Научная статья на тему 'Роль культуры в воспроизводстве человеческого ресурса для современной экономики'

Роль культуры в воспроизводстве человеческого ресурса для современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И УСЛУГИ / "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ" / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРУ КУЛЬТУРЫ / "HUMAN CAPITAL" / SPHERE OF CULTURE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / SOCIAL FUNCTIONS OF CULTURE / CULTURAL NEEDS / NON-MATERIAL GOODS AND SERVICES / HUMAN RESOURCES / CULTURAL VALUES / INVESTMENTS IN THE SPHERE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачук Людмила Тимофеевна

Рассматривается значение сферы культуры как системообразующего фактора консолидации и развития общества, степень ее общественно-полезного эффекта, масштабы востребованности и роль в воспроизводстве качественного человеческого ресурса для современной(рыночной) экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CULTURE IN HUMAN RESOURCES REPRODUCTION FOR MODERN ECONOMY

The author considers the importance of the sphere of culture as a system factor of consolidation and development of society, degree of its socially useful effect, the rates of its demand and the role in the reproduction of quality human resource for modern (market) economy.

Текст научной работы на тему «Роль культуры в воспроизводстве человеческого ресурса для современной экономики»

Ежедневная деловая газета РБК daily. - Режим доступа: www.rbcdaily.ru/2009/01/15/, свободный.

9. Сребник Б.В. IPO как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Финансы. 2006. №8. С.76-77.

10. Материалы консалтингового агентства по стратегическим коммуникациям The PBN Company [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pbnco.com/ru/news , свободный.

11. Материалы международного исследования консалтинго-

вой компании Ernst & Young по вопросам IPO [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.ey.com, свободный.

12. Материалы издания Rambler Media Group Lenta.ru [Электронный ресурс]/Разместиться по-минимуму. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/articles/2008/12/24/ipo/, свободный.

13. Официальный сайт информационно-аналитического портала IPO - конгресс www.ipocongress.ru

14.Официальный сайт Московской межбанковской валютной биржи www.micex.ru

УДК 338.48+008

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Л.Т.Ткачук1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается значение сферы культуры как системообразующего фактора консолидации и развития общества, степень ее общественно-полезного эффекта, масштабы востребованности и роль в воспроизводстве качественного человеческого ресурса для современной(рыночной) экономики. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: сфера культуры; социально-культурная деятельность; социальные функции культуры; культурные потребности; нематериальные блага и услуги; «человеческий капитал»; человеческие ресурсы; культурные ценности; инвестиции в сферу культуры.

ROLE OF CULTURE IN HUMAN RESOURCES REPRODUCTION FOR MODERN ECONOMY L.T. Tkachuk

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers the importance of the sphere of culture as a system factor of consolidation and development of society, degree of its socially useful effect, the rates of its demand and the role in the reproduction of quality human resource for modern (market) economy. 7 sources.

Key words: sphere of culture; socio-cultural activity; social functions of culture; cultural needs; non-material goods and services; «human capital»; human resources; cultural values; investments in the sphere of culture.

Понятие «культура» относится к числу общеупотребительных терминов, поэтому почти невозможно дать ему исчерпывающее определение. Следует согласиться с профессором А.И.Арнольдовым, который отмечает, что «понятие культура в высшей степени сложно. Однако общая отсылка к трудности определения культуры не исключает ни проблем, ни постоянной потребности в ее анализе». В современной литературе и в обиходном общении насчитывается до пятисот значений и определений понятия «культура». Однако существует два основных варианта словоупотребления этого понятия: ценностный и научно-описательный. В первом случае культурой называют общепризнанную, положительную ценность стандартов и норм. Во втором случае - это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, который представлен в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в системе отношений людей.

Сферу культуры, производящую в основном нематериальные блага и услуги, можно назвать сферой духовного производства, которая формирует духов-

ную жизнь общества, его нравственный климат. Именно культура определяет уровень цивилизованного развития государства, его экономики, науки, техники, политики. Являясь одной из отраслей национальной экономики, культура не только расходует ресурсы, но опосредованно участвует в их воспроизводстве. Труд в сфере культуры следует отнести к косвенно производительному труду, результаты которого влияют на духовные способности человека в производстве материальных благ.

