Научная статья на тему 'Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума'

Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ (ЦПСЛ) / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА ЦПСЛ / РОДОВАЯ ПОДСТРУКТУРА ЦПСЛ / СИМУЛЬТАННАЯ ТАХИСТОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / СУКЦЕССИВНАЯ ТАХИСТОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМАЯ ЦЕННОСТЬ / VALUE-NEED PERSONALITY SPHERE (VNPS) / SOCIAL SUBSTRUCTURE OF VNPS / FAMILY SUBSTRUCTURE OF VNPS / SIMULTANEOUS TACHISTOSCOPE EXPOSITION / SUCCESSIVE TACHISTOSCOPE EXPOSITION / PERSONALLY MEANINGFUL VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морогин Владимир Григорьевич, Шанова Елена Леонидовна

В статье обсуждаются результаты исследования общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в Черногорском механико-технологическом техникуме. Использованы авторские методы симультанного и сукцессивного тахистоскопического предъявления личностно значимых ценностей, которые позволяют количественно оценить и описать общественную и родовую подструктуры ЦПСЛ. В результате исследования получены новые данные об особенностях структуры и содержания ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума, которые могут использоваться в дальнейших социально-психологических исследованиях ЦПСЛ, а также в практической работе педагогов и психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морогин Владимир Григорьевич, Шанова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Specifics of the Value-Need Personality Sphere of Technical School Students

The results of the social and the family substructures value-need personality sphere (VNPS) of Chernogorsk Mechanic-Technological College students study discusses in this article. In the study used the author's methods of simultaneous and successive tachistoscope presentation of the personally meaningful values, which allow to quantify and describe the social and family substructure of VNPS. In the research obtained new data on the characteristics of structure and content of value-need personality sphere of technical school students, which can be used in the further social-psychological researches of VNPS, as well as in the practical work of teachers and psychologists.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923+377

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА*

В. Г. Морогин, Е. Л. Шанова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье обсуждаются результаты, исследования общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в Черногорском механико-технологическом техникуме. Использованы авторские методы симультанного и сукцессивного тахистоскопического предъявления личностно значимых ценностей, которые позволяют количественно оценить и описать общественную и родовую подструктуры ЦПСЛ. В результате исследования получены новые данные об особенностях структуры и содержания ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума, которые могут использоваться в дальнейших социально-психологических исследованиях ЦПСЛ, а также в практической работе педагогов и психологов.

Ключевые слова: ценностно-потребностная сфера личности (ЦПСЛ), общественная подструктура ЦПСЛ, родовая подструктура ЦПСЛ, симультанная тахистоскопическая экспозиция, сукцессивная тахистоскопическая экспозиция, личностно значимая ценность.

Современный человек неотделим от социума, а потому его жизнь опосредована системой общественных ценностей, транслируемых социальными и властными институтами. Ценность - общественная форма, наполненная индивидуальными потребностями, форма, одинаковая у всех людей, но содержательно уникальная у каждого человека. Ценность - универсальная формальная психологическая категория, а потребность конкретна, но ни то, ни другое отдельно в человеке не существует, поскольку не бывает формы, не наполненной содержанием, так же как и неоформленного содержания. Термин «ценностно-потребностная сфера» даёт возможность соотнести категории ценности и потребности и является ключевым в концепции ценностно-потребностной сферы личности.

Ценностно-потребностная сфера личности - уникальная совокупность индивидуальных потребностей, упорядоченная системой архетипических ценностных матриц, представляющих собой обобщённое родовое наследие индивида, и формирующаяся под влиянием одобряемой этническим большинством и государством общественной системы ценностей [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Ценностно-потребностная сфера включает в себя две подструктуры:

1. Подструктура формальных общественных ценностей, которая наполняется потребностным содержанием индивида. Общественные ценности играют роль шаблона, ограничивающего индивидуальные потребности человека, поэтому они могут удовлетворяться лишь в социально приемлемой форме.

2. Вторая составляющая ценностно-потребностной сферы - глубинные родовые ценности-архетипы, также оказывающие формирующее действие на индивидуальные потребности человека. Архетипические формы придают ценностно-потребностной сфере родовую окраску.

