Научная статья на тему 'Определение целей и приоритетов развития услуг сферы культуры в регионе'

Определение целей и приоритетов развития услуг сферы культуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1508
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИРОВОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIETY / THE SPHERE OF CULTURE / SPIRITUAL DEVELOPMENT / CULTURAL BENEFITS / CREATIVITY / GLOBAL CULTURAL PROCESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Захарян Р. С.

В статье рассматривается сущность услуг сферы культуры, выделены основные функции и принципы функционирования учреждений сферы культуры. Проведен анализ культурных запросов и предпочтений населения в потреблении услуг сферы культуры Ставропольского края, что позволило выделить соответствующие критерии потребителей услуг сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF OBJECTIVES AND PRIORITIES OF SERVICE OF CULTURE IN THE REGION

The article deals with the essence of culture services, highlights the main features and operation of cultural institutions. The analysis of the cultural needs and preferences of the population in the consumption of culture services, Stavropol region, which allowed for adequate criteria for consumers of culture.

Текст научной работы на тему «Определение целей и приоритетов развития услуг сферы культуры в регионе»

Захарян Р.С. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

14. 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ УСЛУГ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

Захарян Р.С., старший преподаватель каф. Гражданско-правовых дисциплин филиала ГОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет» в г. Кисловодске, к.э.н.

Аннотация. В статье рассматривается сущность услуг сферы культуры, выделены основные функции и принципы функционирования учреждений сферы культуры. Проведен анализ культурных запросов и предпочтений населения в потреблении услуг сферы культуры Ставропольского края, что позволило выделить соответствующие критерии потребителей услуг сферы культуры.

Ключевые слова: общество; сфера культуры; духовное развитие; культурные блага; творческий потенциал; мировой культурный процесс

DEFINITION OF OBJECTIVES AND PRIORITIES OF SERVICE OF CULTURE IN THE REGION

Zaharian R.S., senior Lecturer Department. Civil Law Disciplines branch GOU VPO "North-Caucasian state technical university" in Kislovodsk, Ph.D.

Annotation: The article deals with the essence of culture services, highlights the main features and operation of cultural institutions. The analysis of the cultural needs and preferences of the population in the consumption of culture services, Stavropol region, which allowed for adequate criteria for consumers of culture.

Keywords: society, the sphere of culture, spiritual development, cultural benefits, creativity, global cultural process

Современное общество все больше осознает и ощущает всевозрастающую роль сферы культуры, которая является важнейшей частью страны, укрепляет духовную связь поколений, способствует сохранению толерантности, сближению и взаимопониманию между гражданами. Кроме того, сфера культуры служит одной из форм удовлетворения потребностей населения в услугах, активно участвует в протекании социальноэкономических процессов.

Услуги сферы культуры способствуют сохранению, созданию и развитию духовных, нравственных и общественных ценностей, раскрывая новые перспективы развития экономики. Сфера культуры обладает специфическими характеристиками: в одних секторах осуществляется прямая государственная поддержка и регулирование, в других действуют рыночные отношения, в-третьих, необходимо наличие общественных и некоммерческих организаций. Для развития благоприятных экономических и социальных тенденций в обществе необходимо создать условия для его гармоничного развития, удовлетворения потребностей граждан в культурных услугах, наиболее полной реализации креативного потенциала, обеспечения сохранности и рационального использования исторического наследия. Влияния услуг сферы культуры на развитие нравственной природы личности и общества трудно

переоценить. Они оказывают благотворное воздействие на духовное и физическое состояние человека, повышают его работоспособность, обогащают сознание, улучшают общее восприятие окружающего мира. Достижение этой цели невозможно без четкого определения целей и приоритетов сферы культуры, обеспечения ее развития, создания благоприятных правовых, организационных и экономических условий, как на уровне регионов, так и страны в целом.

Специфика сферы культуры состоит в том, что вследствие ряда объективных факторов частный сектор в ней в условиях рыночной экономики занимает незначительное место, следовательно, сфера действия рыночного механизма и принципа платности лимитирована. Услуги сферы культуры представляют собой смешанные блага, обладающие двойственной природой, направленные на удовлетворение разнообразных духовных и эстетических потребностей населения. Наряду со свойствами делимости, конкурентности, уникальности, перегружаемости, они обладают значительным внешним эффектом, проявляющимся через познание жизненного пути всего человечества, выбор между нравственными и безнравственными категориями, гармонией и дисгармонией.

Выделены следующие функции сферы культуры:

- имеет собственный экономический потенциал и вносит свой вклад в экономику страны; создает дополнительные рабочие места; аккумулирует и пропагандирует определенные базовые ценности общества, его способность к саморазвитию;

сохраняет «память» общества;

влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие подрастающего поколения; способствует профилактике девиантного поведения; имеет уникальную научную базу, проверенные методики, высококвалифицированных специалистов для подготовки кадров;

активизирует социальные процессы по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей и др.

Таким образом, сфера культуры представляет собой совокупность организаций, институтов и учреждений, выполняющих всестороннюю социокультурную модернизацию на основе комплекса мер по развитию культурно-образовательного обеспечения, целенаправленной подготовке кадров, корректировке общего содержания отечественной культуры [1].

