Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ НЕКОТОРЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ НЕКОТОРЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Приоритетность автомобильных дорог / показатели / исследование / анализ / интенсивность движения / факторы / уровень / состояние дорог.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мирзозода Сухроб Бегмат, Красиков Олег Александрович

В данной статье приведены основные показатели, которые были использованы для установления приоритета некоторых участков из общей сети автомобильных дорог Таджикистана. Все международные и республиканские дороги страны образуют различные связи и разделены на 159 участков, сформированных для сети автомобильных дорог протяжённостью 4855 км, на которой проводились исследования. В ходе проведения исследований по определению приоритетности дорог использовались различные социально-экономические факторы и результаты инженерных исследований. Полученные данные позволяют установить приоритеты всей сети дорог, благодаря весомости факторов нынешнего состояния дорог, а также по дорогам, которые способствуют экономическому росту страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мирзозода Сухроб Бегмат, Красиков Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ НЕКОТОРЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ»

УДК 625.76

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ НЕКОТОРЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

МИРЗОЗОДА СУХРОБ БЕГМАТ

к.т.н., доцент кафедры "Строительство дорог, сооружений и транспортных коммуникаций", Таджикский технический университет им. академика М.С. Осими, Душанбе, Таджикистан.

КРАСИКОВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ

доктор технических наук, профессор, Председатель экспертно-научного совета при Межправительственном Совете дорожников,

Москва, Россия.

Аннотация. В данной статье приведены основные показатели, которые были использованы для установления приоритета некоторых участков из общей сети автомобильных дорог Таджикистана. Все международные и республиканские дороги страны образуют различные связи и разделены на 159 участков, сформированных для сети автомобильных дорог протяжённостью 4855 км, на которой проводились исследования. В ходе проведения исследований по определению приоритетности дорог использовались различные социально-экономические факторы и результаты инженерных исследований. Полученные данные позволяют установить приоритеты всей сети дорог, благодаря весомости факторов нынешнего состояния дорог, а также по дорогам, которые способствуют экономическому росту страны.

Ключевые слова: Приоритетность автомобильных дорог, показатели, исследование, анализ, интенсивность движения, факторы, уровень, состояние дорог.

В Таджикистане автомобильные дороги для многих регионов являются единственным средством сообщения, по которому осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий автомобильных дорог республики в настоящее время является очевидным фактом. Большинство автомобильных дорог Таджикистана были запроектированы и построены в 1960-1980 годах, по нормам того времени, когда нагрузка на ось нормировалась не выше 6 тс. После 2010 года начали активно проводиться работы по реконструкции и реабилитации дорог. В настоящее время допустимая нагрузка на ось увеличена и нормируется до 10 тс, но на самом деле по автомобильным дорогам республики движется транспорт, который превышает эти нагрузки и разрушает дорожное покрытие [1, с. 134-141; 3, с.117-124].

Учитывая данную ситуацию, Министерству транспорта Республики Таджикистан необходимо серьезно подойти к проблеме дорожной сети и к стандартам, которые позволили бы вести эффективное содержание дорог. С этой целью в рамках нескольких международных проектов, авторами были проведены исследования по изучению состояния международных и республиканских автомобильных дорог.

Рассматриваемые факторы.

Ряд принципов приоритетности дорог состоит из определения показателей для каждой сети автомобильных дорог. Этот показатель - числовая ценность, которая изменяется согласно нормам, требуемым в программе по содержанию дорог в баллах. Обеспечение самых высоких показателей будет иметь самый высокий приоритет с точки зрения критериев, рассмотренных или обоснованных для установления приоритетов. Для установления приоритетов рассматриваются нижеперечисленные факторы. Эти факторы рассматриваются с той целью, что усовершенствование дорог будет, в конечном счете, влиять на развитие регионов страны и способствовать повышению уровня жизни населения.

1. Экономическая жизнеспособность.

2. Функции сети автомобильных дорог.

3. Социально-экономическая деятельность.

4. Сельское хозяйство.

5. Социальные и экологические факторы.

6. Состояние существующей автомобильной дороги.

Рассматривая социально-экономические факторы как ключевой фактор, установление программы по содержанию дорог будет обслуживать малообеспеченное население и уменьшит неравномерное распределение денежных средств, для содержания этих дорог [ 2, с.126-130].

Методика по подсчету коэффициента основана на добавлении пунктов, предназначенных для нескольких функций, которые выполняет дорога. После добавления ценностей для каждой функции соответствующие ценности каждой функции будут добавлены, чтобы получить общий итог. В таблице 1 представлены определённые значения для факторов, рассматриваемые в использовании приоритетов.

