Научная статья на тему 'ОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В МНОГООБРАЗИИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ'

ОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В МНОГООБРАЗИИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституция / доверие / стабильность конституции / преобразование конституции / конституционная реформа / референдум / учредительный орган / «неизменяемые» статьи. / constitution / trust / stability of the constitution / transformation of the constitution / constitutional reform / referendum / constituent body / “unchangeable” articles.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадаев Александр Александрович, Комарова Валентина Викторовна

Ключевым фактором устойчивого развития государства и общества является взаимное доверие государства и общества, доверие граждан к закону и действиям государства, доверие государства к собственным гражданам. В настоящей статье рассматривается соотношение категории доверия с таким явлением, как механизмы обеспечения стабильности конституции на конкретных примерах конституций стран-участников СНГ: Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы, Казахстана, Армении, Азербайджана, Беларуси, Туркменистана, а также Российской Федерации. В конституционном законодательстве как современных, так и оставшихся в истории государств существует многообразие различных правовых механизмов внесения поправок и пересмотра конституций. При этом, не каждый механизм обеспечения стабильности обеспечивает высокий уровень доверия общества к проводимой процедуре. Рассматривается явление «неизменяемых» статей конституций многих стран-участников СНГ, являющиеся результатом страхов многих национальных элит к прекращению существования демократии и с большим трудом восстановленной государственности. В целях выявления соотношения категорий доверия и стабильности основного закона была дана собственная классификация различных правовых механизмов преобразования конституций стран-участников СНГ: комбинирование двух способов, где часть основного закона может быть изменена только на референдуме, а для изменения другой его части достаточно голосования квалифицированного числа депутатов представительного органа, альтернативный способ изменения конституции, парламентский способ и формирование специального учредительного органа. Страны СНГ совершенно по-разному используют референдум для изменения основного закона. Некоторые государства предусмотрели возможность обхода процедуры референдума через парламентский способ преобразования конституции. В Российской Федерации при пересмотре Конституции вместо референдума предусматривается особая, не урегулированная законодательством о референдуме процедура – Всероссийское голосование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRUST IN THE DIVERSITY OF LEGAL MECHANISMS FOR THE TRANSFORMATION OF CONSTITUTIONS

The key factor in the sustainable development of the state and society is the mutual trust of the state and society, the trust of citizens in the law and the actions of the state, the trust of the state in its own citizens. This article examines the correlation of the category of trust with such a phenomenon as mechanisms for ensuring the stability of the constitution on specific examples of the constitutions of the CIS member countries: Kyrgyzstan, Uzbekistan, Moldova, Kazakhstan, Armenia, Azerbaijan, Belarus, Turkmenistan, as well as the Russian Federation. In the constitutional legislation of both modern and historical States, there is a variety of different legal mechanisms for amending and revising constitutions. At the same time, not every mechanism for ensuring stability ensures a high level of public confidence in the procedure being carried out. The phenomenon of “unchangeable” articles of the constitutions of many CIS member countries, which are the result of fears of many national elites to the end of the existence of democracy and the hard-won statehood, is considered. In order to identify the correlation between the categories of trust and stability of the basic law, its own classification of various legal mechanisms for the transformation of the constitutions of the CIS member states was given: a combination of two methods, where part of the basic law can be changed only by referendum, and to change another part of it, it is enough to vote a qualified number of deputies of a representative body, an alternative method of changing the constitution, the parliamentary method and the formation of a special constituent body. The CIS countries use the referendum in completely different ways to change the basic law. Some States have provided for the possibility of circumventing the referendum procedure through a parliamentary way of transforming the constitution. In the Russian Federation, when revising the Constitution, instead of a referendum, a special procedure, not regulated by the legislation on a referendum, is provided for an All–Russian vote.

Текст научной работы на тему «ОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В МНОГООБРАЗИИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ»

КАДАЕВ Александр Александрович,

Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: 1999.az85@gmail.com

Научный руководитель: КОМАРОВА Валентина Викторовна,

профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный работник высшего образования Российской Федерации, Почетный работник сферы образования Российской Федерации

ORCID 0000-0001-9069-6336 e-mail: vvkomarova@msal.ru

ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В МНОГООБРАЗИИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ

