Научная статья на тему 'Определение рыночной цены ценных бумаг в целях налогообложения'

Определение рыночной цены ценных бумаг в целях налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
988
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / РЫНОЧНАЯ ЦЕНА / ФАКТИЧЕСКАЯ ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬ ЦЕН ПО СДЕЛКАМ / ORGANIZED SECURITIES MARKET / THE MARKET PRICE / THE ACTUAL SELLING PRICE / THE CONTROL OF THE PRICES UNDER TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глубокова Надежда Юрьевна, Ефимова Татьяна Александровна

В статье делается попытка анализа понятия рыночной цены ценных бумаг. Рассматриваются теоретические основы контроля за ценами реализации ценных бумаг, а также проблемы практики применения налога на прибыль в отношении ценных бумаг. Особое внимание уделено порядку определения рыночной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в частности, проанализированы методики определения рыночной цены. Установлено, что необходимо совершенствовать действующий механизм налогового контроля за соответствием фактических цен сделок с ценными бумагами рыночным ценам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF MARKET PRICE OF SECURITIES FOR TAX PURPOSES

The article attempts to analyze the concept of market price of securities. The author considers theoretical bases of the control over the prices of realisation of securities, and also problems of the taxation of securities the profit tax. The special attention is given principles of definition of a market price of securities which are on sale in the off-exchange market, the analysis of techniques of definition of a market price is carried out. It is necessary to improve the mechanism of the tax control over conformity of the actual prices of transactions with securities to market prices.

Текст научной работы на тему «Определение рыночной цены ценных бумаг в целях налогообложения»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННЫХ БУМАГ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

УДК 336.226, 336.763

Надежда Юрьевна Глубокова

профессор кафедры Налогов и налогообложения ГОУ ВПО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел: +7 (903) 780-66-91, E-mail: [email protected]

Татьяна Александровна Ефимова

преподаватель кафедры Налогов и налогообложения ГОУ ВПО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел. +7 (915) 312-33-38, E-mail: [email protected]

В статье делается попытка анализа понятия рыночной цены ценных бумаг. Рассматриваются теоретические основы контроля за ценами реализации ценных бумаг, а также проблемы практики применения налога на прибыль в отношении ценных бумаг. Особое внимание уделено порядку определения рыночной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в частности, проанализированы методики определения рыночной цены. Установлено, что необходимо совершенствовать действующий механизм налогового контроля за соответствием фактических цен сделок с ценными бумагами рыночным ценам.

Ключевые слова: организованный рынок ценных бумаг, рыночная цена, фактическая цена реализации, контроль цен по сделкам

Nadezhda Yuryevna Glubokova

Candidate of Economics, professor of chair

of Taxes and Taxation, SEI HPE Moscow State

University of Economics, Statistics and

Informatics (MESI)

Cell phone: +7 (903) 780-66-91,

E-mail: [email protected]

Tatyana Aleksandrovna Efimova

The teacher of chair of Taxes and the taxation, SEI HPE Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Cell phone: +7 (915) 312-33-38, E-mail: [email protected]

DEFINITION OF MARKET PRICE OF SECURITIES FOR TAX PURPOSES

The article attempts to analyze the concept of market price of securities. The author considers theoretical bases of the control over the prices of realisation of securities, and also problems of the taxation of securities the profit tax. The special attention is given principles of definition of a market price of securities which are on sale in the off-exchange market, the analysis of techniques of definition of a market price is carried out. It is necessary to improve the mechanism of the tax control over conformity of the actual prices of transactions with securities to market prices.

Keywords: organized securities market, the market price, the actual selling price, the control of the prices under transactions.

1. Введение

В целях равномерных и наиболее полных поступлений денежных средств в бюджет, налогоплательщики при совершении сделок должны отражать в учете реальную цену сделки, сформировавшуюся под воздействием спроса и предложения. Однако не всегда приходится полагаться на честность налогоплательщика и безусловно доверять заявленным им ценам. Личные интересы каждого налогоплательщика стимулируют его к минимизации налоговых платежей, в силу чего заявленные цены по сделкам могут являться фиктивными. Что отражается на объеме налоговых поступлений в бюджет. Чтобы избежать данной ситуации, налоговым органам предоставлено право проверять правильность применения цен по сделкам.

Механизм проведения контроля за ценами по сделкам описан в статье 40 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ). Статья 40 НК РФ описывает методы определения рыночной цены и расшифровывает основные дефиниции, возникающие в связи с применением данных методов. Данная методика применяется для всех сделок, в не зависимости от того, что является предметом реализации. Однако описанные подходы к определению рыночной цены не являются универсальными и вследствие этого не всегда могут быть применимы к отдельным категориям объектов гражданских прав. Одним из наиболее проблемных моментов в определение рыночной цены, является ситуация определения рыночной цены по ценным бумагам.

Статья 40 НК РФ с одной стороны создает несущественное противоречие норм гражданского и налогового права. Гражданский Кодекс РФ (далее ГК РФ) закрепляет свободу договора. П. 4 ст. 421 ГК РФ указывает на то, что условия договора определяются по усмотрению сторон, а п. 1 ст. 424 ГК РФ закрепляет, что такое условие договора как цена, устанавливается соглашением сторон. Гражданское законодательство не содержит ограничений по установлению цены сделки между партнерами.

