Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ И КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ И КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягьяева Э.Э.

В статье представлены уровни и критерии сформированности межкультурной толерантности. На основе анализа научно-педагогической литературы установлено, что межкультурная толерантность состоит из определенных взаимосвязанных компонентов, в частности, таких как: когнитивный, мотивационно-стимулирующий, эмоционально-оценочный, коммуникативно-деятельностный, личностно-рефлексивный. В качестве критериев выделены: познавательный, аксиологический, аффективный, поведенческий, личностный. В соответствии с критериями сформированности установлены уровни (высокий, средний, низкий) межкультурной толерантности.In this article are presented the levels and criteria of formation of intercultural tolerance. In tems of the analysis of scientific-pedagogical literature was determined, that intercultural tolerance consists of several interrelated components, such as: cognitive, motivational and stimulating, emotionally-evaluative, communicative activity, student-reflexive. As criteria are highlighted: cognitive, axiological, affective, behavioral, personal. In accordance with the criteria of the formation are determined levels (high, medium, low) of cross-cultural tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягьяева Э.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ И КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК 159.923

Ягьяева Э.Э. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» Государственное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ И КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлены уровни и критерии сформированности межкультурной толерантности. На основе анализа научно-педагогической литературы установлено, что межкультурная толерантность состоит из определенных взаимосвязанных компонентов, в частности, таких как: когнитивный, мотивационно-стимулирующий, эмоционально-оценочный, коммуникативно-деятельностный, личностно-рефлексивный. В качестве критериев выделены: познавательный, аксиологический, аффективный, поведенческий, личностный. В соответствии с критериями сформированности установлены уровни (высокий, средний, низкий) межкультурной толерантности.

Ключевые слова: межкультурная толерантность, компонент, критерий, показатель, уровень.

THE DEFINITION OF LEVELS AND CRIERIA OF FORMATION OF INTERCULTURAL TOLERANCE STUDENTS

Annotation. In this article are presented the levels and criteria of formation of intercultural tolerance. In tems of the analysis of scientific-pedagogical literature was determined, that intercultural tolerance consists of several interrelated components, such as: cognitive, motivational and stimulating, emotionally-evaluative, communicative activity, student-reflexive. As criteria are highlighted: cognitive, axiological, affective, behavioral, personal. In accordance with the criteria of the formation are determined levels (high, medium, low) of cross-cultural tolerance.

Keywords: cross-cultural tolerance, criterion, indicator, level

Постановка проблемы. Феномен межкультурной толерантности характеризуется неоднозначностью выделенных признаков и проявлений, комплексностью и многоаспектностью. Поэтому для изучения толерантности применяются существенно различные методы.

В основе диагностики любого процесса лежит уровневый подход. Поэтому критерии, показатели и уровни сформированности межкультурной толерантности являются необходимыми для разработки диагностической программы.

Отметим, что согласно семантике термина, критерий (от греч. kriterion

- признак, который служит основой для оценки) - мерило для оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации [1, с 150].

Критерий в психологии - это совокупность показателей, которые дают качественно-количественную характеристику состояния объекта обучения на определенном уровне [5, с. 42].

Анализ последних публикаций по теме. При разработке критериев оценки уровня сформированности межкультурной толерантности студентов мы обратились к научных трудов А. И. Алешиного [2, с. 63], Н. А. Асташовой [3, с. 77], В. Г. Гималиева [4, с. 25], А. А. Гривы [5, с. 70], Б. Гриншпун [6, с. 31], А. С. Матиенко [7, с. 28], Л. Г. Слобожанкиной [8, с. 31], Ю. В. Тодорцевой [9, с. 63] и др.

Цель статьи - определить критерии и уровни сформированности межкультурной толерантности у студентов колледжей.

Основное изложение материала. А. И. Алешина, исследуя формирование межкультурной толерантности студентов выделила эмоционально-ценностный и коммуникативно-деятельностный критерии. Показателям эмоционально-ценностного критерия являются эмоциональная стабильность, доброжелательность, социальная ответственность, чувствительность партнера, учтивость, экстравертность. Показатели коммуникативно-деятельностного критерия: отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость мышления, критичность мышления отсутствие напряженности в поведении, общительность, умение найти выход из сложной ситуации [2, с. 63].

