Научная статья на тему 'Определение целей применения процеснного подхода к управлению таможенными органами'

Определение целей применения процеснного подхода к управлению таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратов Алексей Ильгисович

Управление таможенными органами осуществляется на основании процессного подхода. Для успешного функционирования модели управления важно не только описать процессы, организовать эффективное взаимодействие процессов и совершать мероприятия по их постоянному совершенствованию, но и четко определить цели, реализуемые посредством применения процессного подхода. В данной статье проведен анализ направлений совершенствования таможенных органов, указанных в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года», на основании которой определены общие и частные цели применения процессного подхода к управлению таможенными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the customs authorities is based on the process approach. To make management model operate successfully it is important not only to describe the processes, create effective process integration and always make process improvements, but it is also important to define goals, that could be reached by using process approach to management. That article describes general and specific goals of applying process approach to customs authorities management that been determined on the base of analysis of the directions of improvement of the customs authorities of «The Complex Development Program of the FCS of Russia for the period until 2020».

Текст научной работы на тему «Определение целей применения процеснного подхода к управлению таможенными органами»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018_25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕСННОГО ПОДХОДА К _УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ_

Муратов Алексей Ильгисович

АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский Университет Кооперации», г. Мытищи

АННОТАЦИЯ

Управление таможенными органами осуществляется на основании процессного подхода. Для успешного функционирования модели управления важно не только описать процессы, организовать эффективное взаимодействие процессов и совершать мероприятия по их постоянному совершенствованию, но и четко определить цели, реализуемые посредством применения процессного подхода.

В данной статье проведен анализ направлений совершенствования таможенных органов, указанных в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года», на основании которой определены общие и частные цели применения процессного подхода к управлению таможенными органами.

ABSTRACT

Management of the customs authorities is based on the process approach. To make management model operate successfully it is important not only to describe the processes, create effective process integration and always make process improvements, but it is also important to define goals, that could be reached by using process approach to management.

That article describes general and specific goals of applying process approach to customs authorities management that been determined on the base of analysis of the directions of improvement of the customs authorities of «The Complex Development Program of the FCS of Russia for the period until 2020».

Ключевые слова: таможенные органы, управление, процессный подход, таможенный контроль, система управления рисками, внешнеэкономическая деятельность.

Keywords: customs authorities, management, process approach, customs control, risk management information system, foreign economic activities.

В настоящее время управление таможенными органами в российской Федерации реализуется на основании процессного подхода, который подразумевает применение для управления деятельностью и ресурсами организации системы взаимосвязанных процессов. Активно реализуются мероприятия по оптимизации деятельности и выстраиванию цепи процессов.

Для успешного применения процессного подхода к управлению важным является четкое определение реализуемых целей и направлений совершенствования деятельности.

Управление коммерческими и некоммерческими структурами на основании процессного подхода имеет общие основы моделирования, поэтому для определения общих целей применения процессного подхода к управлению стоит обратиться к методическим рекомендациям по методологии постановки целей описания процессов.

В.В. Репин и В.Г. Елиферов определяют, что цели применения процессного подхода качественно можно выделить в две группы:

- группа «целей-лозунгов», или общие цели;

- группа целей, обеспечивающие решение конкретных проблем организации и повышение эффективности ее деятельности, или частные цели.

Цели-лозунги представляют собой наиболее обобщенные задачи, по которым не дается описание средств, способов, методов и ресурсов для достижения результата [3, с.154].

Наибольшее внимание следует уделить второй группе целей, так как они наиболее емко раскрывают цели-лозунги с описанием методов, средств и ресурсов достижения результата. Во второй группе целей можно выделить несколько направлений, по

которым происходит развитие описания процессов: разработка системы документооборота, автоматизации деятельности, постоянный контроль эффективности на основании показателей деятельности.

Цели применения процессного подхода неразрывно связаны с регламентируемыми стратегическими направлениями деятельности организации, таким документом таможенных органов в настоящее время является «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» (далее - Программа), утвержденная Приказом ФТС России от 27.06.2017 N 1065.

