляющее большинство (70-80%) устойчиво считают, что состояние морали в обществе ухудшается как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане (по крайней мере в последние 100 лет). И только от 10% до 20% респондентов полагают, что состояние морали в обществе, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, улучшается. О таком соотношении массовых
Рисунок 2.
«Как Вы оцениваете американские моральные стандарты по сравнению с другими странами?», 1999 г.
60 п
Среди самых Ниже средних Средние/НЗ Выше средних Среди самых низких высоких
представлений свидетельствует большое число опросов, дающих достаточно объективный результат. Впрочем, мотив "упадка нравов" — один из самых навязчивых в партитуре человеческой истории, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что он отчетливо звучит в американском общественном мнении.
"Неотчуждаемые права" (Unalienable Rights)
Система ценностей в США очень специфична и, на первый взгляд, противоречива. Сегодняшняя американская реальность уходит корнями в свое, по историческим меркам хоть и недолгое, но все же более чем двухвековое прошлое. На фоне секуляризации массового сознания в Европе, начавшейся в XVIII в., история США выглядит достаточно уникально. Здесь очень рано развивается процесс демократизации, но он "уживается" с культом религии и религиозной "картиной мира". В европейских странах, где религиозные установки на протяжении последних веков оставались значимыми (таких, например, как Италия или Испания), с демократией очень долго были проблемы.
Судя по исследованиям, религиозность и твердые нравственные стандарты не просто остаются социальным императивом американцев, они по-прежнему лежат в основе политической культуры страны.
Как и религия, политика (выборы, гражданские инициативы, законодательная деятельность и право в целом) занимают очень важное место в сознании американцев. Интерес к политическому процессу закладывается в школе. С этим связана и ориентация исторических представлений на те политические события и личности, с которыми ассоциируются успехи и прорывы в развитии демократии.
Косвенно судить о том, как соотносятся по значимости моральные и политические установки, позволяют данные опроса Гэллапа за 1999 г. Респондентам предъявили список ценностей, которые могут быть предметом обучения в государственной школе, и предложили высказаться по поводу каждой из них: следует или не следует обучать им всех учеников государственных школ в их округе (табл. 2).
На первом месте в этом списке оказывается честность. Далее следуют толерантность и демократия, за ними — моральное мужество, забота о друзьях и членах семьи, патриотизм и "золотое правило нравственности"1. Патриотизм в этом рейтинге занимает лишь шестое место. Примечательно, что воспитывать терпимость по отношению к расово и этнически другим респонденты сочли даже более важным, чем учить демократическим принципам (это не обязательно означает, что расовая толерантность считается более приоритетной, возможно, она считается важной, но недостаточно привитой). В любом случае расовая и этническая терпимость, по результатам опроса, оказывается важнее политической толерантности, а та, в свою очередь, — терпимости к сексуальным меньшинствам. Впрочем, и этому больше половины ответивших тоже считают необходимым учить в школе.
Если говорить о собственно правах и свободах, гарантированных Конституцией США, то, по данным опроса Гэллапа в 2003 г., американцы ранжируют их, с точки зрения своего личного "чувства свободы", следующим образом (в скобках — доля респондентов, считающих данное право "критически важным" для се-
1 "Обращайся с другими так же, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой". С небольшими вариациями в формулировках эта идея появляется в различных культурах в середине I тыс. до н.э. (в Махабхарате, изречениях Будды, у Гомера и Геродота, Конфуция, в Ветхом Завете в Книге Товита). В Новом Завете "золотое правило" упоминается в Нагорной проповеди: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12).
Таблица 2.
«Сейчас я прочитаю Вам список ценностей, которым можно учить в государственных школах. Выскажитесь, пожалуйста, по поводу каждой из них: следует или не следует обучать им всех учеников государственных школ в Вашем округе?», %
Ценности Следует обучать 1 НЗ 2 Не следует обучать 3 Разность (1)-(3) 4
Честность 98 0 2 96
Признание людей иного расового и этнического 94 1 5 89
происхождения Демократия 93 1 6 87
Моральное мужество 90 2 8 82
Забота о друзьях и членах семьи 90 0 10 80
Патриотизм и любовь к родине 89 1 10 79
Золотое правило 87 3 10 77
Признание людей, придерживающихся 72 2 26 46
непопулярных или спорных политических или социальных позиций Воздержание от добрачных связей 68 1 30 38
Признание людей с другими сексуальными 55 3 43 12
ориентациями, а именно: гомосексуалов и бисексуалов Признание права женщин на аборт 47 3 50 -3
I am going to read you a list of different values that might be taught in the public schools. For each one, please tell me whether you think it should be taught, or should not be taught, to all students in the public schools of your community. How about... [list] (Phi Delta Kappa/ Gallup Survey. May 1-30, 1999. Telephone. N = 4189).
