Научная статья на тему 'Инновационный потенциал вузовской системы и пути совершенствования научно-образовательной деятельности'

Инновационный потенциал вузовской системы и пути совершенствования научно-образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / EDUCATION / MOTIVATION LABOR / LABOR RATE / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айнабек К. С.

В данном научном докладе профессора Айнабека К.С. рассматриваются факторы формирования инновационного потенциала вузовской системы и пути совершенствования научно-образовательной деятельности, в частности, введение мотивационного механизма, основанного на показателе ВВП на душу населения, как объективно верхний предел заработной платы для всех, для высокопрофессиональных менеджеров, специалистов, ученых и отдельных работников; нормирования труда на основе международных стандартов; прогрессивные формы объединения усилий науки, образования, государства и бизнеса в развитии инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POTENTIAL OF UNIVERSITY SYSTEMS AND WAYS OF IMPROVING THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

This scientific report by Professor Ainabek K.S. are considered factors of innovation potential of university systems and ways of improving the scientific and educational activities, in particular, introduction of the motivational mechanism based on GDP per capita as an objective upper limit of wages for all, for highly skilled managers, professionals, academics and individual employees, labor regulation based on international standards, advanced forms of joint efforts of science, education, government and business in the development of an innovative economy.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал вузовской системы и пути совершенствования научно-образовательной деятельности»

УДК 378

Айнабек К. С. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данном научном докладе профессора Айнабека К.С. рассматриваются факторы формирования инновационного потенциала вузовской системы и пути совершенствования научно-образовательной деятельности, в частности, введение мотивационного механизма, основанного на показателе ВВП на душу населения, как объективно верхний предел заработной платы для всех, для высокопрофессиональных менеджеров, специалистов, ученых и отдельных работников; нормирования труда на основе международных стандартов; прогрессивные формы объединения усилий науки, образования, государства и бизнеса в развитии инновационной экономики.

Ключевые слова: наука, образование, мотивация труда, нормирование труда, инновационная экономика.

К факторам формирования инновационного потенциала относятся механизмы мотивации труда, определения годовой научной и педагогической нагрузки ученых, изобретателей, преподавателей; режим организации творческих работников; материальнотехническая база, уровень оснащенности современной техникой и технологией; институциональная структура вузовской системы; кадровый состав и другие.

Все вышеперечисленные факторы непосредственно влияют на формирование и развитие инновационного потенциала и эффективность вузовской системы.

В основном при формировании величины заработной платы по теории классического направле-ния(подход К. Маркса) исходят из цены(стоимости) рабочей силы, но на практике делается упор на спрос и субъективную оценку труда(неоклассический подход). При этом исходная цена наемного труда определяется величиной прожиточного минимума. Верхний же потолок заработной платы ограничивается меньшей частью дохода фирмы. Вся проблема здесь заключается в определении конкретной величины заработной платы, которая послужила бы мотивационной основой в трудовой деятельности.

На наш взгляд, в странах СНГ и, в частности, России, Казахстане остро стоит и проблема определения верхнего предела заработной платы высококвалифицированных кадров в сферах науки и образования, поскольку от их труда зависит переход в новое качество конкурентоспособной, инновационной экономики.

Заработная плата ученых, профессорско-преподавательского состава, научных работников вузов и исследовательских институтов, высокопоставленных государственных чиновников, руководителей крупных национальных компаний должна быть связана с их вкладом в повышение валового внутреннего про-дукта(ВВП) и роста ВВП на душу населения.

По моим подсчетам верхний предел заработной платы, включая и премии, бонусы, высокопоставленных государственных чиновников не должен превышать ВВП на душу населения, равной примерно 9000 долларов США в 2011 году для Казахстана, а России - $15837 в 2010г.[1]. Любая сумма их зарпла-

ты, превышающая ВВП на душу населения, должна быть изъята в форме налога. Критерием верхних пределов зарплаты госслужащих, работников любой другой сферы в месяц должна быть величина валового внутреннего продукта на душу населения.

