Научная статья на тему 'Определение стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции'

Определение стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ИЗДЕРЖКИ / МЕТОДЫ / СМЕТЫ / ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА / СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мацко А.А.

В статье рассмотрены основные основополагающие методы определения стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции с учетом ценовой политики строительной индустрии расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

© Мацко А.А.*

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье рассмотрены основные основополагающие методы определения стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции с учетом ценовой политики строительной индустрии - расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

Ключевые слова: стоимость, издержки, методы, сметы, договорная цена, строительная продукция.

При определении стоимости строительно -монтажных работ возможно применение основополагающих методов по расчету цены.

Метод «издержки плюс фиксированная прибыль» - это наиболее простой и распространенный метод. Величина наценки, добавляемая подрядной фирмой, может быть стандартной для каждого вида работ и дифференцироваться по видам работ, по стоимости единицы изделия и т.д. Однако стандартная наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности спроса и конкуренции, а следовательно, определить и оптимальную цену. И все же данная методика очень популярна. Это объясняется тремя причинами.

Во-первых, как бы тщательно потенциальные подрядчики ни изучали запрос потребителя (заказчика) и цену конкурентов, издержки они знают лучше. Поэтому, устанавливая цены на базе издержек, они не обязаны все время пересматривать цены вслед за колебаниями спроса.

Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к подрядчику, и к заказчику.

В-третьих, данный метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы строительной отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу - «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу.

Метод, ориентированный на спрос, основан на издержках и исходит из получения целевой прибыли. В этом случае цена устанавливается подрядной фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Практически этот метод ориентирован на спрос, так как при фиксированной цене объем прибыли определяется объемом строительно-монтажных работ.

* Студент кафедры «Организация строительства».

Метод, ориентированный на конкурентов: подрядная фирма сталкивается в основном от показателей конкурентов, и цена назначается с учетом сложившегося уровня текущих цен, меньше внимания обращается на показатели собственных издержек или спрос.

Метод «пробных продаж» это наиболее эффективный метод количественной оценки «продаваемости» товара строительной продукции, строительно-монтажных работ и услуг являются пробные предложения реализации продукции и используется в тех случаях, когда отсутствует необходимая информация о рынке. В рамках строительной продукции пробные реализации могут использоваться, в первую очередь, для строительных материалов и изделий, приобретаемых для индивидуального, некоммерческого использования.

Метод установления цен на новые строительные материалы, новые виды строительной продукции, новые товары. По новым строительным товарам практика рыночного ценообразования многих стран выработала следующие методы образования цен. При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из следующих стратегий.

Метод установления цен со скидками. В качестве вознаграждения потребителей за определенные действия многие подрядные фирмы готовы изменять свои исходные цены. Выбрав один из перечисленных методов, можно приступать к расчету цены. При этом следует помнить, что расчет, конечно, всех факторов учесть не может, в частности, необходимо считаться с психологическим восприятием цены потребителями строительной продукции. Например, многие заказчики и потребители считают, что цена является показателем качества. Известно немало случаев, когда с ростом цен увеличивается объем сбыта.

При проведении переговоров с заказчиком по договорной цене подрядчик, кроме строительных работ, выполняемых собственными силами, должен иметь в виду стоимость специальных работ, для выполнения которых подрядчик намеревается пригласить субподрядные фирмы, а также стоимость строительных материалов и изделий, приобретаемых подрядчиком на рынке строительных услуг и товаров. В связи с этим возникает необходимость в классификации цен и выделении цен на товары массового производства, включая строительную продукцию в виде строительных конструкций и строительных материалов, и цен на строительную продукцию в виде строительно-монтажных работ.

Массовые товары - строительные материалы и изделия - как правило, реализуются изготовителем по оптовым ценам. Предприятие-изготовитель, как правило, устанавливает эти цены из условия, что они должны обеспечить его дальнейшую хозяйственную деятельность, иными словами, реализуя свою продукцию, предприятие должно возместить свои издержки производства и получить такой размер прибыли, который позволил бы предприятию выжить в условиях рынка. Однако полной гарантии в этом пред-

приятию никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от множества рыночных факторов, предугадать действие которых оказывается весьма сложным делом. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток). Поэтому оптовая цена предприятия обращена к производству и тесно связана с ним.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы. Использование таких цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путем снижения цен на материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно повысить конкурентоспособность товаров основного предприятия.

Биржевая цена строительных материалов и изделий формируется на основе оптовой цены предприятия с учетом биржевой котировки, надбавок и скидок с нее в зависимости от характеристик товара, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Разновидностью розничной цены являются аукционные цены.

Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион. Наконец, классификация цен в зависимости от места передачи товара покупателю, т.е. от вида франке (термин «франке» указывает место передачи товара).

Цены на строительную продукцию (строительные услуги). В основе ценовой политики строительной индустрии - расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

Свободные (договорные) цены формируются исходя из стоимости, имеющей предварительный характер, определенной в составе сметной документации заказчика.

Для строящихся объектов жилищно-гражданского назначения, по которым имеются типовые проекты, предварительная стоимость определяется с использованием прейскурантных цен (стоимость 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади и т.п.); для объектов производственного назначения с элементами типизации - по укрупненным сметным нормам (УСН), для производственных объектов индивидуального характера - прямым расчетом по объемам работ и единичным расценкам.

Список литературы:

1. Дорожкин В.Р. Ценообразование и управление стоимостью в строительстве / В.Р. Дорожкин. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 328 с.

2. Резниченко B.C. Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строительстве: справочное пособие с методиками и примерами расчетов / B.C. Резниченко, Н.Н. Ленинцев. - 2-е изд. - М., 2005. -516 с.

3. Филь О.А. Особенности оценки объекта, незавершенного строительством // Научное обозрение. - М., 2014. - № 7 (часть 2). - С. 734-736.

4. Филь О.А. Учет и оценки предприятия как имущественного комплекса // Совершенствование учетно-аналитического обеспечения управления в современных условиях хозяйствования: Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону: РГСУ 2007. - С. 71-77.

5. Fil O.A. Project Cost Management // Materials of the XI International scientific and practical conference, «Trends of modern science». - 2015. - Vol. 5. Economic science. Sheffield. Science and education. - S. 92-96.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОСТИ

© Мингалева Ж.А.*

Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

Проанализированы вопросы организации устойчивого развития предприятия в современных условиях с учетом решения задач инновационного развития. Обоснована зависимость устойчивого развития от инновационной деятельности экономических субъектов. Работа выполнена на основе задания № 2014/152 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России ПНИПУ (тема № 1487 «Инновационное развитие территории и решение ключевых проблем урбанистики»).

Ключевые слова: устойчивое развитие предприятия, конкурентоспособность, инновационное развитие, инновационность.

Понятие устойчивого развития предприятия в последнее время становится все более распространенным и обсуждаемым в отечественной научной литературе. Увеличивается количество трактовок понятия, расширяется спектр охватываемых проблем и сфер деятельности предприятия. Закономерно все более обширным становится перечень факторов и условий, способных обеспечить достижение устойчивого развития во все более неустойчивых условиях функционирования и изменчивой окружающей среде.

* Профессор кафедры Экономики и управления промышленным производством, доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.