Научная статья на тему 'Определение правового статуса категории «Национальное меньшинство» в международном праве на основе изучения законодательств некоторых стран мира'

Определение правового статуса категории «Национальное меньшинство» в международном праве на основе изучения законодательств некоторых стран мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
471
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальные меньшинства / этническая группа / языковая группа / диаспорные общины / права человека / коренные народы / недискриминация / межнациональные отношения / дискриминация / межнациональные конфликты / national minorities / ethnic group / language group / diaspora communities / human rights / indigenous peoples / non-discrimination / interethnic relations / discrimination / interethnic conflicts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абишева Маржан Жанарбеккызы

в статье рассматривается применение понятия «национальное меньшинство» в национальных законодательствах различных стран мира, рассматривается возможность применения единой унифицированной дефиниции в международном праве, для обеспечения соблюдения прав национальных меньшинств. Применяется метод сравнительно-правового анализа. Сделан вывод, что из-за многообразия ситуаций, в которых оказываются национальные меньшинства, применение унифицированной дефиниции данной категории предоставляется сложной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DDEFENITION OF THE LEGAL STATUS OF THE CATEGORY “NATIONAL MINORITY” IN INTERNATIONAL LAW BASED ON STUDYING THE LAWS OF SOME COUNTRIES OF THE WORLD

the article discusses the application of the concept of "national minority" in the national laws of various countries of the world, considers the possibility of applying a single unified definition in international law, to ensure compliance with the rights of national minorities. The method of comparative legal analysis is applied. It is concluded that due to the variety of situations in which national minorities find themselves, the application of a unified definition of this category is a difficult task.

Текст научной работы на тему «Определение правового статуса категории «Национальное меньшинство» в международном праве на основе изучения законодательств некоторых стран мира»

LEGAL SCIENCES

DDEFENITION OF THE LEGAL STATUS OF THE CATEGORY "NATIONAL MINORITY" IN INTERNATIONAL LAW BASED ON STUDYING THE LAWS OF SOME COUNTRIES OF THE WORLD Abisheva M.Zh. (Republic of Kazakhstan) Email: Abisheva568@scientifictext.ru

Abisheva Marzhan Zhanarbekkyzy - master degree Student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL LAW, GRADUATE SCHOOL OF LAW KAZAKH STATE LAW UNIVERSITY NAMED AFTER M.S. NARIKBAEV, NUR-SULTAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article discusses the application of the concept of "national minority" in the national laws of various countries of the world, considers the possibility of applying a single unified definition in international law, to ensure compliance with the rights of national minorities. The method of comparative legal analysis is applied. It is concluded that due to the variety of situations in which national minorities find themselves, the application of a unified definition of this category is a difficult task.

Keywords: national minorities, ethnic group, language group, diaspora communities, human rights, indigenous peoples, non-discrimination, interethnic relations, discrimination, interethnic conflicts.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАТЕГОРИИ «НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО» В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА Абишева М.Ж. (Республика Казахстан)

Абишева Маржан Жанарбеккызы - магистрант, кафедра международного права, Высшая школа права Казахский государственный юридический университет им. М.С. Нарикбаева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается применение понятия «национальное меньшинство» в национальных законодательствах различных стран мира, рассматривается возможность применения единой унифицированной дефиниции в международном праве, для обеспечения соблюдения прав национальных меньшинств. Применяется метод сравнительно-правового анализа. Сделан вывод, что из-за многообразия ситуаций, в которых оказываются национальные меньшинства, применение унифицированной дефиниции данной категории предоставляется сложной задачей. Ключевые слова: национальные меньшинства, этническая группа, языковая группа, диаспорные общины, права человека, коренные народы, недискриминация, межнациональные отношения, дискриминация, межнациональные конфликты.

Введение

В настоящее время практически каждая страна, где представлены одна или более национальностей, сталкивается с вопросом регулирования межнациональных отношений. Конфликты такого рода всегда представляют угрозу не только для самой страны, но и для регионов, поскольку порождает экстремизм и почти всегда влекут за собой человеческие

66

жертвы. Несмотря на существование ряда международных документов по защите прав национальных меньшинств, в современном мире по-прежнему остается вопрос обеспечения их прав. Известные примеры геноцида в таких странах как Уганда, массовое убийство племени тутси1, и Мьянма, направленное против мусульманского народа рохинджа2, имеют место быть на страницах новейшей истории человечества. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Рамочная конвенция Совета Европы «О защите национальных меньшинств» 1995 г., Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств 1992 г., Конвенция №169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 1989 г. - далеко не все международные акты по регулированию межэтнических отношении.

