Научная статья на тему 'Определение потенциала риска несохранности груза при организации автомобильной перевозки'

Определение потенциала риска несохранности груза при организации автомобильной перевозки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОХРАННОСТЬ ГРУЗА / РИСКИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА / ПРИЧИНЫ НЕСОХРАННОСТИ / СТРАХОВАНИЕ ГРУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стоян К.К.

Автомобильный транспорт, в настоящие время, занимает устойчивую позицию в экономике РФ. Данное положение обусловлено доступностью и гибкостью данного вида транспорта, которая заключается в его мобильности и локализации деятельности. Кроме того, транспортировка грузов в некоторых субъектах страны возможна исключительно данным видом транспорта по причине дефицита транспортного комплекса. Одна из наиболее ярко выраженных проблем автомобильного транспорта является несохранность груза, которая оказывает значительное воздействие на эффективность данного вида транспорта, и сопровождается негативным экономическим эффектом для предприятия оказывающего транспортные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение потенциала риска несохранности груза при организации автомобильной перевозки»

общения с покупателем, коллегами, начальством; увеличится объем продаж -увеличивается заработная плата; укрепляется ощущение стабильности; появляются перспективы роста. Подобный подход становится особенно актуальным в современных условиях, когда, как считают Е.С. Дашкова и Н.В. Дорохова «изменилось отношение человека к труду. Теперь труд - средство самовыражения и самоутверждения, реализация собственного опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства» [4].

Всеобщее управление качеством ставит в центр любого общественного и производственного процесса человека, так как любой процесс рассматривается как деятельность по удовлетворению потребителя. Рассматривая потребителя не только внешнего (клиенты, заказчики, общество), но и внутреннего (персонал), необходимо говорить и об удовлетворении потребностей сотрудников. Концепция внутреннего потребителя, используется незначительно на ряде российских организаций, так как организация редко рассматривает свою деятельность как совокупность процессов. Но именно процессный подход является одним из основных принципов TQM, и качество каждого отдельного процесса составляют качество организации в целом. Качественное обеспечение удовлетворение своих внутренних потребителей, позволяет произвести в итоге качественный продукт (услугу), обеспечивающую внешнего потребителя.

Список литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества [Текст]. - Введ. 2010-11-23. - М.: Стан-дартинформ, 2011. - 40 с.

2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. (ISO 9001:2008 IDT) [Текст]. - Введ. 2013-01-01. - М.: Стандартинформ, 2012. - 33 с.

3. Дорохова Н.В. Трансформация занятости в России: проблемы и пути решения [Текст] / Н.В. Дорохова, Е.С. Дашкова // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2013. - № 2 (3). - С. 13-16.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РИСКА НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

© Стоян К.К.

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

Автомобильный транспорт, в настоящие время, занимает устойчивую позицию в экономике РФ. Данное положение обусловлено доступностью и гибкостью данного вида транспорта, которая заключается в

его мобильности и локализации деятельности. Кроме того, транспортировка грузов в некоторых субъектах страны возможна исключительно данным видом транспорта по причине дефицита транспортного комплекса. Одна из наиболее ярко выраженных проблем автомобильного транспорта является несохранность груза, которая оказывает значительное воздействие на эффективность данного вида транспорта, и сопровождается негативным экономическим эффектом для предприятия оказывающего транспортные услуги.

Ключевые слова: несохранность груза, риски при перевозке груза, причины несохранности, страхование груза.

В настоящее время автомобильный транспорт является одним из ведущих видов транспорта в области перевозок ни только на территории РФ, но и за ее пределами. Популяризация автомобильного транспорта в области грузовых перевозок в основном обеспечивается гибкостью данного вида транспорта которая отражена в доставке от «двери до двери».

Одна из главных проблем грузовых перевозок на автомобильном транспорте является несохранность груза. Это положение обусловлено негативными экономическими воздействиями на перевозчиков, и снижением эффективности автомобильного транспорта как на предприятие, так и на весь транспортный комплекс в целом. Кроме того, несохранность груза затрагивает личностный и имущественный интерес как грузоотправителя, так и грузополучателя.

На практике все случаи несохранности груза имеют двойственную природу воздействия, которая отражена в техногенном и экономическом воздействии на производственную деятельность предприятия. Однако основным воздействием является именно техногенное, которое в свою очередь формирует экономическое. Согласно этому следует определить предметность груза, которая базируется в определении характера объекта, то есть груза и дальнейший процесс формирования воздействия который в свою очередь негативно влияет на деятельность предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Предметность груза

Груз является вещественным предметом и выступает как материальный и имущественный объект. При наступлении событий несохранности, груз как материальный объект изменяет свои количественные и качественные характеристики, что выступает в виде повреждения или порчи груза. Вследствие чего, груз как имущественный объект обесценивается в виде снижение его стоимости, следовательно, лицо на которое возлагается ответственность обязан компенсировать данное изменение.

Несохранность груза имеет сложную природу формирования по причине большого количество источников наступления данных событий, которые в свою очередь имеют дифференцированную природу воздействия. Источники подразделяются на внешние и внутренние.

Источник считается внешним, когда воздействие на груз оказывается внешней средой, которая в свою очередь состоит из группы сред влияния. Структура внешней среды представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура внешней среды влияющей на сохранность груза

Источник считается внутреннем, когда воздействие на груз происходит в системе водитель - автомобиль - груз.

Согласно практики сформирован перечень причин несохранности груза (табл. 1), который разделен на входящие в процесс этапы, а именно: погру-зо-разгрузочные мероприятия и перевозка.

