3. Войко Д.В. Сущность управленческого учета и его место в управлении предприятием // Управленческий учет, 2005. - № 3.
4. Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики: учеб. пособие / Н.Д. Врублевский. - М.: Бухучет, 2004.
5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. / В.Б. Ивашкевич. - М.: Юристъ, 2003. - 618 с.
6. Хорнгрен Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. -М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Гусева Е.Э. Развитие управленческого учета в современных условиях хозяйствования // Современный бухучет, 2005. - № 2.
8. Колесников С. Экономический учет, или что такое управленческий учет в современном понимании // Управление компанией, 2002. - № 8.
9. Chardonnet L. Encyclopedia des technique de Gestion. Comptabilité analytique. - Paris: Delmas etc., 1972.
Н.Н. Сланова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Ключевые слова: дивидендная политика, акционерное общество, прибыль, госкомпании, бюджет, совет директоров, государство, пакеты акций.
Традиционно под дивидендной политикой понимается политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, т.е. распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей (прогнозируемой) ситуации прибыль может быть реинвестирована, списана на нераспределенную или выплачена в виде дивидендов. При более широкой трактовке под дивидендной политикой понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Необходимость проведения последовательной дивидендной политики, нацеленной на конкретный долгосрочный целевой уровень выплат, является первостепенной задачей в управлении акционерными обществами. Такая политика предполагает выравнивание показателей прибыли и текущих дивидендных выплат. Выравнивание показателей делает дивидендную политику компании понятной и предсказуемой для инвестора и тем самым придает ему уверенность в стабильности и надежности компании, а значит, в сохранении и приумножении собственного капитала.
Основные подходы к формированию направлений дивидендной политики государства в отношении акционерных обществ с государственным участием:
1) реализация социально-экономических функций государства;
2) обеспечение доходов бюджета, исходя из условий соответствующего финансового года;_
© Сланова Н.Н., 2013
3) повышение капитализации ОАО в целях последующей приватизации государственных пакетов акций и обеспечение дохода на капитал, инвестированный в ОАО Российской Федерацией и частными акционерами [4].
Основными принципами дивидендной политики акционерных обществ с государственным участием являются:
- необходимость перспективного планирования прибыли в ОАО с долей государства в капитале на основе эффективного использования активов, оптимизации издержек, учета отраслевой специфики и рыночной конъюнктуры;
- обязательное направление части прибыли на выплату дивидендов;
- обеспечение баланса в использовании чистой прибыли на цели потребления (выплата дивидендов) и накопления (осуществление инвестирования);
- обеспечение заинтересованности и ответственности менеджмента компаний с долей государства в достижении намеченных целей.
В период с 2012-2013 гг. доход в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, составил 151 200 млн руб. [3]. В целях совершенствования управления находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ с государственным участием Минэкономразвития России разработаны рекомендации, согласно которым позиция акционера - Российской Федерации при принятии решений по вопросу определения размера дивидендных выплат по итогам 2011 г. складывалась из принципов направления на выплату госкомпаниями дивидендов в размере не менее 25 % величины чистой прибыли акционерного обществ [2]. Крупнейшими плательщиками по итогам 2011 г. стали десять акционерных обществ: ОАО «Газпром», ОАО «Инвестиционная компания связи», ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро», ОАО «Роснефте-газ», ОАО «РЖД», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», ОАО «Акционерная компания «АЛРОСА», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», перечислившие в федеральный бюджет 137 231 млн руб. (см. табл.).
Общая сумма доходов по итогам 2011 г. в виде начисленных дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, составила 141 244 млн руб., что на 66 % больше суммы доходов, поступивших в федеральный бюджет по итогам 2010 года. Доля поступлений от семи крупнейших плательщиков составила 97 % всех поступлений (137 231 млн руб.). Таким образом, процент выполнения бюджетного задания составил 102 %.
Необходимо отметить, что 14 акционерных обществ специального перечня перечислили в бюджет Российской Федерации в виде дивидендных выплат 25 % от чистой прибыли, полученной по итогам деятельности в 2011 году. ОАО «Роснефтегаз» перечислило в федеральный бюджет 90 % от чистой прибыли, ОАО «СГ-транс» - 50 %, ОАО «Зарубежнефть» -48,7 %, ОАО «Совкомфлот» - 30,6 %. Средний размер части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации акционерными обществами специального перечня, без учета вышеуказанных акционерных обществ, составил 23 % [2].
Таблица
Количество поступивших дивидендов от крупнейших АО с государственным участием
Название акционерного общества Пакет РФ, % Начислено/ перечислено в федеральный бюджет дивидендов по итогам деятельности в 2011 году, тыс. руб. Чистая прибыль за 2011 год, тыс. руб. % от чистой прибыли, направленный на выплату дивидендов
ОАО «Газпром» 38,37 81 485 926 879 601 664 24,13
ОАО «Роснефтегаз» 100 30 297 752 33 664 169 90
ОАО «Федеральная гид-рогенерирующая компания - «РусГидро» 60,5 1 516 715 30 621 650 8,18
ОАО «Акционерная компания «АЛРОСА» 50,93 3 788 157 29 519 001 25,19
ОАО «Инвестиционная компания связи» 75 2 500 598 25 694 203 12,97
ОАО «Зарубежнефть» 100 8 330 133 17 099 952 48,71
ОАО «Российские железные дороги» 100 4 205 384 16 821 537 25
ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» 78,11 2 785 513 11 141 791 32
ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» 51,17 1 027 607 10 403 952 19,31
ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 100 1 293 081 5 309 443 24,35
Итого по крупнейшим плательщикам 137 230 860
Большинство российских компаний устанавливают дивидендные выплаты как определенный процент от чистой прибыли. В отличие от западных коллег российские компании не проводят различий между регулярными дивидендными выплатами (постоянный дивиденд, который компании обязуются выплачивать с поправкой, например на уровень инфляции) и разовыми (или внеплановыми) дивидендами, использующимися для распределения денежных поступлений от продажи активов и распределения избыточных денежных средств акционерам. В результате дивидендные выплаты российских компаний едва ли можно назвать стабильными или предсказуемыми: на пике ценового цикла сырьевых рынков дивидендные выплаты достигают своих максимальных значений, а при падении цен на нефть снижаются так же быстро, как и росли. Например, совокупный объем дивидендных выплат
российского корпоративного сектора за 2011 г. составил 31 878 млрд долл., снизившись до 29 972 млрд. долл. по итогам 2012 г. Отсутствие стабильных дивидендных выплат со стороны корпоративного сектора делает российский рынок существенно более волатильным по сравнению с другими развивающимися рынками. Существенный вклад в рост совокупных дивидендных выплат обеспечил нефтегазовый сектор [1].