Глобальная цель функционирования культуры связана не с приоритетом экономического эффекта, а с нравственной идеей воспитания духовно богатой и гармонично развитой личности. Ориентируясь на подобную цель, социальные институты, организующие культурную деятельность, производят культурный продукт для удовлетворения соответствующих потребностей отдельных индивидуумов, их социальных групп, общества в целом.

Автор исходит из оптимистического прогноза относительно уникальных потенциальных возможностей культурной отрасли, вполне соотносимых с резервами

1Ткачук Людмила Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: 89149011616, e-mail: TLT60@ mail.ru Tkachuk Lyudmila Timofeevna, Candidate of Economics, associate professor, tel.: 89149011616, e-mail: [email protected]

материального производства, а в чем-то и превосходящих их. Именно в культуре происходит производство, накопление и хранение огромных духовно-материальных ценностей, составляющих не только общее национальное достояние, но и его самую дорогостоящую часть - национальные сокровища. Преимущества культуры выражаются в том, что в ней создаются нетленные духовные богатства, не подверженные, в отличие от продуктов материального производства, фактору времени, инфляционным процессам и являющиеся при этом реальным средством накопления.

Проблема состоит в том, как с помощью действенных рыночных механизмов, при заинтересованной поддержке государства превратить этот важнейший ресурс в активно работающий духовный и материальный капитал, в движущий фактор дальнейшего развития социально-экономического прогресса российского общества.

Культура (от лат. Cultura - возделывание, обрабатывание, воспитание, образование, развитие, почитание) вбирает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития. «Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специальных технологий (от греч. techne - искусство, мастерство) человеческой деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности. Но культура вбирает в себя и мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Этот процесс протекает в «упорядоченных» коллективах людей на основе опыта совместной жизнедеятельности, воплощенного в системах социальных целей, ценностей, правил, обрядов, социальных стандартов, технологий и художественных коммуникаций (от лат. communicare - делать общим, связывать). Иначе говоря, это общественный процесс обработки людей людьми» [5].

Деятельность в сфере культуры направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное) воспитание человека с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и преимущественно в свободное время. Она осуществляется на профессиональной, полупрофессиональной и любительской основе.

Результатом этой динамичной деятельности являются две группы культурных ценностей, органически воплощенных как в специфических формах объективной и виртуальной реальности, так и в преобразованных формах обратного воздействия на другие общественные явления (культура труда, потребления, отношений между людьми и т.д.).

Долгое время культура рассматривалась как сфера затратная с экономической точки зрения. Доминировала концепция «самоценности культуры» как некой совокупности накопленного общественного богатства, культурного наследия и творческих достижений, кото-

рые ценны сами по себе. В России данная концепция стала преобладать уже в постсоветский период. Советская доктрина представляла культуру как часть государственной идеологической системы, направленной на формирование «гармонически развитой личности». Финансовая основа организаций культуры формировалась, главным образом, за счет бюджетных средств или устойчивой финансовой поддержки со стороны ведомств. Государством в качестве основной функции сферы культуры определялась идеологическая, реализация которой обеспечивалась соответствующим выделением финансовых средств. В настоящее время сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: развивающую, информационно-просветительскую, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную, коммуникативную, развлекательную. Однако качественную их суть составляет развивающее, а не развлекательное начало. При этом функции сферы культуры взаимосвязаны и взаимодействуют в многообразных вариациях. Определяется это тем, что сфера культура как сложный социально-экономический механизм одновременно выступает в виде единства четырех его качеств: культуры как ценности, как процесса, как системы и как его результата.

Сферу культуры следует рассматривать как область духовного производства, в которой человеческая деятельность носит экономический характер, а ее результат - социальный характер в виде предлагаемых товаров и услуг (просмотр спектакля, кинофильма, чтение книги, посещение библиотеки, музея и т.д.). Он должен соответствовать уровню совокупного спроса, удовлетворять разнообразные культурные потребности и главное - формировать потребности людей в саморазвитии.

