Научная статья на тему 'Определение рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий знак'

Определение рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий знак Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6095
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ / ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА МЯГКИЙ ЗНАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кременецкая Людмила Сергеевна

В статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, изучающие русский язык, а именно определение рода существительных, оканчивающихся на мягкий знак, которые могут быть мужского или женского рода. Был проанализирован активный лексический запас, и были выявлены закономерности отнесения данных существительных к роду с целью облегчить процесс обучения иностранных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кременецкая Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий знак»

Определение рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий знак

Кременецкая Людмила Сергеевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка для иностранных граждан, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), kremenetskaya.l@mail.ru

В статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, изучающие русский язык, а именно определение рода существительных, оканчивающихся на мягкий знак, которые могут быть мужского или женского рода. Был проанализирован активный лексический запас, и были выявлены закономерности отнесения данных существительных к роду с целью облегчить процесс обучения иностранных учащихся. Ключевые слова: иностранные учащиеся; русский язык как иностранный; род существительных, оканчивающихся на мягкий знак.

Причины, по которым люди изучают русский язык, различны: профессиональное требование, социальное преимущество, личное удовлетворение, тренировка и развитие умственных способностей, увеличение объема памяти. Для одних русский язык является пропуском в мир культуры, для других достаточно понимать, что говорят в магазинах, ресторанах, гостиницах, на улицах и т.д. В данной статье речь пойдет не только об обучении русскому языку иностранных граждан на этапе довузовской подготовки, для которых русский язык является необходимым инструментом для получения высшего образования в России, но и о тех, для кого русский язык является только средством общения, средством «выживания» в новой среде.

На сегодняшний день среди людей, изучающих русский язык в лингвистических школах (на языковых курсах), большую часть составляют экспаты. Обычно они ведут себя по-другому, так как знают, что проведут в стране два или три года, поэтому не изучают язык в обычном понимании. В связи с этим они являются достаточно «капризной» категорией, поскольку очень часто заявляют о желании только говорить: приоритетными видами речевой деятельности в процессе обучения данного контингента являются говорение и аудирование. Чтение как вид речевой деятельности сводится к чтению диалогов и небольших текстов, а письмо вовсе отсутствует [1].

Рассмотрим некоторые сложности, которые возникают почти у всех, кто изучает русский язык как иностранный. Изучение любого иностранного языка начинается с алфавита: прочтение, понимание, произношение. И здесь учащиеся сталкиваются с первыми трудностями: камнем преткновения для большинства является «ы». Следующей проблемой являются шипящие «ш, щ, ж, ч». Трудность также представляет «твердость/мягкость»: в большинстве языков «р» очень мягкая, а в русском многие согласные имеют два варианта произношения «р/р', д/д', т/т' и т.д. Помимо звуков различны варианты написания (печатные/прописные). Например, от печатного варианта сильно отличается написание букв «Т», «Д», «Г» (как прописные, так и строчные). Кроме проблем с произношением и написанием букв сложность представляют интонации (интонационные конструкции), ударение, порядок слов в предложении и произношение

со ^

0

сч

ю

01

слов: например, «здравствуйте» дается не так просто почти всем учащимся [2; 216].

Необходимость запоминания слов, с одной стороны, является одной из основных задач при изучении языка, а с другой - одной из самых распространенных проблем. А здесь ко всему добавляется еще список правил, и еще больший список исключений.

Первой грамматической темой при изучении русского языка как иностранного является категория рода имен существительных, где учащиеся сталкиваются не только с исключениями, но и с трудностями определения рода существительных, оканчивающихся на мягкий знак.

И если запоминание окончаний и исключений («папа», «мужчина») не вызывают особых затруднений, то большую трудность вызывают существительные, оканчивающиеся на мягкий знак, поскольку они могут быть мужского или женского рода.

Основное правило, звучит следующим образом:

- существительные, оканчивающиеся на согласный и некоторые существительные, оканчивающиеся на мягкий знак, относятся к мужскому роду (исключения: папа, дядя, дедушка, мужчина -существительные мужского рода);

- существительные, оканчивающиеся на -а, -я и некоторые существительные, оканчивающиеся на мягкий знак, относятся к женскому роду;

- существительные, оканчивающиеся на -о, -е относятся к среднему роду (исключения: время, имя, такси - существительные среднего рода).

ОН ОНА ОНО

#, -ь -а, -я, -ь -о, -е

стол мама окно

словарь семья общежитие

тетрадь

! папа !время

дядя имя

дедушка такси

мужчина

В отличие от носителей русского языка иностранцы не могут определить род [3], подставляя притяжательные местоимения «мой»/«моя». Например, «тетрадь - моя тетрадь», значит существительное женского рода. Поэтому в большинстве случаев преподаватели говорят, что нет правила определения рода существительных, оканчивающихся на мягкий знак, и поэтому их род надо запоминать.