Таким образом, уникальная совокупность индивидуальных потребностей, формирующихся в процессе всей жизни человека, попадает под пресс двух мощных факторов: общественных ценностей, содержание которых отражает интересы социума и государства и обеспечивает их социально приемлемое удовлетворение, и родовых архетипов, придающих потребностям человека, как носителя определённого архетипического наследия, родовую окраску [1].

Подструктура общественных ценностей определяет поведение человека в социально типичных ситуациях, она относительно стабильна, а вот её содержание практически целиком определяется государственными и общественно-политическими институтами, СМИ, рекламой или иными средствами социального влияния.

Архетипические ценности - родовое наследие индивида, которое передаётся от предков потомкам точно так же, как наследственные антропологические признаки. Эти ценности отражают различные уровни коллективного бессознательного, но речь идёт не о разных ценностях, а о различном их содержании [6].

Проблема классификации человеческих ценностей решается путём анализа языковых средств их выражения. С этой целью проведено специальное исследование, на первом этапе которого был составлен список всех человеческих потребностей и ценностей, которые имеют предметные обозначения в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова [7]. После этого проводился частотно-синонимический анализ этого массива с целью исключения одинаковых по смыслу и редко используемых слов. Следующий шаг заключался в том, что отобранные слова были разбиты на 12 групп, исходя из длины слова: состоящие из 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 букв. Есть и 15, и 16-буквенные слова, обозначающие потребности или ценности, но их немного, а это чересчур упрощает их группировку, осуществлённую на следующем этапе 7 экспертами, в роли которых выступили опытные психологи и педагоги. Задача, которая ставилась перед ними, состояла в том, чтобы сгруппировать в классы слова-существительные разной длины: отдельно трёхбуквенные, отдельно четырёхбуквенные, пятибуквен-

* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 12-16-19008.

114

ные и т. д. При этом ничего не говорилось ни о количестве выделяемых классов, ни о критериях, на основе которых следует осуществлять классификацию - эксперты делали эту работу как подсказывала интуиция.

Результаты экспертизы показали, что все без исключения эксперты распределили представленные для группировки существительные различной длины в одинаковое число групп - 8. Содержательно выделенные экспертами классы ценностей также оказались практически идентичными. Создавалось впечатление, что им был заранее известен принцип классификации, хотя инструкция не содержала никаких указаний, каким образом осуществлять группировку; эксперты проводили её исключительно спонтанно.

Но этот факт легко объясняется с точки зрения теории ценностно-потребностной сферы личности: 8 групп -это 8 родовых архетипических форм, которые изначально заложены в коллективном бессознательном любого человека, но которые каждая личность наполняет своим уникальным потребностным содержанием. Эти глобальные ценностные матрицы представляют бессознательные архетипы, которые придают универсальную форму индивидуальным потребностям человека. В то же время 8 выделенных экспертами групп - это восемь универсальных общественных ценностей, которые формально совпадают с родовыми архетипами, но они наполнены иным потребностным содержанием: содержание архетипов - общечеловеческие, расовые, этнические и индивидуальные потребности, а содержание общественных ценностей - побуждения, транслируемые государственными и общественно-политическими институтами с помощью средств социального влияния. Вот почему эксперты неосознанно и спонтанно классифицировали ценности именно таким образом. Какие же это ценностные зоны?

1. Гедонистическая. Включает в себя потребности, реализующие принцип удовольствия.

2. Безопасности. Представлена потребностями, отражающими субъективную необходимость защиты личности от различных неблагоприятных воздействий.

3. Эго. Наполнена потребностями, определяющими индивидуальные стремления и амбиции личности, её эгоистические интересы.

4. Экзистенциальная. Включает в себя потребности, связанные с действием социальных и политических факторов, обеспечивающих существование общества, государства и закона.

5. Аффилиативная. Аккумулирует потребности индивида в межличностных взаимодействиях, обусловленных его стремлением занять определённое положение среди других.

6. Когнитивная. Наполнена интеллектуальными и познавательными потребностями, отражающими направленность личности на активную умственную деятельность.

7. Ритуальная. В этой зоне сосредоточены потребности, связанные с традициями и отправлением различных ритуалов и обрядов, регламентирующих поведение человека.

8. Трансцендентальная. Содержит духовные потребности человека и потребности роста, ориентирующие его на творческое самосовершенствование и самоактуализацию.