бя): 1) право голосовать (60%); 2) свобода вероисповедания (55%); 3) право на свободу слова (52%); 4) право на справедливый суд (52%); 5) право на невмешательство в частную жизнь (47%); 6) право обращаться к правительству с петициями (45%); 7) право на защиту от необоснованных обысков и арестов (40%); 8) свобода печати (36%); 9) право на хранение и ношение оружия (30%).
Право участвовать в выборах, оказавшееся по результатам опроса самым главным атрибутом личной свободы, кажется на первый взгляд куда более формальным правом, чем многие другие. Однако, скорее всего, его высшая приоритетность свидетельствует в пользу развитой политической культуры населения, понимающего, что именно от людей, избранных во власть всех уровней, в огромной степени зависит соблюдение остальных, гарантированных законом прав личности, их защита и развитие. Кроме того, значительная часть Конституции США и последующих поправок к ней посвящена именно системе выборов и избирательным правам, что тоже способствует восприятию этого института как базового в системе демократических ценностей. (Кстати, главное отличие между гражданами США и лицами, проживающими в США, но не имеющими гражданства, состоит именно в праве голоса.)
В отличие от оценки ситуации с моралью и религией, большинство американцев довольны положением с правами и свободами. В 1995 г., по данным опроса Гэллапа, 64% американцев в целом были удовлетворены эффективностью демократии в стране (в том числе 15% — полностью удовлетворены), и только 27% — неудовлетворены (в том числе 7% — полностью неудовлетворены) (рис. 3).
Если в области морали американцам свойственна сдержанная самооценка, то в сфере демократии и прав человека им, напротив, присущи некоторые миссионерские (причем глобальные) установки. Распространение демократии в мире, защиту прав человека, борьбу с бедностью и болезнями они рассматривают как сферу ответственности США. Как пишет американский историк Дэниел Бурстин,
Рисунок 3.
«Насколько Вы удовлетворены эффективностью демократии в стране?», %
60 -|
50 - ______
40 -30 -
20 - -----------------------
10 -
0 -I-----------Т------------Т-----------Т------------Т------------.
Очень Отчасти Нейтрал ьно/НЗ Отчасти Очень
неудовлетворены неудовлетворены удовлетворены удовлетворены
"С самого начала американцам очень не хотелось считать, что их переселение, их территориальные захваты, их дипломатия и их войны не имели высшей цели, и они определяли эту цель как "миссию"... Корни помощи иностранным государствам, Корпуса мира и других многочисленных международных институтов глубоко спрятаны в традициях американского миссионерства" [2. Т. 3. С. 699-700].
По данным опроса Гэллапа в 2005 г., задачи обеспечения прав человека в других странах, помощи в повышении уровня жизни в менее развитых странах, "построение демократии в других странах", хотя и уступают по значимости внешнеполитическим целям, непосредственно связанным с безопасностью США, тем не менее от 30 до 50% американцев считают их "очень важными" (табл. 3).
Помимо "миссионерского" рвения, признание важности "демократических" внешнеполитических задач объясняется вполне прагматическими представлениями о том, что обеспечение национальной безопасности США косвенно зависит
Таблица 3.
