Р.Р. Газетдинов, Г.Х. Абдулгафарова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОБАЛЬТА В КОРМАХ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
В статье приведены результаты исследования по определению содержания подвижных форм кобальта в кормах растительного происхождения выращенных в Бирском районе Республики Башкортостан.
Ключевые слова: кобальт, сено, солома, корма растительного происхождения.
За последнее столетие происходит резкое ухудшение состояния окружающей среды, в частности, происходит эмиссия в биосферу огромного количества загрязняющих веществ. Металлы, попадающие в окружающую среду, в первую очередь, тяжелые металлы, представляют высокую степень опасности, сравнимую с различными химическими загрязнителями.
Поступление тяжелых металлов в живые организмы, в том числе и человека, происходит в основном с пищей растительного характера. Накопление практически всех металлов в растениях обусловлено транспортом и поглощением их корневой системой из почвы. [1]
Целью нашего исследования явилось определение содержания кобальта, как тяжелого металла второго класса опасности, в растительном покрове чередующихся представителей степной и лесной флоры Бирского района Республики Башкортостан.
Для оценки содержания кобальта в растениях произведен анализ образцов соломы и сена, собранного при укосе наземной растительной массы, произрастающей на территории Бирского района Республики Башкортостан. Пробы отобраны и подготовлены согласно ГОСТ. [2]
Предварительная пробоподготовка образцов заключалась в очистке от крупных примесей и последующей гомогенизации. Затем проводили озоление и выделение кобальта из подготовленных проб выполнено последовательным растворением компонентов золы в азотной и фосфорной кислотах с последующей реакцией кобальта с 1-нитрозо-2-нафтолом и экстракцией образовавшегося комплекса хлороформом.
Изучение литературных данных показало, что содержание кобальта в незагрязненных биосистемах почва-растение-животное, как правило, не превышает 1,5 • 10-4 %. Поэтому нами был выбран фотометрический метод определения кобальта, основанный на образовании окрашенного комплекса кобальта с 1 -нит-розо-2-нафтолом и фотометрическом измерении оптической плотности образовавшегося комплекса при длине волны 360 - 370 нм. [3]
Определение содержания кобальта во всех подготовленных образцах проб проводились фотометрическим методом. Оптическую плотность измеряют по отношению к хлороформу. На основании полученного значения оптической плотности по градуировочному графику определяют содержания кобальта в испытуемом растворе в миллиграммах. Статистическая обработка результатов измерений проводилась с использованием программы MS Excel 2016. [4]
Таблица 1
Содержание кобальта в образцах растительного покрова_
Образец Содержание кобальта, мг/кг (± 0,1)
Сено 0,3
Солома 0,6
Как видно из результатов измерений содержание кобальта в пробах сена существенно ниже, чем в соломе, что возможно связано со вносом удобрений в сельскохозяйственные угодья. Однако, следует подчеркнуть, что содержание кобальта в надземной растительной массе ограничивается корневым барьером растений, что отмечено в различных литературных источниках. Например, исследования, проведенные в 2018 г. Нимбуевой А.З., показывают, что гуминовые и фульвокислоты являлись барьером для тяжелых металлов при их транслокации в растения.
Ряд авторов отмечают, что для кормовых растений недостаточным количеством кобальта следует считать порог в содержании менее 0,1 мг/кг (а в почвах менее 2,5 мг/кг).
© Р.Р. Газетдинов, Г.Х. Абдулгафарова, 2022.
Библиографический список
1. Чимитдоржиева Г.Д., Нимбуева А.З., Чимитдоржиева Э.О. Кобальт и хром в системе: порода-почва-растение-гумус (на примере западного Забайкалья) // Агрохимия. - 2018. - № 2. - С. 81-85.
2. ГОСТ 27262-87 Корма растительного происхождения. Методы отбора проб.
3. Методические указания по колориметрическому определению микроэлементов в кормах и растениях / Центральный ин-т агрохим. обслуж. сел. хоз-ва. - М.: ЦИНАО, 1977. - 38 с.
4. Газетдинов Р.Р., Газетдинова О.В., Бляхина И.М. Использование программы MS Excel для статистической обработки данных в преподавании аналитической химии // Педагогическая информатика. - 2019. - № 3. - С. 31-39.
АБДУЛГАФАРОВА ГУЛЬНАЗХАЛИЛОВНА - студент, Башкирский государственный университет (филиал в г. Бирск), Россия.
ГАЗЕТДИНОВ РИШАТ РИНАТОВИЧ - кандидат химических наук, доцент, Башкирский государственный университет (филиал в г. Бирск), Россия.