ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.923+377
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА*
В. Г. Морогин, Е. Л. Шанова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье обсуждаются результаты, исследования общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в Черногорском механико-технологическом техникуме. Использованы авторские методы симультанного и сукцессивного тахистоскопического предъявления личностно значимых ценностей, которые позволяют количественно оценить и описать общественную и родовую подструктуры ЦПСЛ. В результате исследования получены новые данные об особенностях структуры и содержания ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума, которые могут использоваться в дальнейших социально-психологических исследованиях ЦПСЛ, а также в практической работе педагогов и психологов.
Ключевые слова: ценностно-потребностная сфера личности (ЦПСЛ), общественная подструктура ЦПСЛ, родовая подструктура ЦПСЛ, симультанная тахистоскопическая экспозиция, сукцессивная тахистоскопическая экспозиция, личностно значимая ценность.
Современный человек неотделим от социума, а потому его жизнь опосредована системой общественных ценностей, транслируемых социальными и властными институтами. Ценность - общественная форма, наполненная индивидуальными потребностями, форма, одинаковая у всех людей, но содержательно уникальная у каждого человека. Ценность - универсальная формальная психологическая категория, а потребность конкретна, но ни то, ни другое отдельно в человеке не существует, поскольку не бывает формы, не наполненной содержанием, так же как и неоформленного содержания. Термин «ценностно-потребностная сфера» даёт возможность соотнести категории ценности и потребности и является ключевым в концепции ценностно-потребностной сферы личности.
Ценностно-потребностная сфера личности - уникальная совокупность индивидуальных потребностей, упорядоченная системой архетипических ценностных матриц, представляющих собой обобщённое родовое наследие индивида, и формирующаяся под влиянием одобряемой этническим большинством и государством общественной системы ценностей [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Ценностно-потребностная сфера включает в себя две подструктуры:
1. Подструктура формальных общественных ценностей, которая наполняется потребностным содержанием индивида. Общественные ценности играют роль шаблона, ограничивающего индивидуальные потребности человека, поэтому они могут удовлетворяться лишь в социально приемлемой форме.
2. Вторая составляющая ценностно-потребностной сферы - глубинные родовые ценности-архетипы, также оказывающие формирующее действие на индивидуальные потребности человека. Архетипические формы придают ценностно-потребностной сфере родовую окраску.
Таким образом, уникальная совокупность индивидуальных потребностей, формирующихся в процессе всей жизни человека, попадает под пресс двух мощных факторов: общественных ценностей, содержание которых отражает интересы социума и государства и обеспечивает их социально приемлемое удовлетворение, и родовых архетипов, придающих потребностям человека, как носителя определённого архетипического наследия, родовую окраску [1].
Подструктура общественных ценностей определяет поведение человека в социально типичных ситуациях, она относительно стабильна, а вот её содержание практически целиком определяется государственными и общественно-политическими институтами, СМИ, рекламой или иными средствами социального влияния.
Архетипические ценности - родовое наследие индивида, которое передаётся от предков потомкам точно так же, как наследственные антропологические признаки. Эти ценности отражают различные уровни коллективного бессознательного, но речь идёт не о разных ценностях, а о различном их содержании [6].
Проблема классификации человеческих ценностей решается путём анализа языковых средств их выражения. С этой целью проведено специальное исследование, на первом этапе которого был составлен список всех человеческих потребностей и ценностей, которые имеют предметные обозначения в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова [7]. После этого проводился частотно-синонимический анализ этого массива с целью исключения одинаковых по смыслу и редко используемых слов. Следующий шаг заключался в том, что отобранные слова были разбиты на 12 групп, исходя из длины слова: состоящие из 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 букв. Есть и 15, и 16-буквенные слова, обозначающие потребности или ценности, но их немного, а это чересчур упрощает их группировку, осуществлённую на следующем этапе 7 экспертами, в роли которых выступили опытные психологи и педагоги. Задача, которая ставилась перед ними, состояла в том, чтобы сгруппировать в классы слова-существительные разной длины: отдельно трёхбуквенные, отдельно четырёхбуквенные, пятибуквен-
* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 12-16-19008.