Таблица 1

Причины несохранности груза

Крепление груза

- метод крепления

- крепежные механизмы

- правильность процедуры_

Продолжение табл. 1

Упаковка и маркировка груза

- состояние упаковки

- материал упаковки

- правильность процедуры упаковывания

- правильность маркировки_

Метод погрузки

- погрузочные механизмы

- бережность погрузки

- рассположение груза в кузове_

Метод разгрузки

- разгрузочные механизмы

- бережность разгрузки_

Действие лиц участников перевозки

- махинации с грузом

- нарушение ПДД

- халатная езда_

Технические неисправности

- поломка АТС

- поломка оборудования (для перевозки)

Внешняя среда

- политические воздействия

- механические воздействия

- природные воздействия

- социальнные воздействия

- дорожные воздействия_

Согласно данным НИАТа была определена распространенность каждой причины (рис. 3).

■ КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА

■ УПАКОВКА И МАРКИРОВКА ГРУ1А МЕТОД ПОГРУЗКИ

■ МЕТОД РАЗГРУЗКИ

■ ДЕЙСТВИЕ ЛИЦ УЧАСТВУЮЩИХ В ПЕРЕВОЗОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Рис. 3. Диаграмма по роли факторов, влияющих на сохранность груза

Так же необходимо отметить, что причиной наступления событий несохранности груза может выступать обстоятельства которые закреплены нормативной базой (внутренней и международной), как форс-мажор. Данные обстоятельства образуется под действием внешний среды. Форс-мажором являются обстоятельства которые перевозчик не мог предвидеть и предотвратить, в основном это действие политической и природной среды, которые определены как действия неопределимой силы.

Прогноз наступления событий несохранности груза на сегодняшний день нигде не практикуется, хотя одной из задач логистического аппарата является взвешивания степени рисков, которые негативно влияют на процесс перевозки грузов. Определение рисков при организации перевозки позволят уменьшить или исключить ряд факторов, ведущих к несохранности грузов.

На сегодняшний день используется множество методов, позволяющих избежать или сократить ущерб при наступлении событий несохранности груза.

Одной из основных является страхование груза либо ответственности перевозчика. Однако существует ряд нюансов, которые обозначают невозможность избегания многих факторов несохранности груза. Один из них это невозможность полного покрытия убытков перевозчика по причине ограничений в отношении страховой суммы к страховому взносу. Размер страхового взноса не может превышать суммы груза, а страховая сумма по аналогии не может превышать страхового взноса. Другими словами, в случаях повреждения не только груза, компенсироваться будет лишь стоимость груза. Кроме того, вторым важным аспектом страхования является ограничения по случаям, что указывается во всех страховых компаниях оказывающих данный спектр услуг как по умолчанию, а именно к страховому случаю не относится несохранность груза в случае недостаточного (неправильного) крепления, размещение груза в кузове, неправильная упаковка и маркировка [3]. Согласно диаграмме по роли факторов и данного аспекта можно четко сформулировать, что перевозчик может оградить себя лишь от 21 % возможных причин.

Существует множество средств, направленных на обеспечение безопасности перевозочного процесса и груза. Но в случае не должного уровня организации перевозки и взвешивания рисков, данные средства не достаточно эффективны. По причине большей стоимости и невозможности определения неблагоприятного экономического эффекта.

Согласно выше изложенному для обеспечения с рациональной точки зрения сохранности груза логистический аппарат предприятия должен взвесить степень риска и обеспечить организацию транспортного процесса на предмет сохранности груза. Для достижения данной задачи необходимо воспользоваться статистическими данными предприятия для обеспечения

более достоверной информации. Необходимо произвести расчет потенциала риска на организуемом маршруте. Для этого необходимо исходя из статистических данных вычислить размер коэффициента случаев несохранности груза за определенный период, который является аналогом величины вероятности случая несохранности груза.

п

_ нес<°хр.

несохр. (1)

Побщ.

где Кнесохр. - коэффициент случаев несохранности груза;

пнесохр. - количество случаев несохранности груза за определенный период;

побщ. - количество маршрутов за определенный период.

Согласно полученным данным необходимо произвести расчет силы риска несохранности груза.

у- _ несохр.

несохр. 1 (2)

1ср.

где/несохр. - сила риска несохранности груза;

1ср. - средняя длина маршрута (за определенный период).

После чего становиться возможным произвести расчет потенциала риска.

р = /несохр. ' ^м

(3)

где р- потенциал риска несохранности груза;

Ьм - длина маршрута.

Данные расчеты, производимые оператором логистического аппарата, позволяют обосновать применение средств, обеспечивающих сохранность груза по определенному фактору.

При должном подходе и необходимому объему информации оператор также может сформировать опасные места маршрута и так же обеспечить должную организацию перевозки. Для этого необходимо сформировать согласно метео прогнозам, погодный маршрут (рис. 4) перевозки, что способствует уменьшению событий непредвиденного характера для водителя.

Все представленные методики возможно выполнять применительно к определенному подвижному составу и водителю, что позволит получить более определенные и конкретные данные для плодотворного обеспечения организации перевозки.

-9 с

о|

г.Тюмень

г.Екатеринбург -16 с 328 км-

! метель

-3 с

г.Орлов 1238 км.

г.Пыщуг -18 с I 1564 км.

##

¡большое количество осадков

-11 с

боковой ветер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-7 с

I д.Кокшарка 1717 км.

<о\

) д.Фоминское | 1902 км.

Ф г.Вологда

О | 2055 км.

ф д.Астрачи

5 с I 2474 КМ'

ф г.Иссад

| 2584 км. Ос 'а д.Синявино

| 2670 км.

г.Санкт-Петербург 2721 км.

+2 с

О

/V

Рис. 4. Погодный маршрут

Список литературы:

1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

2. «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов автомобильным транспортом» от 19 мая 1956 г.

3. Правила транспортного страхования грузов ОАО СГ «Спасские ворота».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.