Научная статья на тему 'Определение силы сопротивления передвижению пневматического колесного хода на неуплотненной торфяной залежи нарушенной структуры'

Определение силы сопротивления передвижению пневматического колесного хода на неуплотненной торфяной залежи нарушенной структуры Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Яблонев А. Л.

Для оценки удельной условной силы сопротивления передвижению машины на пневмоколесном ходу при движении по залежи нарушенной структуры был проведен лабораторный эксперимент с обоснованной методикой перенесения результатов в полевые условия. В статье приводятся полученные в ходе обработки экспериментов данные и объясняется характер сложившихся зависимостей. Ключевые слова: торф, торфяная залежь, пневматический колесный ход, нарушенная структура, сила сопротивления передвижению, влажность залежи, плотность залежи, коэффициент пористости залежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Яблонев А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение силы сопротивления передвижению пневматического колесного хода на неуплотненной торфяной залежи нарушенной структуры»

УДК 622.331.002.5 А.Л. Яблонев

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО КОЛЕСНОГО ХОДА НА НЕУПЛОТНЕННОЙ ТОРФЯНОЙ ЗАЛЕЖИ НАРУШЕННОЙ СТРУКТУРЫ

Для оценки удельной условной силы сопротивления передвижению машины на пневмоко-лесном ходу при движении по залежи нарушенной структуры был проведен лабораторный эксперимент с обоснованной методикой перенесения результатов в полевые условия. В статье приводятся полученные в ходе обработки экспериментов данные и объясняется характер сложившихся зависимостей.

Ключевые слова: торф, торфяная залежь, пневматический колесный ход, нарушенная структура, сила сопротивления передвижению, влажность залежи, плотность залежи, коэффициент пористости залежи.

А нализ работы торфяных машин

./ж. показывает, что эффективность и производительность технологического оборудования зависят от способности последнего передвигаться по поверхности торфяной залежи без потери проходимости и с наименьшими затратами энергии на передвижение.

Проходимость машин во многом определяется несущей способностью торфяной залежи, особенно ее деятельного слоя. Деятельный слой торфяной залежи пронизан корнями деревьев и кустарниковых, в результате чего образуется прочный переплетенный каркас. Поэтому проходимость машин по неосушен-ной залежи ненарушенной структуры в значительной степени зависит от мощности деятельного слоя и степени распада каркаса.

В процессе подготовки торфяной залежи к эксплуатации и ремонта производственных площадей, такие операции, как глубокое интенсивное фрезерование, корчевание и перемешивание залежей приводят к нарушению естественной волокнистой структуры верхнего

слоя залежи, в результате чего изменяются физико-механические свойства, характеризующие ее несущую способность. В отдельных случаях, из-за низкой несущей способности образованного основания, увеличивается период между отдельными операциями. Возникает необходимость прервать работы для консолидации залежи после переработки, так как несущая способность залежи не позволяет передвигаться по ней машинам и тракторам.

Л.С. Амарян [1], проведя несколько тысяч измерений и опытов по определению механических свойств залежей ненарушенной и нарушенной структур, пришел к выводу, что при малых значениях степени разложения (Я < 20...25 %), прочностные свойства низинных и верховых торфов мало отличаются между собой, а численные значения практически совпадают.

С.С. Корчунов [2] показывает, что сравнительно небольшая переработка дает настолько значительный эффект по снижению несущей способности залежи, что влияние ботанической характери-

стики и степени разложения на прочность становится малозначительным.

Д.Шредер и Н.Вильсон [1] при анализе закономерностей деформации торфяных грунтов обратили внимание на то, что решающее значение на деформацию оказывает начальная плотность торфа у. Им удалось установить, что линейная зависимость между деформацией h и временем lg t наблюдается лишь при начальном коэффициенте пористости е < 8.

Таким образом, наиболее остро вопросы проходимости и затрат энергии на передвижение машин встают на залежах с нарушенной структурой в связи с резким понижением несущей способности. Влияние ботанических характеристик и степени разложения (при степенях разложения до 25 %) на прочностные и деформационные свойства залежей незначительно.