Безусловно, что получение прибыли как основная цель предпринимательской деятельности, установленная на законодательном уровне (ст. 2 ГК РФ), является неотъемлемым условием любой сделки, но в организации могут возникать такие ситуации, когда сделки совершаются не ради прибыли, а ради репутации, минимизации рисков и прочие, в данном положении, компания вправе устанавливать цену на любом уровне. Но с точки зрения налогообложения цена сделки должна соответствовать уроню рыночных цен и в случае какого-либо отклонения должна быть скорректирована для налогообложения. Такая норма налогового законодательства может показаться нарушающей гражданские права, но обращаясь к Конституции РФ как первоисточнику толкования всех законов, можно отметить, что помимо права на предпринимательскую деятельность, основной закон страны устанавливает обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В связи с этим, как отмечает Шаталов С.Д., - «При отсутствии специальных правил, позволяющих при определенных обстоятельствах корректировать цены сделок в целях налогообложения, продавец и покупатель, по договоренности показывая цены, отличающиеся от фактических, могут добиться впечатляющих результатов в уклонении от налогообложения... Поэтому государство не пытается регулировать цены сделок, но требует корректировать сумму налогов таким образом, чтобы налоги в каждом случае уплачивались так, как если бы сделки осуществлялись между добросовестными и независимыми партнерами» [7,186].

Необходимо отметить, что до вступления в силу первой части НК РФ действовал более императивный порядок в отношении отражении цен по сделкам в целях налогообложения. Контроль цен осуществлялся посредством определения фактической себестоимости товаров, работ или услуг. Если рыночная цена оказывалась ниже себестоимости, то в качестве выручки применялась себестоимость.

С введением в действие первой части НК РФ была нормативно закреплена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен, согласно которой для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Как указал Конституционный суд в Опреде-

лениях от 04.12.2003 N 441-0 и 442-0, условные методы расчета налоговой базы, предусмотренные для случаев, указанных в ст. 40 НК РФ, применяются, только тогда, когда есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу. Такое регулирование направлено на обеспечение безусловного выполнения всеми физическими и юридическими лицами обязанности платить законно установленные налоги, как того требует статья 57 Конституции, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы. Из этого следует, что бремя доказывания несоответствия цены товаров, работ, услуг, указанных сторонами сделки, рыночной цене возлагается на налоговый орган. Процедура определения рыночной цены на услуги или товары обязательна для налогового органа и установлена пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ.

2. Классификация ценных бумаг в целях исчисления налога на прибыль организаций

При исчислении налога на прибыль организаций, при совершении сделок с ценными бумагами в качестве дохода принимается та цена, по которой ценные бумаги проданы. При этом данная цена будет справедливо отражаться в налогообложении только в том случае, если она соответствует рыночной цене. То есть фактическая "продажная" цена ценной бумаги учитывается не автоматически, а только лишь после сравнения ее с рыночной стоимостью ценной бумаги.

Контроль цен по сделкам с ценными бумагами на соответствие их рыночным ценам, осуществляется не только на основании ст. 40 НК РФ, а также с учетом ст. 280 НК РФ. В частности пункты 3 и пункт 10 (методы определения рыночной цены) применяются с учетом особенностей главы 25 НК РФ, а все остальные пункты ст. 40 НК РФ применяются к ценным бумагам в общем порядке.

Необходимо отметить, что в отличие от обычных товаров, работ, услуг, когда контроль за соответствием цен по ним, осуществляется только лишь в случаях прямо предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, контроль за соответствием цены сделки с ценной бумагой рыночной цене осуществляется всегда.

В целях исчисления налога на прибыль организаций, ценные бумаги подразделяются на ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке

ценных бумаг и ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. По ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и ценным бумагам, необращающимся на организованном рынке ценных бумаг, предусмотрены различные варианты контроля цены реализации.

Деление вторичного рынка ценных бумаг на организованный и неорганизованный происходит в силу существования различных уровней регулируемости такого рынка. На организованном рынке обращение ценных бумаг происходит по твердо установленным правилам, регулирующим все аспекты деятельности на таком рынке. Участники неорганизованного рынка ценных бумаг самостоятельно договариваются по всем вопросам, то есть котировка по ценной бумаги на таком рынке формируется не в результате воздействия рыночных факторов, а определяется самой компанией. 0перации на неорганизованном рынке могут осуществляться в силу ряда причин, например, если совершаются сделки с ценными бумагами, которые не прошли листинг на бирже или совершаются сделки, которые нестандартны для биржи (покупается либо слишком большой пакет ценных бумаг, либо пакет меньше, чем минимальный лот, определяемый правилами биржевой торговли). При этом в зависимости от места торговли, рынки можно разделить на биржевые и внебиржевые. Но внебиржевой рынок не является синонимом рынка неорганизованного. Если торговля на биржевых площадках - это всегда организованный рынок ценных бумаг. То внебиржевая торговля может осуществляться как через организованный, так и через неорганизованный рынок ценных бумаг. 0рганизованный внебиржевой рынок - это рынок, основанный на современных компьютерных системах связи, которые обеспечивают совершение операций по купле-продаже ценных бумаг в соответствии с жестко формализованными нормами, обязательными для участников данного рынка. 0днако сейчас не существует в полной мере неорганизованного рыка ценных бумаг, в виду его сильного регулирования со стороны государства.

Ценные бумаги, в целях налогообложения, признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, если одновременно выполняются условия, указанные в п. 3 ст. 280 НК

РФ:

1. ценная бумага должна быть допущена к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

2. информация о ценах (котировках) ценных бумаг должна публиковаться в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3. по ценным бумагам в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.