Модель определения заработной платы для вышеприведенной категории работников можно вывести на основе сопоставления ВВП на душу населения и заработок госслужащих, ученых, педагогов, врачей и других на примере высокоразвитых стран: Финляндии, США, Японии и др. Затем эти пропорции перенести к ВВП на душу населения в Казахстане с учетом особенностей страны, тогда получим те суммы, приемлемые к нашей реальности.

В данной ситуации с учетом вышеназванного подхода исходная средняя сумма заработной платы высококвалифицированного работника должна составлять около 4500 долларов США, в которой учтены рыночные цены на продовольственные и непродовольственные товары, услуги образования, медицины, жилье и другие. Например, высокопоставленные чиновники могут получать заработную плату в пределах от этой исходной величины до размеров ВВП на душу населения за высокоэффективный труд во благо страны. Это можно сформулировать в экономико-математическую модель в следующем виде.

V = У/2-к, (1)

где V- заработная плата в месяц; У - валовой внутренний продукт на душу населения; k - коэффициент, позволяющий определить окончательную величину заработной платы, исходя из учета должности, уровня и степени квалификации специалиста, менеджера, которая ограничена верхним пределом -2 и нижним, превышающим следующую величину - 0. Далее необходимо ввести двенадцатиступенчатую градацию основных величин заработной платы для вышеназванных категорий работников: от 1, 1/2 до 1/12 ВВП на душу населения.

Введение данной системы оплаты труда существенно изменит мотивацию труда в сферах науки и образования, здравоохранения и государственной службы. Так, если доктор наук, профессор будет получать в среднем 4500 долларов США в месяц,

14

© Айнабек К. С., 2012

что составляет половину ВВП на душу населения в 2011 году, то последующие ниже рангом по уровню ученых степеней должны иметь зарплату вдвое меньше. Тем самым кандидат наук, доктор PhD, доцент, ассоциированный профессор должен получать в среднем 2500 долларов, а преподаватели и магистры - от 625 до $1250. Такой подход мотивации к творческому труду будет стимулировать стремление к профессиональному росту и достижению высоких результатов. Для сравнения здесь можно напомнить, что магистры за свой труд в США получают от 3000 до $5000, профессора, доктора наук - $800015000, а заведующие кафедрой, доктора наук - 1500020000 долларов в месяц и их имидж очень высок в обществе, что не скажешь о наших коллегах в республике. Так же нужно отметить, что у ректора университета в США заработная плата выше по сравнению, к примеру, с министром обороны этого государства. Однако для получения таких окладов нашим ученым необходимо соответствие уровня развития национальной экономики существующим параметрам ее функционирования в США.

По данному поводу были высказывания авторитетных ученых, которые отмечали следующие мнения: «Мы ввели многоступенчатую форму обучения - бакалавриат, магистратуру, Ph.D., а также кредитную технологию обучения, которая позволяет студенту самостоятельно выбирать предметы и преподавателей. То есть в данном случае мы уже работаем по западным стандартам. Но система не доведена до ума. Оплата труда профессорско-преподавательского состава, ее характер остались на уровне прошлого века, между тем кредитная технология предполагает, что востребованный студентами профессор должен получать гораздо больше...»[2].

В настоящее время государство имеет возможности оплачивать в вышеприведенных суммах труд ученых. Так же нужно отметить здесь, что свободные денежные средства у государства есть, тому свидетельство нереализованных и остаточных сумм на конец года за последнее пятилетие и коррупционных денег. Конечно, такие просчеты госчиновни-ков и их бездеятельность подобно экономическому преступлению. Это отдельная тема обсуждения.

