УДК 330.146
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ» © Э.Н.-К. Насибова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Интеллектуальный капитал появился не вчера: на протяжении всей истории человечества знания были важным фактором его интеллектуального и экономического развития. Однако именно в последние три десятилетия наблюдается их невероятный рост. Причиной тому можно назвать новые информационные технологии и, как следствие, усиление деловой конкуренции организаций, регионов и стран. Подходов к определению «интеллектуальный капитал» немало, но все они со временем претерпевают изменения - эволюционируют, поэтому требуется постоянное уточнение данного понятия. В работе анализируется сущность, состав и структура интеллектуального капитала сегодня.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал; человеческий капитал; структурный капитал; корпоративный капитал; инновационный капитал; рыночный капитал.
"INTELLECTUAL CAPITAL" CONCEPT APPROACHES EVOLUTION E.N.-K. Nasibova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The phenomenon of intellectual capital is not new; it is not yesterday when it made its appearance. Throughout all the history of humankind, knowledge has been an important factor of its intellectual and economic development. However, it is the last three decades when we observe its incredible growth. The reason of this is new information technologies causing the strengthening of business competition of organizations, regions and countries. There are many approaches to defining the concept of "intellectual capital", but they undergo some changes, go through evolution eventually. Therefore, this concept is to be constantly specified. The article analyzes the essence, composition and structure of the intellectual capital today.
Keywords: intellectual capital; human capital; structural capital; corporative capital; innovative capital; market capital.
Сам термин «интеллектуальный» произошел от слова «интеллект», что означает «познание, понимание, рассудок человека» [1, с. 311]. А понятие «интеллектуальный капитал» было впервые введено в научный оборот в 1969 г. Д. Гэлбрейтом, он употребил его в значении «интеллектуальная деятельность». Первым исследователем этого явления стал Т. Стюарт, он представил интеллектуальный капитал как совокупность всего того, что знают работники организации и что дает конкретные преимущества для организации на рынке: «... патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» [3, с. 58].
Предпосылкой к исследованию понятия «интеллектуальный капитал» послужило высказывание Иоанна Павла II в 1991: «... в свое время решающим фактором производства была земля, позднее капитал, а сегодня - все в большей мере сам человек, т.е. его знания, особенно научные, способности формировать взаимосвязанные и компактные организации, так же как его возможности отвечать на потребности других людей и удовлетворять их» [3, с. 60].
Обратимся к определению «капитал».
По мнению В.В. Лабоцкого, капитал - это «один из четырех основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые со-
зданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания и сооружения. Наряду с капиталом в ряду факторов производства -труд, земля, природные ресурсы» [3, с. 60]. Интеллектуальный капитал также является фактором производства, но при этом он обладает свойствами, отличающими его от объектов, относимых к понятию капитала, ведь интеллектуальный капитал представляет собой знания. А знания - «это актуализированная, введенная в действие информация» [6].
На основе изученного материала [3, с. 44; 13; 25; 26; 29] было выявлено, что интеллектуальный капитал имеет немало сходных черт с физическим капиталом. Оба капитала возникают только при вложении в них определенных средств и ресурсов, приносят предприятию экономический доход, требуют затраты на свое содержание, могут накапливаться и подвергаются моральному износу. Сравнение физического и интеллектуального капитала представлено в табл. 1.
Исходя из данных таблицы, можно выделить следующие признаки отнесения того или иного объекта к капиталу:
1. Возникает за счет затрат общественного труда.
2. Способствует созданию новой ценности.
3. Участвует в процессе производства и обращения.
4. Приносит своему обладателю доход.
1 Насибова Эльмира Назим-Кызы, аспирант, тел.: 89501343434, e-mail: zelenoglazzzaya@mail.ru Nasibova Elmira, Postgradute, tel.: 89501343434, e-mail: zelenoglazzzaya@mail.ru
Таблица 1
Сравнение физического и интеллектуального капитала_
Физический капитал Интеллектуальный капитал
Возникает в результате вложения ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификаций) в производство товаров и услуг
Приносит своему обладателю доход
Подвергается моральному износу
Участие в формировании конечного продукта
Является сохраняемым и пополняемым ресурсом, т.е. способен накапливаться
Материальная природа Нематериальная природа
Результат затраченных усилий в прошлом Нацелен на получение средств в будущем
Оценка по затратам Оценка по стоимости
Финансовая оценка Финансовая и нефинансовая оценка
В собственности предприятия Частичная собственность
Использование только одним субъектом Возможность использования несколькими субъектами одновременно
5. Принадлежит экономическому субъекту по праву собственности.
