Научная статья на тему 'Определение стратегических целей социального развития муниципального образования'

Определение стратегических целей социального развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
550
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / МИНИМАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / STRATEGIC OBJECTIVES / MUNICIPAL TERRITORY / SOCIAL ORIENTATION / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF TERRITORY / MINIMUM STATE SOCIAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бондарская Татьяна Анатольевна

В статье прописаны этапы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования. Показан традиционный подход в выявлении наиболее острых проблем социального развития. Определены минимальные государственные социальные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF STRATEGIC OBJECTIVES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

In article conceptual phases of social–economic development of municipality are stated. Traditional approach in identification of the most acute problems of social development is shown. The minimum state social standards are defined.

Текст научной работы на тему «Определение стратегических целей социального развития муниципального образования»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. А. БОНДАРСКАЯ

В статье прописаны этапы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования. Показан традиционный подход в выявлении наиболее острых проблем социального развития. Определены минимальные государственные социальные стандарты.

Ключевые слова: стратегические цели; муниципальная территория; социальная направленность; концепция развития территории; минимальные государственные социальные стандарты.

Формирование системы стратегических целей социального развития муниципального образования является важнейшим этапом разработки концепции его комплексного социально-экономического развития, ее ядра - стратегического выбора муниципального образования. Такие цели могут разрабатываться на основе принятой системы государственных и муниципальных минимальных социальных стандартов.

Стратегические цели социального развития муниципального образования являются, прежде всего, определяющим критерием при обосновании наиболее рационального варианта стратегического выбора. Именно в определяющей разработке целей социального развития реализуется общая социальная направленность концепции, приоритетность развития социальной сферы муниципального образования по сравнению с другими отраслями и сферами его жизнедеятельности.

Традиционный подход к формированию социального целевого блока заключается в выявлении наиболее острых проблем, так называемых узких мест социального развития, и направлении туда соответствующих средств для их решения. В условиях переживаемого в стране кризиса спектр социальных проблем повсеместно настолько широк, что выбрать из них наиболее неотложные, приоритетные подчас весьма затруднительно, особенно при ограниченных ресурсах. Причем исходная информация для принятия решения не всегда достаточно надежна и объективна [1].

Способствовать разрешению данной проблемы как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях могла бы организация системного социально-экономического монито-

ринга, однако созданию его мешает нехватка средств. Исследования по отдельным сферам жизнедеятельности (социально-трудовой, занятости, домохозяйств и др.), которые проводятся в некоторых муниципальных образованиях с большей или меньшей регулярностью, не способны дать целостного представления обо всех имеющихся в них социально-экономических проблемах. Кроме того, в современной практике социального управления отсутствует система количественно определенных целевых ориентиров, своеобразных опорых значений тех или иных параметров, которыми должны обладать элементы социальной системы. Невозможность сопоставления достигнутого уровня социального развития (или уровня «обвала» того или иного социального параметра) с нормой лишает возможности обоснованного ранжирования приоритетов, выбора наиболее важных, первоочередных стратегических целей социального развития. Перспективным является подход к формированию стратегических целей социального развития, использующий количественный и качественный аспекты удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Первые шаги в направлении стандартизации основных параметров качества жизни населения были сделаны в 1996 г., когда Правительство РФ приступило к разработке минимальных государственных социальных стандартов. Объективная сложность расчета таких стандартов обусловили сужение целей социального нормирования до выработки именно минимальных социальных стандартов, т. е. предельных значений тех материальных благ, которые должны быть гарантированы государством. Иными словами, задача

социального нормирования была сведена к обеспечению функционирования механизма социальной защиты, а не целеполагания в системе управления социальной сферой [2].

В Концепции формирования системы государственных минимальных стандартов отмечается, что «государственные минимальные социальные стандарты - установленные органами государственной власти на определенный период времени единые минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели» [5].