Организация труда в высших учебных заведениях, где сосредоточено большее количество ученых, имеет свою специфику, которую необходимо учитывать в процессе усиления мотивации и повышения эффективности научно-педагогического труда. Выплачивая по вышеприведенной схеме заработную плату, необходимо учесть научно обоснованную педагогическую нагрузку, которая в данное время превышает почти в 3-5 и более раз, без чего из системы мотивации труда выпадет важная составляющая часть, что, несомненно, снизит эффект.

Важно учитывать нормирование труда ученых и преподавателей. Ныне существующие нормати-

вы труда профессорско-преподавательского состава являются тормозящим фактором развития науки, инновационного процесса и высшего образования. Учебная нагрузка преподавателя в вузах Запада, США, Англии не превышают 200 часов в год, для завершения научных трудов.

Нами предлагаются следующие нормы учебнопедагогической нагрузки за учебный год: докторам наук, профессорам - 200 часов, кандидатам наук -300 часов, магистрантам и преподавателям без степени - 400 часов и предоставление годичного творческого оплачиваемого отпуска после пятилетней работы в вузе для повышения квалификации или завершения научного труда: монографии, учебника, как делается в высокоразвитых странах.

При нормировании труда профессорско-преподавательского состава необходимо учесть все виды деятельности от учета затрат времени на экзамены, зачеты до консультаций, проверки курсовых, дипломных работ и т. д. На практике, особенно в частных вузах, за нагрузку не учитываются вышеназванные виды труда преподавателей или сильно занижают от реальных норм. Это приводит к перегрузке и оппортунистическому поведению исполнителей, а также к снижению качественного уровня знаний студентов. По данной причине более 80% учебных пособий, учебников не представляются авторскими, поскольку в них можно обнаружить плагиат и чистую компиляцию чужих мыслей, что представляется воровством интеллектуальной собственности.

Переход на кредитную технологию и внедрение системы менеджмента качества в высших учебных заведения по казахстанскому варианту, где соблюдена формальная сторона дела, без экономической и организационной, трудовой мотивации не повышается уровень выпускаемых специалистов, а, наоборот, усугубляет кризисное состояние. К сожалению, качественный уровень выпускаемых специалистов резко снижается, несмотря на положительную статистику. Эта тенденция свойственна всем структурам сфер образования и науки не только Республики Казахстана, и странам СНГ. Около 60 -80% выпускников вузов и представителей науки не соответствуют уровню получаемых дипломов. Здесь хочется отметить, что при введении магистратуры и докторантуры по программе Ph.D. без учета всех мотивационных, организационных и трудовых составляющих получим выпуск массы лжеученых магистров и докторов наук. Уже такая тенденция явно просматривается.

Далее немаловажно отметить учебную нагрузку студентов, магистрантов и докторантов, которая превышает в разы этих же категорий, обучающихся в США, Англии и других высокоразвитых стран. Исходя из примера системы высшего образования вышеприведенных стран, недельная аудиторная учебная нагрузка не должна превышать 8-10 часов в

Экономика образования ♦ № 2, 2012

15

стенах вуза. Это дает обучающимся больше времени для самостоятельной работы. С третьего курса по системе бакалавриата и далее - магистратуре и докторантуре нужно отказаться от тестового контроля, поскольку механический подход проверок знаний не позволяет определить качество знаний обучающихся. Все формы обучения и контроля в высшей школе должны быть направлены на развитие творческой способности обучающихся, приобретения навыков грамотного изложения и высокой эрудиции.

Сейчас большую работу проводят по поиску эффективных методов и путей стимулирования работников сфер образования и науки. Перенимается передовой опыт Финляндии по эффективному управлению наукой.

Определенную помощь оказывает «Государственные научные стипендии» для ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники, и талантливых молодых ученых. Но их размеры меньше в десятки и более раз, чем официальные доходы госчиновников высокого ранга за месяц. Вот так оцениваются наши ученые и специалисты, внесшие выдающийся вклад в развитие науки и техники в Республике Казахстан. Имеются пробелы в организации такого ранга конкурсов. Упущены моменты учета общественной и моральной, воспитательной стороны. Можно было бы победителям вышеназванных конкурсов установить стипендии ученым и специалистам, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники $1000 и талантливым молодым ученым - $500 в месяц.