М. А. Маннанова, изучая воспитание межкультурной толерантности студентов университета, выделила когнитивный, ценностно-мотивационный и поведенческий критерии [10, с. 103]. При уровне воспитанности межкультурной толерантности студентов ею были выделены пассивный, рефлексивный и активный компоненты. Основными показателями ценностно-мотивационного критерия являются знания фактов, через которые возможно осознание системы ценностей в межкультурном взамодействии, усвоение системы иной культуры. Поведенческий критерий, по мнению автора, характеризуется речевыми умениями (способами общения) говорение, аудирование, чтение, письмо, умение общаться с представителями другой культуры [10, с. 104].

Л. Г. Слобожанкина, изучая формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе подготовки, за основу диагностирования взяла следующие критерии: когнитивный, инструментальный, мотивационный, рефлексивный [8, с. 31]. Автор считает, что когнитивный критерий предусматривает степень сформированности профессиональных знаний, необходимых будущему специалисту для осуществления толерантной межкультурной коммуникации и основными показателями когнитивного критерия являются полнота и прочность усвоения знаний. По мнению Слобожанкина Л.Г., инструментальный

критерий - это степень сформированности профессиональных коммуникативных умений, необходимых для осуществления толерантной межкультурной коммуникации и характеризуется полнотой и прочностью овладения профессиональными умениями, самостоятельностью, осознанностью. Мотивационный критерий предусматривает степень сформированности профессиональных мотивов и установок на межкультурную толерантность и основными показателями этого критерия являются социокультурная дистанция, потребность в общении с представителями другой культуры, активность. Кроме того, Л. Г. Слобожанкина определяет, что рефлексивный критерий - это степень сформированности рефлексивной позиции, а именно: осознание себя как носителя культурных ценностей, удовлетворенность своими достижениями в области межкультурной коммуникации [8, с. 32].

На основе анализа научной литературы нами определено, что межкультурная толерантность - это качество личности, которая состоит из определенных взаимосвязанных и связанных компонентов. В связи с этим, в структуру межкультурной толерантности включены следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-стимулирующий, эмоционально-оценочный, коммуникативно-деятельностный, личностно-рефлексивный. В соответствии со структурой межкультурной толерантности выделяются такие критерии, как:

- познавательный критерий, который включает в себя знания о толерантность, межкультурную толерантность, ее суть, содержание; о качествах толерантной личности; знание своей специальности;

- аксиологический критерий, который включает в себя интерес, желание, готовность к межкультурному взаимодействию.

- аффективный критерий, который включает в себя отношение человека к себе как самобытной, неповторимой личности; чувства принадлежности к родной культуре; положительное эмоциональное восприятие другого, его мыслей, взглядов, образа жизни;

- поведенческий критерий включает в себя уверенность в себе, умение преодолевать сложившиеся стереотипы, умение осуществлять межкультурную коммуникацию на толерантной основе, умение сдерживать себя, избегать конфликтных ситуаций, адаптироваться к определенным нормам поведения, умение выступать в роли посредника между культурами;

- личностный критерий, который включает в себя нравственные черты личности, необходимые для толерантного взаимодействия (эмпатия, гуманность, сдержанность, доброжелательность, ответственность, перцепция и др.); включает в себя осмысление человеком окружающего мира, осознание себя в этом мире в качестве носителя определенных культурных традиций, своей деятельности и того, как его воспринимают и оценивают другие.

Показатели и уровни сформированности межкультурной толерантности были выделены нами в соответствии с определенными

критериями.

Отметим, что в научной литературе «уровень» определяется как степень качества, величина и т. п., достигнуты в чем- либо [1, с 358].

Противоположной чертой толерантности является интолерантность. К формам проявления интолерантности личности можно отнести: агрессию, конфликтность, жестокость, раздражительность, неуверенность в себе, тревожность, неустойчивость личности, интравертность,

некоммуникабельность, эгоизм, отсутствие достаточного уровня образования и культуры [11, с. 53]. Можно продолжить перечисление характеристик, дающих возможность раскрыть характеристики толерантных и интолерантных личностей, однако, нам представляется возможным рассмотрение наиболее часто проявляющихся.

В связи с этим, в соответствии с выявленными критериями, мы определили уровни сформированности межкультурной толерантности у студентов вузов: низкий, средний, высокий.