Необходимо учитывать, что в силу специфичности рынка ценных бумаг, в ряде случаев достаточно трудно, отнести ценные бумаги к той или иной категории. Так, реализация обществом еврооблигаций посредством электронных информационной и расчетной систем не позволяет определить место обращения ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством. В связи с этим Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-34548/2007 было установлено, что в данном случае еврооблигации необходимо относить к ценным бумагам, не обращающимися на организованном рынке. Однако, суд кассационной инстанции, основным критерием отнесения ценных бумаг к категории обращающихся на рынке определил возможность налогоплательщика определить место совершения сделки (государство) и получение информации о рыночной котировке (Письма Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/2/99, от 18.07.2007 N 03-03-06/2/132 и от 30.04.2008N 03-0306/2/46). В случае невозможности получения таких данных налогоплательщику необходимо относить ценные бумаги к категории не обращающихся на рынке.

При совершении сделки с ценной бумагой, осуществленной на внебиржевом рынке, определение категории ценной бумаги ставится законодателем в зависимость от возможности зафиксировать конкретное место совершения сделки. Если у налогоплательщика такая возможность существует, для признания ценной бумаги обращающейся

на организованном рынке ценных бумаг, необходимо иметь информацию, указанную в п. 3 ст. 280 НК РФ. Эти сведения налогоплательщик должен получить от организатора торговли или иного уполномоченного лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого осуществлена сделка с ценной бумагой. Если такой организатор торговли отсутствует либо отсутствует соответствующая информация, предусмотренная п. 3 ст. 280 НК РФ, то ценная бумага признается не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, так как не соответствует критериям, приведенным в вышеуказанном пункте (Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/2/ 99).

В случае же когда сделки с ценными бумагами осуществляются на внебиржевом рынке посредством системы электронных торгов и определить место осуществления сделки невозможно, налогоплательщик сам вправе принять решение о выборе организатора торговли для целей отнесения ценной бумаги к категории ценных бумаг, обращающихся или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В этом случае организатора нужно выбрать как источник информации о рыночных котировках на ценные бумаги, сделки с которыми совершаются у этого организатора торговли, либо об отсутствии информации о рыночных ценах (интервале цен). Причем выбирать можно организатора торговли, как российского, так и иностранного, по месту нахождения контрагента - покупателя указанных ценных бумаг (Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 0303-06/2/99).

В целях отнесения ценных бумаг, к категории обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, стоит учитывать, что расчет рыночной котировки для целей налогообложения описан в НК РФ, не смотря на то, что для каких-то других целей, методика расчета рыночной котировки может быть описана в других нормативно - правовых актах.

Под рыночной котировкой НК РФ понимает средневзвешенную цену ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, такой фондовой

биржи, или цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такой фондовой биржи. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае, если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, например, в случае, если было совершено малое количество сделок, то за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

3. Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг

В силу того, что не всякая заключенная сделка, может считаться сделкой, заключенной по рыночной цене, в целях контроля за ценами сделки, необходимо соотносить реальную цену сделки с ценной бумагой с рыночной ценой данной ценной бумаги.

В случае контроля цен по сделкам с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, ситуация разрешается достаточно просто вследствие присутствия всегда на организованном рынке - рыночной котировки. То есть в данный момент времени всегда есть желающий купить или продать ценную бумагу по указанной цене. В связи с чем процесс определения рыночной цены не должен представлять трудностей. Совершенно обратная ситуация обстоит с неорганизованным рынком ценных бумаг. При совершении сделки с ценной бумагой на таком рынке, котировка - ценной бумаги представляет собой предмет переговоров сторон о цене сделки, так как на таком рынке нет участника, который бы котировал данную ценную бумагу. С одной стороны ситуация сходны с ситуацией на обычном товарном рынке. Но в силу существенных отличий товара от ценной бумаги, применить к ней методы определения рыночной цены свойственные для товарного рынка, не всегда представляется возможным. А иные методы, служащие определению цен ценных бумаг не всегда теоретически обоснованны или практически применимы.

На организованном рынке ценных бумаг рыночной ценой ценных бумаг признается их фактическая цена реализации или иного выбытия ценной бумаги при выполнении следующего условия: фактическая цена должна находиться в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на дату совершения соответствующей сделки. Датой совершения сделки признается одна из следующих дат, в зависимости от того на биржевом или внебиржевом рынке была совершена сделка:

Необходимо учитывать, что при расчете рыночной цены учитываются сделки, совершенные на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, по ценным бумагам, включенным в котировальные листы, а также допущенным к обращению через организатора торговли без прохождения процедуры листинга (пп. 1.5 п. 1 Порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/пс). В случае наличия информации от организатора торговли о совершенных в один и тот же день с одной и той же ценной бумагой как адресных, так и безадресных сделок, для целей налогообложения прибыли следует использовать информацию об интервале цен по безадресным сделкам (Письмо Минфина России от 25.12.2007 N 03-03-06/2/237).

Информация об интервале цен по безадресным сделкам является в данном случае приоритетной. Если безадресные сделки не совершались в течение последних 12 месяцев, то может быть использована информация об интервале цен по адресным сделкам.

В случае если организатором торговли на дату реализации организацией ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, зарегистрирована только одна безадресная сделка, рыночная цена реализуемых ценных бумаг для целей налогообложения, по мнению Минфина, не будет признаваться равной цене одной безадресной сделки (Письмо Минфина России от 02.08.2007 N 03-03-06/2/147).

Подход к определению рыночной цены с использованием интервала цен, сложившегося на организованном рын-

ке, обоснован и легко применим, так как на таком рынке всегда можно получить от организатора торгов информацию о соответствующем интервале.