В связи с этим был исследован энергетический аспект взаимодействия пневматического колесного хода с торфяной залежью нарушенной структуры в лабораторных условиях [3], и в частности - один из важнейших показателей работы колесных машин - сила сопротивления передвижению.

В качестве образца была взята торфяная залежь верхового типа со степенью разложения R = 20-25 %. Влажность залежи изменялась в процессе экспериментов, и при замерах составляла 52%, 74% и 92 %. Методика определения плотности у описана в работе [3]. Коэффициент пористости определялся по следующей зависимости:

-1’

(1)

где р - плотность твердой фазы торфа, принимаемая при расчетах 1500 кг / м3; w - влажность торфа, %.

Изменение нагрузки на колеса производилось добавлением или снятием грузов (вес одного груза - 145 Н, максимальный вес грузов - 2320 Н). Опыты проводились на модели с одинарными и спаренными колесами.

Для адекватного переноса результатов исследований в реальные условия нагрузка на колеса Q заменена удельной условной нагрузкой на колесо д, представляющей собой отношение нормальной нагрузки на колесо к площади его диаметрального сечения. Площадь диаметрального сечения колеса удобно использовать в качестве масштабного фактора в критериальном уравнении подобия. Тогда для силы сопротивления передвижению, полученной в ходе экспериментов с лабораторной моделью, можно записать:

= 1/

/ ]

, (2)

где Fк - сила сопротивления передвижению модели колесного хода, полученная в ходе экспериментов с лабораторной моделью для неуплотненной залежи; В -ширина колеса лабораторной модели (В=0,175 м); D - диаметр колеса лабораторной модели {О = 0,56 м); Р„ - давление воздуха в шинах, мПа (Р„ =0,15 мПа); w - влажность исследуемой залежи, %; п - число колес лабораторной модели (п=2 для одинарного колесного хода, п=4 - для спаренного колесного хода); F'k - удельная условная сила сопротивления передвижению, действующая на колесо как в условиях лабораторной модели, так и в реальных условиях для неуплотненного торфа; q -удельная условная нагрузка на колесо лабораторной модели, Н.

2

2

го X X ф X

и X

ос го со ч:

X а» М

со о.

О ф

с X

и >* к X ас

сс X и_

го ф

X с;

XI со

X

а> 1-

.5: о

> а.

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

С

О

и

V = 0.243) [+61,22

1*2 = 0 ,987 У

^=0,22 1^2 = 27,7 0,985

І > ♦ = 0,159х Я2 = 0, + 22,72 Ю8

♦ РЯДІ ■ ряд 2 А рядЗ

---Линейная (ряд 1)

—Линейная (ряд 2)

0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000

Удельная условная нагрузка на колесо Н/м2

Рис. 1. Зависимость удельной силы сопротивления передвижению от удельной условной нагрузки на колесо для одинарного колесного хода:

ряд 1 - неуплотненная залежь, ^=52 %, у=440 кг / м3, £=6,1; ряд 2 - неуплотненная залежь, ^=74 %, т=625 кг / м3, £=8,2; ряд 3 - неуплотненная залежь, ^=92 %, т=1050 кг / м3, £=16,8.

2

5

I

Ф

X

5:

со

ф

о.

ф

с

к

X

к I

та о,

І I ^ ° > о. с о

и

1600

1400

1200

1000

I 800

600

400

200

О * II >05х+146,5У ! = 0,995 / ■

У*у/у=0, 18ІХ+ 102,2

2 = 0,989

>^У = 0, ^ в 13ІХ+95,88 2 = 0,997

♦ ряді

■ РЯД 2 А ряд 3

^—Линейная (ряд 1) -Линейная (ряд 2) —Линейная (ряд 3)

0 2000 4000 6000 8000

Удельная условная нагрузка на колесо р, Н/м2

Рис. 2. Зависимость удельной условной силы сопротивления передвижению от удельной условной нагрузки на колесо для спаренного колесного хода:

ряд 1 - неуплотненная залежь, w=52 %, у=440 кг / м , £=6,1; ряд 2 - неуплотненная залежь, w=74 %, у=625 кг / м3, £=8,2; ряд 3 - неуплотненная залежь, w=92 %, у=1050 кг / м3, £=16,8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Q - нагрузка на колеса лабораторной установки, Н.