Каждая зона ценностно-потребностной сферы характеризуется доминирующей направленностью личности, реализующейся в форме общественных и родовых ценностных ориентаций, спектр которых определяется конкретными потребностями, укладывающимися в соответствующий диапазон ценностного континиума [6].

Сам факт взаимодействия индивидуальных потребностей с двумя формообразующими факторами - подструктурами общественных и родовых ценностей - подсказывает, что идентификация - продукт общественных требований, предъявляемых индивиду социумом, а идентичность - самотождественность личности, выражающаяся в степени соответствия её индивидуальных потребностей требованиям родового бессознательного, реализация архетипического наследия в человеке.

Эмпирически идентификация представляет собой особую конфигурацию общественной подструктуры цен-ностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ), а идентичность - родовой. Для экспериментального исследования общественной и родовой подструктур ЦПСЛ разработаны специальные методы, основанные на принципе тахистоскопического предъявления личностно значимых ценностей. Симультанная (одновременная кратковременная) экспозиция, реализованная в методике «Тахистоскоп», используется для выявления общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности, сукцессивная (последовательная кратковременная) экспозиция, применяемая в тесте «Калейдоскоп», - для определения родовой подструктуры ЦПСЛ [8].

В симультанном варианте тахистоскопического метода все восемь ценностей, которые субъект сам выбрал или сформулировал на предварительном этапе эксперимента, предъявляются одновременно, поэтому в этой ситуации, скорее всего, будет опознана самая значимая с общественной точки зрения ценность. В этом тесте отдельные ценности не оказывают влияния друг на друга, потому что вероятность появления каждой из них в каждой точке зрительного поля абсолютно одинакова. Но у каждой ценности своя личностная значимость, и легче всего будет опознаваться самая важная для субъекта ценность - та, которая указывает на доминирующую потребность. Изучив в эксперименте вероятность опознания всех стимулов, отражающих субъективное содержание ценностей, можно получить индивидуальную ценностную структуру субъекта, то есть определить, какие из ценностей для него более важны, какие - менее. Анализ этой структуры подскажет, чего субъект хочет, а чего не хочет даже в том случае, если он не осознает их. В результате 64-х экспозиций выявляется статистически самый сильный ценностный аттитюд, то есть та группа потребностей, формой для которых служит наиболее часто опознаваемая ценность.

С помощью симультанной тахистоскопической техники предъявления личностно значимых ценностей диагностируется общественная подструктура ценностно-потребностной сферы личности. Технически тахистоско-пический тест проводится следующим образом: в течение 0,01 сек. испытуемому в письменной вербальной

форме на экране монитора предъявляются одновременно 8 предварительно им самим отобранных личностно значимых ценностей. При каждой экспозиции ценности экспонируются в различных возможных комбинациях. Испытуемый должен назвать ценность, которую ему удалось опознать, а экспериментатор фиксирует названное слово, набирая его на клавиатуре. Порядок предъявления ценностей уравнивается с помощью метода латинского квадрата, поэтому количество экспозиций соответствует суммарному числу появлений восьми ценностей в каждой из возможных позиций - 64-х.

Сукцессивная тахистоскопическая процедура, реализуемая в тесте «Калейдоскоп», предполагает последовательное предъявление личностно значимых для субъекта ценностей, поэтому каждая ценность оказывает влияние на опознание других. Как и в симультанном тахистоскопическом эксперименте, при сукцессивном предъявлении нет восприятия из-за слишком короткого времени экспозиции, поэтому в опознании должны быть задействованы иные психологические механизмы. Поскольку испытуемый работает со своими личностно значимыми ценностями, можно предположить, что эти ценностные формы уже имеются в его бессознательном, и субъект с большей вероятностью опознает те из них, содержанием которых являются потребности, оказывающие наибольшее влияние на остальные ценности. В коллективном бессознательном в качестве таких ценностных форм выступают родовые архетипы, поэтому в сукцессивном эксперименте чаще других будет опознаваться наиболее «влиятельный» из них. Таким образом, с помощью сукцессивной тахистоскопической техники исследуется родовая архетипическая подструктура ценностно-потребностной сферы личности [2; 3; 4; 9; 10].