Единственным допущением является ситуация, когда ценная бумага не слишком ликвидная и по ней не проводилось в определенный день торгов на бирже, или по этой ценной бумаге на ближайших торгах заключена только одна сделка (в следствие чего интервал отсутствует), но сделка с этой ценной бумагой состоялась на организованном внебиржевом рынке. В данном случае налогоплательщик для целей определения соответствия цены сделки рыночной цене, принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. 0днако, в данном случае отражение цены, зафиксированной организатором торгов в качестве рыночной цены не слишком объективно. Активно меняющаяся на рынке ценных бумаг ситуация позволяет судить нам о том, что скорее всего цена сделки, зафиксированная организатором торгов более 6 месяцев назад, не будет соответствовать рыночной цене и существующей политике ценообразования в настоящий момент. Например, если торги с ценной бумагой последний раз проводились организатором торгов в августе 2009 года, а ценная бумага впоследствии была продана на внебиржевом рынке в сентябре 2009 года, принимая за рыночную цену данные августа, налогоплательщик исказит информацию о реальной рыночной цене. Вследствие экономического кризиса, разразившегося в РФ в данный период, котировки ценных бумаг значительно изменились за данный промежуток времени, и если бы торги на бирже с данной ценной бумагой проводились в сентябре месяце, их показатели значительно отличались бы от августовских, которые налогоплательщик должен принять для формирования налоговой базы.

4. Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг

По ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, с 2010 года стало возможным применять

Таблица 1. Признание даты совершения сделки

Место совершения сделки

При реализации ценной бумаги

через

организатора торговли

При реализации ценной бумаги вне

организованного рынка ценных бумаг

Дата совершения сделки для целей н алогообложения

дата проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена

Дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дать подписания договора

Исключение

В случае заключения договора на длительный срок с определением только общих положений, и последующем согласованием существенных условий путем подписания дополнительных соглашений к договору, в расчет необходимо брать дату согласования всех условий сделки, то есть дату подписания дополнительных соглашений к договору или иных подобных документов (Письмо Минфина от 23.10.2008 N 03-03-06/1/600).

В случае заключения предварительного договора и определения в нем всех существенных условий передачи ценной бумаги датой совершения сделки будет признаваться дата

подписания такого договора (Письмо Минфина от 25.12.2007 _N 03-03-06/2/237)._

В случае направления оферты и

определения в ней всех существенных условий передачи ценной бумаги датой совершения сделки будет признаваться дата получения лицом, направившим

оферту, ее акцепта (Письмо Минфина России от 23.10.2008 N _03-03-06/1/600)._

новые правила определения цены реализации, до указанного периода времени существующий порядок содержал множество спорных моментов. Однако изменив варианты контроля за ценой ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке, ряд, связанных с методикой применения данных вариантов остался неразрешенным.

С 01 января 2010 года по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг для целей налогообложения применяется, фактическая цена сделки, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен. Предельное отклонение цен

ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.

До 01 января 2010 года по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, п. 6 ст. 280 НК РФ предусматривал следующие варианты контроля цены реализации:

1. Рыночная цена признавалась фактической ценой реализации, если фактическая цена соответствующей сделки находилась в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торгов на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки. Сведения об интервале цен брались по цен-

ным бумагам на дату заключения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев до дня совершения сделки.

2. Рыночная цена признавалась фактической ценой реализации, если отклонение фактической цены соответствующей сделки находилось в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки.

3. В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принималась для целей налогообложения, если указанная цена отличалась не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая могла быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.

Такой порядок был весьма сложен, многоступенчат, а теоретическое представление об определении рыночной цены ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг, на практике трудно применимо. Во-первых, налоговым законодательством не была урегулирована ситуация, когда налогоплательщику невозможно для определения цены было воспользоваться не одним из предложенных методов. Во-вторых, важным аспектом невозможности применения установленных НК РФ норм определения рыночной цены ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг, с одной стороны являлось отсутствие определенного на законодательном уровне определение аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг, с другой стороны абсолютная невозможность применения данных дефиниций как таковых к ценным бумагам.

Для целей ст. 40 НК РФ идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характерис-

тики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель (например, два стандартных тюбика зубной пасты Бленда мед, реализуемые через различны продавцов). 0днород-ными товарами, согласно ст. 40 НК РФ, признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения (например, тюбик пасты Бленда мед и Кол-гейт). Целесообразно, что данные определения и приводимые в них характеристики, служащие разграничением идентичности от однородности трудно применимы к ценным бумагам.

Ранее в методических рекомендациях к гл.25 НК РФ (утверждены приказом МНС РФ от 28 марта 2003 г N БГ-3-23/ 150) раскрывались определения аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг. Так, под идентичными ценными бумагами понимались ценные бумаги, имеющие одинаковые основные характеристики (вид бумаги, валюта платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения). Под однородными ценными бумагами -ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые имущественные права. Аналогичными ценными бумагами признавались бумаги, сопоставимые по виду, условиям обращения и виду дохода. Таким образом, под аналогичными (идентичными, однородными) ценными бумагами - можно было понимать те, которые совпадают по следующим основным характеристикам: виду бумаги, валюте платежа, номиналу, виду заявленного дохода, срокам и условиям обращения.

На аналогичные определения ссылался Минфин РФ в своем письме от 13.08.2008 № 03-03-06/2/104, отвечая на вопрос о том, что же понимать под аналогичными (идентичными, однородными) ценными бумагами.