Результаты экспериментов представлены на рис. 1 и 2. Анализ рисунков позволяет сделать следующие выводы. Все полученные зависимости достаточ-но точно описываются линейны-и уравнениями (коэффициенты детерминации для всех зависимостей больше 0,9). С увеличением удельной условной наг-рузки на колесо увеличивается удель-ная условная сила сопротивления пе-редвижению,

причем на залежах с большей влажностью последняя боль-ше, чем на залежах с меньшей влаж-ностью.

1. Амарян Л.С. Прочность и деформируемость торфяных грунтов. - М.: Недра, 1969. -192 с.

2. Корчунов С.С. Исследование физикомеханических свойств торфа / Тр. ин-та / ВНИИТП, Госэнергоиздат, 1953. - 235 с.

3. Яблонев А.Л. О коэффициенте сопротивления передвижению пневматического колес-

Это легко объясняется величиной работы, которую необходимо зат-ратить на деформирование. Так, для более влажных залежей работа сил деформирования больше, чем для менее влажных, так как с увели-чением нагрузки на колесо можно объяснить увеличивающейся просад-кой колеса в залежи и, следова-тельно, также ростом работы сил деформирования.

Полученными данными удобно пользоваться при проектных и проверочных расчетах возможности движения торфяных машин по залежи с теми или иными качественными характеристиками.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ного хода на торфяной залежи низинного типа /Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - № 3. - С. 44-46.

4. Яблонев А.Л. О коэффициенте сопротивления передвижению пневматического колесного хода на торфяной залежи низинного типа // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - № 3. - С. 44-46.

— Коротко об авторе ------------------------------------------------------

Яблонев А.Л. - кандидат технических на^, ООО «Ортомед», главный инженер, alvovich @ mail. ru

А

УДК 622.331.002.5 А.Л. Яблонев

РАСЧЕТ ДЛИНЫ ДУГИ КОНТАКТА ДЕФОРМИРОВАННОГО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО КОЛЕСА С ТОРФЯНОЙ ЗАЛЕЖЬЮ И ПЛОЩАДИ ИХ КОНТАКТА

Учет деформации колеса в зависимости от давления воздуха в шинах, параметров шин и нагрузки на колесо при определении площади контакта позволяет более точно определять возможность эксплуатации машины с пневматическим колесным ходом на торфяной залежи с теми или иными качественными характеристиками. В статье приводится методика расчета площади контакта колеса с торфяной залежью при наличии деформации.

Ключевые слова: торф, торфяная залежь, нормальная деформация, пневматическое колесо, площадь контакта, дуга контакта, давление воздуха в шине, эллипс.

Г) ассмотрим неподвижное пнев-

ЛГ матическое колесо радиусом Гі при вдавливании его в торфяную залежь (рис. 1) в продольной плоскости на глубину Н. Границы контактной поверхности колеса с залежью - точки А и С, образующие контактную дугу иАС. В зоне контакта колеса с залежью наблюдается не только просадка колеса на величину Н, но и деформация шины на величину А. Деформированная дуга контакта колеса радиусом гі дает возможность рассматривать взаимодействие с залежью колеса большего радиуса г2. При этом границы контактной поверхности остаются теми же - точки А и С, а дуга АС образована окружностью большего радиуса

Найдем катет АВ прямоугольного треугольника АВОі:

і

Раскрывая скобки и упрощая полу-

чим:

|=л/2г1(Я + Я)-(Я+ НУ (2)

С другой стороны, рассматривая прямоугольный треугольник АВО2, имеем:

п-

(3)

Раскрывая скобки и упрощая получим:

т = ^2ггН - Н2 (4)

Приравнивая (2) и (4) получим:

\2^ і

=ч.2 г2Н-Н2, (5)

или, имея в виду, что левая и правая части (5) - это одинаковые отрезки:

1( } С . } " (6) Решая (6) относительно г?, получим: г 2 г1(А+Н)-(А+Н)2 + Н2

2 Н

(7)

Полученная зависимость позволяет определить радиус замещающего колеса при деформировании его на величину А и просадке в торфяной залежи на величину Н.

