СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 316.334.22 Б.л. ТОКАРСКИЙ
ББК 60.526.1 зав. кафедрой социологии и социальной работы
Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
Н.М. ТОКАРСКАЯ
доктор экономических наук, профессор Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ С УРОВНЕМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ*
Анализируется взаимосвязь категорий «уровень» и «качество жизни» населения, рассматриваются концепции и теоретико-методологические основы формирования качества жизни, приведена система показателей оценки уровня и качества жизни.
Ключевые слова: уровень жизни, качество жизни, концепции и показатели формирования качества жизни населения, качество трудовой жизни.
B.L. TOKARSKY
Chairholder, Chair of Sociology and Social Work, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
N.M. TOKARSKAY
Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
ABOUT INTERRELATION OF LIFE QUALITY WITH POPULATION LIVING STANDARDS
The authors analyze the interrelation of such categories as «living standards» and «life quality» of population; study the concepts and theoretical and methodological bases of life quality formation and present the system of assessment indices of living standards and quality of life.
Keywords: living standards, quality of life, concept and indices of population life quality forming, quality of labor life.
Между категориями уровня и качества ленный уровень материального благосостоя-
жизни имеет место зависимость генетичес- ния, развития экономики, науки, культуры и
кого характера, которая выражается в том, пр., находящий отражение в понятии уровня
что в основе качества жизни лежит опреде- жизни. Качество жизни можно представить
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города», реализуемого в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы, госконтракт с Минобрнауки РФ № 14.740.11.0564.
© Б.Л. Токарский, Н.М. Токарская , 2011
как показатель, снимающий ограниченность понятия «уровень жизни» измерением тех качественных условий удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению [1, с. 20-21].
Если уровень жизни характеризует реализацию нужд членов общества в благах, то качество жизни — степень удовлетворения потребностей с достижением того определенного личностно-психологического состояния, без адекватной оценки которого невозможно судить о реальном состоянии удовлетворения потребностей людей. При этом нужно видеть отличия понятия «качество жизни» от понятий «качество рабочей силы», «качество труда», «качество трудовой жизни». Как отмечает В.А. Ядов, качество рабочей силы — это степень профессиональной и квалификационной пригодности работника к выполнению определенных трудовых функций с учетом их сложности и ответственности работника за качество и установленный срок изготовления продукта. Качество рабочей силы определяется ее природными свойствами (пол, возраст, физическая сила и т.д.) и социокультурными нормами. Первые обусловливают разделение труда, вторые — его ценность, востребованность на рынке труда [6, с. 102-103]. Качество труда — совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с требованиями.
Показатели качества труда — качественные и количественные характеристики процесса работы и ее результатов. Качество труда зависит от сложности и условий труда, квалификации и отношения работника к труду [там же, с. 103].
Качество трудовой жизни — совокупность условий, определяющих степень эффективной реализации трудового потенциала общества, предприятия, отдельного человека. Качество трудовой жизни — составляющая более общей категории качества жизни и возможностей развития личности граждан. Существует три подхода к оценке качества трудовой жизни. Первый оценивает результат проведения реформ и социальной политики и нацелен прежде всего на обеспечение достойного уровня жизни. Второй имеет целью беспристрастное определение
экономического, социального, политического и культурного состояния общества. Третий предполагает оценку качества трудовой жизни преимущественно на рабочем месте. Задача данного методологического подхода заключается в создании условий, препятствующих процессу отчуждения труда. Основу концепции качества трудовой жизни составляет положение: главным мотиватором должна являться не зарплата, не карьера, а удовлетворенность от достижений в процессе труда.
Концепция качества жизни формулирует совокупность условий, определяющих физическое, психологическое и социальное благополучие человека и социальных групп. Такие условия включают не только объективные обстоятельства (питание, жилище, занятость, образование), но и субъективную оценку благополучия — удовлетворенность своей жизнью, в том числе трудовой.
Говоря о взаимосвязи качества жизни с уровнем жизни, следует учитывать, что последний выражается системой количественных и качественных показателей, отражающих различные его стороны, — общим объемом потребляемых материальных благ и услуг в расчете на душу населения; уровнем потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также услуг; реальными доходами населения; размером оплаты труда; продолжительностью рабочего и свободного времени; жилищными условиями; показателями уровня развития образования, здравоохранения, культуры и др.
В целом показатели уровня жизни населения могут быть классифицированы по следующим группам:
- стоимостные: национальный доход,
валовой внутренний продукт и его доля, направляемая на социальные нужды, объем потребления материальных благ и услуг, реальные доходы населения, размер оплаты труда, пенсий, уровень розничных цен на товары массового спроса и тарифы на платные услуги, сбережения населения и т.д.;
- натуральные: показатели потребления отдельных материальных благ и услуг, обеспеченности населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования;
- характеризующие развитие отраслей непроизводственной социальной сферы;
- выраженные во временной форме: продолжительность рабочего дня и рабочей недели, продолжительность и использование внерабочего и свободного времени и др.;
- социально-демографические: рождае-
мость, смертность, прирост населения, средняя и ожидаемая продолжительность жизни;
- характеризующие состояние и охрану окружающей среды;
- характеризующие уровень социальноправовой защищенности.