У термина «интеллектуальный капитал» много значений. Это и «знания, которые можно конвертировать в стоимость» (Л. Эдвинсон), и «все неденежные и нематериальные ресурсы» (Й. Руус, С. Пайк и Л. Фернстейм), и «процесс превращения знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы» (С. Алберт и К. Бредли), и «знания, получившие материальную форму» (Т. Стюарт), и «структурированное знание и способности, обладающие потенциалом развития и создания стоимости» (Дж. Даум). Но наиболее полное понятие дает Э. Брукинг: «... интеллектуальный капитал - это совокупность нематериальных активов, которые могут быть использованы для создания стоимости, без которых компания не может существовать и развивать конкурентные преимущества» [25; 27, с. 4-6].
Российские ученые дают следующие определения интеллектуальному капиталу. По мнению Н.А. Шара-новой, «. интеллектуальный капитал - это экономические отношения, возникающие в процессе производства по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности, имеющих нематериальную сущность, объективную форму представления и стоимостную оценку» [28, с. 78]. В.Л. Иноземцев называет интеллектуальный капитал «коллективным мозгом» предприятия [27, с. 4-6]. Г.Л. Канов считает, что «интеллектуальный капитал - знания, продукты интеллектуальной работы, которые оценены, принадлежат организации (предприятию), введены в хозяйственный оборот и дающие прибыль (приносящие доход) [11]. По мнению А.Н. Козырева и В.Л. Макарова, «интеллектуальный капитал - это неосязаемые ценности, повышающие стоимость и конкурентоспособность предприятия» [14]. Ученые С.А. Айвазян и М.Ю. Афанасьев дают такое определение: «Интеллектуальный капитал - это совокупность нематериальных активов компании, а также знаний, приобретенных навыков и качеств ее сотрудников, обеспечивающая ей возможность получения доходов и конкурентных преимуществ» [6].
Проведенный анализ показал, что ученые расхо-
дятся во мнении о природе интеллектуального капитала, они воспринимают интеллектуальный капитал как отдельное понятие или синоним нематериальных активов и гудвилла. Некоторые из ученых понимают под интеллектуальным капиталом только знания и информацию, то есть только интеллектуальные активы, в то время как другие приравнивают к нему все нематериальные активы организации, которые не могут быть оценены в денежном эквиваленте и отделены от предприятия; также некоторые ученые воспринимают интеллектуальный капитал организации как главное ее конкурентное преимущество. Гудвилл и нематериальные активы рассматриваются с двух позиций: узкого и широкого, - с позиции бухгалтерского учета и с позиции менеджмента, отождествляя их с интеллектуальным капиталом.
Существует несколько (табл. 2) иных подходов, которые рассматривают роль интеллектуального капитала в организации: экономико-теоретический, балансовый и ресурсный. Их различие связано с эволюцией теории интеллектуального капитала, так как все они зародились в разное время: так, экономико-теоретический показывает появление понятия «интеллектуальный капитал»; балансовый уже предполагает его оценку, а ресурсный представляет интеллектуальный капитал основным ресурсом организации, без которого она не может существовать (табл. 3).
Итак, автором был сделан вывод, что интеллектуальный капитал - это совокупность знаний, умений, производственного опыта работников, нематериальных активов, выраженный в нематериальной форме и являющийся собственностью предприятия лишь частично. Чем выше интеллектуальный капитал, воплощенный в сотрудниках организации, тем больше их трудовые возможности, отдача работе, производительность и качество труда. Данный вид капитала имеет двойственную структуру (природу): с одной стороны, он представляет собой индивидуальные качества человека (его образованность, профессиональный опыт, творческую активность и т.д.), с другой - это непосредственно результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, торговые знаки и т.д.), отделимые от своего автора.