Аннотация. Ключевым фактором устойчивого развития государства и общества является взаимное доверие государства и общества, доверие граждан к закону и действиям государства, доверие государства к собственным гражданам. В настоящей статье рассматривается соотношение категории доверия с таким явлением, как механизмы обеспечения стабильности конституции на конкретных примерах конституций стран-участников СНГ: Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы, Казахстана, Армении, Азербайджана, Беларуси, Туркменистана, а также Российской Федерации. В конституционном законодательстве как современных, так и оставшихся в истории государств существует многообразие различных правовых механизмов внесения поправок и пересмотра конституций. При этом, не каждый механизм обеспечения стабильности обеспечивает высокий уровень доверия общества к проводимой процедуре. Рассматривается явление «неизменяемых» статей конституций многих стран-участников СНГ, являющиеся результатом страхов многих национальных элит к прекращению существования демократии и с большим трудом восстановленной государственности. В целях выявления соотношения категорий доверия и стабильности основного закона была дана собственная классификация различных правовых механизмов преобразования конституций стран-участников СНГ: комбинирование двух способов, где часть основного закона может быть изменена только на референдуме, а для изменения другой его части достаточно голосования квалифицированного числа депутатов представительного органа, альтернативный способ изменения конституции, парламентский способ и формирование специального учредительного органа. Страны СНГ совершенно по-разному используют референдум для изменения основного закона. Некоторые государства предусмотрели возможность обхода процедуры референдума через парламентский способ преобразования конституции. В Российской Федерации при пересмотре Конституции вместо референдума предусматривается особая, не урегулированная законодательством о референдуме процедура - Всероссийское голосование.

Ключевые слова: конституция, доверие, стабильность конституции, преобразование конституции, конституционная реформа, референдум, учредительный орган, «неизменяемые» статьи.

KADAEV Aleksandr Aleksandrovich,

PhD student of the department of constitutional and municipal law of the Kutafin Moscow State University of law

Supervisor:

KOMAROVA Valentina Viktorovna,

Professor, Doctor of Law,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-71-74 NIION: 2018-0076-11/23-858 MOSURED: 77/27-023-2023-11-858

Professor, Department of Constitutional and Municipal Law FSBEI HE of the Moscow State Legal Kutafin University (MGSA) Honorary Worker of Higher Education of the Russian Federation, Honorary Worker of Education of the Russian Federation

ISSUES OF TRUST IN THE DIVERSITY OF LEGAL MECHANISMS FOR THE TRANSFORMATION OF CONSTITUTIONS

Annotation. The key factor in the sustainable development of the state and society is the mutual trust of the state and society, the trust of citizens in the law and the actions of the state, the trust of the state in its own citizens. This article examines the correlation of the category of trust with such a phenomenon as mechanisms for ensuring the stability of the constitution on specific examples of the constitutions of the CIS member countries: Kyrgyzstan, Uzbekistan, Moldova, Kazakhstan, Armenia, Azerbaijan, Belarus, Turkmenistan, as well as the Russian Federation. In the constitutional legislation of both modern and historical States, there is a variety of different legal mechanisms for amending and revising constitutions. At the same time, not every mechanism for ensuring stability ensures a high level of public confidence in the procedure being carried out. The phenomenon of "unchangeable" articles of the constitutions of many CIS member countries, which are the result of fears of many national elites to the end of the existence of democracy and the hard-won statehood, is considered. In order to identify the correlation between the categories of trust and stability of the basic law, its own classification of various legal mechanisms for the transformation of the constitutions of the CIS member states was given: a combination of two methods, where part of the basic law can be changed only by referendum, and to change another part of it, it is enough to vote a qualified number of deputies of a representative body, an alternative method of changing the constitution, the parliamentary method and the formation of a special constituent body. The CIS countries use the referendum in completely different ways to change the basic law. Some States have provided for the possibility of circumventing the referendum procedure through a parliamentary way of transforming the constitution. In the Russian Federation, when revising the Constitution, instead of a referendum, a special procedure, not regulated by the legislation on a referendum, is provided for - an All-Russian

Key words: constitution, trust, stability of the constitution, transformation of the constitution, constitutional reform, referendum, constituent body, "unchangeable" articles.

После Конституционной реформы 2020 года достижение доверия между государством и обществом стало не просто общественным благом и целью гражданского общества, но и обязанностью государства, о чём свидетельствует новая статья 75.1 Конституции Российской Федерации. Доверие между государством и обществом - неотъемлемая часть любых правоотношений. Но конституционная реформа -особое экстраординарное явление, ключевым образом влияющее на многие аспекты общественной жизни, на различные отрасли законодательства. Как считает Т. Я. Хабриева, конституционная реформа означает демонтаж изживших себя социальных форм и построение новых, нарушение отношений преемственности в развитии конституционных отношений, изменение базисных устоев государства и общества, не ограничиваясь только отдельными институциональными изменениями [1, с. 828]. Таким образом, к проведению конституционной реформы предъявляются

особо высокие требования соответствия уровню доверия общества.