114
ные и т. д. При этом ничего не говорилось ни о количестве выделяемых классов, ни о критериях, на основе которых следует осуществлять классификацию - эксперты делали эту работу как подсказывала интуиция.
Результаты экспертизы показали, что все без исключения эксперты распределили представленные для группировки существительные различной длины в одинаковое число групп - 8. Содержательно выделенные экспертами классы ценностей также оказались практически идентичными. Создавалось впечатление, что им был заранее известен принцип классификации, хотя инструкция не содержала никаких указаний, каким образом осуществлять группировку; эксперты проводили её исключительно спонтанно.
Но этот факт легко объясняется с точки зрения теории ценностно-потребностной сферы личности: 8 групп -это 8 родовых архетипических форм, которые изначально заложены в коллективном бессознательном любого человека, но которые каждая личность наполняет своим уникальным потребностным содержанием. Эти глобальные ценностные матрицы представляют бессознательные архетипы, которые придают универсальную форму индивидуальным потребностям человека. В то же время 8 выделенных экспертами групп - это восемь универсальных общественных ценностей, которые формально совпадают с родовыми архетипами, но они наполнены иным потребностным содержанием: содержание архетипов - общечеловеческие, расовые, этнические и индивидуальные потребности, а содержание общественных ценностей - побуждения, транслируемые государственными и общественно-политическими институтами с помощью средств социального влияния. Вот почему эксперты неосознанно и спонтанно классифицировали ценности именно таким образом. Какие же это ценностные зоны?
1. Гедонистическая. Включает в себя потребности, реализующие принцип удовольствия.
2. Безопасности. Представлена потребностями, отражающими субъективную необходимость защиты личности от различных неблагоприятных воздействий.
3. Эго. Наполнена потребностями, определяющими индивидуальные стремления и амбиции личности, её эгоистические интересы.
4. Экзистенциальная. Включает в себя потребности, связанные с действием социальных и политических факторов, обеспечивающих существование общества, государства и закона.
5. Аффилиативная. Аккумулирует потребности индивида в межличностных взаимодействиях, обусловленных его стремлением занять определённое положение среди других.
6. Когнитивная. Наполнена интеллектуальными и познавательными потребностями, отражающими направленность личности на активную умственную деятельность.
7. Ритуальная. В этой зоне сосредоточены потребности, связанные с традициями и отправлением различных ритуалов и обрядов, регламентирующих поведение человека.
8. Трансцендентальная. Содержит духовные потребности человека и потребности роста, ориентирующие его на творческое самосовершенствование и самоактуализацию.
Каждая зона ценностно-потребностной сферы характеризуется доминирующей направленностью личности, реализующейся в форме общественных и родовых ценностных ориентаций, спектр которых определяется конкретными потребностями, укладывающимися в соответствующий диапазон ценностного континиума [6].
Сам факт взаимодействия индивидуальных потребностей с двумя формообразующими факторами - подструктурами общественных и родовых ценностей - подсказывает, что идентификация - продукт общественных требований, предъявляемых индивиду социумом, а идентичность - самотождественность личности, выражающаяся в степени соответствия её индивидуальных потребностей требованиям родового бессознательного, реализация архетипического наследия в человеке.
Эмпирически идентификация представляет собой особую конфигурацию общественной подструктуры цен-ностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ), а идентичность - родовой. Для экспериментального исследования общественной и родовой подструктур ЦПСЛ разработаны специальные методы, основанные на принципе тахистоскопического предъявления личностно значимых ценностей. Симультанная (одновременная кратковременная) экспозиция, реализованная в методике «Тахистоскоп», используется для выявления общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности, сукцессивная (последовательная кратковременная) экспозиция, применяемая в тесте «Калейдоскоп», - для определения родовой подструктуры ЦПСЛ [8].
