ставление формируется при составлении различного вида отображений формации с использованием графических, текстовых и других средств.
Для исследования формации могут быть использованы ее базовые модельные представления разного вида, например потоковое модельное представление. Его сущность заключается в следующем. Формация рассматривается в виде некоторой точки пространства (объекта), под которым понимается среда ее существования. Эта точка характеризуется определенными показателями, отражающими сущность формационного комплекса. Исходные ресурсы для производства продукции формации в виде потоков с соответствующими показателями из других точек пространства, являющихся их поставщиками и имеющих присущие им показатели, поступают в формационную точку пространства (в объект). Потоки движутся в пространстве (или сре-
де) по связям формации с объектами пространства, представляющим своего рода каналы с соответствующими показателями. На объекте при определенных условиях (параметрах его точки) происходит преобразование исходных ресурсов (их трансформация) в продукты деятельности формации. Преобразование происходит по технологии переработки ресурсов при их прохождении через структурные элементы формации. Далее продукты в виде потоков от объекта по соответствующим каналам (связям) идут в направлении потребителей (точки в пространстве со своими параметрами).
Примечание
1 Трансграничное образование и образовательные формации: модели, опыт, перспективы: Тез. Меж-дунар. Междисциплин. Науч. Конф. 21 ноября 2007 г. Москва. - М: Издательство СГУ, 2007. - С.18-20.
Bezovski V. A.
THE USAGE OF A STREAM PRINCIPLE IN MODELLING OF EDUCATIONAL FORMATIONS
The author formulates base modelling representations of educational formations. Keywords: stream principle, educational formations, stream modelling representations.
УДК 338.46 А 36
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА
Айнабек К. С.
Автором обоснован верхний предел заработной платы, как элемента мотивации творческого труда.
Ключевые слова: Заработная плата, Мотивация труда творческих работников.
При формировании величины заработной платы в рамках классической теории (подход К. Маркса) в основном исходят из цены (стоимости) рабочей силы, хотя на практике учитывается и спрос на труд, и его субъективная оценка (неоклассический подход). При этом исходная цена наемного труда определяется величиной прожиточного минимума, а верхний предел заработной платы ограничивается меньшей частью дохода фирмы. Таким образом, проблема заключается в том, как определить конкретную величину заработной платы, которая могла бы стать мотивационной
основой в процессе трудовой деятельности. В высокоразвитых странах, как известно, формирование величины заработной платы наемных работников происходит при участии Профсоюзов, которые отстаивают права трудящихся. Именно благодаря влиянию профсоюзов заработная плача наемных работников составляет сегодня до 70% от дохода фирмы, Очевидно, что противниками роста заработной платы являются предприниматели, озабоченные сохранением прибыльности предприятии. Так где же золотая средина? Как показала практика высокоразвитых стран, «эту
© Айнабек К. С., 2009
Экономика образования ♦ № 1, 2009І
середину» и позволяет находить компромисс между профсоюзами и предпринимателями. Впрочем, на постсоветском пространстве процесс взаимодействия между работодателями и профсоюзами только формируется и его влияние на размер заработной платы пока ничтожно мало.
На наш взгляд, в странах СНГ и, в частности, в Казахстане особенно острой является проблема определения верхнего предела заработной платы высокопоставленных государственных чиновников, руководителей и ведущих специалистов крупных национальных компании, высококвалифицированных работников в сферах науки и образовании, поскольку от их труда зависит возможность перехода экономики и новое конкурентоспособное качество.
Между тем реалии социально-экономической жизни Казахстана изобилуют довольно курьезными фактами. К примеру, министры назначали себе заработную плату в пределах 30-45 тыс. дол. США в месяц, а потом, после нареканий и критики, снижали ее до 10-15 тыс. Был и такой случай: первый руководитель национальной компании «Казахтелеком» оцепил свои труд в размере 365 тыс. дол. в месяц.
Приведенные факты, таким образом, свидетельствуют: нормативов для определения объективно предельной величины заработной платы этих категорий работников пока нет.
Впрочем, таких нормативов нет и для сферы пауки и образования: здесь оплата труда специалистов с учеными степенями в 21 и более раз меньше. чем «слуг народа». И хотя именно груд ученых необходим сейчас как никогда, говорить о мотивационной значимости их зарплаты не приходится.
Что же касается заработной платы высокопоставленных государственных чиновников, руководителей крупных национальных компаний в ныне существующих размерах, то она вообще представляет неэффективной тратой бюджетных средства страны: цель предельная величина их зарплаты никак не связанна с тем вкладом, который вносят ее получатели в повышение валового внутреннего продукта (ВВП) и рост ВВП на душу населения.
По подсчетам автора, верхний предел заработной платы высокопоставленных государственных чиновников но должен превышать размер ВВП на душу населения. В 2007 г. в Республике данный показатель прогнозируется в пределах чуть более 6 тыс. дол. США. Если любую сумму
зарплаты, превышающую ВВП на душу населения, изымать в форме налога, повторения тех казусов, которые имеют место в настоящее время, не произойдет. Исходная величина заработной платы высококвалифицированного работники, в которой учтены рыночные цены на продовольственные и непродовольственные товары, услуги образования, медицины, стоимость жилья и т.п., должна составлять около 3 тыс. дол. США. Например, высокопоставленные чиновники мот получать заработную плату в пределах от этой исходной величины до размеров ВВП на душу населения, разумеется, и случае высокоэффективного труда на благо страны.
