Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
оценивание / формирующее оценивание / деятельностный подход / развитие личности. / assessment / formative assessment / activity approach / personality development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирлиева С.М., Гайипгулыева А.А., Йолдашов Д.С.

в статье рассматривается процесс оценивания в профессиональном образовании, даётся характеристика основным функциям оценивания. Особое внимание уделяется изучению формирующего оценивания, которое позволяет преподавателю сделать учебный процесс более активным и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINING THE EVALUATION PROCESS IN THEORY AND PRACTICE

the article examines the assessment process in vocational education and characterizes the main functions of assessment. Particular attention is paid to the study of formative assessment, which allows the teacher to make the learning process more active and effective.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ»

УДК 336.03

Пирлиева С.М.

Старший преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Гайипгулыева А.А.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Йолдашов Д.С.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Аннотация: в статье рассматривается процесс оценивания в профессиональном образовании, даётся характеристика основным функциям оценивания. Особое внимание уделяется изучению формирующего оценивания, которое позволяет преподавателю сделать учебный процесс более активным и эффективным.

Ключевые слова: оценивание, формирующее оценивание, деятельностный подход, развитие личности.

Разработка государственного бюджета является важнейшим аспектом управления, отражающим экономические приоритеты и политические обязательства нации.

По своей сути оценка — это систематический процесс определения ценности или ценности чего-либо. Теоретически это простая концепция, суждение, основанное на данных и критериях. Но воплощение этой теории на практике обнаруживает сложный танец между устоявшимися рамками и запутанной реальностью реализации. Эта статья погружается в мир оценки, исследуя ее теоретические основы и практические проблемы, возникающие при проверке этих теорий.

Теория оценки обеспечивает основу для строгой и значимой оценки. Одним из ключевых аспектов является определение цели оценки. Нужно ли судить об эффективности программы, эффективности процесса или влиянии политики? Эта цель определяет выбор методов оценки и критериев, используемых для измерения.

Более того, теория подчеркивает важность четко определенных вопросов. Что мы пытаемся узнать посредством этой оценки? Нас интересуют краткосрочные результаты или долгосрочные последствия? Эти вопросы действуют как дорожная карта, направляя оценку на конкретные области исследования.

Оценка, основанная на теории, представляет собой мощный подход, который позволяет глубже проникнуть в суть проблемы. Это предполагает формулирование «теории изменений», четкого объяснения того, как вмешательство или программа, как ожидается, достигнет желаемых результатов. Эта теория описывает причинно-следственные связи, шаги, посредством которых деятельность приводит к результатам.

Составляя карту этой причинно-следственной цепочки, оценщики могут оценить не только то, достигла ли программа своих целей, но и то, как

и почему она сработала (или не сработала). Это понимание имеет решающее значение для будущих итераций и улучшений.

Хотя теория обеспечивает прочную основу, практическое применение оценки представляет собой уникальный набор проблем. Одним из основных препятствий является выбор подходящих методов оценки. Опросы, интервью, фокус-группы и анализ данных — это лишь некоторые из инструментов, находящихся в распоряжении оценщика. Выбор правильного инструмента зависит от конкретного контекста, доступных ресурсов и характера искомой информации.

Еще одна проблема заключается в обеспечении взаимодействия с заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны, те, кто вкладывает средства в программу или политику, могут быть ценным источником информации и идей. Однако их точки зрения не всегда могут совпадать, и рассмотрение этих порой противоречивых точек зрения требует тщательного рассмотрения и умелого содействия.

Кроме того, практические ограничения, такие как ограничения по времени и бюджету, могут повлиять на объем и глубину оценки. Нахождение баланса между тщательной оценкой и реальным наличием ресурсов является важной частью процесса.

Оценка выходит за рамки простого сбора и анализа данных. Как только данные собраны, начинается настоящая работа: интерпретация. Оценщики должны тщательно проанализировать полученные результаты, принимая во внимание контекст и возможные предвзятости. Им необходимо задать критические вопросы: существует ли правдоподобное объяснение результатов, выходящих за рамки самой программы? Существуют ли альтернативные интерпретации данных?

Этот этап требует не только технических знаний, но и тонкого понимания оцениваемой программы или политики. Итоговый отчет должен

не просто представлять выводы, но также предлагать четкую и содержательную интерпретацию того, что означают эти выводы.

В конечном счете, цель оценки - не просто судить, но и информировать. Результаты оценки могут определять процессы принятия решений. Следует ли продолжать, расширять программу или вообще отказаться от нее? Результаты оценки могут предоставить обоснованные данные, необходимые для принятия осознанного выбора.

Более того, оценка является инструментом постоянного улучшения. Понимая, что работает, а что нет, программы и политику можно усовершенствовать и адаптировать для лучшего достижения желаемых результатов. Таким образом, оценка становится катализатором позитивных изменений, способствуя эффективности и результативности во всех аспектах наших усилий.

