Temrin H. 1984. Why are some wood warbler (Phylloscopus sibilatrix) males polyterritorial? // Ann. zool. fenn. 21, 3: 243-247. Temrin H., Mallner Y., Winden M. 1984. Observations on polyterritoriality and singing behaviour in the wood warbler Phylloscopus sibilatrix // Ornis. scand. 15, 1: 67-72.
Ueda K. 1986. A polygamous social system of the fan-tailed warbler Cisticola juncidis
// Ethology 73, 1: 43-55. Williams L. 1952. Breeding behavior of the brewer blackbirds (Euphagus cyano-cephala) // Condor 54, 1: 3-47.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 722: 164-167
Определение возраста у мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca в период размножения
В. Г. Высоцкий
Второе издание. Первая публикация в 1989*
Из многочисленных работ по биологии размножения мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca, выполненных в разных частях ареала, следует, что подавляющее большинство птиц, приступивших к размножению на какой-либо территории, состоит из особей неизвестного происхождения и возраста. При этом нередко априорно допускается, что такие особи состоят преимущественно из птиц-первогодков. Опыт кольцевания показывает, что большинство взрослых мухоловок-пеструшек отлавливается именно в период размножения, а не во время миграций. Из-за отсутствия надёжных признаков для определения птиц-первогодков и особей в возрасте 2 лет и старше у данного вида остаётся неясной возрастная структура размножающейся популяции.
Недавно описанные признаки возраста для мухоловки-пеструшки (Karlsson et al. 1986) пока ещё не нашли широкого применения. Кроме того, указанные авторы имели дело с птицами, возраст которых не был точно известен, а определялся по совокупности нескольких признаков, поэтому перепроверка признаков возраста, выполненная на мухоловках-пеструшках с точно известным годом рождения, представляет определённый интерес.
В процессе специального исследования биологии мухоловки-пеструшки на Куршской косе Балтийского моря сопоставлялись возрастные
* Высоцкий В.Г. 1989. Определение возраста у мухоловок-пеструшек (Ficedula hypoleuca) в период размножения //Тр. Зоол. ин-та АН СССР 197: 49-52.
признаки у птиц, возраст которых был точно известен (все они были окольцованы птенцами на исследуемой территории). На Куршской косе установлен высокий уровень возврата мухоловок-пеструшек (в среднем около 8%) в район своего рождения. Отлов взрослых птиц производился специальными автоматическими ловушками в искусственных гнездовьях в начале и первой половине сезона размножения. В 1987-1989 годах была собрана коллекция центральных рулевых перьев от 42 мухоловок-пеструшек в возрасте 1 года и от 80 особей в возрасте 2 года и старше. Кроме того, признаки возраста проверялись в 1988 году в полевых условиях на 60 особях в возрасте 2 лет и старше, которые были ранее окольцованы на исследуемой территории. В настоящем сообщении возраст рассматривается в годах жизни птицы, т. е. весной и в начале сезона размножения птицам в возрасте 1 год соответствует обозначение sad, а птицам в возрасте 2 года и старше - ad (Виноградова и др. 1976).
Форма вершин центральных рулевых перьев у самок и самцов мухоловки-пеструшки разного возраста.
Весной и в период размножения мухоловки-пеструшки в возрасте 1 года и птицы в возрасте 2 лет и старше могут быть определены по форме вершин рулевых перьев (Karlsson вЬ а1. 1986). На наш взгляд, для этого целесообразно использовать только центральную пару рулевых, потому что они в меньшей степени подвержены обносу и имеют наиболее выраженные различия в форме вершин. Наиболее отчётливо признаки возраста проявляются у самок-первогодков (рисунок), центральные рулевые перья которых имеют острую вершину и наиболее узкое опахало. Самки в возрасте 2 года и старше, как правило, имеют закруглённую вершину и заметно более широкое опахало центральной
пары рулевых перьев по сравнению с самками-первогодками. В некоторых случаях опахало может быть узким, но с округлой вершиной. В тех редких случаях, когда вершина центрального рулевого имеет не округлую, а немного заострённую форму, угол, образуемый окончанием внутреннего опахала и стержнем пера, заметно менее острый, чем у самок-первогодков. Как правило, у самок-первогодков концы рулевых перьев более обношены, чем у самок старшего возраста.