С точки зрения методики преподавания русского языка как иностранного это является правильным объяснением, но, с другой стороны, когда уже на начальном этапе учащийся сталкивается с таким количеством исключений и трудностей, мотивация падает, и желание продолжать изучать язык быстро пропадает.

Избежать трудностей, изучая русский язык невозможно, но упростить задачу можно. В связи с этим преподаватели, чтобы облегчить процесс запоминания, а вместе с тем и сам процесс обучения, пытаются сами разработать какое-нибудь

«правило-объяснение», учитывающее формальные закономерности отнесения таких существительных к мужскому или женскому роду.

Существует несколько таких «правил- объяснений» определения рода существительных, оканчивающихся на мягкий знак. Например, к мужскому роду относятся существительные на -тель, -арь, названия месяцев. К женскому роду относятся существительные на -ость, -адь. Некоторые дополняют этот список существительными женского рода, оканчивающими на шипящие (чь, шь, щь, жь) и на -ость.

Чтобы упростить процесс изучения русского языка, хотя бы на начальном этапе, были проанализированы лексические минимумы (общее владение) элементарного, базового и первого сертификационного уровня (ТЭУ, ТБУ, ТРКИ I) [4, 5, 6], разработанные министерством образования для тестирования иностранных граждан по русскому языку, с целью выявления всех существительных, оканчивающихся на мягкий знак и составляющих активный лексических запас учащихся.

Проанализировав стандарты, предлагаем следующую систему. При знакомстве с существительными, оканчивающимися на мягкий знак, дать следующее «правило-объяснение»: существительные, оканчивающиеся на «д», «т» и шипящие с мягким знаком (-дь, -ть, -шь, -щь, -чь, -жь), относятся к женскому роду, а все остальные - к мужскому роду.

Таким образом, лексический минимум элементарного уровня включает около 40 существительных, оканчивающихся на мягкий знак. Исключения составят следующие существительные: «гость, дождь, дверь, жизнь, обувь, мебель, осень, соль».

На базовом уровне к этому «правилу-объяснению» добавится еще один пункт - существительные на -зь, -сь, -овь принадлежат к женскому роду: «живопись», «церковь», «любовь», «морковь» и т.д. Исключением на данном уровне будет только слово «роль».

элементарный уровень

он она

#+ь д,т,ш,щ,ж,ч + ь

! гость !дверь

Дождь жизнь

обувь

мебель

осень

соль

базовый уровень

он она

сь, зь, овь

! роль

первый сертификационный уровень

он она

! гвоздь !болезнь

медведь боль

лебедь боязнь

путь лень

модель

медаль

мысль

пыль

тень

цель

На следующем этапе обучения также будут исключения, но здесь есть большой плюс. Как пра-

вило, новые слова вводятся группой, принадлежащей к одной лексической теме, поэтому запомнить род будет проще. Например, при изучении лексической темы «Здоровье» («Поликлиника», «В больнице») будут три существительных, которые не подчиняются данному «правилу», но все они принадлежат женскому роду «боль, болезнь, боязнь».

К тому же на данном этапе изучения иностранного языка учащиеся уже начинают чувствовать и воспринимать систему и структуру языка, включается внутренний механизм распознавания иностранной речи.

Процесс запоминания идет на начальном этапе изучения любого языка намного медленнее: надо несколько раз повторить/написать слово, а на продвинутом этапе часто бывает достаточно пару раз произнести новое слово вслух, так как учащиеся уже знакомы с различными приемами и методами запоминания: метод ассоциативного запоминания, метод мнемосистемы связей, сравнение с другими языками и т.д. Начиная с самого первого урока, учащие начинают развивать память, поэтому уже на среднем уровне (базовый - начало первого сертификационного уровня) объем памяти увеличивается [7; 66-67].

Что касается учащихся, изучающих русский язык на этапе довузовской подготовки, то данное «правило» и здесь может найти свое применение. Нами был проанализирован курс научного стиля речи (инженерно-технический профиль) на этапе довузовской подготовки, а именно учебное пособие «Русский язык будущему инженеру» (Т.К. Орлова, Е.В. Дубинская) [8], который ведется не только в высшей школе России, но и во многих других странах [9]. Данное пособие содержит больше 70 существительных, оканчивающихся на мягкий знак: слова, обозначающие физические свойства (плотность, пластичность); физические величины (окружность, площадь); вещества (щелочь, жидкость); химические элементы (никель, медь, ртуть) и т.д. Исключения на весь курс (2 семестра обучения на подготовительном факультете) составили 5 существительных: «деталь», «диагональ», «дробь», «сталь», «степень» - существительные относятся к мужскому роду.

