Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН ПО СЕЗОННО-ЦИКЛОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН ПО СЕЗОННО-ЦИКЛОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
181
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СЕЗОННО-ЦИКЛОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ТРУДОЁМКОСТЬ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хабардин Василий Николаевич

К настоящему времени в России разработано несколько вариантов технологий технического обслуживания (ТО) мобильных машин, причём для различных природно-производственных условий их использования. Цель этих разработок - ресурсосбережение и экологическая безопасность ТО. В последние годы с этой же целью предложена сезонно-цикловая технология ТО, учитывающая климатические условия Сибири. Эта технология находит все большее распространение в сельскохозяйственных предприятиях Восточно-Сибирского региона, однако её дальнейшее развитие сдерживается слабым технико-экономическим обоснованием и нехваткой материально-технических средств для реализации на практике. Не решены задачи выбора наиболее эффективной модели (варианта) сезонно-цикловой технологии, а также организации ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственных предприятий с учётом её применения. Для решения этих задач в первую очередь требуется точное определение технико-экономических показателей ТО машин по сезонно-цикловой технологии. Цель исследования - разработка ресурсосберегающей и экологически безопасной технологии технического обслуживания машин в сельском хозяйстве. На первом этапе исследования получено математическое описание процесса ТО, позволяющее определить технико-экономические показатели обслуживания машин по названной технологии в пределах их сезонной наработки от 0 до 1000 моточасов. На этой основе представляется возможным разработать методику экспериментального исследования процесса ТО машин по сезонно-цикловой технологии и обосновать рекомендации по её применению на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хабардин Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF FEASIBILITY MAINTENANCE INDICATORS MACHINES USING SEASONAL-CYCLE TECHNOLOGY

To date, Russia has developed several options for maintenance technologies (TO) of mobile machines, moreover, for various natural and production conditions for their use. The purpose of these developments is resource saving and environmental safety of TO. In recent years, for the same purpose, a seasonal-cycle technology of maintenance has been proposed, taking into account the climatic conditions of Siberia. This technology is becoming more widespread in agricultural enterprises of the East Siberian region, however, its further development is constrained by a weak feasibility study and a lack of material and technical means for implementation in practice. The problems of choosing the most effective model (variant) of seasonal-cycle technology, as well as organizing the repair and maintenance base of agricultural enterprises, taking into account its application, have not been solved. To solve these problems, first of all, it is necessary to accurately determine the technical and economic indicators of maintenance of machines using seasonal-cycle technology. The purpose of the study is to develop a resource-saving and environmentally friendly technology for the maintenance of machines in agriculture. At the first stage of the study, a mathematical description of the maintenance process was obtained, which makes it possible to determine the technical and economic indicators of servicing machines using the named technology within their seasonal operating time from 0 to 1000 motor hours. On this basis, it seems possible to develop a methodology for an experimental study of the process of maintenance of machines using seasonal-cyclic technology and substantiate recommendations for its application in practice.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН ПО СЕЗОННО-ЦИКЛОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

6. Виноградов В.И., Плаксин А.И. Инженерная служба на селе: задачи, состояние и пути совершенствования // Уральские почвы. 1983. № 5. С. 47 - 49.

7. Путинцева М.А. Новые формы организации технического обслуживания машин // Международный сельскохозяйственный журнал. 1975. № 3. С. 95 - 101.

8. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. М.: ГОСНИТИ, 1985. 85 с.

9. Концепция модернизации инженерно-технической системы сельского хозяйства России на период до 2020 года. М., 2010. 46 с.

10. Немцев А.Е., Коротких В.В. Основы формирования системы технического сервиса в АПК Сибири. Новосибирск, 2009. 152 с.

11. Какенов, Н.К. Обоснование процесса технического обслуживания тракторов на основе календарного планирования и применения сменных комплектов: дис. ... канд. техн. наук М., 1991. - 254 с.

12. Плаксин А.М. Обеспечение работоспособности МТА в растениеводстве. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Челябинск: ЧГАУ, 1996. 225 с.

References

1. Chemoivanov V.I. Strategy of technical service in the agro-industrial complex. Equipment in Agriculture. 2002; 2: 3-6.