Самцы 2 лет и старше имеют наиболее широкое опахало и округлую или слегка заострённую форму вершины центрального рулевого пера. Цвет рулевых, как правило, темнее (чернее), чем у первогодков. У самцов в возрасте 1 год опахало центрального рулевого более узкое, конец внутреннего опахала имеет более острый угол к стержню, чем у самцов старшего возраста (см. рисунок). Обнос вершин сильнее выражен у самцов-первогодков. Интенсивность окраски верхней стороны тела у самцов не может служить признаком возраста, хотя самцы 2 лет и старше имеют в среднем более тёмную окраску.
Определение возраста мухоловок-пеструшек по форме рулевых перьев следует проводить в начале сезона размножения, когда перья имеют наименьший обнос. В тех случаях, когда у птиц в возрасте 2 года и старше одно из центральных рулевых было утеряно, на его месте вырастает перо, которое в некоторых случаях может иметь не характерную для данной возрастной группы заострённую вершину. Такое перо легко отличается по более тёмному цвету и свежей, не обношенной вершине и не должно учитываться при определении возраста. Форма рулевых перьев у особей в возрасте 2 года ничем не отличается от таковой у птиц более старшего возраста. Дополнительным признаком возраста может служить форма вершин больших верхних кроющих первостепенных маховых: у годовалых птиц они имеют заострённую, а у птиц более старшего возраста - закруглённую форму (Кагк-80П вЬ а1. 1986). Кроме того, у первогодков вершины первостепенных маховых перьев, по сравнению с птицами в возрасте 2 года и старше, более обношены.
Таким образом, определение возраста у мухоловки-пеструшки, как и у некоторых других воробьиных птиц (Svensson 1975; Виноградова и др. 1976), базируется на различии в форме рулевых перьев ювеналь-ного и взрослого нарядов. В силу того, что постювенальная линька у данного вида частичная, а во время предбрачной линьки рулевые перья не заменяются (Svensson 1975; Karlsson вЬ а1. 1986; Рымкевич, Правосудова 1987), весной птицы в возрасте 1 года имеют рулевые перья ювенального наряда. То же самое справедливо в отношении первостепенных маховых и их больших верхних кроющих.
Определение возраста по приведённым выше признакам у мухоловок-пеструшек неизвестного происхождения, приступивших к размно-
жению на территории наших исследований, показало, что среди этих птиц 65-70% особей являются первогодками.
Литература
Виноградова Н.В., Дольник В.Р., Ефремов В.Д., Паевский В.А. 1976. Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР: Справочник. М.: 1189.
Рымкевич Т.А., Правосудова Е.В. 1987. Линька в годовом цикле мухоловки-
пеструшки (Ficedula hypoleuca Pall.) // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 163: 95-111. Karlsson L., Persson K., Walinder G. 1986. Alders- och könsbestämning av svartvit
flugsnappare, Ficedula hypoleuca // Vär fägelvärld 45, 3: 131-146. Svensson L. 1975. Identification Guide to European Passerines. Stickholm: 1-183.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 722: 167-170
О гнездовании кобчика Falco vespertinus и большого веретенника Limosa limosa в юго-восточном Приладожье
М. В. Патрикеев
Второе издание. Первая публикация в 1989*
В конце XIX — начале ХХ столетия кобчик Falco vespertinus был достаточно обычен на территории Ленинградской области, но впоследствии стал встречаться значительно реже и за последние 30 лет был отмечен здесь не более 10 раз (Мальчевский, Пукинский 1983).
В 1988 году нам удалось, наконец, найти гнездящихся кобчиков в юго-восточном Приладожье, в северо-западной части Нижнесвирского заповедника (Лыково болото). Это открытое верховое болото площадью около 10 км2 с несколькими лесными островами (сосновое редколесье) посередине. С 16 мая здесь стали встречаться как одиночные птицы, так и пары, и к 3 июня удалось локализовать гнездовые участки двух пар, загнездившихся на лесных островах в 500 м друг от друга. 25 мая на участке первой пары наблюдалось спаривание птиц, происходившее на вершине сухого пня и продолжавшееся около 10 с. Самец в процессе спаривания опустил крылья вниз и держал их так до окончания акта. 3 июня наблюдалось спаривание кобчиков из второй пары, которое происходило неоднократно за непродолжительный промежуток
* Патрикеев М.В. 1989. О гнездовании кобчика (Falco vespertinus L.) и большого веретенника (Limosa limosa L.) в юго-восточном Приладожье //Тр. Зоол. ин-та АН СССР 197: 105-107.