Таблица 1 - Определённые значения для различных факторов

Факторы Определённое значение, %

Экономическая жизнеспособность 30

Функции сети автомобильных дорог 10

Социально-экономическая деятельность 15

Сельское хозяйство 5

Социальные и экологические факторы 20

Состояние существующей автомобильной дороги 20

Итого: 100

Экономическая жизнеспособность.

Экономическая жизнеспособность приблизительно для 75 дорожных участков была рассчитана с использованием Модели Проектирования Дорог (HDM-IV) и полученного ЕЖК Так как EIRR является показателем доходов на инвестиции, созданные в программе по содержанию дорог, 15 баллов из 100 были назначены для этого фактора. Для тех дороги, где ЕГОЛ не были рассчитаны, минимальные показатели 2 балла были выбраны с целью исследования и 5 баллов для дорог с ЕГОЛ от 2% до 10%, 10 баллов для дорог с ЕГОЛ от 10% до 20% и 15 баллов для тех дорог, у которых ЕГОЛ больше 20% [7, с.10-17].

Также, детально рассматривалась интенсивность дорожного движения, [4, с.11-20] которая представлена в таблице 2. Дорожная сеть, имеющая большой объем интенсивность движения будет иметь максимальное количество показателей. Исследование по интенсивности движения было проведено на 50 дорогах, с целью проведения исследования принятым минимальным показателем является 2 балла с целью проведения исследования по другим сетям дорог, интенсивность движения указывает ещё на 15 баллов из 100.

Таблица 2 - Определённое значение для интенсивности трафика

Количество интенсивность движения (авт/час) Уровень Показатель (балл)

Менее 10 очень низкий 2

от 10 до 500 низкий 4

от 500 до 1000 умеренный 8

от 1000 до 2000 умеренно высокий 10

от 2000 до 5000 высокий 12

Более 5000 очень высокий 15

Так как экономический фактор жизнеспособности имеет 30% определённого значения в установлении приоритетов, то рассматривая ЕЖЕ. и интенсивность движения в установлении приоритетов дороги, которые имеют высокий приоритет в программах по содержанию дорог и будут приносить прибыль от инвестиций. Доход был бы получен в результате экономии Эксплуатационных Расходов Транспортного Средства (ЭРТС) и экономического развития влияния автомобильных дорог.

Функции сети автомобильных дорог.

Одна из основных функций автомобильной дороги - соединять пункты назначения. Все международные автомобильные дороги будут иметь наивысший показатель 10 баллов, так как они усиливают взаимную приграничную торговлю. Все межгосударственные дороги, и дороги, предназначенные для туристов, будут иметь показатель 8 баллов, дороги соединяющие районы (области), включая другие важные дороги, будут иметь показатель 5 баллов, а оставшиеся дороги будут иметь показатель 4 балла, как это показано в таблице 3. Так как Таджикистан - это горная страна, то необходимо улучшить состояние дорог для того, чтобы увеличить грузоперевозки между странами [4, с.11-20; 5, с.94-103].

Таблица 3 - Значимость дороги, как связующего элемента.

Связность Показатель (балл)

Международные автомобильные дороги 10

Республиканские автомобильные дороги 8

Местные автомобильные дороги 5

Прочие автомобильные дороги 4

Социально-экономическая деятельность.

Без хорошей сети автомобильных дорог обеспечивающей соединение всех регионов страны, социально-экономическая деятельность не возможна. Сельское хозяйство, промышленное производство и горнодобывающая отрасль приносят доходы для страны и создают рабочие места для населения. Должна быть адекватная дорожная связь со всеми регионами страны, имеющими максимальный инвестиционный и индустриальный рост [5, с. 94-103].

Основная инвестиционная и индустриальная производительность является показателем социально-экономической деятельности в области влияния дорог. В таблице 4 представлено определённое значение установленное для каждого случая.

Таблица 4 - Определённое значение для принципов инвестиций и индустриальной производительности._

Тарифы Уровень Показатели (балл)

Основные инвестиции (1 чел./сом.)

Более 1000 Очень высокий 5

250 до 1000 Высокий 4

10 до 250 Умеренный 3

5 до 10 Низкий 2

1 до 5 Очень низкий 1

Не рассматривался Незначительно низкий 0

Промышленная производительность (1 чел./сом.)