Других разъяснений или официальных определений аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг, действующее законодательство не раскрывало.

Однако даже в отсутствии официальных разъяснений специалистам финансового рынка представлялось объективным, что понятие идентичности, одно-

родности не применимо в отношении ценных бумаг. Например, облигации с одинаковым номиналом, одного и того же эмитента, с одинаковым сроком и одинаковыми гарантиями можно в силу ряда признаков назвать идентичными, но как, например, найти однородную акцию «Газпрома»?

Но данная проблема хотя и существовала, но не стояла остро, так как законодатель представлял налогоплательщику право выбора другого метода определения рыночной цены. Если однородная или идентичная ценная бумага была не найдена, что собственно объективно, налогоплательщик имел право определить рыночную цену, исходя из расчетной стоимости ценной бумаги. Но порядок определения этой расчетной стоимости также противоречив, а право выбора использовать для определения рыночной стоимости иной показатель на данном этапе уже отсутствовал.

Понятие расчетной стоимости используется и в новом, упрощенном порядке определения рыночной цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг. Однако, в налоговом законодательстве не до 2010 года, ни с этого времени не существует дефиниции расчетной цены и не установлен порядок ее определения, в связи с этим наблюдается различное понимание порядка исчисления расчетной цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг.

В 2010 году в п. 6 ст. 280 НК РФ появилось указание на то, что порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Однако действие данной нормы с начала 2010 г было приостановлено (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).

До 1 января 2006 г пункт 6 ст. 280 НК РФ прямо предусматривал два возможных метода определения расчетной цены:

- для акций - исходя из стоимости чистых активов эмитента, при этом норма, указывающая на возможность применения данного метода, была диспо-зитивной, таким образом, данный метод можно было применять как один из других возможных методов;

- для долговых ценных бумаг - исходя из ставки ссудного процента.

В редакции пункта 6 ст. 280, действующей до 2010 года были установлены различные варианты определения расчетной цены, в зависимости от вида ценной бумаги:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Расчетная цена акции определялась налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика. При этом следовало использовать методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством РФ;

2. Расчетная стоимость инвестиционного пая определялась в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах. Приказом ФСФР России от 15.06.2005 N 05-21/пз-н утверждено Положение о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию;

3. Расчетная стоимость акции инвестиционного фонда определялась путем деления стоимости чистых активов на количество размещенных акций этого фонда на момент ее определения.

4. Для определения расчетной цены долговой ценной бумаги могла быть использована ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Для определения расчетной цены еврооблигаций Минфин России полагал возможным использовать последнюю имеющуюся к дате заключения сделки среднюю цену закрытия рынка (Bloomberg generic Mid/last), опубликованную в информационной системе "Блумберг" (Bloomberg NSMA). При этом фактическая цена реализации не должна отличаться от указанной расчетной цены более чем на 20% (Письма Минфина России от 07.05.2009 N 03-0306/2/96, от 16.09.2008N 03-03-06/2/122, от 30.04.2008 N 03-03-06/2/46, от 18.07.2007 N 03-03-06/2/132 и др.).

Таким образом, законодатель отошел от формально определенного способа оценки, существовавшего до 2006 года и расширил возможности применения различных способов. В случае если налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, то используемый метод оценки стоимости достаточно было закрепить в учетной политике организации (абз. 2 пп. 2

п. 6 ст. 280 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.05.2008 N 03-03-06/1/312). Но, не смотря на то, что у налогоплательщика было право выбора такого метода, его возможности оставались весьма ограниченными, в силу того, что норма содержала оговорку о том, что такие методы должны быть установлены законодательством РФ.

На данный момент в российском законодательстве методы оценки стоимости предусмотрены только статьей 40 НК РФ и Приказом Минфина России N 10н и ФКЦБ РФ N 03-6/пз от 29 января 2003 г. "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

Но применение данных методов не всегда приводит к установлению объективной рыночной цены и данные методы не всегда применимы.

Так, метод цены последующей реализации может быть использован только для подтверждения рыночного уровня цен по завершенным сделкам с ценными бумагами, а вот для определения расчетной стоимости этот метод никак не применим, так как он предполагает для определения рыночной цены использование информации о сделках, которые только будут заключены в будущем. И налогоплательщик никак не может получить такую информацию на момент формирования налоговой базы в отчетном периоде. Статья 40 НК РФ устанавливает принцип последовательности, согласно которому в случае невозможности применения метода цены последующей реализации, налогоплательщик может применить затратный метод. Данный метод более приемлем для определения расчетной стоимости. Используя его, налогоплательщик исходит из суммы произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. Но учитывая специфику деятельности, связанной с куплей -продажей ценных бумаг, представляется достаточно трудно определить так называемую «обычную для данной сферы деятельности прибыль». При этом объективность этого метода ставится под сомнение ещё в связи с тем фактором, что рыночная стоимость не может быть объективно сформирована в соответствии с данным методом, если ценные бумаги были приобретены длительное время назад, так как в данном случае затраты на их приобретение будут прямо не соответствовать современной ценовой политики.

На возможность применения мето-

да оценки, исходя из стоимости чистых активов, прямо указывали письма Минфина России от 15.05.2008 N 03-0306/1/312, от 23.05.2007 N 03-03-06/1/293, от 17.01.2006N03-03-04/2/8, от 04.03.2004 N 02-4-12/792 и некоторые суды признают этот метод наиболее достоверным при самостоятельном определении расчетной цены акции (Постановление ФАС Поволжского округа от 21.08.2008 N А65-14939/07).

