Научная статья на тему 'Определение структуры интеллектуального капитала региона на основе её исследования на уровне предприятия'

Определение структуры интеллектуального капитала региона на основе её исследования на уровне предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисичёнок Е. П.

Статья посвящена вопросам определения структуры интеллектуального капитала региона. Проведён анализ структурных концепций интеллектуального капитала на уровне предприятия, выделены их основополагающие моменты. Определены основные составляющие интеллектуального капитала региона и представлена его структура. Представлены показатели оценки интеллектуального капитала применительно к регио-нам Беларуси в разрезе его структурных элементов, а также результаты проведённого сравнительного анализа уровня интеллектуального капитала по регионам РБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение структуры интеллектуального капитала региона на основе её исследования на уровне предприятия»

УДК. 658.1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.П. ЛИСИЧЁНОК

Полоцкий государственный университет,

Республика Беларусь

Анализируя концепции интеллектуального капитала компании, можно выделить следующие основные моменты: основу интеллектуального капитала предприятия

составляют знания, носителями которых выступают люди; интеллектуальный капитал фирмы составляют также нематериальные ценности, которые способствуют эффективному использованию знаний работников; интеллектуальный капитал способствует повышению эффективности функционирования предприятия (организации, учреждения) и экономики в целом.

Проведенные исследования позволили нам предложить следующее определение интеллектуального капитала региона.

Под интеллектуальным капиталом региона понимается сумма знаний, умений и навыков работников всех структурных единиц региона, вступающих друг с другом в социальные отношения и связи, а также запас других благ, преимущественно нематериального характера, способствующих их эффективному использованию, требующих постоянных инвестиций и позволяющих получать данному региону конкурентные преимущества по отношению к другим регионам данного государства и другим государствам, позволяя повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Определение понятия интеллектуального капитала региона позволило нам приступить к исследованию его структуры, подойдя к данному вопросу с позиции хозяйствующего субъекта.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что единого подхода к структуре интеллектуального капитала не сложилось.

Обратимся к существующим в литературе концепциям интеллектуального капитала. Первые из них появились ещё в 60-е годы в работах экономистов-неоклассиков. М. Фридман выделил в составе активов предприятия так называемый гуманитарный капитал и определил его некоторые особенности по отношению к другим составным частям капитала фирмы [1, с. 91].

В конце 80-х годов К.-Э. Свейби разработал развёрнутую структуру интеллектуального капитала. Нематериальные активы, которые автор неоднократно отождествляет с интеллектуальным капиталом, включают три основных компонента: индивидуальную компетентность, внутреннюю структуру фирмы и её внешнюю структуру.

Индивидуальная компетентность - это, по определению Свейби, способность людей действовать в различных ситуациях. Она тождественна традиционному определению человеческого капитала и включает умения, образование, опыт, ценности, социальные навыки.

Внутренняя структура фирмы состоит из внутренних переменных фирмы, к которым относятся цели, задачи, модели, технологии, компьютерные и административные системы. К внутренней структуре относятся также неформальные организации, внутренние сети, «культура» или «дух» организации.

Внешняя структура фирмы состоит из связей с заказчиками и поставщиками, конкурентов, торговых марок, репутации или имиджа.

Новаторское исследование Свейби во многом предопределило последующие попытки систематизации интеллектуальных ресурсов. Практически все исследователи восприняли выделение наряду с человеческим капиталом, который Свейби называет индивидуальной компетентностью, внутренних и внешних ресурсов [1, с. 93].

В более детализированном виде эта схема предстаёт в структуре интеллектуального капитала, предложенной Лейфом Эдвинсоном, который отвечал за управление интеллектуальным капиталом страховой компании Скандия. Разрабатывая для неё систему мониторинга интеллектуальных ресурсов Скандия Навигатор, он использовал следующую схему (рис. 1) [1, с. 93].

Рис. 1. Структура интеллектуального капитала (Лейф Эдвинсон)

Человеческий капитал, по Эдвинсону, это «совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач. Другие его составляющие - моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу».

Структурный капитал - это «всё, что остаётся в компании, когда служащие уходят домой». Он включает, в свою очередь, капитал потребителей и организационный капитал. Капитал потребителей, или клиентов, складывается из базы потребителей, характера связей с ними их потенциала.

Организационный капитал - это систематизированная и формализованная компетентность компании плюс системы, усиливающие её творческую эффективность, а также организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости.

Соответственно организационный капитал включает капитал инноваций и капитал процессов. К первому из них относятся защищенные коммерческие права, интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы и ценности, которые обеспечивают способность компании к обновлению. Второй представлен, например, системами производства, сбыта, послепродажного сервиса и др., в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта.

Следует отметить, что в различных источниках можно встретить несколько вариантов структуры интеллектуального капитала шведской компании Скандия, однако их основные составные элементы существенно не отличались. Именно страховая компания Скандия стала одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию

интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие: человеческий, организационный и клиентский капитал [3].