Здесь особо хочется отметить о премиях, названных именами крупных казахстанских ученых и педагогов Ч. Валиханова, К. Сатпаева, И. Алтынсарина и других. Такие премии за научные или педагогические достижения должны играть огромную роль и быть максимальной формой мотивации и стимула в развитии науки и образования, и выявления лучших высокопрофессиональных специалистов. Прочитав условия конкурса на получение премий вышеназванных ученых, меня очень сильно удивило то, насколько организаторы занизили статус данных известных в мире людей, а так же настоящих и будущих обладателей этих премий, оценив их труд и достижения от $2000 до $3000. Такие величины премий намного ниже, чем призы за спортивные достижения, которые оцениваются сотнями тысяч долларов США.

На наш взгляд, эту ошибку, где выше ценят «ноги», чем «голову», имеющую социально-политическое значение, необходимо исправить следующим образом. Ученые новаторы, пишущие монографии и авторские учебники или учебные пособия, на которые уходят многие годы кропотливого творческого труда, должны быть вознаграждены по достоинству от 100 до 300 тысяч долларов США, как победителей конкурса республиканского уровня, а расценки международного значения должны быть

на порядок выше. Тогда и повысится ценность премий, названных именами видных ученых Казахстана, и их обладателей. Заслуженные обладатели премий в таком случае могут снять ряд проблем материального характера и с тройным усердием завоевывать научные рубежи мирового значения. Однако здесь имеется проблема в условиях определения заслуженного обладателя премии. Это отдельная проблема, которую можно решить на основе гласности и прозрачности, и справедливого механизма реализации проведения конкурса.

Немаловажным вопросом является организация оплаты за научные статьи, монографии, учебники и другие труды. Предлагается вести оплату авторам за научные статьи издательствами, рекомендованным Комитетом по аттестации и надзору в сфере науки и образования Республики Казахстан за счет субсидии Министерства образования и науки Республики Казахстана. Так же необходимо ввести «слепое» рецензирование и оплату экспертам, тогда в журналах будет намного меньше околонаучных работ.

На современном этапе обилия информации, непрерывно увеличивающегося количества научных статей и других публикаций и еще более динамично растущего количества попутного информационного «мусора», публикации зачастую осуществляются без должного отбора, рецензирования и редактирования, что девальвирует их ценность, поэтому критерий их количества уже не представляется столь значимым.

На смену упомянутому критерию на первый план выдвинулись такие критерии, как количество публикаций в иностранных журналах и индекс цитирования публикаций ученого. Поскольку индекс цитирования отдельных публикаций ученого определять достаточно затруднительно, остановились на публикациях в периодических научных изданиях, имеющих импакт-фактор (ИФ, или Щ).

Публикации в этих журналах в последние годы имеют большой вес для преподавателя при решении вопроса о дифференцированной оплате его труда, при избрании по конкурсу на вакантную должность и т.д. На этом фоне авторы публикаций в отечественных научных журналах на государственном языке не имеют каких-то рейтинговых преимуществ перед коллегами - скорее наоборот.

Представляется, что в рамках программы «Триединства языков» в европейское и мировое научнообразовательное пространство необходимо идти несколько другим путем: созданием 3-х язычных научных журналов (на казахском, русском и английском языках). И путем привлечения лучших отечественных и зарубежных авторов (в том числе и заказные платные статьи за солидный гонорар) продвигать и позиционировать такие журналы на мировой уровень, завоевывать присвоение импакт-фактора национальному изданию. По этому пути уже идут отдельные постсоветские государства.

