ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.А. Папуткова
ВГИПА, г. Нижний Новгород
Доминантно представлены вектор и организационно-методические условия экологического образования.
Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование. С принятием государством РФ стратегии устойчивого развития в стране изменилась и роль образования в решении общественных проблем.
В этих условиях профессионально-экологическое образование должно выступать как новый способ образовательной деятельности, который задает механизм, нормы и режим профессиональной подготовки специалиста, рассчитанные на развитие его способностей, его творческого потенциала [1,2, з];
Содержание работы, условия функционирования высшего учебного учреждения всегда определяет государственная цель, для решения которой применяются те или иные образовательные модели. Подготовка специалиста становится одной из наиболее значимых проблем в системе профессионально-экологического образования [8].
Для решения этой проблемы образовательный процесс необходимо основывать на применении современных психолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития человека, на принципах индивидуального, личностного и деятельностного подходов, заключающихся в том, что обучающийся овладевает доступными ему способами использования богатств, накопленных человечеством в области психологопедагогических, гуманитарных и экологических знаний [7].
Эти подходы диктуют необходимость использования целостной современной модели развивающего обучения, в которой могли бы учитываться личностные особенности каждого педагога [5,6].
Ведущие мировоззренческие идеи, вытекающие из экологической картины мира, следующие:
- признание целостности, единства мира и человека как органичной части биосферы и космоса;
- резонансное взаимодействие природы и человека, доброжелательное взаимодействие между людьми;
- гуманизм в контексте экологической культуры как признание приоритета природных факторов человеческого бытия перед социальными;
- коэволюция как оптимизация взаимодействия развивающегося общества и изменяемой им природы;
- признание самоценности природы, более высокого уровня самоорганизации природных систем по сравнению с социальными системами.
В основу профессионально-экологического образования положена концепция устойчивого развития как интеграция экологических, экономических и социальных аспектов. Динамическое равновесие социоэкосистемы предполагает соблюдение определенных принципов между указанными системами в процессе их развития. Нами выделены как наиболее значимые принципы системности, витагенности и паритетности [2].
Профессионально-экологическое образование осуществляется посредством витагенной модели и разработанных на ее основе технологий, которая включает:
- природосообразность любой деятельности человека;
- право на собственную позицию;
- целенаправленные, систематизированные способы выявления и использования экологического опыта;
- совместное определение актуальных экологических проблем;
- механизм сотрудничества преподавателя и обучающегося.
В современных условиях профессиональноэкологическое образование должно выступать как новый способ образовательной деятельности, который задает механизм, нормы и режим профессиональной подготовки специалиста, рассчитанные на развитие его способностей, его творческого потенциала [4, 5].
Методическими задачами профессиональноэкологического образования являются следующие:
- овладение теоретическими основами экологических знаний;
- разработка и проведение деловых, профессионально-прикладных игр;
- освоение коммуникативных умений в практикуме по межличностному общению и в деловых играх;
- овладение способами педагогической технологии.
Овладение специальными знаниями на теоретических занятиях, коммуникативными умениями в
Папуткова Г. А.
Определяющие тенденции и методические условия профессионального экологического образования
процессе межличностных отношений, приемами педагогической деятельности осуществляется в условиях непрерывного обучающего процесса.
Овладение практическими умениями и навыками профессионально-экологического образования осуществляется в практикуме по межличностному общению, в деловых играх профессиональнопедагогического содержания.
При разработке программы профессионально-экологического образования мы руководствуемся основными положениями, изложенными в трудах А.Н. Леонтьева, B.C. Леднева, В.Я. Ляу-дис, А.К. Марковой и др.:
- соответствие современному уровню теоретических знаний по разрабатываемой теме;
- стимулирование интереса и потребности обучаемых в овладении профессиональнопедагогическими знаниями и умениями;
- развитие способов инновационной технологии;
- обеспечение возможности преобразования общекультурных умений в профессиональнопедагогические.
Повышение уровня теоретической и методической подготовки слушателей было приоритетным направлением в обучении.
В ряду задач, которые нам удалось решить в процессе формирования профессионально-экологического образования студентов, важнейшими были следующие:
- овладение теоретическими основами профессиональной деятельности;
- освоение способов ведения содержательного диалога в процессе межличностного общения;
- умение снимать психологическое напряжение, внутреннюю тревожность, препятствующую межличностному общению в условиях профессиональной деятельности.
Методическая направленность содержания профессионально-экологического образования обеспечивала переход от традиционных форм обучения к личностно ориентированному профессиональноэкологическому образованию.
Профессионально-экологическое образование студентов - это совокупности нетрадиционных способов (технологических средств, методов обучения) при гибком управлении развитием профессионально-познавательных способностей обучаемых (Ю.К. Васильев, Г.Г. Габдулин,
Л.В. Занков, Т.К. Цветкова и др.).