В конституционном законодательстве как современных, так и оставшихся в истории государств существует многообразие различных правовых механизмов внесения поправок и пересмотра конституций. Современной юридической науке стоит обратить внимание не только на технически сам механизм преобразования основного закона, но и на степень доверия к нему граждан страны, на необходимость обеспечения высокого уровня достоверности осуществления юридических процедур и, наконец, на истинность народного волеизъявления, направленного на столь значительные перемены, как внесение поправок или пересмотр конституции. Как отмечает В. В. Комарова, «важнейшим фактором устойчивого развития государства и общества является взаимное доверие государства и общества, доверие граждан к закону и действиям государства, доверие государства к своим гражданам» [2, с. 55-81].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Когда речь заходит о механизме внесения изменений в основной закон, то в первую очередь это связано с важнейшим свойством конституции - стабильностью. Как отмечает И. М. Ильин, «стабильность Конституции - фактор стабилизации всех сфер жизни общества и гарантия успешного развития государства в целом» [3, с. 79]. В целях обеспечения такой стабильности все конституции стран мира обладают особым порядком изменения, усложнённым по сравнению с принятием ординарных законов. «Стабильности Конституции РФ способствует особый порядок внесения поправок и пересмотра» - считает Н. Е. Таева [4, с. 111].

Попробуем соотнести свойство стабильности конституции с категорией доверия. Для проведения такого соотношения сначала необходимо классифицировать различные правовые механизмы преобразования конституций, существующие в настоящий момент в конституционном законодательстве стран-участников СНГ:

1. Так, наиболее распространённым механизмом преобразования конституций в странах СНГ является комбинирование двух способов, где часть основного закона может быть изменена только на референдуме, а для изменения другой его части достаточно голосования квалифицированного числа депутатов представительного органа. Такая процедура закреплена в Кыргызстане, Молдове, Армении, Беларуси.

2. Полностью альтернативный способ изменения конституции - как на референдуме, так и в парламенте может быть изменено любое положение конституции - существует в Туркменистане, Казахстане и Узбекистане.

3. В Азербайджане предусмотрен исключительно парламентский способ внесения поправок в основной закон.

4. В Таджикистане наоборот для изменения любого положения Конституции предусмотрен только референдум.

5. Только в Российской Федерации предусмотрено участие региональных органов власти в одобрении поправок в Конституцию, а также формирование специального учредительного органа для пересмотра Конституции. Первое в большей степени обусловлено тем, что Россия остаётся единственной федерацией не только среди стран-участников СНГ, но и среди всех постсоветских государств.

Схожую классификацию обеспечения механизмов конституционной стабильности выделяет в своей научной работе известный учёный Д. Г. Шустров, относя первую группу выделенных нами механизмов к разноуровневой, а вторую - к одноуровневой модели изменения конституции [5, с. 21-22].

Итак, при рассмотрении вопросов преобразования конституции доверие между государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ством и обществом можно рассматривать в различных плоскостях. Так, доверие государства к обществу достигает своего максимального пика при передаче права решения определённого вопроса гражданам. Соответственно, использование референдума в качестве основного механизма проведения конституционной реформы свидетельствует о высоком уровне такого доверия. Однако, страны СНГ совершенно по-разному используют референдум для изменения основного закона. Некоторые государства предусмотрели возможность обхода процедуры референдума через парламентский способ преобразования конституции. Таким образом, положения, в ранее одобренные гражданами на референдуме, могут быть впоследствии подвергнуты изменению парламентом, что снизит уровень доверия граждан к государственным институтам. Такой риск существует в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане.

В Российской Федерации при пересмотре Конституции вместо референдума предусматривается особая, не урегулированная законодательством о референдуме процедура - Всероссийское голосование, но и его Конституционное Собрание может проигнорировать, приняв новую конституцию самостоятельно. Также не предусмотрен и порядок формирования Конституционного Собрания в виде прямых выборов, в итоге у граждан отсутствуют гарантии как вынесения проекта новой конституции на Всенародное голосование, так и гарантии того, что члены Конституционного Собрания будут претворять в жизнь волю народа самостоятельно. Такое положение дел в определённый момент способно резко подорвать доверие граждан к государству.

