Научная статья на тему 'Определение верхнего предела заработной платы как способ мотивации творческого труда'

Определение верхнего предела заработной платы как способ мотивации творческого труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МОТИВАЦИЯ ТРУДА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / SALARY / MOTIVATION OF WORK OF CREATIVE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айнабек К. С.

Автором обоснован верхний предел заработной платы, как элемента мотивации творческого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The upper bound of salary determination as the motivation of creative labour

The author proves a salary limit to be an element of motivation to creative activity.

Текст научной работы на тему «Определение верхнего предела заработной платы как способ мотивации творческого труда»

ставление формируется при составлении различного вида отображений формации с использованием графических, текстовых и других средств.

Для исследования формации могут быть использованы ее базовые модельные представления разного вида, например потоковое модельное представление. Его сущность заключается в следующем. Формация рассматривается в виде некоторой точки пространства (объекта), под которым понимается среда ее существования. Эта точка характеризуется определенными показателями, отражающими сущность формационного комплекса. Исходные ресурсы для производства продукции формации в виде потоков с соответствующими показателями из других точек пространства, являющихся их поставщиками и имеющих присущие им показатели, поступают в формационную точку пространства (в объект). Потоки движутся в пространстве (или сре-

де) по связям формации с объектами пространства, представляющим своего рода каналы с соответствующими показателями. На объекте при определенных условиях (параметрах его точки) происходит преобразование исходных ресурсов (их трансформация) в продукты деятельности формации. Преобразование происходит по технологии переработки ресурсов при их прохождении через структурные элементы формации. Далее продукты в виде потоков от объекта по соответствующим каналам (связям) идут в направлении потребителей (точки в пространстве со своими параметрами).

Примечание

1 Трансграничное образование и образовательные формации: модели, опыт, перспективы: Тез. Меж-дунар. Междисциплин. Науч. Конф. 21 ноября 2007 г. Москва. - М: Издательство СГУ, 2007. - С.18-20.

Bezovski V. A.

THE USAGE OF A STREAM PRINCIPLE IN MODELLING OF EDUCATIONAL FORMATIONS

The author formulates base modelling representations of educational formations. Keywords: stream principle, educational formations, stream modelling representations.

УДК 338.46 А 36

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

Айнабек К. С.

Автором обоснован верхний предел заработной платы, как элемента мотивации творческого труда.

Ключевые слова: Заработная плата, Мотивация труда творческих работников.

При формировании величины заработной платы в рамках классической теории (подход К. Маркса) в основном исходят из цены (стоимости) рабочей силы, хотя на практике учитывается и спрос на труд, и его субъективная оценка (неоклассический подход). При этом исходная цена наемного труда определяется величиной прожиточного минимума, а верхний предел заработной платы ограничивается меньшей частью дохода фирмы. Таким образом, проблема заключается в том, как определить конкретную величину заработной платы, которая могла бы стать мотивационной

основой в процессе трудовой деятельности. В высокоразвитых странах, как известно, формирование величины заработной платы наемных работников происходит при участии Профсоюзов, которые отстаивают права трудящихся. Именно благодаря влиянию профсоюзов заработная плача наемных работников составляет сегодня до 70% от дохода фирмы, Очевидно, что противниками роста заработной платы являются предприниматели, озабоченные сохранением прибыльности предприятии. Так где же золотая средина? Как показала практика высокоразвитых стран, «эту

© Айнабек К. С., 2009

Экономика образования ♦ № 1, 2009І

середину» и позволяет находить компромисс между профсоюзами и предпринимателями. Впрочем, на постсоветском пространстве процесс взаимодействия между работодателями и профсоюзами только формируется и его влияние на размер заработной платы пока ничтожно мало.

На наш взгляд, в странах СНГ и, в частности, в Казахстане особенно острой является проблема определения верхнего предела заработной платы высокопоставленных государственных чиновников, руководителей и ведущих специалистов крупных национальных компании, высококвалифицированных работников в сферах науки и образовании, поскольку от их труда зависит возможность перехода экономики и новое конкурентоспособное качество.