Учитывая меньшие масштабы вузов и контингента научного сообщества в Казахстане, на первых порах экономически целесообразно было бы издавать такие журналы не по отдельным, а по всем отраслям. Представляется, что включение таких вновь образованных трехязычных журналов в перечень для исчисления импакт-фактора будет более объективным критерием роста авторитета казахстанской науки.

Далее важным фактором является определение необходимых форм организаций научно-образовательной деятельности в условиях интеграции с бизнесом. На современном этапе необходимо развивать не только национальные исследовательские университеты [4], но и обращать внимание на создание научнообразовательных региональных кластеров. Структура научно-образовательных региональных кластеров должна состоять из образовательных и исследовательских университетов, институтов, технопарка, производственных, венчурных предприятий и коммерческо-кон-сультативных фирм. Развитие таких научно-образовательных региональных кластеров должны основываться на акционерных формах, где доля государства должна преобладать по сравнению с бизнесом.

Таким образом, для существенного инновационного прогресса необходимы в сферах науки

и образования: введение мотивационного механизма, основанного на показателе ВВП на душу населения, как объективно верхний предел заработной платы для всех и, в частности, высокопрофессиональных менеджеров, специалистов, ученых и отдельных работников; нормирования труда на основе международных стандартов; прогрессивных форм объединения усилий науки, образования, государства и бизнеса в развитии инновационной экономики.

Без создания условий для высокопрофессиональных специалистов, ученых нам не достичь высоких рубежей в экономике, места среди высокоразвитых стран. Это касается для стран СНГ, и, в частности, России и Казахстана.

Библиографический список

1. URL: http://www.kt.kz/?lang=rus&uin=1133168007 &chapter=1153531722; http://ria.ru/research_rating/ 20110524/379150480.html

2. Университеты должны поспевать за бурно развивающейся экономикой страны // Казправда. .08..12.2006. -URL: http://kazpravda.kz/uin= 1152013916&chapter.

3. Journal Citation Report. - 2010. - № 4.

4. Закон Республики Казахстан о науке. Астана, 18 февраля 2011 года. - URL: http://www.edu.gov.kz/ru/ zakonodatelstvo/zakony_respubliki_kazakhstan/

Aynabek A. S.

INNOVATION POTENTIAL OF UNIVERSITY SYSTEMS AND WAYS OF IMPROVING THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

This scientific report by Professor Ainabek K.S. are considered factors of innovation potential of university systems and ways of improving the scientific and educational activities, in particular, introduction of the motivational mechanism based on GDP per capita as an objective upper limit of wages for all, for highly skilled managers, professionals, academics and individual employees, labor regulation based on international standards, advanced forms of joint efforts of science, education, government and business in the development of an innovative economy.

Keywords: science, education, motivation, labor, labor rate, innovative economy.

УДК 378

Корсунов В. И. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ON-LINE ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ США

On-line обучение рассматривается как новая информационная технология обучения и фактор, определяющий развитие высшей школы США. Дополнительным толчком в распространении данной технологии обучения в вузах стал экономический кризис, причем особую активность в обучении проявили «взрослые» студенты. В статье анализируются различные проблемы американского вузовского on-line образования: психолого-педагогические, методические, организационные, технические, финансовые.

Ключевые слова: новые информационные технологии обучения, высшая школа США, on-line обучение, традиционное обучение, рецессия, «взрослые» студенты, проблемы on-line образования.

В показанной летом 2010 г. по российскому те- мечено, что применительно к информационно-ком-

левидению дискуссии с участием представителей пьютерному обучению более уместно использовать

консорциума «Электронный университет» было словосочетание «on-line образование» наряду с

отмечено, что сейчас почти все российские вузы «дистанционным обучением». Мажорная нота, на

используют смешанные формы обучения - тради- которой закончилась дискуссия, может ввести в заб-

ционного с дистанционным. Кроме того, было за- луждение, тогда как педагогика высшей школы

© Корсунов В. И., 2012

Экономика образования ♦ № 2, 2012

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.