«Я собираюсь прочитать Вам список возможных внешнеполитических целей, которые могут преследовать США. Пожалуйста, ответьте по поводу каждой из них, считаете ли Вы ее очень важной задачей внешней политики Соединенных Штатов, в определенной мере важной, не очень важной или совсем не важной», %
Цели внешней политики %
Предотвращение актов международного терроризма 82
Предотвращение распространения ядерного оружия и других средств массового поражения 82
Обеспечение необходимых энергоресурсов 70
Защита безопасности наших союзников 57
Поддержание военного превосходства во всем мире 56
Обеспечение и защита прав человека в других странах 53
Помощь в повышении уровня жизни в менее развитых странах 38
Защита более слабых стран от внешней агрессии 39
Построение демократии в других странах 31
Next, I'm going to read a list of possible foreign policy goals that the United States might have. For each one please say whether you think it should be a very important foreign policy goal of the United States, a somewhat important goal, not too important a goal, or not an important goal at all. [list] (Gallup Poll. February 7-10, 2005. Telephone. N = 1008. MoE = ±3 p.p.).
и от успехов на поприще "демократизации всего мира" и ликвидации бедности. Хотя "построение демократии в других странах" в приведенном рейтинге занимает последнее место, на вопрос "Как Вы считаете, распространение демократии по всему миру существенно для безопасности США или не имеет большого значения для безопасности США?", заданный в ходе опроса Гэллапа в 2005 г., 52% респондентов ответили утвердительно (46% — отрицательно).
Если нравственное состояние нации американцы оценивают достаточно сдержанно, то своими достижениями в области демократии они определенно гордятся и претендуют на роль учителей во всемирном масштабе. В частности, американцы считают уровень личной свободы в США самым высоким в мире. В сравнительных оценках ряда стран с позиции свобод личности, гарантированных их гражданам, сделанных в опросе Гэллапа в 1995 г., по мнению американцев, лидируют США — 8,2 по 10-балльной шкале. (Другие страны американцы оценили следующим образом: Канада — 7,5; Великобритания — 6,8; Мексика — 4,5; Россия — 3,8; Китай — 3,0.)
Американцы очень дорожат своими неотъемлемыми правами и свободами, и реестр этих прав от века к веку пополняется. Во второй половине XX в. главные изменения в этой области произошли в связи с движением за гражданские права. По опросу Pew Research Center (1999 г.), подавляющее большинство опрошенных (84% против 5%, при 11% "воздержавшихся") расценивают движение за гражданские права [чернокожего населения] в XX в. как "изменение к лучшему". При этом в ходе опроса Diageo/Hotline (2006 г.) 37% респондентов оценили нынешнее состояние расовых отношений в США как отличное или хорошее, 43% — как приемлемое или нормальное, и только 17% — как плохое.
Интересны результаты опросов Pew Research Center за 1999 г., задачей которого было определить, как американцы оценивают изменения, происшедшие в жизни разных социальных групп с 1950-х гг. Судя по ответам, почти для всех групп американского общества "жизнь стала лучше, жизнь стала веселее" (табл. 4).
Таблица 4.
«Сейчас я собираюсь зачитать список некоторых групп американцев. По поводу каждой из них скажите, пожалуйста, стала ли она жить лучше или хуже с 1950-х годов.
Стала ли жизнь этой группы американцев лучше или хуже за последние 50 лет?», %
Группы Жизнь стала лучше 1 Без изменений/НЗ 2 Жизнь стала хуже 3 Разность і 4
Женщины 83 8 9 74
Геи и лесбиянки 6i 2в i3 48
Мужчины 5i 3i i8 33
Афроамериканцы 8i i3 в 75
Латиноамериканцы в5 3O 5 6O
Белые мужчины 53 3O i7 3в
Инвалиды 82 iO 8 74
Престарелые граждане 6i i4 25 3в
Дети 4в iO 44 2
Тинейджеры 33 ii 5в -23
Американские рабочие 6O i5 25 35
Американский средний класс 5i 27 22 29
Члены профсоюзов 35 3в 29 в
Фермеры 2O i5 в5 -45
Верующие 4в 34 2O 2в
Now I'm going to read a list of some groups of Americans. For each one, please tell me whether life has gotten better or worse since around i95O.... Has life gotten better or worse for this group of Americans over the past 5O years? [list] (Pew Research Center for the People & the Press Millenium Survey, conducted by Princeton Survey Research Associates. April в - May в, i999. Telephone. N = 7/O (half-sample). MoE = ±4 p.p.).
