Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии ___________________________________________№ 9-10 (55), 2015 г
СибАК
www. sibac info
2.2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТЦА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Василец Нина Витальевна
аспирант
Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова,
РФ, г. Абакан E-mail: [email protected]
FATHER OF VALUES DETERMINING INFLUENCE ON FORMATION OF VALUE-NEED SPHERE PERSON OF TEENAGERS
Nina Vasilets
postgraduate Khakass State University of N.F. Katanov,
Russia, Abakan,
АННОТАЦИЯ
Целью проведенного исследования стало изучение роли каждого из родителей на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков. Для выявления иерархий ценностей подростков и их родителей применялся комплекс методик, интегрированный в «Систему психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности» В.Г. Морогина. В результате исследования было установлено, что большее влияние на ценностно-потребностную сферу личности подростков оказывают ценности отцов. Следовательно, в современных условиях особое внимание должно быть уделено повышению социального статуса отцовства.
ABSTRACT
The aim of the study was to investigate the role of each of the parents on the formation of value-need sphere of the person of teenagers who are brought up in two-parent families. To identify the hierarchy of values
38
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 9-10 (55), 2015 г_________________________________________
СибАК
_____www.sibac.info
of adolescents and their parents to use a set of system of psychological diagnosis a value-need sphere of personality developed by V.G. Morogin. The study found that the greater impact on the value of values of teens have fathers. Therefore, in the present conditions, special attention should be paid to improving the social status of fatherhood.
Ключевые слова: формирование ценностей подростка;
ценностно-потребностная сфера личности; отцовство.
Keywords: formation of values of a teenager; value-need sphere of the individual; paternity.
Многие исследователи указывают на происходящие в современной семье изменения, созвучные общемировым тенденциям преобразования общества [1; 2]. Усиление роли личностной автономии, присущее современной семье, препятствует успешному выполнению основной задачи родителей — передаче, преобразованию и развитию содержания ценностей их детей. Подростковый возраст считается сложным, так как в этот период своей жизни человек стремится понять себя, утвердить своё «Я» в обществе и очень важно, чтобы в этот период подростку были доступны ориентиры, которые заложены в первую очередь в семье и родителях. Только в этой ситуации развития подросток сможет безболезненно выстроить свою индивидуальную систему ценностей и пройти процесс идентификации. Актуальность исследования основных факторов, влияющих на формирование ценностей подрастающего поколения, подтверждается большим количеством проблем современных подростков.
Основным социализирующим институтом для подростков остается семья, и, несмотря на большое количество исследований влияния семьи на становление личности ребенка, в основном это исследования влияния матери, отцовство же остается мало изученным. Исходя из этого, целью данного исследования стало выявление роли каждого из родителей в формировании ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) подростков. Для выявления иерархии ценностей подростков и их родителей применялся компьютерный комплекс методик психологической диагностики общественных и родовых ценностей, интегрированных в «Систему психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности», разработанный В.Г. Морогиным [3]. В структуре ЦПСЛ выделяется две подструктуры: общественная, отражающая требования общества
и государства, предъявляемые к любому человеку, и родовая, представляющая собой комплекс ценностных архетипических форм
39
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии ___________________________________________№ 9-10 (55), 2015 г
СибАК
www. sibac info
коллективного бессознательного, передающихся от родителей к детям. Комплекс методик позволяет выявить иерархию ценностей обеих подструктур, каждая из которых в свою очередь представлена восемью ценностно-потребностными зонами: Гедонистическая зона (потребности, реализующие принцип удовольствия); зона Безопасности (потребности, отражающие субъективную необходимость защиты от различных неблагоприятных воздействий); зона Эго (потребности, определяющие индивидуальные стремления и амбиции, доминирование эгоистических интересов); Экзистенциальная зона (потребности, детерминирующие общественное и политическое поведение, отражающие отношение личности к общественным и государственным институтам); Аффи-лиативная зона (потребности в межличностных взаимодействиях, обусловленные стремлением занять определенное положение среди других); Когнитивная зона (интеллектуальные и познавательные потребности, отражающие направленность на активную умственную деятельность); Ритуальная зона (потребности, связанные с родовыми и общественными традициями, с отправлением различных ритуалов, регламентирующих официальное и неофициальное поведение человека); Трансцендентальная зона (потребности личностного роста, ориентирующие на творческое и духовное самосовершенствование).