В условиях формирования рыночных отношений в России в 1990-е гг. на общем фоне обнищания широких слоев населения сложилась резкая поляризация уровня жизни бедных и богатых слоев.
Особенно острой проблемой расслоение общества оказалось в сибирских регионах, по комплексу жизненных условий значительно отстававших от центральных районов во все периоды общественного развития.
В течение 2001-2008 гг. под научным руководством доктора экономических наук, профессора Н.М. Токарской проводился социологический мониторинг уровня жизни населения г. Иркутска. Комплексный характер исследования обеспечило использование также материалов монографий, научнопрактических конференций по проблемам уровня жизни населения, нормативно-правовых актов в области социальных отношений, данных государственной статистики, ресурсов информационной сети Интернет.
В результате:
- были определены методические подходы к оценке уровня жизни;
- дана оценка структуры и размера прожиточного минимума как критерия минимального жизненного стандарта;
- проведен комплексный социально-экономический анализ уровня жизни населения крупного сибирского города (на примере г. Иркутска) на основе данных стратегических и социологических обследований;
- обоснована необходимость государственного регулирования уровня жизни населения г. Иркутска в целях реализации государственных задач в рамках комплексного социально-экономического развития города.
Исследование уровня жизни населения в его стратегическом аспекте заняло самостоятельное место в комплексных планах экономического развития г. Иркутска на
2004-2007 гг., и принятая новая Программа социально-экономического развития г. Иркутска на 2008-2020 гг. ориентирована на повышение уровня и качества жизни населения.
Цели и задачи комплексного социальноэкономического развития города, заложенные в программах, заключаются в повышении уровня и качества жизни населения до уровня развитых стран. Таким образом, механизмом реализации повышения уровня и качества жизни населения в их взаимосвязи является систематическое программирование социально-экономического развития.
Институциональные аспекты экономики размывают границу, отделяющую чисто экономические аспекты жизни общества от социальных. Начался активный поиск и предпринимаются попытки разработки интегральных показателей благосостояния на основе углубления концепции качества жизни. Все чаще появляется стремление использовать категорию «качество жизни» как некий интегральный показатель, способный оценивать эффективность проводимой социальной политики в современных условиях России.
К числу наиболее современных и интересных работ в области концептуального развития понятий «уровень жизни» и «качество жизни», а также с точки зрения разработки систем интегральных и обобщающих показателей уровня и качества жизни населения можно отнести, на наш взгляд, труд ученых СПБЭУиФ Н.А. Горелова, Ю.В. Красковс-кого, И.В. Яковлева, в котором проанализированы проблемы оценки и качества жизни населения [3].
Углубленное исследование взаимосвязи между уровнем и качеством жизни населения позволяет выделить четыре основных этапа развития понятия «качество жизни» в отечественной научной литературе:
1. Антагонизм (начало 1960-х-начало 1970-х гг.).
2. Критика и идеологическое противопоставление (конец 1970-х-начало 1980-х гг.).
3. Квантификационное развитие (начало 1990-х гг.).
4. Концептуальное развитие (начиная со второй половины 1990-х гг. и по сей день).
Таким образом, можно констатировать, что сейчас российская научная дискуссия, связанная с проблематикой качества жизни,
в основном сводится к поиску количественного критерия оценки эффективности проводимого на различных структурных уровнях социально-экономического проектирования.
С этой целью для расчета интегрального показателя качества жизни населения следует учитывать системную трансформацию, которая включает в себя экономические, социальные, культурные и другие трансформационные процессы. Переход от одной общественной системы к альтернативной оказывается неизбежно сопряжен с кардинальными, в определенном смысле институциональными изменениями [4].
Итоги социальной трансформации были представлены на десятом международном симпозиуме «Куда идет Россия?», регулярно проводимом Междисциплинарным академическим центром социальных наук (интерцентром) и Московской высшей школой социальных и экономических наук. Первый и второй симпозиумы состоялись в декабре 1993 и 1994 гг., а третий — в январе 1996 г. В дальнейшем заседания симпозиума пунктуально проводятся в третью неделю января каждого года.
Основная задача этого симпозиума — подвести общий смысловой итог прошедшего десятилетия, выявить главное направление совершенного Россией «перехода», подвести наиболее принципиальные, качественные итоги трансформации российского общества, определить варианты будущего России [5].
Вопросы, которые обсуждались на заседаниях симпозиума:
- какая институциональная система сформировалась в России;
- как изменилась социальная структура общества;
- повысился или скорее снизился человеческий (культурный, деятельностный, динамический) потенциал России?
Значительный вклад в дискуссию по проблемам трансформации качества жизни населения внесла работа Б.М. Генкина «Введение в метаэкономику и основания экономических наук», в которой «качество жизни» характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний [2, с. 13-14].
