Научная статья на тему 'Проблема экологической безопасности технического обслуживания машин и возможности ее решения'

Проблема экологической безопасности технического обслуживания машин и возможности ее решения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
732
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СЕЗОННО-ЦИКЛОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТО / ECOLOGIC SAFETY / TECHNICAL MAINTENANCE / FUELS AND LUBRICANTS / SEASONAL CYCLIC TECHNOLOGY OF MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Хабардин Василий Николаевич

Показана проблема экологической безопасности технического обслуживания тракторов в сельском хозяйстве. Предложено ее решение на основе применения сезонно-цикличной технологии обслуживания машин. Дана оценка экологической безопасности технологий технического обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of ecologic safety of technical maintenance of tractors in agriculture is dealt with. The solution is proposed based on application of seasonal cyclic technology of machinery maintenance. Ecologic safety of the maintenance technology is evaluated.

Текст научной работы на тему «Проблема экологической безопасности технического обслуживания машин и возможности ее решения»

Одной из важнейших особенностей ТСМПР является наличие неопределенностей, которые значительно затрудняют решение вопросов проектирования, организации и функционирования технологических систем. Неопределенность в разной степени характерна, пожалуй, для любых сложных систем. Однако в данном случае, в силу специфики сельскохозяйственного производства, она проявляется наиболее существенно.

Каков характер неопределенности ТСМПР? В основном она связана с неопределенностью некоторых параметров (характеристик) среды. И прежде всего надо назвать неопределенность метеорологических (погодных) условий.

Наиболее существенно метеорологические условия влияют на календарные сроки и продолжительность выполнения технологических процессов, урожайность культур, свойства обрабатываемого материала, производительность машинно-тракторных агрегатов и потребность в них.

Во многих случаях неопределенность проявляется в расчете потребности и в обеспечении ресурсами, среди которых главное значение имеют техника и людские ресурсы.

Даже не рассматривая все факторы неопределенности, можно сделать вывод, что неопределенность в ТСМПР — это объективная реальность, которую недооценивать или игнорировать нельзя. Следовательно, надо всемерно развивать и совершенствовать методы, позволяющие наиболее правильно оценить или учесть влияние неопределенностей на технологическую систему.

Заключение

Применение идей и принципов системного подхода в исследованиях по использованию сельскохозяйственной техники требует дальнейшей методологической разработки и развития. Объект анализа — технологическая система машиноисполь-зования в растениеводстве — является наиболее типичной для реализации этих целей.

Предлагаемая иерархическая структура элементов (подсистем) и связей позволяет более обоснованно и целенаправленно ставить и решать задачи повышения эффективности использования технологических комплексов машин при выполнении различных процессов в растениеводстве.

Библиографический список

1. Садовский В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. — М.: Наука, 1974. — 279 с.

2. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов. — М.: Мысль, 1978. — 272 с.

3. ГОСТ 27.004-85. Надежность в технике. Системы технологические. Термины и определения. — М.: Изд-во стандартов, 1985.

4. Большая советская энциклопедия. — М., 1976. — Т. 23. — С. 463-464, 475-476.

5. Федоренко И.Я. Проектирование

технических устройств и систем: принципы, методы, процедуры: учеб. пособие / И.Я. Федоренко. — Барнаул: Изд-во

АГАУ, 2003. — 282 с.

6. Лазовский В.В. Устойчивость технологических комплексов в сельском хозяйстве / В.В. Лазовский. — М.: Агропром-издат, 1986. — 86 с.

+ + +

УДК 631.3.004.5 В.Н. Хабардин

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: экологическая безопасность, техническое обслуживание, топливно-смазочные материалы, сезонно-цикловая технология ТО.

Во избежание ошибочного понимания этой проблемы сразу заметим, что в дальнейшем речь пойдет не об обеспечении экологической безопасности машин

путем проведения технического обслуживания (это другая проблема), а об экологической безопасности выполнения самого обслуживания. Данная проблема обусловлена тем, что ежесменные (ЕТО) и периодические первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания (ТО) тракторов согласно ГОСТ 20793-86 допускается проводить в полевых условиях [1]. С точки зрения экологии это недопустимо. Поэтому проанализируем, насколько экологически безопасно выполнение ТО в поле, в условиях живой природы.

