Научная статья на тему 'Определение уровня оптимальной разминки легкоатлетов'

Определение уровня оптимальной разминки легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМИНКА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / МЕТОДИКА / ФАКТОРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / СОВРЕМЕННЫЙ / WARM-UP / ATHLETICS / METHODS / FACTORS / INDIVIDUAL / MODERN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самарина Екатерина Викторовна

Разминка, которая является неотъемлемой частью тренировки, в стандартных формах не приводит к оптимальному результату. Разработка индивидуальных программ должна строиться в соответствии со многими факторами. Современный спорт нуждается в научно обоснованной разминке. В статье указан акцент на индивидуальный подход к разминке, необходимость соблюдения определенных закономерностей, а так же методических подходов к данному виду спортивной деятельности. При составлении индивидуальных программ разминки рекомендуется учесть: возраст спортсмена; погодные условия; индивидуальные особенности организма; варьировать количество применяемых упражнений; включать в разминку те упражнения, которые хорошо освоены; учитывать задачи основной части занятия; проводить контроль эффективности данной разминки; исправлять несовершенство разработанных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determining the level of optimal workout of the athletes

Warming up, which is an integral part of training, in standard forms does not lead to optimal results. The development of individual programs should be built in accordance with many factors. Modern sport needs a science-based workout. The article indicates the emphasis on an individual approach to the warm-up, the need to comply with certain laws, as well as methodological approaches to this type of sports activity. When drawing up individual warm-up programs, it is recommended to take into account: the age of the athlete; weather; individual characteristics of the body; vary the number of exercises used; include in the warm-up those exercises that are well mastered; take into account the tasks of the main part of the lesson; monitor the effectiveness of this warm-up; Correct detection of developed techniques.

Текст научной работы на тему «Определение уровня оптимальной разминки легкоатлетов»

тенденции. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 67-72.

REFERENCES

1. Letter № 44 - December 2019 (2019), available at: http://www.fig-docs.com/website/newsletters/WAG_NL_44_en.zip (accessed 5 January 2020).

2. 2017-2020 Сode of points. Women's artistic gymnastics (2016), available at: https://www.gymnastics.sport/site/rules/rules.php#3 (accessed 1 December 2019).

3. Botova, L.N. and Yashina, I.A. (2018), "Perspective areas of the content of women's all-around programs in artistic gymnastics", Science and Sport: Current Trends, vol. 21, № 4, pp. 67-72.

Контактная информация: Lnekrasova2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2020

УДК 796.42

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОПТИМАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Екатерина Викторовна Самарина, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Разминка, которая является неотъемлемой частью тренировки, в стандартных формах не приводит к оптимальному результату. Разработка индивидуальных программ должна строиться в соответствии со многими факторами. Современный спорт нуждается в научно обоснованной разминке. В статье указан акцент на индивидуальный подход к разминке, необходимость соблюдения определенных закономерностей, а так же методических подходов к данному виду спортивной деятельности. При составлении индивидуальных программ разминки рекомендуется учесть: возраст спортсмена; погодные условия; индивидуальные особенности организма; варьировать количество применяемых упражнений; включать в разминку те упражнения, которые хорошо освоены; учитывать задачи основной части занятия; проводить контроль эффективности данной разминки; исправлять несовершенство разработанных методик.

Ключевые слова: разминка, легкая атлетика, методика, факторы, индивидуальный, современный.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p382-385

DETERMINING THE LEVEL OF OPTIMAL WORKOUT OF THE ATHLETES

Ekaterina Viktorovna Samarina, the senior teacher, Ural State University of Railway

Transport, Yekaterinburg

Abstract

Warming up, which is an integral part of training, in standard forms does not lead to optimal results. The development of individual programs should be built in accordance with many factors. Modern sport needs a science-based workout. The article indicates the emphasis on an individual approach to the warm-up, the need to comply with certain laws, as well as methodological approaches to this type of sports activity. When drawing up individual warm-up programs, it is recommended to take into account: the age of the athlete; weather; individual characteristics of the body; vary the number of exercises used; include in the warm-up those exercises that are well mastered; take into account the tasks of the main part of the lesson; monitor the effectiveness of this warm-up; Correct detection of developed techniques.

Keywords: warm-up, athletics, methods, factors, individual, modern.