2. Bernei V.I., Osetrov S.E. What is needed to form a market for used equipment. Agricultural equipment: maintenance and repair. 2006; 1: 86-89.

3. Kirtbaya Yu.K. A huge reserve for the growth of labor productivity of machine operators. Bulletin of Agricultural Sciences. 1977; 12: 107-117.

4. Evdokimov Yu.A., Kolesnikov V.I., Teterin A.I. Planning and analysis of experiments in solving problems of friction and wear. M.: Nauka, 1980. 228 p.

5. Velichkin, I.N. Dependence of reliability of tractor engines on operating conditions. Mechanization and Electrification of socialist Agriculture. 1971; 3: 7-8.

6. Vinogradov V.I., Plaksin A.I. Engineering service in the countryside: tasks, state and ways of improvement. Ural soils. 1983; 5: 47-49.

7. Putintseva M.A. New forms of organization of maintenance of machines. International Agricultural Journal. 1975; 3: 95-101.

8. A comprehensive system of maintenance and repair of machines in agriculture. M.: GOSNITI, 1985. 85 p.

9. The concept of modernization of the engineering and technical system of agriculture in Russia for the period up to 2020. M., 2010. 46 p.

10. Nemtsev A.E., Korotkikh V.V. Fundamentals of the formation of a technical service system in the agro-industrial complex of Siberia. Novosibirsk, 2009. 152 p.

11. Kakenov, N.K. Justification of the process of maintenance of tractors based on scheduling and the use of replacement kits: dis. ... Cand. Tech. Sciences M., 1991. 254 p.

12. Plaksin A.M. Ensuring the efficiency of MTA in crop production. Ministry of Agriculture and Food of the Russian Federation. Chelyabinsk: ChGAU, 1996. 225 p.

Сергей Юрьевич Журавлев, кандидат технических наук, доцент, suj61@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9562-5243

Sergey Yu. Zhuravlev, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, suj61@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9562-5243

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 01.03.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 01.03.2022. -♦-

Научная статья

УДК 629.114.2.004

doi: 10.37670/2073-0853-2021-91-5-165-170

Определение технико-экономических показателей технического обслуживания машин по сезонно-цикловой технологии

Василий Николаевич Хабардин

Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Иркутск, Россия

Аннотация. К настоящему времени в России разработано несколько вариантов технологий технического обслуживания (ТО) мобильных машин, причём для различных природно-производственных условий их использования. Цель этих разработок - ресурсосбережение и экологическая безопасность ТО. В последние годы с этой же целью предложена сезонно-цикловая технология ТО, учитывающая климатические условия Сибири. Эта технология находит все большее распространение в сельскохозяйственных предприятиях Восточно-Сибирского региона, однако её дальнейшее развитие сдерживается слабым технико-экономическим обоснованием и нехваткой материально-технических средств для реализации на практике. Не решены задачи выбора наиболее эффективной модели (варианта) сезонно-цикловой технологии, а также организации ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственных предприятий с учётом её применения. Для решения этих задач в первую очередь требуется точное определение технико-экономических показателей ТО машин по сезонно-цикловой технологии. Цель исследования - разработка ресурсосберегающей и экологически безопасной технологии технического обслуживания машин в сельском хозяйстве. На

первом этапе исследования получено математическое описание процесса ТО, позволяющее определить технико-экономические показатели обслуживания машин по названной технологии в пределах их сезонной наработки от 0 до 1000 моточасов. На этой основе представляется возможным разработать методику экспериментального исследования процесса ТО машин по сезонно-цикловой технологии и обосновать рекомендации по её применению на практике.

Ключевые слова: машина, техническое обслуживание, сезонно-цикловая технология, технико-экономический показатель, трудоёмкость, определение.

Для цитирования: Хабардин В.Н. Определение технико-экономических показателей технического обслуживания машин по сезонно-цикловой технологии // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 5 (91). С. 165 - 170. https://doi.org/10.37670/2073-0853-2021-91-5-165-170.