Данного подхода к структуре интеллектуального капитала придерживаются также М.А. Бендиков и Е.В. Джамай, хотя они рассматривают в качестве составного элемента структурный, а не организационный капитал, который является проявлением организационных способностей компании отвечать требованиям рынка, возможности их использования вновь и вновь для создания новых ценностей [4, с. 14].

Имеется четкое соответствие между способами определения структуры интеллектуального капитала К.-Э. Свейби и компании Скандия. Организационному капиталу соответствует внутренняя структура, потребительскому капиталу - внешняя, а человеческому капиталу - компетенция персонала [3].

Структуру интеллектуального капитала компании Скандия несколько по-иному представляет Иоган Роос (рис. 2) [5, с. 76].

Рис. 2. Структура интеллектуального капитала

Примером иного подхода к структуре интеллектуального капитала, нежели у компании Скандия, может служить структура, предлагаемая Энни Брукинг. Она считает, что интеллектуальный капитал предприятия можно подразделить на четыре части: рыночные активы, интеллектуальная собственность как актив, человеческие активы, инфраструктурные активы (рис. 3) [2, с. 31].

Рыночные активы - это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями. Значимость рыночных активов заключается в том, что они обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде. Рыночные активы гарантируют осведомлённость покупателей об отличительных особенностях предприятия и характере его деятельности.

Интеллектуальная собственность включает ноу-хау, торговые секреты, патенты и различные авторские права. Сюда же относятся торговые марки товаров и услуг.

Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Сюда же включаются психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в различных ситуациях. В отличие от рыночных, интеллектуальных и инфраструктурных активов человеческие активы не принадлежат компании.

И итсллектл'а.тьный канн гл.1

Рылочиис ¡1КТ11Ш.1 Человеческие И нфрлпру КТ у рТТТп^

атстттпы шбе! Л^ШПС 1Ъ ак1инм

К Еж актм и

Рис. 3. Составные части интеллектуального капитала (Э. Брукинг)

Инфраструктурные активы - это те технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной. Например, корпоративная культура, методы оценки риска, методы управления торговым персоналом, финансовая структура, базы данных по рынку в целом и отдельным покупателям, коммуникационные системы наподобие электронной почты и телеконференций. Значимость инфраструктурных активов заключается в том, что они позволяют предприятию функционировать более упорядоченно, надёжно, исправно и качественно. Они также формируют среду, в которой сотрудники предприятия работают и общаются друг с другом.

Проведенные исследования показывают, что сложилось два основных подхода к структуре интеллектуального капитала предприятия. Согласно первому интеллектуальный капитал в качестве составных элементов включает человеческий, потребительский и организационный капитал (Лейф Эдвинсон), согласно второму - рыночные активы, интеллектуальную собственность как актив, человеческие активы и инфраструктурные активы (Энни Брукинг).

Составляющие интеллектуального капитала неоднородны. Несмотря на то, что все они порождены человеческим интеллектом, одни из них существуют в виде знаний, не отделимых от обладающих ими людей, а другие образуют своего рода объективные условия применения этих знаний.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы о структуре интеллектуального капитала предприятия:

1. Все авторы рассматривают в качестве основного элемента интеллектуального капитала человеческий капитал (гуманитарные активы, индивидуальная компетентность, человеческие активы).

2. Все авторы выделяют в качестве составного элемента интеллектуального капитала «внешнюю структуру» (рыночные активы, потребительский капитал и т. п.), т. е. то, что определяет связи с поставщиками, заказчиками, конкурентами и т. д.

3. Обязательным элементом во всех структурных концепциях является инновационный капитал (интеллектуальная собственность, организационный капитал), т. е. то, что способствует сохранению и приумножению знаний работников.

Эти составные элементы отмечены всеми авторами. На наш взгляд, исследуя структуру интеллектуального капитала региона, в неё следует включать и социальный капитал, так как он характеризуется следующими чертами. Во-первых, социальный капитал - это всегда продукт организованного взаимодействия, поэтому он имеет общественную, а не индивидуальную природу. Во-вторых, социальный капитал как элемент функционирования социально организованной общественной системы не может находиться в частной собственности, то есть является общественным благом [6].

В результате проведённых исследований нами была предложена структура интеллектуального капитала на уровне региона (рис. 4).

Рис. 4. Структура интеллектуального капитала региона

При этом охарактеризовать составные элементы интеллектуального капитала региона, на наш взгляд, можно следующим образом:

Человеческий капитал региона - это совокупность знаний, умений, образования, опыта, практических навыков, творческих способностей работников предприятий, организаций, учреждений региона, которые целесообразно используются ими и способствуют росту конкурентоспособности региона.

Инновационный капитал региона - это способность региона к сохранению и приумножению результатов деятельности человеческого капитала региона посредством создания и использования продуктов научно-технического прогресса.