Итак, при названных ТО в обязательном порядке проверяют уровень масла в двигателе, смазки в корпусах других составных частей, сливают отстой из топливных баков и фильтров. Исследованиями, проведенными в полевых условиях эксплуатации тракторов, по этим технологическим операциям установлено следующее [2].

В процессе контроля масло, вытекая из вскрытых отверстий и стекая со щупов, загрязняет машину и исполнителя, что снижает культуру производства работ. При доливке обеспечивают достаточный уровень технических жидкостей, сигналом которого служит также вытекающая из вскрытых отверстий жидкость. Нетрудно представить, что это масло попадает и в почву.

Слив отстоя сопровождается такими нежелательными явлениями, как попадание топлива на руки и одежду механизатора, части машины и нарушением герметичности топливной системы, для восстановления работоспособности которой после слива требуется прокачка топлива. При этом топливо, безусловно, также попадает в почву. Количественная оценка сливаемого топлива представлена в таблице 1 по данным [2]. Она показывает, что за цикл ТО (1000 мото-ч) с тракторов сливается от 14 (МТЗ-82) до 100 л (К-701) топлива, которое затем уже нигде не ис-

пользуется. Значит, оно может быть слито в почву. Если при сливе из фильтров топливо можно хотя бы частично направить и таким образом собрать в специальную емкость, то при прокачке после обслуживания это не представляется возможным даже технически.

Теперь проанализируем наиболее сложный вид обслуживания — ТО-2. Основная операция ТО-2 — замена масла в двигателе с очисткой и промывкой центробежного маслоочистителя в дизельном топливе. Ее выполнение практически не исключает возможность попадания масла в почву, например, в процессе отвинчивания сливной пробки картера дизеля. Течь масла также возможна и при осуществлении собственно заправочной операции из-за нарушения технических требований к ее выполнению или негерметичности соединений. В случае отказа заправочного устройства имеют место утечки масла в поле в объеме до 100 л и более.

Разумеется, что с точки зрения экологической безопасности современные технологии и средства ТО машин должны полностью исключать попадание нефтепродуктов в почву. Однако осуществить это технически почти невозможно, во-первых, вследствие недостаточной надежности устройств (их отказы неизбежны по объективным причинам); во-вторых, по причине неприспособленности машин к проведению ТО в полевых условиях и, в-третьих, из-за ошибок, а нередко и из-за низкой технической культуры оператора.

Безусловно, наилучшим решением данной проблемы является применение такой технологии, которая бы исключала возможность проведения сложных ТО (ТО-2 с заменой масла в двигателе) в полевых условиях. Нужно сократить до минимума объем работ по ТО и ремонту в поле. Как это сделать?

Таблица 1

Объем топлива, сливаемого при ТО тракторов

Марка трактора Объем топлива, л За цикл

ФГО ФТО ТБ ПК всего частота объем,л

К-701 1,28 0,54 4,00 0,50 6,32 16 101,12

Т-150 1,17 0,80 2,00 0,50 4,47 4 17,88

ДТ-75М 0,60 0,80 2,00 0,50 3,90 16 62,40

МТЗ-82 0,47 0,72 2,00 0,50 3,69 4 14,76

Примечание. ФГО, ФТО — фильтры грубой и тонкой очистки топлива; ТБ — топливный бак; ПК — прокачка топлива (удаление воздуха из топливоподачи).

На кафедре ЭМТП и БЖД факультета механизации Иркутской государственной сельскохозяйственной академии в последние годы разработана сезонно-цикличная технология ТО тракторов [3]. По содержанию она соответствует сезонноцикличному характеру использования машин в сельскохозяйственном производстве. При этом в ее основу положена стационарная подготовка к природнопроизводственным периодам использования, что позволяет сократить объем обслуживающих работ в полевых условиях

и, следовательно, улучшить экологическую безопасность процесса ТО.

Однако в теории и практике ТО до настоящего времени не существует методики, позволяющей оценить экологическую безопасность технологий, поэтому мы предлагаем свой вариант методики. Покажем ее в дальнейшем на примере экологической оценки сезонно-цикличной технологии в сравнении с существующей.