Originqal article

Definition of feasibility maintenance indicators machines using seasonal-cycle technology

Vasilij N. Habardin

Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky, Irkutsk, Russia

Abstract. To date, Russia has developed several options for maintenance technologies (TO) of mobile machines, moreover, for various natural and production conditions for their use. The purpose of these developments is resource saving and environmental safety of TO. In recent years, for the same purpose, a seasonal-cycle technology of maintenance has been proposed, taking into account the climatic conditions of Siberia. This technology is becoming more widespread in agricultural enterprises of the East Siberian region, however, its further development is constrained by a weak feasibility study and a lack of material and technical means for implementation in practice. The problems of choosing the most effective model (variant) of seasonal-cycle technology, as well as organizing the repair and maintenance base of agricultural enterprises, taking into account its application, have not been solved. To solve these problems, first of all, it is necessary to accurately determine the technical and economic indicators of maintenance of machines using seasonal-cycle technology. The purpose of the study is to develop a resource-saving and environmentally friendly technology for the maintenance of machines in agriculture. At the first stage of the study, a mathematical description of the maintenance process was obtained, which makes it possible to determine the technical and economic indicators of servicing machines using the named technology within their seasonal operating time from 0 to 1000 motor hours. On this basis, it seems possible to develop a methodology for an experimental study of the process of maintenance of machines using seasonal-cyclic technology and substantiate recommendations for its application in practice.

Keywords: machine, maintenance, process, technology, technical and economic index, labour intensity, definition.

For citation: Habardin V.N. Definition of feasibility maintenance indicators machines using seasonal-cycle technology. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2022; 94(2): 165-170. (In Russ.). https://doi. org/10.37670/2073-0853-2022-94-2-165-170.

К настоящему времени учёными России разработано несколько вариантов технологий технического обслуживания (ТО) мобильных машин, причём для различных природно-производственных условий их использования [1 - 4]. Цель этих разработок - ресурсосбережение и экологическая безопасность ТО [5 - 7]. В последние годы с этой же целью предложена сезонно-цикловая технология ТО, учитывающая климатические условия Сибири [6, 8]. Сегодня эта технология находит всё большее распространение в сельскохозяйственных предприятиях Восточно-Сибирского региона, например в хозяйствах Иркутской области. Однако её дальнейшее развитие сдерживается недостаточным технико-экономическим обоснованием как самой технологии, так и материально-технических средств для её реализации на практике. В частности, ещё не решены задачи выбора наиболее эффективной модели (варианта) сезонно-цикловой технологии, а также организации ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственных предприятий с учётом её применения. Для решения этих задач в первую очередь требуется достаточно точное определение

технико-экономических показателей ТО машин по сезонно-цикловой технологии. В целом данная работа направлена на ресурсосбережение и экологическую безопасность ТО машин в сельском хозяйстве, что весьма актуально в современных социально-экономических условиях развития нашей страны.

Материал и методы. Задача исследования -математическое описание процесса технического обслуживания машин по сезонно-цикловой технологии.

Объект исследования - процесс технического обслуживания машин.

В основу математического описания для примера положена суммарная трудоёмкость ТО, являющаяся одним из основных технико-экономических показателей. При этом были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, аналогии, теории вероятностей и интегрального исчисления. На первом этапе в рамках анализа были представлены технологические схемы ТО машин как по регламентированной, так и сезонно-цикловой технологии. Затем выполнено их сравнение.

Получено математическое описание процесса ТО по регламентированной технологии и по аналогии дано математическое описание сезонно-цикловой технологии. При этом применены методы теории вероятностей. Вероятности периодических ТО определены на основе интегрального исчисления дифференциальной функции, что сделано в пределах заданной сезонной наработки машин. Другие технико-экономические показатели ТО машин, причём как суммарные, так и удельные суммарные, могут быть найдены по аналогии.