Между тем реалии социально-экономической жизни Казахстана изобилуют довольно курьезными фактами. К примеру, министры назначали себе заработную плату в пределах 30-45 тыс. дол. США в месяц, а потом, после нареканий и критики, снижали ее до 10-15 тыс. Был и такой случай: первый руководитель национальной компании «Казахтелеком» оцепил свои труд в размере 365 тыс. дол. в месяц.

Приведенные факты, таким образом, свидетельствуют: нормативов для определения объективно предельной величины заработной платы этих категорий работников пока нет.

Впрочем, таких нормативов нет и для сферы пауки и образования: здесь оплата труда специалистов с учеными степенями в 21 и более раз меньше. чем «слуг народа». И хотя именно груд ученых необходим сейчас как никогда, говорить о мотивационной значимости их зарплаты не приходится.

Что же касается заработной платы высокопоставленных государственных чиновников, руководителей крупных национальных компаний в ныне существующих размерах, то она вообще представляет неэффективной тратой бюджетных средства страны: цель предельная величина их зарплаты никак не связанна с тем вкладом, который вносят ее получатели в повышение валового внутреннего продукта (ВВП) и рост ВВП на душу населения.

По подсчетам автора, верхний предел заработной платы высокопоставленных государственных чиновников но должен превышать размер ВВП на душу населения. В 2007 г. в Республике данный показатель прогнозируется в пределах чуть более 6 тыс. дол. США. Если любую сумму

зарплаты, превышающую ВВП на душу населения, изымать в форме налога, повторения тех казусов, которые имеют место в настоящее время, не произойдет. Исходная величина заработной платы высококвалифицированного работники, в которой учтены рыночные цены на продовольственные и непродовольственные товары, услуги образования, медицины, стоимость жилья и т.п., должна составлять около 3 тыс. дол. США. Например, высокопоставленные чиновники мот получать заработную плату в пределах от этой исходной величины до размеров ВВП на душу населения, разумеется, и случае высокоэффективного труда на благо страны.

Введение предлагаемой системы оплаты труда существенно изменит его мотивацию и в сферах науки и образования. Если доктор наук будет получать, как минимум, 3 тыс. дол. США. то ученые рангом ниже (по уровню ученых степенен) - вдвое меньше, т.е. оплата труда кандидата наук должна составлять (по верхнему пределу) 1500 дол., а преподавателя - от 375 до 750 дол. Думается, такой подход к творческому труду будет стимулировать стремление к профессиональному росту и достижению высоких результатов. Для сравнения можно напомнить. что магистры за свой труд в США получают от 3 до 5 тыс.дол., а заведующие кафедрами, доктора паук - от 15 тыс. в месяц. Разумеется их имидж очень высок, что нельзя сказать о наших коллегах в странах СНГ. Кстати, у ректоров многих университетов в США заработная плата выше, чем, к примеру, у министра обороны этого государства, хотя, конечно же, чтобы получать такие оклады, нужен соответствующий уровень развития национальной экономики.

По этому поводу ректор Казахского национального университета имени Аль-Фараби Т. Ко-жамкулов говорит следующее: «Мы ввели многоступенчатую форму обучения - бакалавриат, магистратуру. РЬ D., а также кредитную технологию обучения, которая позволяет студенту самостоятельно выбирать предметы и преподавателей. То есть в данном случае мы уже работаем по западным стандартам. Но система не доведена до ума. Оплата труда профессорско-преподавательского состава, ее характер остались на уровне прошлого века, хотя кредитная технология предполагает, что востребованный студентами профессор должен получать гораздо больше...»1