Так, более 80% американцев считают, что за вторую половину XX в. улучшилась жизнь женщин, афроамериканцев и инвалидов. Примерно 60% полагают, что улучшилась жизнь геев и лесбиянок, выходцев из Латинской Америки, престарелых граждан и рабочего класса. В глазах американского общественного мнения за 50 лет изменилось к худшему положение только двух социальных страт: фермеров и тинейджеров (что касается последней категории, то речь идет прежде всего о проблемах их социализации).
"Изобретай или проиграешь" (Innovate or Lose)
Считается, что демократическое устройство США и приверженность американцев демократии в самых разных ее формах во многом обусловили такую черту американского сознания, как любовь к технике, техническим приспособлениям и усовершенствованиям и, соответственно, прогрессистские установки в технико-экономической сфере. В США, уже после Гражданской войны, начал резко увеличиваться поток технических изобретений, причем изобретений, ориентированных на практику и на потребителей и быстро внедрявшихся в жизнь. Благодаря этому утилитарный подход к технике соединялся с отчетливо выраженным технологическим оптимизмом, и в сознании американцев XX в. исторический процесс размечен и такими вехами, как "усовершенствование упаковки (от бумажного пакета и складной коробки к целлофану, к двойной целлофановой обертке и неизвестно к чему)", автомобиля "(от модели "Т" к ежегодной модели, к полугодовой модели и неизвестно к чему)" [2. Т. 3. С. 745] и бессчетным числом других научных прорывов и бесценных мелких усовершенствований вроде пульта для телевизора.
Яркие свидетельства эмоционального отношения американцев к новым техническим устройствам дают материалы опроса Гэллапа (2005 г.), в котором респондентов спрашивали, что они обычно испытывают, когда к ним в руки впервые попадают технические новинки, и как они их осваивают. В итоге 38% опрошенных заявили, что они чувствуют себя в этом случае комфортно, а 34% — что испытывают радостное возбуждение. Достаточно представить себе человека, который испытывает "радостное возбуждение", опробуя только что купленный пылесос, чтобы ощутить специфику всенародной американской любви к технике.
Американцы, судя по опросам, очень высоко оценивают уровень жизни и научно-технические достижения в США в сравнении с другими развитыми странами (Японией, Великобританией, Германией и т.д.). По данным опроса Гэллапа в
1999 г., позиции США по общему уровню жизни считают более сильными или намного более сильными, чем позиции других наиболее развитых стран мира, 86% респондентов, 82% ставят США на первое место в области научных исследований, и 74% — в сфере производства качественных товаров.
В оценке технических изобретений XX в. явно проявляется прогрессистский настрой американцев. Опрос Pew Research Center (1999 г.), когда респондентов просили указать, вызвали ли те или иные изобретения изменения "к лучшему", "к худшему" или оказались нейтральными, свидетельствует, что технический прогресс в целом оценивается с большим плюсом (табл. 5).
Характерно, что наиболее важными для американцев являются изобретения, которые улучшают в первую очередь повседневную жизнь. Так, на первом месте находится изобретение радио, за ним следуют автомобиль, компьютер, система скоростных автомобильных дорог, авиапутешествия и уже только потом — ос-
Таблица 5.
«Сейчас я прочитаю Вам список некоторых изобретений, сделанных за последние 100/10 лет. Пожалуйста, ответьте по поводу каждого из них, думаете ли Вы, что с ним связано изменение к лучшему, изменение к худшему, или оно кажется Вам нейтральным?», %
Изменение к лучшему 1 Не имеет значения/НЗ 2 Изменение к худшему 3 Разность (1)-(3) 4
Изобретение радио 96 3 1 95
Автомобиль 91 3 6 85
Изобретение компьютера 87 5 8 79
Система автомагистралей между штатами 84 8 8 76
Авиапутешествия 77 15 8 69
Космические исследования 72 22 6 66
E-mail 71 20 9 62
Противозачаточные пилюли 72 18 10 62
Изобретение телевидения 73 6 21 52
Интернет 69 13 18 51
Мобильные телефоны 66 12 22 44
Кабельное ТВ 62 17 21 41
Прозак 40 42 18 22
Виагра 36 49 15 21
Совершенствование ядерной энергетики 48 22 30 18
Лекарства от бесплодия 43 25 32 11
Клонирование овцы 15 36 49 -34
Разработка ядерного оружия 19 18 63 -44
Широкое использование кредитных карточек 22 10 68 -46
I'm going to read a list of some changes that have taken place over the last 100 years. [* Now thinking just about the last 10 years or so. I'm going to read another list of changes that have taken place.]