Результаты и обсуждение. Для более полного понимания предмета нашего исследования на первом этапе представим (рис. 1) сезонно-цикловую технологию ТО тракторов в сравнении с регламентированной по ГОСТу 20793-2009 [9]. Из рисунка 1 А следует, что регламентированная технология при использовании машин включает в себя периодическое обслуживание, первое - ТО-1, второе - ТО-2 и третье - ТО-3, выполняемые соответственно через 125, 500 и 1000 моточас., а также сезонные ТО - при подготовке машин к использованию в весенне-летних и осенне-зимних условиях, которые совмещают с очередными периодическими ТО, что на рисунке 1 А показано знаком «+». Все обслуживания проводят с интервалом наработки 125 моточас. При этом за начало отсчёта наработки для постановки машин на ТО принимают ТО после обкатки новой или отремонтированной машины. Сезонно-цикловая технология также включает в себя все виды ТО, предусмотренные по ГОСТу 20793-2009, и в то же время она отличается от регламентированной тем, что наиболее сложные виды ТО (ТО-2 и ТО-3) совмещены с сезонными ТО с образованием соответственно двух сезонно-цикловых комплексов ТО, один из которых выполняют при подготовке к весенне-летнему, а другой - к осенне-зимнему периоду. Между названными комплексами ТО проводят периодическое обслуживание: ТО-1 - при сезонной наработке машин не более 500 моточас. (рис. 1 Б); ТО-1 и ТО-2 - при сезонной наработке в интервале от 500 до 1000 моточас. (рис. 1 В). При этом за начало отсчёта наработки для постановки машин на ТО-1 и ТО-2 принимают очередное сезонно-цикловое ТО. Далее цикл ТО по регламентированной технологии составляет 1000 моточас.: после ТО-3 с интервалом 125 моточас. снова выполняют ТО-1 и цикл ТО повторяется, что на рисунке 1 А показано стрелкой. Сезонно-цикловая технология ТО включает в себя сезонные циклы - весенне-летний и осенне-зимний, либо один из них. Цикл ТО по этой технологии повторяется при переходе от одного природно-климатического периода к другому (на рис. 1 Б и 1 В это также

показано стрелками), если машины используют ежесезонно либо цикл ТО осуществляется только в пределах одного сезона - при односезонном режиме использования машин, например только в весенне-летний период. В завершение одного сезонного цикла переходят к другому 125 моточас. Следует отметить, что экономическая целесообразность применения сезонно-цикловой технологии прежде всего обусловлена сокращением простоев машин на ТО в весенне-летний напряжённый период полевых работ, снижением потребности в механизаторах, а также передвижных средствах (агрегатах) ТО и их экологической опасности - в результате перераспределения работ по ТО с летнего периода на зимний; сокращением трудоёмкости ТО и смазочных материалов - за счёт совмещения наиболее сложных видов ТО (ТО-2 и ТО-3) с сезонными обслуживаниями. В целом сезонно-цикловая технология ТО машин сформирована по известному правилу: готовь сани летом, а телегу зимой. Более подробно эта технология изложена в ранее опубликованной работе [6].

Изложенные особенности представленных технологий ТО машин предопределяют различия в методике определения технико-экономических показателей ТО по этим технологиям. Приведём их далее на примере определения трудоёмкости ТО.

• Х •

о +

[

□ ■

через 125 моточас.

А

Д

через 125 моточас.

Д

Б Х

через 125 моточас.

В

Рис. 1 - Технологические схемы ТО по

регламентированной (А) и сезонно-цикловой (Б, В) технологиям -соответственно при сезонной наработке тракторов не более 500 и 1000 моточас.: •, Х, о - первое, второе и третье периодические ТО; □, ■ - сезонные ТО при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам; А - сезонно-цикловое ТО при подготовке к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам (другие обозначения в тексте)

Суммарные показатели ТО за произвольный период времени использования машин без учёта ежесменных ТО (ЕТО) и сезонных обслуживаний при реализации регламентированной технологии в общем виде могут быть определены по формуле (на примере трудоёмкости ТО)

Tп = + Тт2^Т2 + ТТз-Л^тз, (1)

где Тп - суммарная трудоёмкость ТО машин при их использовании в течение некоторого (произвольного) периода времени (наработки); Тт1, Тт2, Ттз - трудоёмкость ТО-1, ТО-2 и ТО-3;

N4, N"2, Л^гз - число этих видов ТО. При этом

Лп = РтЛто, (2)

Лт2 = Рт2Лто, (3)

Лтз = РтзЛто, (4)

где РТ1, РТ2, Ртз - вероятность ТО-1, ТО-2 и ТО-з; Лто - суммарное число ТО всех видов. В свою очередь

N _ —

ТО

ТТ1

(5)

где т - суммарная наработка машины за произвольный период времени; тг1 - периодичность ТО-1. Тогда уравнение (1) с учётом (2) - (4) и (5) после несложных преобразований примет вид:

т

ТП = (РТ1ТТ1 + РТ2ТТ2 + РТЗ?ТЗ)-. (6)

ТТ1

В полученном уравнении (6) вероятности Рп, Рт2 и Ртз могут быть определены по формулам:

Рг1 (7)

'Т1-Ц .