В симультанном варианте тахистоскопического метода все восемь ценностей, которые субъект сам выбрал или сформулировал на предварительном этапе эксперимента, предъявляются одновременно, поэтому в этой ситуации, скорее всего, будет опознана самая значимая с общественной точки зрения ценность. В этом тесте отдельные ценности не оказывают влияния друг на друга, потому что вероятность появления каждой из них в каждой точке зрительного поля абсолютно одинакова. Но у каждой ценности своя личностная значимость, и легче всего будет опознаваться самая важная для субъекта ценность - та, которая указывает на доминирующую потребность. Изучив в эксперименте вероятность опознания всех стимулов, отражающих субъективное содержание ценностей, можно получить индивидуальную ценностную структуру субъекта, то есть определить, какие из ценностей для него более важны, какие - менее. Анализ этой структуры подскажет, чего субъект хочет, а чего не хочет даже в том случае, если он не осознает их. В результате 64-х экспозиций выявляется статистически самый сильный ценностный аттитюд, то есть та группа потребностей, формой для которых служит наиболее часто опознаваемая ценность.
С помощью симультанной тахистоскопической техники предъявления личностно значимых ценностей диагностируется общественная подструктура ценностно-потребностной сферы личности. Технически тахистоско-пический тест проводится следующим образом: в течение 0,01 сек. испытуемому в письменной вербальной
форме на экране монитора предъявляются одновременно 8 предварительно им самим отобранных личностно значимых ценностей. При каждой экспозиции ценности экспонируются в различных возможных комбинациях. Испытуемый должен назвать ценность, которую ему удалось опознать, а экспериментатор фиксирует названное слово, набирая его на клавиатуре. Порядок предъявления ценностей уравнивается с помощью метода латинского квадрата, поэтому количество экспозиций соответствует суммарному числу появлений восьми ценностей в каждой из возможных позиций - 64-х.
Сукцессивная тахистоскопическая процедура, реализуемая в тесте «Калейдоскоп», предполагает последовательное предъявление личностно значимых для субъекта ценностей, поэтому каждая ценность оказывает влияние на опознание других. Как и в симультанном тахистоскопическом эксперименте, при сукцессивном предъявлении нет восприятия из-за слишком короткого времени экспозиции, поэтому в опознании должны быть задействованы иные психологические механизмы. Поскольку испытуемый работает со своими личностно значимыми ценностями, можно предположить, что эти ценностные формы уже имеются в его бессознательном, и субъект с большей вероятностью опознает те из них, содержанием которых являются потребности, оказывающие наибольшее влияние на остальные ценности. В коллективном бессознательном в качестве таких ценностных форм выступают родовые архетипы, поэтому в сукцессивном эксперименте чаще других будет опознаваться наиболее «влиятельный» из них. Таким образом, с помощью сукцессивной тахистоскопической техники исследуется родовая архетипическая подструктура ценностно-потребностной сферы личности [2; 3; 4; 9; 10].
Цель исследования - изучить особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ студентов средне-профессионального образования на примере Черногорского механико-технологического техникума.
В исследовании приняли участие 82 студента этого учебного заведения, из них 41 девушка и 41 юноша; 21 (11 девушек и 10 юношей в возрасте 16-17 лет) - студенты 1-го курса, 21 (10 девушек и 11 юношей в возрасте 16-17 и 18 лет) - 2-го, 20 (10 девушек и 10 юношей в возрасте 17-18 и 19 лет) - 3-го, 20 (10 девушек и 10 юношей в возрасте 18-19 лет) - 4-го курса.
Специальности, по которым обучались участники эксперимента, - «Экономика и бухгалтерский учёт», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий», «Коммерция», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Все студенты проживали на территории Республики Хакасия.