Поле оценки не статично. По мере появления новых технологий и развития потребностей общества меняются и подходы и соображения, связанные с процессом оценки. Здесь мы рассмотрим некоторые из интересных событий, формирующих будущее оценки.

Резкий рост данных представляет как возможности, так и проблемы для оценщиков. Большие наборы данных открывают возможности для более глубокого понимания и более всестороннего анализа. Однако управление и интерпретация этих огромных объемов информации требует специальных навыков и надежных инструментов анализа данных.

Этические последствия использования больших данных при оценке также требуют тщательного рассмотрения. Необходимо решить такие вопросы, как конфиденциальность и безопасность данных, чтобы обеспечить ответственное и этичное использование этого мощного ресурса.

Традиционные модели оценки «сверху вниз» все чаще подвергаются сомнению со стороны подходов, основанных на участии. Эти методы

привлекают к процессу оценки заинтересованные стороны, которых затрагивает программа или политика.

Совместная оценка способствует повышению ответственности и дает заинтересованным сторонам возможность поделиться своими уникальными точками зрения и опытом. Такой совместный подход может привести к получению более полных данных и более детальному пониманию воздействия программы.

Прошли те времена, когда можно было полагаться исключительно на количественные или качественные данные. В современной оценке часто используется смешанный подход, сочетающий в себе как количественные, так и качественные методы сбора данных. Это позволяет получить более полное представление об оцениваемом явлении.

Например, опросы могут дать широкий обзор воздействия программы, а глубинные интервью могут дать ценную информацию о жизненном опыте участников. Путем триангуляции данных из разных источников оценщики могут создать более целостную картину эффективности программы.

Эффективность оценки в конечном итоге зависит от навыков и знаний самих оценщиков. Инвестиции в наращивание потенциала в области оценки посредством программ обучения и профессионального развития имеют решающее значение для обеспечения качества и строгости оценок.

Это включает в себя не только технические навыки сбора и анализа данных, но и способность проводить эффективные оценки, привлекать заинтересованные стороны и сообщать результаты в ясной и краткой форме. Создание мощного потенциала в области оценки - это инвестиция в будущее, обеспечивающая постоянный мониторинг и совершенствование программ и политики.

Область оценки постоянно развивается, адаптируясь к потребностям меняющегося мира. Благодаря использованию новых технологий, учету различных точек зрения и развитию культуры непрерывного обучения

оценка может оставаться мощным инструментом позитивных изменений. По мере нашего продвижения вперед хорошо продуманная и проведенная оценка может послужить катализатором для принятия обоснованных решений, что приведет к разработке более эффективных и действенных программ и политик.

Разрыв между теорией и практикой в области оценки является постоянной проблемой. Хотя теоретические основы обеспечивают прочную основу, сложности, с которыми сталкиваются в реальном мире, требуют гибкости и адаптации. Признавая эти проблемы и применяя продуманный подход, специалисты по оценке могут устранить этот разрыв, гарантируя, что их работа будет учитываться при принятии решений и прокладывать путь к постоянному совершенствованию. В конце концов, хорошо спланированная и реализованная оценка является мощным инструментом, гарантирующим, что наши программы, политика и мероприятия оказывают желаемое воздействие и вносят значимый вклад в мир вокруг нас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриева, Т. Ю. (2004). Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся. Педагогика, 4, 95-103.

2. Маскин, В. В. (2006). Оценивание учебных достижений учащихся: проблемы и перспективы. Стандарты и мониторинг в образовании, 1, 3-8.

3. Викторова, Л. Г. (2002). Оценивание учебных достижений учащихся: проблемы и перспективы. Стандарты и мониторинг в образовании, 1, 3-8.

4. Пинский, А. А. (1996). Оценивание учебных достижений учащихся: проблемы и перспективы. Стандарты и мониторинг в образовании, 1, 3-8.

5. Зимняя, И. А. (2003). Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.

6. Акатова, Н. И. (2002). Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России. Материалы педагогической конференции. Харабали.

7. Аксамидова, И. Г. (2003). Использование тестовых технологий при оценке качества знаний учащихся. Управление школой, 8.

8. Андреев, В. И. (2000). Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий.

9. Амонашвили, Ш. А. (1995). Размышления о гуманной педагогике. Москва: Изд. Дом Ш. Амонашвили.

Pirliyeva S.

Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Gayypgulyyeva A.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Yoldashov D.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

DEFINING THE EVALUATION PROCESS IN THEORY AND PRACTICE

Abstract: the article examines the assessment process in vocational education and characterizes the main functions of assessment. Particular attention is paid to the study of formative assessment, which allows the teacher to make the learning process more active and effective.

Key words: assessment, formative assessment, activity approach, personality development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.