N '

-"ТО-Ц

N

р _ 1 Т2-Ц . РТ2 N '

N

р _ 1 Т3-Ц ti

N

(8)

(9)

ТО-Ц

Принимая во внимание полученные результаты, далее перейдём к определению технико-экономических показателей ТО машин по сезонно-цикловой технологии, что сделаем также на примере трудоёмкости ТО. Из рисунков 1 Б и 1 В следует, что виды периодических ТО и их число зависят от сезонной наработки машин. Поэтому вероятность периодических ТО также зависит от сезонной наработки машин, что показано на рисунке 2 кривыми нормального распределения 1, 2, 3, 4 и 5, сезонной наработки т как случайной величины в пределах от нуля до 1000 моточас. и с интервалом 125 моточас. Так, кривая 1 на оси абсцисс накрывает пределы наработки от 0 до 500 моточас. - три ТО-1; кривая

2 - от 0 до 625 - три ТО-1 и одно ТО-2; кривая

3 - от 0 до 750 - ТО-1 дополнительно; кривая

4 - от 0 до 875 - ещё ТО-1 дополнительно; кривая 5 - от 0 до 100 - ещё одно ТО-1 дополнительно, в итоге - шесть ТО-1 и одно ТО-2. Площадь под каждой кривой, ограниченной осью абсцисс, выражается интегралом, вычисленным в пределах этой кривой, и представляет собой вероятность, численно равную единице [10]. На этом основании запишем вероятности видов ТО в заданных пределах сезонной наработки тс (моточас.) машин:

а) при тс в пределах от 0 до 500 (рис. 2, кривая 1) -

375

РТ1 = J f (T)dт ;

(10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f (Т)

где Лт1-ц, Лт2-ц, Лтз-ц, - число ТО-1, ТО-2 и ТО-з за цикл ТО, кратный ТО-з; Лто-ц - суммарное число ТО всех видов за этот цикл.

Числа Лт1-ц, Лт2-ц и Лтз-ц постоянны и известны из технологической схемы ТО тракторов по регламентированной технологии (рис. 1 А):

ЛТ1-Ц = 6 ЛТ2-Ц = 1 Лтз-Ц = 1 и ЛТО-Ц = 8 Тогда по формулам (7) - (9) получим:

6 1

РТ1 = 8 = 0,750; РТ2 = 8 = 0,125;

1

Рт2 = ^ = 0,125.

При этом значения Р^, Рт2 и Ртз являются постоянными для всех марок отечественных тракторов, а сумма вероятностей Р^, Рт2 и Ртз равна 1, что свидетельствует о правильности их определения.

т, моточас.

3 I 3/3 I 023 6/3

Т—I—I—I—I——Г

СТО Т1 Т1 Т1 Т2 Т1 Т1 Т1 Т3 Виды ТО

Рис. 2 - Дифференциальные функции Дт)

распределения сезонной наработки т машин, совмещённые с технологической схемой их технического обслуживания (ТО):

СТО - сезонно-цикловое ТО; Т1, Т2, Тз - периодические ТО - первое, второе и третье; 1, 2, з, 4, 5 - кривые распределения случайной величины т с пределами соответственно от 0 до 500, 625, 750, 875 и 1000 моточас.

б) при тс в пределах от 0 до 625 (рис. 2, кривая 2) -

375

Рт1 =| f Шт, (11)

0

500

Рт2 =| f (т)dт ; (12)

375

в) при тс в пределах от 0 до 750 (рис. 2, кривая 3) -

375 625

Рт1 =| f (т)dт+| f (т)dт, (13)

0 500

500

РТ2 =| f (т^т; (14)

375

г) при тс в пределах от 0 до 875 (рис. 2, кривая 4) -

375 750

РТ1 =| f (т)dт+| f(т^т, (15)

0 500

500

РТ2 =| f (т)dт; (16)

375

д) при тс в пределах от 0 до 1000 (рис. 2, кривая 5) -

375 875

РТ1 =| f (т)dт+| f(т)dт, (17)

500

РТ2 = J /(x)dт .