Основными показателями управления являются следующие:
- процесс обучения осуществляется при постоянном отслеживании, контроле, консультационном участии преподавателя в овладении учебным материалом, при индивидуально-личностном подходе;
- индивидуально-личностная и групповая подготовка осуществляется не только в процессе
академических занятий, но и в условиях дополнительных образовательных услуг и самостоятельной работы;
- основным направлением преемственности этапов образовательного процесса является модульный тематический план.
В нашем исследовании понятие профессио-нально-экологическое образование студентов включало в себя:
- процесс непрерывного профессиональноэкологического образования студентов;
- системное, полифункциональное содержание обучения, включающее в себя личностные и профессионально-педагогические качества;
- сочетание гуманитарного и технологического знания;
- сочетание группового обучения и самообучения.
Основными методическими условиями, определяющими успех деловой игры, являются предварительная подготовка с определением цели, задач, программы и сценария, обоснованных сюжетных ходов и строгое методическое следование плану деловой игры, в котором предусматривается не только последовательность игровых действий, но и возможные оппозиционные способы реагирования на неожиданную посылку партнера (партнеров), не предусмотренные сценарием.
Нами был разработан перечень правил общения партнеров, которые участники деловой игры выполняли обязательно:
- дружелюбный, уважительный тон;
- ясные и лаконичные высказывания, вопросы, утверждения;
- обращение к собеседнику по имени-отчеству;
- исключение фамильярности, пренебрежительных оценок выступлений партнеров по деловой игре;
- использование полного набора средств делового общения (техника постановки вопросов, выслушивание вопросов, техника ответов и последующего их обсуждения, техника аргументации и контраргументации, приспособление аргументов к личности собеседников);
- исключение из речи неделовых выражений и формулировок, затрудняющих понимание;
- максимальная доступность и наглядность смыслов высказываний.
Разработанная нами тактика ведения деловой игры исключала открытое и грубое противоречие предложениям партнеров, демонстрацию превосходства, пренебрежение личностными достоинствами и эрудицией собеседников.
Принятие решения по обсуждаемой теме производилось на основе сопоставления вариантов, предложенных участниками игры, если они способствовали решению проблемы в целом.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2
79
Современные проблемы человекопознания в эпоху информационного образовательного общества
В случае, когда проблема не может быть решена однозначно, следует осуществлять поэтапное ее решение. При любом варианте учитывались интересы, склонности, личные качества участников игры.
В деловой игре решались две основные группы целей:
- эколого-педагогические;
- технологические (поддержание интереса, нахождение остроумных ходов, изменение технических приемов в зависимости от ситуации).
В подготовке к деловой игре нами предусматривались:
- разработка сценария (поэтапное описание действий участников игры с изложением основных ее элементов и с сохранением свободы индивидуальной творческой деятельности);
- определение средств управления игровым общением;
- проектирование возможных (положительных и отрицательных) результатов игры.
В условиях исследовательской работы деловая игра проводилась по следующему алгоритму:
1) определение сюжета, выделение проблемных ситуаций в игре, включение различных способов разрешения конфликтных ситуаций;
2) определение способов поведения участников игры и возможных изменений способов решения проблем;
3) подбор приемов, которые могут быть использованы для решения узловых проблем;
4) ход игры: предоставление каждому участнику игры полной самостоятельности в достижении положительного результата;
5) подведение итогов деловой игры: детальный анализ действий участников игры, оценка их деятельности.
При анализе результатов деятельности участников игры нами применялись следующие критерии оценки:
1) уровень сформированное™ профессиональных умений и коммуникативных способностей;
2) их соответствие реальной ситуации;
3) способность к трансформации коммуникативных умений в управленческие способы;
4) степень профессиональной управленческой зрелости (тон, манеры, навыки, характерные для современного культурного управителя).
Конечным показателем эффективности профессионально-экологического образования студентов вуза является формирование гуманистически ориентированной образовательной среды, в которой высокая профессиональная компетентность является системообразующей основой.
Для решения современных проблем профес-сионально-экологического образования необходимо непрерывное развитие профессиональной компетентности, формирование культуры студенческого коллектива. Культура эколого-педагоги-ческого влияния выражается:
- в усилении приоритета общечеловеческих ценностей;
- в углублении культурологического аспекта управления;
- в использовании современных инновационных технологий;
- в развитии профессиональных интересов и творчества сотрудников;
- в развитии рефлексивных форм мышления.
Литература
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. - 312 с.
2. А смолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России // Инновационная деятельность в образовании: Междунар. междисциплтар. науч.-практ. экурн. - 1994. -№3.- С. 9-13.
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 78 с.
4. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. —145 с.
5. Гершунский Б.С. Перспектива системы образования. - М.: Педагогика, 1990. - 40 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
7. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. -126 с.
8. Камнев А.Н., Конюшев В.В. Экологическое образование через жизненный опыт // Психология сегодня. - М., 1996. - Вып. 1. - Т. 2. -С. 107-108.