Научная статья на тему 'Определение содержания и инструментария социальной политики государства'

Определение содержания и инструментария социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3285
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЗАТРАТЫ / БЕТОН / ЖЕЛЕЗОБЕТОН / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / ИЗДЕЛИЯ / КОНСТРУКЦИИ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ / STATE SOCIAL POLICY / SOCIAL PROGRAMS / STATE GUARANTEES / SOCIAL STANDARDS / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фейфер А. А., Иванова О. В.

К основным инструментам государственной социальной политики государства можно отнести: социальные программы; государственные гарантии и социальные стандарты. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determining the content and tools of social policy of the state

The main tools of the state social policy of the state include: social programs; state guarantees and social standards. The social policy of the state is realized through the mechanism of state programs of social security and the system of social services. In the society of market relations, the main function of social protection is assumed by the state

Текст научной работы на тему «Определение содержания и инструментария социальной политики государства»

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Жадановский Б.В., Исрафилов К.А., Ахмедов А.К. Прямые и косвенные энергозатраты при производстве бетонных и железобетонных изделий, конструкций и сооружений. — Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 118—121.

DIRECT AND INDIRECT ENERGY CONSUMPTION IN THE PRODUCTION OF CONCRETE AND REINFORCED CONCRETE PRODUCTS, STRUCTURES AND FACILITIES Zhadanovsky BV, Israfilov K.A., Akhmedov A.K. Moscow State University of Civil Engineering

Abstract

The article considers the problems of developing ways to reduce energy intensity in the production of concrete and reinforced concrete products. Direct and indirect energy inputs for concrete concreting of concrete products, factors affecting the total energy intensity of reinforced concrete structures. Energy costs in prefabricated reinforced concrete and house-building plants are analyzed. The ways of reducing the energy intensity of reinforced concrete structures at the stage of design solutions and the rational use of certain components for concrete characterizing the level of indirect energy costs are considered.

Keywords:

Energy costs, concrete, reinforced concrete, energy, intensity, direct and indirect energy costs

Date of receipt in edition: 22.01.18 Date of acceptance for printing: 23.01.18

УДК 321

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

А.А. Фейфер, О.В. Иванова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», г. Москва

Аннотация

К основным инструментам государственной социальной политики государства можно отнести: социальные программы; государственные гарантии и социальные стандарты. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство.

Ключевые слова:

Энергозатраты, бетон, железобетон, энергоемкость, изделия, конструкции, прямые и косвенные затраты энергии. История статьи:

Дата поступления в редакцию 07.02.18 Дата принятия к печати 09.02.18

К основным инструментам государственной социальной политики государства можно отнести: социальные программы; государственные гарантии и социальные стандарты. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

А.А. Фейфер, О.В. Иванова

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.

К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях — по принципу занятости в общественном производстве.

Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах. Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: доходов и цен; занятости и социально-трудовых отношений; охраны здоровья населения и развития здравоохранения; социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); образования; семьи, материнства и детства; дети России и др.

Государственные гарантии и социальные стандарты. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике.

Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области: оплаты труда; пенсионного обеспечения; образования; здравоохранения; культуры; социального обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания.

Минимальная заработная плата — уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учётом уровня цен, и должна соответствовать ему.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и само занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным: выплату пособий по безработице; выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов служ-

бы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев. В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий.

Государственные стандарты в области образования предполагают: набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней; нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами; нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

Дотирование остаётся как социальная поддержка незащищённых групп населения. Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения. В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия — прожиточный минимум. Это показатель объёма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддерживания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

От величины прожиточного минимума в процентном отношении должен устанавливаться размер минимальной заработной платы, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий. Его величина является основой для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и пр. Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

Минимальный потребительский бюджет как один из инструментов государственной социальной политики. Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание — 46,1, непродовольственные товары — 39, услуги — 13,2, налоги и сборы — 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспе-ченности.

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа — бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа — малообеспеченные семьи, душевой доход которых в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа — обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа — состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями

А.А. Фейфер, О.В. Иванова

среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета; V группа — богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Таким образом, социальная политика — это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.

2. Алексеева С.Г. Система государственных социальных стандартов е ее значение. Сборник научных трудов конференции с международным участием: «Актуальные проблемы гигиены, общественного здоровья и здравоохранения», М.: РУДН, 2014,

3. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Социальная сфера национальной экономики: Монография. — Москва: Экономическое образование, 2015.

4. Холостова Е.И. Социальная политика и социальая работа. Учебное пособие — 4-е изда. — Дашков м Ко, 2013.

5. Белоруков Д.А., Степичев А.В. Роль и значение социальной сфера в современной экономике // Системные технологии. — 2017. — №24. — С. 11-14.

6. Алексеева С.Г., Ионкина Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с малым бизнесом // Системные технологии. — 2017. — №24. — С. 43-47.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Фейфер А.А., Иванова О.В. Определение содержания и инструментария социальной политики государства. — Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 121—124.

DETERMINING THE CONTENT AND TOOLS OF SOCIAL POLICY OF THE STATE Feifer A.A., Ivanova O.V. Moscow Polytechnic University

Abstract

The main tools of the state social policy of the state include: social programs; state guarantees and social standards. The social policy of the state is realized through the mechanism of state programs of social security and the system of social services. In the society of market relations, the main function of social protection is assumed by the state

Keywords:

state social policy, social programs, state guarantees, social standards, social protection Date of receipt in edition: 07.02.18 Date of acceptance for printing: 09.02.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.