Для студентов с низким уровнем характерно отсутствие представлений о толерантность, межкультурную толерантность, ее суть, содержание; отсутствие знаний о том, какими качествами обладает толерантная личность; отсутствие социокультурных знаний: о стране, язык которой изучается, социальные и культурные особенности, традиции, образ жизни; отсутствие знаний о правилах речевого этикета; отсутствие знаний по основам межкультурной коммуникации (стили общения, язык жестов, стиль деловой корреспонденции); отсутствие умения различать подобное и различное в культуре родной страны и страны, язык которой изучается. Они владеют иностранным языком на низком уровне. У студентов отсутствует заинтересованность толерантностью, межкультурной толерантностью, ее сутью, содержанием; отсутствует желание сформировать такое важное качество личности, как толерантность; отсутствует желание изучать специальные дисциплины; отсутствует интерес к изучению социокультурной информации; отсутствует потребность в общении с представителями другой культуры. Им присуща завышенная самооценка; ценностное отношение к другим, человечества, Родины не сформировано; характерно неприятие другого как равного, его мыслей, взглядов, образа жизни. Такие студенты неуверенны в себе или чрезмерно самоуверенны; в них имеющиеся стереотипы, предубеждения и т. п.; они некоммуникабельные; не способны слушать других; осуществляют межкультурную коммуникацию на основе агрессии, раздражительности, жестокости; в них имеющиеся трудности в процессе межкультурной коммуникации; такие студенты не умеют сдерживать себя; отстаивать свою позицию или отстаивают свою позицию, унижая достоинство других; склонны к конфликтам; трудно адаптируются к определенным нормам поведения; не способны выступать в роли посредника между культурами; проявляют тревожность; обладают низким уровнем образования и культуры. Они не осознают себя как самобытную, неповторимую личность; у таких студентов отсутствует чувство

принадлежности к родной культуре; таким личностям присущи эгоистичность, неустойчивость личности, интравертность, проявление агрессии, жестокости, раздражительности и к представителям других культур; проявление пассивности и равнодушия к окружающим.

У студентов со средним уровнем толерантности имеются общие представления о ее сути и содержании. Они имеют поверхностные представления о качествах, которыми обладает толерантная личность. Однако, владея в целом знаниями на достаточном уровне, они недостаточно хорошо владеют социокультурными паттернами, например, правилами этикета недостаточно владеют знаниями по основам межкультурной коммуникации (стили общения, язык жестов, стиль деловой корреспонденции), не умеют различать подобное и различное в поликультурной среде. Такие студенты недостаточно заинтересованы проявлением терпимости, особенно в межкультурном взаимодействии и не проявляют желание сформировать такое важное качество личности, как толерантность. У них возникает недостаточное желание изучать специальные дисциплины, как средство расширения знаний и культурного обогащения. Недостаточно проявляют интерес к изучению социокультурной информации, у них определяется недостаточная потребность в общении с представителями другой культуры. У таких студентов ценностное отношение к себе и другим сформировано фрагментарно. Им присуща слабая эмоциональность в восприятие другого, его мыслей, взглядов, образа жизни, проявляется неуверенность в себе. Студенты со средним уровнем сформированности межкультурной толерантности осуществляют общение только со знакомыми, с представителями своей культуры. Наряду с умением слушать других, они склонность перебивать собеседника, а, не имея возможности избежать общения с представителем другой культуры, осуществляют межкультурную коммуникацию с соблюдением общения только из принципа «я вас терплю, потому что так нужно». Далее заметим, что недостаточность навыков межкультурной коммуникации компенсируется сдержанной позицией во взаимодействи, в том числе и в конфликтном. Необходимо также отметить, что студентам присуще проявление эмпатии, гуманности, сдержанности, доброжелательности, ответственности, по отношению к представителям других культур. Однако, наряду с этим, они слабо ощущают свою принадлежность к родной культуре.

