Научная статья на тему 'Определяющие факторы развития физкультурно-спортивной активности детей и подростков'

Определяющие факторы развития физкультурно-спортивной активности детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2080
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФИЗКУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВ-НАЯ АКТИВНОСТЬ / FACTORS / PHYSICAL EDUCATION / SPORT / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белетова Джанет Бозигитовна

В статье выделяются основные факторы, оказывающие влияние на развитие физкультурно-спортивной активности детей и подростков. Определены следующие факторы: социально-экономические, политические, социокультурные и психолого-педагогические. Автор дает характеристику каждой группе факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING FACTORS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT DEVELOPMENT IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article highlights the main factors that influence the development of physical culture and sports activity in children and adolescents. The following factors are determined: socio-economic, political, sociocultural and psychological-pedagogical. The author gives a description of each group of factors.

Текст научной работы на тему «Определяющие факторы развития физкультурно-спортивной активности детей и подростков»

УДК 373.2 ББК 74.14 Б-43

Белетова Джанет Бозигитовна, соискатель кафедры социальных технологий СевероКавказского федерального университета, г. Ставрополь, е-mail.kaf.socteh@yandex.ru

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (рецензирована)

В статье выделяются основные факторы, оказывающие влияние на развитие физкультурно-спортивной активности детей и подростков. Определены следующие факторы: социально-экономические, политические, социокультурные и психолого-педагогические. Автор дает характеристику каждой группе факторов.

Ключевые слова: факторы, физкультура, спорт, физкультурно-спортив-ная активность.

Beletova Janet Bozigitovna, a competitor of the Department of Social Technologies of the North-Caucasian Federal University, Stavropol, e-mail: kaf.socteh@yandex.ru

DETERMINING FACTORS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT DEVELOPMENT IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

(reviewed)

The article highlights the main factors that influence the development of physical culture and sports activity in children and adolescents. The following factors are determined: socio-economic, political, sociocultural and psychological-pedagogical. The author gives a description of each group of factors.

Key words: factors, physical education, sport, physical culture and sports activity.

В настоящее время проблема развития физкультурно-спортивной активности детей и подростков является актуальной, поскольку в условиях изменения социально-экономических условий, повышенного уровня нервного напряжения, психических перегрузок происходит снижение двигательной активности. Статистические данные за последние годы (2013-2017) показывают, что постепенно увеличивается количество детей и подростков, занимающихся различными видами спорта [1]. Однако темпы роста не значительные. Проблема заключается не только в нехватке спортивных сооружений, спортивных школ и секций, но и в пассивности детей и подростков, которая формируется под воздействием внешних и внутренних факторов.

Физические упреждения способствуют активизации различных физиологических процессов, улучшению деятельности всех систем и органов человека, повышению работоспособности и выносливости, укреплению здоровья в целом. Следовательно, занятия физкультурой и спортом выступают как средства профилактики различных заболеваний и функциональных расстройств человека.

Анализ научной литературы (Л.Ю. Аверина, И.В. Волкова, Н.И. Дворкина, В.Н. Курысь, В.А. Магин, О.А. Ногаец, Н.И. Тхорев, К.Д. Чермит, С.А. Хазова, Н.Х. Хакунов, И.Б. Фурсов и др.) показал, что существует ряд задач, которые необходимо решать в сфере физкультурно-спортивной деятельности. А именно: повышение интереса к занятиям физкультурой и спортом, формирование здорового образа жизни, развитие познавательного интереса к физкультуре и спорту в целом, стимулирование двигательной активности детей и подростков. Решение обозначенных задач невозможно без учета факторов, которые оказывают влияние на развитие физкультурно-спортивной активности детей и подростков.

Опираясь на научную литературу (В.В. Евсеев, Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, И.Ю. Химич и др.) можно выделить следующие факторы, которые являются определяющими для развития физкультурно-спортивной активности детей и подростков: социально-экономические факторы, политические факторы, социокультурные факторы, психолого-педагогические факторы. Рассмотри более подробно составляющие компоненты и влияние этих факторов на отношение детей и подростков к физической культуре и спорту.