Цель исследования - изучить особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ студентов средне-профессионального образования на примере Черногорского механико-технологического техникума.

В исследовании приняли участие 82 студента этого учебного заведения, из них 41 девушка и 41 юноша; 21 (11 девушек и 10 юношей в возрасте 16-17 лет) - студенты 1-го курса, 21 (10 девушек и 11 юношей в возрасте 16-17 и 18 лет) - 2-го, 20 (10 девушек и 10 юношей в возрасте 17-18 и 19 лет) - 3-го, 20 (10 девушек и 10 юношей в возрасте 18-19 лет) - 4-го курса.

Специальности, по которым обучались участники эксперимента, - «Экономика и бухгалтерский учёт», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий», «Коммерция», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Все студенты проживали на территории Республики Хакасия.

В качестве экспериментальной гипотезы в исследовании были выдвинуты следующие предположения:

1. Поскольку содержание общественной подструктуры ЦПСЛ в раннем юношеском возрасте формируется под одинаковым влиянием социальных и государственных институтов, СМИ, рекламы и иных социальных воздействий, различия по этим показателям будут постепенно сглаживаться с 16 до 19 лет.

2. Содержание родовой подструктуры ЦПСЛ обусловлено архетипическими особенностями коллективного бессознательного, передаваемыми от предков к потомкам, поэтому различия в показателях родовой подструктры ЦПСЛ у юношей и девушек к 19 годам останутся без изменений.

11 10

Гед*

Без

Эго

Экз*** Афи ■ Общ ПРод

Ког

Рит

Тра

Рис. 1. Общественная и родовая подструктуры ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума

На рисунке 1 представлены общественная и родовая подструктуры ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума (ЧМТТ). В общественной подструктуре доминирующее положение занимают гедонистические и аффилиативные ценности, что свидетельствует о высокой значимости потребностей удовольствия и межличностного взаимодействия. По-видимому, в подростково-юношеском возрасте получение наслаждений и общение являются главными стимулами поведения.

В родовой подструктуре ЦПСЛ студентов ЧМТТ преобладают потребности гедонистической ценностной зоны, что указывает на их архетипическое происхождение. Кроме того, в родовой подструктуре ЦПСЛ высокое положение занимают ценности безопасности, а также трансцендентальной и аффилиативной зон, это свидетельствует о достаточно высокой значимости потребностей, неудовлетворение которых способно спровоцировать состояние бессознательной тревоги, неосознанных потребностей в саморазвитии и межличностном обще-

9

8

7

6

5

4

нии. Значительная представленность трансцендентальной зоны в родовой подструктуре ЦПСЛ студентов ЧМТТ может свидетельствовать о том, что бессознательное стремление к личностному росту и самосовершенствованию архетипически обусловлено.

В отличие от родовой, общественная подструктура ЦПСЛ студентов ЧМТТ не имеет выраженных «пиков» в ценностных зонах. Возможно, это обусловлено одинаковым воздействием социальных институтов и средств массовой информации на всех участников эксперимента, что способствует формированию примерно одних и тех же социальных потребностей и сходных социально приемлемых норм и правил поведения. Родовая подструктура отличается от общественной, прежде всего, ярко выраженным доминированием гедонистических потребностей зоны, а также безопасности, трансцендентальной и аффилиативной зон, что свидетельствует о значительной вариативности содержания родовых ценностей.

Статистически достоверные различия обнаружены в зоне экзистенциальных ценностей, включающей в себя потребности, детерминирующие общественное и политическое поведение и сформировавшиеся в процессе социализации отношения к общественным и государственным институтам, а также в гедонистической зоне, где реализуется принцип удовольствия. В экзистенциальной зоне доминируют потребности общественной подструктуры, в гедонистической - родовой.

Общественная подструктура ЦПСЛ Родовая подструктура ЦПСЛ

11

11

9

7

оГед оБез оЭго оЭкз* оАфи оКог оРит оТра □ 16 ■ 17 118 119

I

11 I.

рГед рБез рЭго** рЭкз рАфи рКог рРит рТра □ 16 117 118 ■ 19

9

7

5

5

3

3

Рис. 2. Возрастные особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума

На рисунке 2 представлены возрастные особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума в интервале от 16 до 19 лет. В общественной подструктуре этой выборки статистически достоверные различия фиксируются в экзистенциальной зоне - значимость потребностей, определяющих общественное и политическое поведение, резко снижается к 18-летнему возрасту, затем снова растёт. Доминирующими в общественной подструктуре ЦПСЛ остаются гедонистические потребности, значимость которых с возрастом неуклонно растёт, и ценности аффилиативной зоны, что вообще свойственно для юношеского периода формирования личности.