(18)

375

т

ТП = ТТ1 —J /(T)dт ;

ТТ1 0

(19)

б) при тс от 0 до 625 (рис. 2, кривая 2) - при

^тэ = 0 -

Т = Т —

± П ± Т1

375

— J /(T)dт

т J

Г,

+

"Т1 0

500

+ТТ2 — J /(т)dт;

тТ1 375

(20)

в) при тс от 0 до 750 (рисунок 2, кривая 3) -при Рт3 = 0 -

"375 625 "

| /(т)dт+| /(т)dт

Т = Т —

J П J Т1

тх1

+

+Т -

T_i Т2

500

— J /(т)dт;

т J

пг

(21)

"Т1 375

г) при тс от 0 до 875 (рисунок 2, кривая 4) -при Рт3 = 0 -

Т = Т _

± П ± Т1

J /(т)dт+ J /(т)dт

+

(22)

+Тт2 — [ /(т¥т; т

1Т1 375

д) при тс от 0 до 1000 (рисунок 2, кривая 5) -при Рт3 = 0 -

"375 875 "

| /(тМт+| /(т)dт

т

Т = Т —

П ± Т1

тТ1

+

(23)

+Т ——

I J. т о

Т1 375

jyjyj

J /(т)dт;

Теперь подставим найденные значения вероятностей в уравнение (6) в тех же пределах сезонной наработки тс (моточас.) машин - получим искомую трудоёмкость периодических ТО по сезонно-цикловой технологии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) при тс от 0 до 275 (рис. 2, кривая 1) - при

РТ2 = ^ РТ3 = 0 -

Таким образом, на примере трудоёмкости получено математическое описание процесса ТО (19) - (23), позволяющее определить технико-экономические показатели обслуживания машин по сезонно-цикловой технологии в пределах их сезонной наработки от 0 до 1000 и с интервалом через 125 моточас. Другие технико-экономические показатели ТО машин, причём как суммарные, так и удельные суммарные, могут быть найдены по аналогии.

Выводы

1. Получено математическое описание процесса ТО, позволяющее определить технико-экономические показатели обслуживания машин по сезонно-цикловой технологии в пределах их сезонной наработки от 0 до 1000 и с интервалом через 125 моточасов.

2. На этой основе представляется возможным разработать методику экспериментального исследования процесса ТО машин по сезонно-цикловой технологии, по результатам которой обосновать рекомендации по её применению на практике.

Список источников

1. Картошкин А.П., Любимов С.В. Использование мобильной диагностической лаборатории при проведении технического обслуживания тракторов смешанного парка // Улучшение эксплуатационных показателей автомобилей, тракторов и двигателей: сб. науч. трудов Междунар. науч.-технич. конф. СПб, 2012. С. 58 - 66.

2. Кушнарёв Л.И. Дзуганов В.Б. Ресурсосбережение -основа повышения эффективности машиноиспользования в сельском хозяйстве // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2011. № 7. С. 2 - 5.

3. Никитченко С.Л., Смыков С.В. Навесной агрегат для технического обслуживания и ремонта машин (Проблемы машиноиспользования) // Техника в сельском хозяйстве. 2014. № 4. С. 21 - 23.

4. Никитченко С.Л., Смыков С.В. Совершенствование специализированного технического обслуживания техники в сельхозпредприятиях // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2014. № 6. С. 25 - 28.

5. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособ. для вузов / В.И. Черноива-нов и др.; под ред. В.И. Черноиванова. М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. 992 с.

т

6. Хабардин В.Н. Ресурсосберегающие технологии, методы и средства технического обслуживании тракторов: монография. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2009. 384 с.

7. Шуханов С.Н. Совершенствование работы двигателей тракторов сельскохозяйственного назначения путём автоматического регулирования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2019. № 7. С. 168 - 172.

8. Поляков Г.Н., Солодун В.И., Шуханов С.Н. Состав и изменение структуры сельскохозяйственных машин для почвообработки в Иркутской области // Известия МААО. 2019. Вып. 47. С. 28 - 32.