Более 5000 Очень высокий 5

100 до 5000 Высокий 4

50 до 100 Умеренный 3

10 до 50 Низкий 2

1 до 10 Очень низкий 1

Не рассматривался Незначительно низкий 0

Развитие разных сфер промышленности может активно содействовать увеличению движения грузовых автомобилей. Поэтому, процентное соотношение перевозок грузовым транспортом считается фактором для приоритета, а определённые значения представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Основные показатели грузового транспорта

Грузовой транспорт, % Показатели (балл)

Более чем 50% 5

40 до 50% 4

25 до 40% 3

5 до 25% 2

Менее чем 5% 1

Незначительно низкий 0,50

Сельское хозяйство.

Автомобильные дороги с хорошим покрытием обеспечивают фермерам более удобный путь к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции [6, ^9-196-201]. Поэтому область обработанной земли считается фактором для приоритета с основными показателями, как представлено в таблице 6.

Таблица 6 - Основные показатели обработки сельскохозяйственных земель

Обработанная земля (га) Показатели (балл)

Более чем 20000 5

10000 до 20000 4

5000 до 10000 3

500 до 5000 2

10 до 500 1

Не рассматривался 0

Социальные и Экологические факторы.

Для того, чтобы объединить социальные факторы в установлении приоритетов, была принята во внимание плотность населения. Основные показатели представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Основные показатели плотности населения.

Плотность населения (тысяча человек) Показатели (балл)

Более чем 200 10

100 до 200 8

50 до 100 6

5 до 50 4

1 до 5 1

Не рассматривался 0

Также, для установления приоритетов следует принять во внимание уровень бедности населения и рассмотреть такие факторы, как розничный товарооборот и средняя зарплата, основные показатели которых представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Основные показатели розничного товарооборота

и средней зарплаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диапазон Показатели (балл)

Розничный товарооборот (тыс. сом.)

Более чем 100,000 1

50,000 до 100,000 2

20,000 до 50,000 3

10,000 до 20,000 4

1,000 до 10,000 5

Не рассматривался 0

Средняя зарплата (1 чел/сом.)

Более чем 100 1

60 до 100 2

40 до 60 3

10 до 40 4

1 до 10 5

Не рассматривался 0

Состояние дорог.

Фактическое состояние автомобильных дорог было оценено исследованием по ровности всей сети дорог и выражено в Международном Индексе Ровности (ГО1). Это наиболее точное выражение качества поездки, которое пропорционально эксплуатационным расходам транспортного средства. Поэтому для ровности покрытия был установлен показатель 20. В таблице 9 представлены показатели по каждой категории. Исследование ровности не проводилось по дорогам, не имеющим покрытия, где ценность ровности не будет столь значимой. [4, с.47-54; 5, а 94-103; 6, с.9-196-201]. С целью исследования для всех дорог была принята значимость Ж! равная 15, которая относится к категории плохого состояния.

Таблица 9 - Основные показатели по состоянию дорог.

IRI (м/км) Состояние Показатели (балл)

до 2 очень хорошее 1

от 2 до 4 хорошее 2

от 4 до 6 удовлетворительное 8

от 6 до 10 плохое 15

> 10 очень плохое 20

Сеть дорог с плохим состоянием дорожного покрытия будет иметь максимальное количество показателей даже в том случае, если эти дороги, возможно, являются экономически не жизнеспособными. Устанавливая максимальное значение показателей для дорог с плохим состоянием дорожного покрытия в определении приоритетов, уделялось особое внимание главным требованиям.

Заключение.

В ходе проведения исследований, с учётом вышеперечисленных факторов, были установлены приоритеты для 93 автомобильных дорог международного и республиканского значения (159 участков) общей протяженностью 4855 км. По результатам проведённых в этом направлении исследований было выявлено, что, согласно оценке дорог по установленным приоритетам, автодорога Душанбе-Худжанд (МД01) получила самый высокий показатель приоритета 89 баллов, в то время как автодорога к Сарбанд (РД 57.1) получила самый низкий показатель 17 баллов.

Согласно проведённого анализа, дорога с высокой интенсивностью движения и экономическим доходом, обслуживающая регион с наибольшей плотностью населения и развитой промышленностью, будет иметь высокий показатель приоритетности. По показателю приоритетности республиканская дорога РД 031 находится на 16 месте. Также, 12 участков республиканских дорог вошли в первые 50 участков с высокой приоритетностью. Самый высокий показатель приоритетности имеют 15 участков международных автомобильных дорог, поскольку они обеспечивают сообщение с соседними государствами и имеют высокую интенсивность движения.

Как и предполагалось, участок автодороги МД 01.4 обладает самой большой интенсивностью движения транспортных средств и наибольшим экономическим доходом, она обслуживает регионы с наибольшей плотностью населения и с высоким уровнем промышленности.

Таким образом, настоящие исследования определяют необходимость проведения содержания дорог по установленному приоритету и необходимость обеспечения своевременного финансирования на должном уровне. Кроме этого, также необходимы:

1. Пересмотр ранее принятой Стратегии развития сети автомобильных дорог, с учётом необходимости её технический реновации, социально-экономической актуальности и перспективной целесообразности.

2. Разработка Плана развития магистральных дорог, учитывающего тенденции формирования внутригосударственных и международных транспортных потоков, перспективы развития автомобильного транспорта.

3. Повышение транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог и приведение их в полное соответствие современным требованиям.

В Приложении 1 показаны результаты Классификации исследуемых автомобильных дорог по приоритетности, где для наглядности из 159 участков приведены 35 из числа международных и республиканских дорог, с наивысшими показателями приоритетности от 65 до 89 баллов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мирзозода С.Б. Исследования и анализ интенсивности движения и осевых нагрузок на автодорогах Таджикистана/ Мирзозода С.Б., Мирзоев Ф.С.// Политехнический Вестник, серия Инженерные исследования. -2024. - №1(65). - С.134-141.

2. Мирзозода С.Б. Роль автомобильных дорог в экономическом секторе Таджикистана/ Мирзозода С.Б., Мирзоев Ф.С.// Политехнический Вестник, серия Инженерные исследования.

- 2023. - №1(61). - С.126-130.

3. Умирзоков А.М. Оценка сети автомобильных дорог Республики Таджикистан/ Умирзоков А.М., Гоибов Н.Р., Сайдуллозода С.С., Бердиев А.Л.// Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2021.

- №3(l34). - С. 117-124.

4. Соболевская С.Н. Диагностика автомобильных дорог/ Соболевская С.Н., Ходин Е.П.// Пособие для студентов специальности 1-700301, Автомобильные дороги. - Минск. - БНТУ. -2020. - С.72.

5. Мирзоев С.Б. Социально-экономические и технические факторы - основа установления приоритета автомобильных дорог/ Мирзоев С.Б., Оев А.М., Зайнитдинов Т.Н.// Новые материалы и технологии для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог СНГ, Сборник докладов международной научно-практической компании. Москва. -2009г. - часть II.-С. 94-103.

6. Проект ТП-4294 ТАДЖ, Укрепления реализации системы финансирования содержание дорог / Том 1, Гл. 9 Приоритезация дорожных сетей. -2007. -С. 9-19б-201.

7. Генри Ж. HIGHWAY DEVELOPMENT& MANAGEMENT/ Генри Ж., Керали Р.// HDM-IV, Том-1, Обзор HDM-IV, Версия 1, серия Развитие и управление автодорогами. - С.56.

ПРИЛОЖЕНИЕ .Vî 1

Кла с с нфнка имя исследуемых автомобильных дорог по приоритетам

К лм сн фн каши приоритетов Пи -r» iv дорог Нянменовявне дорог Участок дороги Нячя.-ю (ИГ) Ко*'и (км) Птого (км) IS 20 10 15 $ 10 5 5 4 $ 5 100

Ннтенс явность Ров->остъ (PU) Сва> s ость ЕПЖ Грузов СЙ три« шорт (И) Плот- вое 1Ь ■»«- ЛВВНВ Оорябо-тянияя нша Освоввьте внвестнпнл (1 чел) Про мы ш-левжян прон.Б Бдительность Розничный товарооборот Средняя прилита Всего Ôfl-ТФВ

.> J 4 ! и 13

1 \rioi U1014 153 - 3W 1 15 70 10 15 7 10 е, 3 4 7 3 89

1 4101 U101 ? 54 5 15В 113 S 10 10 10 15 4 7 4 5 81

J МД01 1Ч13Н64 - ХУПЖЭКП Ml 013 196 253." 55." 10 20 10 15 4 4 4 5 3 80

4 МД04 Ду-данба-Купвб-Хорог-Мургеб-переаал К>ЯЫ14- Г05НК1И ККТИ ид 045 183.4 206.4 18 12 15 10 15 3 10 4 4 4 2 2 80

% ШП1 U7 01 5 304 1 311 3 111 H 15 10 И ? Я Ч 4 2 -0

6 МД09 1 virîiu-P\iT=rv -TTTi -Г'Гл-.А m япж МЛ 09 5 180.5 219 ЗО 12 15 10 15 4 6 4 3 4 3 з 79

