УДК 631.3.004.5 В.Н. Хабардин
ОЦЕНКА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ
Ключевые слова: машины, ресурсосбережение, техническое обслуживание, хранение, эксплуатация, удельные затраты.
Сельскохозяйственному производству предложены сезонно-цикличные технологии технического обслуживания (ТО): А и Б — для односезонной и ежесезонной модели использования машин. Модель А реализована на основе ТО при подготовке и снятии машин с хранения. Модель Б — при подготовке к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам использования. Они получены в результате совмещения операций ТО-2 и ТО-3 с операциями по хранению (ТО-ПХ, ТО-СХ) и сезонных ТО (ТО-ОЗ, ТО-ВЛ) [1].
В связи с этим возникает необходимость оценки целесообразности предложенных технологий в сравнении с существующей технологией ТО. В современных условиях такая оценка должна быть выполнена с учетом всех элементов ресурсосбережения. По существу эта задача сводится к оценке ресурсосбережения при реализации различных вариантов технологий. Покажем в дальнейшем возможность ее решения применительно к технологиям ТО А и Б.
Критерий технико-экономической целесообразности найдем на основе сопоставления (сравнения) удельных издержек (затрат) на ТО, ремонт и хранение с учетом удельной стоимости простоя машин, полученных при реализации существующей и сезонно-цикличной технологии обслуживания [2]. При этом также учтем удельные затраты на топливо для работы тракторов и потери от вредного воздействия процесса ТО на окружающую среду.
Очевидно, что удельные затраты по предлагаемой технологии должны быть меньше, чем при существующей
С" < С, (1)
где С , С" — средние значения удельных
затрат на обеспечение работоспособности машин и топливо при существующем и
сезонно-цикличном вариантах обслуживания, руб/мото-ч или руб/у.э. га.
Тогда из неравенства (1) представляется возможным выразить критерий целесообразности в виде изменения АС удельных затрат:
АС = (С— С") > Р (АС), (2)
где Р ( АС ) — существенная или неслучайная разность между двумя выборочными
средними С и С" , найденная с некоторой
вероятностью Р .
В соответствии с выражением (2) критерий целесообразности для односезон-ной модели А имеет вид:
АСа =(С — С" )>
торхт V ^ ТОРХТ ^ ТОРХТ > —
> Р ( АСторхт ), (3)
где АСТАОРХТ — снижение удельных затрат на ТО, ремонт, хранение и топливо при применении сезонно-цикличной технологии А;
СтОРХТ , СТОРХТ — средние значения
удельных затрат на ТО, ремонт, хранение машин, а также на топливо при существующем и сезонно-цикличном вариантах обслуживания;
Р (АСТОРХТ ) — существенная или неслучайная разность между двумя выборочными средними СТОРХТ и СтРХТ, найденная с некоторой вероятностью Р .
сумма
При этом Сторхт и Сторхт
удельных затрат при реализации модели А имеет следующий общий вид:
С = С + С + С + С +
ТОРХТ ТО Р Х Т
+ Сп + Со , (4)
где СТО , СР , СХ — удельные затраты на
ТО, ремонт (с учетом устранения последствий отказов) и хранение машин;
СТ — удельные затраты на топливо для выполнения механизированных, транспортных и других работ;
СП, СО — удельная стоимость простоя
и вредного воздействия на окружающую среду.
Аналогично представим критерий целесообразности для ежесезонной модели Б:
АС,
ТОРТ
= (С
ТОРТ
— С
ТОРТ
) > Р ( АСторт ), (5)
где АСТорТ — снижение удельных затрат
на ТО, ремонт и топливо при реализации сезонно-цикличной технологии Б;
С'
С т
-ТОРТ , сТорТ — средние значения
удельных затрат на ТО, ремонт машин, а также на топливо при существующем и предлагаемом вариантах обслуживания;
Р ( АСТорТ ) — существенная или неслучайная разность между двумя выбороч-
ными средними С
ТОРТ
С
ТОРТ
найденная
с некоторой вероятностью Р .
Значения СТОРТ и СтОРт — сумма
реализации моде-
'ТОРТ
затрат при
удельных ли Б:
Сторт = Сто + ^^Р + Ст + ^^П + о я (6) Теперь найдем коэффициент ресурсосбережения Кк как относительную величину (в долях единицы или в процентах), показывающую уровень снижения удельных затрат при применении сезонно-цикличной технологии ТО в сравнении с существующей. В общем виде его можно выразить следующим образом, %:
АС - (7)
К =
С'
-•100.