Сфера культуры в экономическом понимании -это сфера, воспроизводящая качественный человеческий ресурс для общества. Чем выше культурный и образовательный уровень населения, тем выше экономический и, как следствие, социальный уровень государства.

По оценке организатора Римского клуба А.Печчеи: «Любое человеческое достижение может быть только таким, каким способны сделать его сами люди, применив все свои многогранные скрытые возможности, все свои духовные силы, свой ум, знания, изобретательность, мастерство, [...] всю свою способность чувствовать прекрасное, ощущать поэзию жизни, все свои артистические и эстетические наклонности. Любые новые достижения человечества и, прежде всего, экономический рост, повышение материального уровня и качества жизни основываются на совершенствовании человеческих качеств».

Экономика и культура тесно взаимосвязаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Задача состоит в том, чтобы выявить нормативные и закономерные основы происходящего социально-культурного процесса в России, который идет пока исключительно технократическим путем. В познании нуждается не только объединяющая роль культуры,

но и основополагающие ценности и принципы, будь то экономическая теория или ориентация на труд и достижения.

В период перехода к рыночной экономике происходит самостоятельный процесс воздействия культуры на производство, порождаемый внутренней логикой развития самой культуры. Связано это с возрастанием роли человеческого фактора в экономике. Непосредственно на основе человеческого фактора определяется успешное решение задач по ускорению социально-экономического развития общества. В настоящее время не просто уровень квалификации, а уровень общей культуры сотрудников современных организаций не соответствует организационно-экономическим нормам и требованиям. Речь идет о культуре как явлении универсальном, охватывающем культуру труда и свободного времени, о культуре общей, в том числе и технологической. В целом - это знания, жизненные ценности, дисциплина, организованность, социальная активность, поведение.

Причины кризисных явлений в отечественной экономике связаны как раз с «человеческим фактором», с дефицитом общей и экономической культуры. Сегодня в России людей творческих, духовно богатых, успешно выполняющих свои социальные роли как в быту, так и в производственно-общественной сфере, сравнительно немного. Подтверждением данного факта являются результаты исследований, представленные в докладе Комиссии по вопросам развития культуры при Общественной Палате РФ. Так, в настоящее время в крупных городах (столицах регионов) таких людей (современное поколение) 13%, в городах регионального подчинения (сравнительно небольших) и в селах - 910%. Исследования показали, что существует прямая связь между личностным ростом людей и их отношением к культуре и искусству, заложенным в детстве. Среди тех взрослых (старшее поколение), которые в детстве регулярно посещали театры, концертные залы, художественные музеи и выставки, высокого уровня личностного развития достигают в крупных городах 39% человек, в небольших городах - 26%, в селах -20%. Это больше нынешнего количества разносторонне развитых людей в крупных городах в 3 раза, в небольших городах - в 2,6 раза, в селах - в 2 раза.[2]

Культурный кризис - это поражение не только российской культуры. Западные социальные критики немало говорят и пишут о трагизме современной цивилизации, о культе вещицизма и бездуховности. Обесценивание культурных ценностей страшнее инфляции и падения курса рубля. Опасность унификации духовной жизни не только сохраняется, но и значительно усиливается. Намечается и набирает темпы общая прагматизация культурного процесса. Нарастает утилитарная тенденция, которая ведет к значительному снижению роли культуры и в современном мировом сообществе. Распад духовности - и об этом свидетельствует история - всегда сопровождается деморализацией в обществе, способствует кризису экономики, деградации всей хозяйственной и общественной жизни. Достигнуть снижения темпа роста культурного кризиса можно посредством двух взаимосвя-

занных процессов: с одной стороны, постоянная забота о сохранении и рационализации использования культурного и духовного потенциала страны, с другой - неустанный поиск по обновлению и теоретическому осмыслению более эффективных форм культурной деятельности.

Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными, библиотечными фондами. Резко ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного). Все еще отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Все учреждения, социальные институты и виды социально-культурной деятельности можно разделить на два типа: рыночные (коммерческие) и дотационные (некоммерческие - нонпрофитные). Управление ими весьма различно. Следует выделить три сектора экономики, пронизывающие социокультурный блок: коммерческий, государственный и некоммерческий негосударственный. Они не могут существовать вне формирующегося и развивающегося рынка. Это обстоятельство и объясняет причины вхождения социально-культурной сферы в рыночные отношения.

Однако далеко не вся социокультурная деятельность может быть объектом рыночных отношений и, как следствие, коммерческой деятельности. «Высокая культура» и, в частности, ее социально значимые виды деятельности изначально убыточны и поэтому не могут развиваться при отсутствии соответствующих дотаций. К расходам на подобную социокультурную деятельность относятся затраты на музеи, библиотеки, архивы, центры прикладного и народного творчества, на внешкольное воспитание детей и подростков и т.д. Безусловно, это далеко не полный перечень, он должен уточняться по регионам в зависимости от местных условий, потребностей и возможностей.

Сохранение и развитие российской культуры требует не только реабилитации человеческого капитала, но и радикальной модернизации ее материальной базы. Это относится к ремонту зданий, оборудования и, главное, к ускоренному внедрению современных технологий, принципиально меняющих структуру капитала. Выполнение данных требований обуславливает необходимость роста инвестиций в материальную базу культуры. Следует подчеркнуть также, что при всем разнообразии существующих финансовых источников основным ресурсом развития материальной базы культуры, как и увеличения оплаты труда в этой сфере, были и остаются бюджетные расходы государства.

Уже пятьдесят лет ученые знают о «мериторных

благах» Р.Масгрейва и почти столько же о теории «общественных расходов» П.Самуэльсона, концепции В.Баумоля и теории человеческого капитала Г.Беккера. В своих работах ученые рассматривают расходы на культуру не как благотворительность государства, а как необходимые инвестиции в человека, без которых невозможен эффективный экономический рост. Согласно данным концепциям и созданной на их основе экономической теории культурной деятельности государство является субъектом рынка, который, реализуя потребности общества в развитии человеческого капитала и интеллектуального потенциала страны, выступает инвестором в сфере культуры.

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в современных экономических (рыночных) условиях.

Теоретическое изучение данного вопроса и системный анализ позволили определить реальное значение сферы культуры как системообразующего фактора консолидации и развития общества, степень ее общественно-полезного эффекта, масштабы востребованности и роль в воспроизводстве качественного человеческого ресурса для современной (рыночной) экономики.

В силу специфики сферы культуры необходимо исходить из ряда принципиальных положений, определяющих ее действие:

- приоритетность бюджетного обеспечения культуры и культурной деятельности необходимыми средствами;

- широкое привлечение общественных организаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в развитии и финансировании культуры;

- рациональное сочетание государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния с учетом регионального характера.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, госбюджет как источник финансирования сферы культуры - необходимая составляющая, однако в современных условиях особое значение приобретает взаимодействие бюджетов различных уровней и применение самых разных источников и форм финансирования, а также каналов распределения средств. В США, например, наряду с прямыми бюджетными ассигнованиями приоритет отдан стимулирующим налоговым механизмам. В Германии и Франции, наоборот,

Библиографический список

основу финансовых ресурсов составляют прямые бюджетные ассигнования. Во многих европейских странах функционируют Фонды поддержки соответствующих отраслей социального сектора. Особое внимание следует уделять зарубежному опыту развития социокультурной политики и современным инструментам управления в сфере культуры, в частности, в области технологий public relations (связи с общественностью), fundraising (привлечение финансовых средств в сферу культуры), управления проектами.

Суть кризиса социально-культурной сферы в РФ состоит в рассогласовании основных групп интересов (финансирование, разграничение власти, полномочий, ответственности) со стороны государственных структур (федеральный, региональный, муниципальный уровни) по отношению к деятельности в данной сфере. Преодоление его требует кардинальных преобразований в процессе государственного регулирования, системе экономических отношений, организационно-хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих социокультурную деятельность. Реализация данной стратегии должна иметь в основе ряд принципов:

- преодоление межведомственной разобщенности субъектов социально-культурной сферы;

- отказ от всеобщего универсального массового обслуживания в пользу дифференцированного и адресного обслуживания определенных социальных групп населения;

- четкое распределение полномочий и реальной ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры;

- поддержка интегративных процессов развития «горизонтальных» связей (межрегиональный, межрайонный, межобластной, международный культурный обмен);

- перманентное согласование интересов и сближение позиций разных субъектов, интегрирование их усилий, лоббирование вопросов социально-культурной сферы в органах государственной власти всех уровней.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестиции в сферу культуры, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. М.: ГИТИС, 2006. 231 с.