В качестве экспериментальной гипотезы в исследовании были выдвинуты следующие предположения:
1. Поскольку содержание общественной подструктуры ЦПСЛ в раннем юношеском возрасте формируется под одинаковым влиянием социальных и государственных институтов, СМИ, рекламы и иных социальных воздействий, различия по этим показателям будут постепенно сглаживаться с 16 до 19 лет.
2. Содержание родовой подструктуры ЦПСЛ обусловлено архетипическими особенностями коллективного бессознательного, передаваемыми от предков к потомкам, поэтому различия в показателях родовой подструктры ЦПСЛ у юношей и девушек к 19 годам останутся без изменений.
11 10
Гед*
Без
Эго
Экз*** Афи ■ Общ ПРод
Ког
Рит
Тра
Рис. 1. Общественная и родовая подструктуры ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума
На рисунке 1 представлены общественная и родовая подструктуры ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума (ЧМТТ). В общественной подструктуре доминирующее положение занимают гедонистические и аффилиативные ценности, что свидетельствует о высокой значимости потребностей удовольствия и межличностного взаимодействия. По-видимому, в подростково-юношеском возрасте получение наслаждений и общение являются главными стимулами поведения.
В родовой подструктуре ЦПСЛ студентов ЧМТТ преобладают потребности гедонистической ценностной зоны, что указывает на их архетипическое происхождение. Кроме того, в родовой подструктуре ЦПСЛ высокое положение занимают ценности безопасности, а также трансцендентальной и аффилиативной зон, это свидетельствует о достаточно высокой значимости потребностей, неудовлетворение которых способно спровоцировать состояние бессознательной тревоги, неосознанных потребностей в саморазвитии и межличностном обще-
9
8
7
6
5
4
нии. Значительная представленность трансцендентальной зоны в родовой подструктуре ЦПСЛ студентов ЧМТТ может свидетельствовать о том, что бессознательное стремление к личностному росту и самосовершенствованию архетипически обусловлено.
В отличие от родовой, общественная подструктура ЦПСЛ студентов ЧМТТ не имеет выраженных «пиков» в ценностных зонах. Возможно, это обусловлено одинаковым воздействием социальных институтов и средств массовой информации на всех участников эксперимента, что способствует формированию примерно одних и тех же социальных потребностей и сходных социально приемлемых норм и правил поведения. Родовая подструктура отличается от общественной, прежде всего, ярко выраженным доминированием гедонистических потребностей зоны, а также безопасности, трансцендентальной и аффилиативной зон, что свидетельствует о значительной вариативности содержания родовых ценностей.
Статистически достоверные различия обнаружены в зоне экзистенциальных ценностей, включающей в себя потребности, детерминирующие общественное и политическое поведение и сформировавшиеся в процессе социализации отношения к общественным и государственным институтам, а также в гедонистической зоне, где реализуется принцип удовольствия. В экзистенциальной зоне доминируют потребности общественной подструктуры, в гедонистической - родовой.
Общественная подструктура ЦПСЛ Родовая подструктура ЦПСЛ
11
11
9
7
оГед оБез оЭго оЭкз* оАфи оКог оРит оТра □ 16 ■ 17 118 119
I
11 I.
рГед рБез рЭго** рЭкз рАфи рКог рРит рТра □ 16 117 118 ■ 19
9
7
5
5
3
3
Рис. 2. Возрастные особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума
На рисунке 2 представлены возрастные особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ студентов Черногорского механико-технологического техникума в интервале от 16 до 19 лет. В общественной подструктуре этой выборки статистически достоверные различия фиксируются в экзистенциальной зоне - значимость потребностей, определяющих общественное и политическое поведение, резко снижается к 18-летнему возрасту, затем снова растёт. Доминирующими в общественной подструктуре ЦПСЛ остаются гедонистические потребности, значимость которых с возрастом неуклонно растёт, и ценности аффилиативной зоны, что вообще свойственно для юношеского периода формирования личности.