Введение предлагаемой системы оплаты труда существенно изменит его мотивацию и в сферах науки и образования. Если доктор наук будет получать, как минимум, 3 тыс. дол. США. то ученые рангом ниже (по уровню ученых степенен) - вдвое меньше, т.е. оплата труда кандидата наук должна составлять (по верхнему пределу) 1500 дол., а преподавателя - от 375 до 750 дол. Думается, такой подход к творческому труду будет стимулировать стремление к профессиональному росту и достижению высоких результатов. Для сравнения можно напомнить. что магистры за свой труд в США получают от 3 до 5 тыс.дол., а заведующие кафедрами, доктора паук - от 15 тыс. в месяц. Разумеется их имидж очень высок, что нельзя сказать о наших коллегах в странах СНГ. Кстати, у ректоров многих университетов в США заработная плата выше, чем, к примеру, у министра обороны этого государства, хотя, конечно же, чтобы получать такие оклады, нужен соответствующий уровень развития национальной экономики.
По этому поводу ректор Казахского национального университета имени Аль-Фараби Т. Ко-жамкулов говорит следующее: «Мы ввели многоступенчатую форму обучения - бакалавриат, магистратуру. РЬ D., а также кредитную технологию обучения, которая позволяет студенту самостоятельно выбирать предметы и преподавателей. То есть в данном случае мы уже работаем по западным стандартам. Но система не доведена до ума. Оплата труда профессорско-преподавательского состава, ее характер остались на уровне прошлого века, хотя кредитная технология предполагает, что востребованный студентами профессор должен получать гораздо больше...»1
В настоящее время наше государство впол-
не может оплачивать труд ученых в вышеприведенных размерах, поскольку докторов наук у нас в стране - не более 2600, а кандидатов - 10 тыс. В сфере госслужбы работают около 733 чиновников с учеными степенями2. а в государственных научных организациях - 950 докторов и 2800 кандидатов паук. Так неужели такому мизерному числу ученых, от которых3 зависит судьба инновационного прорыва национальной экономики, государство не может создать условия для полноценной работы? Кстати, практика свидетельствует, что в некоторых областях народного хозяйства специалистам интеллектуального труда уже предлагают оклады от 2000 до 2350 дол., а рядовым специалистам - от 781 до 1562.5 дол.4
Еще раз отмечу: свободные денежные средства у государства есть, о чем свидетельствует наличие нереализованных и остаточных сумм на конец 2006 г. в размере около 76,4 млрд. тенге. Впрочем, их наличие свидетельствует также о просчетах госчиновников и их бездеятельности, что подобно экономическому преступлению (но эта тема другого обсуждения).
Вместе с тем, говоря об усилении мотивации и повышении эффективности научно-педагогической деятельности, нельзя забывать, что организация труда в высших учебных заведениях, где сосредоточено большое количество ученых, имеет свою специфику. Так, в случае использования вышеприведенной схемы оплаты труда, необходимо учитывать научно обоснованные размеры педагогической нагрузки, которая в данное время почти в два раза превышает норматив, без чего система мотивации труда лишится своей важной составляющей, что, несомненно, снизит ее эффективность.
Переход на кредитную технологию и внедрение системы менеджмента качества в высших учебных заведениях по казахстанскому варианту, когда соблюдена только формальная сторона деда, а экономической, организационной и трудовой мотивации нет, привели к тому, что уровень выпускаемых специалистов продолжил снижаться, а кризисное состояние высшей школы усугубилось еще больше.
Впрочем, эта тенденции свойственна всем структурам не только сферы образования, но и науки. Так, в настоящее время около 60% выпускников вузов и представителей науки не соответствуют уровню получаемых дипломов. В случае же введения магистратуры и докторантуры по
программе РЬ D. без учета всех мотивационных. организационных и трудовых составляющих страна рискует получить массу лжеученых магистров и докторов наук. Надо сказать. эта тенденция уже просматривается. Так, бывший председатель Комитета по надзору и аттестации в сферах образования и науки Министерства образования и науки РК Б. Абдрасилов на вопрос, какой процент диссертации сегодня не проходит утверждение, ответил: «В прошлом году доля подобных аттестационных дел на присвоение ученых степенен и звании от общего их количества составила 33%. Далее он подчеркнул: «Надо критически подойти к самим себе. По некоторым направлениям наша наука находится в состоянии стагнации. Недавно проведенный группой ведущих зарубежных ученых аудит научной системы нашей страны подтвердил наличие устаревшего материально-технического оснащения (НИИ и вузов, недостаточное финансирование науки со стороны государства и частного бизнеса, неэффективность системы управления наукой»5. «В Казахстане сейчас только 0,25% от ВВП расходуется на научные исследования, в то время как в наиболее развитых странах этот показатель составляет более 3%»6.