Легкая атлетика - один из наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях. В системе физического воспитания легкая атлетика занимает ведущее место благодаря большому разнообразию, доступности и прикладному характеру ее видов, всестороннему воздействию на

организм занимающихся и оздоровительной направленности [1, 2, 3]. Вот почему в университете (высшее образование) легкая атлетика является одной из основных учебных дисциплин физического воспитания. Также лёгкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, и учреждениях начального и среднего образований, - что говорит о значимости данного вида спорта. [4, 5]

Популярность данного вида спорта обратила внимание научного сообщества. [1, 2, 4] Возник вопрос, об улучшении спортивных показателей. Обратив внимание на явление врабатываемости, появилась идея о необходимости предварительных подготовительных упражнений, которые будут способствовать повышению функциональных систем организма перед основной деятельностью.

Разминка очень быстро заняла прочное первое место в тренировочном процессе, и в связи с повысившимся уровнем спортивных достижений ее значение стало особенно велико.

Non est terminus ad perfectionem (нет предела совершенству), как говорил Сократ своим ученикам. Мы всегда стремимся улучшать свои труды и достижения. Так почему бы не улучшить разминку, чтобы эффект был максимальным? Современная наука и спорт дают на этот вопрос ответ.

Современный спорт требует научно обоснованной разминки, составленной в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена, с учетом особенностей вида спорта и многих других факторов. Именно индивидуальный подход способен учесть сильные и слабые стороны аспекта. Однако возникает проблема - как грамотно подобрать программу разминки? Рассматривая и анализируя структуру тренировочного занятия по научным источникам, можно убедиться в том, что детально изучается основная часть тренировки, в то время как подготовительная часть остается мало затронутой, отображенной в стандартной форме.

Цель исследования. Определение специфичности оптимальной разминки легкоатлетов.

Задачи исследования: проанализировать теоретические основы разминочных движений; проанализировать методические подходы к разминке спортсменов; выявить факторы содержания разминки коррелирующие с эффективностью методики.

АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование в области теоретических основ разминочных движений, привело к формированию следующего тезиса. Различают динамическую работу при движениях в суставах и статические усилия, для поддержания неподвижного положения. Данный тезис напрямую вытекает из определения мышечной работы.

Мышечная работа - перемещение и поддержание положений тела и его частей благодаря работе мышц, обеспечиваемой координацией всех физиологических процессов в организме. Различные группы мышц находятся в сложном взаимодействии между собой и с различными механическими силами - тяжести, инерции и пр. (Дубровский В.И., Смирнов В.М. 2002).

Необходимо различать разницу между динамической работой и статической работой мышц, так как два подхода совершенно различаются: по характеру воздействия, энергетическим затратам, конечным результатам.

Динамическая работа - вид мышечной работы, характеризуемый периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнение определенных рабочих действий. Физиологические реакции при динамической работе зависят от силы и частоты сокращений, размеров работающих мышц, степени тренированности человека, положения тела, в котором выполняется работа, условий окружающей среды (Анохин П.К., 1975).

Чрезмерная мышечная работа приводит к переутомлению и перенапряжению, недостаточная двигательная активность - к физической детренированности. Резко выраженные крайности сопровождаются стрессом. Уровень двигательной активности оценивают по сумме затрат энергии и иногда по сумме сокращений сердца сверх уровня покоя, в среднем - за определенное время (Тховский В.М. 2001).

Статическая работа - вид мышечной работы, характеризуемый непрерывным сокращением скелетных мышц с целью удержания тела или отдельных частей, а также выполнения отдельных трудовых действий. При статической работе, в отличие от динамической, имеют место весьма незначительные увеличения потребления кислорода и минутного объема крови. При этом существенно возрастают ЧСС, АД, ЧД и общее периферическое сопротивление сосудов. Физиологические реакции сердечно-сосудистой системы при статической работе зависят от силы и продолжительности сокращения мышц (Романенко В.Д., 1975). Стоит отметить, что на результаты и содержание разминки и тренировки в целом могут влиять различные факторы:

1. возраст спортсмена;

2. психофизическое состояние;

3. индивидуальные особенности организма спортсмена;

4. состояние окружающей среды.

Анализ организационных методов разминки проходил по результатам экспериментальных исследований эффективных методик разминки легкоатлетов.

Согласно методике Б.А. Ашмарина группа не делилась на контрольную и экспериментальную, во-избежание действующих на них спонтанно сопутствующих факторов.