Рыночный капитал региона - это совокупность рыночных характеристик и особенностей региона, позволяющих ему получать конкурентные преимущества на территории данного конкретного государства и за его пределами.

Социальный капитал региона - это совокупность общественных отношений внутри региона, которая построена таким образом, чтобы способствовать взаимодействию между группами внутри региона и посредством этого его экономическому росту.

Проведённые исследования структуры интеллектуального капитала региона позволили предложить систему показателей для оценки интеллектуального капитала регионов Республики Беларусь в разрезе его составных элементов (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки интеллектуального капитала региона

Элементы Критерии Показатели

Человеческ ий капитал • уровень образования • уровень профессиональной подготовки • уровень квалификации • уровень занятости в отраслях, формирующих человеческий капитал • численность работников со среднеспециальным и высшим образованием на 1 тыс. работающих в экономике • численность работников, занятых в отраслях, формирующих человеческий капитал на 1 тыс. занятых • численность обученных на 1 тыс. работников • численность служащих на 1 тыс. работников

Окончание табл. 1 Показатели оценки интеллектуального капитала региона

Элементы Критерии Показатели

Рыночный капитал • привлекательность региона • имидж, репутация региона • комплексный показатель оценки привлекательности региона в соответствии с уровнем его экономического развития • ранг региона в соответствии с его репутацией среди жителей РБ

Инновацио нный капитал • уровень развития научно-технической сферы • уровень развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства • уровень развития СЭЗ • численность персонала, занятого НИиР на 10 тыс. населения • численность занятых в науке на 10 тыс. занятых • количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки • среднегодовая стоимость основных средств научных исследований и разработок в расчёте на 1 организацию • численность кандидатов и докторов наук, занятых в народном хозяйстве • число ЦШ1 и инкубаторов бизнеса • число резидентов СЭЗ • уставной фонд СЭЗ

Социальны й капитал • уровень доверия населения • степень распространения общественных организаций • уровень неформального общения • доля жителей региона, испытывающих доверие к людям • число общественных организаций региона и работников, занятых в них • продолжительность времени, затрачиваемого на неформальное общение

Данная система показателей, на наш взгляд, является наиболее приемлемой для оценки уровня интеллектуального капитала региона, так как удовлетворяет следующим условиям:

- даёт возможность количественного измерения;

- характеризует запас нематериальных, в т. ч. нравственных богатств, используемых с целью повышения эффективности функционирования экономики;

- всесторонне характеризует интеллектуальный капитал региона;

- имеет стабильную информационную базу для анализа (так как основу составляют статистические показатели).

Сравнительный анализ интеллектуального капитала регионов Беларуси, проведенный на основе многомерной средней по данным за 2001 год, позволил сделать следующие выводы:

- наиболее прочным интеллектуальным капиталом в разрезе всех его составляющих обладает г. Минск, что обусловлено его столичным положением;

- Брестская область, обладая слабым человеческим и рыночным капиталом, тем не менее, характеризуется достаточно прочным социальным и инновационным капиталом (вследствие эффективного функционирования на её территории СЭЗ «Брест»);

- сильной стороной интеллектуального капитала Витебской области можно считать её человеческий капитал, а слабой - инновационный (вследствие слабого уровня развития инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства);

- Гомельская и Минская области обладают прочным рыночным и инновационным капиталом (их позиции из областей наиболее близки к г. Минску), но отличаются слабым социальным капиталом;

- Гродненская и Могилёвская области обладают наиболее слабым интеллектуальным капиталом, прежде всего, вследствие слабости их рыночного и инновационного капитала (что частично связано с тем, что на момент анализа в данных регионах не функционировали свободные экономические зоны).

Таким образом, определение структуры интеллектуального капитала региона и анализ его элементов позволил сформировать систему показателей для оценки его составляющих. Сложность оценки интеллектуального капитала региона заключается в том, что сумма оценок его составляющих не будет равной общей оценке всего интеллектуального капитала региона в силу наличия общих элементов. Однако сильные и слабые стороны региона, выявленные путём анализа отдельных составных элементов интеллектуального капитала, отражают состояние интеллектуального капитала региона в целом и позволят осуществлять управление им.

Список литературы

1. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП «Знание», 2000. - 168 с.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Пер. с англ. /Под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.: ил. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).

3. Гопоненко А.Л. Управление знаниями. - М.: ИПК госслужбы, 2001. - 52 с.

4. Бендиков М.А., Джамай Е.А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения //Менеджмент в России и за рубежом. -2001. -№ 4 - С. 3-24.

5. Роос И. Интеллектуальный капитал: Вы можете управлять тем, что можете измерить //Маркетинг. -1998. - № 5. - С. 75-79.

6. Скворцова В.А. Социальный капитал как фактор экономического развития. http://www. ostu.ru/conf/soc2002/papers/scvortsova/htm-16K-27.11.2002

Получено 20.02.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.