Таблица 2
Эволюция подходов к понятию «интеллектуальный капитал» [17, 20, 27]_
Автор Сущность понятия «интеллектуальный капитал» Примечания
Т. Стюарт, 1997 Интеллектуальный капитал является знанием, информацией, интеллектуальной собственностью, опытом, которые могут быть использованы для создания богатства Интеллектуальный капитал состоит только из интеллектуальных активов: это «знания, получившие материальную форму». ИК рассматривается как часть нематериальных активов организации
А.Н. Козырев, В.Л., Макаров, 2003 Интеллектуальный капитал - это неосязаемые ценности, повышающие стоимость и конкурентоспособность предприятия Понятие интеллектуального капитала шире понятий нематериальных активов и интеллектуальной собственности и не отражается в бухгалтерской отчетности
А. Уайлмен, 1999; И. Кадди, 2000 В интеллектуальный капитал входят именно те элементы нематериальных активов организации, которые не имеют денежной оценки и не могут быть отделимы от организации Нематериальные активы рассматриваются как часть интеллектуального капитала
Л. Эдвинссон, 2000; Э. Брукинг, 2001 Является термином для обозначения нематериальных активов, без которых организация не может существовать (Брукинг). Является информацией и знанием, применяемым для создания ценности (Эдвинсон) Интеллектуальный капитал рассматривается как синоним нематериальных активов и необходимое условие для конкурентоспособности организации
К. Прахалад, 1992; П. Санчез, 2000; Н.Р. Кельчевская, М.Е. Павлов, 2003 Понятия ИК и нематериальных активов совпадают, но первый термин используют менеджеры, а второй бухгалтеры В нематериальные активы организации входят все результаты интеллектуальной деятельности организации
Л. Джойя, 2000; К.А. Баг-риновский, 2001 Интеллектуальный капитал - это гудвилл; данный термин исследуется менеджерами, а не бухгалтерами Понятия интеллектуального капитала и гудвилла приравниваются к понятию нематериальных активов организации
Р. Рослендер, Р. Финчем, 2001, (в соавт.) Интеллектуальный капитал - это новый актив организации, который не может быть приравнен ни к одному из ранее существующих (нематериальные активы, гудвилл) Так как интеллектуальный капитал - это новый актив, то он требует новых методов оценки по сравнению с теми, что существовали ранее
И. Родов, Ф. Лельерт, 2002 Интеллектуальный капитал не может приравниваться к гудвиллу, так как при расчете гудвилла учитывается балансовая оценка материальных активов Гудвилл рассматривается только с бухгалтерской точки зрения
Таблица 3
Сравнительный анализ различных подходов к определению интеллектуального капитала [12,17,19]
Подход Представители Сущность Достоинства Недостатки
Экономико-теоретический Дж. Гелбрей, Г. Крог, В. Баранчеев, И. Нонака, Б.Б. Леонтьев, Н. Бонтис, М.А. Бендиков Данные авторы рассматривают интеллектуальный капитал как совокупность информации, знаний, умений, навыков и профессионального опыта персонала организации Данный подход способствовал переходу от абстрактного понятия к более прикладному осмыслению знаний и информации и приданию им, и соответственно интеллектуальному капиталу, экономической ценности Все определения данных авторов рассматриваются в виде конкретных примеров, а не с помощью математической логики
Балансовый Ц. Грихилес, Т. Стюарт, К.Е. Свейби, Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, П. Паблос, Л. Прусак, А.Н. Козырев Данные авторы рассматривают интеллектуальный капитал с бухгалтерской позиции и считают, что интеллектуальный капитал - это превышение рыночной стоимости организации над балансовой стоимостью ее активов Данный подход позволяет быстро рассчитать стоимость нематериальных активов организации Величина рыночной стоимости организации подвержена влиянию многих факторов
Ресурсный Э. Брукинг, Д. Тис, Г. Рос, Н.Н. Карпова, A. Макаров, B.Л. Иноземцев, И.И. Просвирнина Данные авторы рассматривают интеллектуальный капитал как ключевой ресурс, без которого организация не может существовать и развиваться Интеллектуальный капитал становится главным ресурсом организации, который обеспечивает конкурентное преимущество данной организации на рынке Проблемы в сопоставлении и оценке интеллектуальных капиталов разных организаций
Таблица 4
Подходы к классификации интеллектуального _капитала [4; 5; 8; 16; 21, с. 8-10]_
Исследователи Состав интеллектуального капитала
Один элемент
Г. Ахонен, 2000 | Человеческий капитал
Два элемента