В настоящее время наше государство впол-

не может оплачивать труд ученых в вышеприведенных размерах, поскольку докторов наук у нас в стране - не более 2600, а кандидатов - 10 тыс. В сфере госслужбы работают около 733 чиновников с учеными степенями2. а в государственных научных организациях - 950 докторов и 2800 кандидатов паук. Так неужели такому мизерному числу ученых, от которых3 зависит судьба инновационного прорыва национальной экономики, государство не может создать условия для полноценной работы? Кстати, практика свидетельствует, что в некоторых областях народного хозяйства специалистам интеллектуального труда уже предлагают оклады от 2000 до 2350 дол., а рядовым специалистам - от 781 до 1562.5 дол.4

Еще раз отмечу: свободные денежные средства у государства есть, о чем свидетельствует наличие нереализованных и остаточных сумм на конец 2006 г. в размере около 76,4 млрд. тенге. Впрочем, их наличие свидетельствует также о просчетах госчиновников и их бездеятельности, что подобно экономическому преступлению (но эта тема другого обсуждения).

Вместе с тем, говоря об усилении мотивации и повышении эффективности научно-педагогической деятельности, нельзя забывать, что организация труда в высших учебных заведениях, где сосредоточено большое количество ученых, имеет свою специфику. Так, в случае использования вышеприведенной схемы оплаты труда, необходимо учитывать научно обоснованные размеры педагогической нагрузки, которая в данное время почти в два раза превышает норматив, без чего система мотивации труда лишится своей важной составляющей, что, несомненно, снизит ее эффективность.

Переход на кредитную технологию и внедрение системы менеджмента качества в высших учебных заведениях по казахстанскому варианту, когда соблюдена только формальная сторона деда, а экономической, организационной и трудовой мотивации нет, привели к тому, что уровень выпускаемых специалистов продолжил снижаться, а кризисное состояние высшей школы усугубилось еще больше.

Впрочем, эта тенденции свойственна всем структурам не только сферы образования, но и науки. Так, в настоящее время около 60% выпускников вузов и представителей науки не соответствуют уровню получаемых дипломов. В случае же введения магистратуры и докторантуры по

программе РЬ D. без учета всех мотивационных. организационных и трудовых составляющих страна рискует получить массу лжеученых магистров и докторов наук. Надо сказать. эта тенденция уже просматривается. Так, бывший председатель Комитета по надзору и аттестации в сферах образования и науки Министерства образования и науки РК Б. Абдрасилов на вопрос, какой процент диссертации сегодня не проходит утверждение, ответил: «В прошлом году доля подобных аттестационных дел на присвоение ученых степенен и звании от общего их количества составила 33%. Далее он подчеркнул: «Надо критически подойти к самим себе. По некоторым направлениям наша наука находится в состоянии стагнации. Недавно проведенный группой ведущих зарубежных ученых аудит научной системы нашей страны подтвердил наличие устаревшего материально-технического оснащения (НИИ и вузов, недостаточное финансирование науки со стороны государства и частного бизнеса, неэффективность системы управления наукой»5. «В Казахстане сейчас только 0,25% от ВВП расходуется на научные исследования, в то время как в наиболее развитых странах этот показатель составляет более 3%»6.

Правда, государство планирует увеличить финансирование науки и образования в 25 раз: «Программа рассчитана на шесть лет и потребует порядка 200 млрд тенге, - сообщила экс-министр образования и науки РК Б. Айтимова»7. Однако весь вопрос в том. сколь эффективной окажется реализация ной программы.

Сейчас в стране началась разработка эффективных методов стимулирования работников сфер образования и науки. Перенимается передовой зарубежный опыт, в частности, Финляндии, по эффективному управлению наукой. С этой точки зрения, большими возможностями располагает конкурс «Лучший преподаватель вуза», хотя ряд его положений можно было бы продумать основательнее, чтобы эффект от этого мероприятия оказался более несомым.

Какую-то помощь оказывают «Государственные научные стипендии» дли ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад и развитие науки и техники, и талантливых молодых ученых. Но размеры этих стипендий и 128 и более раз меньше, чем официальные месячные доходы гос-чиновников высокого ранга. Так оцениваются наши ученые и специалисты, внесшие выдающийся вклад в развитие науки и техники в Республике

Экономика образования ♦ № 1, 20091

31

Казахстан! Есть пробелы и в организации такого рода конкурсов.