Важнейшие приоритетные цели сферы культуры могут быть определены следующим образом: формирование и развитие системы социально-культурных ценностных ориентации личности и общества;

помощь населению в становлении и развитии духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального сознания;

развитие социальных интересов и потребностей, улучшение качества жизни населения;

приобщение людей к духовному и интеллектуальному обогащению;

воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;

осознание взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием национальной культуры и т.д.

Каждый феномен сферы культуры несет в себе целый комплекс социальных функций, значений и сущ-

Бизнес в законе

5'2011

ностей как актуального, так и исторического характера. С этим связаны особая сложность в понимании воздействия услуг сферы культуры на человеческий капитал. Отсюда первым принципом эффективного развития сферы культуры является обеспечение устойчивого движения в направлении объективных процессов развития общества, стимулирование его ускоренной модернизации [2].

Второй принцип - определение объекта управления в сфере культуры, которым могут являться как культуропроизводящие и культуро-сохраняющие институты, так и общество в целом. Разнохарактерность и разнородность российского общества требует гибкого сочетания универсальных инструментов сферы культуры с локальными методами, оптимизированными для той или иной части общества.

Третий принцип - определение субъекта управления в сфере культуры. Субъектом, в первую очередь, выступает само общество, корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом управления в сфере культуры, общество функционирует как самоорганизующаяся и само-развивающаяся социокультурная система, адаптирующаяся к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. При этом, роль и значение культуротворческих институтов при этом чрезвычайно важны, однако они выступают лишь в качестве регуляторов, стимулирующих процессы самоорганизации и саморазвития.

Четвертый принцип - поступательное содержательное воздействие на общественное сознание, нравы, ценности и ориентиры. Поэтому основными инструментами сферы культуры являются наука, образование, просветительство, воспитание и т.п., формирующие социокультурные требования общества в целом.

Пятый принцип - учет гетерогенного характера сферы культуры, предполагающий межкультурное взаимодействие как базис органичного развития данной.

С этим связан шестой принцип - детальное изучение традиций, ценностной ориентации и признаков тождественности общества, всего комплекса явлений и процессов, объединенных в культурное наследие, исследование генезиса их восприятия и интерпретации, выбор форм модернизации сферы культуры.

Проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано потребностью органов управления в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории, мотивах их посещения или непосещения, степени удовлетворенности оказанными услугами. Наличие таких данных служит гарантией эффективного разрешения ряда трудностей в современной рыночной ситуации. Во многом это обусловлено тем, что маркетинг тесно связан с потребительским поведением на рынке культурных услуг. В политике маркетинга сферы культуры необходим индивидуальный подход для разных рыночных ситуаций, а спектр предпочтений потребителей культурных услуг довольно широк.

Ключевое значение должно придаваться выявлению тенденций в развитии культурных потребностей различных слоев населения, деятельности всех видов организаций, функционирующих в сфере культуры на основе анализа специфики поведения потребителей, особенностей социального, демографического, национального состава, традиций, ценностных ориентиров, духовно-нравственных элементов и т.д.

Основная задача маркетинга в исследуемой сфере -выявление типов людей по степени их активности в потреблении услуг сферы культуры и отслеживание изменений этих типов среди различных социальных групп. Проведенный анализ культурных запросов и предпочтений населения в потреблении услуг сферы культуры Ставропольского края, позволил выделить ряд критериев (табл. 1).

Таблица 1

Критерии поведения потребителей услуг сферы культуры

Выделенные критерии служат составными элементами программы маркетинговых исследований как возможные условия положительного или отрицательного отношения населения к организациям сферы культуры и предоставляемым ими услугам. Выявление и изучение критериев и факторов, влияющих на частоту посещаемости культурных мероприятий и уровень спроса на них, избирательность видов осуществляемой деятельности учреждениями культурной сферы и др., являются одной из главных целей организаций сферы культуры на современном этапе. Особое внимание проведению маркетинговых исследований по сбору информации о потребителях следует уделять бюджетным организациям сферы культуры - филармониям, библиотекам, музеям и т.п., в связи с тем, что государство не в состоянии обеспечить полноценную финансовую поддержку непроизводственной сферы и учреждения исследуемой сферы вынуждены само-

Критерий Характеристика

1. Географическое положение Наличие и эксплуатация территориальных отличий

2. Социальноэкономическое положение Различия в уровне доходов, образовании, уровне культуры, этапах жизненного цикла семьи, составе семьи, профессии, ценностях, традициях и других потребительских факторах, что поволяет обеспечить реализацию услуг сферы культуры

3. Состояние инфраструктуры Различия в состоянии дорог, транспорте, подъездных путях, связи

4. Целевой сегмент Рзаличия в ориентации на местных жителей или приезжих

5. Проводимые рекламные акции, СМИ Различия в интеллекте, кругозоре, миропонимании и мировосприятии

6. Образ жизни Различия в жизненном стиле, распределении времени и средств

7. Духовные и нравственные ценности Различия в воспитании, ценностных идеалах, культурном развитии, интересах и предпочтениях

8. Посещение учреждений сферы кульутры Различия в уровне культурнодосуговых мероприятий (авторитет, мода, бренд, эстетическое удовольствие и др.)