Л. Эдвиссон, М. Мэлоун, 1997, (в соавторстве) Человеческий капитал Структурный капитал
Р. Петти, Дж. Гутрие , 2000, (в соавторстве) Человеческий капитал Организационный капитал
П. Саливан Человеческий капитал Структурные активы
Три элемента
Бреннан, Коннел, 2000, (в соавторстве); О'Донелл, О'Рейган, 2000, (в соавторстве) Человеческий капитал Внутренняя структура Внешняя структура
Сент-Онж, 1996; Й. Руус, 1998 Человеческий капитал Структурный капитал Отношенческий капитал
Т. Стюарт, 1997; Н. Бонтис, 1998 Человеческий капитал Структурный капитал Клиентский капитал
К.Е. Свейби, 1997 Индивидуальные компетенции персонала Внутренняя структура Внешняя структура
В. Алли, 2000 Человеческий капитал Структурный капитал Внешний капитал
Х. Гюнтер, 2001 Компетенции персонала Внутренняя структура Внешняя структура
М. Юндт, М. Субраманиам, С. Снелл, 2004 (в соавторстве) Человеческий капитал Организационный капитал Социальный капитал
К. Флетчер, 2006 Человеческие ресурсы Структурные ресурсы Реляционные ресурсы
А.Н. Козырев, 2006 Человеческий капитал Организационный капитал Клиентский капитал
Четыре элемента
Ван Бурен, 1999 Человеческий капитал Инновационный капитал Процессный капитал Клиентский капитал
Э. Брукинг, 2001 Человеческие активы Инфраструктурные активы Интеллектуальная собственность Рыночные активы
Гу, Б. Лев, 2001, (в соавторстве) Человеческие компетенции Информационные технологии НИОКР Реклама
Г. Джойл Человеческий капитал Инновационный капитал Процессный капитал Капитал отношений
Б.З. Мильнер, 2003 Человеческие активы Инфраструктурные активы Интеллектуальные активы Рыночные активы
Э.Р. Байбурина, И.В. Ивашковская, 2007, (в соавторстве) Человеческий капитал Организационный капитал Сетевой капитал Клиентский капитал
Поскольку ученые так и не пришли к единому мнению по сущности интеллектуального капитала, что видно из перечисленного выше, то также не суще-
ствует и единой структуры интеллектуального капитала. Поэтому мы рассмотрим различные подходы к структуре интеллектуального капитала.
Классическими считают структуры интеллектуального капитала, предложенные Э. Брукинг и Т. Стюартом. Согласно структуре интеллектуального капитала, предложенной Э. Брукинг, он делится на четыре элемента: рыночные активы, человеческие активы, интеллектуальную собственность и инфраструктурные активы. Под рыночными активами данный автор понимает нематериальные активы организации, рассмотренные с учетом их рыночной значимости (например, бренд компании). Под человеческими активами понимаются опыт, навыки и знания всего персонала организации. Интеллектуальная собственность представляет собой авторские права организации, патенты, лицензии и т.д. Инфраструктурные активы -это все те активы, с помощью которых осуществляется управление организацией, коммуникации между сотрудниками и отделами; в данный актив также входит корпоративная культура и базы данных.
Структура интеллектуального капитала, выделенная Т. Стюартом, состоит из трех элементов: человеческого, структурного и потребительского (отношенче-ского) капитала. Человеческий и структурный капиталы соответствуют человеческим и структурным активам, предложенным Э. Брукинг, а потребительский капитал представляет собой отношения между организацией, потребителями, поставщиками, кредиторами, собственниками [21, с. 8-9].
Другие варианты структуры интеллектуального капитала представлены в табл. 4.
Как видно из табл. 4, большинство исследователей рассматривают интеллектуальный капитал как взаимодействие трех элементов, называя его компоненты по-разному: человеческий капитал (компетенции персонала); структурный капитал (организационный, внутренний); клиентский капитал (отношенче-ский, внешний, внешняя структура, реляционные ресурсы, социальный капитал) и т.д. Но, несмотря на то, что исследователи дают разное название элементам интеллектуального капитала, назначение этих элементов остается неизменным. Существуют также классификации, которые рассматривают состав интеллектуального капитала в виде четырех элементов; четвертый элемент в данных составах выделяют из структурного или рыночного капитала (сетевой капитал, интеллектуальные активы и т.д.). Но в любой из классификаций присутствует человеческий капитал (человеческие активы, человеческие ресурсы) - главная составляющая интеллектуального капитала [5]. Ведь «единственный незаменимый капитал организации - это знания и навыки ее сотрудников» (Э. Карне-ги) [3, с. 42].