Что же касается общественной, т.е. моральной и воспитательной стороны дела, то об этом речь вообще не идет. Между тем победителям вышеназванных конкурсов можно было бы выдавать сертификаты и награждать памятными значками, увеличивать размеры стипендий: специалистам, внесшим выдающийся вклад в развитие науки и техники, - до 1000 дол., а талантливым молодым ученым - до 500.

Особо хочется сказать о премиях, названных именами крупных казахстанских ученых и педагогов Ч. Валиханова, К. Сатпаева, И. Алтынсари-на и др. Такие премии за научные или педагогические достижения должны играть огромную роль и быть максимальной формой мотивации в развитии науки и образования, выявлении лучших высокопрофессиональных специалистов. Однако, прочитав условия конкурса, я очень удивился тому, насколько его организаторы занизили статус этих и известных в мире ученых, а также настоящих и будущих обладателей премии, оценив их труд и достижения в пределах от 806,4 до 1612,4 дол. Кстати, величина этих премий ниже ежемесячной заработной платы высокопоставленного чиновника в 10, 15 раз.

На наш взгляд, ученые-новаторы, пишущие монографии и учебники или учебные пособия, на которые уходят многие годы кропотливого творческого труда, должны вознаграждаться по достоинству: от 100 до 300 тыс. дол. - как победители конкурсов республиканского уровня. Вознаграждение же победителей конкурсов международных должно быть на порядок выше. Тогда и повысится значимость премии, в том числе и названных именами видных ученых Казахстана, и их обладателей, которые, решив проблемы материального характера, с тройным усердием будут завоевывать научные рубежи. Но... Здесь тоже возникает проблема, связанная с определением «заслуженности» обладателя премии. Впрочем, ее можно решить в условиях открытости и гласности, наличия спра-

ведливого механизма проведения конкурса. Кроме того. можно было бы организовать и международный конкурс, где выдающимся деятелям науки и образования присуждалась бы премия Президента Республики Казахстан. Столь престижный конкурс способствовал бы привлечению внимания мировой научной общественности к решению проблем науки и образования в Казахстане, изменению статуса страны и наших, ученых.

Итак, в условиях формирования социальнорыночной экономики необходимо сначала объективно определить исходные верхние пределы заработной платы для повышения эффективности и мотивации труда высокопрофессиональных специалистов, затем - размеры оплаты более низких категорий работников, в соответствии с их статусом и рангом в системе иерархии организации. При этом следует учитывать не только требования экономическою закона спроса и предложения на труд, но и существование таких категорий, как духовность и мораль.

Для прогресса в сферах науки и образования необходимы также дополнительные стимулы, например, организации конкурсов со значительными суммами вознаграждения. Без создания условий для творческого труда высокопрофессиональных специалистов высоких рубежей в экономике не достичь.

Примечания

1 Университеты должны поспевать за бурно развивающейся экономикой страны // Казахстанская правда. - 2006. - 8 дек. (http://kazravda.kz/uin= 1152013916&chapter).

2 Ускорение развития Казахстанского общества в условиях экономической, политической и социальной модернизации: стратегия инновационного прорыва // Мат. междунар. научно-практ. конф. - Караганда. 2006. - С 74.

3 http://www.edu.gov.kz/lang=ru8id=132.

4 Казахстанская правда. - 2006. - 28 ноября. - С.8

5 http://www.aif.kz/.

6 Kazakhstan Today. - 2006. - 30 ноября (http:// www. naukakaz .kz).

7 «Хабар». - 29 ноября 2006 (http://www. naukakaz. kz/ru/news/detail .php.ID=3052)

Ainabek K. S.

DEFINITION OF A SALARY LIMIT AS A WAY OF MOTIVATION OF CREATIVE ACTIVITY

The author proves a salary limit to be an element of motivation to creative activity. Keywords: Salary, Motivation of work of creative specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.