Исключительно парламентский способ преобразования Конституции Азербайджанской Республики не предусматривает каких-либо дополнительных гарантий доверия граждан к процедуре, кроме необходимости квалифицированного большинства голосов депутатов и наличие абсолютного президентского вето. Д. Г. Шустров выделяет такие способы обеспечения доверия, как двойной вотум, принятие конституционного изменения двумя составами парламента подряд, запрет изменения конституции в определённый период до истечения полномочий парламента [5, с. 23-28].

Отдельно следует отметить наличие в конституциях многих стран-участников СНГ полностью «неизменяемых» положений. Так, в Молдове не допускается пересмотр, следствием которого было бы упразднение основных прав и свобод граждан или гарантий таковых; в Армении изменениям не подлежат статьи, устанавливающие, что Республика Армения - суверенное, демокра-

тическое, социальное, правовое государство и что власть принадлежит народу; в Узбекистане не могут быть пересмотрены положения, закрепляющие, что Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления; в Таджикистане неизменны республиканская форма правления в республике, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства; в Туркменистане не могут быть изменены положения Конституции о государственном правлении в форме президентской республики. Существование «неизменняемых» статей говорит о высоком уровне недоверия и подозрительности в обществах названных государств на момент создания данных конституций. Такое положение дел, помимо прочего, не до конца согласуется с принципом народовластия.

Проанализировав вышеназванное, можно сделать вывод, что такие категории, как «доверие к механизмам преобразования конституции» и «механизмы обеспечения конституционной стабильности» фактически тождественны, или, по крайней мере, во многом схожи. Доверие граждан к конституционной реформе прежде всего гарантируется наличием качественных механизмов обеспечения стабильности основного закона. При этом, не существует единственно верного механизма обеспечения стабильности конституции, гарантирующего высокий уровень доверия граждан к процедуре. Однако, выбранный законодателем механизм внесения поправок и пересмотра конституции должен сопровождаться неотъемлемыми механизмами обеспечения конституционной стабильности: при парламентском способе -например, принятие конституционного изменения двумя составами парламента подряд, при референдуме - отсутствие возможности изменения тех же положений конституции иным способом, при принятии основного закона учредительным органом - формирование такого органа выборным путём, либо одобрение принятого им проекта конституции на референдуме.

Список литературы:

[1] Хабриева Т.Я. Парадигмы конституционной реформы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 5(54). - С. 820-830.

[2] Комарова В.В. Конституционные основы устойчивого развития государства и общества // монография Право устойчивого развития и ESG-стандарты / В. Б. Агафонов, Д. Г. Алексеева, Я. О. Алимова [и др.]. - Москва : ООО «Проспект», 2022. - 752 с.

[3] Ильин, И. М. Категория «стабильность конституции Российской Федерации» и её политико-правовые гарантии в конституционной доктрине и практике / И. М. Ильин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 2, № 4. - С. 69-80.

[4] Таева, Н. Е. Ценностное содержание и прямое действие конституционных норм / Н. Е. Таева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 11. - С. 112119.

[5] Шустров, Д. Г. Механизмы обеспечения стабильности конституции в постсоветских государствах / Д. Г. Шустров // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 4(71). - С. 20-29.

Spisok literatury:

[1] Habrieva T.YA. Paradigmy konstitucionnoj reformy // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2015. - № 5(54). -S. 820-830.

[2] Komarova V.V. Konstitucionnye osnovy ustojchivogo razvitiya gosudarstva i obshchestva // monografiya Pravo ustojchivogo razvitiya i ESG-stan-darty / V. B. Agafonov, D. G. Alekseeva, YA. O. Ali-mova [i dr.]. - Moskva : OOO «Prospekt», 2022. -752 s.

[3] Il'in, I. M. Kategoriya «stabil'nost' konstitucii Rossijskoj Federacii» i eyo politiko-pravovye garantii v konstitucionnoj doktrine i praktike / I. M. Il'in // Vest-nik Volzhskogo universiteta im. V.N. Ta-tishcheva. -2019. - T. 2, № 4. - S. 69-80.

[4] Taeva, N. E. Cennostnoe soderzhanie i pry-amoe dejstvie konstituci-onnyh norm / N. E. Taeva // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitar-nogo universiteta. - 2014. - № 11. - S. 112-119.

[5] SHustrov, D. G. Mekhanizmy obespech-eniya stabil'nosti konstitucii v postsovetskih gosu-darstvah / D. G. SHustrov // ZHurnal zarubezhnogo zakono-datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. -2018. - № 4(71). - S. 20-29.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.