Учитывая уровень развития и международные стандарты корпоративного управления, можно считать, что при принятии решения о выплате дивидендов и их размере необходимо руководствоваться порядками, установленными как действующим законодательством Российской Федерации, так и дивидендной политикой акционерного общества, которой определены условия и принципы дивидендных выплат акционерам. Наибольшее развитие дивидендная политика получила в крупных госкомпаниях, занимающих лидирующие положения на своих рынках - ОАО «Газпром», ОАО «Связьинвест», ОАО «Ростелеком», ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ» и др. С целью повышения инвестиционной привлекательности, капитализации, деловой репутации и качества корпоративного управления госкомпаний государство должно поддерживать и стимулировать развитие механизмов, определяющих порядок и условия принятия решений о выплате дивидендов.
Необходимо указать, что в настоящее время в акционерных обществах со смешанной формой собственности дивидендная политика и, соответственно, суммы направляемых выплат зависят от состава и мотивов мажоритарных акционеров, являющихся представителями частного капитала. В большинстве таких случаев величина дивидендных выплат существенно ограничивается владельцами контрольных пакетов акций компаний или выплаты не осуществляются вовсе. Принимая во внимание указанные аспекты, а также исходя из одобренных Правительством Российской Федерации рекомендаций по распределению прибыли госкомпаний по итогам 2011 года, предлагается при формировании основ экономически обоснованной дивидендной политики руководствоваться следующими принципами:
1) решение об оставлении в распоряжении акционерного общества части чистой прибыли должно приниматься на основе анализа утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) инвестиционных планов компании;
2) решение об определении размера дивидендных выплат принимается исходя из норм утвержденного в обществе положения о дивидендной политике с учетом описанных выше принципов дивидендной политики;
3) в случае отсутствия утвержденной общим собранием акционеров акционерным обществом дивидендной политики устанавливать минимальную долю чистой прибыли, рассчитанную из максимального значения фактически полученной чистой прибыли, определенной по показателям бухгалтерской отчетности общества и (или) консолидированной финансовой отчетности, направляемую на выплату дивидендов, в размере не менее 25 %;
4) акционерным обществом должен быть представлен анализ различных вариантов финансирования инвестиционной программы. Данный анализ также должен содержать вариант, не предполагающий направление части чистой прибыли, которая может быть направлена на выплату дивидендов, на финансирование инвестиционной программы.
Целесообразно отметить, что дивидендная политика госкомпаний должна отвечать принципам развития, что подразумевает ее постоянное совершенствование и улучшение процедур
корпоративного управления с учетом изменений стратегических целей акционерного общества. Более того, дивидендная политика госкомпаний должна обеспечивать стабильный уровень дивидендных выплат и увеличение размера выплачиваемых акционерам дивидендов в зависимости от достижения акционерным обществом положительного финансового результата с учетом потребностей развития производственной деятельности и инвестиционной программы госкомпании. Увеличение дивидендных выплат по пакетам акций, находящимся в собственности Российской Федерации, позволит госкомпаниям повысить рыночную конкурентоспособность наряду с частными компаниями при поиске инвестиций, что, в свою очередь, расширит доступ и возможности при получении госкомпаниями заемных средств, проведении мероприятий по включению в оборот организации дополнительных денежных средств без налоговых издержек (дополнительная эмиссия), увеличит капитализацию.
Библиографический список
1. Дивидендный монитор 2012. ООО «Компания БКС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bcs.ru/ (дата обращения: 28.03.2013).
2. Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых АО и использовании специального права на участие российской федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам 2011 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rosim.ru/ (дата обращения: 19.03.2013).
3. О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон № 371 от 30.11.2011.
4. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Е.И. Шохин - М.: КноРус, 2008. - 408 с.
Н.С. Сомонова И.Н. Иванов
ПОСТРОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ДИНАМИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: ключевая компетенция, динамические способности, компетентность предприятия, управление компетентностью, бизнес-модель, управленческие инновации, устойчивая конкурентоспособность, инновационная деятельность, система управления знаниями, потребительская ценность, развитие.
Производство новых знаний - это более высокий иерархический уровень организации, нежели материальное производство. Процесс создания и использования знаний и инноваций - это уникальный ресурс компании, ее уникальные компетенции.
Ключевые компетенции представляют собой уникальные знания и умения организации и ее сотрудников, которые являются основой деятельности и создают уникальную ценность для потребителя и новые рынки для компании. Организационные знания порождают ключевые компетенции компании (особенно важные для бизнеса), которые обеспечивают ей ус© Сомонова Н.С., Иванов И.Н., 2013