Родовая подструктура ЦПСЛ 16-19-летних студентов более всего представлена гедонистической, зоной безопасности, аффилиативной и трансцендентальной. Родовые потребности гедонистической зоны с возрастом приобретают всё большее значение, в зоне безопасности в 17 лет наблюдается некоторый спад, затем значительный рост, что может указывать на усиление бессознательных страхов в 18-19-летнем возрасте.

В родовой подструктуре ЦПСЛ студентов ЧМТТ также наблюдается статистически достоверное снижение значимости родовых эго-потребностей, свидетельствующее о существенной коррекции содержания эго-зоны, включающей в себя потребности, определяющие индивидуальные стремления и амбиции личности.

Таким образом, экспериментально-психологическое исследование особенностей общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности студентов Черногорского механико-технологического техникума подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что:

1. Различия общественной и родовой подструктур ЦПСЛ в раннем юношеском возрасте касаются гедонистической и экзистенциальной ценностных зон. В экзистенциальной зоне доминирует содержание общественной подструктуры, в гедонистической более значимыми являются родовые потребности.

2. В раннем юношеском возрасте общественная подструктура ЦПСЛ имеет более сглаженный вид по сравнению с родовой, поскольку её содержание в этом возрасте формируется под влиянием социальных и государственных институтов, СМИ и рекламы.

3. Содержание родовой подструктуры ЦПСЛ обусловлено архетипическими особенностями коллективного бессознательного, передаваемыми от предков к потомкам, поэтому институты социализации не оказывают такого сильного влияния на содержание её зон. По этой причине родовая подструктура ЦПСЛ имеет более вариативный вид по сравнению с общественной.

4. Возрастные различия в раннем юношеском возрасте в большей степени сглажены именно в общественной подструктуре ЦПСЛ по сравнению с родовой.

Библиографический список

1. Морогин, В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности: монография / В. Г. Морогин. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2003. - 357 с.

2. Морогин, В. Г. Теория и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности / В. Г. Морогин // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - Новосибирск. - 2009. - № 3. - С. 12-28.

3. Морогин, В. Г. Теория и методология экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности Часть I / В. Г. Морогин // Социальный психолог.- Ярославль, 2007. - N° 1 (13). - С. 27-39.

4. Морогин, В. Г. Теория и методология экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности Часть II / В. Г. Морогин // Социальный психолог. - Ярославль, 2008. - № 1 (15). - С. 19-30.

5. Морогин, В. Г. Общетеоретические и этнопсихологические вопросы теории ценностно-потребностной сферы личности / В. Г. Морогин // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010). В 2-х ч. Ч. I. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 91-111.

6. Морогин, В. Г. Ценностно-потребностная структура идентификации и идентичности // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы / под общ. ред. В. Г. Морогина. - Абакан: ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2012. - С. 3-10.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. Изд. 11-е, стер.- М.: Русский язык, 1989. - 846 с.

8. Морогин, В. Г. Этническая идентификация и этническая идентичность в молодом, зрелом и пожилом возрасте / В. Г. Морогин,

A. С. Давыдов // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы / под общ. ред. В. Г. Морогина. - Абакан: ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2012. - С. 34-36.

9. Морогин, В. Г. Методы психологического исследования структуры и содержания ценностно-потребностной сферы личности /

B. Г. Морогин // II Сибирский психологический форум «Психологическое исследование: теория, методология, практика» (29 ноября -1 декабря). - Томск: Изд-во ТГУ, 2007. - С. 72-82.

10. Морогин, В. Г. Теория и практика ценностно-потребностной диагностики профессиональной мотивации / В. Г. Морогин // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию доктора психологических наук, почётного профессора НГПУ Владимира Григорьевича Леонтьева. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 42-67.

© Морогин В. Г., Шанова Е. Л., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.