Каждая страна ищет наиболее правильный подход по регулированию межэтнических отношении, принимая во внимание все особенности политического и социального климата в стране. По этой причине правовое регулирование вопросов межнационального характера остается индивидуальным для каждой страны. Так например, Канада еще 1965 году в Докладе Королевской комиссии по билингвизму и бикультуризму поставила задачу комплексного урегулирования межэтнических отношении, а 1982 году, на основе вышеупомянутого документа, принимается Хартия прав и свобод, которая в последствии частично входит в Конституцию Канады3. Другой пример Австралия, которая закрепила основы межнациональной политике в документе «Национальная программа мультикультурной Австралии» в 1989 году4. А в таких странах, как США, Австрия, Румыния, создаются специальные органы по обеспечению национальной политики.

При рассмотрении вопроса защиты прав национальных меньшинств возникает вопрос о правовой квалификации самого понятия «национальное меньшинство». Также как и в случае с подходом разрешения межэтнического конфликта, подход к применению понятия «национальное меньшинство», а также реализация их прав с учетом языковых, социальных, политических, экономических и других особенностей стран остаётся индивидуальным. Более того, международные организации так же в своих документах по защите прав данной категории людей используют различную терминологию. Например, в Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, чтобы обозначить национальные меньшинства, применяется полная формулировка из названия самой конвенции5. В Рамочной конвенция Совета Европы «О защите национальных меньшинств» употребляется термин «национальное меньшинство»6. При этом, в обоих документах отсутствует конкретная дефиниция этого понятия, как и в международном праве в целом, где отражалась бы характеристика и толкование данной категории. Вследствие чего возникает вопрос признания существования меньшинств, вместе с тем появляется другой вопрос - вопрос дискриминации лиц, принадлежащих к данной категории людей.

Сравнительно-правовой анализ категории «национальное меньшинство» в законодательствах зарубежных стран

Германия, как самая густонаселенная страна Европейского Союза, признает существование коренных народов на своей территории, к которым относятся алеманы,

'Edmund Kagire, The EastAfrican website. [Online]. [Accessed 1 February 2014 Available from

https://www.theeastafrican.co.ke/news/UN-decides-it-is-officiaUy-genocide-against-Tutsi/-/2558/2169334/-

/2q2s7cz/-/index.html.

2 Zoltan Barany, 'Where Myanmar Went Wrong' [2018] 97(Is Democracy Dying? A Global Report) Foreign Affairs 141-154.

3 Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism 1963-1970.

4 National Agenda for a Multicultural Australia 1989.

5 Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992.

6 Рамочной конвенция Совета Европы «О защите национальных меньшинств» 1995.

67

саксонцы, франки, швабы и бовары, а также национальных меньшинств, в число которых входят лужицкие сербы (сорбы), датчане, фризы, цыгане.

Первоначально правительство Германии для выделения национальных меньшинств от беженцев выделяли некоторые критерии:

- представители национальных меньшинств должны обладать гражданством ФРГ;

- от основного населения национальные меньшинства должны отличаться языком, культурой и историей, а также самоидентификацией, которую хотят сохранить;

- национальные меньшинства ФРГ традиционно должны проживать на её территории, или проживать на определенных её территории длительное время.

На сегодняшний день правительство Германии в конституциях и законодательствах земель придает широкое толкование понятию меньшинство, куда включают не только национальные меньшинства, но и другие группы лиц. Статья 5 Конституции Саксонии говорит о гарантии защиты национальных меньшинств с германским гражданством, в отличии от иностранных меньшинств, мнения которых «будут уважать». В Нижней Саксонии несмотря на существование группы лиц, говорящих на языке фризов, Конституция не предоставляет им особого статуса. Национальные меньшинства земли Шлезвиг-Гольштейн, а именно датчане освобождены по земельному избирательному закону от 5% барьера. Хотя в Конституции есть положения касательно национальных меньшинств фризов, а также статья 6 Конституции посвящена правам сорбов, которые так же не освобождаются от требования 5% барьера на выборах. Особенностью положении о национальных меньшинствах в земле Саксен-Ангальт является отсутствие «классических» меньшинств Германии, таких как сорбы, фризы или датчане. В данной Конституции говорится о защите культурного своеобразия национальных меньшинств без указания, каких именно, а также важность участия этих лиц в политической жизни государства. Сходная норма содержится в Конституции земли Мекленбург-Форпоммерн. В Конституции Тюрингии закреплены положения о запрете дискриминации по национальному признаку. Статья 25 Конституции Бранденбурга имеет название «Права сорбов», в которой содержаться нормы, гарантирующие обеспечение культурной автономии сорбов, норму с описанием цвета флага сорбов и гарантии использования сорбского языка в местах их проживания1.