2. Калягин А.А. Культура и будущее России. Новый взгляд (доклад подготовлен по заказу Общественной палаты РФ) // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. №2. С. 75-84.

3. Мешканцов А.А. Источники финансирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 1. С. 39-44.

4. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / под ред. М.П. Пере-верзева. М.: ИНФРА-М, 2007. 192с.

5. Помпеев Ю.А. Экономика культуры: учебное пособие. СПб., КультИнформПресс, 1999.

6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ

ВШЭ, 2003.

7. www.mincultrf.ru - официальный сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

УДК 338.246:656.078

СОЧЕТАНИЕ ДИРЕКТИВНЫХ И РЫНОЧНЫХ СТИМУЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Н.Ю.Третьяков1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены государственные и частные мотивации в организации транспортной системы региона, опыт развитых стран, цели и задачи контролирующего органа. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: барьеры транспортного рынка; государственные и частные стимулы; методы регулирования.

COMBINATION OF DIRECTIVE AND MARKET STIMULI WHEN FORMING REGIONAL TRANSPORT SYSTEM N.Yu.Tretyakov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author deals with public and private motivations in organizing the regional transport system, the experience of developed countries, aims and objectives of the regulating body. 5 sources.

Key words: transport market barriers; public and private stimuli; regulation methods.

Особое место в транспортной инфраструктуре общего пользования РФ занимает транспортная система региона. В свою очередь, транспортная система

- это совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство.

Основу управления при рыночных отношениях составляет доктрина "невмешательства", своими корнями уходящая в ранний капитализм XVIII века. Она предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством, а должно предоставлять им свободу действий. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности. Задачами регулирования транспортного процесса являются:

- обеспечение безопасности движения;

- унификация транспортных сетей;

- регулирование затрат с учетом социальной составляющей.

Анализ целевого рынка затрагивает, в первую очередь, рассмотрение его конъюнктуры.

При рассмотрении отрасли необходимо учитывать степень концентрации предприятий, уровень монополизации отрасли и количество действующих на рынке компаний, доли рынка крупнейших из них, а также существующие ограничения действий новых компаний.

Стимулом для вхождения в рынок хозяйствующих субъектов в преобладающем большинстве случаев

является возможность получения высокой прибыли, в частности, связанной с ростом цен на рынке.

Основными типами барьеров для вхождения на транспортный рынок являются:

1. Исключительные права, льготы или иные привилегии, предоставленные региону или отдельной компании органами власти и управления, в т.ч. связанные с различного рода программами социально-экономического развития.

2. Закрепленные в законах льготы компаниям (например, льготы, предоставленные совместным предприятиям на территории России).

3. Решения органов власти и управления относительно ограничений ввоза или вывоза товара за пределы области, края как прямого, так и косвенного характера (например: требования санитарного контроля и т. п .).

4. Необходимость получения согласия государственных органов на занятие определенными видами деятельности и временной интервал, необходимый для получения этого согласия (например: лицензирование и т.п.).

5. Технологические секреты.

6. Собственность на все предложение какого-либо «невоспроизводимого» ресурса (железнодорожная насыпь).

7. Эксклюзивные долгосрочные соглашения с поставщиками сырья и материалов, приводящие к тому, что вновь входящие в рынок хозяйствующие субъекты не смогут их покупать.

Существуют факторы, которые могут повысить барьеры вхождения в транспортный рынок, а именно,

1Третьяков Николай Юрьевич, аспирант, тел.: 89086533233. Tretyakov Nikolay Yurievich, postgraduate student, tel.: 89086533233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.