Понятие "чистые активы" в общей дефиниции применительно ко всем организационно-правовым формам коммерческих организаций, законодательство РФ не содержит. В общем виде, как указано в Письме Минфина России от24.08.2004N 03-03-01-04/1/10, понятие "чистые активы" представляет собой балансовую стоимость имущества организации, уменьшенную на сумму ее обязательств. Необходимо отметить, что балансовая стоимость активов, принимаемых к расчету, вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует их рыночной стоимости.

Согласно методу чистых активов расчетная цена акции рассчитывается как частное от деления стоимости чистых активов эмитента на количество акций, размещенных на момент определения расчетной цены. Величина чистых активов акционерных обществ определяется на основе следующих документов (Письмо Минфина России от 23.05.2007 N 03-03-06/1/293):

- Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз;

- Порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ, утвержденного Приказом Минфина России и ФСФР России от 01.02.2007 N 7н/07-10/пз-н.

- Положения о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций, утвержденного ЦБ РФ 10.02.2003 N 215-П.

Организация - продавец акций должна взять информацию об активах и пассивах эмитента из его бухгалтерской отчетности за тот отчетный период, который предшествовал продаже акций. Если акционерное общество - эмитент публикует отчетность, то можно воспользоваться данными средств массовой информации. Если же информация

не публикуется, то организация-продавец вправе запросить данные у эмитента акций.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25 мая 2004 года N 13860/03 отмечал, что метод чистых активов назван частным случаем расчета цены, но единственно определенным, поскольку основан на нормативном правовом акте. Но даже, когда на возможность его применения содержалась прямая ссылка в НК РФ, данный метод порождал много споров. Налоговые органы, используя данный метод для определения расчетной цены, получали результаты, которые зачастую трудно можно было соотнести с реальными рыночными ценами. Во-первых, стоимость чистых активов является расчетной величиной, определяемой на основе данных бухгалтерского баланса и совпадающей с бухгалтерской стоимостью собственного капитала организации. Поскольку учетная стоимость формируется с учетом затрат на приобретение объекта учета и впоследствии подлежит переоценке только в некоторых случаях, учетные цены нельзя отождествлять с рыночной стоимостью. А, во - вторых необъективность метода чистых активов подтверждалось ещё и тем, что величина чистых активов рассчитывалась на дату составления бухгалтерской отчетности, а расчетная цена должна была быть определена на дату заключения сделки. Очевидно, что показатель чистых активов оказывает определенное влияние на наиболее вероятную цену, по которой акции могут быть проданы, при этом данный показатель не может оцениваться в качестве единственной величины, определяющей в сопоставимых экономических условиях рыночную цену.

По-мимо данного факта, при применении метода чистых активов налогоплательщики сталкиваются с трудностями, если уставный капитал общества состоит из обыкновенных и привилегированных акций. Как следует из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 N А19-829/08-15-Ф02-3403/08, между банком и налоговым органом возник спор по поводу размера расчетной цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг. Банк, в своих расчетах следуя своей учетной политике для целей налогообложения прибыли, самостоятельно определил расчетную цену акции, на основании утвержденной методики определения расчетной цены, разработанной с учетом По-

рядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного совместным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз. Используя этот порядок, банк определил расчетную цену акции, которая не отличалась более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги. Налоговый орган самостоятельно посчитал расчетную цену, путем деления чистых активов на количество только обыкновенных акций, не учитывая размещенные эмитентом привилегированные акции и получил результат, отличный от расчетов банка.

С одной стороны, если акционерным обществом - эмитентом реализуемых акций выпускались и обыкновенные, и привилегированные акции, то для определения стоимости чистых активов, приходящихся на одну акцию, при условии, что у обыкновенных и привилегированных акций предусмотрен разный номинал, следует исходить из удельного веса обыкновенных и привилегированных акций в уставном капитале организации. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.2008 N 03-03-06/1/700 в данной ситуации при определении расчетной цены обыкновенной акции организацией может быть использована доля стоимости чистых активов эмитента, приходящаяся на обыкновенные акции, а при определении расчетной цены привилегированной акции может быть использована доля стоимости чистых активов, приходящаяся на привилегированные акции.

Безусловно, введение с 2006 года нормы о возможности привлечение оценщика для определения расчетной стоимости являлось положительным моментов и шагом на пути к решению проблем, так как квалифицированный специалист скорее учтет все необходимые факторы, влияющие на рыночную цену, но применение нового подхода, породило и новые нерешенные вопросы. С привлечением в налоговые отношения оценщика мы можем учитывать Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 «Об утверждении стандартов оценки» при определении расчетной цены. Данные стандарты установили три вида подходов к оценке: затратный, сравнительный, доходный. При этом данные подходы позволяют самому оценщику выбрать любой метод (будь то законодательно установленный или не установленный) оценки в рамках каждого подхода. Такой под-

ход наиболее демократичен и расширяет возможности определения рыночной цены, но не применим к налоговым отношениям, так как п. 6 ст. 280 НК РФ прямо указывает на то, что для определения расчетной цены могут быть использованы методы, предусмотренные законодательством РФ. Данное положение ограничивает деятельность оценщиков и налагает своеобразное «налоговое вето» на использование оценщиками стандартов оценки при определении расчетной цены ценных бумаг. Таким образом, новая норма не расширила число методов, применяемых для оценки расчетной стоимости, а лишь разрешила на законодательном уровне использовать эти методы не только самому налогоплательщику, но и привлекать оценщиков, которые также должны руководствоваться этим ограниченным и противоречивым набором методов.