Конечно, существительных, которые не подчиняются данному «правилу», много. Но вряд ли иностранец, изучающий русский язык, когда-нибудь встретит слова «бандероль», «вуаль», «желудь», «канитель». А если даже и встретит, то уже на более продвинутом уровне изучения языка, где не будет большой проблемой запомнить род существительного, поскольку помогает контекст, а точнее «окружение» - прилагательные или глаголы в прошедшем времени: «спортсмен выиграл золотую медаль», «белая моль прилетела», «черная вуаль». А также, как говорилось уже выше, ассоциативные связи уже развиты, у каждого есть свои способы запоминания.

Литература

1. Ременцов А.Н., Иванова Е.В. К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащих-

ся путём активизации их учебно-познавательной деятельности. // Alma mater (Вестник высшей школы). -М. : АЛМАВЕСТ, 2014. - № 7. С. 57-59.

2. Касарова В.Г., Кременецкая Л.С. Организация целенаправленной работы над речевыми ошибками иностранных учащихся. // Международное образование и сотрудничество : сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» - М. : ТехПолиграфЦентр, 2017. - С. 214-218.

3. Иванова Е.В. Категория имени существительного в родных языках иностранных студентов подготовительного факультета. // Профессионально-направленное обучение русскому языку иностранных граждан: сб. науч. тр. - М.: МАДИ (ГТУ), 2010. - С. 184-187.

4. Андрюшина Н.П., Козлова Т.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. - 5-е изд. - СПб.: Златоуст, 2015. - 80 с.

5. Андрюшина Н.П., Козлова Т.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. - 5-е изд. -СПб.: Златоуст, 2015. - 116 с.

6. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Общее владение. - 7-е изд. - СПб.: Златоуст, 2015. - 200 с.

7. Кременецкая Л.С. Использование входного тестирования и тестирования на выходе для определения уровня лингвистических способностей и контроля развития уровня памяти иностранных студентов. // Международное образование и сотрудничество: сб. науч. тр. - М.: МАДИ (ГТУ), 2007. С.62-70.

8. Дубинская Е.В., Орлова Т.К. Русский язык будущему инженеру: Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для студента. - 9-е изд., стер. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 400 с.: илл.

9. Никишина Ю.В. К вопросу об обучении русскому языку вьетнамских учащихся во Вьетнамо-Российском технологическом университете. // Сборник научных трудов «Международное образование и сотрудничество». М., МАДИ, 2015. - С. 252-255.

The definition of noun genders ending in a soft sign Kremenetskaya L.S.

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI)

This article discusses the difficulties faced by foreign students studying the Russian language, mainly the definition of male and female noun genders which end in a soft sign. In order to facilitate the learning process, the active vocabulary was analyzed and the patterns of attribution regarding these nouns to the gender were revealed. Key words: foreign students; the Russian language as foreign; the

gender of nouns ending in soft sign. References

1. Rementsov A.N., Ivanova E.V. To the question of the intensification of the process of teaching foreign students by enhancing their learning and cognitive activity. // Alma mater (Herald of Higher Education). - M.: ALMAVEST, 2014. - № 7. P. 57-59.

2. Kasarova V.G., Kremenetskaya L.S. Organization of focused work on speech errors of foreign students. // International Education and Cooperation: Sat. materials of the V International Scientific and Practical Conference "Professionally directed teaching of the Russian language to foreign citizens" - Moscow: TekhPoligraf Center, 2017. - p. 214-218.

3. Ivanova E.V. The category of the noun in the native languages of

foreign students of the preparatory faculty. // Vocationally directed Russian language teaching of foreign citizens: Sat. scientific tr. - M .: MADI (GTU), 2010. - p. 184-187.

4. Andryushina NP, Kozlova T.V. Lexical minimum in Russian as a

foreign language. Elementary level. General ownership. - 5th ed. - SPb .: Zlatoust, 2015. - 80 p.

5. Andryushina NP, Kozlova T.V. Lexical minimum in Russian as a

foreign language. A basic level of. General ownership. - 5th ed. - SPb .: Zlatoust, 2015. - 116 p.

6. Andryushina NP, Bitekhtina G.A. Lexical minimum in Russian as

a foreign language. I certification level. General ownership. - 7th ed. - SPb .: Zlatoust, 2015. - 200 p.

7. Kremenetsky L.S. Using input testing and output testing to determine the level of linguistic abilities and monitor the development of the level of memory of foreign students. // International Education and Cooperation: Sat. scientific tr. - M .: MADI (GTU), 2007. P.62-70.

8. Dubinsky E.V., Orlova T.K. Russian language to the future engineer: A textbook on the scientific style of speech for foreign citizens (pre-university stage). A book for a student. - 9th ed., Sr. - M .: Flint: Science, 2015. - 400 pp .: ill.

9. Nikishina Yu.V. On the issue of teaching Russian to Vietnamese

students in Vietnam-Russian University of Technology. // Collection of scientific papers "International Education and Cooperation." M., MADI, 2015. - p. 252-255.

CO

0

C4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.