9. Отношения к учреждениям сферы культуры Различия в уровне спроса на услуги сферы культуры

Авторская разработка.

Захарян Р.С. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

стоятельно определять пути развития, что, в конечном итоге, стимулирует применение методов маркетинга для решения экономических и других проблем.

Следует помнить, что в сфере культуры не может быть в полной мере реализована концепция универсальности применения рыночных регуляторов. Отдельные виды услуг в сфере культуры обладают коммерческим потенциалом, эффективно реализуются в условиях рынка и служат источником пополнения бюджетов соответствующих уровней. Однако многие виды услуг сферы культуры лишены коммерческих возможностей, носят социально значимый и общественно полезный характер, тогда как издержки производства объективно превышают цены на предоставляемые услуги. Для реализации подобных видов услуг требуется государственное субсидирование. Государственная финансовая поддержка сферы культуры обусловлена мериторным характером ряда культурных благ. Мериторными услугами в сфере культуры являются блага, уровень спроса на которые со стороны частных лиц ограничен и стимулируется государством.

Однако, ни бюджетное, ни рыночное финансирования в полной мере не соответствует целям, которые определяются миссией сферы культуры в Ставропольском крае, где помощь спонсоров и меценатов в 25 раз меньше объема услуг, оказанных учреждениями сферы культуры, ни России в целом. Возникает необходимость внедрения инновационных инструментов, преодолевающих недостатки обоих типов и умножающих положительные качества, к числу которых целесообразно отнести фандрейзинг, представляющий собой совокупность методов по привлечению финансовых средств из источников внешней среды.

Развитие фандрейзинга находится в зачаточном состоянии, поэтому связи и взаимодействия сферы культуры и предпринимательских структур только начинают формироваться. Поддержка исследуемой сферы со стороны частного сектора может стать одним из ключевых факторов возрождения и развития отечественных учреждений культуры. При этом органы государственной власти могут сыграть эпохальную роль в развитии сотрудничества сферы культуры и предпринимательства, особенно на первых этапах подобного партнерства, которая заключается в создании условий, стимулирующих взаимодействие названных сфер. Для предпринимательства сотрудничество со сферой культуры служит эффективным РР и рекламным средством, катализатором творчества в решении деловых проблем, способствует продвижению бренда, формирования позитивного имиджа и т.д.

Поиск и распределение финансовых средств в рамках развития сферы культуры не является залогом доступности культурных услуг для всего населения, а не только избранной его части. Необходимы концентрация средств и ресурсов по выделенным направлениям в рамках дальнейшей оптимизации и государственного регулирования деятельности учреждений сферы культуры, что позволит создать условия для повышения качества жизни населения, модернизировать существующие государственные и муниципальные учреждения сферы культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ граждан ко всем видам культурных благ, раскрыть творческий потенциал, активизировать интеграцию в мировой культурный процесс.

Список литературы:

1. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. М.: Юнити-Дана, 2007.399с.

2. Иванов Г.П., Шустов М.А. Экономика культуры. М.: Юни-ти-Дана, 2001. 284с.

References:

1. Voskolovich NA Economics of paid services. Moscow: Unity Dan 2007.399p.

2. Ivanov GP, Shustov MA The economy of culture. Moscow: Unity-Dana, 2001. 284p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Захарян Р.С. «Определение целей и приоритетов развития услуг сферы культуры в регионе».

Проводимые в настоящее время реформы не учитывают сложной диалектики социокультурного и экономического развития, хотя хозяйственный комплекс в принципе не может развиваться в распадающемся социуме, а сложно устроенная рыночная экономика не может быть освоена обществом, не делающем ставку на культуру и постоянное повышение уровня индивидуального развития.

В современных исследованиях подчеркивается, что вне учета культурной специфики общества невозможна реализация той или иной модели развития, вне представлений о роли культуры не может быть понято содержание процесса и механизмов институционализации отношений. С начала кардинальных изменений политической и экономической системы страны значение общественной и частной составляющей и их соотношении в сфере культуры во многом поменялись. В преобразованиях, запланированных в сфере культуры, значительная роль отводится рынку, увеличению доли населения и предпринимателей в финансировании этих сфер и уменьшении доли государства. В результате обусловлено появление частных коммерческих культурных учреждений (галерей, кинотеатров, издательств и т.д.) в сфере культуры.

Характерные изменения имеют значение не только для существования государственных и частных культурных учреждений, но и для их перспективного сотрудничества и использования преимуществ каждого из секторов в удовлетворении многообразных культурных потребностей людей. Данными обстоятельствами обусловлена актуальность тематики представленной научной статьи.

По нашему мнению, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой «Экономическая

теория» Грозненского государственного нефтяного

института им. академика М.Д. Миллионщикова,

профессор,

д.э.н. М.М. Магомадов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.