Поверхность контакта колеса с залежью в продольной плоскости образована

Рис. 1. Схема к определению приведенного радиуса колеса

передней дугой контакта ^DE и задней дугой контакта ^EF, причем передняя дуга в два раза больше задней (рис. 2).

Определим центральные углы контакта колеса с залежью. Передний угол контакта [1]:

»‘2“Я .04

«!= агссов----------, (8)

и заднии угол контакта: а2 = 0,5пг

Тогда передняя дуга [1]:

(9)

(10)

(11)

Рис. 2. Схема к определению дуги контакта колеса с грунтом

180

задняя дуга контакта:

1*> = |ЕР| = пггаг.

* 180

Полная дуга контакта колеса с залежью в продольной плоскости:

I =1,1 + 12-7ГГ2(Д1+«2). (12)

180

Форму образующейся в результате контакта колеса с залежью опорной поверхности приближенно можно определить как эллипс площадью £ и полуосями а и Ь (рис. 3). В качестве осей эллипса выступают найденные дуги контакта колеса с залежью в продольной L и поперечной М3 [2] плоскостях. Площадь эллипса вычисляется по формуле [3]:

Рис. 3. Схема к определению площади контакта колеса с залежью

5 = паЬ = -1Мъ. (13)

4 5

Результаты расчетов площади контакта деформированного пневматического колеса по данной методике для четырех типов тракторных колес в зависимости от давления воздуха в шинах и, соответственно, величины нормальной деформации шины, графически представлены на рис. 4. Для сравнения на этом же рисунке приведены данные расчетов площади контакта колеса с торфяной залежью по стандартной методике, не учитывающей ни давление воздуха в шинах, ни нормальную деформацию шины. Сравнение проводилось методом про-верки нулевой гипотезы, состоящей

0,22

0,13 -I------------------------------------------------

30 50 80 100 120 180

Давление воздуха в шине Pw, кПа

Рис. 4. Зависимость площади контактной поверхности пневматического колеса с залежью от давления воздуха в шине:

- с учетом деформации колеса ряд 1 (1000*400 мм), ряд 2 (1420*500 мм), ряд 3 (1500*600 мм), ряд 4 (1500*840 мм); без учета деформации колеса ряд 5 (1000*400 мм), ряд 6 (1420*500 мм), ряд 7 (1500*600 мм), ряд 8 (1500*840 мм)

в том, что различия в подсчете средних площадей по описанной и по стандартной методикам существенны [4]. Для каждого типа колеса определялась средняя площадь контакта с залежью £ср и дисперсия D, а оценка состоятельности

нулевой гипотезы проводилась сравнением статистики |~у| с учетом параметра с на уровне значимости 0,05 с табличным критическим значением |у|.

Результаты расчетов показали, что для тракторных колес 1000*400 и 1420*500 сравниваемые средние площади контакта колеса с залежью являются оценками одной и той же генеральной средней. Для колес 1500*600 и 1500*840 сраниваемые средние площади контакта колеса с залежью не являются оценками одной и той же генеральной средней. Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что деформация пневматического колеса оказывает существенное влияние на площадь его контакта с залежью при площади диаметрального сечения колеса большей 0,71 м . Это необходимо учитывать при проведении как проектных, так и проверочных расчетов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Акопян А.В., Заславский А.А. Геометрические свойства кривых второго порядка. - М.: МЦНМО, 2007. - 136 с.

2. Яблонев А.Л. Расчет ширины площади контакта деформированного пневматического колеса с торфяной залежью // Гор-

ный информационно-аналитичес-кий бюллетень. - 2010. - № 7. - С. 21-23.

3. Бронштейн И.И. Эллипс //"Квант, 1970. -№ 9. - С. 12-14.

4. Богатов Б.А., Копенкин В.Д. Математические методы в торфяном производстве. - М.: Недра, 1991. - 240 с.ЕШ

— Коротко об авторе -------------------------------------------------------

Яблонев А.Л. - кандидат технических наук, ООО «Ортомед», главный инженер, alvovich @ mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.