На первом этапе найдем оценочные показатели.

Уровень отрицательного воздействия процесса ТО на окружающую среду равен нулю (0%), если ни одно обслуживание, кроме ЕТО, в полевых условиях не проводится. С другой стороны, уровень отрицательного воздействия максимальный (равен 100%), если все виды периодических ТО выполняются в поле.

В общем виде данный показатель можно представить следующим образом:

(э = — • 100%, (1)

Х0 1 '

где Хп — трудоемкость всех видов периодических ТО за весенне-летний период, проводимых в поле;

ХО — общая (суммарная) трудоемкость всех видов периодических ТО за этот же календарный период.

Из анализа существующих технологий ТО машин следует, что

Т 3

Хо = — 2 Х„Р„, (2)

ТТО 1=1

где ТЛ — наработка машины за весеннелетний период;

ТТО — периодичность ТО;

ХТ1 — трудоемкость каждого -того

вида периодического ТО (для существующей технологии — ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

Ръ — вероятность этих видов обслу-живаний (РТ1 = 0,75; РТ 2 = РТ 3 =

= 0,125).

Известно также, что по существующим правилам ТО-3 в полевых условиях не проводят. Тогда Хп по аналогии с (2) можно выразить следующим образом при = 2:

Т 2

ХП = Л Ё ХгРт,. (3)

ТТО 1=1

где Хсп — трудоемкость всех видов периодических ТО за весенне-летний период, проводимых в поле согласно ГОСТ 20793-86.

Теперь подставим (3) и (2) в исходное уравнение (1) и после преобразований получим:

Ё Хт,Рт,

(С = -Г----------100%, (4)

Ё Хт,Рт,

1=1

гС

где дэ — уровень отрицательного воздействия на окружающую среду при реализации существующей технологии ТО машин.

На следующем этапе найдем этот же показатель для предлагаемой сезонно-цикличной технологии ТО. При ТЛ = 500 мото-ч по правилам сезонноцикличной технологии летом проводятся только ТО-1. Исходя из этого получим:

Х р

(Н = з Т1 Т1 • 100%, (5)

Ё ХтРт,

1=1

£ Н

где (э — уровень отрицательного воздействия на окружающую среду при реализации сезонно-цикличной (в данном случае — новой) технологии ТО машин.

Теперь, наконец, представляется возможным определить абсолютное А(э и

8э относительное изменение уровня отрицательного воздействия на окружающую среду при реализации сезонноцикличной технологии в сравнении с существующей технологией:

Д(э = (С — (Н, %; (6)

5э = (э • 100%. (7)

На завершающем этапе вычислены значения , А£Э и 5Э по форму-

лам (4)-(7) для тракторов. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки экологической безопасности технологий ТО

Из данных таблицы 2 следует, что существующая технология наиболее опасна для окружающей среды, чем сезонноцикличные. Так, абсолютный уровень отрицательного воздействия на окружающую среду при реализации сезонноцикличной технологии ТО тракторов

ДТ и МТЗ, соответственно, на 18,3 и

11,8% меньше, чем при обслуживании по существующей технологии. Это обусловлено тем, что основной объем работ по ТО при сезонно-цикличной технологии

проводится до и после весенне-летнего периода, а летом — только простые виды обслуживания — ТО-1.

Библиографический список

1. ГОСТ 20793-86. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание. — Взамен ГОСТ 20793-81; введ. 1988-01-01. — М.: Изд-во стандартов, 1987. — 17 с.

2. Совершенствование технологий и оперативных средств контроля технического состояния тракторов в полевых условиях / А.П. Уткин и др.; под ред. В.М. Лившица. — Новосибирск: Сиб. отд. ВАСХНИЛ, 1984. — 66 с.

3. Хабардин В.Н. Совершенствование технологии и средств технического обслуживания машин с учетом требований экологической безопасности / В.Н. Ха-бардин // Эколого-экономические, социальные и технологические аспекты формирования и развития биосферного хозяйства: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Римского клуба. — Иркутск, 2008. — С. 157-161.

Типы тракторов Показатели, %

£ їН О <

ДТ 51,6 33,3 18,3 35,5

МТЗ 33,0 21,2 11,8 35,8

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.