Германия, в связи с отсутствием единой дефиниции понятия национальное меньшинство, признает национальными меньшинствами только те народы, которые проживают на её территории долгое время. По мнению представителей власти Германии не все иностранные граждане, проживающие на территории ФРГ, могут объединяться и образовывать сообщества национальных меньшинств. Далее правительство Германии, делая ссылку на Рамочную Конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, в которой не содержится определения понятия национальное меньшинство, решило, что выбор квалификации понятия остается за государствами-участницами.

Другая страна представительница Европейского союза - Финляндия, в 17 разделе своей Конституции, Право на свой язык и культуру, закрепляет, что финский и шведские языки, являются государственными языками. Граждане, обратившиеся в органы власти или суды, получают документы на этих языках. Саамы как коренные народы, а также рома и другие группы имеют право на сохранение и развитие своего языка и культуры. Право саамов пользоваться своим языком в государственных органах регулируется законом 2. Помимо саамов в Финляндии проживают карелы, финские шведы, цыгане, финские татары и финские евреи.

В начале 1990-х межэтнические конфликты привели к гражданской войне Югославию, которая впоследствии распалась на Сербию, Боснию и Герцеговину, Хорватию и Черногорию.

1 Pallek M. Minderheiten in Deutschland - Der Versuch einer Juristischen Begriffsbestimmung // Archiv des öffentlichen Rechts. — Mohr Siebek, 2000, 587-612.

2 Конституция Финляндской Республики.

Сербия определила для себя как основу защиты прав национальных меньшинств при создании своей Конституции 2006 года. Страна гарантирует соблюдение прав национальных меньшинств путем достижения полного равноправия и позволяет сохранить самобытность национальных меньшинств на законодательном уровне. Сербия подчеркивает особую значимость защиты прав национальных меньшинств, поэтому, специальная часть Конституции посвящена правам и свободам меньшинств и носит название «Права человека и национальных меньшинств». Кроме того, в третьем разделе второй части сербской Конституции установлены основания защиты прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Помимо этого, защита прав национальных меньшинств подкреплена и в других законодательных актах Сербии, особое место среди которых занимает Закон о защите прав и свобод национальных меньшинств 2002 года. Если даже Конституция Сербии закрепляет права национальных меньшинств, она не дает определения этому понятию, что на сегодняшний день остается важным вопросом, связанным с защитой прав национальных меньшинств.

В Законе о защите прав и свобод национальных меньшинств под национальными меньшинствами понимается «группа граждан, которые называются или определяются как народы, национальные и этнические сообщества, национальные и этнические группы, национальности и при этом соответствуют следующим условиям: во-первых, по количеству своих представителей являются достаточно представительными, хотя и представляют меньшинство на территории Республики Сербия; во-вторых, принадлежат к группе населения, обладающей длительной во времени и прочной связью с территорией Республики Сербия; в-третьих, и обладают такими особенностями, как, например, язык, культура, национальная или этническая принадлежность, происхождение или религия, чем отличаются от большинства населения; в-четвертых, члены таких групп отличаются стремлением совместно поддерживать свою общую идентичность, включая культуру, традиции, язык или религию»1. В 79 статье Конституции Сербии закреплены права национальных меньшинств на выражение, развитие и сохранение своей национальной или этнической, культурной самобытности. Еще одной особенностью Сербии в регулировании межнациональных отношении является свободное использование родного языка национальными меньшинствами наравне с официальным языком, если процент таких лиц достигает 15% и более процентам от общего числа проживающих того или иного муниципального образования2.

В Конституции Боснии и Герцеговины босницы, сербы и хорваты квалифицируется как государствообразующий народ, кроме того в Законе о защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принятый в мае 2003 года, приводиться 17 национальных меньшинств, что говорит о большем культурном достоянии страны3. Закон о защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, определяет национальное меньшинство следующим образом: "Группа граждан Боснии и Герцеговины, не принадлежащая к одному из трех государствообразующих народов Боснии и Герцеговины (боснякам, хорватам, сербам), которая состоит из лиц одного или такого же этнического происхождения, обладающих такими же или подобными традициями, обычаями, религией, культурой и ментальностью и имеющих сходную или общую историю и другие общие характеристики"4. Закон о защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам в Боснии и Герцеговине, был переведен на английский язык, и особенно важный момент, на

1 Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

2 Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т. И., Орлов А. Г., Ракитская И. А., Половченко К. А. Научная редакция А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. Москва. 2009.