Студенты с высоким уровенем толерантости отличаются четкостью представлений о ее сущности и содержании. Они имеют знания о качествах, которыми обладает толерантная личность. Студенты хорошо владеют терминологией, социокультурными знаниями о социальных и культурныехособенностях, традициях, образе жизни правилах этикета, языке. Имеют хорошие знания по основам межкультурной коммуникации (стили общения, язык жестов, стиль деловой корреспонденции). Они хорошо умеют различать подобное и различное в культуре. Студенты интересуются толерантностью в целом и межкультурною толерантностью в частности, ее

сутью и содержанием. У них наблюдается явное желание сформировать толерантность в межкультурном взаимодействии, они стремятся получать различный знания, обогщаясь культурным опытом. Особенный интерес проявляется к изучению социокультурной информации, в ней имеется потребность в общении с представителями другой культуры. У таких студентов сформировано устойчивое ценностное отношение к себе, как самобытной, неповторимой личности. Кроме того, им присуще положительное эмоциональное восприятие другого человека, его мыслей, взглядов, образа жизни. Такие студенты уверены в себе, коммуникабельны, у них отсутствуют стереотипы и предубеждения. Они умеют слушать других, осуществлять межкультурную коммуникацию на толерантной основе, сдерживают себя в сложных ситуациях, отстаивают свою точку зрения, не унижая других, избегают и конструктивно решают конфликтные ситуации.

Более того, студенты с высоким уровнем сформированности межкультурной толерантности способны легко адаптироваться к определенным нормам поведения и выступать в роли посредника в межкультурном взаимодействии. Им присуще проявление эмпатии, гуманности, сдержанности, доброжелательности и ответственности к представителям различных культур. Они хорошо чувствуют принадлежность к своей ( родной) культуре.

Вывод. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить следующие критерии оценки уровня сформированности межкультурной толерантности студентов вузов: познавательный, аксиологический, аффективный, личностный и поведенческий. Комплексное применение выделенных критериев является прогностическим и дает возможность определять уровень сформированности межкультурной толерантности у студентов. В связи с этим, дальнейшее направление своей работы мы видим в целесооразности разработки диагностического инструментария, позволяющего определить уровни сформированности межкультурной толерантности у студентов вуза.

Использованные источники:

1. Социологический энциклопедический словарь : на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / [редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов]. - М. : Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М), 2000. - 488 с.

2. Алешина А. И. Формирование межкультурной толерантности лингвистов-переводчиков : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Алешина Алла Ивановна. - Оренбург, 2010. - 203 с.

3. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : [сб. науч. -метод. ст.]. - М. : Изд. Московского психолого-социального института, 2003. - С. 77-78.

4. Гималиев В. Г. Педагогические условия формирования социокультурной

толерантности у студентов гуманитарных факультетов университета в процессе обучения иностранному языку : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гималиев Вагиз Галялдинович ; Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2006. - 167 с.

5. Грива А. А. Толерантность в процессе становления молодежи в условиях поликультурной среды : дис. ... доктора философ. наук : 09.00.10 / Грива Ольга Анатольевна ; Национальный педагогический университет имени Н. П. Драгоманова. - Киев, 2008. - 417 с.

6. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И. Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : [сб. науч.-метод. ст.]. - М. : Изд. Московского психолого-социального института, 2003. - С. 31-40.

7. Матиенко О. С. Воспитание толерантности у старшеклассников средних общеобразовательных лицеев Франции : дис. ... канд. мед. наук : 13.00.07 / Матиенко Елена Степановна ; Институт проблем воспитания АПН Украины. - Киев, 2006. - 208 с.

8. Слобожанкина Л. Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Слобожанкина Лейсан Рафаэлевна ; Магнитогорский гос. ун-т. - Магнитогорск, 2006. - 177 с.

9. Тодорцева Ю. В. Формирование толерантности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. мэд. наук : 13.00.04 / Тодорцева Юлия Викторовна ; Южноукраинский гос. педагогический ун-т им. К. Д. Ушинского. - О., 2004. - 280 с.

10. Маннанова М. А. Воспитание межкультурной толерантности студентов университета в лингвистическом образовании : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Маннанова Мария Александровна. - Оренбург, 2010. - 242 с.

11. Ковальчук М. А. Толерантность как качество личности современного человека / М. А. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник : Серия "Педагогика и психология". - 2005. - № 3. - С. 53-58.

Яндульская И. О. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация: В представленной статье рассматривается актуальная проблема формирования мотивационной готовности будущих психологов к профессиональной деятельности. Рассматриваются научные подходы и роль мотивации в профессиональной деятельности, анализируется сущность понятия и структура мотивационной готовности будущих психологов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, мотивационная готовность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.