Для более четкого понимания структуры интеллектуального капитала необходимо определить его основные элементы. Однако необходимо понимать, что структура интеллектуального капитала для каждой организации может быть разной, что ведет к многообразию классификаций интеллектуального капитала. На основе изученного материла [3, 7, 9, 13, 15, 22, 23, 27] была выявлена следующая структура интеллектуального капитала организации (рисунок).
Структура интеллектуального капитала
Из рисунка видно, что автор выделяет три основных элемента интеллектуального капитала: кадровый капитал, интеллектуальную собственность и рыночный капитал. В свою очередь, кадровый капитал представляет собой совокупность человеческого капитала, структурного капитала, инновационного капитала и корпоративного капитала. Интеллектуальная собственность делится на объекты авторского права, объекты промышленного права и закрытую информацию. Рыночный капитал выражает представление об организации среди ее клиентов, партнеров, а также самих сотрудников данной компании. Рассмотрим все эти элементы подробнее.
Кадровый капитал - это совокупность всех навыков, умений, способностей, квалификаций и интеллектуального потенциала персонала организации [24]. Кадровый капитал состоит из человеческого, структурного и корпоративного капитала.
Человеческий капитал - не только высокопрофессиональный персонал предприятия, но и знания, опыт, навыки, образование, профессиональные качества, квалификация сотрудников. Эту часть интеллектуального капитала нельзя ни продать, ни сдать в наем. Человеческий капитал является основой интеллектуального капитала, который и создает остальные элементы интеллектуального капитала. Ведь только творческий труд (как командный, так и индивидуальный) создает интеллектуальную собственность предприятия. Человеческий капитал не отражается в бухгалтерском балансе предприятия, так как он не принадлежит предприятию. Человеческий капитал является важным элементом управления интеллектуальной собственности, ведь он является источником идей по созданию, разработке и приобретению объектов интеллектуальной собственности. Другими словами, человеческий капитал - совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Именно данное свойство относит человеческий капитал к другим видам капитала, но при этом его основу составляют врожденные качества человека [2, 10, 15, 27].
Структурный капитал - способность управлять всей организационной структурой, адаптироваться к меняющимся условиям и возможность извлекать экономические выгоды из знаний. Это все, что способствует творческой деятельности работников, накоплению знаний, обогащению опыта и улучшению профессиональных навыков; все, что остается на предприятии после ухода персонала (человеческого капитала) домой (исследовательские лаборатории, оборудование, базы данных и т.д.). То есть знания, которые остаются внутри организации [14, с. 222; 23].
Корпоративный капитал состоит из корпоративной культуры организации, системы обучения персонала и менеджмента организации: системы мотивации и принципов управления организацией. Корпоративная культура - это система интересов, принципов и ценностей организации, разделяемая ее сотрудниками и позволяющая двигаться всей организации в одном направлении [7, 18].
Инновационный капитал - способность организации создавать и внедрять инновации, совершенствовать интеллектуальный потенциал сотрудников; это все защищенные законом права организации. Инновационный капитал включает в себя всю интеллектуальную собственность организации: как еще не объективированную, так и уже получившую свою материальную форму и защиту законом (патенты и лицензии); всю исследовательскую базу организации, ее инновационную политику.
Рыночный (клиентский, отношенческий) капитал представляет собой имидж организации, мнения постоянных клиентов и партнеров, товарные знаки и знаки обслуживания, международные связи и контракты и т.д. То есть все, что может способствовать эффективному продвижению товара на рынок, его последующей реализации и конкурентоспособности организации; другими словами, способность организации извлекать экономические выгоды из ресурсов, связанных с внешними отношениями организации [17, с. 20-21; 23].
В целом, интеллектуальный капитал - это не просто три составляющих, а их взаимодействие, что дает возможность оценить интеллектуальный капитал с разных позиций: с точки зрения работы предприятия (через кадровый капитал); его рыночную стоимость (через интеллектуальную собственность); конкурентоспособность (через рыночный капитал) [7]. Без всех
этих составляющих интеллектуальный капитал существовать не может, так же, как и само предприятие. Ведь, по мнению Т. Стюарта: «... главным в интеллектуальном капитале является то, что он не создается из отдельных «кусков» (элементов) интеллектуального капитала, а создается в результате их взаимодействия» [16].