3 Конституция Боснии и Герцеговины.

4 Информация правительства Боснии и Герцеговины о мерах по осуществлению заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации, 2007.

69

язык национального меньшинства рома, что имеет важное значение, так как представители этой группы меньшинств являются наиболее многочисленными, и в силу исторического фактора, наиболее уязвленными национальными меньшинствами страны1.

Кроме того, в Боснии и Герцеговине после переписи населения в 1991 года выделяют «традиционные» национальные меньшинства, которые проживали на данной территории долгое время, и «новые» национальные меньшинства, которые возникли после распада Югославии, к которым относят черногорцев, македонцев и словенцев.

В статье 15 действующей Конституции соседней Хорватии говориться о равноправии всех народов и национальных меньшинств. В этой же статье закреплены гарантии национальных меньшинств на избирательное право, и специальное право меньшинств избрать своих представителей в Хорватский сабор, однопалатный законодательный орган Хорватии. А также в этой же статье подчеркивается право национальных меньшинств на свободу выражения национальной принадлежности, свобода использования родного языка и письменности, и право на культурную автономию. Кроме того, Хорватия в своей Конституции определяет себя как национальное государство хорватского народа и как государство представителей национальных меньшинств: сербов, мусульман, словенцев, чехов, словаков, итальянцев, венгров, евреев, немцев, австрийцев, украинцев, русинов, болгар, рома, румын, турок, влахов, албанцев и других, которые являются её гражданами2.

В Конституции Российской Федерации так же нет определения понятия национальное меньшинство, однако только в одной России, в субъектах её федерации, при разработке региональных национально-культурных политик используются различные формулировки для обозначения понятия национальное меньшинство. В. Мукомель выявил наличие определении, которые не употребляются на федеральном уровне: «этнические меньшинства» (Татарыстан, Хакасия), «этнодиаспорные меньшинства» (Томская область), «коренные национальные меньшинства» (Бурятия), «национальные общности» (Свердловская облать), «малочисленные национальные общности» (Красноярский край), «малочисленные этносы» (Якутия), «коренная нация» (Калмыкия), «коренные народы данного региона» (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Татарстан, Хакасия, Алтайский, Приморский края, Свердловская область), «коренной этнос» (Хакасия), «титульный коренной народ» (Карелия), «коренное население территории» (Дагестан, Хакасия, Иркутская, Томская области), «этнические группы» (Коми, Дагестан, Якутия), «этнические общины» (Адыгея), «этноконфессиональные и этнокультурные группы» (Бурятия)3. Такой разнообразный подход в области квалификации понятия национальное меньшинство у субъектов России является своеобразным результатом учета региональных особенностей, но в то же время это результат отсутствия регламентированного определения понятия данной категории.

Перспективы унификации категории «национальное меньшинство» в международном праве

Говоря о перспективе унификации категории «национальное меньшинство» следует отметить, что этот феномен охватывает комплексный спектр вопросов. Не удивителен тот факт, что страны самостоятельно подходят к разрешению вопросов межнациональных столкновении, так как прежде всего наличие национальных меньшинств — это исторический фактор.

В международном праве не существует единой дефиниции понятия «национальное меньшинство», что обусловлено объективной реальностью существования таких лиц и их идентификации. Например, причиной может послужить государственное устройство страны, когда субъекты федерации сами определяют для себя квалификацию. Или, в случаях, когда

'Информация правительства Боснии и Герцеговины о мерах по осуществлению заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации, 2007.

2 Конституция Республики Хорватии.

3 Мукомель В.И. Кого относить к этническим меньшинствам // Сайт Центра региональных и этнополитических исследований. www.minorities.seprs.mdem. га. - 05.07.2009.

70

этнический состав государства настолько разнообразен, что значит наличие такого же разнообразие носителей языков, которые не всегда будут родственными. Сложность выработки единого унифицированного определения категории национальных меньшинств прежде всего заключается именно в многообразии ситуации, в которых они живут. Открытость современного общества, международная интеграция и приверженность развитых стран к лояльному отношению ко все видам меньшинств стирают границы для определения данного понятия.