К первой группе «целей-лозунгов» относятся следующие стратегические задачи, указанные во втором разделе Программы: повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение фискальной функции в полном объеме, охрана объектов интеллектуальной собственности и улучшение инвестиционного климата посредством содействия участникам внешнеторговой деятельности [2, р.II].

Для определения частных целей использования процессного подхода к управлению таможенными органами следует обратиться к третьему разделу Программы, в котором указаны направления совершенствования таможенной деятельности [2,

р. III].

Всего указано 18 направлений, выделим наиболее важные с точки зрения процессного подхода и определим задачи, которые необходимо выполнить для совершенствования указанных направлений, на основании чего сформируем цели.

Совершенствование таможенного контроля при прибытии (убытии) товаров заключается в развитии информационных технологий и предварительного информирования, а именно: реализация

механизмов предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых авиатранспортом и водным транспортом во все порты; информационное взаимодействие с налоговыми органами в отношении вывозимых товаров.

Совершенствование таможенного контроля при декларировании товаров заключается в совершенствовании автоматизации процессов таможенного контроля, в том числе развитии технологий электронного транзита. Полномасштабное внедрение автоматического принятия решений при декларировании товаров будет осуществляться путем развития системы центров электронного декларирования. Реализация данного направления связана с совершенствованием информационных технологий и систем, механизмов предварительного информирования и межведомственного взаимодействия.

Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров связано с созданием механизмов маркирования и отслеживания товаров от момента ввоза на таможенную территорию до момента передачи товара потребителю; созданием и применением интегрированных информационных систем межведомственного взаимодействия и администрирования таможенных и налоговых платежей; стандартизацией проверочной деятельности на основании международного опыта в сфере постаудита; автоматизацией и оптимизацией таможенного контроля.

Задачами развития системы управления рисками являются: совершенствование правовой регламентации порядка применения системы управления рисками; автоматизация процесса выявления риска и его минимизация; совершенствование подходов идентификации риска путем внедрения субъ-ектно-ориентированной модели системы управления риском; использование интеллектуального анализа данных в управлении рисками.

Для совершенствования администрирования таможенных платежей и совершенствования реализации фискальных функций необходимо улучшение механизмов информационного межведомственного взаимодействия, развитие и автоматизация электронной системы администрирования и уплаты таможенных платежей, совершенствование механизмов обеспечения исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов.

Создание и развитие системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей заключается в повышении эффективности контроля в условиях наименьшего воздействия на участников ВЭД, реализации субъ-ектно-ориентированной модели управления рисками, создании электронного досье участников ВЭД и их контрагентов.

Для развития правоохранительной деятельности необходимо решить задачи развития внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия; оснащении правоохранительных подразделений современными интеллектуальными системами поиска информа-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 ции по открытым источникам информации и мониторинга СМИ; повышении качества административного производство и оперативно-разыскной деятельности.

К направлению развития в сфере осуществления валютного контроля относятся следующие задачи: совершенствование нормативной правовой базы; осуществление необходимой кадровой политики; развитие межведомственного и международного информационного взаимодействия и исключение дублирования функций ведомств в процессе воздействия на участников ВЭД; совершенствование информационных технологий контроля и учета деятельности участников ВЭД; развития субъ-ектно-ориентированной модели управления рисками.

Совершенствование деятельности таможенных органов в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении ввозимых (вывозимых) товаров состоит в мониторинге правоприменительной практики с целью исключения противоречий законодательных и нормативных правовых актов; осуществлении необходимой кадровой политики; повышение эффективности контроля при минимизации воздействия на участников ВЭД и участия должностных лиц таможенных органов, реализации механизмов предварительного информирования; развитии межведомственного информационного взаимодействия; совершенствовании информационных технологий таможенного администрирования; исключении дублирования функций и двоякого толкования регламентов.

Задачами направления совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов являются: совершенствование механизмов досудебного урегулирования; мониторинг и анализ процессов с использованием информационных ресурсов; создание условий единообразия правоприменительной практики; совершенствование межведомственного информационного взаимодействия; совершенствование порядка предоставления государственных услуг по информированию и консультированию; осуществление необходимой кадровой политики.