Please tell me if you think each one has been a change for the better, a change for the worse, or hasn't made much difference. Has ... been a change for the better, a change for the worse, or hasn't this made much difference? [list] (Pew Research Center for the People & the Press Millennium Survey, conducted by Princeton Survey Research Associates. April 6 - May 6, 1999. Telephone. N = 770 (half-sample).
MoE = ±4 p.p.).
воение космоса. Очевидно также, что на оценке этих изобретений явно сказывается их давность (апробированность, привычность): многие недавние изобретения (Интернет, мобильные телефоны, кабельное телевидение) оцениваются относительно более низко — у них пока больше противников.
Американцы придают большое значение прогрессу в медицине. Однако в оценке некоторых новейших прорывов в области фармакологии и биотехнологии респонденты проявляют естественную неуверенность. Лишь незначительное большинство с энтузиазмом относятся к внедрению таких препаратов, как про-зак (антидепрессант), виагра и лекарства от бесплодия.
Из предлагавшегося списка только три открытия или изобретения большинство американцев оценивают как "изменение к худшему" — клонирование овцы, разработку ядерного оружия и широкое использование кредитных карточек. Впрочем, эти три новации вызывают негативное отношение обывателей едва ли не во всех странах мира.
Еще раз подчеркнем, что развитие техники и технологий явно воспринимается с позиций технико-экономического прогресса — как средство повышения уровня экономического благосостояния, качества жизни, условий труда и т.д. Об этом наглядно свидетельствуют, например, результаты опроса Гэллапа в
2000 г.: 78% американцев считают благом для страны возникновение "новой экономики", связанной с развитием компьютерных и коммуникационных технологий и вытесняющей традиционные отрасли производства.
"История успеха"
(Success Story)
Подведем некоторые итоги "State of the Nation" не с высоты позиции президента США, а опираясь на оценки рядовых американцев.
В таблице 6 приведены результаты регулярного опроса Harris Interactive, в рамках которого респонденты отвечают на вопрос: "Удовлетворены ли Вы ... (далее по списку)?" Ответы весьма устойчивы во времени и показывают, что с собственной жизнью у американцев вообще нет проблем — не то что качеством или уровнем жизни, но и собственным здоровьем довольны около 90% респондентов. Даже своим браком, состоянием собственных финансов и работой удовлетворены более 60% американцев. Невольно вспоминается фраза, сказанная Остапом Бендером Александру Корейко: "Интересный вы человек! Все у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем — и на свободе".
К морали соседей и экологии своего поселения респонденты относятся чуть критичнее, чем к качеству собственной жизни, но для 75% американцев и здесь все хорошо. Только положение страны в целом, общий моральный климат и экономическую ситуацию в США американцы оценивают намного хуже — доля довольных составляет лишь около половины опрошенных.
Следующее, что можно выявить на основании имеющихся вопросов, — это некоторые предпосылки, обеспечивающие феномен американского успеха. В опросе Pew Research Center (1999 г.) респондентам предлагали список параметров, характеризующих, по мнению авторов исследования, американскую реальность, и просили ответить на вопрос, какие из них имели решающее значение для "американского успеха", какие второстепенное, а какие и вовсе не были существенны.
Таблица 6.
«Далее мы хотели бы узнать, удовлетворены Вы или нет разными сторонами жизни в этой стране и в Вашей собственной жизни. Удовлетворены ли Вы [см. ниже], или нет?», %
Индикаторы %
Личная жизнь (средняя оценка) 80
Ваши отношения с семьей 98
Ваш дом 95
Качество Вашей жизни в целом 92
Ваша социальная жизнь 91
Ваше здоровье 88
Ваш уровень жизни 85
Ваш брак, если Вы состоите в браке 66
Будущее Ваших детей 63
Надежность Вашего финансового положения в будущем 62
Ваша работа, если Вы работаете 60
Место жительства (средняя оценка) 77
Город, поселок или графство, в котором Вы проживаете 84
Мораль и ценности людей в Вашем community 77
Качество воздуха, воды и окружающей среды там, где Вы живете и работаете 71
Нация в целом (средняя оценка) 51
Состояние страны 55
Мораль и ценности американцев в целом 55
Экономическое положение страны 43
Next wed like to know whether or not you feel good about various things in this country and in your life. Do you feel good about [see below], or not? [list] (The Harris Poll. October 14-17, 2004. Telephone.