В условиях современного мира принято бороться с любыми видами дискриминации, в том числе и с дискриминацией на национальной почве. Как уже было сказано, проблемы национальных меньшинств является одним из сложных вопросов в современном международном праве. Это осложняется и тем, что существуют различные мнения по этому поводу. Постоянная палата международного правосудия еще в 1935 году озвучила идею о том, что факт существования национальных меньшинств — это вопрос факта, а не права1. Другой пример, пункт 32 Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года, сейчас ОБСЕ, говорит: принадлежность лица к национальному меньшинству является предметом личного выбора2. Исходя из этого, человек как гражданин сам определяет для себя, является ли он национальным меньшинством, или прежде всего гражданином своей страны.

У некоторых стран имеются особые подходы к понятию «национальное меньшинство» в целом, Франция и КНДР. Франция является единственной страной Европейского союза, которая не подписала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, вместе с тем Конституционный совет Франции не допустил подписания Европейской Хартии региональных языков, не признав существование национальных меньшинств на своей территории и тем самым, лишив коллективных прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам3. Северная Корея же утверждает, что в стране не существует вопросов касающихся национальных меньшинств, так как это страна только одной нации. Несмотря на то, что КНДР позиционирует себя как моноэтническое государство, есть малая доля китайцев и японцев проживающих на её территории.

На основе вышесказанного, можно предположить, что для эффективного регулирования межэтнических отношении, родственные государства или регионы, где страны имеют тесную историческую связь, могут закрепить единое определение к понятию национальное меньшинство, а также критерии к их разграничению от остального населения.

Заключение

На сегодняшний день мировое сообщество, как и прежде не отрицает существования проблем межэтнических отношений. Унифицированная единая дефиниция может все-таки поспособствовать улучшению обеспечения прав национальных меньшинств, но искоренить в полной мере все проблемы меньшинств не способна. Поскольку общества эволюционируют, в условиях современного мира и современных вызовов, в век новых технологии, исключительно важно анализировать, и в случае необходимости, корректировать документы по защите прав национальных меньшинств для обеспечения эффективного и стабильного их участия в жизни общества.

1 Stefan Troebst, 'THE COUNCIL OF EUROPE'S FRAMEWORK CONVENTION FOR THE PROTECTION OF NATIONAL MINORITIES REVISITED' (Speaking about rights, 24 May 1999) http://web.archive.org/web/20080609221301/http://www.greekhelsinki.gr/english/articles/chrf-sar2-conseil.html accessed 14 December 2015.

2 Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990.

3 Ronan Le Coadic. ВО ФРАНЦИИ НЕТ МЕНЬШИНСТВ. VIII Конгресс этнографов и антропологов России,Jul2009,Orenbourg,Russia. Pp. 6-11.

Список литературы /References

1. Kagire Edmund. The EastAfrican website. [Online]. [Accessed 1 February 2014 Available from https://www.theeastafrican.co.ke/news/UN-decides-it-is-officially-genocide-against-Tutsi/-/2558/2169334/-/2q2s7cz/-/index.html/ (дата обращения: 10.03.2020).

2. Barany Zoltan. 'Where Myanmar Went Wrong', Foreign Affairs. Volume 97. Is Democracy Dying? A Global Report. Pp. 141-154.

3. Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism, 1963-1970.

4. National Agenda for a Multicultural Australia, 1989.

5. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992.

6. Рамочная конвенция Совета Европы «О защите национальных меньшинств», 1995.

7. PallekM. Minderheiten in Deutschland - Der Versuch einer Juristischen Begriffsbestimmung // Archiv des öffentlichen Rechts. Mohr Siebek, 2000. 587-612.

8. Конституция Финляндской Республики.

9. Половченко К.А. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в Республике Сербия, 2017.

10. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва, 2009.

11. Конституция Боснии и Герцеговины.

12. Информация правительствa Боснии и Герцеговины о мерах по осуществлению заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации, 2007.

13. Конституция Республики Хорватия.

14. Мукомель В.И. Кого относить к этническим меньшинствам // Сайт Центра региональных и этнополитических исследований. www.minorities.seprs.indem. Ru/ (дата обращениия: 05.07.2009).

15. Конституция Российской Федерации.

16. Troebst Stefan. 'The council of Europe's framework convention for the protection of national minorities revisited' (Speaking about rights, 24 May 1999) <http://web.archive.org/web/20080609221301/http://www.greekhelsinki.gr/english/articles/chrf -sar2-conseil.html/8/ (дата обращения: 14.12.2015).

17. Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.

18. Ronan Le Coadic. Во Франции нет меньшинств. VIII Конгресс этнографов и антропологов России. July, 2009. Orenbourg. Russia. Pp. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.