Развитие системы предоставления государственных услуг направлено на расширение перечня и условий предоставления государственных услуг и модернизации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов с целью повышения удовлетворенности участников ВЭД, граждан и организаций при взаимодействии с таможенными органами.

Вышеуказанная задача развития информационных систем в полной мере раскрывается в пункте 14 «Развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов». Задачами данного направления является внедрение повсеместной эксплуатации информационно-технических средств таможенными органами и совершенствование систем информационного обмена.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018

Задача развития межведомственного взаимодействия также не раз упоминалась в вышеизложенных направлениях развития, что достигается за счет развития взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти с помощью информационных систем взаимодействия в режиме реального времени.

Развитие социальной сферы подразумевает обеспечение социальной защищенности, предоставление социальных гарантий, улучшение жилищных условий и материального обеспечения должностных лиц таможенных органов и иных категорий граждан. Данное направление будет способствовать повышению уровня мотивированности должностных лиц таможенных органов.

Согласно методическим основам совершенствования применения процессного подхода к управлению, из задач вышеописанных направлений развития таможенных органов мы можем выделить цели применения процессного подхода к управлению таможенными органами, в полной мере отражающие основополагающие принципы построения модели управления на основании процессного подхода: ориентация на сотрудников, процессы и клиентов [4, с.345].

Первой целью является повышение эффективности деятельности кадрового состава таможенных органов, уровня их социального и правового сознания, максимизация вовлеченности в осуществляемую деятельность путем:

- регламентации требований к профессиональной квалификации должностных лиц таможенных органов;

- повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков должностных лиц таможенных органов;

- развития социальной составляющей и правовой культуры должностных лиц.

Вторая цель заключается в обеспечении условий максимальной эффективности протекания процессов и их автоматизации посредством:

- совершенствования правовой базы, регламентирующей модели процессов;

- единообразного применения, исключения дублирования функций, максимизации эффективности при минимизации воздействия на объекты воздействия;

- использования информационных систем обмена информацией и таможенного администрирования, создания баз данных, содержащих необходимые сведения, полученные в результате предыдущих процессов;

- реализации механизма «единого окна».

Третья цель - создание условий максимальной

удовлетворенности участников ВЭД при взаимодействии с таможенными органами посредством:

- устранения барьеров для участников ВЭД;

- минимизации воздействия на участников ВЭД;

_27

- расширения перечня предоставляемых государственных услуг по консультированию и информированию заинтересованных лиц.

Указанные цели в полной мере отражают основополагающие принципы построения модели управления на основании процессного подхода.

Методы достижения данных целей соответствуют частным принципам процессного подхода к управлению таможенными органами:

- принцип выстраивания сети процессов;

- принцип горизонтального сжатия;

- принцип вертикального сжатия;

- принцип минимизации количества согласований;

- принцип уменьшения количества проверок и управленческих взаимодействий на сотрудников таможенных [4, с.342].

Таким образом, общими цели применения и реализации процессного подхода к управлению таможенными органами являются: повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение фискальной функции в полном объеме, охрана объектов интеллектуальной собственности и улучшение инвестиционного климата посредством содействия участникам внешнеторговой деятельности

Частные цели заключаются в следующем: повышение эффективности деятельности кадрового состава таможенных органов, уровня их социального и правового сознания, максимизация вовлеченности в осуществляемую деятельность; обеспечение условий максимальной эффективности протекания процессов и их автоматизации; создание условий максимальной удовлетворенности участников ВЭД при взаимодействии с таможенными органами.

Список литературы:

В алфавитном порядке

1. Всеобщее управление качеством. Total quality management (TQM): учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. — М. : Лаборатория базовых знаний, 2001.

2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"

3. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов /Владимир Репин, Виталий Елиферов. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 544 c.

4. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — 448 с.: ил.

5. Хаммер М., Хершман Л. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов. — М. : Альпина Паблишер, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.