2015, том 17 [1]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЗКГМУ ИМ. МАРАТА ОСПАНОВА, АКТОБЕ, КАЗАХСТАН
Д.А. Ким
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения, Актобе, Казахстан
Исследование было проведено среди студентов 1—3 курсов факультетов «Общая медицина» и «Общественное здравоохранение» с использованием опросника Maslach Burnout Inventory. Было исследовано 300 студентов. Было доказано, что профессиональная деформация врача начинается с университета. Было также отмечено, что деформация происходит более интенсивно среди студентов факультета «Общая медицина». Эмоциональное истощение студентов отмечается на 1—2 курсах, к 3 курсу уровень истощения падает, что говорит об адаптации студентов к условиям университета.
Ключевые слова: деформация, выгорание, психопрофилактика.
Актуальность. Деформация личности профессионала — важная психологическая проблема, требующая большой мобильности и устойчивости к стрессовым воздействиям [1]. Для каждой профессии требуется определенный набор черт характера, а многие другие становятся невостребованными [4].
Профессиональные деформации личности — деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности.
Программа медицинского образования включает предметы, обязывающие студента соблюдать определенные правила и приобретать новые черты характера. Например, в Казахстанских медицинских вузах студенты проходят предмет «Коммуникативные навыки», на котором врачи-преподаватели учат правильному общению с пациентом, в некоторых случаях — избавляться от некоторых черт характера.
Цель: выявление синдрома профессионального выгорания у студентов на ранних стадиях и предложение способов по профилактики профессионального выгорания.
Задачи. Задачами данного исследования являются:
1. Выявить закономерности выявления среди студентов медицинского университета признаки профессионального выгорания.
2. Определить студентов, которые наиболее склонны к деструктивным изменениям личности.
3. Предложить способы профилактики профессиональной деформации.
Материалы и методы. Исследование проводилось среди студентов 1—3 курсов факультетов «Общая медицина» и «Общественное здравоохранение» ЗКГМУ им. Марата Оспанова. Для выявления профессиональной деформации был использован опросник Maslach Burnout Inventory (MBI). Было исследовано 300 студентов. Полученные данные были обработаны с помощью статистической программы STATISTICA 10.
В соответствии с подходом американских психологов синдром «психического выгорания» — 3-мерный конструкт:
1) эмоциональное истощение — основная составляющая «профессионального выгорания»: переживание сниженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение;
2) деперсонализация — деформация отношений с другими людьми: в одних случаях — повышение зависимости от других; в иных случаях — повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, коллегам и др.);
3) редукция личных достижений — либо тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства [2].
—--—
~ 23 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [1]
Таблица
Результаты исследования
Параметр Факультет «Общая медицина» Факультет «Общественное
здравоохранение»
1 курс 2 курс 3 курс 1 курс 2 курс 3 курс
Эмоциональное истощение 19,42 23,38 19,78 21,52 19,72 16,84
Деперсонализация 9,66 10,9 11,08 9,92 9,66 9,68
Редукция личных достижений 29,4 30,04 27,3 27,52 30,86 20,6
Суммарное значение (выраженность профессиональной деформации) 58,48 64,32 58,16 58,96 60,24 47,12
Результаты. Результаты исследования представлены в таблице.
Показатели в обоих факультетах говорят о среднем уровне выраженности составляющих профессиональной деформации.
Эмоциональное истощение у студентов обоих факультетов было выражено в средней степени. Отмечается незначительное увеличение показателей эмоционального истощения у студентов 2 курса факультета «Общая медицина». У студентов факультета «Общественное здравоохранение» прослеживается динамика к уменьшению проявления эмоционального истощения.
Среди студентов факультета «Общая медицина» замечается медленное развитие деперсонализации.
Выводы. На основании данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Студенты подвергаются серьезной деформации личности из-за резкой смены обстановки и высокой нагрузки.
2. Эмоциональное истощение и редукция личных отношений на первых двух курсах обучения медленно растет, однако на 3 курсе наблюдается снижение эмоционального истощение. Это объясняется тем, что произошла адаптация к новым условиям жизни.
3. На всех трех курсах обучения уровень деформации личности средний.
4 направления гипотетической модели предупреждения синдрома «психического выгорания» (Н.Е. Водопьянова):
1) повышение коммуникативных и управленческих умений с помощью активных методов обучения: социально-психологические тренинги, деловые игры, тренинги коммуникативных умений и т.д.;
2) тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;
3) антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию, уверенности, социальной смелости и креативности личности;
4) программы повышения эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами психической саморегуляции, оптимизации образа жизни [2; 3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Полякова, О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. М.: МГУТУ, 2004. 88 с.
2. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч. II: Психопрофилактика профессиональных деформаций. М.: МГУТУ, 2004. 88 с.
3. Freundenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 1.
4. Maslach C., Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition. California, 1986.
—--—
~ 24 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, moM 17 [1]
DEFINITION OF THE PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME AMONG STUDENTS OF WEST KAZAKHSTAN MARAT OSPANOV STATE MEDICAL UNIVERSITY, AKTOBE, KAZAKHSTAN
D.A. Kim
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University Department of Social Medicine and Public Health Organization Aktobe, Kazakhstan
The study was conducted among the students of 1—3 courses of faculties of "General medicine" and "Public Health" by using the questionnaire Maslach Burnout Inventory. 300 students was studied. It has been proven that the professional deformation of doctor starts from the university. It was also noted that the deformation is more intense among the students of the "General Medicine" faculty. Emotional exhaustion of students noted for 1—2 courses, at the 3rd course of study the rate level of exhaustion falls. It indicates that students' adaptates to the conditions of the university.
Key words: deformation, burning, psychoprophylaxis.
REFERENCES
1. Polyakova, O.B. Psikhogigiena i profilaktika profes-sional'noi deformatsii lichnosti. Moscow: MGUTU, 2004. 88 p.
2. Polyakova O.B. Psikhogigiena i profilaktika pro-fessional'noi deformatsii lichnosti. Ch. II: Psikhoprofilak-
tika professional'nykh deformatsii. Moscow: MGUTU, 2004. 88 p.
3. Freundenberger H.J. Staff burnout. Journal of Social Issues, 1974, vol. 30, pp. 1.
4. Maslach C., Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition.. California, 1986.