Статья поступила 28.09.2015 г.
Библиографический список
1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 10. 592 с.
2. Волков А.Т. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью в производственных и научно-производственных организациях России: методологические и практические аспекты: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2006. 44 с.
3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
4. Гаранина Т.А. Нематериальные активы и интеллектуальный капитал: роль в создании ценности компании // Вестник СПбГУ. 2010. № 2. С. 78-105.
5. Гаранина Т.А. Структура интеллектуального капитала: вопросы оценки и эмпирического анализа // Вестник СПбГУ. 2008. № 1. С. 96-118.
6. Гарипова Ф.Г. Формирование и сущность понятия «интеллектуальный капитал» // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 89-92.
7. Гончаренко М.Л. Проблемы идентификации интеллектуального капитала организации // Экономика и управление. 2012. № 5. С. 102-106.
8. Жернов Е.Е. Об измерении интеллектуального капитала в экономике знаний: сб. материалов международной конференции «Экономика и бизнес: позиция молодых ученых». Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. С. 34-37.
9. Ивлиева Н.Н., Шишляев Д.В. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности: учеб. пособие. М.: Изд-во МФА, 2006. 207 с.
10. Калина И.И. Структура и факторы формирования интеллектуального капитала информационной экономики // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 29-1. С. 115-118.
11. Канов Г.Л. Введение в основы творчества: учеб. пособие для учащейся молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-459334.html (11.08.2015).
12. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М. Управление интеллектуальным капиталом промышленного предприятия: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2014. 196 с.
13. Ковылин Д.М. Сущность и структура интеллектуального капитала // Вестник ТГГПУ. 2010. № 4 (22). С. 257-263.
14. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. 398 с.
15. Козырев А.Н. Экономика интеллектуального капитала: научные доклады СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. № 7 (R). 30 с.
16. Комаров С.В., Мухаметшин А.Н. Понятие, структура и взаимодействие элементов интеллектуального капитала // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2013. № 3. Т. 7. С. 93-100.
17. Конторович П.В. Влияние интеллектуального капитала на добавленную стоимость медиакомпаний: эмпирический анализ: дис. магистра. Москва, 2013. 121 с.
18. Мансуров Р.Е. Формирование интеллектуального потенциала и капитала компании // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. № 3. С. 112-116.
19. Никифорова Ю.В. Сущность интеллектуального капитала и его роль в общей структуре капитала // Экономика и управление. 2010. № 4 (65). С. 177-180.
20. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы [Электронный ресурс]. URL: http://dis.ru/library/detail.php7ID=24030 (25.07.2015).
21. Руцкина Г.В. Анализ влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности компании: дис. магистр. Пермь, 2013. 76 с.
22. Селезнев Е.Н. Интеллектуальный капитал как объект управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/se/2_2007/intelkapital/ (21.07.2015).
23. Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал - показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования [Электронный ресурс]. URL: http://dis.ru/library/detail.php?ID=25150 (21.07.2015).
24. Сидунова Г.И., Морозов А.Э. Инвестиции в человеческий и кадровый капитал на предприятии // Известия ВГПУ. 2009. № 3. С. 87-91.
25. Совик Л.Е., Зиновьева О.Ю. Интеллектуальный капитал: теоретический аспект [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=39&page=2 (24.07.2015).
26. Фасхиев Х.А. Интеллектуальный капитал - основа инновационного развития предприятия // Экономика и управление народным хозяйством. 2012. № 1 (46). С. 207-219.
27. Филиппов О.А. Интеллектуальный капитал как социальная основа устойчивых инновационных преимуществ компании: автореф. дис. . канд. соц. наук : 22.00.03. Москва, 2011. 30 с.
28. Шаранова Н.А. Коммерциализация интеллектуальной собственности в современных условиях: дис. . канд. эк. наук : 08.00.05. М., 2000. - 182 с.
29. Юнин В.А. Формирование человеческого капитала: эволюционный подход // Экономические науки. 2009. № 11. С. 45-49.