N = 1016. MoE = ±3 p.p.).
Мы условно разделили предлагавшийся респондентам набор факторов на четыре группы — политические, культурные, природные и религиозные. Оценки по группам — средние из приведенных оценок факторов (табл. 7). Набор факторов был задан организаторами опроса, поэтому полученные результаты нельзя интерпретировать абсолютно однозначно. Тем не менее достаточно характерно, что в рамках предлагавшегося набора на первое место по значимости респонденты поставили политические факторы, на второе — культурные и лишь за ними идут благоприятные природные условия и религия как причины американского успеха.
Хотя мы оперируем в основном агрегатными результатами общенациональных выборок, в данном случае хочется привести данные по разным возрастным группам. Американцы не только в целом считают свою Конституцию и свободные выборы главными факторами успеха США, но и демонстрируют в этом вопросе совершенно поразительное согласие всех поколений. Чуть больший разброс мнений между поколениями наблюдается в оценке значимости свободного предпринимательства, а также культурных и природных причин, но и здесь различия в оценках разных возрастных когорт не превышают 10 процентных пунктов. Только чисто религиозные факторы играют заметно большую роль в сознании старшего поколения, чем более молодого. Но в целом единство поколений столь поразительно, что этот феномен сам по себе можно было бы включить в число предпосылок американского успеха.
В заключение приведем мнения американцев об общей направленности исторического развития страны за вторую половину XX в. по данным опроса Pew Research Center (1999 г.). Как и в случае с оценкой текущего положения, боль-
Таблица 7.
«Нам интересно понять, почему Вы считаете, что Америка добилась успехов в прошлом веке. По мере того, как я читаю список, говорите мне по поводу каждого пункта, является ли он решающей причиной, второстепенной причиной, или вообще не является причиной успехов Америки в этом веке. ...Думаете ли Вы, что это — решающая причина, второстепенная причина или вообще несущественно для успеха Америки?», %
Факторы успеха Всего 18-34 35-54 55-64 65+ Макс. -мин.
Политические факторы 83 80 85 84 84 5
Наша Конституция 85 83 85 86 85 3
Свободные выборы 84 83 86 85 81 5
Система свободного предпринимательства 81 74 84 82 85 11
Культурные факторы 70 71 72 70 63 9
Культурное разнообразие нашего народа 71 75 72 68 64 11
Американский характер 69 67 71 72 62 10
Природные факторы 66 63 64 66 73 10
Изобилие природных ресурсов 78 75 76 82 84 9
Наша географическая изоляция, а именно то, что оба побережья омываются океанами 53 51 52 50 61 11
Религиозные факторы 53 43 56 58 65 23
Божья воля 65 59 67 65 74 15
Иудеохристианские верования 41 26 45 50 56 30
We're interested in finding out why you think America has been successful during this past century. As I read a list, tell me whether you think each thing is a major reason, a minor reason or not a reason that America has been so successful in this century.... Do you think this is a major reason, a minor reason or not a reason for America's success? [list] (Pew Research Center for the People & the Press Millennium Survey, conducted by Princeton Survey Research Associates. April 6 - May 6, 1999. Telephone.
N = 1546. MoE = ±3 p.p.).
шинство респондентов проявляют изрядный оптимизм — две трети американцев полагают, что их жизнь и жизнь их семей за 50 лет изменилась к лучшему, и только 12% утверждают, что она изменилась в худшую сторону (табл. 8). Опять же, как и при оценке текущей ситуации, американцы гораздо более сдержанно оценивают ее динамику для страны в целом — только 44% полагают, что за полвека жизнь изменилась к лучшему, а 30% — что к худшему (в обоих случаях четверть респондентов затруднилась с ответом).