Социально-экономические факторы. Материальное жизнеобеспечение играет большую роль в жизни каждого человека, поскольку необходимо обеспечить себя и свою семью всем необходимым от продуктов питания, одежды, жилья до возможности обеспечить отдых, культурное развитие членов семьи. Экономика оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности семьи, в том числе и на развитие детей и подростков в этих семьях. От уровня семейного достатка, будет зависеть и возможность реализации потребностей каждого члена семьи. Физкультурно-спортивная активность детей и подростков будет зависеть от, в том числе и от возможности родителей выделять средства на спортивный инвентарь, спортивную форму, оплачивать посещение спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях за пределами города (села), поездки на спортивные сборы, в спортивные детские лагеря и т.п.

В.В. Евсеев отмечает, что «физическое воспитание, самостоятельные занятия физкультурой и спортом могут дать в первую очередь такие ценности, как крепкое здоровье, развитие способностей, необходимых человеку в различных сферах деятельности, полноценный активный отдых. Физически подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий, владеющий разнообразными двигательными умениями и навыками, успешнее приспособится к жизни, освоит новую профессию. Его труд будет более эффективен» [2].

В тоже время, можно наблюдать и обратный эффект. Физически активное и здоровое население, способное обеспечить высокий уровень производительности труда, что будет оказывать позитивное влияние на развитие экономики. Занятия физкультурой и спортом существенным образом влияют на работоспособность и физическую выносливость человека, что также оказывает положительное влияние на умственную деятельность, формирование моральных и волевых качеств. В работах В.Н. Курысь [4] отмечается, что систематические занятия физкультурой и спортом продлевают трудоспособный возраст, способствуют увеличению жизни. Общая тенденция развитых стран - это снижение рождаемости, поэтому проблема продления трудоспособного возраста является актуальной и важной для экономики.

В настоящее время российское общество озабочено здоровьем нации. В нашей стране более активно идут строительство новых спортивных сооружений, появляется качественный спортивный инвентарь, возросло количество спортивных соревнований разного уровня. Таким образом, экономика является основой для развития физкультурно-спортивной активности. Именно развитие экономики создает возможности для подготовки специалистов в области физкультуры и спорта, а также научно-теоретическое, практическое, финансовое, кадровое обеспечение реализации физкультурно-спортивной деятельности [5].

Политические факторы. Политика - это деятельность органов государственной власти, управление социальными институтами и обществом. В сфере деятельности политики оказываются все социальные институты, в том числе и институт физической культуры и спорта. Политический фактор определяется воздействием политики на социальные процессы, на деятельность социальных общностей, на образ жизни и поведение каждого члена общества. Политический фактор будет определять идеологическую составляющую всего физкультурно-спортивного движения, определять статус в обществе людей, активно занимающихся спортом, имеющих спортивные достижения [6]. В настоящее время активно используются лица выдающихся спортсменов для рекламы товаров и

услуг. Однако, следовало бы больше отводить ресурсов для рекламы самого спорта, в котором эти спортсмены достигли высоких результатов.

Таким образом, политические факторы являются детерминантами для организации и развития физкультурно-спортивной деятельности в обществе. Влияние политических факторов обеспечивает для каждого гражданина право выбора направлений физкультурно-спортивной деятельности в зависимости от своих интересов и способностей. Политика государства выполняет стимулирующую функцию, путем оказания льгот для развития тех или иных направлений в спорте и физической культуре, которые вызывают наибольший интерес у населения (в данном случае - у детей и подростков). Например, в настоящее время большой интерес у детей и подростков вызывает занятия фигурным катанием, хоккеем. Для этого в городах строятся ледовые катки, спортивные сооружения с искусственным льдом, что позволяет заниматься этими видами спорта круглый год. Также в рамках политики пропаганды физкультуры и спорта оказывается финансовая помощь многодетным семьям, дети которых демонстрируют высокие спортивные достижения.