По сути дела, указанные стандарты направлены на решение лишь одной, хотя и важной задачи -предоставление государственных гарантий реализации гражданами основных конституционных прав, удовлетворение первейших потребностей человека.

В связи с этим поясним, что:

- во-первых, речь в стандартах идет лишь о самых насущных потребностях (питании, медицинском обслуживании, образовании, социальном обеспечении и т.п.), но в них никоим образом не отражаются такие потребности и права человека, как право на труд, на безопасность, на здоровую окружающую среду и пр. Можно иметь в муниципальном образовании довольно высокие показатели по среднемесячной начисленной заработной плате, значительно превышающие социальный стандарт (минимальный размер оплаты труда), но при этом она может не выплачиваться месяцами, а то и годами. В этом случае соблюдение минимального социального стандарта оказывается формальным, на деле условия жизни населения не будут соответствовать, условно говоря, никаким стандартам;

- во-вторых, минимальные государственные социальные стандарты регламентируют величину потребления только материальных благ, но не учитывают субъективную составляющую жизнедеятельности, т. е. удовлетворенность их качеством, условиями предоставления, фактическую доступность.

Наконец, стандарты изначально задаются как нормативы расходования бюджетных средств, их основная цель - определение обязательного минимума бюджетных расходов на отдельные социальные нужды населения [3].

Таким образом, минимальные государственные социальные стандарты вовсе не носят характер целеопределяющих, а играют лишь роль ми-

нимальной планки предоставляемого государством населению набора материальных благ.

Тем не менее совокупность минимальных социальных стандартов, представленная на всех уровнях управления в виде соответствующей номенклатуры и конкретных количественных значений социальных параметров, могла бы стать исходной точкой формирования новой системы социальных гарантий. На федеральном уровне эти стандарты должны фиксировать гарантированный уровень наделения граждан правами доступа к материальным и духовным благам. На уровне субъектов Федерации предназначение минимальных социальных стандартов - развертываться в агрегированные блоки, конкретизирующие гарантированный уровень потребления материальных и духовных благ по основным сферам жизнедеятельности. Минимальные социальные стандарты, принятые на уровне муниципального образования, должны определять конкретную номенклатуру и предельно допустимый уровень показателей потребления материальных и духовных благ как населением в целом, так и его отдельными социально-демографическими группами. Принципиальное отличие минимальных социальных стандартов от стандартов качества жизни заключается в том, что последние играют роль не элемента социальной защиты, а инструмента целеполагания социальной политики, призванного фиксировать не «минимальный», а «нормальный», «стандартный» уровень условий жизнедеятельности людей [4]. Вместе с тем, по своему назначению и содержанию стандарты качества жизни существенно отличаются от минимальных социальных стандартов.

Причем вся эта система должна приобрести вид многоуровневой пирамиды, стержень которой представляют собой федеральные стандарты, являющиеся базовыми и не подлежащими изменению на последующих уровнях дезагрегации. На региональном и особенно муниципальном уровнях номенклатура и конкретные значения величины стандартов могут дифференцироваться в зависимости от особенностей территориальной организации производства, состояния социальной сферы.

Аналогичным образом должна быть построена и система стандартов качества жизни населения, которая также может стать элементом новой системы социальных гарантий.

Литература

1. Рохчин В. Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб, 1996.

2. Самарско-Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути устойчивого развития / К. А Титов, В. Я. Любовный, Г. Р. Хасаев и [др.] М., 2006.

3. Совместное стратегическое планирование региона Берлин-Бранденбург. Потсдам, 1998.

4. Социально ориентированное местное управление: опыт городов Германии для России / под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. СПб., 1999.

5. URL: http://www.consultant.ru

* * *

DEFINITION OF STRATEGIC OBJECTIVES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

T. A. Bondarskaya

In article conceptual phases of social-economic development of municipality are stated. Traditional approach in identification of the most acute problems of social development is shown. The minimum state social standards are defined.

Key words: strategic objectives, municipal territory, social orientation, concept of development of territory, minimum state social standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.