Корреляционный анализ показателей значимости общественной и родовой подструктур ЦПСЛ подростков-дочерей и их родителей выявил направленность связи ценностей подростков с ценностями родителей (Таб. 1).
Таблица 1.
Корреляционный анализ ЦПСЛ подростков-дочерей и их родителей (N=23; р < 0,05)
Общественная подструктура Родовая подструктура
Отец Мать Отец Мать
Гедонистическая зона 0,19 -0,20 0,10 0,01
Зона Безопасности -0,08 -0,17 -0,09 0,29
Эго зона 0,57 0,19 -0,06 0,12
Экзистенциальная зона -0,15 0,07 -0,33 -0,10
Аффилиативная зона 0,12 0,34 0,00 0,15
Когнитивная зона 0,00 -0,08 -0,11 -0,04
Ритуальная зона -0,24 0,14 0,29 -0,02
Трансцендентальная зона 0,21 -0,22 -0,04 0,22
40
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 9-10 (55), 2015 г_________________________________________
СибАК
_____www.sibac.info
В общественной подструктуре выявлена статистически значимая положительная корреляционная связь ценностей зоны Эго отцов и подростков-дочерей (0,57) — чем выше значимость потребностей, определяющих индивидуальные стремления и амбиции, доминирование эгоистических интересов для отцов, тем более выражены они у дочерей.
Также был проведен корреляционный анализ показателей значимости общественной и родовой подструктур ЦПСЛ подростков-сыновей и их родителей (Таб. 2).
Таблица 2.
Корреляционный анализ ЦПСЛ подростков-сыновей и их родителей (N=17; р < 0,05)
Общественная подструктура Родовая подструктура
Отец Мать Отец Мать
Гедонистическая зона 0,26 0,35 0,08 0,16
Зона Безопасности 0,74 -0,25 -0,18 -0,19
Эго зона -0,46 0,25 0,24 -0,34
Экзистенциальная зона 0,41 -0,18 0,05 0,13
Аффилиативная зона -0,09 -0,22 0,24 0,35
Когнитивная зона -0,19 -0,24 0,12 0,32
Ритуальная зона 0,12 -0,40 0,07 -0,19
Трансцендентальная зона -0,13 -0,12 0,18 -0,09
В общественной подструктуре ЦПСЛ выявлена статистически значимая связь ценностей сыновей-подростков и отцов в зоне Безопасности (0,74) — чем более значимы для отцов потребности, отражающие субъективную необходимость защиты от различных неблагоприятных воздействий, тем более значимы они для их сыновей-подростков. У подростков обоего пола в общественной подструктуре матерями и в родовой подструктуре с обоими родителями выявлены умеренные и слабые корреляционные зависимости.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что содержание ценностей подростков связано с ценностями обоих родителей, но в большей степени с ценностями отцов. Этот факт объясняется с позиций концепции детерминированности родительской любви. В отличие от безусловной материнской любви отцовская любовь имеет обусловленный характер, что побуждает ребенка соответствовать определенным требованиям и критериям и является мощным стимулом для его личностного развития. Результаты данного
41
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии ___________________________________________№ 9-10 (55), 2015 г
СибАК
www. sibac info
исследования могут быть использованы при разработке конкретных мер по укреплению института семьи в целом, и повышению социального статуса отцовства, в частности.
Список литературы:
1. Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи / О.М. Здравомыслова. — Самара, 2007 // Психология семьи: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2007. — С. 82—91.
2. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.
3. Морогин В.Г. Теория и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. № 3. Новосибирск, 2009. — С. 12—28.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Вознюк Юлия Степановна
аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Ровенского государственного гуманитарного университета,
Украина, г. Ровно E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMING AND STRENGTHENING PERSONALITY AT YOUTHFUL AGE
Yuliya Voznyuk
postgraduate student of the department of age psychology and educational psychology, Rivne State UniversityOf Humanities,
Ukraine, Rivne
42