В тоже время возможности физкультуры и спорта используют в политических целях: пропаганда лидеров политических движений, партий и т.д. Мы видим, что и физкультурно-спортивная деятельность влияет на политические процессы в стране.

Социокультурные факторы. К социокультурным факторам, оказывающим влияние на развитие физкультурно-спортивной активности детей и молодежи можно отнести: общественное мнение, общественное сознание, уровень культурной жизни, ментальность, духовно-нравственные ориентиры, искусство, религиозная направленность. Посредством отношения общества к физической культуре и спорту формируется сознание детей и подростков относительно нужности и полезности занятий. Активное обращение к кино стимулирует познавательную, а затем и двигательную активность детей и подростков. Например, игровые фильмы «Легенда №17» (реж. Н. Лебедев), «Лёд» (реж. О. Трофим), «Движение вверх» (реж. А. Мегердичев) и др. способствуют возникновению желания заняться спортом у детей и подростков.

Информированность семьи, направленность родителей на всестороннее развитие ребенка, в том числе и физическое, культура восприятия физкультуры и спорта, а также религиозные особенности семьи оказывают основное воздействие на формирование физкультурно-спортивной активности детей и подростков [3]. Например, убежденность родителей в том, что плавание (или футбол) не женский вид спорта, будет являться сдерживающим фактором для ребенка, желающего заняться именно этим видом спорта. Религиозные представления родителей, также могут оказывать сдерживающее влияние на детей в занятиях физической культурой и спортом.

Психолого-педагогические факторы. Данные факторы оказывают влияние на личностном уровне восприятия. К психолого-педагогическим факторам относим: убежденность членов семьи в нужности (или бесполезности, вредности) занятий физкультурой и спортом; личный пример родителей, спортсменов, героев художественных произведений и т.п. в достижении высоких спортивных результатов; интересные занятия на уроке физкультуры в школе; участие в спортивных соревнованиях не только в качестве участника, но и в качестве зрителя; увлеченность и способности детей и подростков к занятиям каким-либо видом спорта; целеустремленность детей на достижение спортивных результатов.

Для детей и подростков большое значение имеет личный пример родителей. Поэтому работу по пропаганде физкультурно-спортивной активности следует проводить и среди родителей воспитанников, таким образом следует охватывать практически все население. А.Н. Савчук [7] отмечает, что работу по развитию физкультурно-спортивной активности детей и подростков необходимо «начинать с совершенствования уроков физической культурой в общеобразовательных школах. Одним из целевых показателей качественной учебной работы по предмету должно стать

увеличение количества школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом».

Все эти факторы следует рассматривать в комплексе, поскольку каждый из них связан друг с другом и оказывает комплексное влияние на развитие физкультурно-спортивной активности детей и подростков. Физическая культура и спорт оказывают влияние не только на развитие личности, но и на экономическую, политическую, культурную сферы общества. Физкультурно-спортивную активности детей необходимо развивать еще в дошкольный период, стараясь привлекать к этой работе семьи воспитанников.

Литература:

1. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации. URL: http://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/

2. Евсеев В.В. Проблема оптимизации формирования физкультурно-спортивной активности личности [Электронный ресурс] // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-optimizatsii-formirovaniya-fizkulturno-sportivnoy-aktivnosti-lichnosti

3. Зритнева Е.И. Объективные и субъективные показатели кризиса института семьи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. №1(34). С. 148-150.

4. Курысь В.Н., Смышнов К.М., Яцынин А.И. Феноменальность физического упражнения в жизнедеятельности человека // Теория и практика физической культуры. 2015. №4.

5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 136-137.

6. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, №5. С. 141-145.

Савчук А.Н., Муханова Н.В. Повышение двигательной активности школьников через мотивированную потребность в занятиях физической культурой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №5. С. 171-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.