7 \r-roi «Л 01 1 10 34 S "4 S 10 10 10 H 4 1 q 5 з -ч

S \ПОЯ 41»! К4 85 13 S 10 li 10 15 2 Я 4 з 4 4 з 78

9 МД13 К 2K нбзлам-Хупхакп-Xa 85 CT-On UTi U5H-ipèH НЦ i МД13-1 0 56.8 55.8 12 15 10 15 2 8 4 2 4 3 з 7*

10 МД13 Каккеадаи-Хупжакд-ХаваоСпмтаиан-граница "ДП 2 56.8 91 342 12 15 10 15 г 5 э 4 2 78

11 МД02 Д^-г=уКе-Т\-псчс10гЕ-гранн]а Уабахнстана МД 021 8.5 325 24 15 a 10 15 2 10 5 3 3 1 2 74

1? un 03 ил 0=4 146 1Я0 5 54- 11 л 10 15 4 s q 5 74

U МД04 Д уханбе- К >Л46-Х срог-М)рта 6- г. ерз ал К >льыа- ид 04 6 206.4 257.7 51J 12 20 5 15 2 4 4 3 5 3 73

14 Ml 08 Г^лкстог-Фгохоо-Ландж ид Oil 0 13 13 10 8 10 15 2 10 4 3 4 4 3 73

15 \ri лв ил 3R? 13 «4 564 10 Я 10 15 3 я 4 73

16 РД 033 К мае-M«Oi нобсц РД331 0 15.8 15.8 10 15 5 15 2 10 4 4 4 2 73

17 МД04 1 \x3Hfe. к J3U6-X орог-М урга 6- г. араа ал К ульиа- ид 04 2 42 63 21 12 15 10 10 2 6 2 4 5 5 I 72

18 МД04 Дусакба-Кулжб-Хорог-Мгртаб-парааал К>льыа- иД 043 63 146.4 83.4 12 8 10 15 2 6 5 4 4 4 2 72

1» ЦД11 К>рганло&-Колхаа5ад.Нкжн1сн Данпж-градопа ид 114 38.5 106 17.4 4 15 10 15 2 8 4 э 4 4 3 72

20 Ml 02 Д^-п^бе-ТЧ-осчсзогв-граинца Уг&яистака ид 022 32.5 53 20-5 12 8 10 15 2 6 4 3 3 4 4 71

51 «T 11 ил 111 0 4" 8 m 10 15 7 6 1 3 71

22 PI 054 K^rîioo6e-Câï>6awi-lïitrï.Œ РД 543 45.5 "1.6 26.1 10 15 4 15 2 6 5 4 4 4 71

» Ш1! ил 013 53 .17 14 11 Я 10 И 1 Я 5 4 1 1 '0

24 Ml 09 ид 092 34 107 73 15 8 10 15 2 10 4 3 0 70

25 PI 031 РЛ 311 0 40 40 Xi 10 1 10 4 4 Ч 70

26 МД11 Курганпоба-КатсЕабад-Нкжний Пандж-гранкгг ид III 0 14 14 4 8 10 15 10 5 3 4 4 4 69

27 ЭД11 Кгргахпоба-Котосаеад-Нкжкк» Пдглж-граккца ид 113 48 88.6 40.6 4 15 10 15 2 6 4 2 4 4 3 69

28 \n 1S ил IS 1 0 43 г 43 9 10 Ю 10 I 7 6 ! 7 ; 6.4

2» PI 026 Данггоа-Кэкгчгт-Ьалыхжчан-Хвагннг РД 251 0 15 J 15.5 4 20 5 10 5 £ 5 4 4 4 2 69

-W PI 04Я РЛ 43 1 7 4 17 6 101 H Я 15 1 10 з 3 1 7 69

31 МД04 Духанбе-Куиб-Хорог-Мургаб-перавал Куама- ид 044 146.4 188.4 42 10 2 10 15 10 5 4 4 63

32 Ml 14 Хчгжанп-Бусгси-Чакак-гп Уз6*пг:гана ид 14: 40 64 24 8 20 10 2 3 6 5 3 4 4 3 68

-U PI 04« РЛ4Я1 0 74 "4 15 8 15 1 я 4 1 7 63

34 РД 070 Гафроа-Булах-Пунган н проазгнаа порота х Т асл-яга^-ГМЕ г 7.R РД703 0 15 15 8 20 4 10 2 8 5 3 4 2 63

№ \n 14 Хчгтагипт-Кч-гси-Чанд*-™ Vftarr^-. ил 14 1 g 40 34 s X) 10 2 3 6 5 з 4 7 7 6f

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.