9. ГОСТ 20793-2009. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание. Взамен ГОСТа 20793-86; введ. 2011-05-01. М.: Стандартинформ, 2011. - 19 с.

10. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1965. 512 с.

References

1. Kartoshkin A.P., Lyubimov S.V. Using a mobile diagnostic laboratory in the maintenance of mixed-fleet tractors // Improving the performance of cars, tractors and engines: Sat. scientific Proceedings of the Intern. scientific and technical conf. St. Petersburg, 2012. Р. 58-66.

2. Kushnarev L.I., Dzuganov V.B. Resource conservation is the basis for increasing the efficiency of machine

use in agriculture. Mechanization and Electrification of Agriculture. 2011; 7: 2-5.

3. Nikitchenko S.L., Smykov S.V. Mounted unit for machine maintenance and repair (Problems of machine use). Equipment in Agriculture. 2014; 4: 21-23.

4. Nikitchenko S.L., Smykov S.V. Improvement of specialized technical maintenance of machinery with agricultural enterprises. Mechanization and Electrification of Agriculture. 2014; 6: 25-28.

5. Maintenance and repair of machinery in agriculture: textbook for universities / V.I. Chernoivanov [et al.]; edited by V.I. Chernoivanov. M.: GOSNITI; Chelyabinsk: ChGAU, 2003. 992 p.

6. Khabardin V.N. Resource-saving technologies, methods and means of tractor maintenance: monograph. Irkutsk: Publishing House of IrGSHA, 2009. 384 p.

7. Shukhanov S.N. Improving the operation of agricultural tractor engines by automatic regulation. Bulletin of Altai State Agricultural University. 2019; 7: 168-172.

8. Polyakov G.N., Solodun V.I., Shukhanov S.N. Composition and change of structure of agricultural machines for tillage in the Irkutsk region. Izvestia MAAO. 2019; 47: 28-32.

9. GOST 20793-2009. Tractors and machinery agricultural. Maintenance. - Instead of GOST 20793-86; entered 2011-05-01. M.: Standardized, 2011: 19.

10. Smirnov N.V., Dunin-Barkovsky I.V. Course in probability theory and mathematical statistics for technical applications. 2nd ed., Redesign. M.: Science, 1965: 512.

Василий Николаевич Хабардин, доктор технических наук, профессор, HabardinV@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9201-2492

VasilijN. Habardin, Doctor of Technical Sciences, Professor, HabardinV@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9201-2492

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 18.03.2022; принята к публикации 18.03.2022.

The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 18.03.2022; accepted for publication 18.03.2022. -♦-

Научная статья УДК 62-626.42

Энергообеспечение птицеводческих хозяйств

Денис Фаилевич Балтиков, Артур Талгатович Ахметшин,

Аделина Фаниловна Ибатуллина

Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия

Аннотация. В работе представлен альтернативный способ утилизации птичьего помёта и получения тепловой и электрической энергии на базе газогенераторной установки. Обоснованы результаты математической модели для определения параметров газогенераторной установки. При выполнении работы применены методы математического анализа, системного анализа и синтеза, моделирования, использованы положения и законы теплового баланса и математики. Разработана технология утилизации куриного помёта с попутной выработкой тепловой и электрической энергии. Определены характеристики работы газогенераторной установки на птичьем помёте, а также состав пиролизного газа: СО - 24,7 %, СО2 - 11,2 %, СН - 16,8 %, температура пиролиза 700 - 800 °С. С учётом характеристик птичьего помёта в качестве топлива собран экспериментальный образец газогенераторной установки. Данная технология позволила снизить затраты на энергообеспечение производственных процессов хозяйства и решить проблему утилизации отходов птичьего помёта как с экологической точки зрения, так и с целью экономической целесообразности.

Ключевые слова: газогенераторная установка, тепловая энергия, птичий помёт, барабанная сушилка, экология, энергоснабжение, альтернативный источник.

Для цитирования: Балтиков Д.Ф., Ахметшин А.Т., Ибатуллина А.Ф. Энергообеспечение птицеводческих хозяйств // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 2 (94). С. 170 - 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.