В соответствии с уравнением (7) пред-
ставим Кк (в %) для технологий А К
Б КБ
к А =
АС
ТОРХТ
С
при АСОхт
100
ТОРХТ > Р ( АСТОРХТ ),
АСБ
КБ = ^^ •юо
А С
^ТОРТ
при АСБОРт > Р (АСтОРт )я
(8) (9) (10) (11)
Найденные показатели обобщены в таблице.
В завершение отметим, что по крите-
АС
А
и АС
Б
риям ^ ТОРХТ ^^ТОРТ
возможным определить
представляется
целесообразность (принципиальную возможность) реализации технологий (А и Б) в сравнении с существующей. При этом коэффициенты КАА и К'Б позволяют найти количественную оценку уровня ресурсосбережения в относительных единицах при
условиях
АС Б
если
АСТ
> р ( асторхТ )
ТОРХТ — ± ТОРХТ
ТорТ > Р (АСтОРт). Предложенная методика также может быть применена при обосновании других организационно-технологических и технических мероприятий по обеспечению работоспособности машин, например, системы технического сервиса.
Таблица
Критерии целесообразности и коэффициенты ресурсосбережения для оценки сезонно-цикличных технологий
и
А
Б
и
Сезонно-цикличные технологии Критерий целесообразности Коэффициент ресурсосбережения
А АСТОРХ = ( СТОРХ - СТОРХ ) > Р ( АСТОРХ ) АС А КА = АСторх •юо А С ^ТОРХ при асТАорх > Р ( АСтОРХ )
Б АСб = (С - С ) > Р (АС ) ТОР V ТОР ТОР ' — \ ^ТОР / АС Б КБ = *Стор • 100 А С ^ТОР при АСО > Р (АСтОР)
68
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (61), 2009
Библиографический список
1. Хабардин В.Н. Совершенствование технологии и средств технического обслуживания машин с учетом требований экологической безопасности / В.Н. Ха-бардин / / Эколого-экономические, социальные и технологические аспекты формирования и развития биосферного хозяйства: сб. матер. Междунар. науч.-практ.
УДК 631.363
Ключевые слова: виброактивность, измельчение, фуражное зерно, автобалансировка, синхронизация вращающихся объектов, условия существования режимов самобалансировки.
Введение
Дробилки с шарнирно подвешенными молотками широко применяются при измельчении фуражного зерна, а также других видов кормов. Это высокоскоростные машины — обычно угловая скорость вращения ротора составляет у них около 300 с-1. Этим обуславливается большая виброактивность молотковых дробилок. Даже при тщательной статической и динамической балансировке ротора с молотками они генерируют высокочастотные вибрации, которые отрицательно воздействуют на саму дробилку, соседние машины и фундаменты.
конф., посвящ. 40-летию Римского клуба. — Иркутск, 2008. — С. 157-161.
2. Немцев А.Е. Система технического сервиса в АПК: монография / А.Е. Немцев. — Новосибирск: РАСХН. Сиб. отд-ние. СибИМЭ, 2002. — 264 с.
3. Иофинов С.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / С.А. Иофинов, Г.П. Лышко. — 2-е изд. — М.: Колос, 1984. — 352 с.
Большинство конструкций молотковых дробилок содержат роторы с горизонтальной осью вращения. Однако в настоящее время стали появляться дробилки с вертикальной осью вращения ротора. В частности, такая дробилка разработана М.Г. Желтуновым в Алтайском ГАУ и выпускается мелкими сериями [1]. По такой схеме работает дробилка, производимая фирмой «Технэкс» (Екатеринбург) [2].
В процессе широких производственных испытаний дробилок конструкции Алтайского ГАУ было отмечено, что виброактивность этих машин существенно, в 2-3 раза, ниже серийных дробилок с горизонтальной осью вращения ротора.
Причины этого долгое время были неясны, поскольку далеко не очевидны. Потребовался скрупулезный теоретический анализ, прояснивший физические причины снижения виброактивности дробилок с вертикальной осью вращения ротора. Эта теория и приводится в данной статье.
+ + +
И.Я. Федоренко, В.В. Мозговых
ДИНАМИКА МОЛОТКОВОЙ ДРОБИЛКИ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА