Научная статья на тему '\ опрос участников рынка \ какими знаниями, по Вашему мнению, должны обладать выпускники школ?'

\ опрос участников рынка \ какими знаниями, по Вашему мнению, должны обладать выпускники школ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ опрос участников рынка \ какими знаниями, по Вашему мнению, должны обладать выпускники школ?»

\опрос УЧАСТНИКОВ РЫНКА \

Какими знаниями, по вашему мнению, должны обладать выпускники школ?

сергеи

мартыненко,

директор оренбургского ЗАО «Птицесовхоз «Родина»:

«Своих будущих работников я вижу исполнительными и психологически подготовленными, с пониманием того, что любая работа — это ежедневное, не всегда легкое и доставляющее удовольствие занятие. К сожалению, современная школа устроена таким образом, что после ее окончания наши дети не имеют представления о труде. Я считаю, в школе должна быть восстановлена проф-

ориентация. Профобразование — это фундамент для дальнейшего построения карьеры. Даже если работник захочет совершенствовать в дальнейшем свой уровень знаний, профориентация никак ему не помешает. Наоборот, поможет достойно пережить первый трудовой опыт, будет способствовать безболезненной адаптации в коллективе».

валерии

Лебедев,

замдиректора по персоналу хабаровской компании «Народная марка» (сеть магазинов бытовой и компьютерной техники):

«Сегодня выпускникам школ остро не хватает общекультурных знаний. Мы ежегодно при приеме на работу тестируем порядка 150-300 молодых людей. Выясняем в том числе, смогут ли они поддержать с нашим клиентом разговор не на профессиональную тему. И с ужасом обнаруживаем выпускников, кото-

рые не читали Чехова и Толстого, не знают, на каком континенте расположена Бразилия и кто президент Украины. Мы можем их научить продавать, дать какие-то профессиональные знания и навыки, но восполнить этот колоссальный культурный пробел уже невозможно. Другая проблема: многие выпуск-

ники обладают знаниями из точных наук (математика, физика, химия и т. д.), но не умеют самостоятельно логически мыслить. То есть знания эти скорее зазубрены, чем поняты. Они в течение двух лет после школы полностью выветриваются из головы, не оставляя никаких полезных в работе преимуществ».

ирина

лагутинская,

гендиректор калининградского ООО «Стимул плюс» (1Т-коммуникации):

«Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде. Ему должен быть присущ социальный оптимизм, который базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию. Другим словами, не столько

важны его познания в школьных предметах, сколько степень его развития как личности. Он должен иметь навыки кооперирования с другими для решения общей задачи и в то же время не быть в плену коллективных решений, иметь свои идеи и упорство в том, чтобы их реализовать. Иначе бывший школьник еще долго будет «искать себя» — и в колледже, и в вузе, и на рабочем месте».

алексеи

малухин,

управляющий директор ОАО «Саратовэнерго»:

«Выпускник школы должен понимать, в каком направлении ему хочется себя реализовать, каким он видит свое будущее на профессиональном поприще. И отталкиваясь от этого, получать образование по выбранному профилю, развивать свои навыки и умения. В то же время среднее образование должно быть тем фундаментом, который закладывает базовые знания. ОАО «Саратовэнерго»

в течение нескольких лет реализовывает программу по подготовке специалистов совместно с саратовскими вузами. Ежегодно на предприятии проходят практику студенты, которые знакомятся с работой компании, набираются опыта по выбранному направлению. На момент получения диплома их знания оказываются «заточенными» под конкретную сферу деятельности. В «Саратовэнерго»

создан кадровый резерв, который составляют и выпускники вузов, прошедшие практику на нашем предприятии. Плюсом программы является то, что на дополнительную подготовку и адаптацию молодых специалистов не нужно тратить время и деньги. Наличие кадрового резерва позволяет решить вопросы замещения должностей качественным образом и в кратчайшие сроки».

тимофеи

коньков,

президент

екатеринбургской

строительной

корпорации

«Маяк»:

«В силу специфики нашей отрасли мы принимаем на работу только специалистов в каком-то определенном направлении. Наш конечный продукт — квартира, дом, офис и т. п. — должен отвечать не только эстетическим запросам потребителя, но и соответствовать требованиям различных нормативов. В производственный процесс вовлечены тысячи человек, поэтому очень важно, чтобы каждый досконально знал свое дело. Особенно учитывая, что работа по возведению высоток связана с риском. Не хочу показаться циничным, но кадровая политика корпорации выдержана именно в таком направлении. Я считаю,

что необходимо реформировать систему государственного образования любого уровня исходя из потребностей и возможностей общества, государства. Мне кажется, что сейчас и школы и вузы перегружают ненужными знаниями. Производство требует специалистов «под ключ», чтобы человек мог применять свои знания с первого дня работы, а не осваивать заново профессию, по которой он уже имеет диплом. Практических навыков не дается, а теория преподается неоправданно фундаментально. У школьников, молодых людей из-за этого не остается времени на какие-то увлечения, спорт, семью, жизнь, в конце концов!»

36

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

ЛЕонид

Писной,

гендиректор саратовского ЗАО «Сароблжилстрой»:

«Нынешняя реформа стандарта образования мало повлияет на кадровый состав нашего предприятия, по крайней мере в ближайшее время. Я всегда считал, что работник должен быть профессионалом, причем профессионалом, глубоко знающим конкретное направление. Но помимо этого он обязан

иметь общие знания и по другим направлениям, потому что сейчас все отрасли так или иначе связаны между собой. Школа, естественно, такого специалиста пока подготовить не может, это не входит в ее обязанности. И мы не можем делать заказ на кадры. Поэтому изменение стандартов школьного образования

напрямую никаким образом не отразится на нашей профессиональной деятельности. Все же профессиональное образование определяется высшей школой. Сегодня школьного образования недостаточно даже для работы дворником, потому что там тоже идет достаточно высокая механизация».

алексеи

дЕнисов,

гендиректор

нижегородского

госпредприятия

«НИКА»:

«Выпускники школ и вузов сегодня не ставят себе целей. Когда ко мне люди приходят устраиваться на работу, я спрашиваю: «А что ты хочешь от жизни в ближайшей перспективе, в отдаленном будущем?» Они не могут ответить. Это, конечно, сложный вопрос, особенно для выпускника школы. А для того, чтобы говорить на эту тему, надо развивать кругозор. И существующие сейчас веяния — а давайте сузим образовательные предметы

до минимума — я не поддерживаю. На мой взгляд, надо, наоборот, их расширить, чтобы человек шире смотрел на вещи, сверху мог оценить ситуацию. И тогда он четко будет понимать, чего хочет добиться в ближайшие год-два. Вот тогда выпускник школы будет иметь активную жизненную позицию и станет выбирать ту профессию, которая ему действительно нравится, а не просто популярна».

марина

Шульгина,

гендиректор подольского ООО «ТД ПРОПЛЕКС» (производство окон):

«Вынесенная на обсуждение реформа школы предлагает разделение предметов на уровни изучения — интегрированный и профильный. Старшеклассники, например, смогут выбрать близкие им предметы, которые помогут в последующем

обучении профессии сфокусироваться на них углубленно. Но на фоне специализированного «погружения» в науки забрасывать другие дисциплины нельзя. Только комплексный подход — профильное и базовое изучение — поможет воспитать мыс-

лящего человека, из которого вырастет квалифицированный специалист. Ведь одно из главных качеств будущего профессионала — умение гибко мыслить и находить различные способы решения учебных, жизненных, профессиональных задач».

игорь

жарков,

гендиректор

ульяновского

медиа-холдинга

«Мозаика»:

«После школы в предприятия нашего холдинга можно устроиться лишь на первую ступень карьерной лестницы, и в этом случае от молодого работника нам нужны не знания, а исполнительность, сообразительность, коммуникабельность и умение работать в коллективе, то есть те «дисциплины», которым в школе не учат, но они приобретаются в процессе обучения. Среди тра-

диционных школьных знаний и навыков обязательной является компьютерная грамотность, а в этом сегодняшняя молодежь обгоняет умудренных опытом «заслуженных работников».

Но даже при наличии в редакторской программе проверки правописания знание правил русского языка приветствуется в любом случае».

Егор ЧУрин,

гендиректор аудиторской компании «ИнвестАудит»:

«Сегодня качество образования как в школе, так и университетах падает. Как представитель бизнеса, я вижу сотрудников, приходящих в компанию со студенческой скамьи, и их уровень подготовки, знаний и умений

значительно хуже, чем у выпускников предыдущих лет. Естественно, это вызывает опасение, как тревожит и предстоящая школьная реформа. Реформирование системы школьного образования должно быть, но в то же

время база и основы должны остаться прежними. Например, нельзя математику делать второстепенным предметом. Ведь это — царица наук, основа, которая полезна и необходима во всей жизнедеятельности».

ПЕТр

романишин,

гендиректор краснодарского ОАО АПФ «Фанагория» (производство вин):

«Обучение в школе приходится на очень важный период жизни человека. В школу он приходит еще ребенком, а выходит почти сформировавшейся личностью. Что касается знаний, считаю, что выпускники должны обладать хорошими коммуникативными навыками, уметь мыслить и общаться, формулировать и отстаивать свою точку зре-

ния. Также необходимо иметь представление об истории страны, основах функционирования окружающего мира и общества.

И конечно, необходимо иметь навыки, которые помогут получить специальные знания в высшем или среднем специальном учебном заведении».

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.