При такой трактовке повышается роль социологических методов исследования качества жизни населения. Б.М. Генкин отмечает, что качество любого объекта или процесса может устанавливаться только по отношению к некоторому эталону, который определяется нормами, стандартами, правилами, традициями, обычаями. На наш взгляд, эта трактовка наиболее приближена к концепции субъективного благополучия, что выходит за пределы экономики, и поэтому усиливается социальная ориентированность категории «качество жизни».
Понятие «качество жизни» призвано характеризовать качественную сторону жизни людей. При этом качество жизни характеризует не только объективные жизненные условия, но и ценностное отношение людей к условиям их жизни, их субъективное восприятие. Таким образом, под влиянием глобальных процессов категория «качество жизни» начинает занимать в российской научной литературе все большее, хотя и не очень определенное место. Данное понятие и сегодня остается не до конца ясным и однозначным и употребляется во многих, несовпадающих друг с другом смыслах, которыми оно нагружается в зависимости от целей и задач, решаемых с его помощью тем или иным исследователем.
Проведенный теоретико-методологический анализ сущности и содержания категории «качество жизни» позволил вычленить несколько основных, наиболее употребляемых значений, в которых используется это понятие в современном российском дискурсе:
- как общее обозначение принятых фактических стандартов, на которые ориентируется в своем поведении население в целом и социальная политика;
- как обозначение ориентированных на некие высокие образцы, эталоны стандартов, которые используются для критики реальной социальной политики. В этом случае, как правило, не принято говорить о конкретном содержании и параметрах показателей, образующих предполагаемые образцы и эталоны. Упоминаются лишь критические области социальной жизни, например здоровье населения, неравномерное распределение доходов, неоправданное неравенство в уровне потребления, экологическая и криминогенная обстановка и др.;
- как обозначение общего вектора отклонений (как положительного, так и отрицательного характера) реальной жизни населения от статистических и идеальных образцов. Эта смысловая нагрузка на данную категорию близко примыкает к предыдущей. Их отличие состоит в том, что в данном случае не демонстрируется изначально заданная негативная оценка фактического качества жизни. Категория используется как инструмент, призванный оценивать реальность посредством демонстрации ее «действительного» места между крайними состояниями континуума: неудовлетворительное (некачественное) состояние — удовлетворительное (качественное — движущееся по направлению к идеалу, эталону) состояние;
- как комплекс образцов, стандартов, нормативов, выполняющих функции индикаторов (критериев) выявления проблемных областей в жизни населения и его отдельных слоев и групп;
- как некоторая интегральная характеристика бытия людей. Качество жизни рассматривается как основной интегральный показатель, призванный всесторонне характеризовать степень развития и полноту удов-
летворения всего комплекса потребностей и интересов людей. В этом плане необходимо решить проблему сопоставления субъективных характеристик в одном интегральном показателе.
Проблематика, связанная с изучением качества жизни, начала более активно развиваться во многом благодаря позициям, которые стала завоевывать феноменологическая методология качественных методов — методология качественной социологии. Поэтому дискуссии о качестве жизни явились одновременно и реакцией на позитивную социологию. Одним из основных постулатов последней выступает представление о том, что подлинно научное познание обязательно связано с количественной формой представления результатов исследования любого явления. Оно считается по-настоящему познанным, если может быть представлено в количественной форме или его можно исчислить.
Следует также отметить, что широкое распространение в социологической практике понятия «качество жизни» было связано с усилением позиций движения за права человека и укреплением сопутствующих международных и национальных институтов.
Список использованной литературы
1. Бестужев-Лада И.В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни. М., 1978.
2. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций. М., 2002.
3. Горелов Н.А., Красновский Ю.В., Яковлев И.В. Методологические проблемы оценки уровня и качества жизни населения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2001. № 2 (26). С. 108-122.
4. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1996.
5. Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2003.
6. Социология труда: теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В.А. Ядов. СПб., 2006.
Bibliography (transliterated)
1. Bestuzhev-Lada I.V. Metodologicheskie problemy issledovaniya kachestva, urovnya i obraza zhizni. M., 1978.
2. Genkin B.M. Vvedenie v metaekonomiku i osnovaniya ekonomicheskikh nauk: kurs lektsii. M., 2002.
3. Gorelov N.A., Krasnovskii Yu.V., Yakovlev I.V. Metodologicheskie problemy otsenki urovnya i kachestva zhizni naseleniya / / Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2001. № 2 (26). S. 108—122.
4. Kuda idet Rossiya? Sotsial'naya transformatsiya postsovetskogo prostranstva / pod obshch. red. T.I. Zaslav-skoi. M., 1996.
5. Kuda prishla Rossiya? Itogi sotsietal'noi transformatsii / pod obshch. red. T.I. Zaslavskoi. M., 2003.
6. Sotsiologiya truda: teoretiko-prikladnoi tolkovyi slovar' / otv. red. V.A. Yadov. SPb., 2006.