Исследование проводилось непосредственно в тренировочном процессе легкоатлетов, и во время исследования учитывались следующие факторы: 1) поведение спортсменов; 2) условия проведения занятий (температура, ветер и прочее); 3) степень готовности к предстоящей деятельности по внешним признакам (окраска кожи, лица, потливость, характер выполнения дальнейших движений).

Контрольные испытания состояли из двух тестов на гибкость, предложенные В. И. Ляхом 1998, целью которых было оценить уровень готовности связок и мышц после разминки. Следует отметить, что сравнение проводилось со стандартной разминкой, которая обычно предусматривает: разогревающий бег от 6 до 8 минут в медленном темпе, выполнение комплекса ОРУ, затем специально беговых упражнений и несколько ускорений. Длительность разминки составляет в среднем 30-35 минут.

В сравнительных данных между стандартной разминкой и динамической разминкой, было выявлено, что динамическая разминка является более эффективной для тренировок в условиях низких температур. Также данные о пульсе спортсменов, кровяном давлении и результатов контрольных испытаний, свидетельствуют о том, что стандартная разминка не может обеспечить оптимальных условий для выполнения нагрузки в основной части занятия. В сравнительных данных между стандартной разминкой и разминкой со статической направленностью, было выявлено, что статическая разминка наиболее целесообразна в условиях высоких температур окружающей среды, так как создает наиболее благоприятные условия для дальнейшей работы. Также в стандартной разминке наибольшая активизация функциональных систем происходила под влиянием разминоч-ного бега, затем показатели активности снижаются и не оказывают положительного эффекта в дальнейшей деятельности. В статической разминке было вторичное повышение активности функциональных систем, которая обеспечила оптимальную готовность организма бегуна к выполнению предстоящей нагрузки.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования выявлено, что стандартная разминка не обеспечивает оптимальных условий для выполнения нагрузки в основной части занятия. В свою очередь,

динамическая и статическая разминка соответствуют погодным условиям, а также улучшению результатов спортсменов. По сравнению со стандартной разминкой в таких же погодных условиях, результаты были хуже.

При составлении индивидуальных программ разминки рекомендуется учесть следующее: возраст спортсмена; погодные условия; индивидуальные особенности организма; варьировать количество применяемых упражнений; включать в разминку те упражнения, которые хорошо освоены; учитывать задачи основной части занятия; проводить контроль эффективности данной разминки; исправлять несовершенство разработанных методик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/49aa774305aa60becb736b352cd40269cc6d43 Ь5/ (дата обращения: 01.01.2020).

2. Самые популярные виды спорта в России. - URL : https://www.the-village.ru/village/city/news-city/347633-sport (дата обращения: 01.01.2020).

3. Хадиева, Р. Т. Разминка как важный элемент физической культуры спортсмена / Р. Т. Хадиева, Н. В. Семенюк // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. -T. 2, № 2. - С. 66-69.

4. Юдина, Н.Н. Основы повышения эффективности занятий физическими упражнениями студентов педагогических профессий. / Н.Н. Юдина // Материалы XV Международной научной сессии по итогам НИР за 2016 год, посвященной 80-летию университета. - Москва, 2017. - С. 115-116.

5. Легкая атлетика: спорт, доступный каждому. - URL: http://zab-active.ru/articles/549/ (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Federal law dated 04.12.2007 N329-ФЗ (as amended on 02.08.2019) "On physical education and sport in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/49aa774305aa60becb736b352cd40269cc6d43 b5/.

2. The most popular sports in Russia, available at: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/347633-sport.

3. Khadieva, R.T. and Semenyuk, N.V. (2017), "Warm-up as an important element of the athlete's physical culture", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 2, No. 2, pp. 66-69.

4. Yudina, N.N. (2017), "Fundamentals of increasing the effectiveness of physical exercises for students of pedagogical professions", Materials of the XV International Scientific Session following the results of research for 2016, dedicated to the 80th anniversary of the university, Moscow, pp. 115-116.

5. Athletics: a sport accessible to everyone, available at: http://zab-active.ru/articles/549/.

Контактная информация: ESamarina@usurt.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2020

УДК 796.814

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗОКИНЕТИЧЕСКОЙ И ПЛИОМЕТРИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММ ТРЕНИРОВОК В ПОВЫШЕНИИ СКОРОС ТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЫШЦ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ-САМБИСТОВ

Борис Александрович Свиридов, аспирант, Григорий Иванович Попов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

В статье сравниваются изокинетическая и плиометрическая программы для повышения скоростно-силовых способностей мышц квалифицированных борцов-самбистов. В ходе проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.