Родовая подструктура ЦПСЛ 16-19-летних студентов более всего представлена гедонистической, зоной безопасности, аффилиативной и трансцендентальной. Родовые потребности гедонистической зоны с возрастом приобретают всё большее значение, в зоне безопасности в 17 лет наблюдается некоторый спад, затем значительный рост, что может указывать на усиление бессознательных страхов в 18-19-летнем возрасте.
В родовой подструктуре ЦПСЛ студентов ЧМТТ также наблюдается статистически достоверное снижение значимости родовых эго-потребностей, свидетельствующее о существенной коррекции содержания эго-зоны, включающей в себя потребности, определяющие индивидуальные стремления и амбиции личности.
Таким образом, экспериментально-психологическое исследование особенностей общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности студентов Черногорского механико-технологического техникума подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что:
1. Различия общественной и родовой подструктур ЦПСЛ в раннем юношеском возрасте касаются гедонистической и экзистенциальной ценностных зон. В экзистенциальной зоне доминирует содержание общественной подструктуры, в гедонистической более значимыми являются родовые потребности.
2. В раннем юношеском возрасте общественная подструктура ЦПСЛ имеет более сглаженный вид по сравнению с родовой, поскольку её содержание в этом возрасте формируется под влиянием социальных и государственных институтов, СМИ и рекламы.
3. Содержание родовой подструктуры ЦПСЛ обусловлено архетипическими особенностями коллективного бессознательного, передаваемыми от предков к потомкам, поэтому институты социализации не оказывают такого сильного влияния на содержание её зон. По этой причине родовая подструктура ЦПСЛ имеет более вариативный вид по сравнению с общественной.
4. Возрастные различия в раннем юношеском возрасте в большей степени сглажены именно в общественной подструктуре ЦПСЛ по сравнению с родовой.
Библиографический список
1. Морогин, В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности: монография / В. Г. Морогин. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2003. - 357 с.
2. Морогин, В. Г. Теория и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности / В. Г. Морогин // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - Новосибирск. - 2009. - № 3. - С. 12-28.
3. Морогин, В. Г. Теория и методология экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности Часть I / В. Г. Морогин // Социальный психолог.- Ярославль, 2007. - N° 1 (13). - С. 27-39.
4. Морогин, В. Г. Теория и методология экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности Часть II / В. Г. Морогин // Социальный психолог. - Ярославль, 2008. - № 1 (15). - С. 19-30.
5. Морогин, В. Г. Общетеоретические и этнопсихологические вопросы теории ценностно-потребностной сферы личности / В. Г. Морогин // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010). В 2-х ч. Ч. I. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 91-111.
6. Морогин, В. Г. Ценностно-потребностная структура идентификации и идентичности // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы / под общ. ред. В. Г. Морогина. - Абакан: ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2012. - С. 3-10.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. Изд. 11-е, стер.- М.: Русский язык, 1989. - 846 с.
8. Морогин, В. Г. Этническая идентификация и этническая идентичность в молодом, зрелом и пожилом возрасте / В. Г. Морогин,
A. С. Давыдов // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы / под общ. ред. В. Г. Морогина. - Абакан: ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2012. - С. 34-36.
9. Морогин, В. Г. Методы психологического исследования структуры и содержания ценностно-потребностной сферы личности /
B. Г. Морогин // II Сибирский психологический форум «Психологическое исследование: теория, методология, практика» (29 ноября -1 декабря). - Томск: Изд-во ТГУ, 2007. - С. 72-82.
10. Морогин, В. Г. Теория и практика ценностно-потребностной диагностики профессиональной мотивации / В. Г. Морогин // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию доктора психологических наук, почётного профессора НГПУ Владимира Григорьевича Леонтьева. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - С. 42-67.
© Морогин В. Г., Шанова Е. Л., 2013