Если посмотреть на более детальные результаты, полученные в ответ на просьбу пояснить, в чем именно жизнь изменилась к лучшему или к худшему, то оказывается, что и в случае с собственными семьями, и применительно ко всей стране, изменения к лучшему связываются в первую очередь с улучшением экономического положения и появлением и распространением технических нововведений, т.е. на первый план выступают технико-экономические факторы. Вторая группа факторов привлекает меньше внимания респондентов, но тем не менее играет важную роль в формировании чувства исторического оптимизма и прогрессизма — речь идет о таких процессах, как расширение свободы и гражданских прав, увеличение индивидуальных возможностей и выбора, улучшение качества образования и медицинского обслуживания.
Таблица 8.
«По сравнению с тем, как жили члены Вашей семьи в 1950-е годы, можете ли Вы сказать, что Вы живете в целом лучше, хуже или примерно так же? В каких отношениях Ваша жизнь стала [лучше/хуже] по сравнению с жизнью Вашей семьи в 1950-е годы?
Как Вы полагаете, с 1950-х годов жизнь в США стала лучше, стала хуже или осталась примерно такой же? В каких отношениях жизнь в США стала [лучше/хуже]?»
(открытые вопросы, несколько вариантов ответов), %
Интенсивность участия в религиозных службах Жизнь Вашей семьи* 1 Жизнь в США в целом** 2 Разность 3
К лучшему 63 44 19
Экономические условия 25 12 13
Современные технологии и бытовые удобства 17 11 6
Свобода/гражданские права 3 4 -1
Увеличение возможностей/выбора 4 3 1
Лучшее образование/больше возможностей 4 2 2
для получения образования
Улучшение здоровья/медицины/ 3 2 1
здравоохранения
Жизнь в целом/качество жизни - 2 -2
Другое 3 6 -3
НЗ/отказ 4 2 2
К худшему 12 30 -18
Моральный упадок 4 17 -13
Экономические условия 4 2 2
Более беспокойная/сложная/напряженная/ 2 2 0
ведущая к стрессу
Государственное управление/политика - 2 -2
Другое 1 6 -5
НЗ/отказ 1 1 0
Без изменений/НЗ 25 26 -1
* Compared to members of your family in the 1950s, would you say your life today is generally better, worse, or about the same? In what ways is your life [insert response from Q. 1: better/worse] compared to members of your family in the 1950s? [open-end, multiple responses],
** [Now, thinking about life in the U.S.] Since the 1950s, would you say life in the U.S. has gotten better, gotten worse or stayed about the same? In what ways has life in the U.S. gotten [insert response from Q. 1: better/worse]? [open-end, multiple responses],
(Pew Research Center for the People & the Press Millennium Survey, conducted by Princeton Survey Research Associates. April 6 - May 6, 1999. Telephone. N = 1546. MoE = ±3 p.p.).
Основным доводом в пользу мнения об ухудшении жизни является все тот же тезис об упадке нравственности, который, как мы отмечали выше, является своего рода "пунктиком" для многих американцев. Из той же серии — жалобы части респондентов на то, что жизнь становится более нервной и сложной (надо думать, что на моральный упадок и увеличение стресса в первую очередь сетуют более пожилые американцы). Ну и, наконец, вполне естественным выглядит в этом ряду недовольство политикой — было бы странно, если бы в демократической стране деятельность правительства нравилась всем без исключения.
Подводя итоги, еще раз констатируем, что, несмотря на некоторое брюзжание по поводу текущего положения дел и тенденций развития США, американцы в целом демонстрируют явный исторический прогрессизм и считают свою страну лучшей в мире (едва ли не во всем, кроме морали). Такие установки формируют, в свою очередь, оптимистический взгляд не только на прошлое и настоящее, но и на будущее. Согласно опросу Shell Oil Company (1998 г.), 62% американцев полагают, что и в XXI в. главной мировой державой будут США (16% назвали Китай, 8% — ЕС, 8% — Японию, 2% — Россию).
ЛИТЕРАТУРА
1. Токвиль А, де. Демократия в Америке. В 2-х кн. Пер. с фр. М., 1994, C.222.
2. Бурстин Д. Американцы. В 3-х т. Т. 1: Колониальный опыт [1958]. Т. 2: Национальный опыт [1972]. Т. 3: Демократический опыт [1973]. Пер. с англ. М., 1993.
Using the results of various polls, the article gives a broad spectrum of public opinion in the US on important social issues, especially, politics, culture, morality and ecology.