В связи с неясностью в вопросе применения конкретного метода, нарушатся одно из фундаментальных требований к налоговому законодательству -определенности при исчислении налоговой базы. Передача с 2010 года функций регулирования понятия расчетной стоимости федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, стало важным шагом на пути разрешения этой проблемы, остается лишь своевременно разработать соответствующий порядок.

5. Методика корректировки фактической цены реализации ценных бумаг при определении налоговой базы

Ещё одним спорным аспектом до 2010 года в вопросе применения рыночных цен по ценным бумагам при определении налоговой базы в соответствии со ст. 280 НК РФ, являлось отсутствие какой-либо методики применения корректировки фактической цены ценной бумаги в целях налогообложения.

До 2010 года НК РФ была предусмотрена обязанность корректировки цены ценной бумаги только в том случае, если ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, были реализованы по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг. В данном случае при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. Соответственно, как указывает на то Минфин в

своем письме от 10.12.2004 N 03-03-0104/2/37, организации необходимо будет скорректировать цену реализации до этой минимальной цены.

В случае же когда цена реализации ценной бумаги превышает максимальную цену, сформировавшуюся на организованном рынке ценных бумаг, обязанность какой-либо корректировки такой цены в целях налогообложения, положениями ст. 280 НК РФ была не установлена. Минфин России в своих письмах от от 23.11.2007 N 03-02-07/1452, от 17.04.2007 N 03-03-06/2/74, от 21.03.2006 N 03-03-04/1/269 указывал на то, что в данном случае доходы организации от реализации такой ценной бумаги должны были определяться исходя из фактической цены ее реализации. Однако, с 2010 года абз. 5 п. 5 ст. 280 НК РФ прямо предусмотривает, что в случае реализации ценной бумаги на организованном рынке по цене выше максимальной при определении финансового результата принимается именно максимальная цена сделки на ОРЦБ .

Другим спорным аспектом до 2010 года оставалось отсутствие обязанности корректировки цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг - не в случае, если цена реализации, ниже расчетной цены, уменьшенной на 20%, не в случае, если цена реализации превышает расчетную цену, увеличенную на 20%. С точки зрения разъяснений и судебной практики по данному вопросу существовало 2 позиции:

- налог необходимо уплачивать, исходя из расчетной цены;

- расчетная цена не может быть базой для исчисления налога.

По мнению контролирующих органов, если фактическая цена реализации ценных бумаг была меньше расчетной цены на 20% и более, то сумму отклонения необходимо было включить в расчет налоговой базы по налогу на прибыль (Письма Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/283, УФНС России по г Москве от 29.04.2005 N 20-12/ 31034). Такой же позиции придерживались некоторые судебные инстанции, указывая на то, что скорректированная на отклонение расчетная цена признается доходом, если соответствует уровню рыночных цен, определенных в соответствии со ст. 40 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 N 13860/03, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2006 N Ф08-6261/2006-2596А).

Минфин России в своем письме от 13.06.2007 N 03-03-06/2/105 разъяснял следующий порядок:

- в случае если цена реализации ценной бумаги, была ниже расчетной цены, уменьшенной на 20%, доход организации от реализации такой ценной бумаги рекомендовался определять исходя из расчетной цены, уменьшенной на 20%. Цена приобретения такой ценной бумаги в случае ее дальнейшей реализации признавалась равной фактической цене ее приобретения;

- в случае если цена реализации ценной бумаги превышала расчетную цену, увеличенную на 20%, доходы организации от реализации такой ценной бумаги следовало определять исходя из фактической цены ее реализации. Цена приобретения такой ценной бумаги в случае ее дальнейшей реализации признавалась равной расчетной цене, увеличенной на 20%, на дату приобретения.

С 2010 года в ст. 280 НК РФ были внесены уточнения, согласно которым в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения должна приниматься минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

ФАС Волго-Вятского округа, отметил, что расчетная цена определяется в целях ее сравнения с фактической ценой продажи и необходима для вывода о допустимости принятия для исчисления налоговой базы цены, по которой акции фактически проданы, либо о необходимости ее корректировки. Вместе с тем п. 6 ст. 280 НК РФ не предусматривает наступления последствий для случаев, когда для определения налоговой базы не может быть принята фактическая цена реализации ценных бумаг. Отсутствует в ней и предписание налогоплательщику об обязательном исчислении дохода в целях налогообложения по расчетной цене, в том числе определяемой применительно к стоимости чистых активов. Налоговый кодекс РФ предоставляет право участникам налоговых правоотношений в случае отсутствия оснований применения фактической цены сделки рассматри-

вать налоговые обязательства на основе рыночных цен с использованием установленных НК РФ методов (ст. 40, п. 6 ст. 274 НК РФ) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.07.2005 N А11-5574/2004-К2-Е-3810).

В Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 N 13860/03 указано, что цель определения расчетной цены -сравнение ее с ценой продажи и формулирование вывода о допустимости принятия для исчисления налоговой базы цены, по которой акции фактически проданы налогоплательщиком, либо о необходимости ее корректировки.

Разницу между ценой реализации и фактической ценой ценной бумаги необходимо отразить в декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н. На листе 05 по строке 020 налогоплательщики указавают сумму отклонения от рыночной (расчетной) цены фактической выручки от реализации (выбытия) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, ниже расчетной цены с учетом 20-процентного отклонения либо сумму отклонения от рыночной цены аналогичной (однородной, идентичной) ценной бумаги с учетом 20-процентного отклонения (п. 6 ст. 280 НК РФ).