Правда, государство планирует увеличить финансирование науки и образования в 25 раз: «Программа рассчитана на шесть лет и потребует порядка 200 млрд тенге, - сообщила экс-министр образования и науки РК Б. Айтимова»7. Однако весь вопрос в том. сколь эффективной окажется реализация ной программы.
Сейчас в стране началась разработка эффективных методов стимулирования работников сфер образования и науки. Перенимается передовой зарубежный опыт, в частности, Финляндии, по эффективному управлению наукой. С этой точки зрения, большими возможностями располагает конкурс «Лучший преподаватель вуза», хотя ряд его положений можно было бы продумать основательнее, чтобы эффект от этого мероприятия оказался более несомым.
Какую-то помощь оказывают «Государственные научные стипендии» дли ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад и развитие науки и техники, и талантливых молодых ученых. Но размеры этих стипендий и 128 и более раз меньше, чем официальные месячные доходы гос-чиновников высокого ранга. Так оцениваются наши ученые и специалисты, внесшие выдающийся вклад в развитие науки и техники в Республике
Экономика образования ♦ № 1, 20091
31
Казахстан! Есть пробелы и в организации такого рода конкурсов.
Что же касается общественной, т.е. моральной и воспитательной стороны дела, то об этом речь вообще не идет. Между тем победителям вышеназванных конкурсов можно было бы выдавать сертификаты и награждать памятными значками, увеличивать размеры стипендий: специалистам, внесшим выдающийся вклад в развитие науки и техники, - до 1000 дол., а талантливым молодым ученым - до 500.
Особо хочется сказать о премиях, названных именами крупных казахстанских ученых и педагогов Ч. Валиханова, К. Сатпаева, И. Алтынсари-на и др. Такие премии за научные или педагогические достижения должны играть огромную роль и быть максимальной формой мотивации в развитии науки и образования, выявлении лучших высокопрофессиональных специалистов. Однако, прочитав условия конкурса, я очень удивился тому, насколько его организаторы занизили статус этих и известных в мире ученых, а также настоящих и будущих обладателей премии, оценив их труд и достижения в пределах от 806,4 до 1612,4 дол. Кстати, величина этих премий ниже ежемесячной заработной платы высокопоставленного чиновника в 10, 15 раз.
На наш взгляд, ученые-новаторы, пишущие монографии и учебники или учебные пособия, на которые уходят многие годы кропотливого творческого труда, должны вознаграждаться по достоинству: от 100 до 300 тыс. дол. - как победители конкурсов республиканского уровня. Вознаграждение же победителей конкурсов международных должно быть на порядок выше. Тогда и повысится значимость премии, в том числе и названных именами видных ученых Казахстана, и их обладателей, которые, решив проблемы материального характера, с тройным усердием будут завоевывать научные рубежи. Но... Здесь тоже возникает проблема, связанная с определением «заслуженности» обладателя премии. Впрочем, ее можно решить в условиях открытости и гласности, наличия спра-
ведливого механизма проведения конкурса. Кроме того. можно было бы организовать и международный конкурс, где выдающимся деятелям науки и образования присуждалась бы премия Президента Республики Казахстан. Столь престижный конкурс способствовал бы привлечению внимания мировой научной общественности к решению проблем науки и образования в Казахстане, изменению статуса страны и наших, ученых.
Итак, в условиях формирования социальнорыночной экономики необходимо сначала объективно определить исходные верхние пределы заработной платы для повышения эффективности и мотивации труда высокопрофессиональных специалистов, затем - размеры оплаты более низких категорий работников, в соответствии с их статусом и рангом в системе иерархии организации. При этом следует учитывать не только требования экономическою закона спроса и предложения на труд, но и существование таких категорий, как духовность и мораль.
Для прогресса в сферах науки и образования необходимы также дополнительные стимулы, например, организации конкурсов со значительными суммами вознаграждения. Без создания условий для творческого труда высокопрофессиональных специалистов высоких рубежей в экономике не достичь.
Примечания
1 Университеты должны поспевать за бурно развивающейся экономикой страны // Казахстанская правда. - 2006. - 8 дек. (http://kazravda.kz/uin= 1152013916&chapter).
2 Ускорение развития Казахстанского общества в условиях экономической, политической и социальной модернизации: стратегия инновационного прорыва // Мат. междунар. научно-практ. конф. - Караганда. 2006. - С 74.
3 http://www.edu.gov.kz/lang=ru8id=132.
4 Казахстанская правда. - 2006. - 28 ноября. - С.8
5 http://www.aif.kz/.
6 Kazakhstan Today. - 2006. - 30 ноября (http:// www. naukakaz .kz).
7 «Хабар». - 29 ноября 2006 (http://www. naukakaz. kz/ru/news/detail .php.ID=3052)
Ainabek K. S.
DEFINITION OF A SALARY LIMIT AS A WAY OF MOTIVATION OF CREATIVE ACTIVITY
The author proves a salary limit to be an element of motivation to creative activity. Keywords: Salary, Motivation of work of creative specialists.