Такое немалое наличие проблем, связанных с определением рыночной цены, ставит вопрос о том, а что же такое сама «рыночная цена». По мнению Н.О. Аристарховой, рыночная цена - не та, которую рассчитывают, а та, по которой торгуют [6, 25]. Рыночная стоимость ценной бумаги можно выразить через стоимость прав, которые она дает своему владельцу, но как можно определить стоимость прав?

Как отмечает начальник отдела анализа проектов ОАО "ТрансКредитБанк" Н. Зайцева в своей статье «В поисках справедливой цены», большинство теоретиков склонны придерживаться мнения, что любая ценная бумага обладает фундаментальной стоимостью, и фондовой рынок "стремится" ее достичь [5, 18]. В частности, уже не первый год существует гипотеза эффективного фондового рынка. В ее основе - концепция дисконтированных денежных потоков, которая преподносится как инструмент определения текущей рыночной стоимости активов. Однако Ни-лов И. в статье «Основной принцип ценообразования на фондовом рынке», отмечает, что теория основного принципа ценообразования на фондовом

рынке отрицает существование фундаментальной стоимости ценных бумаг и призывает к изучению различных факторов рыночной психологии, сбору информации об участниках рынка, а также расчету затрат и выгод от совершения сделки. Ее авторы настаивают на том, что текущие цены соответствуют ожиданиям всех трейдеров. Ожидания формируются на имеющихся у трейдеров сведениях и отражают всю доступную им информацию. При этом цены изменяются по мере распространения информации и ее интерпретации участниками рынка.

Цена акции есть специфическая денежная оценка представляемого ею каптала акционерного общества. В отличие от цены любого вещественного товара цена акции не складывается из затрат на производство и прибыли. Все проблемы определения цены акции состоят в том, что акция есть лишь специфическое отражении действительного капитала в сфере обращения, а не сам этот капитал [4,183]

6. Заключение

Разные подходы к толкованию статьи 40 и ст. 280 НК РФ контролирующих органов и налогоплательщиков, подтверждает необходимость дальнейшей корректировки налогового законодательства.

В рамках доклада ФСФР о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 20082012 годы и на долгосрочную перспективу, было высказано положение о необходимости совершенствования действующего механизма налогового контроля за соответствием фактических цен сделок с ценными бумагами рыночным (расчетным) ценам. В частности, предполагается уточнить определение рыночной цены и скорректировать срок, в течение которого применяется значение рыночной цены, сложившейся в прошлом, для ценных бумаг, которые не имеют соответствующих рыноч-

ных цен на момент расчета.

Предполагается, что целесообразно было бы предоставить налогоплательщикам право использовать для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций цены, которые сложились не только на организованных рынках, но и получены из иных источников, например, на основании котировок в соответствующих информационных системах, таких как Reuters, Bloomberg, а также публичные котировки дилеров. Предлагается рассмотреть вопрос об отказе от использования оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, на основе цен на аналогичные обращающиеся ценные бумаги. По сути, каждая ценная бумага является уникальной, так как выпущена различными эмитентами, поэтому критерий адекватности зачастую неприменим.

Существующая на данный момент проблема требует к себе повышенного внимания, как со стороны законодателя, так и со стороны налогоплательщика. Активное обсуждение данного вопроса не только со стороны Минфина, но и стороны ФСФР рисует благоприятную картину для разрешения обозначенных вопросов и формирует тенденцию правильного подхода к объективному определению рыночной цены.

По мнению заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету В.А. Новикова, решение проблемы обложения операций с ценными бумагами, весьма важно в целях формирования благоприятного налогового климата для инвесторов, повышения конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг и формирования в России на его основе мирового финансового центра. Необходимо понимать, что в силу различного трактования специалистами финансового ведомства норм налогового законодательства, отсутствия официального определения некоторых налоговых

понятий, институтов и терминов нарушается одно из важных начал налогового законодательства - определенности актов законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ). Что в свою очередь ведет к нарушению важнейшего принципа налоговой политики - принципа прозрачности налоговой системы.

Литература

1. Налоговый Кодекс РФ часть 1: ФЗ от 31.06. 1998 г №146-ФЗ

2. Налоговый Кодекс РФ часть 2: ФЗ от 05.08.2000 г №117 - ФЗ

3. Гражданский кодекс РФ часть 2: ФЗ от 26 января 1996г. № 14 - ФЗ

4. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: теория и практика. - М.: Финансы и Статистика, 2008 г. - с. 183

5. Зайцева Н. Рынок ценных бумаг. В поисках справедливой цены // Банковский и деловой мир, 2008 № 11

6. Черник Д.Г. Льготные ставки снимать нельзя // Бизнес-адвокат, 2005 N 2.

7. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). -М.:МЦФЭР, 1999.- С. 186.

References

1. The Tax Code of the Russian Federation a part 1: from 6/31/1998

2. The Tax Code of the Russian Federation a part 2: from 8/5/2000

3. The Civil code of the Russian Federation a part 2: from 01/26/1996

4. Galanov V. A. The Securities market: the theory and practice / М: The Finance and Statistics, 2008. - p. 183

5. Zaitseva N. Securities market. In search of the fair price // The Bank and business world, 2008 № 11

6. Cernik D.G. Preferential tax rates cannot be cancelled // The Business lawyer, 2005 N 2.

7. Shatalov S. D. The comment to the Tax code of the Russian Federation, a part ofthe first М.: ICFED, 1999.- p. 186.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.